-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Слово перед Чином отречения от занятий оккультизмом, связи с оккультистами
19 ноября 2025 г.Этот текст является несколько расширенной расшифровкой беседы, которая прошла перед чином отречения по поводу участия некоторых соловецких паломников в оккультизме.
Беседа под номером 68 входит в состав цикла «Зазеркалье», в котором, в том числе разбирается вопрос, что человек может противопоставить навязчивым мыслям и состояниям (с каковыми кто-то встречается после занятий оккультизмом).
Паломники, проходившие чин отречения, не являлись отпавшими от Церкви. Их взаимодействие с оккультизмом проявилось в виде обращения к целителям, экстрасенсам, вызывании духов, заговоров, ворожбы, не слишком глубоким погружением в йогу и медитативные практики.
Они не проходили оккультных инициаций, не совершали действий, явно или косвенно, ассоциирующихся с отречением от Христа и Православия. (Бывает, что человек с полным сознанием того, что он делает, отрекается от Христа, проходя, например, т.н. раскрещивание. А, бывает, что не имея мысли отрекаться от Христа, он принимает участие в языческих или оккультных ритуалах, через что отпадает от Церкви).
Жизнь в хаосе и неведении
Современный человек потерял духовные ориентиры и забыл элементарные духовные правила. Экстрасенсы, маги, колдуны, астрологи, биоэнерготерапевты, парапсихологи – перечень служителей темных сил довольно разнообразен.
Начинающие оккультисты и люди, обращающиеся к колдунам и экстрасенсам, далеко не всегда понимают, что связывается с демонической силой. Эта связь остаётся до тех пор, пока не будет разорвана. Церковная практика говорит, что здесь необходим Чин отречения, то есть, человек должен именно отречься от этой связи.
Формальная исповедь может не принести душе покоя, потому что какой-то запрос внутри остаётся. Например, человек для быстрого решения жизненного вопроса обратился к колдуну. Потом испугался содеянного, пришел в храм и хочет с помощью отчитки очиститься от содеянного. Конечно, в итоге, он не выздоравливает, потому что глубоко внутри сам не изменился, либо эта связь не до конца была осознана.
Встречаются даже такие случаи, когда человек обращается к демоническому миру ради шутки, забавы. И потом многие годы он не осознает, что это не может быть шуткой. Например, спиритические сеансы не теряют своей популярности несколько веков, и многими людьми воспринимаются, как что-то безобидное.
По древним канонам обратившийся к колдуну на многие годы отлучается от Причастия. Конечно, сейчас такие строгости не применяются. Но надо понимать, что строгость древних канонов – это не наказание, а констатация фактов: рана в душе от содеянного остается на многие годы, в которые человек не способен принимать Божественную Благодать.
Люди не до конца понимают серьезность и важность вопроса. Кроме духовного невежества, причиной этого может быть насыщенное пустой информацией время. У современного человека нет привычки проводить причинно-следственные связи. Бывает, человек что-то сделает, и через три дня возникают негативные последствия содеянного. Но он не может связать содеянное три дня назад и сегодняшнее происшествие.
«Форточка» в голове
Если человек связался с демоном, то демон через какое-то время начинает его мучить. А человек случающееся связывает с переездом, с изменением жизненных обстоятельств или с чем-то еще. Он считает, что его жизнь стала рушиться только по причине переезда на другую квартиру либо вышла «полная луна». В итоге, подлинные причины скрываются от человека: в него вошла червоточина, как вирус в компьютер.
После обращения к демоническому миру через экстрасенсов в голове словно форточка открывается. Человек ест, пьет, спит, а в голове – сквозняк, всякая «дичь» лезет на ум, и нет сил с собой совладать. У многих людей начинаются панические атаки, бессонница, мрачные мысли. Но не все понимают причину происходящего.
Катастрофические последствия обращения к нечистой силе не всегда столь явные, если человек по неведению обратился к колдуну или экстрасенсу, но в целом, всё-таки, живёт по совести. Тогда он не сталкивается с полнотой последствий, потому что Господь его покрывает.
Для масштабной катастрофы нужно, чтобы сошлись несколько фактов: жизнь против совести, ненависть, блуд, другие смертные грехи, занятия магией или обращение к колдунам. Когда все это в наличии, катастрофических последствий не избежать. И они могут быть самыми разрушительными, вплоть до психиатрических диагнозов и инвалидности.
Книга «Изгоняющий дьявола»
В книге Уильяма Блетти «Изгоняющий дьявола» («Экзорцист») описывается, как безжалостно бесы захватывают человека и ловко подводят к погибели. Один из героев произведения – католический священник-иезуит Дэмиен Каррас. В какой-то момент он решил учиться психиатрии, он мечтал стать известным психиатром. В погоне за своей мечтой он бросил маму, которая была психически нестабильной. Мама осталась без попечения сына. Дэмиен приезжал к ней очень редко, за ней никто не ухаживал. И когда она заболела, сын поместил ее в психиатрическую клинику, где она и умерла. Священника мучила совесть. Он видел сны (как показано в снятом на основе романа одноименном фильме), в которых мама уходила вниз как бы в подземный переход, и он не мог ее вернуть.
Можно дать такие комментарии к роману, в котором очень реалистично описано явление одержимости (в котором приводятся версии врачей, которые в подобном случае и в реальной жизни приводятся, показывается, что эти версии в данном случае не приближают ни к пониманию явления, ни к получении помощи).
Пятая заповедь гласит: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Каррас эту заповедь нарушил, и это привело к тому, что он стал открыт для демонического воздействия. Демон начал на него охоту. Каррас утратил веру, а когда он стал уже совсем светским человеком (хотя формально он и был католическим священником, но начал жить почти как светский человек, у него был кризис веры), демон его атаковал, но не напрямую, а через девочку Риган. Мама Риган, знаменитая актриса, будучи в разводе, закрутила роман с одним режиссером – это смертный грех, отступление благодати. Благодать, как можно предположить, хранит в какой-то мере каждого человека. Даже того, кто не обладает истинной верой, иначе человек был бы уничтожен падшими духами, наподобие того, как они уничтожили свиней, в которых вошли (Лк. 8, 22-33). Человек в истинной вере может черпать полноту благодати через Причастие и прочие Таинства.
Если бы благодать отступила от человечества, то с нами было бы то же самое, что с гадаринскими свиньями, которые бросились в море. Люди, не знающие истинного Бога, если живут по совести, то хранимы Богом. А когда человек живёт против совести, то становится уязвимым.
Риган и ее мама арендуют дом на время съемок фильма. Риган находит доску для спиритических сеансов, и начинает общаться с кем-то, называющим себя «Капитан Хауди». К концу съемок фильма Риган начинает болеть, у нее психологические и физические проблемы, она плохо ест, становится агрессивной, у нее бессонница. Также в доме стали происходить странности.
Однажды Риган сказала, что к ней стал приходить капитан Хауди играть с ней. Мама решила, что девочка просто придумывает. Но потом девочка ночью прибежала к маме и просила спать с ней, потому что капитан Хауди уже перестал с ней играть и приходит мучить ее. У Риган меняется поведение, она шипит, извивается и скручивается, как змея, ругается матом, появляются гомосексуальные наклонности. Меняются даже черты ее лица.
