Голоса. Голоса. Голоса в голове у 12-летней девочки
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  27.01.2024.



Не входить в близкое соприкосновение с тревожной мыслью. Приобретать навыки. Учиться рукоделию. Укреплять ум Иисусовой молитвой.

Вы спрашиваете про голоса, которые появились в голове 12-летней девочки. Чем ей можно помочь?

Скорее речь идет не о единократном действии, а о воспитании в целом. Воспитание в свою очередь не морализаторство, а создание целостного взгляда на мир, самого себя и человека вообще. Это взращивание конструктивных навыков, которые способны помочь справиться с эмоциональными вспышками. То есть речь о развитии человека. Многие проблемы не только подростков, но и взрослых возникают от несформированности. Нет картины мира. Нет конструктивных навыков, а без оных хаотические процессы в сознании не имеют нейтрализующего их контрдействия.

Можно сказать, что появление голосов у девочки скорее подводит нас к вопросу о том, что происходило с ее мамой. Нельзя все сваливать на родителей. Увлечение историей родственников иногда и вовсе не несет перспектив. Упомяну одну девушку, вступавшую в хаотизированные интимные контакты в состоянии помрачения сознания. Ей диагностировали тревожное состояние. Психиатр весьма педантично выспрашивал о родственниках, но не поинтересовался даже ее отношением к жизни. А девушка эта занималась эзотерикой. Выражаясь современным языком, эзотерика разбивает настройки сознания, хаотизирует, вводит в сумеречное состояние. Медитативные практики нацелены на торможение коры головного мозга. Может быть подобрана медикаментозная терапия. Но есть здесь и некоторые крайности. Одна из них – при первом проявлении назначать препараты. Упомяну некоего психиатра (фамилию называть не стану, в его концепции есть моменты спорные). Он не является сторонником назначения нейролептиков. Доктор рассказал историю одной пациентки. К нему на прием пришла девочка с голосами. Состоялся разговор в рамках одного приема, и она ушла. Но как бы развивались события, пойди он обычным путем? По сути, специалист описал процедуру постановки пациента на учет. Для этого требуется мнение еще двух коллег. Возможно, пересекшись в курилке и с его слов узнав историю болезни, они подписали бы девочке назначенную терапию со всеми вытекающими последствиями. Но он просто поговорил. Этот психиатр христианин. Хотя его статьи на это не указывают.

Бывают мысли нелепые. Человек неверующий, не знающий о мире падших духов, может здесь воспользоваться данными научными. В некоторых из последних бесед цикла «Зазеркалье» https://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/ приведены данные из книг «Когнитивная психотерапия расстройств личности» под редакцией Фримена и Бека (глава шизофрению) и «Пластичность мозга» Нормана Дойджа (из главы, где разбирается обсессивно-компульсивное расстройство) Многие современные исследователи пришли к выводу, давно озвученному Святыми отцами – нужно учить человека не входить в рассмотрение нелепых мыслей, не сращиваться с ними, не фиксировать на них внимание. Если они приходят, это не значит, что об этом думаешь ты. Есть такой термин – хульные мысли. Человек, заходя в Храм, ощущает в голове поток нецензурной брани в отношении Бога, Божией Матери, Святых. Один психиатр говорил, что хульные мысли – свойство психастеников, то есть людей определенной акцентуации. Этот специалист даже зачитывал слова святителя Феофана Затворника, который советовал человеку, страдающему от хульных мыслей, не считать эти мысли своими, ведь их всевает враг рода человеческого. Интересно, что бы сказал доктор, если бы узнал, что у людей с разной конституцией по его типологии бывают хульные мысли. Они почти у всех есть. Возможно, он об этом просто не знает. Можно представить человека, который впервые испытывает шквал хульных мыслей в голове. Он шокирован. Он любит Бога, Божию Матерь и Святых. И когда эти мысли возникают, то смущается и считает себя великим грешником. Духовные авторы призывали хульные помысли не считать своими. Беда, если такой человек свою проблему начнет рассматривать с позиции психоанализа. Он попытается найти в самом себе источник этих бранных мыслей. Так помыслы в него и проникают все глубже и глубже.

