Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Похудание, анорексия, булимия, молодые девушки

10 сентября 2022 г.

Данный текст является комментарием к циклу бесед «Влечение к еде и голоду». В беседах, помимо прочего, рассматривается вопрос о девушках, которые хотят создать некий репрезентативный образ себя худой и обаятельной, а потом иногда срываются в клинический случай.

Иногда они бросают образование. Иногда всю жизнь подчиняют мечте. Конечно, всех граней явления в тексте не пропишешь, отметить можно лишь некоторые. Данное явление смыкается с другими: одиночество, проблемы взаимодействия между родителями и детьми, депрессия, хаотизированная эротизация, гиперфиксация на одной стороне жизни в ущерб иным. Темы, всплывающие по ходу, рассматривались в иных беседах и текстах, ссылки на которые даются.

Беседы «Влечение к еде и голоду»: Части 1.1-1.3, Части 2.1-2.3
«Образование (под предлогом того, что это – «не мое» молодые люди и девушки, бросают учебу)».

ЧАСТЬ 1. Гиперфиксаци на собственной персоне

Некоторым девушкам свойственен эгоцентризм и некая степень тщеславия – в большей или меньшей степени. Вследствие этого такая девушка имеет самоощущение, что взоры всех людей обращены на неё. У Достоевского была такая мысль, что, когда у девушки вскакивает прыщик на носу – ей кажется, что все люди заняты только разглядыванием этого прыщика. Когда девушке кажется, что всем до неё есть какое-то дело, она переживает насчёт своего внешнего вида.

Иеромонах Симеон (Мазаев) рассказывал, как один из его студентов спросил его насчет своей девушки: она прервала с ним контакт, когда он пришёл к ней домой, она не открыла ему дверь. Студент не знал, что и думать. Тогда о. Симеон, не думая даже, что попадёт в точку, сказал просто чтобы студент не беспокоился, что у девушки на носу вскочил прыщик – и она боится показаться в таком виде. Потом оказалось, что действительно так и есть. Девушка, скрываясь от своего возлюбленного, даже не подумала, что молодой человек может так интерпретировать её поступки, что она вообще не хочет его видеть. Кто-то, думая, что его не хотят видеть, может прекратить попытки выходить на связь. Отношения могут быть разрушены.

Людям такого склада не помешает перечитать труд свящ. Александра Ельчанинова «Демонская твердыня. О гордости» – раза два или три с перерывом. Отец Александр подсказывает варианты исцеления от гиперфиксации на собственной персоне. От этого исцеляет забота о ближнем и то, что называется смирением. Тема смирения для некоторых довольно сложная. Некоторые видят в смирении некую пассивность. Но в смирении корнем является слово «мир». Равнодушие, пассивность не сопровождается внутренним миром, а скорее – тревогой. Смирение выражается в способности отодвинуть свои субъективные переживания на второй план. Если вернуться к истории о девушке, которая избегала своего возлюбленного: она обуревалась страхом оказаться в неподобающем, как ей казалось, виде. Смирение здесь заключалось бы в том, чтобы понять Божью волю и просто жизненные ситуации, призывающие идти вперёд. Тебя ждёт близкий человек, а в это время какие-то личные страстные ощущения будоражат страхом. Смирение подсказывает отодвинуть эти ощущения в сторону и идти вперёд.

Если человек закольцовывается в собственных ощущениях, он впадает в состояние одиночества, даже при наличии близких людей.

О том, как прорывать одиночество, рассказывается в тексте «Одиночество, изоляция (лекции и тексты иером. Прокопия)». + одноименная беседа «Одиночество и изоляция»).

Гиперфиксация на себе нередко является основой одиночества. А любовь к людям, как способность обратить на них внимание, прорывает эту стену отчуждения. Человек начинает иначе смотреть на мир. Когда он смотрит на других людей, включает их в свою жизнь, интересуется кем-то помимо собственной персоны, меняется и отношение к нему других людей.