Девочку начинают обследовать врачи, но ничего не находят. Катастрофа наступает, когда ее ведут к гипнотизеру. До этого сознание девочки боролось с сознанием демона. Ее во время сеанса усыпили, а психиатр обращался к второй личности девочки, как к чему-то бессознательному. Тогда демон взял власть над телом девочки и бросился на гипнотизера. После этого начинаются в жизни Реганы и ее мамы форменный кошмар, потому что сквозь девочку стала выступать иная личность.
Мама ищет человека, который помог бы эту проблему решить и находит Дэмиена Карраса. Он утратил веру и хочет помочь девочке, как специалист-психиатр. Но потом он убеждается, что это всё-таки демон, потому что психически больной человек не может делать то, что делает эта девочка. Каррас вместе с другим более опытным священником приступает к обряду экзорцизма. Во время длительного обряда второй священник умирает от сердечного приступа, и Каррас продолжает один. Каррас обращается к демону и предлагает, чтоб демон зашел в него. Демон не прочь завладеть священником и вселяется в него. После этого Каррас выкидывается из окна.
На этом роман заканчивается. Мы никого не можем считать погибшим, кроме Иуды, потому что Господь назвал его сыном погибели. Но по книге можно сделать вывод, что для католического священника-иезуита настали страшные последствия его вызова бесу. Кстати, в фильме всё заканчивается не так трагично, там Каррас перед смертью всё осознал.
Подробнее некоторые детали из этого романа описывал в ответе
«Предсказания по поводу последних времен и войн. Как вообще относиться к видениям?»
Еще хочется обратить внимание на то, что в этом романе очень точно был описан процесс захвата демонами человеческого сознания, и бессилие психиатров в таких случаях. Если наше неразумие не приводит к каким-то серьезным последствиям, то это потому мы выросли в православной культуре. Даже в атеистические годы из людей не смогли до конца вытравить веру. Какая-то искра оставалась.
Детей обязательно крестили, на Пасху красили яйца, на Радоницу ходили на кладбища, то есть, православные традиции сохранялись. У многих в роду были священники, монахи. Было что-то святое, что нас охраняло. Конечно, кто-то по неведению переходил некую духовную черту, границу, но Господь покрывал это своим милосердием.
Сейчас время поменялось, храмы и монастыри открыты и духовное просвещение доступно всем. Но многие люди не ищут этого просвещения, они отреклись от него.
Не только исповедь, но и изменение жизни
Необходимо полное понимание, что если образовалась связь с демоническим миром во временной жизни, то она переходит с нами в вечность. Конечно, то, в чем мы на исповеди каемся, Господь нам прощает. Но ведь многие грехи остаются неосознанными, и тайные пружины, которые нас двигали к ним, остаются в нашей душе. Бывает еще такое, что демон стирает из памяти сам факт того, что человек когда-то обращался к демоническому миру. Возможно, это такой бесовский план, чтобы этот грех остался в жизни человека нераскаянным, и, соответственно, осталась связь между человеком и падшими духами.
Проводником в демонический мир являются экстрасенсы и колдуны. Иногда оказывается, что это просто шарлатаны, которые «разводят» людей на деньги. Но бывает и так, что человек обладает какой-то демонической практикой. И вот тогда одной исповеди недостаточно. Необходимо изменение ума. Нужно не только на исповеди признаться в грехе, а необходимо попытаться изменить отношение к жизни.
Колдуны действуют «не собой», а через падших духов
Есть книга – Игумен N «Об одном древнем страхе. Кого и как “портят” колдуны». Там приводится рассказ женщины-врача, которая приехала по вызову к некой бабушке. Эта бабушка сказала, что у нее есть «дар», и она не может умереть пока его кому-то не передаст. Она призналась, что связана с несколькими демонами, которые ей достались от кого-то. Бабушка хотела передать свой «дар» этой женщине. Женщина пообещала подумать, а сама пулей выбежала оттуда и побежала в храм.
То есть – какие-то колдовские операции человек совершает не сам, а заключает сделку с демоном. Демоны что-то делают для него, и душа колдуна становится собственностью демона.
Ещё я могу рассказать историю героев, которых знаю лично. Это семья: мама и две ее дочери. Они занимались магией. Мама в состоянии гнева могла парализовать людей своими глазами. Даже после того, как она пришла в Церковь и покаялась, следы ее прошлого остались, такое быстро не выветривается.
Дочери какое-то время после воцерковления их матери продолжали заниматься магией, хоть мама и пыталась их вразумить. Дочки не слушались и шли своей дорогой.
Младшая дочь была очень красивой. У неё на почве занятий магией сменился половой вектор и начались лесбийские отношения. Увещания мамы ни к чему не приводили, оставалось только молиться за нее. И Господь вытащил её из этой жизни.
Она попала в автокатастрофу. Её любовница разбилась насмерть, а сама эта девушка серьезно пострадала. Ей надо было заново учиться говорить и ходить. За ней ухаживал молодой человек, который потом на ней женился.
Когда младшая сестра была между жизнью и смертью, старшая пришла к вере. Однажды ночью она испытала непреодолимое желание читать за сестру Евангелие. Её младшая сестра в это время умирала, и к ее кровати подошли все те, кого она призывала в своих заговорах в том виде, в каком они есть. Она, конечно же, их никогда до этого напрямую видела в их страшном обличьи, общалась с ними с помощью каких-то практик, мыслительных формул, призываний, заговоров. А тут они подошли в том виде, как описывают их в житиях святых: страшные, черные, с горящими глазами.
Она поняла, что это – бесы, и они ждут, когда её душа отделится от тела, и тогда она станет их добычей. Пережитый той ночью ужас привел к тому, что она осознала, что не хочет иметь ничего общего с дьявольским миром. Девушка приняла решение к этой жизни больше не возвращаться и, действительно, полностью изменила свою жизнь. Лесбийские отношения тоже ушли.
Демоны получают доступ к человеку через страсти. Человек поступает плохо, гневается, сквернословит, блудит, ворует. Появляется брешь, через которую входит демоническая сила. Если человек осознает свои страсти и старается их закрыть противоположными добродетелями, то демоны перестают иметь к нему доступ.
Старшая сестра долго не могла освободиться от демонического воздействия, потому что у неё оставались гордость и ярость. Например, когда она стояла на светофоре, ей хотелось ехать и давить людей. Эта ненависть к людям приводила к тому, что сама девушка была открыта для демонического воздействия. Бесы причиняли ей большие страдания.
Это были не какие-то придуманные вещи. В ее теле происходили вещи, которые в человеческом теле происходить не должны. Эта девушка отреклась от своих заблуждений, потому что увидела, к чему может привести связь с демоническим миром.
Но многие занимаются магией или обращаются к колдунам и даже не осознают эту связь. Демоны стараются эту связь не проявлять, чтобы человек оставался в неведении о последствиях совершенного. Ведь если человек осознает весь ужас совершенного, он может начать предпринимать какие-то шаги по выходу из своего бедственного состояния.
