-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 21.02.2025. |
Вопрос о сложности построения отношений с девушкой в условиях мегаполиса, в котором девушки зачастую стараются привлечь внимание откровенной одеждой и поведением. Глядя на них, появляются всякие мысли.
См. по теме:
– Любовь, эрос, блудная страсть | Иеромонах Прокопий (Пащенко), Сергей Комаров | портал «Экзегет».
– Текст «Преодоление игрового механизма», часть 4 «Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность».
Браки и эгоизм
Для вступления в хорошие отношения в целях заключения брака необходимо правильно настроиться, потому как ты не монах и не собираешься жить монашеской жизнью и перенастраивать себя вообще в другое русло. Поэтому твоя задача насколько это возможно дотянуть, по возможности, без такого крупного греха до того времени, когда ты вступишь в брак, если действительно это получится сейчас. В настоящее время у людей действительно не получается вступать в брак, потому что сейчас эгоизм настолько пропитал всех и как следствие у многих появляется представление браке такого формата, что я буду доминировать, задавать условия, а вторая сторона должна делать меня счастливой, ну или счастливым, и поэтому браки, в основе которых лежали подобные представления, часто распадаются.
Очень хорошие мысли на данную тему высказывает Дмитрий Девяткин в своем интервью – «На грани любви» с Дм. Девяткиным: «В браке я могу переделать только себя. И так достигать счастья».
Половая стимуляция и учение И.П. Павлова
Также надо понимать, что сейчас половая стимуляция заложена в главном принципе рекламы. Тут можно сделать оговорку, часто, когда начинаешь говорить о подобных темах человеческой жизни, слышишь скепсис о том, что вы монахи – ничего не понимаете в этих вопросах, а мы миряне имеем жизненный опыт. Но все-таки трудно отрицать, что современный маркетинг очень активно использует тему половой стимуляции для продвижения товаров и продуктов, причем зачастую таких как пиво, сигареты и т.п. Причем делается все четко по научным трудам академика И.П. Павлова. Стоит отметить, что обвинения в том, что он являлся пособником материализма и бихевириозма – спорны.
У академика И.П. Павлова было учение о второй сигнальной системе, которая нам позволяет с помощью разума и с помощью наших высших представлений преодолевать, регулировать сформированные рефлексы. У него были известные эксперименты, когда собаке давали мясо и у нее вырабатывалась слюна, и вот в этот момент давался еще второй сигнал, который со временем также становился раздражителем для выработки слюны.
Соответственно, если смотришь на рекламу пива и она провоцирует сексуальное возбуждение, то теоретически, через какую-то повторяемость можно добиться того, что эти два образа свяжутся и сексуальное возбуждение будет связываться с этими мыслями о пиве, а когда будешь пить пиво, у тебя будет провоцироваться похоть. Хотя стоит отметить, что нас «спасает» большое обилие рекламы и такая связка именно с пивом не формируется, потому что может заглушаться другими. Но маркетинг эксплуатирует тему сексуальности еще в рекламе сигарет и других товаров, что провоцирует общую сексуальную хаотизацию, но без конкретных привязок.
Второй момент, который следует учесть в теме отношений это мотивы вступления в брак. Сразу сделаю оговорку, что я не принижаю каким-либо образом женщин и не пропагандирую мужчин вступать в разного рода мужские клубы, в которых тоже очень много перегибов наблюдается. Но объективно, что некоторые (не все!) женщины используют половую стимуляцию, потому что у них есть некая внутренняя задача вступить в брак, даже без любви, затем родить ребенка. Как некая такая внутренняя программа.
Мне как-то попадался в интернете пост одной такой женщины, у которой до мужа было энное количество мужчин, в итоге она вышла замуж и в итоге у мужа сложилось впечатление, что ей просто нужно было решить такую вот задачу – выйти замуж и родить ребенка. Потом, правда, она перестала получать эмоции от супружеских отношений, стала их имитировать.
И это, кстати, вполне объяснимо, мы как-то общались с одним нейрохирургом по вопросам действия нейронов в головном мозге и, как уже рассказывалось в одном моем видео, у тех кто смотри порно перестраиваются нейронные сети, потому что если какой-то процесс становится разрушительным, то у человека заложен механизм отключения неперспективных веток, и человек уже ничего не ощущает.
