Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Измененные состояния сознания. Ч. 1: ИСС и травматический опыт

30 июля 2024 г.

Данный текст является расшифровкой эфира, проведённого совместно с Татьяной Ковальковой, ведущей Telegram канал «Доброта на завтрак». В тексте рассматриваются некоторые аспекты вхождения человека в измененное состояние сознания в результате столкновения со стрессовыми событиями (травматическим опытом).

Тема измененных состояний сознания поднималась в ряде эфиров с разных сторон. В этой линейке эфир, на основании которого подготовлен текст, первый.

В приложении приводится история, написанная участницей сообщества Джо Диспенза. Она рассказывает, к каким последствиям и к каким формам ИСС ее привели медитативные практики и желание стать «Целительницей».

Изменённые состояния сознания

Часть 1: ИСС и травматический опыт | Эфир 31;
Часть 2: ИСС – их многообразие | Эфир 32;
Часть 3: ИСС и их многообразие | Эфир 33;
Часть 4: Творчество и интуиция | Эфир 34;
Часть 5: ИСС в терапии – риски, выходы | Эфир 35;
Часть 6: Выходы, решения | Эфир 36;
Часть 7: Выходы, общение с людьми в ИСС | Эфир 37.

Об изменённых состояниях сознания психиатры и духовные авторы. Шизофреническое озарение.

Ведущая: Интересное понятие – изменённое состояние сознания. А возможно ли такое человеку, чтобы в какой-то момент он всё-таки понял, что его сознание, чувства и контроль идут не в том направлении? Потому что как раз-таки сознанием мы это и делаем, а если оно изменено, то как быть?

о. Прокопий: Изменённое состояние сознания – это очень страшное состояние, мы говорим не об опьянении и на данный момент даже не о состоянии, которое возникает под воздействием медитации и пр. В светской литературе я ещё не встретил его описания. В святоотеческих творениях встречал и отмечал. В частности, прп. Исаак Сирин писал: «Постоянство – это свойство будущего века, а свойство нашего – переменчивость. Даже святые иногда были охвачены страшными состояниями». Дело в том, что в этом состоянии все настройки сбиваются. Ты будто оказываешься в какой-то капсуле. Трудно поверить, что всё, в тебе происходящее – это просто ложь, от начала до конца.

О попадании в капсулу и о выходе из нее:

– Текст «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии). Ч. 3 Прорыв скорлупы»;
– Беседы цикла «Обращение к полноте»;
4.1 Состояние: Мама, меня никто не любит;
4.2 Состояние: в системе, или волшебная лампа Аладдина;
4.3 В кольце ложных мыслей;
4.4 Тема смерти;
4.5 О демоногенном воздействии.

Здесь мы сталкиваемся уже с такой глобальной парадигмой – психиатрией, которая какие-то духовные реалии отрицает. Есть такой термин в психиатрии – шизофреническое озарение. Когда за долю секунды в сознание человека втекает столько информации, что у него появляется новая картина мира, с новыми причинно-следственными связями, с новым способом объяснения всего того, что было до. Человек видит свою жизнь, разделенную надвое: до этого момента и после. Причем то, что казалось ему раньше, он всё считает ложью.

Подробнее см. главу «Игра и “шизофреническое озарение”» из 3-ей части текста «Преодоление игрового механизма».

В некоторых беседах мы разбирали тему призвания[1]. Бывает и ложная идея призвания. Человек вдруг ощущает, что у него появилась некоторая новая миссия. Бредовая. Весь мир он видит на пересечении борьбы добра и зла, а себя он видит в эпицентре этой борьбы. Он наделен некой миссией, особыми состояниями, дарами, чтобы эту миссию реализовать. Как это происходит за секунду, мы обсуждали с одним психиатром. Он хоть и верующий человек, но всё же немного посмеялся, когда я предложил духовную точку зрения.

Тем не менее, как с точки зрения генезиса объяснить формирования тысячи новых причинно-следственных связей за долю секунды?

Когда мы понимаем, что всё-таки падшие духи были херувимами, признаём Библейскую картину мира, читаем святоотеческие творения, то в житиях святых можем увидеть, насколько уровень иллюзий был феноменален.

В одной древней христианской повести было рассказано, как один чародей вывел мальчика в пустыню, чтобы сделать его идолопоклонником и привлечь к языческому культу. Не в том смысле как современные неоязычники вокруг какой-то статуи что-то совершают, а подразумевалось привлечение в реальный культ, сопровождаемый поклонением сатане и наделением человека определёнными паранормальными способностями, естественно, с последующей его гибелью.

Этот чародей показал мальчику настоящий город в пустыни с железными воротами. Они постучались в эти ворота. Затем зашли. Там было капище и здание, в котором сидел сатана. Дьявол сказал: «Хочешь стать моим рабом?»

«Нет. Я раб Отца и Сына и Святого Духа», – ответил мальчик. Когда сатана услышал имя Святой Троицы, город растаял. Мальчик обнаружил себя вновь в пустыни и рядом лежал мёртвый чародей.

Уровень иллюзий может быть неимоверным.

Вспомним «Фауста» Гёте. У героя был реальный прототип. Сохранились записи, которые рассказывали о Фаусте. Средневековый маг, которого звали также. Только у Гёте всё закончилось оптимистично, а в реальности всё закончилось печально. Фаусту свернули шею. Его друзья рассказывали, как однажды даже попросили Фауста показать какой-то магический трюк. Он согласился. Дело было зимой. Маг сказал: «Сейчас на столе окажется гроздь винограда, но вы её без моего разрешения не режьте». Вдруг огромная гроздь оказывается на столе. Все схватились за ножи. Ждали его разрешения отрезать по веточке. А когда чары растаяли, каждый обнаружил что держал свой нос, а рядом нож. Какая иллюзия должна быть, чтобы не только увидеть виноград, но и быть готовым отрезать себе нос?[2]

Светский подход к изменённому состоянию сознания. Минусы.

Подобное происходит в изменённом состоянии сознания. И здесь чисто светский подход может стать катастрофой для человека, потому что основная стратегия в этом состоянии – вывести его из этого облака. Так, например, если специалист заточен на психоанализ, то он будет искать связь между тем бредом, который сейчас в человеке есть и его прошлым. Он будет задавать наводящие вопросы: «Расскажи мне, откуда у тебя такие ассоциации?» И через это происходит углубление такого состояния. Я даже знаю одного профессора, который говорил, что по его наблюдениям после углубления этого опыта, происходили самоубийства.

Как-то мне сказали, что это Православие – это «хардовая» (тяжелая) тема и надо, мол, быть «проще». На это можно сказать, что человек, который с православных позиций смотрит на описанное состояние, может сопротивляться ему. Он может быть потому радостен и весел, что у него есть твёрдая основа. Радость его не из-за того, что ему глаза на реальность закрыли, а по причине возможности этому сопротивляться. Так называемые «лайтовые» подходы, которые отрицают всё то, о чём мы с вами говорим, держат человека в состоянии инфантильности – «пока не шарахнет». А когда «шарахает», человек оказывается полностью в беспомощном состоянии.

Кстати, поэтому, как мне рассказывал один иеродиакон, который служил в США, там Православие активно развивалось. Пока ситуация была более-менее ничего – как-то протестантские песенки помогали. Собрались, попели «Аллилуйя» – вроде отпустило немножко. А когда шарахнуло – оказалось, что надо какую-то опору искать.

ЛСД доверять ли опытам? Где грань? Определить, что в центре, обращая внимание на периферию. Вдохновение и расположенность к нему человека

В реабилитационном центре я как-то читал лекции. И самая сложная тема для меня была «ЛСД». Потому что возникает вопрос: «Где она – грань между изменённым состоянием, которое возникает в состоянии психоделического опыта? Какие основания сказать, что это состояние ложное? Может люди реально в страну какую-то летают? Определить грань и ответить на этот вопрос мне помог один нейрохирург.

Цикл бесед «Ведут ли ЛСД (прочие ПАВ) и психотехники к познанию Истины?»

1.1. Измененные состояния сознания (ЛСД, психотехники): достоверен ли опыт? 1-я часть вопроса о вере;
1.2. LSD, психотехники. Измененные состояния сознания. Что ищется? Уход от тревоги. Регрессия. Мистич. хаос;
1.3. LSD (и другие ПАВ), психотехники: творческий прорыв и познание ИСТИНЫ? Вводная беседа;
4.1. ЛСД, айхуаска. Три истории употреблявших. Последствия. Психопатия. Использовать ли для науки?;
4.2. ЛСД, айхуаска и т.п. Влияние на психику. Зависимость. Лечение последствий. Эзотерика, оккультизм;
4.3. СОСТОЯНИЕ МОЗГА ПРИ МЕДИТАЦИИ, МОЛИТВЕ, ПСИХОДЕЛИКЕ: В ЧЁМ РАЗНИЦА ? | ИСС. Ч. 4.3.

Ведь в каком-то смысле мы можем определить, что в центре, не обращая внимания на периферию. По сути, это тоже самое, что мы говорили про призвание. Если не брать термин «интуиция» в эзотерическом смысле, но в смысле проникновения в суть предмета. Как некоторые православные мыслители считают – это есть и дуновение Божие. Тем не менее иногда это дуновение всё-таки вступает во взаимодействие с нашими нейронными сетями, которые мы выстроили.