Осознание беды приводит к конкретным шагам
В книге «Великая стража» есть две очень интересные главы – «Собственноручные келейные записки», «Рассказы из духовной жизни». В них духовник Пантелеимонова Афонского монастыря схиигумен Иероним (Соломенцев) описывает различные чрезвычайные явления духовной жизни, например, по какой причине аскеты сходили с ума. В эти две главы представляют интерес в контексте темы помощи пришедшим из эзотерики. Ведь главной причиной катастрофы, постигшей аскетов, было доверие некоему голосу, зазвучавшему в голове. Голос этот был ошибочно принят за божественным, и эту ошибку совершают и последователи эзотерических учений.
На тему того, что осознание беды может подтолкнуть человека к совершению конкретных действий, а также на тему того, что демоны могут скрывать от человека факт того, что он находится в сетях, интересные сведения приводятся в истории «Огненное имя». Предваряя ее, можно привести некоторые сведения из истории «Повесть об иеромонахе Августине, пострадавшем за несохранение епитимии».
У иеромонаха Августина была епитимья не пить алкоголя, он ее нарушил, через алкоголь демоны получили над ним власть и внушили ему мысль топиться.
Он побежал к морю исполнить задуманное, но братия заметили неладное и спасли его. Когда он был в море, то слышал, как один бес сказал другому: «Что это значит, что мы не можем утопить его?» Другой отвечал: «Да вот то, что висит на шее у него, оно мешает».
Другой брат, как о том повествуется в истории «Огненное имя», употребив «пития», заснул в неприличном виде. Когда он проснулся, ему стало нехорошо. Он пошел к духовнику и тот дал ему епитимью – выучить наизусть акафист Иисусу Сладчайшему. И брат читал этот акафист каждый день.
Однажды он увидел, что множество бесов заполняет его келью. Они пугали его и дергали за одежду. Начальствующий бес повелен подчиненному войти в монаха, монах же начал читал акафист Иисусу Сладчайшему. Бес усиливался войти в него, но мог сделать этого. «Он что-то нашептывает, и это мне мешает войти в него», – сказал бес. Начальствующий еще раз приказал этому бесу войти в монаха, но монах усилил молитву к Господу и Царице Небесной, чтоб не попущено было врагу обладать им.
Бес опять стал мучить монаха, а тот продолжил чтение акафиста. Когда начальствующий спросил беса, почему тот не входит в монаха, бес ответил, что его опаляет огненная струя, выходящая из уст монаха. Бес сказал своему повелителю: «Не могу войти, пламень выходит из уст монаха от призывания им противного нам имени». Тогда начальствующий бес с великим упреком сказал своему подчиненному: «Я тебе говорил: “Не доводи его до бесчувственного состояния, ибо монахи имеют обычай после этого сознавать свою немощь и призывают в помощь Распятого”. Если б он тогда-то (указав на время) не упился, то не вздумал бы повторять этих ненавистных нам слов».
Впав в тяжкий грех, человек может ужаснуться глубины своего падения и начать приносит плоды покаяния, молиться. Тогда Христос придёт на помощь. Поэтому самое оптимальное для бесов держать человека в состоянии «шатко-валко», в постоянном грехе, но без сильных падений до самой смерти. Человек не кается и потихонечку идет к погибели, потому что свой жизненный вектор не меняет. И, наоборот, бывает, что, когда человек «доходит до ручки», он начинает видеть весь ужас своего положения. И тогда, бывает, что человек решается разорвать связь с грехом.
В чине отречения человек сознательно отрекается от связи с колдовской силой. Человек иногда в церковь приходит каяться отчасти по причине того, что с последствиями своей жизни ему жить некомфортно, но в душе сама возможность связи остаётся, так как переворот в душе не был произведен. Как некоторые наркоманы, разрушенные наркотиками, приходят в реабилитационный центр, потом в Церковь, потому что понимают, что умрут. Но у них остаётся мечта – при возможности вернуться к употреблению. Причем, в отношении употребления они вспоминают самый первый период, когда организм был не изношен, когда еще имелись свободные деньги, когда не отвернулись родственники и друзья. И хочется восстановить это прошлое[1].
Они мечтают: «Может, не так активно буду употреблять, как раньше, а раз в недельку». То есть они не прочь попытаться совместить употребление наркотиков с попыткой выстроить трезвую жизнь. То есть, бесповоротного разрыва, когда человек не хочет иметь ничего общего со своим прошлым, у них нет. Поэтому и сохраняется опасность возврата греха[2].
В Ветхом Завете иудеи вышли из Египта, страны рабства страстям, пришли в Землю Обетованную, то есть к новой жизни и вступили в битву с населявшими Землю народами. На пути к новой жизни нельзя оставлять никакую страсть, потому что, если оставить даже одну, она укрепится и поработит тебя, как языческие народы, которые были оставлены, потом укрепились и стали порабощать иудеев.
Запугивание и манипуляция. Страх колдовского воздействия
Нередко экстрасенсы и колдуны пугают тем, что что-то сделают и вы пострадаете. Или человек обращается к ним, а они говорят, что все проблемы – от какой-то соседки или родственника.
Колдунам выгодно пугать клиента порчей. При этом описывают приметы человека, который это сделал. Это может быть что-то наподобие: «Среди твоих знакомых есть женщина со светлыми волосами. Она на тебя наводит порчу». Конечно, среди ваших знакомых найдётся женщина со светлыми волосами. Колдунам важно создать образ врага. Ведь если не будет врага, от кого они будут «защищать», за что будут получать деньги?
И вот получается, что современный человек, который, возможно, хвалится своим высшим образованием и считает себя свободным от чужого влияния, попадает под жестокую и безжалостную манипуляцию. И порою манипулятор – обычный шарлатан, который пугает черной аурой и обещает за определенную сумму ее почистить (что показано, например, в документальном фильме «Идущие к черту»)[3].
Но бывает колдун, целитель или еще кто-то в этом роде действительно обладает магическими способностями. Та сила, которая действует через него, подавляет сознание обратившего к нему человека (если человек не защищен благодатью Святого Духа). Человек открывается для внушения манипулятора, а тот внедряет в сознание человека идею, что вокруг него – одни враги, что единственный, кто может спасти его, это – сам манипулятор. И человек все больше и больше вязнет в его сетях.
Вроде у современного человека куча дипломов, но он не свободен от суеверных страхов. Кто-то везде видит колдовское воздействие и сутками напролёт занят тем, что себя от этого магического воздействия освобождает. Когда человек живёт с Богом, благодать Божия защищает человека от врагов видимых и невидимых, и нет нужды выяснять, есть колдуны или их нет. Если человек отдаляется от Бога, то становится открытым для бесовского воздействия.
Указанный комплекс мыслей глубоко и доходчиво был разобран в книжечке известного духовника схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая) «Об одном древнем страхе. Кого и как “портят” колдуны» (свои книги он подписывает псевдонимом – Игумен N.).
О том, как деформирует человека страх колдовского воздействия рассказывается в работе «БРЕШЬ В СТЕНЕ», часть 3 «О преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия».