Еще раз повторюсь я нисколько не принижаю женщин, не говорю и не обобщаю всех с озвученными примерами, но действительно есть и такие кто охотятся за мужчинами для достижения некой программы, о чем, кстати и пишут иногда на женских каналах, что нужно родить ребенка от мужчины и дальше уже он будет вынужден вступать в брак или платить алименты.
Супружеские отношение и развитие любви
Все это длительное предисловие к тому, что это не монахи не понимают мирян (хотя где-то бывает и есть непонимание), а должно быть понимание того, что супружеские отношения являются все-таки развитием супружеской любви. И поэтому, как мне один духовник объяснял, что когда угасает взаимная любовь супругов и они друг друга начинают воспринимать как объекты, то у них супружеские отношения могут не происходить годами.
Трудно вообще представить, что мужчины живёт рядом с женщиной, а женщина с мужчиной и у них годами нет супружеских отношений. Такое может быть оттого, что они перестали быть друг другу интересны. Но все-таки объективно, если человек не имеет никаких представлений о том, как эту сторону своей жизни регулировать, то получается, что человек запутывается.
Особенно это актуально сейчас, когда люди одержимы идеями контроля всего в своей жизни, своих функций, людей, общества. Но если разумно подойти к этому вопросу, то можно понять, что человек запутывается, потому что настолько кругом много сексуальных стимулов, что если он как-то не знает, как вообще себя вести при взаимодействии с ними, то его просто разрывает на части или он просто женится на девушке, которая показала ему обнажённую грудь и дальше становится просто её рабом.
Кстати, как мне хорошо сказал один знакомый монах, что если у мужчины нет опоры на Бога, то он неизбежно становится рабом женщины, потому что она всегда может сказать, что если ты сейчас мне не подчинишься, то я тебе обрезаю супружескую близость и все. А если у мужчины есть опора на Бога, то он не боится этого, поэтому такая форма манипуляции не работает.
Поэтому если у тебя будет такой осмысленный брак, то действительно, отношения и духовные и физиологические будут настоящими. Как пример, еще, была одна супружеская пара, которые задавали вопрос о супружеской близости во время беременности женщины и кормления ребенка, и им было рекомендовано обратиться к одному очень опытному духовнику из белого священства (то есть священник, который находится в браке), и он сказал, что он у опытных духовников, сколько он общался, он не встречал такой точки зрения, что необходимо обязательно придерживаться воздержания во время беременности женщины и кормления ребенка.
Такой вопрос возник поскольку есть некая точка зрения, что когда женщина беременна и кормит, то присутствие в ее организме гормонов, которые отвечают за половую регуляцию могут повлиять на плод, и как следствие ребенок родиться уже заточенным на похоть. Когда мы с этой супружеской парой анализировали, разбирали этот вопрос, то рассмотрели важный аспект, что если считать, что ребенок может быть настроен на похоть от самого зачатия, то получается, что и само зачатие, которые было с участием всякого рода сексуального влечения и удовлетворения тоже можно расценивать как фактор провокации ребенка на тягу к похоти.
Поэтому более верно оценивать сами отношения между мужчиной и женщиной, то есть, что первично между ними любовь или какие-то исключительно животные позывы. Если отношения и до зачатия, и во время зачатия были только для удовлетворения половой сферы, то, конечно, почему бы не предположить, что на ребенка все это может оказать какое-то мощное воздействие. Если же отношения людей были основаны все-таки на любви, и супружеская близость является продолжением любви, то, собственно, почему это должно деформировать ребенка?
Вместе с тем бывает еще и другая история, связанная со страхом рождения ребенка, страхом вступать в близость во время беременности и кормления. Некоторые считают, что условные 7 месяцев, когда женщина беременна (с учетом того, что о беременности узнают не сразу) и плюс условные 1–2 года кормления прерывают супружескую близость и воздержание на такой длительный период пугает супругов, отчего и возникают мысли и желания о том, что мол не стоит пока думать о рождении ребенка, а отложить это на потом по этим вот причинам. Один мужчина так и говорил, что он боялся думать о ребенке, ставя перед собой вопрос, как он 2,5 года сможет воздерживаться?
