-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 19.09.2024. |
Постепенное формирование навыка стрессоусойчивости
О том, как выходить из адреналинового стресса, могу сказать следующее. Конечно, хочется найти методики, которые помогут в моменте, но духовник объяснял мне в отношении молитвенного делания, что применимо и к другим случаям, что не бывает волшебного рецепта и какого-то приема. Если человек хочет, чтобы его ум был чист во время молитвы, он должен выстраивать соответствующий образ жизни. Стараться поступать по совести, не жить какими-то скачками. Если человек живет в полном хаосе, то собираясь погрузиться в молитву, он встретится с этим хаосом, и также в отношении покоя в стрессовых ситуациях. Духовник не редко говорил мне, что ты сейчас учишься, нарабатываешь опыт, возможно, Господь через эту ситуацию что-то открывает, что поможет тебе в будущем, когда ставки будут выше, чтобы ты смог найти правильную ориентацию. Действительно, если человек старается жить по-Божьему, Господь своим Промыслом помогает ему. Бывает, что перед какими-то масштабными событиями он дает ситуацию, проигрывающую в малой мере грядущее. Возникает какой-то взрыв в твоей жизни, конечно, это все происходит по-настоящему, это не репетиция, ты ищешь какие-то ответы, советуешься, изучаешь ситуацию, пытаешься унять волнение. А потом понимаешь, что в этой ситуации, которая была в чем-то острой, Господь дал тебе возможность обрести те навыки, которые тебе помогли в ситуации, что произошла чуть позже, там случился уже настоящий взрыв.
Духовник также говорил, что тебе тяжело, но, если сейчас ты это не пройдешь, дальше будет трудновато. И через многие годы спустя это подтверждалось, когда случалась ситуация внешне совсем другая, но те навыки, что были тогда воспитаны, помогали удержаться наплаву в новой ситуации.
Например, приходилось работать сильно допоздна, это как-то угнетало, вызывало стресс. Но когда учишься такие ситуации проходить с любовью и терпением, то вырабатываешь иммунитет, и в будущем, когда вся жизнь вдруг переносится в «ночной режим», это уже воспринимается легко, потому что ты несколько лет, по аналогии с рукопашным боем, отрабатывал этот прием. Есть такое выражение: «В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки». Я часто об этом упоминаю в ответах, какие-то дни человек проходит на подъеме, какие-то проходит в апатии, он подвержен воздействиям изменяющейся погоды или атмосферного давления и т.п. И в экстремальной ситуации велика вероятность, что он упадет на нижний уровень. Или как говорится в восточной пословице: «Из кувшина можно налить только то, что в нем было».
Мы постоянно в жизни испытываем небольшой стресс, например, ударились ногой об угол, но не будем же мы проклинать этот угол, что он во всем виноват. Кто-то вырабатывает в таких ситуациях навык благодарить за все Бога, говорить «Слава Богу!». Есть один мальчишка, сын знакомого, который очень любил играть в активные подвижные игры, а там где такие игры случаются ситуации, когда тебе что-то прилетает, либо ты падаешь, либо кто-то тебя больно задевает, и он начинал плакать или бить того, кто его задел. Я ему объяснял, что это игра и вступая в игру, ты принимаешь определенные правила, у тебя есть выбор и ты можешь не играть, если тебе что-то не нравится. Какой-нибудь психолог, возможно, сказал бы здесь о дисфункциональных отношениях, что, если мальчику говорить «не надо хныкать, ты не девочка», он вырастет неспособным выражать свои чувства. Но это нормальная ситуация, если он не хочет плакать, если его это злит, тогда просто не стоит играть, на самом деле, тут не происходит никаких вытеснений и зажимов. Ему никто не запрещает выражать свои чувства, просто нужно понимать, что в игре люди принимают определенные правила, где-то немного потерпят, если что-то произошло. Ему самому потом даже понравилось, он потихоньку стал входить во вкус, и если даже где-то ударялся, он просто потирал ушибленное место, немного покряхтывал и снова бросался в игру. В каком-то смысле он стал выковывать реакцию на стресс.