Если человек жил посовести в отношении ближних, не вредил природе, напрасно ничего не губил, – то у него выстраиваются миллионы сетей, которые на своей вершине, в точке своего пересечения, если туда ещё попадёт искра Божия, имеют возможность родить в себе конструктивную идею. Такого рода интуитивные прозрения, многие годы питают человека, потому что они, словно в точке пересечения всех сетей, родились и дают новый импульс теперь всему.

Но если, соответственно, человек вёл себя по-хамски и вдруг у него родилось какое-то интуитивное прозрение – вряд ли это нечто жизнесткойкое. Всё потому, что периферия была выстроена неверно.

Поэтому определить, где у нас интуитивное прозрение, а где бред – очень сложно. Однако, в каком-то смысле, как и в разведке, у нас тоже есть свои маячки. В разведке всегда везде есть свои люди; в кафе, ресторанах, на границе, в других местах. И если кто-то непонятный где-то появился – сразу идёт звонок в центральное управление.

Необходимые условия: сначала делание, потом созерцание. Опасность вдохновения без выработанных навыков

Вот и мы, когда правильно выстраиваем жизненные навыки: в отношениях с ближним, соблюдая молитвенное правило, какие-то конструктивные принципы, – то в случае, если мы входим в бредовое состояние, какие-то звоночки появляются. Возникает нечто, подсказывающее, что происходит что-то не то. Мы попадаем в зазеркалье. Если нет выстроенного контекста жизненного уклада – то человек становится беззащитен.

Обратите внимание на богослужебные тексты. Обычно, когда мы, например, поём тропарь святителям, там в молитве есть такие слова: «деяние обрел еси, богодухновенне, в видения восход» – обрел ты, вдохновленный Богом, деяние, (в котором) восхождение к созерцанию».

Это общий принцип аскезы. Сначала человек строит свою жизнь через деяния, т.е. реальные навыки: преодоление объедения, зависти, гнева, раздражения, а потом на этой почве уже строится система каких-то тонких созерцаний, какого-то уже проникновения в существо мира, понимание промысла Божьего и, как сказал прп. Петр Дамаскин, духовного ви́дения (см. его книгу «Краткое изложение священного трезвения»). Речь идёт не о видéниях, а о том, как человек воспринимает реальность. По мысли свт. Игнатия Брянчанинова, ссылающегося на святого Петра Дамаскина, ви́дение собственных грехов – это первая ступень, восходя на которую человек становится способным к прочим видениям. Например, созерцания путей Промысла Божьего в окружающем мире (см. главу «О умном делании двенадцати отшельников», из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Отечник»).

Это способность человека видеть собственное состояние, но формируется она уже на базе навыков. Соответственно, если нет первого, а вдруг рождается второе, то есть риск, что второе – не подлинное, а бредовое.

О ложном просветлении. И как разобраться, что в тебе.

В Евангелии есть интересные слова: «Если свет, который в тебе - тьма, то какова же тьма?» Человеку может казаться, что у него вполне себе состояние света, просветления, но это может оказаться кромешной тьмой. Последующие события должны показать человеку, что это тьма, потому что, если он на этом фоне сорвался в крик, с кем-то поругался, – то с ним явно что-то не то происходит. Если у него на фоне этого «просветления» проскакивают мысли о самоубийстве – то это и вовсе дичь. Значит, в своей жизни срочно надо что-то пересматривать.

Разобраться – что же это в тебе – можно, только когда уже пройден какой-то путь.

3-4 года, а в идеале 5-7 лет (условно) – это время, когда у нас выстраивается какая-то система взглядов, мировоззрения. Именно такой срок нужен для того, чтобы перестроить более-менее основательно свою жизнь. И тогда уже на этом фоне мы понимаем, что нами движет.

Состояние, про которое я хотел рассказать – это очень страшное состояние, потому что если у человека этого жизненного опыта не было, возможность познать что к чему практически невозможна. Если только Господь умилосердится над душой – то Он выводит из этого состояния, но состояние это очень страшное.

О состоянии аффекта. Травматический опыт. Джудит Херман «Травма и исцеление» «что-то своё»

Иногда входом в это состояние является состояние аффекта. На прошлой беседе мы говорили о травматическом опыте. Связывая прошлую тему с этой, не стану называть прямо всё травматическим опытом, но отчасти можно сказать и так. Ведь для кого-то незначительная ситуация может казаться полной трагедией. Здесь какое-то состояние аффекта можно уподобить тарану.

Кто смотрел фильм «Храброе сердце» с Мэлом Гибсоном – помнит, когда крепость штурмовала армия шотландцев, они бревном стучали в ворота и потом сверху на них вылили горячую смолу. Эта деревянная конструкция загорелась. Бревном они ворота пробили. Так как горело бревно – ворота тоже загорелись. Состояние аффекта – это то самое бревно, которое нашу систему иммунитета пробивает и сквозь образовавшуюся брешь забегает армия варваров, которая всё там начинает ломать.

Хотел начать сегодня беседу со слов светского человека Джудит Герман, хотя в её книге «Травма и исцеление» мне нравится далеко не всё и не со всем согласен[3]. Но есть вещи очень хорошие. По крайней мере она показывает, что путь христианской любви – это тот путь, который человека выводит из состояния закапсулированности. Она писала, что пока в человеке есть что-то своё, то насильник, например, бессилен проявить по отношению к нему тотальную власть. По крайней мере у вас есть своя точка отсчёта.

Здесь можно упомянуть 2 таких произведения для домашнего изучения, которые относятся и к прошлой и к нынешней беседе:

Фильм «Платформа». Пути выхода из ИСС

Первый фильм – «Платформа». Сразу скажу – фильм жёсткий, но нестандартный. Хорошая концовка. По сюжету: идёт социальный эксперимент о спонтанной солидарности, люди оказываются в безчеловеческих условиях. Естественно для каждого есть приманка. Они идут по своему желанию, практически добровольно. Вынужденно-добровольно. Каждый что-то хочет получить. Там люди начинают друг друга есть, убивать, заканчивать жизнь самоубийством. У них то состояние полного изобилия в еде, то состояние адского голода и это чередуется каждый месяц. В это подземелье можно было взять с собой что-то. Этот фильм как метафора. Кто-то берет с собой бассейн, кто-то манекен, другой скрипку. Главный герой, который и смог дойти до этой спонтанной солидарности, найти в этом аду способность соприкоснуться с другим человеком, берёт с собой книгу. У нас появляется возможность выйти из закапсулированного опыта, когда мы способны в таких условиях быть солидарны к другим.

Из изменённого состояния сознания есть несколько путей выхода:

1. Благодатный. Менее для нас доступный, мы пока о нём не говорим подробно, но всё же в таких состояниях надо читать, – хотя бы, например, «Чин 12 псалмов».

2. Через ближнего. Чаще всего мы выходим из таких состояний именно через людей. Бывает, когда мы находимся в своем каком-то мороке, представлении о реальности, то другой человек, с которым мы общаемся, подсказывает, что реальность не такая как нам кажется. И если у нас хотя бы на грамм есть к нему чувство нежности, доверия, любви, то хотя бы на секунду мы способны взглянуть на его точку зрения. Тогда это состояние может от нас уйти.

См. также в выходе из капсулы текст «Доминанта жизни и самоубийство (часть 2)».

Фильм «Гений дзюдо» Акиры Куросавы. Пример ИСС у главного героя.

Второй фильм – «Гений Дзюдо» Акиры Куросавы. В нём хорошо показано состояние закапсулированности. Хотя там идет речь не о христианской вере, но и язычнику Господь может явить свою волю через какие-то внешние обстоятельства. Не знаю, как этот фильм в советские годы пропустили на экраны. Хоть речь там идёт о дзен-буддистском направлении, тем не менее, там есть слова о молитве, высшей красоте и прочее. У самураев всё-таки есть что-то общее с христианами. Не в плане мировоззрения, а в плане скорее этики.

В фильме говорится о талантливом ученике школы дзюдо. Он однажды побывал в изменённом состоянии сознания. Выхода из него нет, если человек не идёт теми путями, о которых мы говорили. Ну, если только он, например, попадёт в какую-то катастрофу, разобьётся в машине и т.п. Тогда у него через боль пережгутся старые нейронные связи. Этот молодой талантливый боец на рынке слышит, что ругают его учителя. Он побил всех этих клеветников и довольный возвращается к мастеру, ожидая похвалы. Вместо этого мастер говорит ему, что как безумцу нельзя доверить нож, так и ему нельзя доверять дзюдо. Мол, ты не познал истину. «Только познав её, мы можем умереть спокойно», – добавляет учитель. Тогда молодой парень хочет доказать, что он познал истину. Он кричит: «Я могу умереть, я вам докажу!»