О преодолении данного страха рассказывается в ответе «Колдовство. Женщине, которая считает, что на нее кто-то постоянно наводит порчу».
В следующих двух ответах приводятся некоторые соображения насчет того, если, например, магический предмет действительно был найдет в квартире.
«Магия. Если найден магический предмет в квартире»: Часть 1, часть 2.
Страх реального колдовского воздействия, как можно предположить, был одной из причин, породивших инквизицию в Европе. Причина ее возникновения не только в том, что римские папы сводили кем-то счеты. Другая причина кроется в расцвете в средние века каббалы, магического иудейского искусства. В римской церкви таинство Евхаристии уже было искажено, уже было исключено из Литургии главная ее часть, те молитвенные обращения, в которых благодать Святого Духа призывается на хлеб и вино для преложения их в Тело и Кровь Христовы.
И можно предположить, что вследствие такого изменения, люди уже не могли через Таинство Евхаристии приобщиться к благодати, защищающей от колдовского воздействия. Поэтому единственным выходом было искать колдунов и физически их уничтожать. Естественно, при этом уничтожалось много людей невиновных.
О том, что творилось в Европе годы инквизиции можно отчасти составить представление по работе В.М. Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни». Он отрицает бытие падших духов и все описанные им устрашающие феномены объясняет внушением. Мол, монахи рассказывали про бесноватость, вот она и возникала. На признать эту мысль справедливой, тогда можно сказать, что в возникновении психиатрических расстройств виноваты психиатры. Они говорят людям о шизофрении, вот она у них посредством внушения и возникает. Хотя, безусловно явление индукции существует; если рядом все кричат и чертыхаются, то и отдельно взятый человек, если он внушаем, также может начать кричать и чертыхаться. Но сам факт явления индукции не доказывает, что падших духов не существует.
Некоторые соображении о бытии падших духов высказаны в цикле бесед «С чего начать христианскую жизнь», в беседе 11 «Верят в Бога, но отвергают бытие падших духов. Существуют ли они и как человек может защититься?»
«Оккультная болезнь» – следствие обращение к целителям
Многим известно имя игумена Анатолия (Анатолий Иванович Берестов). С 1996 года он руководит реабилитационным душепопечительским центром во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в Москве. Игумен Анатолий – врач, главный детский невропатолог города Москвы (1985–1995), доктор медицинских наук, профессор, психиатр, педиатр, духовный писатель. Работая врачом, он собирал данные о людях, которые посещали экстрасенсов.
В одной из своих работ он пишет: «Священнослужителям и православным врачам хорошо известны трагические последствия лечения людей у экстрасенсов, биоэнергетиков и колдунов. Если это не просто шарлатаны, а действительно экстрасенсы, то в ряде случаев обращающиеся к ним могут получать облегчение или даже исцеление от своих заболеваний. Но по прошествии нескольких месяцев, реже – года (по моим наблюдениям чаще – от 2 до 6 мес.) болезнь возвращается с новой силой, лечить ее становится гораздо сложнее, часто поражаются и другие органы, развиваются тяжелые психические нарушения, приводящие подчас к самоубийству. Нередко аналогичное заболевание развивается у близких членов семьи: у детей, у мужа или жены (чаще у жены, если к экстрасенсам обращался муж или если он начал заниматься экстрасенсорикой). После этого появляются мотивированные страхи по типу невроза навязчивых страхов, например, страх смерти или страх того, что что-то случится с детьми или другими близкими людьми, страх езды в транспорте. На этом фоне человек начинает слышать “голоса”, которые повелевают ему сделать то-то и то-то. Появляется депрессивное состояние, которое постепенно усиливается, голоса становятся более навязчивыми, начинают управлять психикой, навязывать мысли о самоубийстве. Больные предпринимают попытки к самоубийству, и нередко этим и заканчивается их жизнь».
Демоны не настолько бесплотны, как нам кажется. Ведь они были херувимами. У человека есть свобода выбора, и Господь попускает совершится тому, что выбирает человеческая воля. Когда человек активно соединяет свою жизнь с демоническими силами, при попущении Божием бывает, что демон получает возможность совершать какие-то физические вещи над человеком.
Например, болит желудок, и колдун с помощью экстрасенсорных методов, как предполагается, может снизить порог чувствительности. В том числе, воздействуя на клетки мозга, где и формируется представление о боли. То есть несмотря на субъективное ощущение, что уровень боли уменьшился, разрушительный процесс в организме не остановлен. Что, естественно, через некоторое время может привести к катастрофе.
Или, как предполагается, может происходит некое перетекание болезненного процесса с одного органа на другой. Один орган вроде как перестает болеть, но вместо него через некоторое время заболевает другой. Будет ли здесь человек связывать эти два события в одну причинно-следственную цепочку?
Перетекания возможны и от одного человека к другому. Например, моя бабушка рассказывала, что в молодости с подружками пошла на выступление целителя. У одной из подружек было легкое заболевание, все остальные были здоровы. Та, что была с легким заболеванием ушла домой без него. А здоровая подружка стала в тот день тяжело больной.
Кстати, о том, что болезнь может передаваться от одного человека к другому, рассказывал на примере своего товарища Е.А. Авдеенко в своей лекции «Начало. Беседа со старшими школьниками». Причем, в данном случае у здорового человека проявился болезненный процесс, которому, по идее, нужно было время, чтобы развиться. Но он проявился в готовом виде сразу.
О том, как так получается, что болезни передаются от одних людей к другим, объясняется в статье митрополита Тихона (Шевкунова) «Не участвуйте в делах тьмы» (опубликована в книге «Непознанный мир веры»). В статье рассказывается о спиритической цепочке, которую составляют люди, направившие свое внимание на целителя, по причине чего и они становятся открытыми для его воздействия. Такую цепочку могут составить и те, кто не присутствует вживую на выступлении целителя, но наблюдает за происходящим через экраны ТВ.
На тему того, какие риски скрываются за попыткой получить помощь от целителей, содержатся важные сведения в книге протоиерея Михаила Овчинникова «Терновый венец болезни. Опыт преодоления рака». Отец Михаил, сам переболевший раком, в этой книге размышляет о человеке, который столкнулся с испытанием в лице болезни. И, бывает, что человек хочет найти помощь у оккультных сил. И по поводу такой ситуацию отец Михаил пишет, что «человек, обратившийся к темным силам, может получить лишь иллюзию исцеления, временное облегчение, которое обязательно обернется тяжелым рецидивом болезни и, что еще хуже, серьезными духовными проблемами».
