-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
17 сентября 2024 г. Как наладить отношения с детьми?
Как наладить отношения с детьми? Исходя из того, что приходилось общаться со многими из тех, кто занимался этой ситуацией и кто занимался с трудными подростками. Для кого-то ответ, может быть, будет очевидный, для кого-то он совсем не очевидный. Хотя, на первый взгляд, он лежит на поверхности, идти к нему пришлось много лет. Более подробное разворачивание вопроса – в материалах, приведенных в постскриптуме (часть которых собрана в книге «Родители. Дети. Воспитание»).
Совместная деятельность
Самое главное в отношениях с детьми – это иметь какую-то общую деятельность. К сожалению, родители иногда не понимают, что общая деятельность с детьми должна быть неприкосновенна. То есть мы должны иметь выделенные дни, часы. Может быть, это покажется непопулярным, такие речи в храме, где надо говорить про молитву. Нужна деятельность, где мы сидим с детьми, смотрим фильм, едим мороженое, гуляем. Если ваш ребенок, метафорическим говоря, кого-то убил и ему грозит уголовное заключение и смертная казнь, то, во время гуляния мы не должны это обсуждать. Мы будем обсуждать фильм, который посмотрели и те события, которые мы в нем увидели (обсудить случившееся, конечно, можно при определенных условиях; данный пример является несколько гротескным, смысл его в том, чтобы было время, когда учимся быть рядом, чтобы это время не разменивалось на что-то другое).
Потому что, если родители позволяют себе во время такого совместного делания превращать всё происходящее в планёрку, то ребенок после второго, третьего раза просто отказывается от совместных мероприятий, и больше уже достучаться до него нельзя.
Совместная деятельность не предполагает бесконечное говорение двух сторон. Как говорил директор одного реабилитационного центра для трудных подростков: папа может сидеть рыбачить, сын может делать что-то своё. Потом они сварят уху, может, даже – молча. Потом они молча пойдут домой. Это тоже хорошо, потому что это событие их объединило. Может быть, они долго будут молчать, может быть, через несколько месяцев или даже лет, откроется дверца и сын захочет что-то у отца узнать, послушать. Если отец раз в неделю или раз в месяц был с ним рядом, тогда он сможет в эту дверцу что-то вложить.
Но здесь именно двое людей должны быть настроены друг на друга. А не так, как бывает, если родители в разводе, отец приезжает раз в неделю блеснуть перед сыном, а мама выглядит как «сволочь последняя». Она ребенку говорит, что надо учиться, что –телефона поменьше. А папа, «красавец», приехал, много фильмов, много сладкого, много не пойми чего. А потом мама несколько дней выводит ребенка из этого состояния расторможенности.
Надо, чтобы оба человека были нацелены друг на друга. Этого не надо бояться, когда мы молчим. На самом деле, молчание – это показатель очень глубокого общения, когда люди не боятся вместе молчать, потому что если люди плохо знакомы друг с другом или не доверяют друг другу, то кто-то может думать, что другой имеет против него какие-то мысли и поэтому он молчит. И мы собеседника хотим разговорить, но это очень сильно иногда раздражает. Если ребёнок хочет молчать, пусть молчит.
Когда я был в одном реабилитационном центре для трудных подростков, малолетних преступников, было одно очень трогательное событие: приходил волонтёр взрослый, с этими малолетними преступниками учил стихи, они приготовили что-то, читали Блока, Есенина. Это были молодые ребята, которые участвовали в разбойных нападениях, торговле наркотиками, 16-летние парни.
Один из них отчислялся из центра, это могло для него грозить тем, что он будет переведён в колонию. Он попался на продаже наркотиков, и когда мама приехала разъярённая, директор центра просил: «Только давайте не будем этого сегодня делать, давайте сегодня не будем разбираться. Давайте разделим всё-таки: праздник пусть останется праздником, разборки пусть остануться разборками». Но мама не вытерпела и прямо на лестничной площадке стала устраивать разборку, и эта разборка показала, что, может быть, и не спроста её сын попал в этот центр. Т.е. если мама не сумела, хотя бы, подождать до следующего утра. Не смогла справиться со своими эмоциями, стала их выплёскивать. Понятно, во что при таких вводных превращается жизнь ежедневная.