Здесь есть такой узкий момент, что некоторые психологи считают, что эмоции, реакции – не произвольные; на самом же деле мы их закладываем, мы можем их перепрограммировать (не люблю это слово, можно его использовать лишь с учетом того, что мы не относимся к человеку, как к биологической машине).
Минус препятствия в плюс задачи
Мне понравилась в книге О.С. Никольской «Аффективная сфера человека» идея о том, что детей необходимо обучать перерабатывать минус препятствия в плюс задачи. Но, не смотря на все достижения книги, нужно сказать, что одна голова была узковата, автор, являясь неверующим человеком, попытался разбирать религии. Говоря об аффективной сфере, она выделяет 4 уровня. 1-й – это, когда у человека есть какой-то запрос и он выступает с некой инициативой, с некой спонтанностью. На 2-м уровне эта спонтанность уже конденсируется в какую-то модель поведения. Ребенок хочет есть – он попросил накормить его маму. Мама откликнулась и он понимает, что нужно делать, чтобы получить отклик на свой запрос. На 3-м уровне в ситуации, если отклик не был получен, приходится исследовать другие варианты действий. И здесь проявляется готовность творчески среагировать на слом твоего шаблона действий. А на 4-м уровне проявляется способность учитывать интересы других людей. Например, если мама спит – подождать. Я часто привожу стихотворение Агнии Барто, где девочка, желавшая поиграть, заканчивает свое размышление словами:
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Далее автор проводит параллели, что 3-й уровень аффективности, это уровень восточных религий. А 4-й – уровень христианства, который она представляет как высший, как способность перестраивать свой аффект в ситуации, связанной с другими людьми. Потом в одной главе у нее начинается путаница, она пытается все эти уровни сопоставить с христианством. Примечательно, что она, как человек не верующий, не знает на какие тексты ориентироваться. Когда она пишет о христианстве, то берет тексты Р. Штайнера и данные по самому мрачному периоду средневековья, при этом данные о католичестве. Здесь можно вспомнить слова Достоевского, который говорил, что люди, встретившиеся с иезуитами становятся атеистами, они думают, что все верующие таковы. А когда она говорит об индуизме, она берет Алана Уоттса, католического священника, ставшего дзен-буддистом. При этом 3-й уровень она описывает, как спонтанность и креативность, а 4-й, как застой и консерватизм. Опять же, она может была не в курсе чем закончил Алон Уотс, а он спился. Под конец жизни он говорил, что не нравится себе трезвым. История Алона Уотса приводится в книге Серафима Роуза «Не от мира сего». Если бы дзен-буддизм давал человеку креативность и спонтанность, с чего бы тот стал спиваться?
Но вернемся к идее преобразования минуса препятствия в плюс задачи. Когда что-то не получается и хочется расплакаться, попробуйте подумать для чего Вам эта задача дана и что здесь можно было бы предпринять. И когда человек обучается, желательно с помощью других, такому типу реакций, то стресса как такового можно сказать и не происходит. Да, что-то случается в жизни человека, ситуация его встряхивает, но она стимулирует процесс выработки решений, он не уходит в ступор.
Я сам переживал подобную ситуацию, когда утратил один свой текст. Тут же хотелось уйти в этот минус, наверное, в такие моменты люди напиваются, но возникла другая мысль, что пока этот текст еще хорошо помнится, нужно его восстанавливать. А когда я его восстанавливал, увидел какие-то нюансы, которых не видел в первый раз, были какие-то моменты, которые может и не стоило описывать тем образом, как было описано, и стало понятно, что произошло это только к лучшему.
Постепенно, как писал Нассим Талеб в книге «Антихрупкость», в человеке формируется эта самая антихрупкость, то есть такой внутренний настрой, при котором встречающиеся стрессы раздувают внутренний огонек в пламя, но не гасят его. В том числе, наблюдая чужую скорбь, человек способен ее выдерживать и не уходить, например, в алкоголизм. Он лишний раз убеждается насколько все в мире шатко, непостоянно, а раз так, значит нужно держаться за что-то подлинное. И речь не только о Боге, но и о любви, о каких-то принципах. Как в аниме «Кайдзи» были моменты, которые можно рассмотреть с христианской позиции. Если вокруг все плохо, как говорил Кайдзи, нужно держаться за все, что только можно.
