Позитивное мышление. Позитивное мышление. Девушке, которая хотела выбросить плохие мысли из головы и думать позитивно
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  07.07.2024.



Судя по тому, что Вы говорите, Вы хотите стать адептом идеологии позитивного мышления. На так называемое позитивное мышление есть разные точки зрения, рассмотрим этот вопрос более фундаментально. Первая точка зрения заключается в подходе, при котором человек пытается найти технологию, помогающую выбросить негативные мысли из головы, принять происходящее и радоваться тому, что уже есть. Порой такой подход действительно оправдан, если речь идет о мыслях бредовых. Если у человека есть объективные склонности, предрасположенность к такому патологически негативному мышлению.

Я говорю об этом расплывчато, но даже известный психиатр П.Б. Ганнушкин не знает досконально, как формируются психопатии. Тем не менее он свидетельствует о том, что они в человеке есть, по всей видимости носят глубоко укорененный физиологический характер, но это преодолимо. Человек, оказываясь в конструктивной среде и сам, двигаясь в конструктивном направлении, до известной степени может компенсировать или преодолеть какие-то свои особенности.

Даже светские авторы подошли к святоотеческой идее о том, что, когда возникают аномальные мысли, не всегда нужно искать источник этих мыслей, а необходимо просто от них отстраниться. Но это если речь идет о мыслях, которые не связаны с существом человека и его жизнью. Сколько бы психиатры не смеялись над этим, но мир инфернальных сил существует, и он вбрасывает в человека определенные мысли. Но даже в таком случае человек дает какой-то повод, в следствии которого он становится открыт для этих мыслей. Это тот вариант, когда нужно действительно уметь отбрасывать негативные мысли.

Но опять же, отбрасывая подобные мысли, нужно понимать, что ты делаешь, тут речь идет не о сепарации, о которой много говорят психологи. Человек должен опираться на высший уровень своего сознания. Как говорил Лев Выготский, что у Фрейда глубинная психология, а нам нужна вершинная. Когда у человека выстроена система ценностей, есть высшие смыслы, к которым он идет, тогда действительно, опираясь на эти смыслы, он может проигнорировать какие-то свои страхи. Например, супружеская пара, у которой родился ребенок, может преодолеть все опасения, так как в них есть большая любовь. Есть замечательная песня Карандаша «Они будут счастливы», в ней показано, какие страхи есть у молодоженов и как они все это преодолеют. Если у человека нет какого-то высшего смысла, он просто физически не сможет отбросить страх.

Материалы о страхе и тревожности:
– Эфир «Страх принимать самостоятельные решения. Я не верю в себя. Тревога»;
– Эфир «Имея веру, не боишься. В чем причины неуверенности в себе?»;
– Эфир «Эмоции и интеллект. Эмоциональный интеллект? Страхи;– Ответ «Страх. Страх потерять, что имеешь. Прочие страхи».

О страхе ответы:
– Ответ «Страх. Дополнение к ответу про страх. Отсутствие страха патологическое и нормальное»;
– Ответ «Страх. Тяжелые мысли – противопоставить пение»;
– Ответ «Страх (ч.7). На одной дороге было совершено нападение с целью насилия, теперь – страх ходить тем путём»;
– Ответ «Травма. Страх поездки за рулём (выходить из дома и пр.)»;
«Страх. Ч. 4. Страх, что близкие люди умрут. Смотрит ночью, дышит ли супруг»;
«Страх. Ч. 5: Страх, что близкие люди умрут»;
«Страх. Ч. 6: Страх, что близкие люди умрут».

Страхования приступы страха.
Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.

Что делать, когда человек испытывает насилие негативной мысли?
Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8.

***

Крестом рвутся все сети вражии, которые нас окружают. Нужно крестить крестом на восток, запад, юг и север утром и вечером и во всех трудных обстоятельствах  жизни (когда разгневаешься, испугаешься, поспоришь с кем-нибудь, плохой сон приснится и т.д.), читая молитву сию: «КРЕСТ ХРИСТОВ НА ВЕСЬ МИР ОСВЯЩЕННЫЙ БЛАГОДАТИЮ И КРОВИЮ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ДАН НАМ ОРУЖИЕ НА ВСЕХ ВРАГОВ НАШИХ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА. АМИНЬ».

Вкушай натощак утром св. просфору со св. водою Крещенской. Святую воду пей по всякой нужде, хотя бы и поел (когда внезапно заболеешь, разгневаешься, испугаешься, плохой сон приснится и т.д.).

Кропи святой водой Крещенской на все 4 стороны (также потолок и пол) и говори: «ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА ОКРОПЛЕНИЕМ ВОДЫ СИЯ СВЯЩЕННЫЯ В БЕГСТВО ДА ПРЕВРАТИТСЯ ВСЕ ЛУКАВОЕ, БЕСОВСКОЕ ДЕЙСТВО. АМИНЬ».

Использованы материалы брошюры «Покаяния двери отверзи ми двери… Молитвы и святоотеческие наставления готовящемуся к святой исповеди» (издательство «Светоч». С. 43–44)._

Можно также выучить молитву «Да воскреснет Бог» и псалом 90-ый.

Молитву можно читать, если сильный испуг, например, страхования».

Псалом можно хотя бы читать 3 раза в день на память, когда делается механическая работа (моём посуду, куда-то идём, умываемся); утром, вечером и между двумя чтениями – как-то умудриться прочитать.

Ситуация на грани: не справляюсь или возрождаюсь из пепла? Часть 1;
Ситуация на грани: не справляюсь или возрождаюсь из пепла? Часть 2.

Если есть желание, можно полистать текст, который писал.

«Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 2: Современный работник. Вера и путь посреди трудностей».

Упомянул о христианах, прошедших гонения. Их воспоминаний бесценное сокровище. Как они преодолевали трудности, страх их не захлестывал.

– О преодолении страха можно много сказать, но основа – регулярные Исповедь и Причащение, чтение Псалтири и Евангелия. Это – основа.

Фобии и навязчивые вспышки страстей (боязнь глистов, трихотилломания и прочее).
Страх. Девочке, испугавшейся бездомного, сказали нарисовать страх и закопать (1). О ТРАВМАТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.
Страх. Девочке, испугавшейся бездомного, сказали нарисовать страх и закопать (2). О СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Ответ (текст): «Страх перед вирусом и эпидемией – 4 ответа на частные вопросы.