Может быть, это было неправильно, что я не сказал про молитву. Но конечно, те, кто умеет молиться, они, безусловно, молятся. Про эту совместную деятельность очень многие люди забывают и взрослому почему-то кажется, что стоит только ему зайти в комнату, как сразу все взгляды будут устремлены на него и все будут ему внимать. Особенно этому ложному мнению подвержены люди, имеющие психологическое образование (не хочу никого оскорбить). Есть замечательные психологи, это бесспорно. Но в школах школьный психолог думает, что все должны его слушать. Хотя, у меня был знакомый, который говорил, что «мы просто над ним “прикалывались”, школьный психолог приходил, что-то такое нам говорил, мы кивали…»
Тебя будут слушать только если ты завоюешь доверие, а доверие ты завоюешь только совместной деятельностью. Когда ребёнок, подросток тебе рассказывает неинтересные вещи, тебе это кажется какой-то тупостью, но ты слушаешь, потому что на его уровне это воспринимается, как что-то серьёзное и ты даёшь серьёзные адекватные ответы на его уровне. Тогда с тобой есть о чём говорить и с тобой будут говорить.
Промысл Божий
И второе, что приходится часто говорить и то, что часто родителями не понимается, что есть какой-то промысел Божий в том, что происходит. Безусловно, он есть. Но никто из живущих не дерзнёт сказать, что ему ведом промысел Божий о детях и их родителях. Но, исходя из того, что приходится видеть в отношении родителей, можно всё-таки предположить, что каким-то образом дети помогают выйти родителям из их «скорлупы».
Потому что как-то само собой сложилось, что первый опасный рубеж люди, подрастая, проходят примерно около 20-25 лет (для кого-то это, наоборот, период расцвета). В отношении этого периода можно привести два соображения.
Это время, когда встают лобные доли и бывает, что хулиганы и хулиганки, начинают прислушиваться к голосу разума. Обычно я у людей спрашиваю, когда ваши дети стали более или менее «устаканиваться»? Обычно это – плюс-минус 23 года. Поэтому просто надо потерпеть до 23-х. Мальчики – до 25-35. Девочки, как говорят, чуть пораньше созревают. Девочкам надо создавать семью, в них какая-то вложена серьёзность.
Но для кого-то это, действительно, время после 25, это время впадения в некий алгоритм, т.к. определенные жизненные навыки уже получены и всё, что, казалось бы, нужно для жизни, оно имеется в наличии. И американские нейробиологи (не все, конечно, но некоторые) на полном серьёзе считали, что после 20 лет у человека не развиваются нейронные сети, как о том пишется в книге Роберта Кигана и Лайзы Лейхи «Неприятие перемен»).
В отношении темы воспитания и общения с зависимыми родственниками некоторые идеи идеи данной книги разбираются в контексте православного мировоззрения:
В главе «Мозг пластичен и может перестраиваться» из части текста «Родители и дети. Ч. 4.1: Мозг родителей и мозг детей»;
В главе «От страдания к развитию и выходу из скорлупы (подробнее – о понимании “на кончиках пальцев”) из текста «Преодоление зависимого поведения. Ч. 2: Родственникам, близким».
Конечно, этот домысел был опровергнут, но почему, всё-таки, этот домысел имел место быть? Потому что человек, эгоистически настроенный, не имеет нужды развиваться, он и так, как ему кажется, всё знает. Он получил своё образование, у него какая-то узко-специализированная деятельность, и он ни к кому не прислушивается.
И, чтобы вывести человека из этого замкнутого цикла, возможно, у него и появляются дети. Потому что как раз в 20–25 (кто-то откладывается дату рождения детей или дата откладывается без участия родителей) они только родились и надо изучать очень много чего, имеющее отношение к воспитанию.
И те же самые нейробиологи говорят, что, возможно, окситоцин, который принимает активное участие в детородном цикле, принимает участие в растворении устоявшихся нейронных моделей, которые делают такого холостяка законсервированным холостяком, или какую-нибудь капризную девушку совсем «принцессой на горошине». И чтобы этот ребёнок мог выйти в жизнь, в том числе, возникают какие-то механизмы, которые, действительно, способствуют полному переформатированию поведения родителей.
Про любовь, окситоцин и перестройку устоявшихся моделей поведения – в главе «Ядро травматического опыта и его растворение» из текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч. 2.2: Ядро травматического опыта и реальные примеры его преодоления. Иммунитет».
