-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 28.01.2025. |
C любовью – останавливать
Вам всё-таки нужно учиться быть рядом с ребёнком, даже болеть с ним, но молитвенно. Если бы у человека была хоть какая-то рефлексия, тогда, конечно, можно и нужно было бы помогать. Но даже когда вы помогли, он не пришёл ни поговорить, ни спасибо не сказал, ни извиниться не захотел. Когда у человека полностью отсутствует рефлексия, то даже если мы ляжем костьми и всё сделаем за него, это ничего не изменит. Если будете с ним разговаривать, вы можете прямо сказать, что люди с Соловков помогли, а в ответ никакой реакции – ни спасибо, ни извините.
Иногда именно тюрьма исправляет человека, потому остаётся принять всё как есть. Юлиана Владимировна Никитина, руководитель «Центр святителя Василия Великого» для трудных подростков, в своем интервью говорит, что не надо этого бояться напрямую. Мой лучший друг стал человеком только после тюрьмы. До этого жил по-хамски, творил полный беспредел, и остановило его только заключение. Сейчас он работает, пьёт только по праздникам, хотя раньше был наркоманом и алкоголь употреблял без меры. При этом у него был ребёнок, жена – золотая медалистка, но только тюрьма научила: он понял, что не всё сходит с рук.
Вы помогали – сколько могли, но, если, как говорится, «не в коня корм», человек должен столкнуться с последствиями своих выборов. Это не значит, что мы вас не понимаем или не ценим вашего ребёнка, просто помогать можно там, где есть хоть какая-то отдача, где возможен двусторонний процесс. А если его нет – тогда остаётся всё доверить воле Божьей. Мы разбирали подобный вопрос с Юлианой Владимировной. Женщина просила брата забрать к себе его сына. Первая жена брата, с которой он в разводе, страдает биполярным расстройством. Сын ещё не проходил полноценного обследования, но есть подозрения, что у него тоже может быть отягощённая наследственность. Это, конечно, пока лишь предположение. Возможно, дело и не в наследственности, а в другом. Иногда проблема формируется не столько из-за генетики, сколько по принципу научения: если живёшь рядом с человеком, который постоянно ведёт себя безответственно и разрушительно, начинаешь считать такое поведение нормой.
Интервью с Юлианией Владированой Никитиной:
Цикл бесед «Родители и дети».
13.3. Беседа с директором Центра для трудных подростков – Они угрожают, скользят в беспредел; с любовью – остановить их;
12.1. Дети: закрываются в комнате, крадут, манипуляции, буллинг...
13.1. Как строить отношения с детьми, их развитие, способствовать их творческой деятельности?
Отец работает вахтами и подолгу отсутствует дома. Сестру он попросил взять сына к себе. Но подросток употребляет вещества, украл её золото, ведёт себя хамски, угрожает. При этом заявляет: «Этот дом построил мой отец», намекая, что он здесь хозяин. Она обращается к брату – забери сына, а брат отвечает в духе «ты сама должна мне помогать». Женщина идёт к матери, а мать говорит: «Не выноси сор из избы». В результате подросток всё больше и больше теряет берега: угрожает женщине расправой, ведёт себя всё более дерзко. Если дальше всё будет продолжаться в том же духе, при пассивности и бездействии взрослых, всё может закончиться трагедией – он придёт с компанией, устроит дебош, разнесёт дом или даже применит нож.
Юлиана Владимировна дала очень хорошие советы, как постепенно начинать решать ситуацию. Речь ведь не о том, чтобы просто выгнать подростка, а о том, чтобы через назидание помочь ему стать человеком. По опыту «Центра святителя Василия Великого» 60–80% подростков после прохождения программы возвращаются к нормальной жизни, отказываются от криминала и наркотиков. И, действительно, во многом виноваты сами взрослые. Подростки, которые растут в атмосфере вседозволенности и беспредела, начинают воспринимать мир как поле для экспериментов, без правил и границ. Им комфортно жить в пространстве, где нет ничего определённого. Когда появляется прозрачность, определённые условия и паритетные отношения, подросткам становится легче выравниваться. У них возникает ясное осознание происходящего. Те, кто обретают жизненные правила, постепенно выходят к нормальной, созидательной жизни.