ЧАСТЬ 2. Мнимые недостатки

Серьёзный характер приобретают сейчас и такие ситуации, когда девушки считают калории, пытаясь похудеть. Возможно даже, трудности экономического характера (все эти санкции и т.п.) попускаются Богом современным людям, чтобы спасти молодое поколение: когда начинаются реальные трудности, людям становится не до телефона, не до лишних калорий…

Монахиня Нина (Крыгина) (до монашеского пострига она получила психологическое образование – кандидат наук) в своих лекциях рассказывает о влиянии некоего стереотипа, который транслируется через фильмы, журналы, даже через куклы Барби (исследования подтвердили их негативное влияние на девочек). Когда девочка играет в куклу-малыша, она учится эту куклу пеленать, опосредованно учится сама быть мамой. А когда играет в куклу Барби – понятно, что эту куклу уже не запеленаешь, её надо водить в ресторан и т.п. Происходит стимуляция сексуальной доминанты. Сами формы этой куклы не являются формами женщины, способной к деторождению. Девушки, родившиеся на севере, даже в силу географии региона, имеют другую конституцию нежели в других регионах – чтобы женщина могла выносить и родить ребенка в условиях севера, у неё должна присутствовать определенная жировая прослойка. Девушка, от природы худая, может красиво выглядеть на обложке, но если у неё формы как у куклы Барби – как она будет рожать?

Если девушка себя ни с кем не сравнивает, если она самодостаточна – у неё не должно возникать чувства ущербности. Иначе, девушка может быть очень красивой, со стройной гармоничной фигурой, но она может напридумывать себе, что не соответствует каким-то стандартам – и это показывает, что её мышление уже отчасти заражено моделями. Человек, который гонится за придуманным идеалом, всегда будет чувствовать себя ущербным. Эту ущербность будут чувствовать и окружающие его люди: человек всю жизнь будет пытаться им доказать, что он не гадкий утёнок, но в его поведении будет что-то ложное. То, что ещё раз будет подтверждать, что он является этим гадким утёнком. Но это только до тех пор, пока человек пытается соответствовать навязанному извне образу.

Нечто подобное происходит в отношениях, которые трудно назвать нормальными. Когда человек обвиняет другого в том, что он не таков, как ожидалось. Например, в супружеской паре: супруг – не столь мужественен, супруга – не столь женственна и т.п. Иногда стоит человеку намекнуть, что он ведёт себя не подобающе. Но намекнуть с целью помочь, а не с целью ежедневно тюкать и нагружать патологическим чувством вины. Есть чувство вины конструктивное, которое нам помогает осознать ошибку и исправить её. А есть чувство вины навязанное, когда человеку внушают, что он не таков, что он неправильный. Он начинает верить в своим мнимые недостатки.

ЧАСТЬ 3. Родители и дети

ПОДРОБНЕЕ: «Родители – Дети – Воспитание». Лекции и тексты иеромонаха (Прокопия)
https://vk.com/@o_prokopy-vospitanie

Часто родители излишне жалеют таких своих детей, идут у них на поводу. Таким родителям нужна более твёрдая позиция. Где-то быть строже. Правильно расставлять приоритеты для своих детей. Можно сказать: «Пока мы живы, получи, образование, сконцентрируйся на этом, а потом – иди куда хочешь и занимайся чем хочешь. Ты уже будешь взрослым человеком, отвечающим за свои поступки». Ведь если, даже если у девушки будет супер-классная фигура, что она с этой фигурой потом будет делать? Если она станет человеком, с которым не о чем будет разговаривать, все её мысли будут только о калориях, как она сможет познакомиться с будущим мужем? Красота телесная проходит быстро, красотой телесной сыт не будешь. Полюбовался день, два, а что дальше? Женщина с самой красивой фигурой, которая не сформировалась как личность – не тот человек, с которым можно прожить долго и счастливо.

Когда родители видят, что ребёнка уже заносит, они смотрят на эту ситуацию сквозь пальцы. «Она у меня единственная, я её люблю». Кто-то поступает, как ему кажется, по человеколюбивым принципам. Но в чем больше человеколюбия? Позволять ребёнку катиться по наклонной плоскости? Или каким-то образом постараться этому процессу противодействовать? Конечно, у ребёнка по поводу того, что его в чем-то ограничивают, может быть истерика, но в итоге, вырастая, он найдёт своё место в жизни.