Бывает, что и дети подвержены нелепым, аномальным мыслям. С духовной точки зрения причиной тому могут послужить родители, живущие в смертных грехах или занимающиеся оккультизмом, что и было показано в романе Уильяма Блэтти «Изгоняющий дьявола». Мама подарила маленькой дочке доску для спиритических сеансов. К ней пришел некий капитан Гауди. Сначала они играли, но потом капитан стал избивать и мучить ребенка. Это был демон. По мере того, как девочка все более и более его в себя впускала, то есть давала право падшему духу на свою душу, его влияние становилось прочнее. Конечно, не стоит ребенка погружать в демонический мир, но объяснять необходимо. Человек со сформированной картиной мира, соответствующей реальности, защищен. Да, кто-то смеется над христианами. Но не забывайте, что хорошо смеется тот, кто смеется последним. Христианин может сохранить внутренний мир, защититься от инфернальных явлений.

Некоторые же психологи предлагают зачастую совершенно невероятные теории, как, например, диалог с каждой субличностью. Человек теряется и уже не осознает своего «Я» среди этих голосов. Кто-то считает, что можно говорить о гармоничной личности только в том случае, когда всем голосам найдено место. Но ведь человек среди них просто утонет.

Душа неуничтожима, конечно. Но у души человека может ослабнуть способность проявиться во вне. Мысленный хаос, затопляющий сознание, будет вырываться из слов, поступков, действий, которые не совместимы с той личностью, что погребена под самим этим хаосом.

И вот именно через воспитание нужно обучать ребенка (да и любого человека вообще) не вникать в тревожные мысли, не входить в их поток. Важно в момент тревожности не погружаться в телефон, в игры. Ведь общение с экраном, стимулируя подкорковые структуры, тормозит кору. Мы защищаемся от манипуляции именно с помощью коры. Важно научить ребенка рукоделию. Один аскет говорил про монаха, но мысль вполне применима и к мирянам – с тем, кто занимается рукоделием, борется только один демон и монах удобно побеждает его, с тем же, кто находится в праздности, борется восемь демонов и одолевают его. Ребенок, не привыкший к труду, не сможет освободиться от тягостных мыслей. Если он приучится не сидеть на месте (не крутиться волчком, но делать что-то), если появится план, ритм, режим жизни, интенсивность тревожных мыслей снизится. Можно научить ребенка песнопениям Божией Матери. Например, «Взбранной Воеводе победительная…». Но нужно именно петь.

В отношении детей и организации их ритма жизни есть мысли в ответах про медитацию:
«Медитация. Ч. 1: В ответ спросившей об отношении православного христианина к медитативным практикам»;
«Малодушие. Медитация. Ч. 2: Нужна ли медитация в системе образования? Почему дети затопляются когнитивным хаосом?».

Поводом для ответа стали слова одного человека о том, что в школах некоторых стран вводится медитация. Возможно, медитация – следствие безысходности. Утрачена картина мира, а может быть и вовсе не сформирована. Игумен Анатолий (Берестов) говорит о депривации духовности. При отсутствии сформированной картины мира, мировоззрения, отсутствуют и навыки, и понимание, что делать с этим тревожным состоянием. Детей учат глушить сознание. Вторая часть ответа о том, как дети могут сами себе помочь. В идеале, конечно, ребенку нужно Исповедоваться и Причащаться. В Таинствах преподается Божественная благодать. Тогда появляется способность не слиться с тревожными идеями, голосами.

Очень значимо – нет ли на кого обиды? Если ребенок ненавидит своих родителей, то нелепые мысли почти неизбежны. Прп. Иларион Оптинский описал несколько подобных эпизодов. Он говорил о тех, кто испытывал неприязненные мысли в отношении родителей. Начинались трудности и у каждого свои. После того, как прп. Иларион помогал им осознать неприязнь, исповедать этот грех и Причаститься, духовная болезнь отступала.

Стоит поставить вопрос о вовлеченности (погруженности) ребенка в контент оккультный. Например, бесконтрольный просмотр аниме, где человек сталкивается с кровью, эротическими моментами и так далее.