Конечно, дети остаются в зоне риска. Бывает, что ребята нарушают правила центра. Эти нарушения фиксируются как административные. Один подросток, например, удивлялся: «Ну я просто покурил, а вы мне уже административное нарушение». Ему объяснили, что к нему относятся с уважением, называют по имени-отчеству, верят в его способность измениться и возродиться. Но при этом правила одинаковы для всех. Они существуют не для наказания, а для того, чтобы помочь человеку становиться лучше. Доброе отношение не означает разрешение на беспредел. Оно означает, что мы помогаем человеку расти, укреплять всё доброе и созидательное, а разрушительное – останавливать. Фиксация нарушений становится инструментом самоконтроля, благодаря которому подростки постепенно учатся сдерживать свои импульсы и выравнивать поведение.
Нервные срывы
Очень важно укреплять внутренний самоконтроль, развивать то, что образно можно назвать «корой головного мозга». На беседах мы разбирали идеи академика Павлова о неврозах. Хотя его эксперименты проводились на животных, некоторые его выводы можно применить и к человеку. Одному из своих знакомых я объяснял, что нервные срывы возникают по нескольким причинам. Либо слишком сильные раздражители воздействуют на кору головного мозга при слабой нервной системе, либо кора сама по себе ослаблена, либо человек слишком долго находится в состоянии ожидания, в затяжном торможении. Ещё одна причина – столкновение противоположных импульсов.
Невроз – это, по сути, заболевание нервной системы, когда все её настройки сбиваются. Кто-то в таком состоянии уходит в лихорадочную, но бессмысленную деятельность, а кто-то – в апатию, словно в гипнотический транс. Поэтому единственное правильное направление – укреплять «кору». Это нужно воспринимать как лекарство. Переслушивайте, перечитывайте то, что мы обсуждали, потому что при слабой коре нервная система не выдерживает даже обычных сигналов: любой раздражитель становится непосильным. Сигнал, который раньше человек переносил легко, теперь перегружает его.
Если не укреплять нервную систему, то в итоге кора начинает «выключаться» от переутомления. Тогда любой новый сигнал воспринимается как чрезмерный. И если в этот момент в сознание попадает какая-то аномальная идея, она способна перестроить всё мышление человека. Так формируются навязчивые страхи, фобии или даже бредовые конструкции – например, об «альтернативной истории Земли». Чтобы этого избежать, необходима дисциплина: пост, послушание, режим, молитва, любовь. Очень важен навык отсечения своей воли. Это не значит стать безвольным или бесполезным человеком, а значит вовремя останавливать внутренний уход в хаос.
Если же человек ничего не делает, а только переживает, кора перегружается и ослабляется. А когда она устаёт, хаотические импульсы могут прорываться и захватывать сознание. Но там, где есть внутренняя работа, привычка к молитве и способность к торможению, даже сильные импульсы не разрушают, а наоборот, становятся материалом для укрепления. Когда кора блокируется шоком, болезненной ситуацией или катастрофой, а также при длительном просмотре роликов и постоянном взаимодействии с тяжелым контентом, у человека возникает желание кричать. Раньше у него могли быть какие-то внутренние опоры, которые помогали держаться, а теперь они перестают работать. Поэтому так важно воспитывать навыки саморегуляции.
Мне кажется, именно это и является вашей главной проблемой. Вы уходите в бесконечный поток переживаний: снова и снова прокручиваете их в голове, пока не наступает перегрузка и не происходит «отключение». Это состояние, которое можно назвать стадией пессимистической апатии. И.П. Павлов давал физиологическое объяснение, описывая такие реакции, когда человек уже не может совладать с собой. Чтобы хоть что-то изменить, необходимо тренироваться: тренировать нервную систему, укреплять внутренние опоры – с помощью дисциплины, духовной жизни, режима.
Можно понять ваше беспокойство: «он слабый, он не выдержит». Да, такое возможно. Но какие есть альтернативы? Если раз за разом исходить из того, что он «не выдержит», это только усиливает его безнаказанность. А значит, психика будет расшатываться всё сильнее. Если он сейчас не выдерживает, то дальше выдерживать будет ещё труднее. С каждым годом нагрузка растёт, и можно предположить, что со временем человек может дойти до крайнего истощения – до полной утраты самоконтроля, вплоть до физических сбоев. Но люди не приходят к такому состоянию сразу. Да, борьба за жизнь трудна и рискованна, и вы переживаете, и он. У человека со слабой нервной системой действительно может не вырабатываться устойчивая условная реакция. Но именно поэтому особенно важно учиться мобилизоваться, собираться, а не уходить в хаотические срывы. Иначе при слабой нервной системе возникает невроз – состояние, в котором все настройки буквально сбиваются. Трагично, но стоит спросить себя: какие есть альтернативы? Мы ведь уже пробовали идти другим путем – выкупать, покрывать, скрывать. Но ситуация только усугубляется. Возможно, действительно лучше, чтобы, пока человек ещё молод и у него есть хоть какие-то шансы, он столкнулся с препятствиями и начал делать выводы. Чем дальше он будет двигаться в расслабленном состоянии, тем тяжелее станет его положение.