Второй подход к позитивному мышлению состоит в том, что необходимо понимать, что некоторые неприятные мысли, возникают по определенной причине. Они указывают тебе на то, что в твоей жизни была какая-то трещина. Например, в спорте Вам же понятна разница между навязчивым мышлением, и объективной самокритикой. Что такое навязчивое мышление? Здесь имеет место понятие профессиональной деформации. Я знал одного резчика, который делал удивительно точные работы, но однажды он купил икону и сказал, что эта икона бракованная. – Где, покажи? – Вот здесь! Все смотрели и никто ничего там не увидел. Видимо, когда человек привыкает работать с изумительной точностью, он начинает видеть недостатки там, где их нет. И здесь необходимо уметь себя перепроверять с помощью других людей. Бывает, что наша совесть объективно говорит, что мы сделали что-то неправильно, и если человек будет отмахиваться от этих сигналов, счастливым, он точно не станет. Потому что в этом случае равновесие может прийти только тогда, когда человек осмыслит свой опыт и начнет вырабатывать противоположные навыки, чтобы данную трещину закрыть.

Говорят, что китайцы научились лечить депрессию с помощью кетамина. Во время родов, когда нужно каким-то образом расслабить сознание, рассеять его, чтобы импульс боли, поступающий в сознание, не был таким концентрированным, одновременно, чтобы сохранить схватки, ведь нельзя использовать наркоз, стали использовать кетамин. Этот эффект рассеянного сознания от кетамина кому-то показался применимым для лечения депрессии. Но в чем здесь нюанс, депрессия может возникнуть вследствие того, что в жизни человека произошел серьезный конфликт или разрыв между ним и законами мироздания. Во время депрессии, как говорят, активируется область мозга, отвечающая за принятие решений.

«“Три Д” – Депрессия, Деперсонализация, Дереализация. Преодолеть отчуждение: в том числе, и о депрессиилекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

Тут напрашивается образ ребенка, у которого забрали игрушки и конфеты, выключили телевизор и предложили ему подумать о своем поведении. Так же во время депрессии человек проводит много времени в раздумьях. Один человек рассказывал мне, как он лежал со сломанной ногой длительное время, не ел и просто думал. В данном случае попытка пойти первым описанным путем – просто отбросить все мысли, не увенчается успехом, она углубит текущую проблему. Поэтому если какие-то ситуации вызвали трещины в жизни, они должны быть осмыслены, человек должен иметь мужество к ним вернуться, выработать какие-то новые навыки.

Есть замечательный фильм на эту тему «Повторяющие реальность». Трое подростков застряли в дне, который никогда не заканчивается. Парень вспоминал, как он издевался над сестрой, как воровал у нее деньги, когда был наркоманом, и он никак не может с ней примириться, это навязчиво приходит ему во снах. Он пытается заново с ней примириться, несмотря на то, что завтра опять начнется этот день, и сестра не будет помнить этого.

В этом фильме талантливо показано явление, которое может быть описано в терминах психиатрии как дереализация, это очень тяжелое состояние, в котором изменяется восприятие окружающей реальности – человек словно застревает во времени. Как правило, это состояние сопровождается депрессией и деперсонализацией. Деперсонализация – измененное ощущение самого себя, человек воспринимает себя полным уродом, роботом, который выполняет определенную программу, ему кажется, что звуки доносятся как через глухую стену или ватный кокон. В таких состояниях люди ищут либо какого-то экстрима, либо пытаются глушить его наркотиками и алкоголем. Про экстрим я писал в работе «Преодоление игрового механизма. Ч. 5.1: Скорбная радость самозабвения».

Экстрим действует на человека таким образом, что либо прорывает этот ватный кокон и он начинает чувствовать себя живым на какое-то время, либо сильное возбуждение тормозит все неприятное, что испытывает человек, и на какое-то время он об этом забывает. В данной статье я приводил отсылку к роману «Шантарам», главный герой которого участвовал в преступной деятельности, потому что, находясь на грани между жизнью и смертью, он мог забыть о том, что он потерял семью, о том, что он беглец (он сбежал в Индию).

Если у человека во взаимоотношениях была какая-то сложная ситуация и он не сможет простить другого, то он начнет разрушаться. Почему некоторые люди отказываются прощать? Как говорила одна светский автор, работавшая с женщинами – жертвами насилия, что если они простят, то они признают, что мужчина победил. Но когда мы прощаем человека, совершившего зло, это не означает, что мы соглашаемся с этим злом. Другая светский автор, потерявшая маму в концлагере, размышляла о том, как разрушает ее опыт прошлого, но она понимала, что простить Гитлера, это не значит признать, что он совершил хорошие вещи. Простить – это развязаться с этой историей, признать, что ты не обязан разрушаться, только потому, что Гитлер жил на этой Земле.

Один из лучших примеров, которые знаю – это пример Василия Ломаченко, известного боксера, аналогов которому в истории бокса нет. Первый бой на звание чемпиона мира он проиграл (есть мнение, что противник использовал запрещенные приемы, но судья этого не заметил, и по очкам засчитал победу противнику). Василий – православный христианин, он не снимает крестик даже во время тренировок. После того боя он был одержим идеей реванша, тренировался с мыслью встретиться с тем боксером еще раз. Но по мере того, как он тренировался, он личностно возрастал, и в результате эту проблему перерос, противник перестал его волновать по всем параметрам – финансово, карьерно. А если бы этого не произошло, сколько бы лет он провел в глупом положении, бегая за этим боксером по всему миру.

В книге «Памятка воину-христианину» говорилось: простить – не означает солдату отказаться от боевой задачи, но простить – это значит выполнить задачу бесстрастно, хотя это бывает очень тяжело. Если у солдата стоит боевая задача нейтрализовать противника, опустить карающий меч на шею конкретного человека, значит он должен опустить этот меч, но не имея права, издеваться над ним. То есть ты прощаешь противника, как человека, не держишь на него никакого зла, но ввиду того, что он совершил военное преступление, ты должен совершить над ним правосудие, но при этом без всяких издевок.