Очень спорное человеколюбие – позволять ребёнку манипулировать окружающими, взрослыми, лишь бы его эмоционально не задеть, не увидеть его спонтанную реакцию. А в итоге после школы он не может себя найти.

Мама, которая жалеет дочку, во всём ей потакает, лишь бы та не плакала… Как мама будет чувствовать себя, когда уровень скорбей этой девочки по мере возраста умножится? Когда, вернувшись назад, она поймёт, что многие годы ушли не туда? Бывает, ещё и приходят болезни, способствующие либо неестественной худобе, либо приобретению полноты. И все труды, которые человек затрачивал на свою идеальную фигуру, вдруг сходят на нет. Бывает, человек серьёзно заболевает.

ЧАСТЬ 4. Депрессия, одностороннее развитие и эротизация

ПОДРОБНЕЕ: «”Три Д” – Депрессия, Деперсонализация, Дереализация».
«Преодолеть отчуждение: в том числе, и о депрессии – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)»
https://vk.com/@o_prokopy-tri-d

Одна девушка, которая начала с того, чтобы – как ей казалось – просто убрать «животик», вошла в анорексию (примечательно, что захотела она худеть, в том числе, и по причине неприязни к маме; мама, мол, «такая-сякая», не хочется быть на нее похожей). От голодания у неё повредилась функция мозга, ответственная за время: она могла несколько часов чистить зубы и не понимать, что прошло несколько часов. Слава Богу, нашлись люди, которые помогли ей с дорогостоящим лечением. У другой девушки после того, как она пыталась создать себе совершенную фигуру, повредилась функция контроля мочеиспускания. Таких примеров много.

Как результат – депрессия, даже не как следствие болезни, а как следствие того, что ядро личности не развивается. Человек следит за фигурой, ловит на себе взгляды мужчин, вступает в интимные взаимодействия. Но подлинная часть души, которая требует развития, остаётся пассивной. Эта пассивность развивает страшный духовный голод, даже панику, отвращение ко всему тому, что раньше казалось вожделенным. Одна девушка говорила, что когда она пришла к переосмыслению своей жизни, заметила, что дома у неё очень много подарков, полученных в результате блудных взаимодействий. Раньше она гордилась этими подарками, а теперь стало тошно на них смотреть. Но самое главное – куда ушли эти годы? Что было приобретено? – Полный ноль, если не минус.

Печальна жизнь того человека, который мерит себя только толщиной своей талии. Где же тогда остальная часть этого человека?

Девушки юного возраста, в силу того, что формируются телесно раньше парней, могут быть очень красивы, причем их красота даже опасна бывает для подростка – это могут быть уже вполне зрелые формы. Будучи подростком, она может вызывать интерес у мужчин.

Можно упомянуть Наталью Маркову, руководителя исследовательского проекта «Барьер». В размышлениях о природе возникновения журналов, которые пропагандируют идею удовлетворения сексуальности по первому требованию, Наталья говорит, что такие журналы и исполнители спонсируются наркомафией. Если замечается, что исполнитель продвигает депрессивную тему, в него вкладываются деньги. С 60-х годов XX века наркомафия перестроилась: если раньше рекламировались непосредственно наркотики, то теперь воспитывается депрессивное поколение. Вкладываются деньги в те процессы, которые способствуют образованию депрессивного поколения. Естественно, оно будет от депрессии искать избавление. Вкладываются деньги в журналы, пропагандирующие сексуализацию. Девочкам обещается чувство свободы и независимости – если стать сексуально раскрепощенной. А в итоге, когда она теряет девственность в туалетной кабинке клуба – она чувствует глубочайшее несчастье, которое имеет свойство усугубляться. Она впадает в депрессию по законам социальной психологии. В поисках средства избавления от депрессии, она замечает то в текстах песен, то в фильмах, что стоит только принять наркотики – всё, мол, сразу станет «хорошо».

Часть 5-ая статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества». См. главы: «Идеи сексуальной революции, депрессия и пропаганда наркотиков», «Идеи сексуальной революции – фиксация на них приводит не к свободе, а к ее потере».

Детская шизофрения, по мысли Антона Кемпински, зачастую является следствием ранней половой жизни. Человек теряет целомудрие, становится открытым для внешнего воздействия.