Долги, банкротство и духовные законы
Конечно, есть и другие ситуации. Мой знакомый попросил меня поговорить со своим сотрудником, который собирается проходить процедуру банкротства. Он неразумно одолжил деньги другим людям, а те не вернули. И мой знакомый справедливо заметил: если ты сейчас можешь зарабатывать, но решишь объявить себя банкротом против совести, это может вызвать последствия духовных законов. Позже этот сотрудник позвонил мне сам и рассказал, как всё было. У него не подростковая история, когда человек берёт кредиты, чтобы гулять по ресторанам или покупать наркотики. Он трудился, помогал близким, но по неопытности влез в большие расходы. Да, он когда-то даже купил 20 грамм эфедрона «на компанию», но в целом старался работать и быть полезным.
Теперь он зарабатывает неплохо, но уже год находится в тупике – не может выплатить всю сумму сразу. Год живёт под этим грузом, и это его разрушает. В терминах физиологии невроза – это как раз вариант длительного торможения: когда человек всё время ждёт, ждёт, а выхода не видит. И мы с ним обсуждали, что в его случае я не усматриваю прямого действия духовных законов, скорее это следствие неопытности и накопленного внутреннего напряжения. Хотя, конечно, могу ошибаться, и, возможно, я не прав. Вовсе не значит, что все, кто объявляют себя банкротами, поступают правильно. Есть ведь люди, которые идут на это не совсем честно, просто чтобы уйти от обязательств. Но в его случае – это другое. Он действительно разрушается психологически. Если закон предусматривает такую процедуру, значит, законодатели учитывали и подобные ситуации. Конечно, остаётся пятно на кредитной истории, но, видимо, это та цена, которую иногда приходится платить. Ведь бывают люди, которых долги буквально ломают: кто-то кончает с собой, кто-то спивается. Для них эта процедура может стать шансом встать на ноги и идти дальше, извлекая опыт из прошлого.
У этого человека есть все признаки здорового восприятия ситуации. Во-первых, он сделал выводы о своём прошлом и осознал ошибки. Во-вторых, он целый год пытался разобраться и хоть как-то тянуть ситуацию, пока психика окончательно не надломилась. И, в-третьих, у него есть взгляд в будущее, есть перспектива. Он понял, как не надо поступать, и ищет выход. Я только сказал ему напоследок: «Не думай, что поступаешь правильно, объявляя себя банкротом». Всё равно это трудное решение, и в таких случаях лучше всего обратиться к Богу с покаянием: «Господи, прости меня, что я неразумно поступил в прошлом, не имею сил нести это в настоящем. Если бы у меня было больше мудрости и крепости, я поступил бы иначе. Но я немощен. Ты же видишь раба Твоего, помилуй меня». Эти слова перекликаются с псалмами.
Преподобный Серафим (Романцов) тоже советовал повторять: «Не исполнили благие желания по немощи, со спокойным духом скажите: «Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь». Не исполнили благие желания от лености и нерадения, опять со спокойным духом скажите: «Господи, не вниди в суд с рабом Твоим». Пришли дурные мысли – снова со спокойным духом скажите: «Господи, избави меня от сих»…И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения, как от неприязненного духа. Это рецепт от болезней душевных и телесных на все время жизни Вашей». Эти фразы из Псалмов хорошо повторять, когда человек терзается тяжёлыми мыслями о своих ошибках. Они помогают снять остроту переживания и обратиться к покаянию.
Конечно, с другим человеком, который взял бы бессмысленный кредит, я, возможно, говорил бы иначе. Но в данном случае есть последовательность: осмысление прошлого, попытки справиться в настоящем и наличие взгляда в будущее. Есть рефлексия – понимание, что то, что происходит, не является нормой. Иногда приходится выбирать между двух зол меньшее. Иначе человек может окончательно разрушиться – например, погрузиться в пьянство из-за долгов. Если мы видим такие моменты – почему бы не помочь человеку?
В какое будущее идем?
Однако у вашего сына пока таких крайних ситуаций не наблюдается. Повторю: вы оба – и вы, и он – в зоне риска. Вопрос в другом: в какое будущее вы идёте? Если нынешняя картина сохранится и ничего не менять, через год-два будет ещё тяжелее. Если идти по прежнему сценарию, то сын только будет разгоняться в игромании. Я знаю пример, когда сын начинал пить, отец всё убирал за ним; со временем сын перестал выходить из дома, стал брать спирт у соседки, дошло до зависимости. Отец при этом болен раком и скоро может умереть – а кто тогда останется с этим человеком? Такие истории показывают, как важно действовать вовремя. Кто останется рядом с сыном? Конечно, отец – святой человек. Но как быть сыну?