Была мысль у Симеона (Мазаева) о том, что даже если человек выполняет смертный приговор, если он «не дает подзатыльника» осужденному, никак его не уничижает, просто выполняет задачу, то при наличии в нем и других составляющих – веры, нравственной жизни, ценностей, ориентиров, – есть шанс, что после совершенного человека это не будет мучить, потому что он не поступил против совести. Он рассказывал случай о том, как была совершена кража в общественном транспорте: оперативник задержал девушку, но после выяснились ужасные подробности. Оказалось, что она жила в подвале со своими братьями и сестрами, о которых она заботилась, и когда она там не появилась, представитель сообщества бездомных продал их на органы. Можно догадаться в какой шоковой ситуации оказался этот полицейский.

Но почему у него не было ПТСР? Потому что он знал, что действовал в рамках должностных обязанностей, в рамках закона. Даже когда девушка укусила его за руку, он ее не ударил. Когда шло выяснение обстоятельств по делу у него в кабинете, он принес ей поесть. Он чего-то не знал, но в процессе соприкосновения с этой девушкой, он не выходил за рамки человечности.

Возвращаясь к вопросу о позитивном мышлении, если остался какой-то шрам в памяти, что-то должно быть переосмыслено. Это метафорически было показано в фильме Гая Ричи «Переводчик» (когда вставиал вопрос о прокате этого фильма в России, поднялась некая буря, но если не рассматривать ту тему, что с помощью этого фильма происходит репрезентация США, а смотреть на уровень показанных в фильме человеческих отношений, то что-то из фильма заимствовать, возможно, получится). Несмотря на то, что режиссер снимает достаточно маргинальные фильмы, которые скорее не полезно смотреть, этот фильм чем-то напоминает Ваш вопрос.

Действие фильма происходит во время войны в Афганистане. Американцы стараются быть патриотами и превозносить свою армию, но их участие в этой войне вопрос спорный. Люди, которые были в курсе происходящего, знают, что эта война была как-то связана с «красными цветами, растущими на полях Афганистана». Американский сержант попадает в засаду со своим отрядом и в живых остается только он и местный переводчик. Переводчик совершает колоссальное усилие, рискуя жизнью, он вывозит сержанта горными тропами на безопасную территорию. Тем самым, он ввязывается в неприятную историю с талибами: они раздражены, что он увел у них из-под носа американского солдата. Он становится их врагом и его объявляют в розыск, он вынужден скрываться. Американец оказывается в госпитале в Штатах и не может забыть этого переводчика.

Он говорит, что, оставив его в живых – он его проклял. Живя в благополучии с женой и детьми, имея бизнес, он думал о том, что этот человек спас его ценой большого риска, поставив себя за грань существования. И сейчас его ищут по Афганистану, чтобы убить, отрезав голову или погубив в пытках. Американец не может с этим жить. Он вернулся в Афганистан на свой страх и риск, используя личные средства, чтобы найти переводчика, достать нелегально ему визу и вывести его в Штаты. Американцы показаны с очень благородной стороны, но если рассматривать эту метафору вне контекста войны, то она позволяет понять, как закрываются раны прошлого. И как человек по-настоящему может прийти к позитивному мышлению.

У меня был случай, когда я общался с одним паломником на Соловках. Он произнес фразу: «Я сказал ему в духе», а она напоминает то, как выражаются в неохаризматических сектах. Люди в этих сектах считают, что на них нисходит Святой дух и в этот момент они катаются по земле и хохочут. Мне случалось присоединять к нашей церкви одного человека, бывшего члена этой секты, он говорил, что однажды уже находясь в общине, он начал пить и впадать в какие-то грехи. В этом состоянии на него снизошло то, что неохаризматы считают Славой Божьей. А он же не дурак, он понимает, что в таком состоянии, не может снизойти Слава Божья. Они произносят какую-то тарабарщину и, как им кажется, в этот момент говорят на ангельских языках.

Во времена апостолов страны были разделены языковыми перегородками и проповедовать без особого дара было бы невозможно. Сейчас есть общеупотребительные языки, тогда их не было. Поэтому Господь дал апостолам такой дар, что они, говоря на своем языке, как описано в книге «Деяния Апостолов», были восприняты иностранцами, они слышали их речь и понимали о чем они говорят. У нас сейчас нет нужды в таком даре, потому что мы можем изъясняться на общеупотребительных языках. Когда неохаризматы входят в измененное состояние сознания и говорят на непонятном языке, они считают, что они находятся в Духе. Хотя их речь изучалась, и лингвисты пришли к выводу, что это не язык, а просто набор бессвязных звуков. Пребывание в таком диком состоянии может в будущем привести к психиатрическим диагнозам.

Я тогда не осторожно сказал этому паломнику: «А ты что сектант?». Как выяснилось после, он бывший криминальный авторитет, тогда по его виду это было непонятно. И он тоже с наездом мне ответил: «Батюшка, у Вас что есть какие-то претензии к сектантам?». Я тогда встал в позу и сказал ему: «А ты, что так со священником разговариваешь?». И и он перекрестившись, ответил: «Батюшка, вот Вам истинный крест, я к Вам больше не подойду». Вернувшись в келью, мне было сильно не спокойно. Я пытался пойти по первой схеме – выбросить негативные мысли из головы, настроиться на хорошее, но мне это не удалось, это так не работает. Я весь извелся, пытаясь себя убедить, что я был прав, он был дерзок, у меня были основания так ему ответить, а у него не было. Но в итоге я не смог совладать с этой внутренней борьбой. И хотя был поздний час, я отправился к духовнику.

Некоторые люди, не знающие в чем смысл духовного руководства, считают, что это жить чужой головой, но это не так. Когда у тебя сталкиваются две мысли и нет зацепки какую из них выбрать, эта борьба разрывает твой мозг. Советоваться с духовником – означает не перекладывание ответственности на него, а принятие от него аргументов, с помощью которых он тебе покажет какой из вариантов более правильный. Идя по этому пути, ты развиваешься. И в той ситуации духовник сказал, что я был не прав. Я и сам это понимал, но не хотел этого признавать, пытался скрыть от себя правду и пойти путем позитивного мышления.