Выбегает и прыгает в пруд. Так он попадает в сложную ситуацию. Если он умрёт – то в чем смысл доказательства? Тогда не получится насладиться плодами доказательства. Он держится за дерево и боится его отпустить, ведь тогда он утонет. Вылезти на берег он тоже не может, потому что тогда ему придётся идти на все 4 стороны и с учителем он никогда не увидится. Представить себя без школы дзюдо он не может. Пойти примириться с учителем тоже не может.

Всё потому, что он находится в этом состоянии изменённого сознания. Я его ещё называю «волшебная лампа Алладина». Потому что напоминает ситуацию как в мультике или компьютерной игре про Алладина. Ты идешь направо, на самом деле оказываешься слева, прыгаешь наверх, оказываешься снизу. В этом состоянии тебе кажется, что если ты просто с кем-то помиришься, – то твой мир рухнет. Когда же он выходит из этого состояния, то оно уже понимается бредовым, оглядываясь назад. Но когда ты находишься в нём, то обычные вещи кажутся невыполнимыми.

В таком безвыходном состоянии он сидит в пруду ночь (а ведь люди могут месяцами не выходить из дома в таком состоянии). Под утро он засыпает и просыпается от хлопка кувшинок, что раскрывались навстречу солнцу, одна за другой. Он понимает, что так Бог через природу даёт ему ответ на ситуацию. Кувшинки тоже были сомкнутые, все в себе. И он навстречу этому лучу тоже должен раскрыться. Учитель и ученики в тот момент тоже не спали. Они ждали, когда Сугата, – так звали главного героя – придёт в себя.

Ученики говорят учителю, что жалко им, если он умрёт. На что тот отвечает: «Он не собирается умирать. Он сейчас думает». Когда в последствии у Сугаты был смертельный поединок, его практически задушили, то он вспомнил эту раскрывающуюся кувшинку и обрёл силы для продолжения.

Схиархимандрит Гавриил (Бунге): ИСС как уныние. Преодоление ограниченности. Победой над страстями мы открываем в себе вИдение. Логосы

Схиархимандрит Гавриил (Бунге) говорил, что это состояние (ИСС) ассоциируется с унынием. Когда человек что-то очень сильно хотел, но столкнулся с препятствием и попал в это состояние монады (или самозамкнулся). Только когда он открывает себя навстречу другому в даре любви – вот только тогда он преодолевает собственную ограниченность. И самое главное – потом этот опыт, который человек принимает, остаётся с ним на всю жизнь. В том смысле, что в этом состоянии, когда страсть преодолевается любовью, происходит то, что ум человека способен видеть. Иными словами, когда страсть обнуляется, у нас на секунду появляется так называемое «окошко в другой мир», мы начинаем видеть ту подкладку, за которой стоит мир. Эти причинно-следственные связи, законы мироздания и называются логосы. Святые отцы говорили о них. В секунду, когда мы совершаем акт любви, мы выходим из своей замкнутости. Действительно, чтобы выйти из «минус сто», нужно «плюс сто» колоссальные усилия употребить. В этом состоянии очень многое становится понятным. Потом то, что в этом состоянии, по выходе из уныния, человек понял, если оно истинно, – оно его питает долгие годы.

Ещё о фильме «Платформа». Сохранение человечности.

Возвращаясь к теме фильма «Платформа», мы вспоминаем, что герой взял с собой книгу Сервантеса. Кто-то взял нож, чтобы резать других, кто-то ещё что-то. Этот человек единственный из всех взял книгу.

Если у человека осталось что-то своё (не в смысле даже вещи, а своего видения) – то мучитель бессилен проявить над ним полную власть.

У героя осталось что-то своё, в то время как там люди ели друг друга. В итоге, в конце фильма он опускается до самого дна этой «Платформы», социального эксперимента. Все кругом умирают от голода. И вместо того, чтобы самому съесть деликатес, он отдаёт его ребенку, сажает того на платформу и поднимает наверх. Возможно, этот иррациональный шаг связан с тем, что он взял с собой книгу – «что-то своё». За счёт того, что он хотя бы помнил о том, с чем он сюда пришел, у него осталась возможность что-то человеческое сохранить. Быть может, если бы он эту книгу с собой не взял, то съел бы и еду, а потом и ребёнка.

Роль навыков в препятствии вхождения в ИСС. О разном отношении к Ремарку. Важность момента перехода.

Выходу из состояния изменённого сознания способствуют и помогают навыки. Если у человека какие-то навыки были конструктивно воспитаны до входа в это состояние – есть шанс что эти навыки сработают.

Когда всё в человеке перепутано, но остались ещё телесные рефлексы, которые у нас на подкорке, то даже в ситуации, если вдруг он в таком состоянии к кому-то придёт и захочет кого-то убить или просто поругаться, – он не сможет. Если он прежде старался в направлении бесконфликтного решения ситуации, то этот навык человека вытягивает. Что-то работает само по себе.

Ещё одна история, похожая на ту, что в фильме «Платформа», описана она в книге «Фридл» Елены Макаровой. История реальная. Люди едут в Освенцим. Кто-то берёт драгоценности и их отнимают. Главная героиня девушка берёт с собой краски. Там она начинает учить детей рисовать. В итоге она погибает.

Кто-то об этой истории скажет: «Ерунда»! Я знаю и такого человека, который писателя Ремарка называл «полным дерьмом». Мне стало интересно почему он так о нём отзывался.

Другой мой знакомый объяснил отношение к Ремарку примерно так:

«Потому, что Ремарк пишет то, что волнует простых людей. Люди попали на войну, им страшно, они сходят с ума, им больно, они теряют друзей. И не всегда Ремарк на эти вопросы отвечает, но хотя бы эти вопросы он ставит. Показывает ищущую душу».

Если человек сноб сам по себе – то для него эти вопросы, условно, не существуют. Такие люди скорее рассуждают следующим образом: «Если ты переживаешь, что тебя или друзей заберут на войну, то занеси куда-нибудь в министерство много денег, – тогда тебя от войны освободят. Будешь жить где-нибудь и не знать такой беды».

Но мы с вами ведь понимаем, что важен момент перехода. В каком состоянии мы войдем в вечность – в этом же векторе и продолжим Там развиваться.

Если героиня книги «Фридл» преодолела не только свой страх, но ещё и помогла детям, и они совершили переход в вечность не в состоянии ужаса и беспомощности, а в том, которое мы называли – «с чем-то своим», то мучитель бессилен над ними проявить полную власть. Возможно, для многих детей, это рисование явилось тем самым крючком, той точкой, которые не давали им сойти в измененное состояние сознания.

Блокада Ленинграда. Как не сойти с ума при военных действиях и выжить в условиях изоляции. Что противопоставить звуку летящего снаряда.

Подобное происходило и в блокаду Ленинграда. Как-то ранее я упоминал книгу «Мученики Ленинградской блокады». Бомбёжка могла свести с ума человека. Он сосредотачивался на визге несущегося снаряда и думал сюда или не сюда тот прилетит.

В советские годы ещё была такая пытка: человека сажали в камеру без окон, где играла одна и та же депрессивная мелодия из музыкальной шкатулки. Она тоже могла извести человека.

Схиархимандрит Зосима (Сокур), переживший такие мучения, говорил: «Если бы не Иисусова молитва, я бы сошёл с ума».

Подробнее и книге «Мученики Ленинградской блокады» и о бомбардировках см. в работе Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты».

Часть 2.3. «Вера и любовь как иммунитет, защищающий от “сползания” в “воронку” паталогической доминанты».

Когда детский ум сосредотачивался на звуке снаряда, то мама начинала с ребёнком играть. Иногда она разворачивала карту города и показывала где живут они и где на карте самолеты. Объясняла, что вероятность того, что бомба разобьёт их дом – минимальна. Потом эти дети научились жизни христианской.

Как это связано с нашими днями и измененным состоянием? Напомню про современные реалии: количество разводов, самоубийств увеличилось во время изоляции. Люди это состояние не выносят. Для того, чтобы понять, как к этому состоянию адаптироваться, нужно вернуться к опыту людей, кто это состояние пережил. Поэтому хороший пример – это люди блокадного Ленинграда. Три года они были в изоляции. Причём изоляция сейчас – это у тебя есть холодильник, электричество, можно фильм смотреть, соцсети вести, общаться. Тогда же этого не было.

Усиление ужаса и паники средствами пропаганды. Психическая атака чередование надежды и отчаяния.

В годы Второй мировой войны изучался эффект стратегических бомбардировок. Когда союзники наступали на Германию, рабочей группе была поставлена задача – усилить эффект бомбардировок, т.е. усилить эффект этого ужаса и паники, которые происходят у населения. Разработали некоторые взгляды, что можно усилить этот эффект средствами пропаганды. Можно эффекты даже воссоздать. Это не просто новости. Это должен быть поток новостей.

Я сопоставил одни данные исследования с другими и заметил, что этот поток новостей сопровождался чередованием надежды и отчаяния.

Опять же, вспоминается фильм «Платформа». Там 333 этажа. Главный герой в начале оказывается на 60 этаже. Там опускается платформа с едой. Есть что поесть. А вот на 200-ом этаже нет ничего. Через месяц всё меняется. Было чередование. Эта ситуация в фильме была не столь травматична, потому что они знали, что через месяц будет меняться.