И второй период, это когда уже человеку 40 лет, об этом косвенно можно получить сведения, что в 37–40 лет, если человек в созидательном отношении по жизни не развивался, он угасает. Может быть, это и неправильно так говорить, потому что статистически это трудно уловить, но Михаил Зощенко в своей работе «Возвращенная молодость» говорил о том, что даже величайшие учёные к 37–40 годам стухали.
Подробнее о двух этапах формирования закапсулированности и ее преодолении – в тексте «ИСКРА ЖИЗНИ: Свет, сумерки, тьма» – комментарии к циклу лекций (беседы о развитии творческих сил (в широком смысле этого слова) и о их угасании)».
Конечно, если человек живёт в любви, он может этот порог перепрыгнуть и радоваться жизни. Но, как говорил академик Ухтомский, действительно, человек через какое-то время сталкивается с Двойником. То есть он перестает видеть мир во всей своей полноте и видит только свои какие-то отклики. Свои гипотезы: он назвал всех людей уродами и считает, что всё вокруг так и есть. Или узкопрофильный специалист, ему показалось, что он понял людей и он считает, что так оно и есть. Или как один из украинских поэтов сказал. Не хочу бросать ни в кого камень. Но он так сказал! Что он познал, что все люди – змеи[1].
Подробнее о Двойнике, его преодолении и о прочих идеях академика А.А. Ухтомского – в тексте «Идеи академика А.А. Ухтомского в адаптированном для современного читателя виде в лекциях и текстах иеромонаха Прокопия (Пащенко)».
Человек, действительно, пришёл к такому выводу. Человек не может пробиться к этому миру. И он стухает, потому что его развитие остановилось. И 40 лет, если родители не затягивали с рождением ребенка, это как раз, – пик. И если рождается мальчик, то его, если ему 16-19 лет трясет просто по всем фронтам. Как мне одна знакомая невролог говорила про мальчиков: 18-20 лет, это хотя бы чтобы он просто остался в живых. Потому, что шатает просто капитально. И физиологически, и психологически, и морально, и этически. Тут и приводы в полицию бывают, и какие-то драки и чего здесь только нет.
Родители вырывают на себе последние волосы, думая, за что же им такое? Но, возможно, если они со смирением примут это, эти события вырвут их из той спячки, в которую многие из нас попадают. Один человек, называвший себя православным психологом (возможно, так оно и есть), говорил с иронией, ну что нам даст понимание причин? Если камень уже скатился с горы какую пользу даст нам понимание, с чего он вдруг скатился? А большое! Святитель Феофан Затворник говорил, что если грех осознан и если человек покаялся, то вычеркивается этот грех из всех книг жизни[2].
А раз так, то можно надеяться, что жизнь человека может войти в другое русло. И если человек понял, что он застрял в своём развитии, а Лука Войно-Ясенецкий говорил, что развитие это базовый закон жизни[3], тогда ситуация может пойти вспять.
Протест детей
Может быть, скажу сейчас банальную вещь «займись собой». Но, возможно, родители всё внимание обращают на ребёнка, не всегда понимая, что, возможно, их вот такая ортодоксальная религиозность воспитывает сатанизм детей.
Встречал такие ситуации, когда такая некая нарочитая религиозность, которая подчеркивается при ребёнке, когда ребёнку даже не оставляется выбора верить ему или не верить. Ему надо в присутствии мамы верить на 100% и эти дети бывает, уходят в такой сатанизм, который даже не виден и в сатанинских семьях. Потому что в сатанинских семьях есть хотя бы какие-то нормы. А тут ребёнок даже не ненависть к Богу показывает, а, скорее, ненависть к маме, упрек к родителям, что я, мол, «хочу быть свободным».
Здесь тоже какая-то мудрость должна быть, как монахиня Нина (Крыгина)[4] говорила, что любовь к ребенку не подразумевает навязывание. Она рассказывала, как у одной мамы, верующей, мальчик стал дружить с сатанистом, стал водить домой его. Но она понимала, что, если она начнёт сейчас прогонять друга, она разрушит отношения с сыном. Но она молилась и этот мальчик, друг его сына, сатанист, он как-то очень нехорошо себя с ним проявил. И мальчик сказал: знаешь, мама, я понял, что с ним пора прекращать общение.