В этой книге есть глава, в которой приводится исповедь бывшей колдуньи-целительницы Нины Красновой, – «Исповедь колдуньи». Она была целителем-биоэнерготерапевтом. Но со временем поняла, что её способности были даны ей демоном, который входил в неё и показывал другого человека насквозь. Нина Краснова в своей исповеди пишет: «На биоэнергетических сеансах целитель-маг определенными методами вводит человека в состояние измененного сознания. Проще говоря, под моими руками, которыми я производила пассы, люди как бы засыпали. В таком состоянии человек легко доступен для воздействия, так как у него отключена воля. Через “ясновидение” я видела внутренние органы людей, словно на цветном рентгене, что мне давало возможность легко диагностировать любое нарушение их состояния и функций. А лечение происходило, как я думала, за счет перераспределения биоэнергии самого организма. Бесы, как известно, – существа бестелесные. Внедриться в человека с отключенной волей для них – не проблема. Теперь я прихожу к выводу, что на самом деле, используя мой разум, бес-одержитель моими руками энергетически воздействовал на доверившихся мне людей, при этом диктовал мне, что делать и как. После сеанса мои пациенты переживали состояние как бы легкого опьянения и эйфории. Я также помогала людям разбираться в их личных делах, семейных, рабочих, моделировала ситуации, искала пропавших людей и ценности, пыталась даже прогнозировать будущее, в общем, влезла по уши в бесовское беззаконие. Ведь человек не может и не должен пытаться заменить собой Бога».
Враг стал Нину обманывать, уничтожать и мучить, но при этом ей казалось, что её мучают другие экстрасенсы. Потом она поняла, что до неё никому нет дела. Нина стала наблюдать за своими пациентами и заметила, что исцеления носят временный, ложный характер.
«”Помощь ” бесов всегда направлена во вред человеку. Господь лечит душу, после чего может наступить исцеление тела или облегчение болезни, сатана же может лишь временно улучшить состояние больного либо заменить одну проблему на другую. Но за это лукавый втридорога взыщет с доверившегося ему человека, погубит его душу. Бесы не жалеют никого, тем более своих служителей. В процессе работы колдун начинает разрушаться. Тяжелые физические болезни, психические расстройства, семейный разлад, проблемы с детьми – это далеко не полный список всех несчастий, которые я непосредственно наблюдала в среде экстрасенсов. Страшно то, что всё это в той или иной степени может случиться и у пациентов колдунов».
Лукавый никого не жалеет и старается погубить не только тело, но, главное, и душу человека. Вот что сама Нина писала о себе: «До меня начало доходить, во что же я “вляпалась”. Бес-одержатель держал меня мертвой хваткой, заставляя выполнять его волю, полностью блокируя мою. В семье – полный разлад: развод с мужем, проблемы с ребенком. От отчаяния у меня развилась тяжелая депрессия, я весила 43 кг и на улице теряла сознание. Дело кончилось клиникой неврозов».
«На своём горьком опыте я поняла, – продолжает Нина, – что такое оккультизм. Разновидностей и течений в нём масса: целительство, астрология, хиромантия, знахарство, нумерология, всевозможные гадания и прочее, а источник один – каббала, древняя магия, бесовское учение». В конце своей исповеди Нина Краснова пишет: «Прошу на коленях прощения у всех, кому причинила зло за время работы целителем. Я не ведала, что творила. Простите меня, Христа ради! И каждый день я молю Господа, чтобы Он изгладил Своей милостью все мои беззакония!»
Проблема многих целителей – это то, что они не собирают анамнез. К ним приезжают люди из разных городов и деревень, советуются и уезжают. Целители не ведут историю болезни, не интересуются, что с человеком в итоге стало происходить, лучше или хуже он стал чувствовать. А второй момент – это то, что демоны не дают целителям остановиться. Они человека подчиняют себе, мучают, не пускают слезть с крючка. Нина Краснова рассказывала, что первое время, после того как она начала молиться Богу, демоны пытались её запугивать и не давали ходить в церковь.
Нина стала сомневаться в происходящем, когда проанализировала данные по своим пациентам. Несмотря на некоторые подвижки ситуация, складывающаяся в отношении ее пациентов, в итоге, становилась хуже.
Например, мальчику, страдавшему эпилепсией, который к тому же не мог учиться в невнятно говорил, после нескольких сеансов стало лучше. Частота припадков сократилась вдвое, он стал внятно говорить, сумел устроиться на почту работать. «Этот результат сохранялся несколько лет, однако прежде спокойный мальчик стал агрессивным, начал бить мать, превратился в настоящее бедствие для всей семьи».
У пациента Саша, страдавшего рассеянным склерозом, после двух сеансов восстановились функции движения и речи. «Затем наступил резкий регресс, заболевание приняло более тяжелую форму, сопровождавшуюся психическими отклонениями, кроме того, развалились отношения с отцом».
У другой пациентки, страдавшей онкологическим заболеванием, за три месяца воздействия рассосались опухоли, «но через год заболевание вернулось».
Я знал одну медсестру. Ее подруга хотела вылечить у экстрасенса больной зуб. Моя знакомая просила её не ходить, но та не послушалась. Потом хвасталась: «Видишь, зуб перестал болеть! А ты меня пугала, что может что-то случиться.» Через время около вылеченного у экстрасенса зуба обнаружили раковую опухоль. Эта опухоль разъела всю челюсть, от чего женщина и умерла. Надо всегда смотреть, что было с людьми после обращения к экстрасенсам.
О рисках обращения к целителям – некоторые беседы из цикла «Мозаика идей: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека».
4a. Трансерфинг реальности (вкратце некоторые идеи). Переход к теме целительства
4b. Целительсво (последствия обращения; маскировка под Православие). Вопрос о наследственности
5a. Целительство (Рейки, открытость, спад, некоторые принципы вербовки, истории экстрасенсов)
5b. Целительство (мотивы обращения, раскрытие для воздействия, преодоление воздействия, точка опоры)
Чин отречения от занятия оккультизмом
Нина Краснова прошла чин отречения от занятия оккультизмом, отреклась от своей связи с оккультным миром. [По идее, в данном случае полагается проведение не чина отречения, а Чина Присоединения. Чин Присоединение совершается по благословению архиерея и предполагает повторение Таинства Миропомазания, так как считается, что глубоко уклонившийся в оккультизм человек отпадает от Церкви. Возможно, вследствие того, что Нина не владела терминологией, она не очень точно описала, какой именно она чин проходила. Может быть и так, что каким-то особым решением Чин Присоединения был заменен на чин отречения].
Чин отречения совершается в рамках исповеди священников, особого благословения архиерея не требует. Данный чин совершается, если погружение в оккультизм не было особо глубоким.
Если погружение в магию было глубоким, если было участие в инициациях, в языческих или магических обрядах, то человек отпадает от Церкви. Архиерейский собор Русской Православной церкви 1994 года определил, что псевдохристианские секты, неоязычество и оккультизм несовместимы с христианством, поэтому люди, их разделяющие и проповедующие, отлучают себя от церкви.
Естественно, если отлучение было, то должен быть и законный вход в церковь. Он был предусмотрен. Правило патриарха Мефодия предписывает повторение над таковыми Таинства Миропомазания.
Подробнее о чинах см. главы «Несколько слов бывшим оккультистам, а также тем, кто обращался к ним за помощью», «Несколько слов тем, кто приходит к Православию от различных мировоззренческих систем или иных религий» из книги «“Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни».
