-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
HR
6 марта 2023 г. Современная компания и человек. Бирюзовые корпорации и новая духовность New Age. Ч. 1. Введение. На чем основано единство? «Бирюзовые компании» и современныйЦикл бесед «Современная компания и человек. Бирюзовые корпорации и новая духовность» возник как ответ на возрастающее количество публикаций о бирюзовых компаниях. Такие компании, основанные на «бирюзовых» ценностях, как декларируется, продвигают холистический, то есть целостный подход. На первый взгляд такие компании ассоциируются с православной парадигмой, но при ближайшем рассмотрении вопроса, становится понятно, что речь идет о ветках, которые расходятся в пространстве.
Декларируется, что «бирюзовые» технологии обеспечат прорывной результат, а «новая духовность», ассоциирующаяся с данными технологиями – счастье и креативность. В первых беседах цикла данный посыл ставится под сомнение. Показывается, что есть иные взгляды на реальность, и эти иные взгляды, основанные на парадигме Православия, имеет все шансы дать основание к подлинному прорыву.
Бирюзовые корпорации созданы на основе идеи спиральной динамики, а спиральную динамику – можно назвать эзотерикой. Возникает некое противоречие, ведь сама идея (спиральной динамики) отрицает ценности, отрицает то, что лежит в основе человеческой коммуникации. А если эти ценности, лежащие в основе коммуникации, отрицаются, тогда то, что создается под видом коммуникаций, создается, исходя не из глубокой основы, а из внешнего принуждения. Создается видимость коммуникации[1].
Путем различных интерпретаций реальности, манипулятивных практик, техник введения людей в измененное состояние сознания у людей может создаваться некая эйфория. Возможно, речь идет о технологиях, напоминающих методы групповой психологии, которые, кстати, иногда используются в сектах. Люди внешне (снаружи) представляют собой общество улыбающихся людей, но между ними не проложены глубокие связи, делающие их близкими друг для друга.
Люди разорваны и для принуждения их к коммунникации используются экономические и HR-рычаги. Экономические меры принуждения себя исчерпали. У человека есть выходной, семья, что-то, от чего он не откажется даже за дополнительную плату. То, то питает его как человека. Поэтому современный тренд идет на эмоционально-смысловой сферы человека, чтобы представить работу в компании как главное дело в жизни, ради которого можно пожертвовать всем остальным.
Постмодерн, Нью Эйдж
Концепцию спиральной динамики и созданную на ее основе концепцию бирюзовых компаний трудно понять, не беря во внимание принципы функционирования сознания в постмодернистской парадигме. Постмодерн отрицает этику и ценности, спиральная динамика – тоже отрицает, но маскирует отрицание учением, что этика и ценности, мол, – принадлежность более «отсталого» периода. Представители же более прогрессивного «бирюзового», с точки зрения данной концепции, периода стоят выше этики и ценностей. Такой «ход конем» лишает людей иммунитета перед манипуляцией, так как именно этика, ценности, вера – наша защита перед манипуляцией во все времена.
Возможно, данные концепции уйдут из поля зрения (в некоторых странах происходит возврат от концепции бирюзовых компании к прежним моделям). Но суть, лежащая в их основе – идея Нью Эйдж – останется.
Как бы ни назывались формации, образованные на производных данной идеи, в них придется работать и существовать христиан, как некогда христианам первых веком пришлось существовать среди язычников в империи Древнего Рима. Если человек понимает, как функционирует система, в которой он оказался, как выстраиваются силки манипуляции, то у него есть шанс их избежать. Проблема состоит в том, что корпоративная культура некоторых компания предполагает приобщение к некоей новой духовности, в рамках которой принадлежащее к «прошлому уровню» (синему) условно можно сказать, что отбрасывается. Христианство объявляется тем самым, что должно быть отброшено.
Христианин, нечутко отнесшийся к данной доктрине, рискует в своем сознании разорвать связь с Христом, Который в доктрине Нью-Эйдж воспринимается не более, как один из учителей, не как Сын Божий, а лишь как очередной гуру среди прочих. Если христианин допустит близко к сердцу эту мысль, то возникает риск разрыва связи со Христом, человек становится открытым для манипуляции.