О третьей распространённой ошибке я уже скажу после молебна. Мы молимся определённым святым, но это не идолопоклонство, это не надо воспринимать, что у нас есть какие-то идолы на каждый случай. Просто, некоторые святые при жизни имели какие-то яркие случаи, связанные с детьми. Святые Ксенофонт и Мария – их дети попали в кораблекрушение, и они не знали, живы ли они или нет. И как, Священное Писание скажет, «быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр 2. 18). Если святые при жизни прошли некие ситуации и получили от Господа благодать помогать живущим, то они могут помогать и нам. После молебна:
За что?
Иногда, конечно, приходится слышать возгласы родителей: «за что?» И, действительно, иногда Бог воспринимается как некий менеджер, который должен все сделать, как надо. После второй мировой войны появилось даже, так называемое «богословие после Освенцима» то есть философы со всего мира поставили на полном серьёзе вопрос: Как же можно говорить о Боге, если был Освенцим? В другом выражении, мол, о Боге нельзя говорить после того, как был Освенцим.
Хотя, если всерьёз подумать, то и Освенцим произошёл только потому, что люди отказались от Бога. Когда Ницше написал, что Бог умер (комментируя эти слова в своей книге «Человек против Бога», иеромонах Серафим (Роуз) писал, что Бог умер в сердцах людей, то есть сердца людей умерли для Бога) люди рукоплескали. Люди, действительно, задолго до Ницше пытались гнать Бога из всех сфер свой жизни.
Фрейд изгонял Бога из души, кто-то из – науки. Строились различные гипотезы формирования нашей планеты, была создана гипотеза происхождение видов Дарвина и т.д. Понятно, что это было очень не доказуемо, но людям даже не надо было полного доказательства. Их гипотезу устраивали тем, что давали иллюзию возможности жизни без Бога[5].
Гипер-тревожность
На одном из прошлых молебнов мы поминали бельгийского профессора Маттиаса Десмонда. Он, хотя и светский человек, он очень точно подметил в своей книге «Психология тоталитаризма», что, когда люди захотели освободиться от Божественных заповедей, они думали, что обретут свободу. Но они обрели, на самом деле, полную тревожность и, чтобы с этой тревожностью справиться, они стали пытаться регулировать все стороны своей жизни доводя ситуацию супер-контроля. И настрой на такой метод взаимодействия с реальностью порождал ещё большую тревожность, которую люди и пытались компенсировать ещё большим супер-контролем.
Мысли профессора Маттиаса Десмента и комментарии к ним насчет обретения точки опоры – в главе «Смысл и вера. Преамбула к части 5-ой текста “Современные компании и человек”» из части 4.4 текста «Современные компании и человек».
Этот супер-контроль мы как раз узнаем в жизни очень многих родителей, которые ходят на курсы созависимости, но, как мы часто разбираем на беседах, сама концепция созависимости ложная. Конечно, это явление существует, но концепция не смотрит глубже.
– ОТВЕТЫ на тему спорных аспектов концепции созависимости и того, какая есть альтернатива ей:
«Созависимость. Деморализация вследствие семейных обстоятельств. Женщине, не знающей, что делать»;
«Созависимость. Главный вектор – в построении ядра, а не в отстранении (жене пьющего). Ч. 1»;
«Созависимость. Главный вектор – в построении ядра. В том числе, матерям – когда дети манипулируют. Ч. 2»;
«Созависимость. Беседа о воспитании и созависимости – дети, мужья».
– ТЕКСТЫ на тему спорных аспектов концепции созависимости и того, какая есть альтернатива ей:
«КОНЦЕПЦИЯ материалов о преодолении ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ, подготовленных иеромонахом Прокопием (Пащенко)».
Часть 3.1. «О близких и родственниках зависимого человека, о созависимости».
Часть 3.2. «О близких и родственниках зависимого человека, о созависимости»;
Часть 3.3. «Истории и комментарии. Разрыв и регрессия»;
Часть 3.4. «Тезисы – к текстам и беседам о теории созависимости и об общении с зависимыми людьми»;
Часть 3.5. «Является ли сепарация решением проблемы и какие есть альтернативы?»
Действительно то, что сейчас называют гипер-контролем происходит из гораздо более глубинных причин: это общая тревожность человека по жизни. И как Жан-Клод Ларше справедливо заметил, в книге «Оборотная сторона новых медиа», именно пассивность ума человека, который заточен на современные медиа, делает его таким уязвимым перед различными страхами, разрушительными импульсами. По сути, наши мозги разжижены вследствие многочасового обращения с гаджетами, и когда на эти разжиженные мозги приходит какой-то импульс о ребёнке, мы не можем побороть возникающую тревожность.