Тест чин отречения от занятий оккультизмом состоит из двух моментов. Первая часть – для тех, кто сам занимался оккультизмом. В том числе, и – на уровне гадания, вызывания духов, привораживания мужчин, выполнения рекомендаций колдунов. Вторая часть – для тех, кто обращался к оккультистам за помощью. Чин содержит вопросы, на которые пришедшие дают ответы.
Если человек имеет какой-то опыт в занятиях магией, то, конечно, желательна подготовка в течение сорока дней. Можно почитать покаянный канон Иисусу Христу. Если текст канона не знаком, то лучше сперва прочитать перевод, чтобы молитва была осмысленной.
Если у кого-то не было полной исповеди за всю жизнь, то необходимо подготовиться к ней. Не просто прочитать список грехов, а осознать, какие греховные пружины в вас действовали и куда толкали в жизни. Потому что бывает так, что человек кается, что обращался к колдунам, но что его на это толкнуло, не осознает. Тут может быть масса причин: жажда власти, желание навредить, отомстить, подчинить кого-то, желание нравиться и обладать кем-то и многое тому подобное. То есть, важно, чтобы пружина, толкающая на грех, не осталась неосознанной. Ведь, если она останется неосознанной, она будет двигать человека и в другие греховные поступки, не только колдовского характера.
У одного духовного автора есть такое сравнение: как насекомые живут в щелях, так и в душе человека обитают страсти. У нас есть греховные щели, в которых наши страсти таятся. Они, как насекомые из подвала, время от времени выползают и смущают нашу душу, потом скрываются. Если эти щели не будут вычищены и заделаны, из них что-то опять может показать свою главу.
Тем, кто присутствует на Чине отречения, необходимо осмысление происходящего, понимание, что никому никогда никакие экстрасенсы и целители не помогут.
Когда целители предсказывают и, вроде как, – сбывается
Бывает, что целители начинают рассказывать человеку, что с ним, якобы, должно произойти. И через некоторое время, действительно, описанные события настают. И человек начинает верить целителю. А когда человек начинает верить целителю, тот со временем может начать давать информацию, которую невозможно проверить. Человек подает под полный контроль, и его толкают в «дичь».
О врачах, которые видят болезни и предсказывают, было две беседы в рамках цикла бесед «Восточный цикл»:
8а. О врачах-«целителях», которые видят болезни и предсказывают. Открытие собственной таинственной силы с помощью техник;
8б. О врачах-«целителях». Йогические техники. Открытое сознание. Дары и сверхспособности.
В этих двух беседах приводил по теме примеры из истории Церкви и житий святых.
Здесь можно мысленно нарисовать такой пример. Какого-нибудь «Штирлица» внедряют во вражескую организацию. Чтобы ему поверили, «Штирлиц» выдает расположение небольшой части «своих» войск. Эту часть враги разбомбят, а «Штирлиц» приобретет доверие и не одну армию врага погубит.
Также – демоны. Первым этапом дают человеку то, что можно проверить, вторым этапом начнут подсказывать, что думают другие люди, но это проверить невозможно. Далее демон может начать учить, что жизнь на земле появилась, потому что рептилоиды прилетели с созвездия Большой Медведицы. Но вы-то это проверить не можете, а просто доверяете.
Бывает, в передачах по телевизору показывают людей, которые якобы вступали в контакт с инопланетянами. Они с восторженными глазами несут всякую околесицу, сами в нее верят и других соблазняют. Эти люди попали под полный контроль демонических сил. Они уже не слушают ни голоса своего разума, ни других людей.
Есть еще другой момент. Можно предположить, что демоны выбирают людей альтруистичных, тех, кто ходит изредка в храм, но не участвует особо в таинствах, защищающих человека от бесовского воздействия. Когда демон дает такому человеку паранормальные способности, люди, далекие от Церкви, думают: «Этот человек ходит в храм, наверное, этот дар от Бога». Но эти способности – не от Бога. Просто демон использует человека, как своего агента влияния, чтобы уводить людей в погибель.
В указанных беседах приводится история, как на церковном приходе, один человек производил впечатление «Божьего человека». Вызывал к себе доверие, а потом дал совет, который мог бы привести доверившего к смерти. Причем, сам этот человек, видимо, не понял, с кем связался. Потому как ему предложили посетить обитель, в которой были святые мощи, и рядом с ними человека стало крючить. И всем стало очевидно, что способности его были не от Бога. И потом те, кто его знал, стали вспоминать, видел ли его кто рядом с Чашей во время Причастия. И выяснилось, что на праздники он был в храме, крутился на виду у других, но, чтобы видеть его идущего к Чаше причаститься, никто так и не видел. Можно предположить, что, если бы он знал, откуда на самом деле проистекает его способность к предсказаниям, то не пошел бы на виду у всех к святым мощам. А, может, просто не учел, что благодать Божия настолько сильно может подействовать на него и на того (тех), кто – в нем.
О рисках остеопатии
Сейчас пользуются популярностью врачи-остеопаты. Многие люди повреждаются после лечения у них. Если у человека была медицинская база, серьезное образование до входа в остеопатию, то, изучая остеопатию, он может что-то оттуда взять, так как наработки определенные там имеются. Что-то возьмет, что-то отбросит и останется адекватным дипломированным специалистом.
Если же человек без базового медицинского образования начинает изучать остеопатию, возникает большой риск, что он станет оккультистом. Потому что сама остеопатия нацеливает человека на принцип медиумизма: через руки врача, мол, Вселенная воздействует на пациента. Поэтому те, кто начал свой сразу с остеопатии, рискуют оккультистами.
На тему рисков остеопатии у монаха Иоанна (Адливанкина) есть несколько видео, выложенных на сайте Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в разделе «Псевдомедицина».
Ответ о. Прокопия – «Остеопатия. Как относиться к остеопатам?»
Ответы на вопросы
Карты
На игральных картах изображена христианская символика с целью ее поругания. Крест, копие, губка – то, что мы видим на иконах (иногда губка, которую пропитали уксусом и дали Христу во время распятия, иконографически изображается в виде «сердечка»), присутствуют на картах.
Знал одну женщину, которая причащается, но в то же время утверждает, что карты Таро помогают ей определиться в жизни. Она даже заказывает себе платные прогнозы. При этом у ней полная неопределённость в жизни, она мечется между несколькими женатыми мужчинами. То есть, у нее нет никакой определённости в жизни, всё – какой-то кавардак, но при этом она убеждена, что карты Таро помогают ей найти ориентацию в жизни. Её мышление настолько искажено, что она не видит самых простых «вещей», никакой ясности нет в понимании жизненных обстоятельств. Элементарный вопрос не получалось ей объяснить в течение часового разговора, настолько глубоко трансформировано ее мышление. Не берусь утверждать, что таковой ее сделали именно карты Таро, но связь такого масштабного искажения с ними в лице одного человека – это то, что мы имеем.
Страхи и опасения
Мы часто слышим, что не надо ничего бояться, кроме греха. Если Господь не попустит, никто и ничего нам сделать сможет. Зло получает силу, когда набивает себе цену, поэтому оно пытается убедить человека, что оно всесильно. Отсюда разговоры о тайных организациях, колдовских и масонских, которые пустили везде корни и всех контролируют. Эти разговоры вызывают чувство страха и подавленности. Человек даже может внутренне согласиться сотрудничать с этой силой, чтобы остаться в живых. Зло получает силу, потому что мы в своём сознании наделяем его силой.