 После этого я пошел к тому человеку, было уже поздно, и я его разбудил. Я тогда сказал ему: «Пришло время нам с тобой познакомиться получше». Он меня прекрасно понял, вышел и мы полночи пили чай и общались. Он оказался прекрасным человеком, криминал он давно забросил, и с неохаризматическими сектантами он тоже не был никак связан. Он был знаком с другой сектой, но давно из нее вышел. В его терминологии «я сказал ему в духе» означало «я сказал от всей души», а я воспринял это из своего опыта. Для меня это было уроком, что нужно уметь вернуться. Конечно, как в фильме Гая Ричи, не у каждого хватит духа вернуться в Афганистан, где тебе могут голову отрезать, но на нашем житейском уровне, если мы сделали что-то не то в отношении ближнего, может быть даже уже давно, то нужно попытаться сделать попытку к этой ситуации вернуться. В каком-то смысле вернуться в прошлое – встретиться с человеком и объясниться, даже если он давно об этом забыл.

 о здесь тоже не нужно уходить в перекосы. В программе анонимных алкоголиков, есть шаг, когда нужно возместить ущерб, нанесенный окружающим, и, бывает, такими своими действиями они пугают людей. Они встречаются с человеком, просят прощения за какое-то давнее происшествие, о котором человек уже не помнит, что смущает другого. Нужно подходить к этому осмысленно и не пугать других. Бывает, что мы в жизни пошли не по той ветке реальности, когда с каким-то другом возник конфликт, ваши отношения могли сложиться иным образом. И бывает, что мы возвращаемся, миримся, как-то объясняемся и восстанавливаем отношения.

Зачастую здесь случается так, что через этого человека к нам приходит какая-то информация, которая позволяет нам изменить нашу жизнь в настоящем. Как-то так Господь устраивает, что когда мы стараемся действовать по заповеди, то мы находим подсказки, как нам изменить жизнь. А когда человек отсекает себя от одной ситуации, от другой, он оказывается в вакууме и ничего уже не может со своей жизнью сделать.

Недавно говорили с женщиной, с которой перестал общаться сын. Когда стали выяснять подробности ее жизни, оказалось, что она прекратила общение со многими родственниками. На это у нее было обоснование – они плохие, замучили ее вопросами, они ее достают и т.д. На что я ей сказал: «Почему Вы можете отрезать людей от своей жизни, а Ваш сын не может?». Она говорила, что это разные ситуации, что есть близкие и есть дальние родственники, но так казалось только ей. Если она хочет, чтобы сын поддерживал с ней отношения, то нужно и самой следовать такому принципу.

Я не хочу сказать, что как только изменишь внутреннюю жизнь, то поменяется реальность, как сейчас говорят в эзотерике. Когда в христианстве говорят «стяжай мир в себе и вокруг спасутся тысячи» или «начни меняться внутри и жизнь изменится», это говорится с позиции того, что когда ты начнешь меняться внутри, люди увидят, что ты стал более адекватным, поймут, что с тобой можно общаться и вести дела, Господь начнет помогать.

Как говорил Паисий Святогорец, Господь известит сердца людей, что тебе можно довериться. Когда ты начнешь меняться, Господь тебя благословит и жизнь будет складываться по-новому. Изменяясь, становишься способным воспринять божественный свет, и тогда твоя жизнь преображается. Эзотерики подходят к этому вопросу механистически. Они основываются на неверно понятой идее квантовой механики о том, что как только ты изменяешься, ты начинаешь механически воздействовать на весь остальной мир. Ты начинаешь принуждать мир к тому, чтобы он начал нести тебе почет, уважение и деньги.

Это – магия, а христианство смотрит на эти вещи иначе. Вера от магии отличается тем, что мы, вступаем в общение с Богом, он нам помогает и в качестве дара дает этот мир души. Магия предполагает попытку механического воздействия на бытие.

По-настоящему позитивное мышление возможно тогда, когда человек способен вернуться к какой-то трещине в своей жизни, понять, что было не так и иметь мужество вернуться к той точке, чтобы все исправить.

Не нужно это воспринимать механистически, как в эзотерике, например, в программе «12 шагов», всегда нужно понимать с кем и о чем ты говоришь, не подходить к этому формально. Другой человек – это не средство обретения тобой трезвости. Проблема 12-шаговой программы в том, что другие люди воспринимаются, как просто инструменты для обретения твоей трезвости. Ты доносишь другим идеи сообщества, чтобы самому оставаться трезвым, миришься с другими, чтобы самому оставаться трезвым. В христианском подходе ты признаешь, что была какая-то упущенная возможность, ты поступил не по заповеди, свернул не на ту дорогу.

У многих, с кем я беседую, были разрушены отношения, было больно об этом вспоминать и хотелось вычеркнуть это из своей жизни. Но иногда нужно просто взять телефон и позвонить человеку, сказать, что было много ошибок, мы оба были дураками, хоть прошлого не вернуть, но хотя бы сейчас мы можем по-взрослому помириться.

Маленький принц вернулся на планету, потому что понял, что был не прав, когда бросил розу. Когда он повзрослел, то понял, что роза не была агрессивной, она просто не знала, как общаться. И поэтому она говорила, что у нее есть шипы и она не боится тигров. Он сделал правильный вывод: мы были молоды и не умели любить.

Один человек рассказывал: «У меня в жизни был эпизод, когда я сильно подставил своего друга. У меня были ошибки, у него были ошибки. Я совершил по отношению к нему отвратительные поступки, во мне это жгло много лет. Когда я уже пришел к христианству, то не имел возможности несколько лет с ним связаться. Во время поездки в город, не имея его номера телефона, я решил заехать по его старому адресу. И произошло какое-то чудо, он тоже зачем-то приехал туда в тот момент, хотя жил в другой квартире, и даже удивился и спросил: “Как ты узнал, что я буду здесь?”. Мы поговорили и вместе решили, что сейчас уже не время вспоминать об этом, много воды утекло, мы все совершаем ошибки, мы уже повзрослели и можем начать все заново.