Чтобы человека уничтожить – нужно сделать так, чтобы он не знал критерий, по которому вы меняете ситуацию.

«Вы напрягитесь, затяните пояса потуже, надо посидеть в бомбоубежище, а через три дня мы обязательно выйдем» – обнадёживают людей в таких ситуациях. Люди терпят. Когда они собираются выйти, им предлагают посидеть ещё пять, а потом и ещё семь дней, и так далее. Идея состояла в том, что у среднестатистического человека количество принимаемых решений ограничено такого рода. Некоторые могут сколько-то раз напрячься, но когда их желания не выполняются на какой-то определённый раз, – наступает уныние.

Об этом писал схиархимандрит Гавриил (Бунге). Когда наша сила напряжения сталкивается с непреодолимым препятствием, возникает состояние апатии. Это и есть та самая точка, при которой у человека опускаются руки. Во время боевых действий её пытаются нащупать. «Что сделать, чтобы он опустил руки: дать денег, напугать сколько-то раз, показать ему что-то»? Когда эта ситуация повторяется несколько раз, а именно чередование надежда-отчаяние-надежда, –у многих людей тогда психика не выдерживает. Начинается алкоголизм, они замыкаются, отказываются полностью осознавать ситуацию и т.д.

Обратите внимание насколько популярны идеи ченнелинга и прочие подобные, что мир – это иллюзия. Насколько привлекательна эта идея, что мир иллюзорен и что вроде бы ничего этого нет? Когда ты принимаешь эту идею – ты попадаешь в изменённое состояние сознания. Только последствия ещё хуже. Когда ты признал, что мир иллюзорен, – ты теряешь попытку эту ситуацию хоть как-то понимать, анализировать и адаптироваться. Эзотерические идеи, пытающиеся избавить человека от стресса травматического, говорят ему, что, если мир – иллюзия, то ты существуешь, а всего остального нет.

История девушки, которая вследствие практика ченнелинга вошла в очень неприятное состояние и потом по переходе в Православия вышедшая их этого состояния, см. в части 4.1 текста «Внешняя жизнь и мир мыслей». См. «ПРИЛОЖЕНИЕ. “Деятельность, не выходящая из головы”, – история девушки, пытавшейся обрести равновесие с помощью эзотерики (в результате чего оказалась на грани саморазрушения) и после – перешедшей в Православие».

Травматический опыт и измененное состояние сознания характеризуются тем, что человек замыкается в себе. И когда он говорит, что ничего нет, ни короновируса, ни боевых действий, ни людей, – он теряет разные возможности. Во-первых, понять ситуацию и предпринять шаги необходимые для своего выживания. Во-вторых, какой-то конструктивный контакт с ближними основать, чтобы иметь ресурс из этого состояния выкарабкаться.

Воздействие такой методики «Потерпите ещё лето, потом осень, зиму, а весной всё будет хорошо» возвращает людей в состояние рыбы, которая находится в аквариуме, подвергаясь ударам извне. Когда дети ладошками бьют по аквариуму – волна от удара идёт по рыбе, а та стоит и ничего не понимает.

Если посмотреть глазами истории, то это состояние уже было осмысленно людьми. Бруно Беттельхейм описывал разрушительные последствия этого состояния. Он был евреем по происхождению. Его пытали в концлагере. Сначала говорили, что его освобождают. Он одевался, проходил к воротам, а там ему сообщали, что произошла какая-то ошибка и ему придётся ещё посидеть. Он возвращался обратно. Через какое-то время его опять освобождали. Это чередование надежды-отчаяния, по плану мучителей, должно было морально человека разрушить.

Так, весь корпус чехословацких пленных корпус уничтожили очень быстро. Когда они попали в концлагерь, их поселили в привилегированные условия. Затем без объяснения причин, их перевели в самые ужасные условия, потом опять наверх. Если бы людей сразу в плохие условия поселили – им было бы плохо, но они бы к ним как-то адаптировались, а из-за смены отчаяния-надежды, человек не может адаптироваться.

С погодой также. Так называемая «слякотная осень» – это период, когда организму сложно адаптироваться. Вроде бы это ещё не зима, чтобы организм перестроился на зиму, но уже и не осень. Что-то между ними. У людей в этот период срываются все «клапана». Потому, что одно дело дома мы бы закрылись и адаптировались бы уже как-то там жить, а мы до конца эти условия не приняли, не пережили, хотим воздуха глотнуть здесь, там, имеем какую-то надежду, а она постоянно теряется.

Лекарство: жизнь по воле Божие и смирение – умение сохранить мир в любой ситуации

Сколько бы не смеялись над Православием, но человек, который привыкает жить по воле Божьей, привыкает жить в состоянии антихрупкости и смирения. Люди неверно принимают идею смирения. Думают, что смиренные – это такие терпилы, которые все должны сносить.

На самом деле речь идёт о том, что человек без разрушения своего психического состояния способен принимать такие накалы.

Говорил о смирении и апостол Павел: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4. 12–13). Хорошие условия – «Слава Богу!», плохие – «Что ж, будем жить так». Это не пассивность, а умение сохранить мир в любой ситуации.

Информационные раны как человек втягивается в ИСС путем попытки анализа. Стивен Кинг погружение в инфернальную плоскость при отсутствии выхода

Сейчас у людей в основном срывает «клапана», потому что вся информация, которая на них сыпется, – противоречивая. Одни говорели про современный вирус, что это – правда – вирус. Другие говорили, это – оксиды тяжелых металлов из облаков.

Если сложить всё вместе, то мы будто и сталкиваемся с описанным эффектом бомбардировок. Сознание человека бомбардируется потоком сообщений разной направленности, проанализировать которые он не может. И сама попытка его проанализировать втягивает человека в этот процесс, меняет его сознание.

Проведу аналогию из романа Стивена Кинга. Когда я ещё не был христианином, любил почитать его книги. Теперь-то понимаю, что писатель «не наш». Бога он не познал, но хорошо познал мир демонический. То, что он описывает про изменённые состояния сознания, он хорошо понял. Только он не знает выход. Его опыт – это опыт погружения в инфернальную плоскость без искры благодати внутри.

Роман «Тёмная башня», герой – Роланд. По сюжету мир распадается. Точки, где начинается распад мира представляют собой некие черные озера, которые излучают песни сирен. Человек проходит мимо них и испытывает гипнотическое воздействие, которое призывает его подойти к озеру и войти в него. Если он туда заходит – то исчезает. Когда Роланд должен был сражаться с толпой ковбоев, которые хотели его убить, – у него был план: провести их по такому маршруту, где проскакать мимо этих озер никак нельзя. Сам он имел некоторые проблемы со слухом. У него был иммунитет к этому голосу бездны. Когда вся толпа поскакала за ним – они не знали с чем столкнутся, и тогда гипнотическое воздействие стало их втягивать.

Закон, при котором можно в чем-то разбираться. Выйти из потока сообщений. Книга Арцыбушева А. П «Милосердия двери».

Неверным подходом будет во время нахождения в изменённом состоянии сознания пытаться во всем досконально разобраться. Разбираться всегда нужно только после выхода из «облака». Это железный закон. В момент внутреннего смущения и внутренней нестабильности ни в чём разбираться не надо. Это всё равно, что у вас сломан позвоночник, а вы ещё пытаетесь поднять большой груз. Здесь не до того, чтобы разбираться: правда это или неправда. Сначала нужно выйти из потока. Это первое правило.

Даже в боевом искусстве первое правило – уход с линии атаки. Все остальные взаимодействия с противником только уже после того как атака пронеслась мимо тебя. Ошибку совершают те люди, которые сутками смотрят ролики про коронавирус или боевые действия. Это только способствует их вхождению в ИСС, откуда, возможно они самостоятельно просто не выберутся. Если, конечно, они не будут способны к кому-то прислушаться.

Люди сейчас, как вы видите, как с одной, так и с другой стороны, бывают невменяемы. Как и те, кто говорит про оксид бериллия и у них своя позиция, что людей травят. Так, и в обратную с сторону, кто считает, что никого не травят и те тоже яростно отстаивают свою точку зрения. Пока они яростно спорят, в плюсе те, кто изредка включает новости. Можете не бояться! Вы ничего не потеряете, если будете их изредка смотреть.

Как-то мы говорили с одним человеком. Он уезжал отдыхать на Мальдивы и переживал, что там без интернета он выпадет из новостной повестки. Однако, когда он приехал в Москву, – понял, что ни откуда не выпал. Более того – то, что до него там на острове доносилось без интернета, позволило ему почувствовать себя более осведомлённым, чем другие. Причина проста – он получал информацию дозировано и мог как-то самостоятельно её осмыслить. А те, кто не дозировано её употреблял, не стали интерпретировать информацию по-своему. Они получали готовую интерпретацию сверху. Если на человека обрушивается большой объём информации – он просто не успевает его осмыслять. У человека ведь нет мега-мозга. Так как в состоянии полного вакуума жить трудно и страшно, вы будете вынуждены хвататься за ту трактовку, которая вам будет предложена.

Идея книги профессора Сергея Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» заключается именно в этом. Завали человека потоком сообщений, в которых он теряет ориентацию, – и он уже вынужден хвататься за ту трактовку, которую ему предлагают.