См. 4-ую часть текста «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)», главу «Депрессия и нецеломудренное поведение (также – эротомания)».

Девушка, у которой есть свои таланты, весь акцент делает на худобу, которая объективно ей не нужна – в итоге она всё равно столкнётся с депрессией, потому что часть её личности не развивается, пребывает в пассивном, дремотном состоянии.

Возможно, в таком случае может понадобиться даже помощь детского психиатра. Когда родители слышат об этом, они начинают возмущаться – «За кого вы нас принимаете?». Но речь не идёт о постановке диагноза. Речь о том, что проблема может оказаться глубже, чем она воспринимается. Бывает, человек настолько сформировал дисфункциональные связи в своём сознании, что для их разрыва недостаточно простой беседы. Человек, обладающий тем, что называется супернормой, обычно легко может освободиться от навязанных извне разрушительных идей или от своих болезненных переживаний. Но человек может спускаться всё ниже и ниже по шкале здоровья. На уровне невроза он глубоко увязает в каких-то концепциях, а на уровне психоза ему уже не отличить вымышленные концепции от действительности. Чтобы разорвать эти выстроенные сети в сознании, бывает необходима посторонняя помощь.

ЧАСТЬ 5. Все вложить в фигуру?

Был один юноша, который до свадьбы говорил, что главное – чтобы жена была красивая, а умная – не обязательно. Всё сложилось так, как он хотел. Познакомился с девушкой, с которой у них были идеальные интимные отношения. Но на этом не построишь всю жизнь. Он стал подумывать о разводе, но всё же и он, и она стали взрослеть. Стали понимать, что надо развиваться, не стоять на месте, двигаться навстречу друг другу. Кстати, она работала на линии экстренной помощи людям, находящимся в кризисной ситуации – чтобы отвечать на такие вопросы, надо самому как человеку развиваться, иметь в арсенале нечто большее, чем мысли о калориях.

Насчёт калорий и Интернет достаточно легко ответит на все вопросы. Будет трагедией, если её мир будет ограничен только этой информацией. Она не сможет дать мужу ничего такого, что он бы смог найти через пять секунд после запроса в Интернете.

Один человек сдавал квартиру в Москве, а сам многие годы жил на эти деньги на Гоа, медитировал. И вот однажды произошло как бы прозрение. «Тебе 35 лет, ты ничего в этой жизни не сделал. У других уже карьера, семья. Но это не так важно, а важно то, что все эти годы ты как человек никак не рос, пребывал в пассивном полудремотном состоянии на пляже, никуда не двигался». Слава Богу, осознав это, сейчас он стал вкладывать свои силы в проект, который призван помочь молодым людям – тем, кто хотел бы провести свою жизнь на пляжах Гоа, попытаться помочь ещё до того, как они на этот путь вступили, показать его бесперспективность.

Люди же, которые сегодня восхищаются лишь фигурой такой девушки, завтра с лёгкостью переключатся на что-то другое. Некоторые люди чисто в силу своей конституции не могут надолго удержаться в рамках каких-то стандартов.

Может, если это девушка, она достигла худобы, но у неё безумные глаза. С ней не о чем разговаривать. Она может быть источником сексуальных утех какое-то время, но что-то совместно с ней строить не получается – она никак не сформировалась как человек, ни в эмоциональном, ни в духовном, ни в социальном плане. У неё есть просто телесная оболочка. Если это юноша: время скакнуло вперёд, а он никак не сформировался, так и остался на своём эмоциональном рубеже с телефонами, программками. Может, у него будет работа программистом, будет заказывать себе пиццу, заниматься кибер-сексом, ходить в эротический салон. Но он будет неспособен на создание семьи – в семье необходимо взаимодействие с супругой, что-то ей отдавать.

По мнению одного философа, причина образования однополых сожитий – у человека не хватает эмпатии, эмоционального заряда для другого человека. Он настолько духовно обессилел, что у него нет той частички тепла, которой он мог бы поделиться с другим. Если мужчина знакомится с девушкой, пытается создать семью, совместная жизнь призывает его подниматься над собой. Ему необходимо развиваться, хотя бы банально темы для разговоров поддерживать, учиться понимать другого. А однодневные сожития не предполагают духовного развития: живут вместе, пока не надоест. А когда надоест, никак не борются за сохранение отношений, сразу разъезжаются. Куда дальше идти?