В момент нашего примирения произошел ряд совпадений, возможно, это просто случайности, но они создают впечатление восстановления реальности. Когда я был у них в гостях, я потерял крестик, который был мне дорог. Мы не могли нигде его найти, и после жена обнаружила его в загородном доме. Чтобы передать мне его, она оставила его в своем кафе. Это было сетевое кафе, которое открыл и спроектировал ее муж в качестве подарка для нее. Когда я забирал его оттуда, то должен был потом поехать на встречу с одним человеком. Мы с ним созвонились и оказалось, что он будет ждать меня в этом кафе. Потом мы с ним пришли в одну организацию, там нас встретила девушка, которая, чтобы накормить нас принесла еду, заказанную из этого кафе (о чем говорила упаковка). Может быть, это не о чем и не говорит, но возможно в этом была подсказка, что то, что было сделано, было правильно.

На самом деле, речь идет не о том, чтобы вернуться и залечить раны, а о том, что через этого человека приходит что-то новое в твою жизнь.

Когда в жизни сворачиваешь не на ту дорогу, ты возвращаешься к тому повороту и продолжаешь путь в верном направлении. Был неплохой фильм с Мерзликиным «Заблудившийся», сюжет оканчивается смертью героя, но он успел перед ней покаяться. Сюжет заключался в том, что он с семьей съехал с трассы, ехал по степи и не мог выехать обратно на дорогу. Машина заглохла, у него начинается перепалка с женой. Они решают переночевать на месте и утром что-то придумать или пойти оттуда пешком. Он просыпается и в машине никого нет, они ушли. Он видит недалеко домик, где очень странный мужчина и девочка, вроде как его дочка, и рядом бегает черный пес и ползет змея. Разворачивается сюрреалистический сюжет.

Девушка одета в «змеиное» платье и имеет странную пластику. Ему кажется, что его дети спят в одной из комнат, он вскрывает ее дверь, находит окровавленную одежду и требует объяснений от хозяина дома… В итоге выясняется, что это все его грезы, а заблудился он еще раньше. Связавшись с преступным миром, он кому-то задолжал, ему предложили провести наркотики, чтобы списать долг. Он организовал эту поездку, чтобы перевести наркотики. Сюжет закручивается трагически – начинается перепалка, в ходе которой он убивает свою семью. Когда он это осознает, то достает наркотики и начинает их себе колоть. И дальше он стремится все это забыть. Все это метафоры, в реальности наша психика более стабильна и поверить в такой бред на самом деле сложно.

Еще в фильме был черный человек – демон. Он говорил про Бога. Когда мы смотрели этот фильм, один человек спрашивал зачем же демон напоминает человеку про Бога. Один духовник рассказывал, как к нему однажды обратился человек с жалобой на то, что его мучают демоны и они ему велели прийти к этому священнику. Он пригласил его на следующий день на исповедь, но человек не пришел. После священник узнал, что этот человек работал в банке, каким-то образом присвоил себе крупную сумму денег, ушел от суда и стал депутатом. Если он из этого демонического капкана все-таки не выйдет, то демон его разрушит. Почему же демоны сказали ему идти к священнику, который реально мог помочь? Возможно для того, чтобы забрать возможность оправдания. На Страшном суде человек может сказать, что чего-то не знал, а так выходит, что он все знал. Он пришел к священнику, но эту возможность не реализовал. 

Фильм оканчивается тем, что главного героя находят бандиты и убивают. Но перед этим, когда он понял, что натворил, он сумел покаяться. Когда бандиты сожгли дом вместе с телом убитого, они буквально сразу выехали на трассу, то есть трасса была рядом, просто мужчина не мог ее найти. Во-первых, он заблудился и вошел в измененное состояние сознания. Во-вторых, возможно Господь дал ему путь для предсмертного покаяния. Когда Мерзликин стал просить прощения, демон закричал, ведь он хотел его сподвигнуть к самоубийству. Он рассказывал ему страшную правду и намекал на веревку, тот уже ее взял, но ему потом пришла другая мысль. Демон кричит, когда его сжигают, потому что не удалось исполнить его замысел. Один духовник говорил, что самое вожделенное стремление демона – подтолкнуть человека к самоубийству. Какой бы грех не был, человек может покаяться. А если он покончил с собой, то такой возможности нет.

Самоубийство – это ведь есть некая хула на Бога. Человек в состоянии отчаяния кончает с собой и уходит таким в вечность. Бывает, что можно метафорически запустить машину времени и вернуться в то место, в котором ты поступил неправильно, но в некоторых ситуациях уже невозможно начать все заново, человек мог уже уйти из жизни, и остается только покаяние. Тогда эта трещина зарастает и Господь дает новые возможности.

Об этом сейчас есть много красивых метафор, например, в романе Водолазкина «Лавр». В этом очень глубоком романе много архаических деталей, напоминающих больше языческие суеверия, перемешанные с верой, но Водолазкин скорее хотел продемонстрировать архаичность мышления человека средневековья, а не пропагандировать эти суеверия. В романе показан молодой человек Арсений, который учился у знахаря, действительно владевшего искусством врачевания травами.

У него была девушка Устина, которая готовилась к родам. Ему предлагают помощь в родах, и он отказывается, потому что считает себя достаточно профессиональным врачом, но что-то пошло не так и она во время родов умирает. Арсений поначалу пытается отрицать реальность, он забаррикадировался дома, тело его девушки уже начало разлагаться, но он отказывался признавать факт произошедшего. Его в этом можно прекрасно понять, когда человек испытал потрясение, произошедшее не укладывается у него в голове. Кажется, что этого не может быть, просто потому что этого не может быть. Ты уже ждал, как через полчаса у тебя будет ребенок на руках и счастливая жена, а в итоге они оба погибли. Как с этим жить – непонятно.

Когда он уже долго не выходил, мужики выломали двери и вывели его из дома в очень тяжелом состоянии. Но постепенно он приходит в себя и начинает путешествовать по Руси. Тогда ходила чума, и он исцелял людей. В произведении показаны четыре этапа его жизни. Первый – жизнь с Устиной, который закончился с ее смертью. Второй – когда он был, путешествующим по Руси, врачевателем. Затем он принимает монашеский постриг. И после становится отшельником – схимонахом.

