-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 14.12.2024. |
Когда мы сталкиваемся с зависимостью близкого человека, нам нередко хочется выделить данную ситуацию как нечто отдельное, особенное, выбивающееся из привычной жизни. Но это не всегда верный путь. Недавно мне задали вопрос –как быть, если родственник страдает зависимостью? Стоит ли вмешиваться, как реагировать на его поступки, что делать со своими сомнениями и колебаниями? Признаюсь, мой ответ, возможно, не был слишком конкретным. Такие вопросы часто требуют не пошаговых инструкций, а внутреннего роста и обогащения личности. Кто-то может сказать, что это не «практический совет», но вся наша жизнь –это процесс становления. Мы порой ошибочно сводим смысл жизни к получению профессии, заработку, комфорту, где в идеале никто не мешает нам сидеть перед экраном с коробкой сладкого, убеждая себя: «Я взрослый человек, не лезьте ко мне со своими советами». Однако именно серьёзные, подчас трагические ситуации вытаскивают нас из зоны мнимого покоя. И тогда через боль и внутреннюю борьбу мы начинаем искать не просто решение, а опоры, которые помогут нам устоять, когда вокруг все рушится. В этих поисках мы читаем, молимся, размышляем. И если при этом мы не потрясаем кулаком в небо, обвиняя Бога, а стараемся смирить своё сердце, то со временем ответ начинает выкристаллизовываться.
Этот ответ может быть непростым. Порой он заключается в том, что мы решаем отпустить, дать человеку понять, что наши пути расходятся. Но даже тогда мы не вычёркиваем его из своей любви. Как при этом возможно сохранить внутренний покой? Если мы действительно следовали совету Спасителя: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди, и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф 18. 15–17), – то мы прошли весь путь. И если произошло расставание, но мы по-прежнему открыты к общению и возможности принять человека, когда он захочет что-то изменить –значит, мы действовали не из обиды или поспешного решения, значит, мы обрели почву под ногами. Непросто –принимать подобные решения, руководствуясь только внутренним миром, но хотя бы частично со временем этому можно научиться. Важно в течение дня находить моменты тишины – не только чтение о реабилитации, ленты новостей и социальных сетей, где в шуме постоянного потока информации мы теряем себя, –нам необходимо научиться отключаться от внешнего, хотя бы немного настраиваясь на тишину. Сердце может быть охвачено страхом и отчаянием, важно создавать пространство, где может прозвучать подлинный ответ.
Не всегда полезно сразу переключаться на так называемый «строй сердца», который может быть охвачен хаосом. Можно предложить разделить этот процесс на два этапа. Первый –посредством сосредоточения через внешнюю, может быть даже «искусственную» молитву научиться унимать тревожное, бушующее сердце, чтобы на него могла снизойти Божественная роса. Мы не сразу чувствуем отклик, но именно с этого внутреннего усилия начинается настрой. Второй этап – испытание совести, выделенное в конце дня время, когда мы честно, без самообмана, начинаем всматриваться в себя: что происходит в сердце, какие страсти в нём живут, какие помыслы действуют? Есть древняя метафора из Псалтири –море, в котором «гади, им же несть числа». Кто-то уподобляет этому морю свое человеческое сердце. Так постепенно, мы начинаем различать, когда в нас говорит страсть, когда –страх, когда –гнев, и когда изнутри приходит ложное, эмоционально перегретое решение. Такие состояния можно почувствовать телом: душу словно кто-то наматывает на кулак, всё напряжено, тревожно, сбито.
Проблема в том, что человек часто игнорирует такие сигналы. Он либо действует резко, «по справедливости», прикрываясь ложной правотой, либо, наоборот, отказывается от действия, уходя в пассивность, хотя в глубине движим всё той же неразрешённой страстью. Иногда мы реагируем с болью, по-человечески. Петр Мамонов упрекал свою мать, что она слишком эмоционально воспринимает его поступки, она же отзывалась: «А как иначе? Родной человек гибнет –неужели я должна спокойно на это смотреть?» Это не оправдание всплесков, но понимание, что все мы –живые люди и иногда не справляемся. Однако важно, когда мы не справляемся, –выносить это через молитву на суд перед Лицом Божиим. В череде верных и ошибочных решений, проб и падений, если мы не теряем евангельского пути, со временем начинаем разбираться. Так человек, которого после аварии едва не приговорили к инвалидности, учится ходить заново. Падает, спотыкается, ударяется –но снова и снова встает, чтобы двигаться по намеченному пути.