Поэтому упомянутый ранее опытный духовник и сказал, что он не слышал от других опытных духовников с кем общался, такой вот точки зрения, что супружеские отношения стоит прекращать в эти периоды.
Впрочем, со стороны биологии некоторые специалисты считают, что сношения не рекомендуют в первые 2 месяца и в последний месяц беременности – во избежание прерывания и развития преждевременных родов. Кроме того, ограничения касаются тех дней, когда должна была произойти менструация, если бы не наступила беременность. В это время риск выкидыша несколько повышается, поскольку организм женщины привык к циклическим изменениям и опорожнению матки.
Мы тоже с другим духовником общались по поводу святоотеческих взглядов на подобные вопросы супружеских взаимоотношений и есть понимание, что все-таки нужно учесть, что многие Святые отцы Церкви, при всем том, что мы, конечно, с безусловным послушанием принимаем их догматические размышления, но все-таки в части взглядов на супружескую жизнь они не имели соответствующий опыт супружеской жизни. Что безусловно не отменяет ценности их творений, потому что их размышления, которые они дают по вопросам супружеской жизни, может быть, в реальной жизни и реальной ситуации не совсем учитывают все особенности и тонкости супружеской жизни. Но все-равно, тот посыл, который они сформулировали, может быть воспринимаем как идеал и помочь удержать человека от каких-то неправильных шагов.
Например, если у святителя Иоанна Златоуста есть какие-то размышления о супружеской жизни, которые современный мужчина может посчитать не соответствующими реальному положению дел, но хотя бы его наставления о театре, они могут быть вполне уместны и навести на определенного рода душеполезные мысли.
Но опять же, надо учесть, что насколько я понимаю из его наставления следует, что раньше были некоторые формы театральных представлений, которые сейчас являются аналогами порнофильмов, и он, в одной из проповедей, дал наставления мужчинам, что вы женатые люди и ходите на такие непристойные мероприятия.
Отступление о театре
Кстати, к вопросу о театре, когда говорят, что театр – это храм сатаны и ссылаются на подобные святоотеческие творения, то нужно учитывать, что театр в древности выполнял не ту же самую функцию, которую выполняет сейчас. В древние времена существовали и гладиаторские бои, которые, возможно, ко временам жизни святителя Иоанна Златоуста были отменены, но как следует из его наставлений в том древнем театре была порнография. Затем в средние века были разного рода представления от скоморохов, но к настоящему времени театр все же изменился, появились разного рода пьесы с иным смысловым содержанием.
Конечно понятно, это не везде есть и до сих пор ставят спектакли с «обнаженкой» какой-то, но все-таки стало достаточно много произведений, которые, может быть, ничего нового не скажут человеку, который нашел свой путь в духовном измерении. Но для человека, который только-только начинает вообще задумываться, даже, я не скажу о Боге, а вообще, есть ли у него душа, в принципе, могут нести полезные христианские смыслы.
Как говорил архиепископ Иоанн (Шаховской) для людей, которые только начинают задумываться, это может быть шагом вперед, а для тех, кто свой путь нашел, может быть шагом назад. Но для кого-то, кто считает, что таким образом он обретает пользу, то почему бы и нет? Сказать однозначно, что сейчас театр развращен будет ли однозначно верно? Потому как сейчас, все-таки у нас не как в древние времена. Хотя где-то, как показывает Никита Михалков в некоторых сериях программы «Бесогон», что в ряде театральных постановок происходит отказ от этических норм и, как следствие, некоторые театральные процессы скатываются, по всей видимости, обратно.
Не жениться, идя на поводу у стимула
Если подытожить этот первый пункт данного вопроса, то человек все-таки верно ориентированный и настроенный на брак должен все же не жениться без любви идя вслед какого-то сексуального стимула. Потому что многие ошибки совершаются именно так, когда люди, вступают в брак, не по любви, а потом мучаются, у них рождаются дети, которых, понятно, уже не «выкинешь на помойку», и из своей жизни, это уже твоя зона ответственности становится.
Но нужно учитывать и тот фактор, что некоторые современные женщины нацелены на рождение ребенка как реализацию некой своей программы и им не так важно от кого, лишь бы было. Стоит признать, что таких женщин, наверное, не большинство, но все же такая модель поведения встречается и об этом надо тоже помнить.