Кстати говоря, в этой книге я нашел лучший ответ на концепцию буддизма. В буддизме стремятся уйти от страдания путем принятия идеи, что тебя нет. Если с тобой произошла скорбная ситуация, а тебя «нет», человека, с которым это произошло, тоже «нет», и самой ситуации «не было» – то и нет никакого страдания. На востоке идея реинкарнации не несет такого радужного окраса некоего приключения, как у нас в эзотерике, там это идея возвращающейся смерти. С их точки зрения человеческая жизнь бессмысленна – человек попадает в этот мир, страдает и мучается, а затем перерождается и его страдание продолжается. В буддизме утверждается, что так как не существует целостной человеческой души, то можно при жизни себя разрушить на некие элементы, которые не смогут собраться в новое воплощение, тем самым человек выйдет из цепочки перерождений. Буддизм активно пытается доказать, что человеческой личности нет. Это противоречит даже физиологии, академик Ухтомский показал, что доминанты зреют годами. Занимаясь спортом, Вы знаете, что безупречно выполненному акробатическому элементу предшествуют годы тренировок, он происходит не на пустом месте, а на основе системы навыков, которые Вы начали формировать еще с детства.

В «Лавре» Арсений спрашивает своего наставника о том, что у него было четыре разные «жизни» и где в них был он? На это он ответил, что все эти четыре истории соберутся в Боге. Есть высшая надмирная реальность, в которую человек был устремлен во всех точках своего бытия. И в период юношества, и в период странничества, и в период монашества, и в период отшельничества. Были некие высшие смыслы, была личность Христа, в которую он был устремлен. У Иустина (Поповича) есть молитва «Христе, восполни меня собой», то есть человек не автономен, и только во Христе он восполняется.

Когда Арсений стал отшельником, к нему приходили люди он помогал им, исцелял их своей молитвой. Однажды так произошло, что Господь дал ему исправить то, что он когда-то совершил. К нему прибежала беременная девушка, которую хотели убить. Времена были суеверные и так как был не урожай, кто-то посчитал, что это произошло, потому что она имела сношение с дьяволом и теперь ее нужно убить, чтобы вернуть урожай.

Отклонюсь немного в сторону отношений язычников и христиан. Некоторые современные язычники обличают христиан за гонения на них в прошлом и ссылаются на момент, когда воевода Ян Вышатич расправился с волхвами. Волхвы, пользуясь неблагоприятными с/х условиями, клеветали на женщин, что неурожай произошел по их вине, убивали их и потом овладевали их имуществом. Когда они убивали этих женщин, они разрезали им кожу и пользуясь какими-то фокусами, делали вид, что доставали из них жито, рыбу и т.д. И Ян Вышатич это дело присек. Из этого описания ясно, что борьба шла не против самих язычников, а против учиняемого ими беспредела.

Эти мужики в романе «Лавр» хотели убить девушку, и был единственный шанс ее спасти, сказав, что это его ребенок. Над ним стали смеяться, говорить, что считали его схимником, святым человеком, а он оказался блудником. Его имя покрывается позором. Если раньше люди приносили ему еду, дрова и пр. и он мог не заботиться об этих бытовых нуждах, то теперь ему стало необходимо тяжело работать, чтобы как-то прокормить себя и эту девушку. Он принимает у нее роды, рождается ребенок, со временем все понимают, что он был невинен. Его хоронят при большом стечении народа. Господь дал ему заново пройти ситуацию в новых обстоятельствах.

В фильме «Миа и белый лев» показана семья, переехавшая в Африку на ферму по разведению львов. Брат Мии страдает паническими атаками, что с ним началось после того, как лев, с которым мальчику нравилось бывать, был отдан на запланированную охоту. Льва просто закрывают в вольере и расстреливают богатые люди и фотографируются с ним. Мии не нравится жить в Африке, но на ферме появляется маленький белый львенок, к которому она сильно привязывается. И вдруг выясняется, что папа собирается отдать его тоже на запланированную охоту. Она пытается спасти льва, совершает с ним бегство и хочет его отвести в заповедник, где запрещена охота.

Полиция получает указание расстрелять этого льва. В конце фильма Миа со львом почти добираются до заповедника, остается несколько сотен метров, но их настигает картеж полиции, готовый расстрелять льва. Полицию вызвал папа и он понимает, что сейчас он потеряет второго ребенка. И он подбегает ко льву, становится рядом с ним, полиция получает приказ отменить огонь, чтобы не попасть в человека, и он сопровождает льва до границы. То есть ситуация пошла вновь по этому болезненному сценарию, был риск, что все повторится с другим ребенком. Обычно в такие моменты люди вопиют в небо, не зная, что делать и им приходит ответ. Папа сумел пустить эту ситуацию по другому руслу, как и в «Лавре». В итоге он вернул дочь и сына.

Так же и Вам нужно подумать над своими трещинами и определить, либо это действительно пустые страхи, либо это те ситуации, которые нужно исправить.

В одном тексте рассказывал о мужчине, который изменил жене, он исповедался, но это не принесло ему успокоения. Я спросил его, почему он это сделал, он ответил, что ему казалось, что она его не любит. Ему так казалось, потому что она была не эмоциональной. «Значит Ваш грех не только измена, но и гордость. Вы считаете, что все люди должны быть такими, как Вы. Есть мужчины, считающие, что женщина должна быть такой же коммуникабельной, как и он, иначе она какая-то не такая. Ваше покаяние, должно состояться не только в том, что Вы перестанете изменять супруге, но и в том, что дадите ей и другим людям в вашей жизни право быть такими, какие они есть. Если она не эмоциональна и сдержанна, это не означает, что она не любит», – сказал я ему тогда. Я не знаю, как дальше развивалась их история, но тогда он сказал, что у него отлегло.

Также и в поэме «Антропологический манифест» было метафорично сказано про исцеление ран прошлого. «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ – поэма. “Contr” постмодерн, метамодерн, некромодерн».