Становление человека всегда происходит через усилие, иначе мы скатываемся в инстинктивное существование: живём по рефлексам, воспринимаем трудную ситуацию с близким не как зов о помощи, а как досадную помеху, не дающую спокойно есть сладкое перед экраном. Конечно, всё это звучит не очень конкретно, но в поиске воли Божией конкретность приходит не сразу. Бывает, человек колеблется, сомневается, действует наощупь в отсутствии данных –а потом происходит нечто, подтверждающее верность сделанного выбора.
На Афоне есть удивительная особенность: когда ищешь дорогу к монастырю и оказываешься на развилке без единого указателя, и неясно –куда двигаться дальше, выбираешь одну из дорог и только спустя время видишь знак, подтверждающий правильное направление. Почему же не разместить указатель сразу на развилке? Возможно, наш путь требует доверия, так же как и в жизни. В этом отношении, преподобный Авва Дорофей учит: когда мы поступаем по совести и послушанию, даже при недовольстве ближних, Господь выправит положение. Если цель –истина и любовь, Бог все устроит. Если поступок был по Богу, и ты не преследовал личных целей, из самолюбия прикрываясь своим положением, Господь уравновесит ситуацию и не попустит несправедливости. Когда в бизнесе, производстве, науке или в ситуации взаимодействия с зависимыми родственниками, мы сохраняем совесть и не отрываем взгляда от Христа, мы можем надеяться, что Господь Своим промыслом уравновесит ситуацию, и опыт жизни со временем подтвердит, что Господь действительно всё выравнивает.
***
Ниже приводятся некоторые выдержки из книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения».
«Хранение совести в отношении к ближнему требует, чтобы не делать отнюдь ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего делом, или словом, или видом, или взором: ибо и видом, как я часто повторяю, даже и взором можно оскорбить брата. Короче сказать: человек не должен делать ничего такого, о чём знает, что он делает это с намерением оскорбить ближнего: сим оскверняется совесть его, сознавая, что это сделано с тем, чтобы повредить брату или опечалить его – и сие-то значит хранить свою совесть в отношении к ближнему».
Святые старцы Варсануфий и Иоанн Пророк отвечали на вопросы преподобного Дорофея следующим образом:
На вопрос о том, что братья по обители скорбят на преподобного авву Дорофея, из ответа 36: «Когда ты говоришь по Богу, то не от себя говоришь и делаешь добро, но Бог действует во всём. А благое Божие не рождает зависти. Если же она и появится на малое время, то скоро угасает». Из ответа 37 на вопрос, стоит ли сказать, что считаешь нужным: «Отцы сказали, что хорошо говорить Бога ради и молчать Бога ради. Слова же их значат следующее: говорить, как я сказал, не по страсти хорошо, ибо говорящий таким образом Бога ради говорит, а когда кто видит, что хочет что-нибудь сказать по страсти, то если промолчит, хорошо сделает, ибо он умолчит Бога ради. Если же хочешь говорить по Богу, не заботься о том, что сказать, иначе ты не исполнишь заповеди; но предоставь это дело Богу, и Он вложит во уста твои, что сказать для пользы».
Вопрос 41. Того же к тому же: Если кто из старцев, высших меня, спросит меня о чём-нибудь, должен ли я сказать, что нахожу полезным?
Ответ Иоанна: Не твоё дело говорить это, потому что ты не знаешь воли Божией, действительно ли сие полезно; но если кто из них спросит тебя, скажи ему со смирением: «прости меня» и: «я не знаю».