Бывают женщины, которые постоянно худеют, выкладывают фото, но не могут добиться уникальности – на фоне других таких же, кто хочет добиться похудения. Всегда найдутся такие же фото, в подобной одежде, с такого же ракурса, на фоне которых никакая худоба не будет являться чем-то особенным. Это ощущение непризнанности. Человек может быть уникальным, когда он развивает свои личностные качества, когда он добрый, когда с ним есть что обсудить, когда он является незаменимым в своей профессии или в семье. Если девушка – то единственная и неповторимая для своего супруга, незаменимая мама для своих детей[1].

ЧАСТЬ 6. Анорексия, булимия и гиперфиксация на одной стороне жизни

В книге Марка Льюиса «Биология желания. Зависимость – не болезнь» в главе об анорексии и булимии[2] говорится о том, как девушка начала путь к анорексии в результате неприязни к маме. Мама вызывала у неё приятные реакции, казалось, что у неё большой живот, и девушке казалось, что она не должна быть похожа на мать.

Разбор мыслей Марка Льюиса в беседах «Влечение к еде и голоду» см. беседу: Беседа 2. От анорексии к булимии, выход – не столько самоконтроль, сколько переинтерпретация

Одна девушка, когда ознакомилась с этими примером, вспомнила, что неприязнь к маме и в ее случае явилась стартовой кнопкой для запуска паталогического процесса, замотанного вокруг питания. После знакомства с примером, она поняла, что корень ее проблемы заключался в нарушении заповеди по отношении к родителям. Да, родители ошибаются, но обида на маму, как говорили другая особа, не – грех мамы, а грех «мой». Если что-то «такое» и было в отношениях с родителями, не факт, что оно должно порождать неприязнь. Из опыта прошлого можно выйти в конструктив.

О том, как это возможно, рассказывается, например, в частях 4.2 и 4.3 текста «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты». В этих частях рассказывается о том, как под воздействием негативного опыта, полученного в прошлом, могут формироваться паталогические модели поведения. А также о том, как эти модели можно преодолевать. История особы, погрузившейся в «проработку» обид, но потом понявшей, что она погружается в безумие, и, вследствие осознания собственного греха, сумевшей выйти из паталогической колеи, приводится в конце 1-ой части текста. Тексты являются комментарием к беседам цикла с одноименным названием. Начиная с 20-го пункта в беседах начинает более подробный разбор данной темы.

О ПРОЕКТЕ: «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко)»
https://vk.com/@o_prokopy-preodolenie-travmaticheskogo-opyta

Анорексия имеет свойство переходить в булимию, обжорство. Один папа рассказывал, как его дочь попала в больницу. Она была привержена к спорту – всю свою жизнь остриём вывела в спорт.

Возможно, когда она начала худеть, для ее родителей представлялось заманчивым хвалиться дочкой, репрезентующей себя в качестве подтянутой особы, выверенной по стандартам Сети. Возможно, начальные этапы поддерживались родителями, которые не усмотрели в гиперфиксации на узком сегменте жизни большой опасности. Возможно, даже – поддерживали чадо. Когда же ситуация вышла из-под контроля – забили тревогу, но что сделано, то сделано. Ребенок пошел на госпитализацию. Здесь нет упрека родителям. Скорее, – призыв подумать о том, что у каждой, наверное, истории есть своя предыстория. И, вникнув в нее, можно найти ключик и для замка, который на сегодняшний день запер пути. Чтобы двинуться по жизни дальше, иногда нужно вернуться назад и распутать какой-то узел, найти точку, в которой твой вагон сошел с рельс и пошел в ином направлении, в сторону откоса.