Как пример, одна моя знакомая иронизировала по теме одного интервью, в котором его получают у такой модно накрашенной девушки, которая имеет определенную известность под псевдонимом известного бренда, и её спрашивают, как она видит дальше свою жизнь? И она отвечает, что у нее должен быть «папик», который обеспечивает роскошную жизнь. Дальше у нее спрашивают, а что она будет делать? На что она отвечает, как что? Я же – и называет свой псевдоним известного дорогого бренда.
Кстати, директор Центра социальной адаптации трудных подростков, которые к нам сюда приезжают, тоже говорит, что сейчас некоторые девчонки такие «смешные», наносят на себя чрезмерно избыточный макияж в такие, в принципе, незрелые годы. Они убеждены, что они настолько красивы и привлекательны, что только за одно это мужчины к их ногам должны слагать все мыслимые и немыслимые блага.
И еще пример одного моего знакомого, он такой думающий парень, к сожалению, пока не женился, но пишет тексты очень хорошие и музыку. Он здраво рассуждает, что рано или поздно сексуальные стимулы отходят на второй план, потому что, если нет любви и интересует только телесное взаимодействие, то, в принципе, телесные параметры взаимодействия достаточно быстро будут изученными. И, если нет поддержки отношениям в глубине человека, то это перестает интересовать. А если интересует сам человек, то и супружеские отношения продолжаются.
Он справедливо отмечает, что люди же не могут 24 часа заниматься интимом, надо о чем-то разговаривать, какие-то совместные поездки куда-то организовывать. Супруги должны куда-то ездить, встречаться с кем-то, а если ты с человеком не можешь просто провести время во взаимном общении, вне интима, то, как ты с ним вообще сможешь существовать?
Поэтому, думается, что молодым людям, мирянам, пригодится святоотеческое учение о помысле. Мне трудно согласиться с той точкой зрения, что самоудовлетворение — это нормальный такой путь, магистральный. Что чем больше тем лучше, и если этого не будет, то начинаются проблемы со здоровьем, и опять же, что монахи тут что-то напридумывали и запрещают парням заниматься этим делом.
От самоудовлетворения к разнузданности, о добрачных отношениях
Когда возникает такая идея, то некоторые люди, которые себя православными называют, говорят, что это все там какие-то придумки, а на самом деле это все естественные процессы, что есть версия, что Онан, который упоминается в Библии, был наказан Богом, вовсе не за то, что он занимался, чем занимался, а за то, что он не исполнил закон левирата. То есть, взяв жену своего умершего брата, не оставившего потомства, он изливал семя на землю и не дале ей шанса родить ребенка. Что существенно расходилось с представлениями древних иудеев о продолжении рода, как залога наследования Царства Мессии. Сейчас, конечно, мы понимаем, что приобщение Царства Божия все-таки является духовным, когда ты принимаешь Христа как Господа.
Но эту версию можно отложить в сторону сейчас. Попробую пояснить ситуацию, в целом, не сосредотачиваясь изолированно на упомянутом персонаже. Ниже попытаюсь показать, что в позиции Церкви есть смысл, когда данный эпизод трактуется как нечто нежелательное не только в отношении закона левирата.
Несмотря на то, что именную такую версию дают некоторые, стоит отметить, оправдание сего действа как естественного может привести к разнузданности. Конечно, чтобы человек пришел к разнузданности, должно совпасть множество факторов. Среди факторов – отсутствие ориентации на высшие идеалы, если сказать с духовной точки зрения, или отсутствие навыка реализовывать высшую нервную деятельность, если сказать, с точки зрения физиологии.
То есть гиперстимуляция эротического центра может сопровождаться подавлением, торможением тех отделов коры головного мозга, которые регулируют деятельность, связанную, например, с учебой и пр.. Конечно, данная гиперстимуляция связана, скорее, уже с вхождением в полную близость, но вход в эту преждевременную близость может начаться с того, что человек «остается наедине с собой».