Новые формы захвата личности выстраиваются на стратегии погружении человека в измененное состояние сознании, в определенный смысловой контекст. Этот смысловой контекст включает идею миссии, внушение ощущение грандиозности. Технологии захвата личности с целью интенсификации производственного процесса осваивались еще во времена репрессий, ярким литературным памятником чему служит книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (под редакцией Горького). Технологии были обкатаны в концентрационных лагерях, взяты на вооружение сектами. Секты научились «отжимать» у человека время и силы, выглядят как сообщества людей, любящих друг друга. «Саентология», «свидетели Иеговы», «Нексиам» – человек работает много и энтузиазмом, а получает мало или вообще – ничего. О секте «Нексиам», которая имела репрезентации супер-компании по результатам судебных слушаний снят фильм «Клятва».
Дополнительные материалы
О действии подобного рода методик, реализуемых некоторыми современными компаниями см. в главе «Самоотчуждение и потеря идентичности» из части 4.2 текста «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы и лагеря».
Беседы цикла «Современные компании и человек. Бирюзовые корпорации и новая духовность» поддерживаются прочими беседами, а также – текстами. У разных циклов – свои задачи.
Так в цикле бесед «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» ставился вопрос о методиках слома человеческой личности, а также – о стратегии сопротивления слому. Среди бесед цикла (есть пять частей; аудио; видео, в основном, начиная с 5-ой части).
По оглавлению можно найти те беседы, в которых ставил вопрос о психологическом выживании человека в условиях современных компании. В частности, в части пятой, начиная с пункта 11 – ставиться вопрос о методах отключения сознания работника / узника с помощью философских систем.
О том, как человек может конструктивно совместить цели духовные и с рабочим процессом, то есть, иными словами, существовать в рабочем пространстве, но при том, не переставая быть собой, быть христианином – в беседах «Внешняя жизнь и мир мыслей», первые четыре беседы имеются в текстов (дополнены по отношении к беседам).
Эзотерика и квазирелигиозные конструкции
Спиральная динамика говорит о «новом» человеке, который выходит на контакт с так называемой «ноосферой». Это уже прямой оккультизм. В США в сфере бизнеса активно изучаются методы «внематериального» воздействия на человека. Речь идет о магии, только, - называемой по-современному. Те, кто говорят, что магии нет, ошибаются. Все спец. службы мира пользуются оккультными техниками. Просто не все отдают отчет, с чем именно связались. Кто-то называет «действующие силы» «энерго-информационными потоками». Последствия контакта с этими силами страшны и разрушительны для вступившего в контакт. Можно заменить слово «контакт» на «связь с ноосферой».
Те, кто в курсе учения о «передаче» – о некоем мистическом знании, которое внедряясь в человека, трансформирует его мышление, те увидят поразительно сходство в словах о «связи с ноосферой».
О «передаче» см. главу «Предпосылки захвата личности» из 3-ей текста «Преодоление игрового механизма». Часть 3 – «Игра и тень из разлома».
«Можно ли заниматься йогой только как физическими упражнениями и не получить от этого духовного вреда?»
Сейчас в мире активно идет процесс размыва этики людей. Крупные компании воспитывают аморфную массу, которая «пашет» и не задает лишних вопросов. Для изменения этики используются квазирелигиозные конструкции, внедряемые в философию компании (если в религии цель – связь с Богом, то в квазирелигиозных конструкциях на место Бога поставляется достижение какого-либо состояния или получение бренда, или достижение статуса, или продвижение компании).
Думается, спиральная динамика удобна «кукловодам» тем, что размывает границы между добром и злом (этика, религия в рамках спиральной динамики относятся к низшим уровням). Так, кстати, вербуют и секты, и в террористические организации. Чем более человек горд, тем более примитивной идеей может довольствоваться. Воспитывают гордость, потом «скармливают» идею.
Претензии направления, к которому можно отнести спиральную динамику разоблачаются в романе Дэйва Эггерса «Сфера», в романе показана компания, которую можно назвать бирюзовой.
См. подробнее «Мэй Холланд и роман “Сфера” vs Ефросиния Керсновская и роман “Сколько стоит человек”» из части 3-ей текста «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря». Часть 5 «Офисный работник и житель мегаполиса в сравнении с узником концлагеря».
Главная героиня Мэй Холланд постепенно теряет то, что отличает ее как живого человека, входит в измененное состояние сознания, находясь в котором она не может уже критично взглянуть на свою жизнь.
О постепенном вхождении в измененное состояние сознания, как видится, написано в романе Голдинга «Шпиль». Человек загорается идеей. Ради ее реализации отступает от этики, становится невменяемым.
О измененном состоянии сознания см. главу «Параноидальное “Я”» из 5-ой части текста «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря». Часть 5 «Офисный работник и житель мегаполиса в сравнении с узником концлагеря».
Креативность куется ли на началах эзотерики?