Цикл бесед «Остаться человеком. Ч. 5
Стрессовая ситуация, связанная с другим человеком выводит наружу, как говорил Ухтомский, те содержания, которые были в тебе до нее. Ты закладываешь ту реакцию, которая сейчас выстрелит задолго до самой ситуации. Кем ты окажешься человеком или нелюдем? Стрессовая ситуация выявляет кто мы, может мы плаксивы, легко деморализуемы… И тогда стрессовая ситуация становится откровением нашей немощи, показывает сколько нам нужно еще работать. И это ощущение задачи, вектора, в котором нужно двигаться, выводит нас из ступора. Так постепенно встречаясь с жизнью и стараясь пройти ситуацию по-человечески, мы становимся готовы встретиться с более масштабным событием.
Восстановление внутреннего раскола через покаяние
Когда человек оказывается неготовым встретить ситуацию полноценным деятелем, он раскалывается. Он поступает, как поступает, ни всегда с лучших позиций, а потом образовывается бредовая система, призванная соединить 2 расходящиеся ветви. Часть его сознания признает, что он поступил неправильно, ужасается, человеку тяжело, а покаяния нет. Если бы было покаяние, он сказал бы: «Господи, прости, я поступил плохо в этой ситуации. У меня нет ни мудрости, ни знания как поступать. Помоги мне разобраться, помоги мне, как ты сам знаешь». Если человек этого не делает, то формируется бредовая система, которая призвана объяснить ему произошедшее.
Здесь, конечно, помогает молитва, но это длинное предисловие было сказано для того, чтобы показать, что не только молитва, человек должен и сам как-то свою жизнь двигать к лучшему. Если человек сам ничего не делает, не движется в правильном векторе, то, возможно, в стрессовой ситуации он вообще не придет к молитве, не сможет молиться. В молитве можно сказать все как есть, как говорил Феофан Затворник, сказать прямо: «Господи ты видишь, что во мне (перечислить), справиться с собой не могу, помоги, Всемилостивый», и человек почувствует, как отпускает от сердца. Если обстоятельства имеют затяжной характер, хоть волком вой, тогда читают Псалтирь.
Тот же самый духовник говорил мне, что когда у него был период в жизни, когда на него свалилось очень много скорбей, хотелось просто кричать и он не знал, что ему делать, он читал Псалтирь – первую кафизму, вторую, третью, и в какой-то момент отпускало. Это не значит, что нужно всю жизнь их читать, душа, со временем, выработает некий навык. Когда человек читает Псалтирь, происходит не так, что Господь просто забирает ситуацию из его сознания и все, а в момент, когда его отпускает, вдруг становится очевидным, почему он вошел в эту ситуацию, в чем были его ошибки и каким образом ситуацию можно исправить. Человеку дается это внутреннее знание. Конечно, всегда остается элемент искушения, потому что и враг нашего спасения может какое-то знание подбросить человеку, некое ложное откровение. Не стоит размышлять над проблемой во время чтения Псалтири.
Бывает так, что ты плачешь и сетуешь, душа рвется на части, и вдруг какое-то слово касается тебя и проясняется ум, ты со всей очевидностью понимаешь, что на самом деле произошло с тобой, в тебе. И ты успокаиваешься, вот на этом месте можно остановиться, можно дальше не читать. Если это какое-то ежедневное правило, тогда дочитать до конца. Но если читаешь просто, чтобы успокоиться, дальше можно не читать. Постепенно навык прохождения скорбных, стрессовых ситуаций будет укрепляться, благодаря накоплению этого опыта. То, что Вам будет приходить на ум, оно тоже остается с Вами, постепенно этот опыт помогает не опускаться на прежнюю глубину переживаний в стрессовой ситуации.