Неизвестно, какая была ситуация раньше, но если всё началось с чего-то конкретного, возможно, не самым лучшим решением было позволять за ним убирать, пока он ещё мог что-то делать самостоятельно. Я посоветовал разорвать связь между сыном и женщиной, которая пьет вместе с ним. Но отец сказал, что она угрожает и «нас всех посадит». Тогда я предложил обратиться в организации вроде «Северный Человек» или «Русская Община». Эти структуры иногда помогают там, где местные органы, призванные поддерживать правопорядок, бездействуют. Они могут взаимодействовать с участковыми и стимулировать процесс урегулирования таких ситуаций. Возможно, удастся хотя бы донести мысль: если полностью прекратить беспредел не получается, нужно хотя бы обозначить границы – чтобы этому человеку нельзя было оказывать поддержку. В противном случае ответственность будет юридически закреплена. Сейчас ситуация дошла до того, что сын уже не может самостоятельно ходить в туалет. Да, отец – действительно святой человек, но, возможно, на первых этапах следовало действовать иначе. И всё это не из жестокости, а ради спасения сына. Действительно ли стоит доводить ситуацию до такого состояния, исходя из страха, что кто-то «не выдержит»?
2. Духовные законы и обман
То, что у вас была своя история с кредитом, который вы закрыли, и теперь вы задумываетесь, не вызвало ли это действия духовных законов, – уже хорошо. Хорошо, что вы ставите перед собой такой вопрос. Тогда сделайте правильный вывод, хотя бы минимальный. Если поступок был неверным, признайте это честно, без утайки, и скажите об этом на исповеди.
Не так важно, сможет ли батюшка уделить вам много времени или нет – ведь в некоторых храмах на исповедь отводится совсем немного времени. Главное – решимость перед Богом. Ведь мы не верим в карму, которая предполагает неотменяемое, слепое следование закону, происхождение которого, кстати, даже в самой Индии объяснить не могут. Мы верим в Бога-Творца, и если человек искренне раскаивается, то, как говорил святитель Феофан Затворник, после исповеди грех вычеркивается из книг жизни. Бог способен отменить даже те последствия, которые человек вызвал своими неправильными поступками.
Один мой знакомый любил говорить, что для матери сын остаётся ребенком даже тогда, когда он, например, проиграл чужие деньги – оборотные средства или сумму, выданную на закупку школьного оборудования. Всё равно для матери он – любимый и лучший, просто потому что он её сын. И потому некоторые матери часто не способны взглянуть на ситуацию трезво. В Евангелии не случайно приведена притча о блудном сыне. Там показано, что сын «пришёл в себя» только тогда, когда начал есть рожки, которые едят свиньи, и даже этого ему не давали вдоволь. Лишь вкусив жизнь хуже, чем у бомжа, он смог сказать: «Пойду к отцу». И никто ему не помогал. Евангелие показывает именно эту реальность. Но выводы мы делаем сами.
В отношении вопроса «как поступать?», я готовил ответ для семинариста, где разбираются универсальные принципы выбора, которые подходят не только будущим священнослужителям. Там приводится пример из жизни митрополита Вениамина (Федченко), которому нужно было решить: остаться ли с Московским патриархатом или пойти другим путём. Также я писал ответ для мамы зависимого человека, которой нужно было решиться на важный шаг, и рассуждал о том, что значит сделать выбор.
«Выбор жизненного пути. Жизненный путь. О выборе дальнейшего пути (молодому семинаристу)».
«Созависимость. Маме зависимого на вопрос, стоит ли решаться на решительные действия в отношении сына».
Вы рассказывали, что оформили инвалидность, чтобы пройти лечение от гепатита. Возможности оплатить его самостоятельно у вас не было, и вам предложили такой вариант. Теперь вы мучаетесь мыслью о том, что на самом деле инвалидом не были, но воспользовались этой программой, чтобы не умереть. На мой взгляд, в этом нет большой вины. Мне кажется, батюшки, к которым вы обращались, просто не стали разбираться в ситуации, а ведь вина здесь незначительна. Я не думаю, что именно за это вы расплачиваетесь. Ребёнок – это не всегда продолжение матери, и не всегда трудности детей – это расплата за родительские ошибки. У каждого есть своя ответственность, своя жизнь. Если почитать истории христиан, переживших гонения, многое встанет на свои места. Святители и мученики часто оказывались в ситуациях, где невозможно было выжить без какого-то вынужденного шага. Перед ними словно ставили вилку: или погибнуть, или искать выход.