Как-то спрашивал знакомую, она – психиатр, кандидат наук, насчет захода в эротическую сферу прежде достижения совершеннолетия (по некоторым соображениям возраст совершеннолетия – возраст созревания лобных долей; снижение возрастной планки, как можно предположить связано с тем, что уголовные дела совершаются большим количеством подростков, которые в силу возраста не подпадают под ответственность, чем пользуются неблагонамеренные люди, которые и привлекают их к своей противоправной деятельности; чтобы развитие этой ситуации как-то притормозить, как можно предположить, возрастная планка снижается). И она ответила, что этот заход может сопровождаться подавлением развития иных сторон человеческой личности. Ее мнение привел в беседах про т.н. детей «404».
«Дети 404, гомосексуализм, ЛГТБ с точки зрения пастырского осмысления» (также о том, как индустрия эро-кинопродукции захватывает сознание): Часть 1, часть 2.
Также в контексте темы данных бесед общался с одним нейрохирургом (советуюсь с ним, когда вопрос встает о изучении деятельности мозга). Он говорил, что, если, например, заключенный в тюрьме смотрит порно, то это – конечно, если мягко сказать, не лучшее времяпрепровождение, но по крайней мере, процесс будет на него действовать не столь разрушительно, так как сформированы лобные доли. Лобные доли – часть мозга, они ответственны за планирование, способность переключать внимание и активность на то, что наиболее актуально в данный момент времени. Если они недоразвиты, то человеку трудно переключиться с яркого на полезное, он становится беззащитным перед своими влечениями.
Соответственно, если подросток, у которого лобные доли не дозрели, занимается тем же, то деятельность мозга может начать перестраиваться. Его поведение может становится компульсивным, то есть могут возникать трудности с регуляцией поведения. Среди последствий есть и иные, вплоть – до импотенции.
Как-то спросил этого нейрохирурга о книге Ф. Зимбардо «Мужчины в отрыве: игры, порно и потеря идентичности», в которой рассказывалось, что любители порно и сопутствующей активности сталкиваются с потерей способности чувствовать происходящее (сам Зимбардо, описывая проблемы «мужского населения», как видится, внятных ответов не дает). И нейрохирург ответил, что неперспективные ветки, формирующие в процессе развития мозга, «вырубаются». То есть вывешивается своеобразный сигнал «стоп», так как указанная деятельность не приводит ни к социализации, ни к развитию человека и его социальных отношений.
Если получится во второй части ответа дам ссылку на ответ, который готовил для одного мужчины, который, увлекаясь порно и сопутствующей деятельностью, столкнулся с импотенцией (во второй части попробую продолжить данную тему). Нейрохирург говорил, что в 90% случаев (или даже больше) импотенция связана с головой, в телесном отношении у человека все в порядке. А пока дам ссылку на беседу, в которой приводил некоторые соображения по данному поводу.
«Идеи академика Ухтомского для современного человека. Сексуальные добрачные отношения среди молодежи».
Могу сказать, что я не всю жизнь с рождения был монахом, у меня был опыт тоже в каком-то смысле распада жизни, моя молодость пришлась на конец 90-х начало 2000-х годов. И приходилось наблюдать как рушились жизни.
На подростков обрушилась вся эта свобода, пошли видеокассеты с различными фильмами, когда я еще был студентом, то еще существовали такие, так сказать, порно-лектории. Это сейчас у каждого смартфон, через который можно любые видео смотреть, а в начале 90-х, когда я учился в школе, видеомагнитофон не у каждого был, и к человеку, у которого он был, приходили друзья посмотреть видеофильмы.
Эта ситуация в сериале «Слово пацана» даже показана, как собирались смотреть фильмы, в том числе смотрели порно, присутствовало и самоудовлетворение в этом процессе. Это все приводит к тому, что появляется сексуальная разнузданность какая-то и одновременно обесценивание девушек, то есть тебе уже трудно смотреть на девушек, как потенциальную подругу жизни, а все больше видишь в них просто объекты, с помощью которых ты можешь удовлетворить своё влечение.
Соответственно, отношения, начинающиеся уже с такой сексуальной разнузданности, с самоудовлетворения, превращаются уже в половую распущенность, многочисленные какие-то контакты, и все это уже потом идет вместе с алкоголем, и присоединяются другие девиантные формы, например, интим втроем и т.п. То есть, тормоза остаются только по факту того, что просто реальность не дает тебе возможности падать дальше. И, если бы этих тормозов не было, ну, по крайней мере, те, кого я знал, у них было желание падать все дальше и дальше.