Немаловажный факт – сколь ребенок сексуализирован (если можно так сказать). Сейчас происходит что-то невообразимое. Одна знакомая врач педиатр рассказывала о мастурбирующей 6-месячной пациентке. Конечно, трудно здесь разграничить инфернальное и человеческое. Возможно, находит свое отражение и факт, что родители вступают в брак и рожают детей не для того, чтобы новый человек вошел в мир. Можно предположить, что объединение родителей в некоторых случаях происходит на почве голой сексуальности. Дети рождаются в условиях, когда их появления особенно никто и не ждал. Эту страстность родительскую, видимо, они несут в себе, впитывая с молоком матери (не просто же так это выражение появилось). Девочки сейчас очень рано вступают в половые связи. Лет в 13 обостряется интерес к сексуальной теме. Конечно, вполне возможно, что на этом фоне и голоса возникнут, и все остальное. Неверующий психиатр Антон Кемпинский в некоторых моментах честно свидетельствует о своих наблюдениях. Он отмечает, что подростковая шизофрения в основе своей имеет раннюю половую жизнь. В статье «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии). Ч 4. Депрессия как состояние сознания» приведена его мысль. В данной работе среди прочего говорится о девушке (правда не 14 лет), которая однажды на вечеринке выпила и проснулась в постели непонятно с кем. Так началось помрачение сознание. Ей стало казаться, что ее окружают некие существа. Она боялась посмотреть на себя в зеркало, так как опасалась увидеть чудовище. Однажды в качестве фотографа эта девушка была приглашена на Таинство Крещения. Ей стало легче. Познакомилась со священником этого Храма. Стала двигаться в сторону Православия. Полюбила Христа. Помраченность ушла. Сейчас она здоровый человек.

О том, как бороться с этими мыслями в тексте «Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 4. Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира: Срыв, психоз, главная проблема и обретение равновесия, внутреннего мира». Приведена мысль одного духовника – если у человека есть некая предрасположенность к психозу (состояние, при котором человек не отличает внутренних факторов от внешней реальности), то в течение 3-4 лет обсуждая с духовником весь круг жизни, а не только основную проблему, постепенно из жизни выводятся поступки, навыки, процессы, которые и направляли его в патологическую область. Если нет духовника, можно читать и обдумывать свое поведение. Постепенно конструктивно перестраивая свою жизнь, из жизни уходят те предпосылки, на основании которых эти голоса прилепляются к человеку.

Человек смиренный, когда к нему приходит мысль нелепая, лишний раз посоветуется, не станет реализовывать свои мысли сразу, так как критика присутствует. Человек упертый, пропитанный гордостью и самомнением, будет страдать. Тот, кто поражен высокоумием, любую мысль и даже нелепую считает своей собственной. Василий Кинешемский говорил, что горделивый человек считает мысль, пришедшую на ум, справедливой только уже на том основании, что она родилась в его, как ему кажется гениальной голове (своими словами передана мысль). Ярость, обида усиливают приток аномальных мыслей.

В беседах цикла «Зазеркалье» 62a «Суть бесед 40–61. Иисусова молитва и отсечение помыслов. Доверие тревожным помыслам – основа расстройства» и 62b «Суть. Пластичность мозга и научные подходы к решению вопроса навязчивых мыслей. Если все равно приходят, то – не вникать» приведены некоторые мысли о том, как не вникать в тревожные помыслы, не соединяться с ними. Нужно укреплять ум Иисусовой молитвой. Мысли современных авторов по этому вопросу (не принятие тревожных и аномальных мыслей) давно описали духовные авторы. В кратком виде их мнение суммирует святитель Игнатий (Брянчанинов) в статье «Второй образ борьбы с падшими духами» из книги «Приношение современному монашеству». Святитель отмечает, что с тревожной мыслью не стоит пытаться бороться умом. Люди слишком большое значение придают интеллектуальным способностям и недооценивают опытность и коварство падшего духа. Он всегда обманет. В интеллектуальном поединке человек, не имеющий опыта, не сможет победить. Святые могли впустить в себя некий вредный помысл, рассмотреть его со всех сторон, приобрести опыт от борьбы и выбросить его из себя. Но неопытный человек, если попытается впустить в себя разрушительный помысл, чтобы приобрести опыт борьбы, с большой долей вероятности будет им побежден. В этом контексте слова святителя Игнатия можно соотнести с мнением бойцов одного из спецподразделений – в рукопашном бое побеждает тот, у кого больше патронов.