У вас не было умысла причинить вред. Вы воспользовались возможностью, чтобы спастись. Конечно, это не идеальный путь, но и не грех ли это, достойный мучительных угрызений совести? У нас тоже бывают благотворители, которые помогают устроить кого-то в больницу. Формально мы должны стоять в очереди, брать номерки, как все. Но если у людей есть возможность помочь, почему бы ей не воспользоваться? Ведь умысла причинить вред нет. Вы никому не хотели зла.
Покаяние
Если желаете, можно послушать беседу, в рамках которой обсуждались разные вопросы на тему покаяния. «Покаяние: зачем, чем помогает в жизни и как совершить его (иеромонах Прокопий, ведущий Виталий Заболотный, “ПроСмыслы”)».
Да, кража у людей – это, конечно, грех, тут спора нет. Но почему батюшка не допустил вас до причастия – для меня непонятно. Это уже его на его пастырской совести. Если он так решил, пусть так и будет. Но человек-то остаётся в беде. Возьмём пример архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которому власти запрещали ремонтировать храм. Он подкладывал новые листы железа под старые, чтобы хоть как-то укрепить здание. Формально он нарушал закон. Но был ли он преступником? Нет. Умысла не было, он не хотел никому навредить.
Покаяться на исповеди – и идти дальше. Не застревать.
Возможно, пока вы не свяжетесь с психиатром, стоит возобновить ваши консультации консультации с другим специалистом. Вы тогда отказались от них, на мой взгляд, слишком поспешно. Хотя бы раз в неделю это было бы полезно. Я считаю, вам несколько лет нужна поддержка – пока вы не выйдете из потока этих мрачных мыслей. Психиатр, о котором идет речь, вроде бы хороший специалист именно по травматическому опыту. Моя знакомая говорила, что он производит серьёзное впечатление. Вы сможете приехать в другой город на прием и пробыть там всего пару дней, а дальше уже, наверное, можно будет продолжить с ним онлайн. Если опять начнутся какие-то требования, манипуляции или попытки «сепарации», обязательно сообщите.
Что касается сына, то здесь позиция уже ясна: выплачивать за него – не стоит. Во-первых, не факт, что это вообще принесёт какую-то пользу. Он ведь даже не сделал минимального шага: не поблагодарил, не связался. Если сейчас снова помочь, это его ни к чему хорошему не приблизит. Скорее наоборот – только укрепит уверенность, что можно и дальше брать кредиты от имени родителей, ведь всё равно выплатят. Поэтому надеяться, что это изменит его к лучшему, не приходится. Если вы уже решили не общаться – не возобновляйте. А если он наезжает или предпринимает какие-то действия – пишите заявление в полицию, указывая, что он оформил кредит от вашего имени мошенническим путём. Иначе он не вразумится.
Травма, изнасилование
А вам лично мы постараемся помочь. А пока возобновите консультации с предыдущим специалистом, пусть лучше будет хотя бы одна встреча в неделю. Это важно. Ведь даже просмотр фильма может вызвать тяжёлую реакцию, если сцена окажется близкой к вашему прошлому опыту. Иногда один кадр становится триггером. Например, одна девушка рассказывала: когда её насиловали, рядом были красные занавески. И позже, увидев в кафе красный кетчуп, у неё началась паническая атака. Согласно принципу ассоциации, объект красного цвета, видимо, активировал тот нейронный контур, который был сформирован во время насилия.
Я как-то готовил материал, используя работы академика Павлова и духовных авторов, разбирая вопрос преодоления действия подобных патологических контуров. Здесь важно иметь заранее подобранную фразу – строчку из Писания или молитву – и держать её наготове. Ведь экстремальное событие, пережитое в прошлом, может вновь привести контур нейронов в действие. Если нападение произошло, например, на определённой дороге, то при повторном проходе по этой дороге закономерно возникает страх. И в такие моменты нужно сразу же обратиться к подготовленной фразе. Можно даже использовать образы из художественных фильмов, которые несут внутреннюю опору. Например, в фильме «Книга Илая» рассказывается о человеке, который, будучи почти слепым, несёт последний экземпляр Библии. По сюжету, действие происходит после ядерной войны, где целью, как можно понять, было уничтожение слова Божия. Хотя в фильме чувствуется протестантская нота (например, молитва главного героя с девушкой за руки), в целом выводы можно трактовать шире: сохранение книги, сохранение Писания как основы культуры и воспитания людей. Тем более что многие персонажи фильма родились уже после катастрофы и никогда не знали христианской традиции напрямую.