Итак, первый этап – это выйти из потока сообщений.

Даже если не с духовной точки зрения говорить, то в наши дни мы имеем очень большой опыт людей, прошедших через экстремальные ситуации. Из данного опыта можно заключить, что не всё так, как говорят медицина и наука. Что-то происходит и вопреки науке.

Например, я иногда ссылаюсь на книгу Арцыбушева А. П «Милосердия двери». Автор был фельдшером (или медбратом) в инфекционном бараке в концлагере и не заболел ни разу. Для него этот барак был даже как какая-то минимальная степень свободы, потому что вертухаи[4] в инфекционный барак не заходили. Однажды двое охранников всё же рискнули туда зайти. Там они кого-то искали, а Арцыбушев в то время у себя укрывал разные предметы, не только свои, но и других людей, которые не должны были на глаза попасться охране. Он всё прятал у себя. Порой, он тайно подлечивал людей и т.д. Когда охранники пришли туда искать, он предупредил, что барак инфекционный. Карантинная зона. На что охранники сказали, что им плевать, – и зашли с обыском. Стали они выходить обратно, а там стальные засовы их остановили. Ну, вам же сказали – карантинная зона, – услышали они. В итоге их раздели, поставили в тазики с хлоркой и – щётками. «После этого из охранников никто не заходил», – повествует автор[5].

Этот рассказ я вспомнил к тому, что не было у них тогда никаких индивидуальных средств защиты и ничего не было. Читаешь и думаешь: «А как люди тогда жили»? Так и жили.

Соответственно, мы вновь возвращаемся к нашей теме. То, о чем мы говорили: Пока у человека остается что-то своё, мучитель бессилен проявить над ним полную власть. Проблема начинается тогда, когда вы допускаете, что картина мира, которая вам транслируется – она правильная.

Проблема в том, что когда мы утрачиваем свою интерпретацию, то как в романе «Фридл» – героине в Освенциме нужно было дальше продолжать рисовать красками, а тому молодому человеку из «Платформы» дальше читать Сервантеса. У нас есть свои «краски», и вместо Сервантеса мы можем читать Псалтирь. Очень важно не переключиться на то, что транслируется вам извне.

Именно так и происходит изменение состояния сознания. Просто в случае духовном, демоны переключают вас на их трактовку. В психиатрии это называется шизофреническое озарение. Когда они вас взламывают и за секунду дают вам «терабайт» какой-то информации.

Сохранить контакт с тем, кто по ТУ сторону, какие бы разногласия не были. Рэй Далио “Принципы” и один из лучших способов расширить свою точку зрения.

Очень важно сохранить контакт с тем, кто вообще по ту сторону. Какие бы у нас разногласия не были, как бы нам не хотелось с яростью накинуться на тех, кто мыслит иначе. Надо поставить это под запрет.

У Рэя Далио есть книга «Принципы». В его личной жизни есть моменты, которые можно назвать дискуссионными. Например, он занимался трансцендентальной медитацией.

В своё время в г. Беншайм по заказу правительства ФРГ было проведено исследование. Его результаты показали, что люди, занимающиеся трансцендентальной медитацией, повреждаются[6].

Возможно, при всём том он сумел управлять компанией, так как одним из его принципов было – прислушиваться к мнению специалистов. Бывало, что он доказывал свою точку зрения, но, если коллегиальное решение было иным, он не видел возможным отменять это решение только потому, что он – владелец компании. Хотя где-то навык полагаться на мнение компетентных специалистов и не всегда приводит к лучшему, если специалисты «идеологически заряжены», а ты их слушаешь. Так Р. Далио демонстрирует идеи эволюционизма и специфические взгляды на мозг. Идеи первого и второго планов характеры для США. Возможно, он усвоил их, полагаясь на авторитет специалистов, не учитывая, что специалисты в США могут придерживаться определённой повестки.

Мне понравилось, что автор, хотя сам по себе человек и неверующий, но экспериментально пришел к христианским принципам, на основании которых существовала одна из крупнейших в мире компаний.

Автор книги создал систему, при которой мнение одного человека может быть проверено мнением компетентных специалистов. Он сам был в ситуации, когда очень активно доказывал свою точку зрения. Однако, как было отмечено, если компетентные специалисты придерживались другой стратегии, он не решался отменить их рекомендации, только потому, что являлся хозяином компании. А для некоторых людей – это настоящая беда, когда у них начинает формироваться навык вхождения в изменённое состояние сознания. В нём они могут совершить колоссальную ошибку.

Рэй Далио говорит, что один из лучших способов расширить свою картину мира – это участвовать в дискуссии с людьми с противоположной точкой зрения. Во время обсуждения у всех есть право высказывать свою точку зрения, но ни у кого нет права, не приводя аргументов, выносить голословные оценки. Здесь уже мы скорее ориентируемся на компетентность специалистов.

Хотя и здесь есть подводные камни. Рэй Далио приводит свои мнения в пользу эволюционизма. Возможно, свои мнения он обсуждал со специалистами, а в США идеи эволюционизма, как складывается ощущение, популярны. Хотя известный математик Владимир Воеводский свидетельствует, что современные расчеты показывают невозможность происхождения одного вида из другого[7].

В ситуации с ковидом, вы можете думать как угодно: травят вас или не травят – это ваше личное дело, но до тех пор, пока вы допускаете, что ваш ближний тоже не дурак, у вас есть возможность не попасть в это изменённое состояние. Как только вы думать начинаете, что прав только вы один – это конец. Особенно, если к этому прибавить идеи иллюзорности мира, опору только на себя – это приведёт к весьма печальным последствиям.

О состоянии «Здесь и сейчас», которое пагубно для человека. «Памятуй бывшее, положись на Господа в будущем, употребляй во благо настоящее» свт. Филарет (Дроздов)

Скажу ещё про состояние «Здесь и сейчас». Те, кто пропагандируют это состояние и реализуют его, – у них вообще слетают «клапана и датчики». В чём опасность концлагеря: он лишает тебя прошлого, в состоянии стрессовой ситуации ты забываешь то, кем ты был. Стресс подавляет твою сигнальную систему. По сути, самоощущение и понимание того, кто мы, какие у нас цели, планы – это такие тонкие структуры, которые мы выстраиваем. Кризисная ситуациия может эти структуры блокировать, поэтому в сектах и используют шокирующие ментальные методики. Будущее – покрыто мраком, что будет дальше – непонятно. Соответственно, человек погружается в одно кошмарное сейчас-настоящее. И в этом состоянии он перегорает.

Про спорные моменты в отношении «Здесь и сейчас»:

– Текст «Наркомания. Ч. 3. Реабилитация – риски состояния здесь и сейчас, деятельность, отношение к ИТ, построение картины мира»;

– Беседы цикла «Внешняя жизнь и мир мыслей»
5.3 Призвание и работа. О «здесь и сейчас». Время. Только работа – катастрофа. Что-то помимо работы
6.1 
Работа и вера. Полезно ли быть «здесь и сейчас». Навыки – сами собой. Хорошо внутри – хорошо снаружи
– В стихотворной форме – см. эпилог поэмы «Антропологический манифест».
.

Мы говорили, что, если человек пробудет в этом состоянии какое-то длительное время, у него откроется та самая патологическая доминанта, которая в дальнейшем будет действовать в самом человеке и без мучителя. То есть, мучитель имеет филиал в самом человеке. Он выстроит в вас самих эту доминанту (состояние).

Игровые концерны, например, имеют своих «представителей» в ваших мозгах, – игровую доминанту.

Крайне важно иметь опору на будущее. Как бы там ни было, мы надеемся на Бога. Мы понимаем: то состояние, что сейчас формируется во мне, я заберу с собой в вечность. Поэтому даже если в моей жизни внешне ничего не происходит, если я заперт в четырёх стенах и так будет продолжаться ещё год, и я понимаю, что сейчас ропщу и отчаиваюсь – то этим формирую состояние, которое возьму с собой в Вечность и в Вечности мне с этим жить. Это нас мотивирует на какое-то осмысление, какое-то движение, – и мы начинаем потихоньку из этой капсулы выходить.

Так же и с опорой на прошлое. Мы понимаем, что были такие люди как Арцыбушев, как авторы книги «Мученики Ленинградской блокады», – они как-то переживали такие кризисы. Уже не раз такое было. Всё равно Бог как-то помогал – значит, поможет и сейчас. Эта опора на прошлое и будущее есть, и она помогает держаться в настоящем.

Не надо, конечно, переживать слишком. Правильное понимание «здесь и сейчас» – не надо строить нереализованных планов на будущее и не надо пережевывать прошлое.

Но никто же не говорит, что прошлое и будущее можно использовать только в таком ракурсе. Те, кто ходит на все эти тренинги про «здесь и сейчас» и практикуют их, иногда разгружаются там от завалов на работе, если они завалены цифрами банковскими отчетами, не могут сосредоточиться в отпуске на отдыхе.

Если следовать этой методике в предлагаемом популистском виде, то когда ситуация станет неблагоприятной, тогда всё, что останется с человеком – это лишь наличие этой ситуации. Человек сойдёт с ума. Ситуация такая страшна.