В беседе «С чего начать христианскую жизнь? Часть 4» я рассказывал, как выживаю в Москве. Иногда за день случается очень много встреч, накапливается много эмоций и переживаний, при этом зачастую необходимо очень сильно торопиться. Не помню приводил ли в этой беседе ситуацию, когда скоро было пора уже вылетать, вот-вот должно было подойти такси до аэропорта, а кто-то пришел на исповедь, позвонил человек, на которого кто-то наехал и он хотел прямо сейчас кого-то убить, еще один благотворитель прислал своего помощника с компьютером, на котором смогу редактировать беседы и с этим помощником нужно еще было что-то обсудить, и вещи были еще не собраны. Конечно, все с Божьей помощью, успелось, исповедь прошла, с помощником поговорил, вещи собрал, но на заднее сидение такси село четыре меня. Как в мультике про шапку:
– А ты можешь из одного куска овчины сшить шапку?
– Могу!
– А две?
– Могу.
– А три?
В итоге мастер согласился сшить какое-то количество шапок, и когда тот скупой человек пришел за своим заказом, перед ним было много маленьких, с наперсток, шапочек. Так же и в машине сидело четыре таких человека, был какой-то внутренний разрыв. И в такой момент стабилизироваться нужно не через какие-то психопрактики или аутотренинг, а обращаться к живому Богу: «Господи, прости, что в этот момент я перешел на эмоции, я вскипел, я потерялся». И в такой покаянной молитве перебираешь события, предшествовавшие твоему состоянию.
Есть такое христианское делание, когда 5-15 минут мы вспоминаем как прошел день, если были конфликты, почему они были, за хорошее благодарим, за плохое исповедуемся Богу. Это делание в некоторых молитвословах описано после заключительной молитвы в чине вечерних молитв, где мы исповедуемся Богу. Но то, о чем я говорю немножко другое. Здесь мы начинаем с того момента, где мы себя потеряли, сорвались в эмоции, совершили неправильный шаг, на основании которого что-то еще произошло. Если куда-то поспешил или эмоционально ответил, уже потерял центрированность. Поэтому следующий человек, который к тебе подошел уже вызвал у тебя негативные эмоции. Может быть, ты с ними и справился бы, если бы был в себе, но покой уже был утрачен.
И так перебираешь все то, что в твоей душе было, все что привело к этому коллапсу. И, действительно, каждый раз происходит обновление души, иначе как чудом, это не назовешь. Когда в покаянной молитве ты вспоминаешь этот сумбурный день и доходишь до того момента, когда ты сел в такси и начал молиться, подойдя к той точке, в которой сейчас находишься, негативное состояние разорванного мышления, как шелуха с тебя сходит и ты вновь полноценный деятель, который может делать то, что он считает нужным.
Важно тоже отметить, что многие стрессовые ситуации возникают на фоне какого-то состояния, уже нечто им предшествует. Старец Клеопа Румынский выделял 12 ступеней греха, в то время как другие духовные авторы обычно описывают 5 ступеней. В привычном варианте изначально приходит прилог, помысел, человек начинает о нем размышлять, потом ум перемешивается с этим помыслом, возникает пленение, уже не ты думаешь мысль, а мысль думает тобой, и на последней ступени появляется страсть. Когда эта цепочка повторяется много раз формируется устойчивая реакция. А старец Клеопа еще добавил ступени до и ступени после. Вначале ты не сделал то, что ты должен был сделать. То хорошее, что ты мог сделать. Утром не помолился или самонадеянно, легкомысленно вошел в какую-то ситуацию, и тут же опустился на ступень ниже. Потом вошел в легкомысленное состояние, это еще не порабощение грехом в полной мере, а некоторая предрасположенность. В состоянии такой расслабленности, если тебя таранит какая-то жизненная ситуация, ты уже готов качнуться и накриниться достаточно низко. А будь ты более собранным в этот момент, качнулся бы, но, как боец, сразу вернулся в стабильное состояние. Это не значит, что нужно быть постоянно в таких зажатых латах, ходить как рыцарь в доспехах, как раз в таком состоянии человек тоже уязвим, в гипернапряжении долго находиться невозможно. Когда человек находится весь в обороне в отношении внешней опасности, он может не замечать, что происходит у него внутри. Он ожидает везде подвох, становится гневливым, злым, фанатичным, у него растет неприязнь к другим людям.