Также важно и то, что люди, живущие в соответствие с созданными им схемами, рано или поздно сталкиваются с труднопреодолимыми трудностями (или, вообще, – с бетонной стеной). Когда человек живет в соответствии со схемами, какие-то части души, принимающие участие в ежедневной регуляции эмоций, не развиваются. Человеку незачем их развивать. У него уже, словно заранее, запасены все ответы. К 20-ти годам он должен стать тем-то. Чтобы быть счастливой, талия должна быть такой-то. В итоге, когда происходит скачок эмоций, человек с ним не справляется, потому что не учился реагировать как человек с живым сердцем на ежедневные жизненные ситуации. Иногда скачок приходит в виде импульса, идущего от внешней реальности – например, пресловутые локдауны. Иногда человек сам стремиться к аномальному скачку, так как постоянное движение по кругу в замкнутой модели, сопровождается чувством скуки. Жизненной схемой, моделью может стать и навязчивое желание стать моделью (топ-моделью).

Из Сети заимствуются стандарты поведения и начинается навязчивое (обсессия) следование им при игнорировании того, что происходит внутри и в социальном пространстве (фиксируется, в основном то, что имеет отношение к образу, с которым человек вступил в обсессивно-аддиктивные отношения, прочее – не важно). Когда приходят последствия в виде катастрофы – люди удивляются, не всегда понимая, что сами заложили основу для нее.

Вследствие одностороннего развития, фиксации на психологических моделях, стандартах внешности и при навязчивом желании «все это хозяйство» реализовывать, человек как бы «развоплощается» (не формирует то, что называют «человеком культурным»). Такой человек не может осмыслить встречающие ситуации с какого-то иного уровня, чем с того, который лежит на поверхности («если полная телом – значит, мол, законченная неудачница»). Становится беззащитным в отношении суицидальных стремлений, любовной аддикции, истерики и пр.

Подробнее, см. главу «Омертвение, роботизация и обсессивно-компульсивная психическая организация» из части 4.2 текста «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы и лагеря»
Также, см. ответ «Зависимость. О любовной зависимости – девушке, пытающейся “подстегнуть” себя “драйвом”, считающей, что у ее желаний – генетическая природа»
См. цикл бесед «Любовная зависимость», например, с пункта 6.

Неправильно, если где-то происходит гипертрофия – когда человек уходит в какую-то область, игнорируя другие, стимулирует что-то одно в ущерб другого. Спорт – не плохо, но тогда, когда он встроен в какую-то систему взаимоотношений. Как в девизе одного молодёжного движения: «Быть сильным, чтобы быть полезным». Идея спортивного развития была встроена в больший контекст. Чтобы быть полезным людям, ты должен иметь телесный ресурс. Для человека, который учится переключать передачи у автомобиля, этот навык встроен в больший контекст – он хочет научиться ездить на автомобиле. А научиться ездить хочет, чтобы добираться до работы. А работает тоже для большей цели – цепочка продолжается[3].

Но если человек будет заостряться на формировании навыка максимально быстро переключать передачи – для чего, почему? Что он с этим навыком будет делать, он не знает.

Есть много случаев, когда у спортсмена, который всю жизнь вложили в спорт, происходит какая-то травма или отстранили от соревнований. А как человек он не сформировался. До этого он разъезжает по миру, за него всё делает менеджер. Ему кажется, что в жизни всё происходит само: сами паспорта получаются, сами медицинские документы появляются. А потом травма – и они оказываются просто нигде. Слава Богу, если за время путешествий он познакомился с кем-то, если мог мог развиваться как человек, чтобы суметь из спорта уйти в другую область. Но если он был «сам себе звезда» и ни с кем не хотел общаться, потому что считал себя стоящим на пьедестале…

Такая гиперфиксаци на чем-то одном часто приводит к катастрофе.

См. из цикла бесед «Внешняя жизнь и мир мыслей» беседу 5.3. «Призвание и работа | О “здесь и сейчас”. Время. Только работа – катастрофа. Что-то помимо работы».

Когда человек попадает в такую ситуацию, не все готовы в ней разбираться – некоторые остаются в своём сформированном мире. Когда кто-то пытается им помочь: хотя бы впустить в этот мир новый сигнал или помочь людям оттуда выйти, они остаются при своём, руководствуясь своими убеждениями.