Как выжить в ИСС, выйти из него: 1) сохранение связи с ближними 2) сохранение чего-то своего 3) заблаговременное взращивание навыков

Подводя итог: аффект бывает точкой входа в изменённое состояние сознания. Чтобы иметь шансы в этом состоянии как-то выжить или выйти из него, необходимо:

1. Сохранить связь с ближними. Даже если тебе кажется, что кругом все идиоты, – хотя бы на долю секунды предположить, что, может быть, это не так.

2. У тебя должно сохраниться что-то своё, что у тебя было до входа в изменённое состояние, потому что в нём всё кажется бессмысленным. Зачем, например, в Освенциме рисовать красками, если мы все умрём? Эти мысли не надо слушать, надо продолжать рисовать красками. Все «Зачем», ты будешь обсуждать по выходе из ситуации, уже когда ты войдёшь в мирное состояние.

3. Нужно ежедневно воспитывать в себе конструктивные навыки, которые нам позволят пройти сквозь это облако тьмы. Например, молитвенное правило, чтение Псалтири, Чина 12 псалмов, безконфликтное общение, какое-то рукоделие.

4. Выходить из потока сообщений – внешне отказавшись от постоянного перебирания новостей и контента, внутренне – тоже пресекая мыслепоток, с помощью той же молитвы Иисусовой.

Вопрос: Изменение сознания отхождение от нормы? Насколько уверенно можно говорить, что наша парадигма это истина?

Вопрос: Изменение сознания подразумевает под собой отхождение от нормы. На сколько можно уверенно говорить, что наша парадигма - это истина?

Ответ: Не всегда речь идёт об отхождении от нормы. Психологическая норма всё-таки есть. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «В Евангелии дан нам ветхий человек и новый человек». Психологическая норма, как говорит психиатрия, нормативная личность, – она описана в Евангелии.

То, что Евангелие – это норма, может показать на массе источников. Тот же Рэй Далио и книга его «Принципы». Первая половина книги – философия, но в философии автор не силён. Когда финансист размышляет о теории эволюции – это можно пролистнуть, но когда он рассказывает как строил компанию, прочитать интересно. Он, по сути, экспериментально пришел к некой социальной матрице, на основании которой сообщество может развиваться, причём в конструктивном ключе. Мы видим, что все эти принципы нам уже известны из Евангелия.

Я бы сказал, что норма – это то, что может развиваться бесконечно. Это моё личное определение нормы. Оно может быть ошибочно. Но если вы находитесь в русле добродетели, вы можете развиваться бесконечно, а в страсти – нет. Ну, купили машину раз, два, три, четыре. Всё, через 5 лет надоело. Надо что-то другое. Или ненависть… Она сжигает человека. Страсти и аддикции быстро исчерпывают сами себя, а добродетель – бесконечна.

Но речь идёт не столько о норме, сколько о том, что наше сознание перетекает в нечто иное. Не наше. Не всегда речь идет о демонах. Иногда в состоянии аффекта это какая-то чужая мысль, которая сбивает наши настройки. Мы, в каком-то смысле, выпадаем и дезориентируемся, находимся в состоянии контузии. Только почему-то состояние физической контузии описано, а ментальной нет.

Также надо понимать, что, скорее всего, источник появления, изменённого состояния, о котором мы говорим – это мир инфернальный. Но здесь часто ошибаются даже те православные психологи, которые говорят, что для того чтобы из этого состояния выйти – достаточно помолиться. Нет, не достаточно! Если ты в это состояние вошёл – значит к этому состоянию, тебя подтолкнули твои навыки. Чтобы от этого состояния иметь какой-то иммунитет – нужно не только молиться, но и в течении нескольких лет воспитывать в себе конструктивные навыки.

Есть статья Елены Костюченко «Неуязвимых нет». Журналистка побывала на тренинге личностного роста и была скептически настроена, шла сделать разоблачающее видео, но её психика подверглась масштабной реорганизации.

Подробнее об этом рассказывается в ответе: «Помыслы. Голоса (Ч. 3). Девушке, которую хотели затянуть в аномальные отношения. О секте “Нексиам” и взломе психики».

Хотел бы заметить, что после некоторых так называемых «тренингов личностного роста» входят в полное изменённое состояние сознания и становятся вообще неадекватными. Если человек находится в контакте с этой инфернальной иерархией, то порой, когда они описывают тренинги, ничего толком и сказать не могут. Мы ждём, что они опишут какие-то приёмы воздействия, а никаких приёмов нет. Дело не в приемах, а в том, чтобы сломать вашу систему иммунитета. Вот на это приёмы есть. Измотать шестичасовой болтовней какой-то, например. Дальше, помимо тренера и человека за ним стоит инфернальная сила, которая вламывается в человека сама. И задача лидера секты просто взломать. Иногда к подобному взлому мы приходим и сами, когда поддаёмся вспышкам ненависти, ярости. Можно сказать, что мы выпадаем из нормы. Мы допустили в себе эту брешь: ругаемся, ссоримся в течении 5 дней, а потом за это время что-то такое с нами происходит, что мы начинаем осознавать: «Какой же бред я нёс в эти дни»

По мере нашего понимания ситуации, вначале будем 5-7 дней так себя вести, потом 3-4 дня, потом 1-2, потом час, а потом, может быть, несколько секунд – и эта вспышка пройдет. Зона начнет расширяться. Мы поймём, что эту ситуацию мы много раз проходили, и поймём что примрено будет в дальнейшем. Соответственно знаем, что в этой ситуации нужно делать.

В первую очередь, просить Божьего прощения. Господь выводит это болото из нашего сознания.

Сказать, что это нарушение нормы – не совсем верно. Это такая прямолинейная трактовка и где-то она нам даже вредит. Даже у верующих психиатров и психологов нет порой этого понимания. Один человек мне говорил, что, когда они строили в больнице часовню, – думали, что все начнут исцеляться. Этого не произошло. Значит он сделал ошибочный вывод, что все эти состояния – чисто физиологические. Да, бывают какие-то органические поражения, физиологические причины, бывает и смесь.

Может быть и так, что у человека были какие-то предпосылки, потом его уволили на работе, с чем-то он не справился, подвергся бомбардировке сообщениями. Вот пока он ещё не выдал свою реакцию на всё это, – он ещё способен сопротивляться. Если же, например, он уже отреагировал, например, сказал: «Да, пошли вы все!» – то он уже раскрылся. Соответственно, вывести человека из этого недостаточно, просто поисповедовав. Исповедь, безусловно, поможет ему выйти. Важно, чтобы потом человек сам осознал свой ошибочный тип реакции и стал его потихоньку перевоспитывать, менять. Только тогда действительно он сможет сохранить устойчивость, даже при тех чрезвычайных обстоятельствах, которые сейчас происходят.

Были у нас беседы цикла «Остаться человеком: офисы, мегаполисы, концлагеря. Часть 3», в беседах 59-63 разбиралась тема изоляции. Мы разбирали: как отшельники пребывали в изоляции и как заключенные, что такое эффект гаитянских зомби, как шаманы готовят зомби, тоже через ужас изоляции, почему одни с ума сходили, почему другие нет и т.д. Очень много здесь составляющих. Не всё так просто.

Личный жизненный опыт и навязанный извне. Разрушение разума. Выход дозирование информации, молитва, общение на другие темы вместо навязанных

Ведущая: Некий образ жизни, мысли, слов, чем жил человек, мы же накапливаем опыт и хороший, и плохой. Это затем даёт какие-то плоды.

о. Прокопий: Большой поток сообщений призывает отказаться от всего своего опыта. У тебя были какие-то отношения с ближними, любовь, доверие, а вдруг все стали будто бы для тебя врагами. Взламывание сознания первым делом ставит для себя задачу разрушение вашего логического мышления. Ваш разум говорит: «Да, есть люди где-то злые, но есть и хорошие и с хорошими надо строить контакт», а вам говорят: «Нет! Все – злы! Ни с кем не стройте контакт»!

Многие спрашивают: «Как быть, у нас прихожане ссорятся, сходят с ума по поводу разных трактовок современных повесток?» Надо прекратить эти разговоры. Время покажет. Самая адекватная, объемная картина мира будет у тех, кто входит в этот поток сообщений только изредка. Потому, что у него будет возможность это как-то интерпретировать, осмыслить и встроить в свою какую-то логическую цепочку. Те, кто смотрит что-то сутками, по сути переключается на тот поток, который предлагается ему. Представьте, как русские солдаты наши жили в окопах. Каждый день они слышали: «Русич, солдат сдавайся! Москва взята»! Солдаты в таком состоянии, если не умеют молиться, должны хотя бы общаться друг с другом: «Братишка, а ты помнишь, как в Москве было? Расскажи на какой улице ты жил?».

Если есть духовное состояние – молитесь, а если нет, то хотя бы общайтесь. Иначе ты переключишься на эту моноидею.

Лихачёв считал, что в советские годы многие кафе и чайные закрылись именно по этой причине. Люди могли собираться, обсуждать, что происходит и через совместное обсуждение они вырабатывали какую-то точку зрения на происходящее, получали какой-то иммунитет. Поэтому всё это разогнали, чтобы была одна трактовка, которая транслируется партией.