Огромное для нас сокровище – это книги христиан, переживших гонения. Это бесценный опыт людей, которые выжили в условиях обезличивания, полного тотального контроля. Большинство людей признавали себя побежденными, переставали сопротивляться, но были и такие, чья вера, культура, система представлений помогли посреди этого ужаса не сломаться, не сойти с ума.
За счёт того, что мы часто живём, как высокоорганизованные животные: сон, еда, работа, включить, выключить, у нас нет ничего отделяющего нас от животных в высшем смысле. Это приводит к тому, что при возникновении угрожающей ситуации, мы полностью подчиняемся страху.
Схиигумен Гавриил в вышеупомянутой книге «Об одном древнем страхе. Кого и как портят колдуны» отмечает, что вследствие потери веры у человека возникает страх колдовского воздействия. Если человек – глубоко верующий, у него нет этого страха. Он знает, что в его жизни есть Христос, который – всегда близко, Христос – его помощник и покровитель. Когда человек теряет эту опору, он понимает, что ничем не прикрыт, и у него рождается дикий ужас от мысли, что кто-то извне с ним что-то может сотворить. Поэтому исцеляет опытное познание Христа, а не рационально воспринятые на уровне интеллекта религиозные положения.
Вот несколько книг, в которых собран опыт христиан, переживших гонения:
- Протоиерей Михаил Труханов «Воспоминания. Первые сорок лет моей жизни».
- Монахиня Елена (Е. И. Казимирчак-Полонская), «О действии благодати Божией в современном мире».
- Алексей Арцыбушев «Милосердия двери. Автобиографический роман узника ГУЛАГа».
- Иван Лукьянович Солоневич, «Россия в концлагере».
- Евфросиния Керсновская, «Сколько стоит человек».
- Борис Солоневич, «Молодежь и ГПУ. Жизнь и борьба советской молодежи»
- Наталия Соколова, «Под кровом Всевышнего».
- Евгения Гинзбург, «Крутой маршрут». (Официально она приняла католичество, но чего-то специфически католического в ее книге трудно усмотреть. В годы гонений на религию был острый дефицит литературы и, можно предположить, что человек брал то, что мог найти, а найти он мог немного. И сравнение католицизма с православием являлось проблематичной задачей, так религиозная литература была под запретом).
Эти книги написаны в XX веке. Они о том, как посреди гонений и репрессий люди сумели сохранить веру, человечность, искру. Если эти прочитать, то страх уже не будет предъявлять на человека столь лютые права.
Бывает, что человек допускает в своем сознании, что кто-то против его воли может что-то с ним сотворить – это суеверная позиция. Она имеет место быть там, где у человека мало знаний о духовной жизни. У всех нас есть более или менее глубокое образование, мы – специалисты на работе, но там, где речь идет не о работе, а о душе и спасении, мы часто оказываемся неучами. Только через внимательную внутреннюю жизнь и обогащение нас как личностей, как христиан, можно восполнить этот пробел. Тогда не возникнет паника при какой-то внештатной ситуации.
Материалы о преодолении страха.
По поводу заговоров молитвой
В экстремальных обстоятельствах бывает такое, что люди читают молитву «Отче наш», и это помогает. Но, когда человек говорит, что заговорил молитвой что-то, это уже значит, что молитва воспринимается как заговор. Сама формулировка фразы оккультная.
Христиане, когда читают «Отче наш», молятся, чтобы Господь своей благодатью исцелил болящего. Исцеляющее действие приписывают не самим себе, а смиренно просят Господа войти в нашу жизнь и помочь нам. Это и есть молитва.
Например, Михаил Труханов в своих воспоминаниях рассказывает, что в советские годы семьям священников не давали карточек на продукты и не оказывали никакой медицинской помощи. Когда его папа был сильно болен, он сказал сыну, маленькому Мише: «Встань, прочитай молитву “Отче наш” и осени меня крестом». Миша так и сделал, и папа выздоровел.
Приведу другой похожий пример, который мне рассказал один священник. В Казахстане расформировали концентрационный лагерь. Там жили тысячи людей, и потом им некуда было уходить или по какой-то другой причине многие из них там и остались. Среди них была старая русская женщина, которой аксакалы кланялись и почтительно называли «мать». Это было удивительно, потому что исламу не свойственно такое отношение к женщине, да еще и к русской. Священник спросил ее о причине такого к ней уважения ото всех.
Женщина рассказала, что, когда лагерь расформировали, и ещё не был налажен быт, воду привозили в бочках из-под горючего. Это была не вода, а мутная жижа, которая не годилась для питья. Множество людей стояло на площади в очереди за этой вонючей жижей. Эта женщина читала более тридцати раз молитвы «Отче наш» и сколько-то раз – молитву «Богородице Дево» и потом опускала крест в воду. Вода становилась питьевой, и люди разбирали эту воду.
Священник спросил ее, почему она читала именно столько раз молитвы. Она отвечала, что так ее учила бабушка. Надо понимать, что в данном случае речь шла о экстремальных обстоятельствах.
Когда ситуация – между жизнью и смертью, мы имеем право рассчитывать на Божественную помощь. Но бывает такое, что люди мнят о себе, что они – особенные, чудотворцы, и начинают читать молитвы над другими в любой ситуации.
Конечно, если вы сами заболеете или возникнут проблемы, то можете рассчитывать на Божественную помощь и молиться Божией Матери или святым. Но когда человек вдруг ни с того ни с сего начинает считать себя целителем и читает над всеми молитву «Отче наш» – это ненормальная ситуация. Демоны могут воздействовать на другого человека и облегчить его обстоятельства, чтобы убедить, что он – особый, что он обладает какими-то особенностями, и потом – на этом пути его толкнуть.
Вот у нас была ситуация. Паломники шли на Секирную гору, и кто-то подвернул ногу. Ничего смертельно опасного не случилось. Но одна из паломниц стала читать молитву «Отче наш» над пострадавшей. Другие паломницы перепугались и настояли, чтобы читающая поговорила со священником. Тот, описывая впечатления от встречи, сказал, что по его мнению – эта женщина – больна.
В таких случаях опытные люди рекомендуют запретить человеку этой своей особенностей пользоваться, потому что демоны могут воздействовать, используя помысл: мол, я же молюсь при том, поэтому все, мол, что делаю, должно быть допустимо.
Сейчас в продаже полно газет, которые пестрят рекламой разных целителей. Тут же их фотографии рядом с иконами или храмом. Также много книг с советами от целителей, как разбогатеть, удачно жениться или выйти замуж, исполнить свое желание. Часто они советуют использовать христианские молитвы и иконы. А после выполнения этих советов люди приходят в храм на отчитки. Когда человек думает, что он выполнит определенные условия, и тогда в его жизни случится желаемое – возникает мысль о магическом мышлении.