Преодоление стресса через обретение субъектности
Каждый человек сам для себя вырабатывает какие-то понятия, какие-то понимания, которым он следует по жизни. В беседах я часто упоминаю учение академика Павлова о второй сигнальной системе. Это некие семантические связи, которые на уровне физиологии можно понять, как нейронные сети, а на уровне смыслов, как какие-то смысловые структуры. То как мы видим этот мир, как мы его воспринимаем обеспечивает нашу защиту от неприемлемых условий среды. Я часто привожу цитаты из книги Брушлинского «Психология субъекта» о том, что, когда человек становится субъектом, когда он воспринимает себя как делателя, тогда можно сказать он как раз преодолевает это сопротивление среды. Это не значит, что он становится неуязвимым, он как и прочие люди может скорбеть, страдать, ситуации его таранят. Но он способен понимать внутреннюю суть происходящих с ним событий, способен не терять присутствие Духа, способен радоваться жизни. Если живешь с Богом, это не значит, что ты находишься в некой капсуле стерильной, Господь тебя готовит к жизни Вечной, помогает тебе освободиться от страстей, иногда дает тебе болезненные лекарства, это тоже все нужно пройти. И вырабатывается какое-то определенное отношение к жизни, к скорбям, которое позволяет сохранять себя в тяжелых условиях.
Православный человек все видит, все понимает, но на принципиально иных основаниях. На беседе про травматический опыт В Бутово, я приводил выдержки из книги монахини Никоны «Союзом любви во Христе соединенные», в которой она собрала письма христиан, священнослужителей в ссылках. Эти люди находились в критической ситуации, но она над ними не довлела, они были центрированы на чем-то ином, что им позволяло оставаться собой, человеком, христианином, стяжать присутствие Духа, они продолжали радоваться жизни.
«Счастье и страдание. Опыт христианского подвига и практическая психология»:
Часть 1, часть 2, часть 3.
Продолжение:
1-2. Травма. Христианск. понимание. Преодоление, выход из травматического опыта, создание иммунитета;
3. Травма. Христианское понимание. Преодоление и выход из травматического опыта, создание иммунитета;
4. Травма. Христианское понимание. Преодоление и выход из травматического опыта, создание иммунитета.
Поначалу человек вырабатывает определенную стрессоустойчивость. Он возрастает именно, как человек, как христианин. Рассматривая ситуации через призму святоотеческого знания, он начинает видеть какие-то закономерности в происходящем. А когда человек не имеет высшей точки зрения на ситуацию, он остается наедине со своим горем, стрессом, которые его разрушают. В кризисной ситуации, когда человек не находит, как ему поступить, выявляется его немощь. Это дает, по крайней мере, возможность посмотреть на себя со стороны, что тоже ценное знание, может быть, смысл ситуации был в этом.
Соразмерность участия в судьбе другого в опоре на Промысл Божий
Вы говорили, что увидели, как человек пережил инфаркт и были этим деморализованы. Но мы не знаем жизни этого человека, как он жил, как он к этой ситуации пришел, что он с этим попытается сделать после. Для кого-то болезнь приходит, как предупреждение, которое поможет, например, перестать пить. Иногда и такое бывает.
В статье «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии). Часть 1» в главе «Некоторые особенности состояния отчуждения у медицинских работников» ставил вопрос, в том числе, о медицинских работниках. Если они не приходят к вышеописанному пониманию, то они сгорают в ежедневном человеческом страдании, конечно этим трудно овладеть в полной мере, это уже целое искусство жизни, которому мы годами учимся.
Подробнее – «Врачи, медицинские работники, люди социальных профессий – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».
Также очень хорошо это было описано в книге иеромонаха Тихона «Архиерей». Там было рассказано об опыте отца Герасима, который видел много людских страданий и выгорел, но один мудрый архиерей вернул его к жизни, объяснив всю глубинную суть происходящего. И когда отец Герасим смог увидеть все на другом уровне, он воспрял. Когда Бог воспринимается, как тот, кто должен избавить человека от страдания, а страдания вокруг не прекращаются, то рождается следующий из этой логики вопрос: А где же Бог?