Хотя, схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая) объяснял, что если мама столкнулась вот с этой гипер-тревожностью, вместо того, чтобы десять раз звонить своему ребёнку, она могла бы взять и за него помолиться и сама бы успокоилась. Если бы ребёнок оказался в какой-то опасности, ему бы эта молитва помогла[6].
Родители меняются
Действительно, на каком-то частном уровне, это «богословие после Освенцима» свидетельствует об утрате людьми понимания того, что произошло: как в Освенциме, в общем, и даже в наши дни, в частности. Потому, что то, чем Освенцим является для всего человечества в целом, какая-то катастрофическая ситуация с ребенком является для семьи. Это – их Освенцим.
Действительно, им тяжело бывает что-то понять, как отец Сергий Баранов рассказывал, когда его позвали на отпевание ребёнка, который был убит маньяком, он даже не знал, что сказать родителям. Правда, они ничего и не просили от него. Он начал молиться, и как-то они утешились.
Чтобы становится готовым понять, почему те или иные ситуации происходят, когда преображается. На логическим уровне не все можно объяснить тому, кто противится Богу, людям, имеет на все зафиксированную точку зрения. Такой человек, читая эти строки, найдет и здесь, чем возмутиться. Увидит может, злорадство по поводу смерти детей. Такому мы скажем, что злорадства нет. В отношении того, каким образом человек становится способен понять смысл тяжелого для него происшествия мы ставили вопрос на благодарственном молебне.
Бывает, понимание приходит только годы спустя. Только годы спустя, бывает, что родители, пережившие катастрофу с ребёнком, говорят, что они благодарны тому, что было именно так. Потому, что если бы не произошло так, то родители бы закостенели в своих ошибках.
Мы и так склонны разрывать отношения: с годами становимся всё более капризными, всё более нетерпимыми несмотря на то, что мы православные и говорим про любовь. И когда мы входим в эту колею, становится очень себя трудно чувствовать, мы не видим себя со стороны, только другой человек может указать нам на наше заблуждение, а так мы, бывает, что этого не видим. И то, что нам указано на заблуждение, это то, что происходит у нас дома.
Бывает, что, когда человек урок принимает, это искушение начинает проходить. Самую счастливую маму, которую я видел, я видел в реабилитационном центре. Сын её был покрыт татуировками, несколько раз у него был тюремный срок.
Раньше я читал лекции в центре, где были 16-летние преступники. Потом я попал в другой центр и вначале немного стушевался там, первый, кого я там увидел, был этот большой парень с татуировками (в этой центре читался цикл лекций «Горение сердца»). Потом я увидел, как он сидел с мамой. Как раз они умели просто молчать. Тогда я понял, что мама очень много прошла вместе с ним. Однажды мы с ними встретились на вокзале, вместе пили чай и вот, могу сказать, что настолько тёплых отношений между детьми и родителями я редко в жизни видел. И можно было понять, что это досталось очень большой ценой. Не знаю, какая была история у мамы, какая была история у сына, но то, что они проделали очень большой пусть к этому единству друг с другом, к вере, к цельности, это было очевидно.
Действительно, это трудно сказать, конечно, «не бойся». Мы все боимся. Но уж если с ребенком что-то произошло в плане зависимости или ухода в протест, надо идти дальше. И, действительно, когда бывают трудности, на передний план сознания выходит вопрос: когда дети обратятся? Иногда, кстати, вот, когда родители ставят вопрос: «когда же обратятся дети?», думаешь: «а когда же обратятся родители?»
Потому что тебе бывает трудно с ними разговаривать, хотя они вроде бы к тебе пришли за советом, но ты чувствуешь, что у них есть какая-то у человека душевная тяжесть, какая-то «колючесть» душевная. И пока это всё не изотрётся от скорбей, видимо, ничего во внешней жизни не сдвинется.
И Божественное и человеческое
В заключении хочу сказать про ещё одну ошибку, которую иногда допускают верующие родители. Мы знаем догмат четвёртого вселенского собора. Не все, конечно, знают богословие, не все считают, что это нужно знать. Мы знаем, что природа Божественная и природа человеческая во Христе соединились неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Хотя, казалось бы, это не имеет никакого отношения к нашей реальности, но, на самом деле, отношение имеет большое!