Вопрос 2: Как понять когда твоё состояние не твое? Внутренний мир как результат борьбы и соединения с Богом. Прелесть - ложный внутренний мир

Ведущая: У многих из нас были какие-то кризисные ситуации, которые привели к этому изменённому сознанию. В них мы живём уже много лет. Как всё-таки понять, что мы находимся именно в этом состоянии?

О. Прокопий: Когда есть внутренний мир, то есть и критерии того, что мы находимся в нём. Есть разные оттенки внутреннего мира. Есть такой термин «прелесть» – бесовская тишина. Кто вышел из эзотерики, хоть и не разрушившись до основания, и пришел к Православию, – тем будет очень тяжело. Одно дело, если человек дошел до конца и разрушился, потом прошел Чин присоединения, или Чин отречения. Тогда он помнит к чему он пришёл. Если человек на половине этапа сходит с этого пути – можно ожидать то, о чём писали святые отцы. Хоть они и не говорили про эзотерику, но многие писали про то, что можно ассоциировать с состоянием «дзена». Они писали, что, если демоны видят, что в тебе развивается страсть гордости, – от тебя отходят все искушения.

См. «Приложение. О ложном состоянии, возникающим не вследствие победы над страстями и стяжания добродетелей, а вследствие замирания демонов и временном их отступлении от человека» из части 2-ой текста «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)».

Тебе комфортно до невозможности, ты просто тащишься, тебе хочется петь. Эта идея выражена в словах, с которыми один человек дал девочке, будущей известной певице, ЛСД. Ему хотелось, что та «вела себя как цветок» и «танцевала как весна».

Демоны видят, что ты и так идешь к гибели. Зачем тебя в неё толкать? Тебя сейчас толкнешь, возбудишь в тебе какую-то страсть, – тебе станет больно. Тогда ты начнёшь молиться, тебе Господь поможет.

Тактика их в том, что, когда человек более-менее длительно в этом состоянии находится, его система адаптации к реальной жизни начинает потихоньку регрессировать. Потом на него наваливаются страшной массой искушений и доводят до самоубийства.

И это состояние аномальной тишины отличается от внутреннего мира. После него бывает срыв в какую-то дичь. Внутренний мир же, в свою очередь, – это результат какой-то борьбы. Это не результат отсечения себя от проблемной ситуации, погружение себя в какую-то капсулу хороших новостей, а результат борьбы и соединение с Богом. Тогда у человека получается какая-то опора, устойчивость. Даже в кризисных ситуациях, когда всё рушится, он может себя спокойно вести. Его ум не колеблется.

Вопрос 3: О чрезмерном уповании. Различные степени действия. Песня ГРОТ «Человек-поступок»

Ведущий: Иногда бывает так, что человек, уповая на то, что Бог ему поможет вообще ничего не делает.

о. Прокопий: Это начальный этап. В начале человек приходит к выводу: «Чтобы не согрешить, надо иногда что-то не делать, потому что плоды нехорошие». Потом, когда человек разогрелся, сделал ещё шаг в сторону христианства, он понимает, что надо что-то иногда делать, чтобы не потерять внутренний мир. Если совесть призывает тебя к поступку, но ты его не совершишь, – ты потом внутренний мир потеряешь.

У группы «Грот» есть песня «Человек поступок» (сейчас не разбираем идеологическую повестку ребят из группы «Грот»; когда-то они были православными христианами). Её можно ставить, когда заходит речь о разных религиях. Там есть примерно такие слова: «Почитаешь Кришну или кланяешься образам, но важно лишь то, что ты сделал, а не сказал». Автор песни рассказывает про модно одетого человека. Всё у него классно, но вдруг на его глазах ребёнок падает в воду. И вроде он так по моде одет, всё у него хорошо, но стоит он на берегу беспомощный. А другой человек вроде неказистый, разбежался, прыгнул и спас ребёнка.

3D объемный портрет наш – это наш поступок.

Иногда есть внутреннее смущение. Мы понимаем, что, если мы сейчас останемся в бездействии, – оно будет ещё больше. Когда мы делаем шаг, то понимаем, что вот – мы уже вошли в ситуацию. Мы уже здесь разобрались, поняли с чем это связано – и это смущение проходит.

В рукопашном бое тоже есть своя очередность, свои поэтапные моменты.

В начале более жёсткие приемы, схематичные, а потом уже, по мере того, как боец их усваивает, он уже способен ориентироваться в ситуации, принимать решения творческие.

Так что, это нормально, когда первое время своего воцерковления человек больше стоит на месте, чтобы разобраться в ситуации. Пусть медленно, но если ты правильно выполняешь приём, – со временем сможешь его выполнять все быстрее и быстрее. Потом сможешь ориентироваться в меняющейся ситуации. Если ещё такой человек не просто стоит, но и думает, – потом он сможет действовать очень активно. Так что это хорошо, что он притормаживает в начале.

Про особенности в развитии и христианских ценностях как лучшей адаптивной системе. Книга Никольской О.С. «Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма».

Книга Никольской О.С. «Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма». Глава про религию мне не понравилась, потому что автор, пишущий об этом, неверующий человек. Тем не менее, книга показывает, что христианство подлинно, потому что христианские идеи стоят на высшем уровне аффективной системы человека, системы его адаптации к миру. Это его уровень социального взаимодействия.

Она говорит, что есть дети аутистического спектра, которые производят впечатление гениальных. Они могут на передачах делать всякие интересные штуки. По-моему, мнению, это ужасная передача. Никогда не отправляйте своих детей на неё. Ведь это полное непонимание, что с детьми происходит. У детей-аутистов есть закос в какую-то узкую область, с параллельной ущербностью развития во всех других областях. Вместо того, чтобы сбалансировать этот пик, научить человека чему-то другому, некоторые мамашки, фанатея от своего ребёнка, этот пик ещё больше усугубляет. Он сыграет в шахматы где-то по телевизору с каким-то чемпионом, все ему аплодируют. А что в реальной жизни потом с ним будет?

Есть дети, производящие впечатление гениальных. Однако, эта гениальность схематична. Дети просто заучивают, то, что им нравится. Они имитируют в каком-то смысле действия других, но снаружи это кажется, как креативность. Они беспомощны в ситуации нестандартной. Есть дети другие. Они кажутся тормозами, но их «тормознутость» – это, наоборот, признак очень хороший. Значит, в той ситуации где все дети действуют по какому-то самостоятельному шаблону, этот ребёнок что-то пытается понять. У него ещё нет накопленных данных, для того, чтобы понять самостоятельно, но он этот процесс начал накапливать. И то, что он с детства пытался эту ситуацию как-то понять, может потом помочь ему и вовсе обогнать этих товарищей. Если человек неофит – тормоз – это где-то и хорошо. Значит, он думает, ищет подходящее решение. Со временем он научится всё быстрее принимать решения. Скорость принятия решений увеличится, а характер решений останется осмысленным.

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАССКАЗ УЧАСТНИЦЫ СООБЩЕСТВА ДЖО ДИСПЕНЗА

Историю подобного плана – о последствиях занятий ченнелингом см. в части 4.1 текста «Внешняя жизнь и мир мыслей», часть 4.1 «Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира».

См. приложение, «Деятельность, не выходящая из головы», – история девушки, пытавшейся обрести равновесие с помощью эзотерики (в результате чего оказалась на грани саморазрушения) и после – перешедшей в Православие

В ноябре 2018 года у меня началась первая паническая атака. Тогда я еще не знала, что это такое и стала ходить день за днём по врачам и проходить медицинские обследования. Когда мне врачи сказали, что у меня со здоровьем все нормально, начались длительные и мучительные походы по психологам, от которых было небольшое облегчение, а потом – опять все по новой начиналось. (Теперь я уже поняла, что многочисленные психологи, к которым я ходила, выбирали в моем лечении неверную тактику. Самая главная ошибка у них была в том, что не было ОПОРЫ, а именно ОПОРЫ на БОГА).

Следующий мой шаг был – поход к гадалкам, колдунам, погружение в «прошлые жизни», где я пыталась найти ответ, из-за чего у меня начались панические атаки и как из них выйти. Все мне в один голос говорили (психологи, гадалки…), что во всем виновата моя мама, что оставила меня в 5 лет одну ненадолго.

ПРО ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ:

Подборка материалов о панических атаках:

Эфир «Найти себя и – про панические атаки»;
Ответ (текст): «Панические атаки»;
См. главу «Травматический опыт, доминанта и панические атаки (кратко)» из части 2.1 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты»;
Ответ (аудио): «Панические атаки, страх (например, выходить из дома), патологические состояния, последствия эзотерического опыта»
О том, что можно противопоставить неуправляемому состоянию:
Текст «Внешняя жизнь и мир мыслей», часть 4.1. «Срыв, психоз, главная проблема и обретение равновесия, внутреннего мира»;
 Варианты происхождения: медицинский, инфернальный, человеческий;
Культура мысли. См главу про панические атаки в части 2.2. статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты»;
Ответ на вопрос про панические атаки в одном из интервью (таймкод 1:55:34)

От знакомого я узнала, что есть такой доктор Джо Диспензе, который учит людей исцелять себя самого.