В том случае если Ваши страхи все-таки окажутся беспочвенными, можно почитать об этом в подборке про страхи. А если страхи исходят из трещин в прошлом, которые необходимо заделать, как было описано выше, это делается через формирование противоположного навыка. Может быть на волне успеха и славы Вы прошли мимо человека, ему стало больно, то по духовным законам Вы будете потом страдать. Этот духовный закон сформулировал Марк Подвижник, суть его в том, что, если по нашей вине кто-то смущается, то и мы будем смущаться. Поэтому и на вершине славы и успеха, мы должны понимать, что любой человек, дворник или охранник, не может быть нами уничиженным. Через покаяние только и можно обрести радость жизни, или позитивное мышление. У святых отцов есть понятие радостотворного плача – в покаянии человек приходит к слезам, очищающим его сердце и тогда в душе появляется радовать. Человек исправил свою проблему, залечил трещины, примирился с каким-то человеком. Примиряясь, он обретает не только этого человека, одновременно он обретает и весь остальной мир. Потому что он исцелил эту рану, а она отделяла его от всех остальных, была причиной его одиночества.

Когда есть мысль о том, что у тебя был какой-то шанс, а ты им не воспользовался, этот вопрос нужно адресовать Богу. Должен наступить момент истины, нельзя принимать решение, когда нет сформулированного ясного ответа. Когда я отвечаю на письма, то жду пока не выкристаллизуется ответ, потому что мой опыт показывает, что в ином случае ничего хорошего из этого в итоге не получается.

Даже, чтобы разорвать отношения с человеком, нужны веские основания, если их не будет, то потом придется до конца жизни думать правильно ли ты поступил. Чтобы не было таких тяжелых мыслей, нужно стараться принимать решения четко для себя их обосновывая.

Чтобы не сойти сума, ломая голову в размышлении о прошлых поступках, нужно в глубине себя адресовать волнующий Вас вопрос Богу, впустить Бога в свою жизнь. Так бывает, что когда мы молимся, не обязательно о разрешении какой-то конкретной ситуации, то действительно Господь через какие-то события начинает нас обучать, показывать что-то, и в результате усвоения этой информации, что к нам поступает, нам становится понятно наше прошлое со всей очевидностью. Бывает нам показываются 2-3 ситуации, аналогичных произошедшей с нами. Только в прошлом нам казалось, что это событие несет радужные перспективы, а через эти ситуации мы можем увидеть, что итог совсем иной. Мы накапливаем сведения, представления, опыт, в результате, которых прошлое становится более или менее понятным и уходят иллюзорные представления. Когда наступает понимание, что мы совершили ошибку, что мы сейчас находимся в ошибочном месте, тогда приходит время для покаяния. «Да, Господи, я совершил ошибку, сейчас в моей жизни так, как есть, и я не хочу совершать новые ошибки». И тогда Господь может дать настоящему бытию какое-то иное течение, иной статус. Господь всесилен, и он может забрать эту душевную тяжесть, может вдохнуть радость в то, в чем вы сейчас находитесь.

 Бывают и бредовые ситуации. Один доктор рассказывал, что у его пациентки были такие идеи, что, если бы она несколько лет назад распознала болезнь, она бы вовремя вылечилась и сейчас не болела. Болезнь была не страшной, с ней можно жить, к ней можно адаптироваться. Мысли о том, что несколько лет назад не сделала нужного обследования, убивают.

 В одном из ответов я уже рассказывал о том, что у меня тоже были мысли, которые меня просто сжигали. Когда я только начал записывать лекции на видео, то записывал их на телефон. Один знакомый сказал мне, что есть программа Adobe Premiere, где можно синхронизировать звук, записанный на микрофон, и видео. Я на него прогневался, мне казалось, что эта программа, слишком сложная, нужно тратить время на ее освоение, и стал работать в более простой программе, где загружаешь видео и из сегментов делаешь цельную полосу. Я так делал 2 года, радуясь, что я нашел правильное решение, а потом меня постигло открытие, которое меня «убило». Я выяснил, что когда накладываешь аудиодорожку на видео, записанное с телефона (а телефон режет видео блоками), то в итоговом видео не хватает блоков. Возможно была какая-то проблема с телефоном, порой случалось, что 40 мин могли выпасть из видео. В 2-х часовом видео выходит 3-4 блока, когда они совмещались с аудиодорожкой, иногда между ними возникали пропуски, то в 10 с, то в 1 мин, то в 40 мин.

И сейчас не представляется возможным узнать сколько материала из прошлых лекций выпало. Может быть ничего, а может быть много. А ты готовился, собирал материал, с кем-то беседовал, писал, просил людей, чтобы они что-то написали, и возможно эти сегменты ушли безвозвратно. Проверить, что это за сегменты очень сложно, можно конечно прослушать эти сотни часов лекций, но это почти не реально. Уже невозможно вспомнить какой блок информации в каком месте должен был быть, так как многое в лекциях говорится не по плану. Меня жгла мысль «как я мог так поступить? мне же говорили!». Я думал, что меня нагружают лишней работой, и я казался себе гением, который удачно решил задачу. Но единственный способ от этой тяготы избавиться – это покаяние, признание того, что произошло, принятие этого, как урока на будущее. Да, меня предупреждали, а я поступил по-своему, причем со злорадством, отбросил ценный совет. Авва Дорофей писал, что бывало, что у него было лучшее представление о деле, как ему казалось, но он делал так, как учил его брат.

Это не призыв жить чужой головой, часто мы совершаем ошибки, но мы этого не понимаем, нам кажется, что мы все делаем правильно. И только человек, у которого есть навык прислушиваться к другому, может избежать колоссальных ошибок. И таким образом, это жжение в моей душе прошло – «и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг». Если в прошлом были какие-то неразумные страницы, если были совершены необдуманные поступки, и тебе кажется, что твоя сегодняшняя жизнь – плод этих неверных решений, – то необходимо в этот момент обратиться к Богу. Кажется, что это очень не просто, но Бог может эту ветку реальности исцелить.

Протоиерей Димитрий (Василенков) рассказывал, что в воинской части произошла трагедия (к сожалению не редкая для воинских частей) – военнослужащий играл оружием, он думал, что оно разряжено, нажал на курок и застрелил своего товарища. Когда отца Димитрия пригласили в следственный изолятор, этот солдат был на грани самоубийства, он не был даже крещен. Он сказал ему, что тот может сейчас обратиться ко Христу, на что он ему ответил: «Ну и что это даст!». И произошло чудо – родители убитого знали по переписке, что их сын не был во вражде с арестованным, на суде они ходатайствовали об отмене приговора и он был освобожден.