Руководители ищут возможности высвободить творческие способности работников. На эзотерических путях они не высвобождаются. При подключении к т. н. «ноосфере» (инфернальный мир) у человека бывает всплеск творчества, но затем наступает регрессия. Да, и творчество носит характер навязанного мышления (ментизм). «Ноосфера» диктует, человек пишет.
Когда образуется связь между инфернальным миром и человеком, то первое время человек испытывает эйфорию. Потом по образовавшемуся каналу в него словно закачиваются негативные ощущения (имплантация ощущений). Нарастает депрессия. Творчество заканчивается.
На каких же путях можно найти ценные идеи, не погружаясь в вышеописанное? Этот вопрос поднимается, с точки зрения, Православия в беседах «Горение сердца» и «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма».
«Горение сердца».
«ИСКРА ЖИЗНИ: Свет, сумерки, тьма» – комментарии к циклу лекций (беседы о развитии творческих сил (в широком смысле этого слова) и о их угасании).
Если открыть книгу с текстами академика Ухтомского А. А. «Доминанта. Статьи разных лет», то можно увидеть: то что ищут авторы спиральной динамики (целостность, широта взгляда, синтез), он описал. Можно посмотреть хотя бы эти два раздела «Перед лицом открывшейся Истины и Красоты», «От Двойника к Собеседнику». Ухтомский явил подлинный синтез науки, духовности, религии. Его творения опередили время. К ним все возрастает интерес. Он дает такие отправные точки, исходя из которых человек может понять многое из того, что раньше было непонятным.
Если есть внимание к собеседнику, способность переключится на его нужды, то выработанная способность позволит уловить те содержания, которыми живет мир.
Цитаты Ухтомского о познании Истины см. в приложении к статье «О вере (часть 3)» Часть 3-я – «Как познать Истину?: Что спросил паломник из Великобритании?».
Общение
Общение в православной парадигме основано на признании личности другого, в каждом есть – образ Божий. Коллектив, несущий в себе это зерно, способен к прорыву (можно сравнить книжечку иеромонаха Тихона (Барсукова) «Архиерей» с тем, что о 5-ом «прорывном» уровне корпоративной культуры пишет Дэйв Логан с соавторами в книге «Лидер и племя»).
В некоторых компаниях современного типа вроде бы и создается семейная атмосфера, имитирующая атмосферу первохристианских общин. Компании выглядят как сообщества людей, любящих друг друга, но на первом месте, как можно предположить, по крайней мере, в отношении некоторых из них, стоит вопрос максимизация прибыли. Под эту задачу, как можно предположить, подтягивается и общение внутри коллектива; если оно будет плотным, производственные задачи будут решаться быстрее. Но подлинное общение возникает на основе интереса друг другу, а он базируется на ценностях. При их крушении мышление людей аутизируется, возникает ситуация, при которой человеку никто не интересен (некая даже – аутосексуальность). Тогда в ход идут HR-технологии, методами экономического принуждения и стимуляции внутренних мировоззренческих «драйвов» склоняющие людей к интенсификации общения и сподвигающие к интенсификации производства.
Если единство людей формируется на основе ценностей, имеющих корни и проверенных временем, то такое единство понятно, оно основано на прочном фундаменте. Но если некое единство без опоры на культуру вдруг практически «с нуля» создается из закрытых, жестко индивидуализированных людей, то здесь мы сталкиваемся с риском, что такое сообщество создано искусственно. Или такое единство только декларируется, носит «фасадный» характер, внутри же такого сообщества могут твориться страшные дела, что как раз показывается в фильме «Клятва».
[1] «Глобальная постиндустриальная цивилизация, приглушая мотивы индивидуализма и эгоизма своих членов, приостанавливая их атомизацию, делает это не через культуру и духовность, а социотехнически, через лишение свободы. Экономическая рациональность сменяется технологической. Человек-актор дрейфует не в сторону личности, а в сторону превращения в «агента» системы. Его индивидуализм смягчается не сближением и сотрудничеством с другими людьми, а повышением зависимости от законов социотехнической деятельности, отчуждение преодолевается не стремлением к общению, а ростом количества формальных коммуникационных контактов, то есть в сущности не преодолевается. Вместо отходящих на второй план материальных интересов развивается не доброта и любовь к ближнему, а погоня за информацией и интеллектуальной собственностью, престижное символическое потребление» [Как возможна постэкономическая цивилизация // Кутырёв В. А. Cова Минервы вылетает в сумерки (Избранные философские тексты ХХI века) / В. А. Кутырёв. СПб.: Алетейя, 2018. (Тела мысли)].