Иногда похудение встраивается в более широкий процесс, но тоже ложный. Как было прекрасно показано в фильме «Реквием по мечте»: Сарра, мать Гарольда (который употреблял наркотики), хотела рассказать всему миру, какой замечательный у неё был муж и какой замечательный сын. Она представляла, как попадёт на шоу и будет в красном платье – в которое уже не влезала из-за полноты. Заразившись идеей похудения, она обратилась к врачу, который назначил ей амфетамин (его используют для похудения, так как он даёт человеку энергию – за счёт сжигания самого человека, и тому не хочется есть). Её сын заметил характерный признак, когда человек употребляет этот наркотик – скрип зубами, и предупредил мать, что она умрёт прежде, чем попадёт на шоу. Но она осталась при своём – сын не понимает, что шоу – это её единственный шанс, мол, заявить миру, о чем так хочется заявить.

Она совсем перестала есть: здесь, возможно, была даже инфернальная составляющая (воздействие злых духов). Тело по учению Церкви является перегородкой, отделяющей человека от падших духов, и когда человек истощает своё тело, он становится восприимчивым к колебаниям со стороны этих духов.

– См. цикл бесед «Преодолеть отчуждение. Часть 1: Лекции о унынии, депрессии и о причинах ухода в экстремальные активности».
Беседа 22а. Употребление «спайсов» и появление второй, третьей и т.д. личностей. Антон Кемпински и его книга «Меланхолия». Четыре пути, по которым в сознание может внедриться деструктивная, манипулятивная идея. Медитативные техники Востока; торможение коры головного мозга; экстаз; «обнуление» личности; побуждение человека переступить последнюю черту; вербовка в ИГИЛ через ворожбу. Блуд – самая распространенная страсть, насаждаемая среди молодежи. Игумен N. и его статья «О причинах неправильного сексуального поведения». О шизофрении. НЛО – демоническое воздействие. При белой горячке и атеисты и язычники видят одних и тех же демонов. Не все, что есть в сознании, принадлежит самому человеку. Если не признавать существования демонов, то невозможно с ними бороться. Гордый более подвержен демоническому влиянию. Анорексия и пост. Свт. Игнатий (Брянчанинов) и его работа «О духовном и душевном видении духов». Булимия – один из признаков контакта с падшими духами. Употребление «спайсов»; демоническое воздействие на тонкие структуры тела. Здоровье и болезнь в духовном плане. Конец земной истории. Правда Божия; целостное мировоззрение. Потеря Благодати; отчитки сами по себе не излечивают, – необходимо участие человека. Книга игумена N. «От чего нас хотят спасти». Аборты. Прп. Иларион Оптинский. Свмч. Кронид (Любимов).
– См. также цикл «Зазеркалье».
50b. Решение главной проблемы через нейтрализацию предпосылок. Последствия утраты благодати и оккультного контакта (булимия, ненависть)
– В виде текста некоторые мысли в главе «”Пробоина” и соединение с миром падших духов» из части 1 текста «БРЕШЬ В СТЕНЕ (часть 1): Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания».

У Сарры начались галлюцинации, она слышала голоса, запрещающие ей есть. В состоянии помрачённого сознания она пошла в красном платье на шоу, но попала в психиатрическую клинику.

Её похудение было встроено в контекст, но контекст паталогический. У неё была альтернатива. Например, стать волонтёром, получить мед. образование, хотя бы позволяющее ей работать медсестрой. Тогда она бы не прозябала в безделье, помогая людям, получала бы удовлетворение. Она бы получала огромный воодушевляющий отклик. А в своей пустой жизни, лишенной любви и чего-то настоящего, существенным ей казалось приглашение по телевизору на шоу.

Девушка, с проблемами, о которых говорится в статье, тоже могла бы побыть волонтёром, поухаживать за другими. Она бы почувствовала отклик, который может растопить лёд сердца.

Проблема начинается с какого-то «закоса». В основе ухода в аддитивную сферу – в анорексию – было нечто такое, что можно исправить. Некоторые девушки хотят доказать матери или всему миру, что они самостоятельны. Девушке может внушать гордость то, что она смогла сбросить лишние килограммы, что она преодолела своё желание съесть то или это. Но это может увести человека дальше, в какое-то бедствие.