Обращение ко Христу способно исцелить поврежденную ветку реальности и это не просто слова, не то в чем Вы должны себя убедить, происходит действительное изменение той полосы, той цепочки выстроившихся событий, в которых Вы оказались. Бывает, что Вы в ужасе от того, в какой ситуации сейчас находитесь, от человека, с которым Вы в ней оказались, он Вам отвратителен. Но после обращения к Богу и изменения своей жизни, вдруг появляется любовь к этому человеку, те проблемы, которые у Вас с ним были, они просто исчезают, и Вы понимаете, что этот дар был ниспослан свыше.

Но бывают и искушения, например, в монашестве (а монашество очень похоже на таинство венчания), когда человек избрал по любви духовника, после начинается период искушений. Монах начинает ненавидеть себя за то, что совершил ошибку, выбрал не того духовника. А он связан с ним монашеским постригом, уйти от духовника – это нарушить монашеский обет, это очень серьезно. Часто это становится многолетним искушением, человек злится, ненавидит себя и духовника, но стараясь не поступать против совести, когда-то через этот период проходит, обретая новые навыки души.

Один монах рассказывал мне о таком периоде отношений с его духовником. Духовник призывал его хотя бы просто исповедоваться у него, и не советоваться с ним, если он так к нему относится. Этому монаху хотелось кричать ему в лицо: «Да не хочу я вам исповедоваться!». И он сильно злился, что он связан с каким-то священником, которого он просто ненавидит и ничего нельзя изменить. Этот период испытаний длился около 5 лет. Монаху резали сердце его недостатки, и кардинальным шагом в их отношениях был момент, когда духовник сказал потерпеть его, покрыть любовью и он покроет любовью его. Ему хотелось кричать на него: «Что это мне даст?!». Духовник попросил его читать чин 12 псалмов и на каком-то этапе все перевернулось, он понял, как много всего тот ему дал. Те советы, что казались ему бессмысленными и пустыми, вдруг обрели смысл. Он понял для чего ему была дана эта ситуация, что она сделала его более взрослым. И через эту ситуацию он научился простой вещи – она элементарна, но пришлось много страдать, чтобы это осознать, – если в другом человеке есть вещи, которые ты не приемлешь или ты думаешь иначе, то это не повод для разрыва. На этом и основано христианство – любовь покрыть любовью. Если твой духовник дает тебе совет, который кажется неправильным, это не значит, что нужно кричать ему в лицо, что он не прав, можно просто сконцентрироваться на его хороших словах и следовать им, а то что считаешь неправильным покрыть любовью. Может быть у него нет в этом опыта, может быть у него было другое воспитание, другие взгляды на жизнь, это не повод разрывать отношения. Это взросление, все через него проходят.

Стоит взять паузу, если Вы считаете, что живете не с тем человеком, если думаете, что это была ошибка и были другие варианты Вашего пути. Возьмите паузу, не в том смысле, чтобы не общаться с тем, с кем Вы сейчас находитесь, а просто не принимайте поспешных решений и обратитесь к Богу с этим вопросом. Он Вам через книги, через внешние обстоятельства, через события начнет показывать, какие ветки реальности бывают. Это будет Вашим персональным обучением, через какое-то время у Вас появится полностью осмысленное представление о том, как что могло быть. Исаак Сирин говорил, что благодать Божья начинает обучать человека и показывать от каких тяжелых обстоятельств Господь его избавил. Желательно на этом пути советоваться, чтобы размышления не оказались бредом. Мы не застрахованы от формирования бредовых конструкций, и нужно себя перепроверять.

Сомнения должны быть, но не губительные. Человек сначала принимает что-то по вере, потом начинается период, когда он испытывает веру разумом. Лишь бы это не было теми сомнениями, что бывают у протестантов. Чтобы эти сомнения пройти, должны быть какие-то опоры, принятые через доверие Богу. Иначе эти сомнения приводят к тому, что человек ставит под сомнение и само бытие Бога. Если человек имеет ориентиры на основе, которых он двигается по жизни, то проходя период сомнений, он выходит из них крепче. Укрепляет не только свою силу, но и любовь. Он познает и общение и одиночество, и любовь и отсутствие любви. Понимает радость одного и горечь другого, осмысленно совершает выбор. 

И напоследок – слова академика Ухтомского:

«Большинство армии – солдаты – мало озабочены будущим: они всецело живут настоящим», – писал Цезарь Ложье о настроении великой армии Наполеона перед вступлением ее в роковые равнины России (Ц. Ложье. Дневник офицера великой армии. Москва, 1912. С. 23). Только немногие люди среди офицерства и генералитета испытывали смутные предчувстия ожидающих их бедствий. Что же? “Здоровое ли легкомыслие” большинства говорило тут, то “здоровое” легкомыслие, которое помогает беззаботно пресмыкаться и отдаваться во власть влекущих сил, – force majaure? Для одержимых здоровым легкомыслием, которое ставится в плюс Возрождению, по сравнению со средневековым трагизмом мироощущения, не существует трагических предчувствий не заговаривает совесть, молчит пророческое слово, не внятны голоса «Dies irae». <.„> И это при всем том, что именно руками этих самых людей охваченных здоровым легкомыслием, вносится трагический ужас в жизнь мира, и ими, как молотом, дробится, разбивается в куски история!

Со здоровым легкомыслием влеклись толпы гуннов на Европу; со здоровым легкомыслием татары наводнили святорусскую землю; со здоровым легкомыслием молодые люди в англоманствующем обличии творят казнь своей родины за исторические прегрешения!

Да, здоровое легкомыслие можно приветствовать разве только с той высшей и страшной точки зрения, что его руками творится трагизм истории и ее возрастание к почести высшего звания.

Логика событий уже влечет роковым образом разрушение; но она еще не видна даже фактически стоящему во главе рокового движения, этой лавины, нависшей над бездною! <…> Как ужасно это, когда ум видит вещи последним, тогда как ноги уже несут его с неизбежною логикою к концу! Да, лишь пророчественная совесть может провидеть и предварять события!» (Ухтомский А.А. Дальнее зрение. Из записных книжек (1896-1941). СПб.: Трактат, 2017. 202 с.).