Потому что, чтобы эта формулировка была озвучена на соборе, многие люди отдали свои жизни. Зачем они отдали свои жизни, если это, как некоторые люди сегодня говорят, был просто «спор о словах»? Но это не был спор о словах. Потому, что, как писал в своей книге «Догматическое богословие» протоиерей Олег Давыденко: то, как во Христе соединяются Божественная природа с человеческой – это образ и для нас соединения с Богом.
Догмат 4-го Вселенского Собора имеет практическое значении в отношении духовной и социальной жизни человека. О том, как именно этот догмат может быть соотнесен с реальной жизнью, выяснялось во время встречи автора со студентами – «Материальное и духовное. О себе, о жизни, о вере. Беседа о. Прокопия со студентами в Москве 09.06.24».
Была, например, ересь монофизитов, которая предполагала, что, когда Божество снизошло на Христа, его человеческая личность испарилась как бы [как вода испарилась бы от соприкосновения с углём]. У представителей этой ереси в ходу был ультрааскетизм. И в некоторых семьях бывает ультрааскетизм, когда детские игры считаются за грех, где нельзя говорить и смеяться, хотя мы знаем, что ведущи тип деятельности ребенка – это игра.
Хочешь ты или не хочешь, но так сложилось, что играют кошки, мышки, собачки, дети и остановить этот процесс нельзя. Ты можешь к нему прислушаться. Здесь надо иметь какую-то мудрость: с одной стороны этот процесс надо как-то подхватить, пустить в конструктивное русло и не дать ему уйти в какую-то патологию.
Как во Христе Божественная природа соединилась с человеческой, так и мы знаем, что человеку надо есть и пить, у человека есть свои телесные, душевные потребности: ему нравится смотреть на красоту, ему нравится гулять. Есть семьи, где родители уходят в супераскетичную духовность, хотя сами 30 лет жили непонятно как. Когда мама говорит, что не понимает, что со своим ребёнком делать, я ей говорю: «ты сама когда вообще-то о чём-то задумалась?» Отвечает: «после 30-ти». Говорю: «От ребёнка ты сейчас что хочешь? Тебе в его возрасте что-то говорили родители? Что ты им отвечала?»
И, соответственно, вторая крайность – это несторианство. Когда Христос воспринимался просто как некий хороший человек, на которого просто снизошло Божественное благословение. В практическом смысле – это форма такого европейского мышления, они занимаются своими делами, время от времени вспоминая о Христе, и этого для них достаточно.
Поэтому какая-то здоровая религиозность должна соединяться с умением человека быть социализированным. Мальчику почему бы и не владеть рукопашным боем, это воспитывает характер. Просто иногда в православных семьях исключительный и единственный делается упор на духовность, но мальчики, в силу того, что мы утратили традицию, не всегда могут воспринять духовность целостно. А у казаков была выработана определенная традиция, когда воинская доблесть сочеталась с глубокой религиозностью в том числе.
У нас есть один батюшка, который начинал свой путь на Соловках. Сейчас он окормляет Псковский десант. Он говорит, что спецназовцы, спортсмены, – молодцы, друг друга вытаскивают. Но ребята из верующих семей недотягивают. Да, хорошо, молятся, но в отношении, когда надо помочь товарищу, как-то тушуются.
Возможно, потому что, почему-то считается зазорным или плохим, чтобы ребёнок поиграл в футбол. Мы не можем отрицать телесность, мы можем помочь ей войти в здоровое русло. Такой подход выстроен на фундаментальной основа, созданной духовными авторами православия, о чем так глубоко и проникновенно писал известный богослов Жан Клод Ларше в своей книге «Исцеление духовных болезней».
Учить думать
Вот в этом ошибка многих православных семей, что они хотят встроить ребёнка в какую-то, как им кажется, благочестивую матрицу, но которую они придумали сами, не понимая, что придет 18 лет и ребёнку придётся переезжать, поступать в техникум, в институт, в другой город и ему понадобятся совершенно другие навыки, навыки распознования добра и зла.
Может быть, 150 лет назад чтение житий Святых действительно работало, это было хорошее чтение и сейчас оно, наверное, работает. Но тогда всё было всё определено: где добро, где зло. Зло было в образе Васьки-алкоголика, который шлялся по деревне, и было понятно, чего избегать. Сейчас зло рядится в очень симпатичные формы, некой креативной такой духовности, типа Нью Эйдж. Человек, который жил всегда «под крылом», он может это зло даже не распознать.