Это как с курением марихуаны, есть заблуждение, что человек может просто покуривать марихуану, не углубляясь в что-то еще. Но нужно учитывать, что на каком-то этапе она перестает, грубо говоря, «вставлять», и нужно больше и больше, и в каком-то моменте без нее не можешь, но она уже не «прёт». И, соответственно, надо что-то искать другое или дополнительное, и, естественным образом человек переходит уже в полинаркоманию. У многих инъекционная наркомания начиналась именно с марихуаны, поэтому кто бы что не говорил, что можно остановиться только на употреблении по выходным (хотя может быть и есть какие-то мальчики, ботаники из таких интеллигентных семей, которые могут покурить марихуану и всё), ситуация может выглядеть следующим образом. Люди, которым хочется всего и сразу, как это обычно бывает в 18-19-20 лет, попадают на какую-нибудь вечеринку, где нет марихуаны, но есть что-то другое, с легкостью соглашаются это что-то другое употребить, потому что уже привыкли к измененному состоянию сознания.
О развитии страстных помыслов и способах сопротивления
Поэтому святоотеческая мысль такая, что если у тебя появляется образ в сознании, и он какое-то время в сознании держится, то он рождает какие-то эмоции, переживания, и соответственно рождает тягу к действию. Это можно еще объяснить таким примером, если ты что-то себе на одежду пролил, допустим сок какой-нибудь, и если в первую секунду стряхнешь, то он не впитался в одежду и можно отстирать и будет незаметно. Но если ткань уже пропиталась, то след может остаться и будет заметно. Или еще образ – уголек, который вылетел из костра, если он упал на одежду и его быстро стряхнуть, то он не прожжет ткань, не будет дыры. А если просто тупо смотреть, как он плавит материал, то точно будет дырка.
Так же и с помыслами, если он только попал в сознание, и эта цепочка в тебе не стала развиваться, то ты имеешь возможность, например, с помощью Иисусовой молитвы («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго») эту цепочку пресечь. А, если ты эту цепочку не пресекаешь, то происходит такой эффект, который можно выразить с точки зрения физиологии как проторение, то есть, ты увидел какой-то образ девушки в рекламе и вспоминаешь, а у меня там была некая знакомая, Катя из 9 «Б» класса, которая похожа на модель с рекламы.
И начинаешь что-то вспоминать, представлять, мозг закрутился в этом направлении, и все, ты уже не успеваешь заметить, как у тебя возникает уже какая-то похоть. Эта цепочка раз за разом повторяется и приводит к возбуждению, и потом уже к реализации этого возбуждения, к развязке какой-то. А со временем скорость прохождения этого пути уменьшается, и у тебя уже возникает мгновенная реакция. Бывает так, что когда дело развилось настолько далеко, то у людей даже из этой цепочки выпадает самоудовлетворение, то есть, как бы сам процесс завершается уже только из-за мыслительной операции, то есть, он увидел и все, и у него уже процесс завершился.
Эту цепочку, которая по святоотеческой мысли состоит из шести стадий, которые начинаются с прилога и завершаются действием, я в описанном примере сократил. Хотя архимандрит Клеопа Румынский развил эту цепочку до двенадцати пунктов, начиная с того, что первое – это, что ты не сделал того добра, что ты должен сделать. То есть, иными словами, эти помыслы какие-то, которые нами овладевают, они тоже не на ровном месте возникают, а вследствие расслабленности. Допустим если ты с кем-то поругался, напился пива, и идешь такой озлобленный, раздраженный, тебя все достали, и еще плюс мозг расфокусирован алкоголем, и ты видишь какой-то образ, какой-то сексуальный стимул. И он мгновенно впивается в сознание, потому что оно сейчас вот в таком находится, в бедственном состоянии, а если человек, в принципе, находится в состоянии бодрого духа, занят каким-то хорошим делом, ум насыщен хорошим чтением, то он может сопротивляться всяким искусительным помыслам.
О состоянии ума, при котором, по мысли преподобного Исаака Сирина, страсти бездействуют, см. в главе «О забывании наркоманической эмоции» из текста «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения», часть 3 «Обращение к полноте и доминанта на лицо другого».