Я начала читать его книги. «Как изменить жизнь за четыре недели», «Сверхъестественный разум», «Сам себе плацебо», искать на интернет-сайтах истории об исцелении людей по его методике и находила только положительные отзывы.

В мае 2021 года я посетила 3-х дневный прогрессивный ретрит в Москве. Людей на нем было около 4 000, все очень интеллигентные и образованные.

В октябре 2021 года, я поехала на 7-ый ретрит в Турцию. На нём мы проходили глубокие медитации (сидя, лежа, в ходьбе). Текст медитаций был очень добрый, который меня не настораживал, а, наоборот, – открывал мое сердце и вызывал доверие происходящему процессу. В медитациях мы представляли, какими мы хотим быть и какими больше не хотим быть. Происходило мысленное подключение к какому-то чёрному пространству, где мы просили то, чего хотели. Во время медитаций мое тело сильно трясло и выкручивало в разные стороны.

По приезду домой со мной стало твориться что-то невероятное (фильм ужасов отдыхает), меня начала кидать по комнате из угла в угол какая-то непонятная сила. Я начала сильно рычать, был рвотный рефлекс, но ничего на самом деле не выходило из меня, а мне казалось, что из меня выходит какое-то чёрное вещество.

В таком состоянии я пробыла несколько дней, правда с каждым днём оно было с меньшей силой. Я пыталась связаться с организаторами ретрита, чтобы они подсказали, что мне делать, но никто не отвечал. И такая я была не одна, нас было достаточно много, именно, тех, кто полностью погружался в медитации и доверял происходящему процессу.

Нас Доктор Джо постоянно называл Гениями, что мы сами творцы своей жизни. При этом он объяснял, как работает наше сознание и подсознание, говорил, что мы состоим на 99,99999% из энергии.

В последующем для прошедших 7-ый ретрит была создана группа для исцеления больных, где мы были Целителями.

Мы исцеляли своей энергией людей на расстоянии. Люди на самом деле ощущали энергию (кто-то видел энергию синего цвета, кто-то просто её чувствовал) и у них улучшалось самочувствие. Но потом у них со временем начиналось ухудшение состояния и люди начинали от этого зависеть и приходить практически постоянно на сеанс для исцеления.

Я как Целитель тоже со временем стала себя чувствовать нехорошо, а именно, у меня появилась постоянная усталость и депрессивный настрой.

Так как я состояла в этой группе около 2-х лет, то я видела: люди, которые были на ретритах и давали интервью, что исцелились (кто-то от рака, кто-то вставал с инвалидной коляски и начинал ходить и это было реально), потом через некоторое время умирали.

Доктор Джо Диспензе объяснял это тем, что люди, которые исцелились, начали жить новой жизнью, поэтому их тело само себя исцелило (то есть в медитациях, по его словам, когда представляешь себя здоровым, ты даёшь команду подсознанию на выздоровление, а подсознание дает команду организму и организм начинает выздоравливать). А когда приезжают обратно домой, то попадают в свою обычную среду и организм даёт откат и человек заболевает ещё сильнее вплоть до летального исхода.

В настоящее время у доктора Джо Диспензе проходят 7-ми дневные ретриты каждый месяц и билеты на него продаются в течение нескольких минут (2500 билетов). Это говорит о том, что люди попадают в зависимость и уже не могут жить без этой энергии, которую получают на это ретрите и ездят за этим ошущением каждый раз. Как говорил Доктор Джо, что вы должны испытать в медитации состояния оргазма в мозге.

После всей этой истории панические атаки от меня не отошли, а наоборот ухудшились очень сильно, к страхам добавилось тело. Я чувствовала, что в меня как будто кто-то вселился, тело все начало сковывать, как будто тело зажимают в тиски. Жить совсем стала невыносимо.

Ещё хотела дописать к рассказу моему. Очень многие люди отказываются от лечения своего заболевания, например, такого как рак и начинают лечиться по методике Джо Диспензе. В итоге, они доводят себя до последней стадии рака, к ним приходит осознание, что они сделали огромную ошибку. Они умирают, так как врачи уже ничем помочь им не могут. Другие люди, например , в нашей группе Целителей, стали жаловаться на внутреннее истощение организма и нехватке сил и по виду они очень сильно худеют. Лицо становится безжизненным, но покинуть эту группу не могут, так как думают, что они должны помогать людям и исцелять их (то есть развивается у них какая-то жертвенность или горделивое мнение, что на их плечах весь мир держится?).

Другие в нашей группе, наоборот, стали выглядеть лучше, энергии будто бы стало у них больше. Но появляется у них очень сильная гордыня, они считают себя всемогущими, властными, думая, что исцеляют они, что они Гении и без них от сеанса результата бы не было.

Люди, которые были здоровыми и пришли к Диспензе для улучшения собственной жизни (быть богатыми, удачно выйти замуж и т.д.) начинают теряться в жизни и начинают ездить по миру в поисках комфортной жизни. Начинают искать теплые страны и уединиться «в тишину и покой», как бы отстраняясь от внешнего мира.

По поводу навязчивых мыслей:

Они у меня они возникли до Диспенза, после Кундалини йоги. Я ей занималась месяца 4, но был к ней очень серьёзный подход. Я помню, когда во время тренировки мы преодолевали себя. А именно, – держали руки по сторонам 10 минут. Я помню, как внутри меня проснулся какой-то зверь и на следующий день «началось». Сначала голос говорил мне на ухо, чтобы я убила себя. А примерно через неделю переключился на приказ об убийстве ребёнка, когда понял, что я ничего с собой не собираюсь делать

ЛЕКЦИЯ ПРО ЙОГУ, ПРОВЕДЕННАЯ НА КИТАЙСКОМ ПОДВОРЬЕ:

Индийская йога – оздоровительные упражнения или религиозная практика?

МАТЕРИАЛЫ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ О. ПРОКОПИЕМ:

«БРЕШЬ В СТЕНЕ (часть 1): Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания».

«Можно ли заниматься йогой только как физическими упражнениями и не получить от этого духовного вреда?»

Некоторые беседы из циклов «Восточный цикл», «Зазеркалье», «Преодолеть отчуждение (часть 1)», «Мозаика идей».

После поездки на Соловки и отказом от занятия данными практиками, я стала чувствовать себя лучше.

Прошла Чин Присоединения к Церкви.

О чинах отречения и Присоединения см. также в книге иеромонаха Прокопия «”Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни» в главах «Несколько слов бывшим оккультистам, а также тем, кто обращался к ним за помощью», «Чин отречения от занятий оккультизмом. Исповедь обращавшихся к услугам оккультистов».

[1] К примеру – «ПРИЗВАНИЕ», часть 3-я «Работа не радует. Занимаюсь не своим делом. Таланты не раскрываются (Эфир 17)».

[2] Подробнее см. главу «Есенин и Фауст. Сходство судеб?» из книги игумене N. (схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая) «ОТ ЧЕГО НАС ХОТЯТ “СПАСТИ” НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?». Другое название этой же книги – «Тайны экстрасенсорики и паранормальных явлений. Опыт исследования феноменов НЛО, левитации, телепортации, телекинеза и других сверхспособностей».

[3] Несколько по поводу книги объясняется в эфире: Печать войны. ПТСР. Правильное отношение к прошлому. Часть 4 | Боевые действия, ч. 12 | Эфир Tg 37.

25:37 Книга Джудит Херман «Травма и исцеление» – о её плюсах и минусах.

[4] «Вертухай» – производное от «вертухаться», то есть вертеться, дергаться, делать резкие движения, шуметь и вырываться. У Александра Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ» изложена версия об украинском происхождении слова. Автор пишет: «В мое время это слово уже распространилось. Говорили, что это пошло от надзирателей-украинцев: “стой, та нэ вэртухайсь!” Но уместно вспомнить и английское «тюремщик – turnkey – “верти ключ”. Может быть, и у нас вертухай – тот кто вертит ключ?»

[5] См. мультиблог протоиерея Димитрия Смирнова, интервью Арцыбушева А.П. Часть 6-ая. «Но плакать я не буду».

[6] К чему приводит практика Трансцендентальной Медитации. Эмпирический анализ патогенных структур как помощь в консультировании. Институт молодежи и общества, Беншайм (Bensheim), ФРГ, 1980. Верховный Суд ФРГ подтвердил достоверность этого исследования 29 мая 1989 г. Полный немецкий оригинал: Die Bensheimer Studie 1980: Differentielle Wirkungen der Praxis der Transzendentalen Meditation (TM). Eine empirische Analyse pathogener Strukturen als Hilfe für die Beratung. Institut für Jugend und Gesellschaft, Bensheim, 1980. Полный английский перевод этого исследования: The Various Implications Arising From the Practice of Transcendental Meditation. An Empirical Analysis of Pathogenic Structures as an Aid in Counseling. Institute for Youth and Society, Bensheim, 1980.

[7] См. интервью Владимира Воеводского: часть 1, часть 2.

Тип: Соловецкий листок