Поэтому мы не столько изначально создаем ту матрицу, которую мы посчитали правильной, сколько мы учим ребёнка думать. Вместе с ним смотрим даже какие-то фильмы, может быть, даже не очень хорошие фильмы. Учим его разбирать каких-то персонажей: кто был прав, кто виноват и почему. Чтобы ребёнок учился думать! Потому что те семьи, которые воспитывают ребёнка только на готовом материале, даже очень хорошем, благочестивом, и т.д. все это приводит к тому, что когда ребенок оказывается в экстремальной обстановке, он не всегда может разобраться, как поступать правильно.
Потому что в нынешней реальной всё оказывается на порядок сложнее. Здесь зло не такое очевидное и добро не такое очевидное. Был даже такой проект, который провалился, но, может быть это даже и хорошо, что он провалился. Потому, что теперь можно двигаться дальше и воспользоваться этой информацией.
Интимный вопрос и воспитание
Девочек, которых подбирали на вокзале, собирали в детские дома, надевали белые платочки и до поры до времени это были ангельские такие дети, с ними можно было фотографироваться, балерины с ними занимались, профессора приезжали, делали с ними уроки. Но когда у них началась половозрелая история, когда они достигли совершеннолетия и им стало нужно строить свою жизнь, их стало нести гораздо сильнее, чем даже девочек из тех семей, где родители ходили раздетыми.
Потому что в таких семьях хоть какие-то нормы поведения реализовывались, а здесь не девочки жили в готовой рамке. Они не знали, что им делать, когда в них стали просыпаться женские инстинкты. Этот вопрос никогда не поднимался.
Я не говорю, что надо смотреть порнографию или вводить половое воспитание. Макаренко, наш гениальный педагог, считал, кстати, что половое воспитание только развращает душу подростка, что мальчик, который прошёл через мясорубку полового воспитания, он теряет здоровое отношение к девушке («О половом воспитании»).
Противники Макаренко в качестве аргумента выдвигают тезис, что при отсутствии полового воспитания рождаются дети, дескать, невовремя. Не вдаваясь в полемику, можно кратко заметить, что на момент первой четверти 21 века в России у коренного населения дети почти перестали рождается, коренное население вымирает.
В отношении данных Макаренко разные люди высказывают по-разному, кто-то, конечно же, не согласен. Но вопрос ставит на повестку, в том числе, и физиология мозга. Если преждевременно подросток окунается в сексуальную жизнь, то развитие эротического центра, как объясняла одна женщин-психиатр, идет за счет торможения прочих отделов. То есть подросток становится малоспособным к учебе. После становления лобных долей человек уже обретает возможность регулировать определять, какое действе наиболее актуально для его жизни в данный момент. Плюс интимная область вводится в контекст семейных отношений, совместного проживания радости и горя, что предотвращается часть риска по вырождения этой области в изолированных центр активности. Активность которого, как было отмечено, реализуется параллельно с подавление других сторон жизни.
Да, боятся, что не получившая полового воспитания девочка станет в 15 лет беременной. А почему не боятся, что к 20 годам она может впасть в апатию? Если прочие стороны личности не развиваются, то фиксация на интимном вопросе может исказить ход жизни человека. Это ли не страшно? Запускается многофакторный процесс следствием которого являются утрата интереса друг другу, угасание способности к построению совместной жизни.
– Идеи академика Ухтомского для современного человека. Сексуальные добрачные отношения среди молодежи;
– Главы: «Идеи сексуальной революции, депрессия и пропаганда наркотиков», «Идеи сексуальной революции – фиксация на них приводит не к свободе, а к ее потере» из части 5-ой книги «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества»;
– Ответ «Воспитание. Дети интересуются интимными подробностями друг друга».
Кстати, священномученик Анатолий Правдолюбов говорил, что как можно дольше надо сохранить ребёнка в целомудренном отношении к противоположному полу. Потому что, если мальчик с детства имел целомудренное, уважительное отношение к девочке, то, когда начнётся гормональная перестройка, он сохранит это здоровое, целомудренное отношение.