Вопрос 42. Того же к тому же: Когда брат делает что-нибудь среднее, но не согласно с моею волею, и я скорблю о сём, как мне поступить: промолчать ли и не успокоить своего сердца, или ласково сказать и тем избавиться от смущения? Если же дело это другим причиняет скорбь, а не мне, сказать ли мне ради других, или сие будет напрасное вмешательство в чужое дело?
Ответ Иоанна: Если дело будет безгрешное, среднее, и ты хочешь сказать для того только, чтобы успокоить твоё сердце, то в сём обнаруживается твоё побеждение, что ты, по немощи своей, не можешь потерпеть. Укори же себя и молчи. А когда брат другим причиняет скорбь, то скажи Авве твоему, и он или сам скажет тому брату, или тебя вразумит, что тебе сказать ему, и ты будешь спокоен.
Вопрос 43. Того же: Если я говорю Авве ради других и догадываюсь, что брат смущается сим: как мне поступить? Также, когда он оскорбляет и других, и меня: сказать ли мне ради других или промолчать, потому что это и меня беспокоит? Если же знаю, что брат не скорбит о сём, сказать ли и себя ради, или принудить себя промолчать?
Ответ Иоанна: Если ты скажешь Авве, а брат смутится сим, то тебе нет до того дела. Когда нужно будет сказать ради других, и это тебя озабочивает, скажи ради их, себя же ради принудь себя не говорить.
Вопрос 44. Того же: Но помысл говорит мне, что, если брат смутится на меня, он сделается мне врагом, полагая, что я его оклеветал перед Аввою.
Ответ Иоанна: Это злой помысл, возбраняющий исправлению брата. Не удерживайся, но говори Авве только по Богу, а не по страсти; ибо и на врачей ропщут больные, которых они лечат, но врачи пренебрегают сим, зная, что после они их будут благодарить.
Вопрос 45. Того же: Когда вижу, что помысл побуждает меня сказать не для пользы брата, но для того, чтобы оклеветать: сказать ли мне, или промолчать?
Ответ Иоанна: Вразуми свой помысл сказать по Богу, а не по страсти. Если же побеждаешься желанием оговорить брата, скажи Авве, исповедуя ему клевету свою, чтобы обоим вам получить исцеление: брату от греха, а тебе от клеветы.
Вопрос 46: Если же помысл не допустит меня исповедать Авве, что я говорю с намерением оклеветать брата: что мне делать, сказать ли или нет?
Ответ: Не говори ничего, и Господь попечется о сём. Тебе не должно говорить со вредом душевным. Господь исправит брата, как Ему угодно.
***
Иногда на перепутье сомнений бывает достаточно короткой молитвы: «Господи, я ничего не понимаю, но я ищу Твою волю. Направь меня. Не дай мне ошибиться». Это уже начало соработничества Богу. Ведь мы не полагаемся на эмоции, а пытаемся свериться с Евангелием, ищем решение по совести –и даже если не всё ясно, Господь подкорректирует наш шаг, сделанный с чистым намерением и в доброй воле. Опыт жизни подтверждает: Господь действительно выравнивает путь. Главное –принимать решения, насколько возможно, в мирном духе. Не всегда это удаётся, но если есть стремление, если мы стараемся сверять свои шаги с заповедями Евангелия –даже если ситуация начинается тяжело и развивается неблагоприятно, шансы выровняться остаются, и мы можем надеяться, что Господь подстелет соломку нашему близком –и когда он упадет, он не разобьется. Когда за человека возносится молитва, даже боль и падение становятся для него назиданием: он может вынести ценный плод. Если молитвы нет –он падает и разбивается, а испытываемые страдания, остаются лишь мучением без смысла, и надежды.
Важно принимать решение в состоянии мира, но внутренний мир не так просто достичь. Тогда возможен другой ориентир –момент истины. Один знакомый сетовал: «делаешь – смущение, не делаешь – ещё большее смущение». Но среди беспокойства и неуверенности наступает момент, когда ситуация должна себя проявить.