В фильме «Книга Илая» есть трогательный момент: девушка, родившаяся уже после катастрофы, просит Илая прочитать что-нибудь из книги. И он зачитывает слова 22-го псалма. Этот псалом мы читаем перед причастием. Илай произносит строки с особой проникновенностью: «Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». Сам фильм можно рассматривать как живой комментарий к этим словам. Даже в сцене, когда девушка ведёт машину, а тяжело раненый Илай сидит рядом, они движутся к месту, где он должен передать книгу на хранение. Машина катится по мосту, и девушка не замечает, что мост впереди оборван. Но в этот момент пробивается колесо, и автомобиль останавливается. Если бы этого не произошло, они бы погибли. Господь охраняет Илая, чтобы он завершил своё предназначение.
Так и в жизни: если человеку приходится идти дорогой, где он когда-то пережил нападение, и страх вновь поднимается в сердце, можно опираться на эти слова псалма. Важно помнить, когда человек действует лишь в рамках патологической системы страха, предпринимая шаги, которые кажутся уменьшением тревоги, он на самом деле лишь укрепляет эту систему внутри себя. Поэтому, размышляя над этой темой, я подготовил несколько ответов, касающихся последствий насилия и пути духовного исцеления.
– Ответ «Страх (ч.7). На одной дороге было совершено нападение с целью насилия, теперь – страх ходить тем путём».
– Ответ “Изнасилование. Ч. 1: Девушка подверглась изнасилованию, тяжесть на душе, женское умерло”.
– Ответ “Изнасилование. Ч. 2. Девушка подверглась изнасилованию, тяжесть на душе, женское умерло“.
– Ответ “Изнасилование. Ч. 3. Девушка подверглась изнасилованию. Про прощение и вопрос “За что?””
– Ответ «Девушке-медику о работе в военном госпитале (на вопрос о возможности изнасилования)».
В сущности, ваше беспокойство о сыне, как и воспоминания воина об ужасах фронта или переживания девушки после насилия – всё это строится по схожему принципу. В сознании формируется определённый контур – своего рода доминанта, очаг возбуждения, замкнутый в инертное кольцо (если воспользоваться терминологией академика Павлова). Из этого кольца нужно каким-то образом вырваться. Кто-то пытается «смести» следы прежнего возбуждения новым, более сильным переживанием. Но, как показывают наблюдения и исследования, этот путь имеет серьёзные ограничения. Я упоминал об этом в беседах о неврозах в цикле «Остаться человеком. Офисы, мегаполисы, концлагеря», часть 6. Там объясняется, что попытки использовать экстремальные обстоятельства ради подавления старых травм часто приводят не к освобождению, а к усугублению проблемы.
Если обратиться к сочинению Александра Ельчанинова «Демонская твердыня. О гордости», там сказано, что выход из гордости возможен либо через любовь, либо через видение собственной немощи и открытие для себя божественной красоты. Это уже путь духовного преображения. Либо же человеку даются скорби, которые отрывают его внимание от фиксации на болезненном контуре.
3. Без веры – трудно при общении с людьми в кризисных состояниях
По поводу того, что сын «вычеркивает вас из жизни», вы можете внимательно перечитать притчу о блудном сыне и даже посмотреть какие-то толкования. Кроме того, Юлиана Владимировна Никитина, директор Центра во имя святого Василия Великого, который занимается реабилитацией трудных подростков, в одном из своих интервью, говорила, что без веры в сфере социальной помощи невозможно выжить. В качестве примера она приводила случай, не совсем совпадающий с вашей ситуацией, но всё же передающий важную мысль. Одним из направлений её служения была помощь бездомным. Она рассказывала, что иногда при подготовке к выписке из больницы мужчине-бездомному приходилось искать самое элементарное – например, нижнее бельё, потому что у него не было даже трусов. И если начать вникать во все его проблемы сразу, можно потеряться и опустить руки. Но важно начать с малого и конкретного шага – и тогда помощь становится возможной. Можно представить, что у такого человека есть и тяжёлое заболевание, а, может, и не одно, а несколько сразу; отсутствие паспорта; множество других бед. В таких проблемах легко утонуть – разочароваться, опустить руки, впасть в уныние. Поэтому важно сосредоточиться хотя бы на одной из них.