Мне один молодой человек рассказывал однажды, когда родители приходили и доставали книжки по поводу полового воспитания и объясняли, откуда дети берутся. Как будто этого никто не знал. Но это не улучшало его отношений с родителями, а, наоборот, вносило какой-то диссонанс, ощущение грязи, когда родителям тяжело было о чем-то рассказывать.
Родители к чему-то должны стремиться
Я говорю о другом: когда с человеком разговаривают по-честному, если он в трудную ситуацию, то решают эту проблему, но не уничижают самого человека. Потому что, если мы накричим один раз, в другой раз ребёнок просто не подойдёт, а будет решать проблему по-своему. Но из-за отсутствия личного опыта может глубоко «вляпаться». В идеале, хорошо, когда родители думают. У них в хорошем смысле этого слова «мозги скрипят», когда они развиваются вместе с детьми и, когда они помогают детям, они решают и какие-то свои проблемы.
К сожалению, бывает, что родители застревают в своём развитии. Мне попадалось такое выражение, что увидеть другого коня можно, только когда бежишь рядом. Это не значит, что нужно изучать молодежные песни. Но это значит, что, когда находишься с ребёнком, который развивается и познаёт мир, надо чтобы и родители развивались и познавали мир, но по-своему. Тогда они найдут общий язык. Тогда они подберут нужные слова.
Но если ты не пытался по жизни подбирать нужные слова для чего-то важного, ты и с ребёнком не сумеешь подобрать нужные слова. Если ты, в целом, не пытался установить отношения со всеми людьми, которые тебя окружают, то ты и с ребёнком не сумеешь этого сделать. А если ты, в целом, старался жить как человек, и старался с людьми, в целом, наладить отношения, то, даже и не специально задумываясь, ты и с ребёнком найдёшь нужные слова и сделаешь всё, как надо.
Очень хорошо в отношении данного вопроса высказалась мама, у которой ребенок на свет появился с определенными нарушениями. Она считает, что когда мама, в целом, выстраивает созидательные отношения с миром, то формируется среда, в которой и ее ребенок обретает помощь.
Слова этой мамочки вместе с прочими мыслями, созвучными данному тексту приводятся в части 7 текста «Родители и дети», в главе «Развитие взрослых».
Поэтому вам желаю этот путь к сердцу ребёнка найти и детей к вам. И в Евангелии сказано, что Мессия придёт «возвратить сердца отцов чадам» (Лк. 1, 17), потому что так и бывает, что в семьях, где отношения полностью разрушены, без надежды восстановления, если кто-то из них приходит к вере во Христа, но не на уровне неофитского обучения всех остальных, что всех домашних надо смирять, а хотя бы сам идёт путём Евангелия. То как-то незримо появляется возможность восстановления отношений со всеми близкими. Чего и всем вам желаю!
P.S. И, конечно, не забыть о молитве. Потому что на самом деле, там, где есть молитва, там есть надежда. Один случай преображения, которое произошло в тех условиях, в которых, казалось бы, люди были бессильны, описан в посте «Чин 12-ти избранных псалмов».
Еще о молитве за детей рассказывается в конце 3-ей части текста «Родители и дети», в главе «О молитве. Постскриптум к третьей части. Дополнительные источники».
Ссылки на различные части текста «Родители и дети» вместе с прочими источниками на тему воспитания и общения с детьми приведены в подборке «“Родители – Дети – Воспитание”. Лекции и тексты иеромонаха (Прокопия)».
[1] Шевченко Т.С. «И прозрели очи / У меня тогда… Как глянул – / Молвить нету мочи! / Вкруг меня не люди – змеи, / Только змеи злые…» (стихотворение «Три года»).
[2] «Грех исповеданный, орошенный, возненавиденный изглаждается из всех книг, в кои вписывается: из Книги правды Божией, из книги естества нашего, из книги соприкосновенностей наших с видимым и невидимым миром» / «Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского», сост. архим. Георгий (Тертышников).
[3] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), «Дух, душа и тело».
[4] Лекции монахини Нины (Крыгиной). Обладая серьезным психологическим образованием, она говорит не столько как психолог (хотя и в качестве психолога она на высоком уровне комментирует множество вопросов, возникающих в контексте воспитания и общения с детьми), сколько как верующий человек.
[5] Очень интересные по данному вопросу лекции Тростникова Н.В. «Христианское миропонимание и наука. Русские православные мыслители XIX в.».
[6] Проповедь «Успение и причины панических атак».