О чтении книг для насыщения ума положительными и здравыми мыслями
И чтение хороших книг оказывает реальную помощь, потому как, может быть и не всегда получается каждый день читать книги, но если ты прочитал хорошую книгу, то ум как-бы помнит еще вот привкус хороших мыслей, и это работает, как, допустим, ткань, пропитанная воском, и в нее вино, кровь, еще что-то уже так быстро не впитывается.
Как мне объяснял духовник – один из способов борьбы с разными помыслами это занятость, то есть нужно быть постоянно занятым, но только не в смысле формирования ургентной зависимости. Когда человек, по одной из версий, испытывает внутри неприятные чувства, которые старается забить высоким графиком работы, и, то есть, хотя ему неприятно то, что он постоянно как белка в колесе крутится, но остановиться ему еще более неприятно[1]. Здесь не про это речь идет, а скорее про то, что человек занят хорошим делом, но при этом может быть даже и спокойным, отдыхать.
Допустим, если вот ты знаешь, что сейчас тебе прямо надо посозерцать море, это не безделье, ты в каком-то смысле сейчас активно отдыхаешь, или наоборот ты сейчас сосредоточен на то, что тебе надо что-то сделать, доклад написать, работу какую-то выполнить. Мне рассказывали про одного верующего математика, который три часа лежал, смотрел на облака, причем у него несколько детей было, загруженность в ВУЗе, но это не было безделье, так как просто, бывает, что ум находится в коллапсе и человек не может разомкнуть какую-то устоявшуюся точку зрения.
Или, к примеру, Менделеев Д.И. шил чемоданы, я не думаю, что ему денег не хватало, но могу предположить, что он как-то переключался. То есть, если ты испытываешь желание просто полежать, отдохнуть, или ты захотел фильм посмотреть, если ты знаешь, что это нужно, то значит нужно полежать или посмотреть. Лишь бы не было такого, что ты проснулся и понимаешь, что пора вставать, но просто «тупишь», потому что когда ты «тупишь», за эти две минуты, то самая «дичь», которая есть за эти две минуты в голову и заползет.
Или просто ты сидишь и начинаешь смотреть бесцельно всякие видеозаметки, например, по рекомендациям в соцсетях, это все как раз расфокусирует тебя, вот это негативное безделье, или наоборот, чем-то и занят, но бестолковым, то тогда твоя деятельность неосмысленна и в этот момент в сознании начинают капать вот эти всякие помыслы.
Часть материала о том, что противопоставлять негативным мыслям, представлена в цикле бесед «Зазеркалье».
О бодрствовании и трезвомыслии
Сопротивление этой страсти, как и любой другой, требует, чтобы ты был в бодренном, трезвенном состоянии. Конечно, мы все люди слабые и падаем, но тогда просто большого вреда хотя бы не принесет, потому что ты сможешь правильно сработать. Если же ты в каком-то унылом состоянии амебы, то тобой управляют и другие люди, ты становишься внушаемым, и тобой управляют все эти дикие мысли, например, тебе пришло в голову выпить, ты выпил, пришло в голову, что-то посмотреть, ты посмотришь.
В правильном понимании речь идет не о блокировании себя, а о преображении себя как человека. Потому что, если ты оставил все, как есть, свое поведение, а просто блокируешь что-то, так не совсем получится преодолеть тягу к страсти. Во-первых, у нас есть такая функция природная и ты не можешь взять и заблокировать саму эту функцию, но ты можешь через понимание всей жизни в целом просто понять, что вот это то, что дано Богом человеку, оно может быть реализовано в конструктивной плоскости. Но оно может стать и страстью, и патологией, и деформировать жизнь.
Эту мысль заимствую из великолепной книги Жана Клода Ларше «Исцеление духовных болезней». В ней дается всесторонний анализ как совокупности процессов, на базе которой формируются страсти, так и иной совокупности, – на базе которой они перестраиваются и преодолеваются. В частности, по интересующему нас вопросу можно посмотреть раздел «Патология желания и наслаждения»[2]. Он, кстати, предупреждает, что интенсивностью труда страсти не победить. «Иногда простой напряженный труд тех, кто погружен в мирские дела и занятия, достаточен для того, чтобы уничтожить в них некоторые страсти. Однако это лишь временное явление, потому что они могут вновь появиться, как только интенсивность труда снижается».