Православный христианин мыслит совершенно по-другому. У нас есть какая-то просьба, и мы обращаемся к Богу в молитве: «Господи, если мне это полезно, то исполни мою просьбу». Вот, например, Антоний Сурожский молился о своей способности читать мысли людей: «Господи, если это от Тебя, пусть оно останется. Если нет, то пусть уйдет». И оно ушло.
Еще одна ситуация, когда начинается дичь – это когда врач, который должен лечить, начинает пациента учить жизни. Я одной своей знакомой советовал прекратить общение с таким врачом. Он был сперва просто врачом, а потом у него открылись паранормальные способности, и он начал всем раздавать советы: одному жениться, другому разводиться. С чего это вдруг врач, у которого задача совершенно другая, стал считать себя учителем жизни? Человеку кажется, что в нем открылись какие-то каналы, но он не догадывается, что это – воздействие демонического мира. Поэтому в обычной жизни мы, конечно, молимся, но не для того, чтобы сотворить чудо, а совсем для других целей.
Ещё бы посоветовал почитать книги с поучения преподобного Паисия Святогорца. Его книги исцеляют наше мышление. Он даёт ссылку на Ветхий Завет, где Господь через пророка объявил смертельно больному царю Езекии, что продлит его жизнь на пятнадцать лет. «И сказал Исаия: пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет». Господь продлил жизнь царя, мог бы и болезнь исцелить. Но нет, Исаия посоветовал ему земное средство. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова написано, что «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» Когда говорят, что колдун помог в какой-то ситуации, надо смотреть, чем всё в итоге закончилось. Может какие-то моменты и проходят, но потом ситуация усугубляется с другой стороны.
Вещие сны
По поводу повторяющихся снов надо разбираться, что это – бывает демоническое воздействие или какой-то нерешенный жизненный вопрос. Можно привести пример из романа Уильяма Питера Блэтти. Дэмиен Каррас бросил маму, и было естественно то, что он во сне видел ее. Его душа болела.
Сны принадлежат к той области, где ничего основательного нет. Говорят, что через сны наше сознание посылает нам какие-то сигналы или даёт нам какие-то истории, которые нам надо расшифровать. Зачем нашему сознанию давать нам какие-то истории, которые мы должны расшифровать? Наше сознание – это же мы и есть.
Жизнь наша сложная. Мы должны понять суть Евангелия, на его основе принимать сознательное решение. Если каждый раз смотрим, куда ставим ногу, куда делаем шаг, тогда действительно начинаем формировать здоровые навыки и здоровые отношения. А так получается, что взрослый разумный человек, который получил высшее образование, начинает толковать сны и основывать свою жизнь на чём-то вообще непонятном.
Я общаюсь с одним ученым, и он говорит, что даже наша обычная память непонятно, как устроена и как работает. Есть, конечно, лекции, где на первом курсе студентам рассказывают и объясняют, что в мозге происходит, и как он работает. Но глубинные процессы, которые осуществляют управление, нам не известны. Поэтому, если мы в памяти не можем разобраться, то как на полном серьёзе можно говорить о каком-то бессознательном.
Как может терапевт браться растолковывать сны, ведь нет масштабных исследований, где, скажем, десять тысяч людей видели во сне колбасу, и у них у всех больной кишечник? Ведь получается, что толкование снов произвольное. Это первый момент.
Но есть ещё такое, что, если демоны видят, что человек начинает верить снам, они начинают человеку транслировать информацию, которая ведет его на ложные пути. Кстати, на эту тему есть замечательная работа святителя Игнатия Брянчанинова «О сновидениях». Она содержится в пятом томе книги «Приношение современному монашеству». Бывает, спрашивают о снах, где являются покойники. Единственное возможное толкование снов, когда мы видим во сне умерших, – это только то, что за них можно и нужно молиться. Всё, что нам умершие говорят во сне, нельзя ни в коем случае серьёзно воспринимать.
На сайте Соловецкого монастыря можно найти цикл бесед «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» Там есть сегмент о переживании опыта смерти. Часто под видом умерших приходят демоны (не только во се, но и наяву). И, если они видят доверие человека, то под видом умершего будут являться человеку и рассказывать то, что столкнет человека с другими родственниками.
9j. Переживание опыта смерти (Смерть детей, хочется за ними. Усопшие во сне являются. Перекосы, виртуальные копии);
9k. Переживание опыта смерти (Попытки общения с умершими. Могут ли они являться. Риски, искушения);
9r Переживание опыта смерти. Являются ли усопшие, спиритизм, Е.П. Блаватская – как была обманута, инфернальность.
Одна женщина как-то рассказала мне, что к ней во сне стал приходить отец и обвинять в своей смерти родственников, которые его якобы отравили. Все, что отец описывал во сне, совпадало с реальностью. Бесы просто хотели стравить эту женщину с родственниками. Тут можно вспомнить Шекспировского Гамлета. Гамлет стал верить призраку и сошёл с ума. Может, его дядя действительно убил отца Гамлета. Но если бы Гамлет не стал слушать признака, то остался бы в здравом уме и мог бы решить вопрос с дядей по-другому.
Результат доверия видениям всегда печальный. Святые отцы говорят, что никакого доверия видениям и снам не может быть. Объекты физического мира мы ещё можем проверить. То есть, если рыба тухлая, мы это понимаем. Но и это не всегда получается, потому что, например, в магазине недобросовестные продавцы могут подкрасить ее жабры и ввести нас этим в заблуждение. Но как можно проверить сон? Для этого нет никаких инструментов.
Мы не настолько просвещены благодатью, поэтому, чтобы не лишиться рассудка, не заболеть духовно, единственный вариант – это отказаться от доверия снам и, вообще, видениям. Игнатий Брянчанинов говорил, что глас Христов – это Евангелие, хочешь услышать Христа, читай Евангелие, что и делали святые. Когда им являлся демон в виде Христа, они закрывали глаза и говорили, что не хотят видеть Христа в этой жизни, а хотят Его видеть в будущей.
Демон, если заметит в человеке желание видеть видения, тут же является ему в виде света, святых. К нам приезжал один паломник и рассказывал, что видит видение в виде света и хочет узнать, от Бога ли это. Его спросили, как он при этом себя чувствует. Он сказал, что хочет покончить с собой. Тогда его спросили: «Как такое состояние может быть от Бога?»
Материалы по поводу Снов и Видений
В ответе упоминается глава «Сновидения» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству». Можно почитать эту главу.
Ответ о. Прокопий «Сновидения. Можно ли верить снам».
Некоторые материалы перечисляются в статье «КНИГИ: Как, что, по какой теме почитать с целью формирования христианской картины мира». См. раздел «Тема видений и измененных состояний сознания». Очень интересны указанные две главы из книги “Великая стража”.
[1] См. главу «О забывании наркоманической эмоции» из текста «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения. Ч. 3: Обращение к полноте и доминанта на лицо другого».
[2] См. по теме главу «Что такое прощение: “списание долгов со счета” или “нравственный переворот в душе”?» из книги «”Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни».
[3] См. 1-ую часть документального фильма Бориса Соболева «Идущие к черту».