Такой момент показан в фильме «Момент истины (В августе 44‑го…)» по роману Владимира Богомолова, рассказывающий о драматических событиях августа 1944 года в Беларуси. Капитан Павел Васильевич Алёхин, командир оперативно‑розыскной группы СМЕРШ в исполнении Евгений Миронова, вопреки приказу отказывается проводить масштабную операцию, предпочитая терпеливо наблюдать, раскрывая шпионов через их собственные действия. Надо дождаться момента истины – шпион проявит себя.
В жизни часто бывает, что мы не можем принять решение, но ситуация показывает, что всё не решится «само собой». Так сын знакомого священника начал употреблять вещества, возможно, синтетические, со временем его поведение стало агрессивным, и отец увёз его в охотничий домик в лес, надеясь, что природа поможет прийти в себя. Пребывание на природе часто помогает человеку, но, если по истечении десяти дней признаки дестабилизации только усиливаются –это уже повод для срочной психиатрической помощи. Когда ситуация выходит за пределы предсказуемого и нет никаких гарантий, что всё закончится хорошо, цена промедления может оказаться слишком высокой. Когда нет уверенности, что может сделать человек –вдруг он возьмёт нож и кого-то ударит –всё может закончиться трагедией. Конечно, вызов психиатрической помощи сочетается с опасениями, что его поставят на учёт, что это скажется на его будущем: водительских правах, возможностях. Но это не самое страшное. Гораздо хуже, если произойдёт нечто непоправимое.
Когда ситуация не рассасывается сама собой, в какой-то момент необходимо принять решение, потому что дальше тянуть уже невозможно. Когда появляются изменения –человек выходит на контакт, начинает выходить в конструктивную деятельность, –тогда мы готовы ждать. Но если агрессия нарастает, речь становится бессвязной, а действия неадекватными, то ожидание вдвоем в домике в лесу может оказаться русской рулеткой. Особенно если человек употреблял синтетику –непонятно кем и из чего приготовленную. Неизвестно, какие участки мозга уже пострадали. К сожалению, известно немало случаев, когда такие вещества приводили к катастрофическим последствиям.
Когда человек колеблется, всё ещё ищет решение, взвешивает все за и против, особенно важна молитва. Наш рассудок –как аптекарские весы, которые ломаются, если на них положить слишком большие проблемы. На одной чаше –страх за ребёнка, материнская любовь, возможные последствия, на другой –его жизнь, угрызения совести за бездействие. Но в какой-то момент становится ясно: дальше бездействовать невозможно. Ум – это орган, предназначенный для общения с Богом, и ему дана созерцательная способность. Она охватывает целостное поле реальности, давая возможность видеть ее объемно, цельно, в свете смысла. Но чтобы эта способность ума могла пробудиться, человек должен выйти из водоворота страстей. Лишь свободный от них, ум начинает ясно созерцать логосы –причинно-следственные связи, на которых строится реальность. Погруженная в смятение, созерцательная способность уходит вглубь, словно затапливаясь хаосом мыслей и переживаний. Когда в такой момент на хрупкие весы суждений пытаются навалить мешки с камнями: всё выходит искажённо, несправедливо, не по мере.
Иногда стоит подождать, дать шанс. Но если человек этим шансом не пользуется, а ситуация только ухудшается, тогда срабатывает нечто глубже рассудка –может, инстинкт, а может, тихий голос Божьего промысла, и, наконец, стрелка качается в одну сторону. Однако здесь важно предостеречь, следуя словам отца Софрония (Сахарова): «Не думай, что Промысел Божий печётся о тебе». Конечно, Господь о нас печётся, но нельзя превращать это в самоуспокоение. Один паломник, недавно порвав от наркозависимости и криминалом, высказался: «Я – просто инструмент в руках Бога». С такой мыслью нужно быть осторожным, а то, не дай Бог, захочется выпить с друзьями – и человек с уверенностью скажет себе: «Господь меня направляет».