Архиерей как раз показал ему, что Бог вошел в человеческую историю, чтобы дать человеку противоядие от этого вируса смерти. Но лучше моего пересказа будет прочитать эту книгу. Кстати, книгу я упоминал в цикле о восточных учениях. Будда преткнулся на вопросе о страданиях, не смог понять факта наличия страдания и этот факт переработать, в результате своим последователям он предложил просто себя выпилить из действительности, которую он назвал иллюзией Майя.
Мне очень понравилась мысль Юлианы Владимировны директора центра социальной адаптации святителя Василия Великого, для сложных подростков, находящихся в конфликте с законом. Владимир Легойда брал у нее интервью в рамках своей авторской программы «Парсуна», где она как раз рассказала о своем первом месяце служения, это была помощь бездомным. Ее опыт можно сопоставить с опытом о.Герасима – не будь у тебя веры, ты можешь просто утонуть в человеческом горе. Она рассказывала, как один бездомный проходил в больнице лечение расстройства кишечника и у него просто напросто не было трусов. Несмотря на весь масштаб бедственности его общего положения, в тот момент нужно было сосредоточиться на том, чтобы достать ему трусы. Если рассматривать ситуацию во всем масштабе обнаруживаешь, что у человека нет образования, нет того, нет сего, и это ни у одного человека, их очень много, можно во всем этом утонуть, если у тебя нет веры.
Однажды ко мне подошел человек, который без паспорта гулял по Москве, он хотел поисповедоваться. Я купил ему поесть и в ходе нашего общения позвонил человеку, занимающемуся помощью бездомным. Но этот бездомный не смог даже ответить на простые вопросы: кто он, откуда. По всей видимости, у него присутствовало какое-то психическое расстройство. А принять в центр могут только после медицинского освидетельствования, чтобы оно произошло, нужно было вызвать полицию. Алгоритм такой – вызываешь полицию, полиция доставляет его в психиатрическую клинику, там ставят диагноз и после этого человек уже может попасть в центр помощи бездомным. Но я подумал в тот момент, что вызов полиции, это не то, ради чего человек подошел к священнослужителю. Я прочитал ему разрешительную молитву, купил ему Псалтирь, Евангелие, молитвослов, крестик, дал какую-то одежду. Вечером он уже куда-то пропал. Я не знаю откуда он пришел, какая у него была история, почему он утратил паспорт, в связи с чем у него появилась болезнь. Промысл Божий привел этого человека ко мне и возможно моя задача была не в том, чтобы как-то решать его дальнейшую судьбу, может быть нужно было просто помочь в моменте – купить еды, сказать доброе слово.
Когда человек своим умом пытается охватить все аспекты жизни другого, то приходит аналогия с аптекарскими весами, на которых начинают взвешивать мешки с цементом и они просто ломаются. И у меня даже не было гарантии, что если подключить какие-то ресурсы, и, например, сделать этому человеку паспорт, что он через 5 минут его не выбросит. В таких случаях нужно действовать постепенно, если на встречу человеку сделан шаг, он делает также шаг, тогда мы уже делаем еще шаг. Если человек демонстрирует адекватность, понимание, желание дальше делать что-то вместе, тогда уже масштабы содействия можно увеличивать. Потому что у человека может и не быть такого запроса, может это мы придумали, что он нуждается в масштабной помощи. Если нет понимания, что есть Промысл Божий, который как-то поддерживает бытие этого человека, он с ним с рождения, и мы все эти скорбные факты его жизни воспринимаем в голом виде, то можно просто сойти сума. Когда мы смотрим с позиции, что в этом есть Промысл, только тогда мы можем чем-то помочь человеку, не беря на себя лишнего.
См. также тексты:
«Ситуация на грани: не справляюсь или возрождаюсь из пепла?», часть 1;
«Ситуация на грани: не справляюсь или возрождаюсь из пепла?», часть 2.