См. некоторые мысли о анорексии и изменении восприятия реальности в главе «Нейрофизиология и любовь. Некоторые особенности восприятия реальности» из статьи «О развитии монашества, о теории “созависимости” и о прочих психологических подходах к решению личностных проблем».

ЧАСТЬ 7. Я полная, значит, я – никчемная?

Одна девушка в детстве была очень толстой. Её унижали в школе, при всём классе. Сперва она плакала об этом, но потом усилием воли изменилась, похудела, похорошела. В качестве «образца» для себя она избрала идеал, предлагаемый соцсетями – худышку с большими объемами груди, бедер и пышными губами. Однако ей стоит труда постоянно поддерживать форму. Даже лишний килограмм на весах приводит её в шок – возможно, ей кажется, что это путь к тому, какой она была раньше. Внутреннего «стержня» у нее нет, а лень присутствует и иногда она, срываясь, снова набирает. Когда такое происходит и она теряет «красоту», то ужасается усилиям, которые надо прилагать для достижения той самой красоты. Смотря же в соцсетях на анорексичных девушек, она, видимо, устроила в своей голове подмену и теперь уже и сама не понимает чего хочет. Возможно, мозг ее говорит примерно так: «Похудеть сложно? Хорошо, тогда создадим недостижимый идеал – тощую девушку, какой ты никогда не станешь, и тогда можно будет только страдать, а не работать над собой».

Подобная ситуация в некоторых случаях может стать основанием для самоубийства, как это, например, произошло с девушкой из сериала «13 причин Почему?».

О фильме «13 причин Почему» в цикле бесед «Доминанта жизни и самоубийство»
3.3 Фильм «13 причин почему». О реакциях и восприятии. Нужность и ненужность. Эгоизм. Одиночество. Книга «Маленький принц». Крах мечты
Цикл бесед поддерживается текстом с одноименным названием. См. часть 1-ую текста «Доминанта жизни и самоубийство». Отдельное название части 1-ой «Фрустрация и профилактика суицидов среди подростков».

Выход из данной ситуации – в возрастании, в обогащении, духовном и культурном, вследствие чего снимается фиксация на ранимости, на некоторых болезненных гранях бытия. Речь не том, что человек усилием воли меняет вектор своего умственного взора, а о том, что он перерастает свою фиксацию, становится выше ее.

Однажды в классе появилась не то, чтобы полноватая, но, да, в принципе, почти что полненькая девушка. Одета была  – не то чтобы по моде. Но было в ней что-то, что в скором времени привлекло к ней внимание всех, как девочек, так и мальчиков. Не, «набиваясь в авторитеты», она стала авторитетом для всех групп, на которые был разбит класс. С ней дружили все.

Это «что-то» рождается, когда человек хранит свою совесть, имеет идеалы, и им следует. Можно над таким человеком первое время смеяться, но все равно со временем другие начинают замечать, что у такого человека есть нечто, чего нет у них. И им хочется стать похожими на него, они начинают тянуться к нему.

Таким человеком была Евфросиния Керсновская. В годы массовых репрессий 20-го века она без вины прошла через конфискацию имущества, ссылки, концлагеря, голод, немыслимые трудности. И она не просто осталась человеком, она осталось женщиной. И… Она вовсе не была худой. Ее фото можно увидеть на заставке к документальному фильму о ней –  «История Евфросинии Керсновской, автора уникальной тюремной хроники / Редакция».

Приятного просмотра и – формирования ядра личности, к чему явно сподвигнет знакомство с ее историей! О том, что ей помогало остаться собой, несмотря на немыслимое давление, направленное в ее адрес, рассказывается в ее книге «Сколько стоит человек». Некоторые аспекты ее опыта вместе с иными подобными принципами, заимствованными из иных историй, приводятся в части 3-ей текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». Непосредственно о ней см. главу «Евфросиния Керсновская и ее книга “Сколько стоит человек”».

[1] О чем в своих лекциях говорила монахиня Нина (Крыгина); «Передачи на радио о детях и беседы о семье»,

[2] См. главу 7 «Ничего для Элис. Обоюдоострый меч самоконтроля».

[3] См. главу «”Сдвиг мотива на цель” как механизм образования патологических черт» из книги проф. Б.С. Братусь «Аномалия личности».

Тип: Соловецкий листок