Когда человек начинает приписывать Богу всё, что происходит в его голове, часто это приводит к тому, что рушатся жизни других людей. Как говорил один старец, надо быть «смиренным, как провод». Провода питают энергией заводы, но также на них садятся птицы – они держит их, оставаясь невозмутимы. Так и человек может совершать чудеса именем Божьим, но он и сам несёт скорби.
Всё входящее в сознание, важно пропускать через призму молитвы, приближая момент истины. И когда он внезапно приходит, кто-то, переживая кризис, вдруг решается поехать на Соловки, в монастырь, в паломничество. Это совсем не простой шаг, особенно если человек никогда раньше не стоял на этом пути. Его толкает внутренний прорыв: жить, как раньше, уже невозможно. Человек не знает, что его ждёт впереди –но делает первый шаг.
Очень важно советоваться, но и это не всегда успокаивает: правильно ли решение. Старание жить по заповедям, жить с Богом – дарит надежду, что выбор приведёт к правильному исходу, даже если пока ничего и не ясно. Даже если нет внутреннего мира – отблеск молитвы и капля сострадания помогут прикоснуться к моменту истины. Важно не принимать решения из обиды, гнева, желания доказать или унизить другого. Если нет сил действовать от полноты любви –пусть хотя бы уйдёт раздражение. Эмоции сильно искажают восприятие: наше решение может казаться логичным, пока мы не выйдем из потока злости и страха. Тогда внезапно приходит прозрение: стоило поступить совсем иначе. Но если в нас живёт хотя бы малая искра сострадания к другому – пусть слабая, пусть не всегда деятельная –тогда остаётся надежда постепенно обрести верные смыслы. И со временем Господь нас обязательно выведет.
***
P.S.ТЕМА ВЫБОРА (ЧТО ВЫБРАТЬ, КУДА ИДТИ И ИДТИ ЛИ?) – в следующих материалах:
– Ответ «Выбор жизненного пути. Жизненный путь. О выборе дальнейшего пути (молодому семинаристу)».
В ответе рассматривались универсальные принципы, которые применимы не только к жизни семинариста.
– Текст «Процесс принятия решений».
– В этом эфире – первый ответ – на тему выбора.
– Должен настать момент истины. Когда выкристаллизовывается – наше ли это хаотичное желание или – Промысл Божий. Иногда нужно пройти определённый путь, чтобы все стало понятным.
– На тему выбора (работы и пр.) содержится масса ценнейших сведений в книгах христиан, прошедших через гонения и трудные обстоятельства. Например, – в книге монахини Елены (Казимирчак-Полонской) «Действие благодати Божией в современном мире». А также – в книге протоиерея Михаила Труханова «40 лет моей жизни». В их жизни данная тема ярко проявилась (еще хороша книга И.Л. Солоневича «Россия в концлагере»).
– Один духовник говорил: если человек прощает врагов, исполняет заповеди и оставляет свое дело ради дела ближнего, то в жизни появляется подсказка.
На пути могут попадаться непонятные ситуации. Ключ к ним – поступок, совершенный в русле евангельской заповеди.
– Ответ (пока в текст не переведен). Квартира, дом – переезжать ли при слухах о нестабильности.
– Данная тема разбиралась в некоторых беседах цикла «Остаться человеком» (выживание): Офисы, мегаполисы, концлагеря. Ч. 3».
В основу лекций положен опыт людей, прошедших через экстремальные обстоятельства: катастрофы, кораблекрушения, революции, войны, концентрационные лагеря, голод, гонения, нищету, тюремное заключение, психологическое давление, принудительное заключение в психиатрических клиниках, изоляцию.
7c. Не идти. Как быть, когда ситуация критическая, а опытных людей спросить нет возможности.
8a. Идти ли вперед – побег Юрия Бессонова. Промысл Божий – Господь наставит кротких. Подсказка по жизни.
8d. Куда идти, если не знаешь, куда. Свидетельства о помощи Божией в экстремальных обстоятельствах.
8e. Куда идти, если не знаешь, куда. Подведение итогов.
– См. главу «О значении деятельности в постижении духовных понятий» из текста «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии). Часть 1».