У меня был похожий опыт. Я как-то гуляя по Красной площади в Москве и встретил бездомного. Он подошёл и попросил исповедовать его. В разговоре я понял, что он психически болен. Я позвонил в одну организацию, которая помогает бездомным. Мужчина, ответивший на звонок, попросил поговорить напрямую с этим человеком и после разговора подтвердил, что у него серьёзное психическое расстройство и в центр его могут принять только после медицинского освидетельствования. А чтобы направить его в больницу, нужно вызвать наряд полиции. Я подумал: если человек пришёл к священнику исповедоваться, а священник в ответ вызывает полицию – это, мягко говоря, не то, чего он ожидал и что могло бы его поддержать.
Поэтому я поступил по-другому: купил ему еды, подарил Псалтирь, молитвослов, Евангелие, дал немного одежды. Он посидел у нас на скамеечке возле подворья со своей сумкой, а вечером куда-то ушёл. Мешок остался, а его самого не стало. При этом возникло ощущение, что нужно немедленно действовать – поднять всех, подключить все связи, хотя у меня особых связей и не было, и сделать ему паспорт. Но у меня не было уверенности, что через минуту он не разорвёт паспорт и не выбросит клочки в мусорное ведро. Честно говоря, я не знал, как поступить. Было какое-то метание, ощущение собственного бессилия. Но постепенно пришло понимание: этот человек вошёл в мир по промыслу Божьему. У него была семья, место рождения, своя история, почему-то он потерял паспорт. И я ничего о нем не знаю. Случившееся помогло мне сформулировать мысль: мы действуем не вместо человека, а вместе с ним. То есть мы делаем шаг навстречу, а он делает шаг навстречу нам. Общение продолжается, если мы видим желание с его стороны.
Был случай, когда человек, пьющий и бездомный, со временем стал послушником в монастыре. Эту историю рассказал мне знакомый священник. Но там всё складывалось обоюдно. Человек стал ходить в храм, примелькался, ему начали поручать небольшие дела. Он их исполнял. Потом ему дали книги – он прочитал, попросил новые. В какой-то момент он сам выразил желание потрудиться в обители. Ему дали испытательный срок, он справился без нареканий. И тогда сделали следующий шаг ему навстречу. Так шаг за шагом рождается большое дело, и появляется возможность действительно помочь человеку.
Также запомнился рассказ одной женщины, которая на приходе занималась помощью нуждающимся и катехизацией. В их приходе взрослых к крещению готовят целый год. Но иногда бывает, что человек какое-то время уже походил на занятия – и перестал. Взрослого ведь не схватишь за руку, не удержишь. Остаётся только перекрестить уходящую спину и сказать: «Господи, спаси его Твоими путями». И в этой вере мы черпаем утешение. Ведь концепция зависимости предлагает – «отрезать» человека. Но если рана кровоточит, отрезание не спасает. Мы действуем иначе: не отсекаем, а оставляем дверь открытой. Да, бывает горько, когда люди, вложившие силы в монастырь, потрудившиеся, вдруг решают верить блогерам, которые хулят Церковь, – и уходят. Но это их путь. И тогда остаётся только перекрестить уходящую спину. Человек хулит, ругает, говорит, что от монастырей он видел только зло, только дурное. Всё, что ты ему скажешь, он переиначит, воспримет в негативном ключе. И в такие моменты остаётся лишь сказать: «Господи, не вмени ему», «Господи, иже твоими судьбами, спаси его» – потому что мы здесь бессильны.
Я благодарен монаху Иоанну (Адливанкину), руководитель Душепопечительского православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадского, за те слова, которые он однажды произнёс: «Бессилен». Но не в смысле, как это звучит в 12-шаговой программе, а в совершенно другом контексте. Да, могут быть методы, технологии, способные помочь. Но были случаи, когда к Иоанну (Адливанкину) приходили люди после эзотерики, оккультизма, серьёзных практик, и он признавался: «В этом случае я был бессилен». Что мог сказать – сказал, что мог сделать – сделал. Пути Господни неисповедимы. Бывает, что человек сначала тебя не воспринимает, упирается в тупик, а потом всё же что-то в нём отзывается, и он возвращается. В беседах я упоминал архимандрита Трифона, который окормлял заключённых в Сергиево-Посадском СИЗО. Он рассказывал, что случалось: заключённые не принимали его слова. Но потом писали ему, признаваясь, что сначала отмахивались, а спустя годы эти слова начали прорастать в душе. Так ведь в жизни часто и бывает: человек сначала никого не хочет воспринимать – ни тебя, ни кого-то другого. А потом вдруг сердце открывается.
Протест у детей
Была очень хорошая беседа Дмитрия Девяткина о семье – «На грани любви» с Дм. Девяткиным: «В браке я могу переделать только себя. И так достигать счастья». А его книга «Выход здесь», для родственников зависимых, суммирует 13-летний опыт руководителя семейного клуба трезвости, отца семерых детей.