Трезвенность представляет собой не только телесную бодренность, но бодренность, пропитанную молитвой.
Об Иисусовой молитве и покаянии
В сопротивлении страстным помыслам еще помогает Иисусова молитва, этот навык очень важен, потому как не только сама молитва отвлекает от помысла, но и Господь во время молитвы помогает нам справиться с возникшей ситуацией. Постепенно будет формироваться навык, скажем так, произвольно, в хорошем смысле слова, фокусировать свое внимание на чем-то отличном от страстных помыслов. То есть, если тебя беспокоит какая-то мысль, а ты стараешься держать ум в Иисусовой молитве, то, когда у тебя будет какое-то отчаяние или похоть и все остальное, то ты сможешь вывести ум из этого потока.
Как говорил один духовник, когда образ женщины прямо вклеился в сознание, то помогает и покаяние, об этом писал святитель Игнатий Брянчанинов, что покаяние отнимает силу этого помысла. То есть, не каждый раз «специфичные слова» какие-то произносить, можно просто читать Иисусову молитву, достаточно пары слов. То есть, когда ты каешься о чем-то, то два слова Иисусовой молитвы может быть достаточно, потому как Господь знает в чем ты каешься, в в чем ты нуждаешься сейчас.
Если прямо образ какой-то протаранил тебя, ты каешься в этом, и с помощью Иисусовой молитвы просишь помощи. И это уже будет твой личный духовный опыт. Действительно, современный мир утратил этот путь, который позволяет получить реальный результат в том, что от тебя отступает то, что тобой владело. Сейчас люди изобретают всякие методы, практики, но получается, что эти человеческие методы – это такая бесконечная компенсация. То есть, ты пытаешься устранить одни мысли другими, вторые мысли пытаешься устранить третьими, третьи – четвертыми, и эта цепочка не останавливается. А с помощью Иисусовой молитвы ты получаешь свой личный духовный опыт преодоления негативных состояний.
О молитве Иисусовой много было сказано в упомянутом цикле бесед «Зазеркалье».
54. Начало раздела о преодолении навязчивых помыслов. Навязчивые мысли и гордость. Не включаться в поток тревожных мыслей
55. Главная проблема решается через пересмотр всей жизни. Выстрел через щелку в шторке (за действием по страсти – приступ глобальной проблемы)
56. Навязчивые мысли и гордость. Смирение. Духовные законы. В первый раз по своей воле – далее – уже против воли. Связь между страстями
57. Если противоречить помыслам, то ничего не будет. О молитве Иисусовой
58a. О молитве Иисусовой. Зло побеждается в самом начале и силой Божией. Не вникать в тревожные мысли
58b. О молитве Иисусовой (окончание)
59. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Главная проблема человека. Вопрос (как вести себя с людьми, которые страдают от навязчивых мыслей)
60. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Навязчивые мысли. На что обратить внимание, если человек вроде бы и молится, а выйти из облака не получается
61. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Пост, послушание, режим помогают учиться не идти на поводу у своих мыслей
62a. Суть бесед 40–61. Иисусова молитва и отсечение помыслов. Доверие тревожным помыслам – основа расстройства
62b. Суть. Пластичность мозга и научные подходы к решению вопроса навязчивых мыслей. Если все равно приходят, то – не вникать
63. История человека с множественными личностями. Взгляды на феномен. Не считать, что со вне влияют
64. Подведение итогов цикла и разбора темы преодоления тирании паталогических мыслей. Повторение некоторых идей
65a. Понимание, какие мысли – отвергать, каким – следовать. О духовном руководстве (См. лекцию в разделе Отдельные темы)
65b. Врастание в Истину. С терпением отнестись к человеку, находящемся в измененном состоянии сознания (ИСС)
67. Заключение. Цикл Зазеркалье – только нить в структуре каната. В цикле – акценты на некоторых сторонах, но есть и другие
[1] Главы «Работоголизм», «Ургентная зависимость» из книги Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой «Психосоциальная аддиктология» («Олсиб», 2001).
[2] Ларше Жан-Клод. Исцеление духовных болезней. Введение в аскетическую традицию Православной Церкви / Жан-Клод Ларше; отв. ред. игум. Дионисий (Шленов); пер. с фр. под ред. А. О. Солдаткиной. Сергиев Посад, 2018.