Он говорил о том, что иногда дети годами ходят в храм «ногами родителей», а потом наступает момент, когда у них начинается своя история, и они перестают ходить. Здесь очень важно не заставлять. Иногда они это делают только ради родителей – чтобы их не смущать, хотя внутри уже нет желания. Но у каждого человека должна начаться своя собственная история отношений с Богом. Кого-то временно уводит в сторону. Но, как говорил Девяткин, для родителей отрада в том, что хотя бы какие-то критерии духовной жизни были вложены. Некоторые люди приходят к вере позже – в 25, 27 лет, кто-то после института, кто-то и после 35. Через тупики, кризисы, испытания человек всё же приходит к пониманию.
Поэтому ещё раз хочу подчеркнуть: то, что ваш сын решил сейчас разорвать с вами отношения, вовсе не значит, что ваша жизнь стала никчёмной или прожита зря. Это самостоятельный взрослый человек, принявший собственное решение. Как с блудным сыном: отец дал ему свободу уйти. У Бога много путей. Многие люди приходят к вере только в самом конце жизни. Кто-то крестится буквально перед смертью – например, Булат Окуджава. Поэтому важно расширять свою картину мира, выходить за рамки своего сугубо эмоционального привычного восприятия. Когда мы читаем, узнаём больше о жизни и людях, то понимаем: у каждого своя история, свой путь. И даже трудности могут воспитывать, помогать человеку меняться. Это знание даёт нам силы не падать духом. Мы понимаем: наша эмоциональная реакция – не единственный ответ на происходящее. Помимо эмоций есть смыслы – глубже и шире, чем то, что нам сейчас кажется.
Тупик эго-стратегии
Если вы говорите, что он ведёт себя нагло, демонстрирует пренебрежительное отношение к вам, стоит учитывать: это может быть следствием изменённого состояния сознания – а ведь молодость сама по себе часто такова. Мой знакомый, с которым мы вместе росли, со временем стал владельцем очень крупной IT-компании. Как-то мы с ним беседовали, и я заговорил про людей, которые всё гребут под себя. Он достаточно эмоционально отреагировал: «Покажи мне таких людей, которые гребут всё под себя!» Конечно, он понимал, что такие люди существуют, но в мире, в котором он вращается, если кто-то начинает вести себя подобным образом, среда быстро учит его жизни. Удержаться в хорошей позиции можно только в том случае, если ты действительно соблюдаешь взятые на себя обязательства и никого не обманываешь, особенно с деньгами.
В одной статье человек описывал, как выживал в Аргентине после экономического кризиса, когда доллар приравняли к местной валюте и экономика рухнула. Он рассказывал, что тогда многие вещи стали дефицитом и появились торговые центры, где всё необходимое можно было достать – но, конечно, за повышенную плату. Эти центры охранялись очень серьёзно. И если кто-то начинал скандалить или вести себя вызывающе, охрана быстро усмиряла человека. Поэтому, когда мы сталкиваемся с чьим-то наглым и бесцеремонным поведением, важно помнить: есть среда, которая сама воспитывает. Как это показано в истории с блудным сыном. Даже у Пикуля в романе «Три возраста Окини-Сан» есть яркий пример (хотя роман и заканчивается трагически). Офицер Владимир Коковцев, раненный во время Цусимского сражения, лежа под столом, вдруг осознаёт: фельдшер – самый близкий ему человек. Хотя, будучи дворянином и офицером, в мирной жизни он, возможно, даже и не взглянул бы на него. Не стоит удивляться и нынешнему бесцеремонному отношению блогеров или коучей: это во многом следствие той самой идеи «научись любить себя». Но в итоге человека исцеляет сама жизнь. Она ставит в такие обстоятельства, из которых не выйдешь, пока не смиришься и не начнёшь вступать в подлинное общение – основанное на любви, сострадании, искреннем сопереживании.
«Эго-стратегия. Жить для себя или как-то иначе. Ч. 1».
Выход из водоворота мыслей
Чтобы сохранять равновесие вам желательно осваивать навыки, с помощью которых эта цель может быть достигнута. Вас засасывает водоворот мыслей, связанных в вашей проблемой, другого человека засасывает водоворот тревожности по другому поводу. Важно понять, что «все водовороты» подобного плана имеют общую предрасположенность. И вполне возможно и посильно воспитать себя таким образом, чтобы ум обрел бóльшую устройчивость. Несколько на эту тему было сказано в ответе «Трезвение. Сопротивление хаосу и воспитание навыков».