Эзотерика. Эзотерика. Все ли – во благо? Грань между понятием «ты – ведом» и понятием Промысла
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  08.12.2021.



Православие предполагает соединение воли Божественной и человеческой. В эзотерике же человек ведом. Риск подмены – ощущение ведомости, сформированное в эзотерике, и православное учение о Промысле Божием.  Господь предвидит поступки человека, но предвидя не предопределяет. Господь попускает свершиться тому, чего упорно жаждет падшая человеческая воля, даже если это зло.

После отказа от эзотерики и обращения к Православию одна девушка задала такой вопрос, суть которого – в определении грани между состоянием ведомости и понятием Промысла Божьего (девушка прошла Чин Присоединения, ее история приводится в приложении к части 4.1 статьи «Внешняя жизнь и мир мыслей»).

«Я не знаю, как это проживают нормальные люди. В моём случае, было не всегда понятно, что – реальная мысль, что – бесовская. Эзотерическо-психологический подход диктует, мол, любая ситуация – во благо и любой опыт, по итогу, полезен. Если отодвинуть в сторону то, что в часть из этого опыта человеку не нужно вписываться вообще, то спорным остаётся тезис об адекватном анализе полученного опыта, находясь под действием ложных учений.

Пересматриваю жизнь и думаю, как же много времени, сил и нервов было потрачено на принятие (смирение перед волей Божией тут не при чём) того, что причиняет боль. А ты как дурак с этой болью сидишь, она никуда не уходит, но ты усиленно и с артистизмом делаешь вид, будто тебе не больно, будто это опыт и он – во благо. А ты живешь с этим дальше, события повторяются, а ты не можешь сказать, что нет, ребята, ни о каком благе здесь речи не идёт вообще и таких опытов мне больше не нужно, я так не хочу. Ты покорно всё принимаешь, думая, что так оно, наверное, и должно быть, и нет сил это разорвать.

Мне кажется, может, и ошибочно, что так часто я не принадлежала сама себе и вела себя, ну, вот совсем не так, как бы в трезвении я это сделала. И больно, что я сама с собой тогда поступала вот так».

Во время занятий эзотерикой ты привыкала думать, что все с тобой происходящее – во благо. Причем речь идет о последствиях занятием эзотерикой – панические атаки, суицидальные мысли, прочие состояния психики, которые условно можно назвать провалами.

Как ты отметила, эзотерический подход (в лице разных гуру, коучей, тренеров) говорит, что все происходящее с человеком в эзотерике (то есть весь спектр последствий) – во благо. Сейчас, пройдя Чин присоединения, войдя в Церковь, ты хочешь узнать – где грань между тем, что было в эзотерике и тем, что в Христианстве подразумевается под Промыслом Божиим? Хотя ты напрямую не задала этого вопроса, но  набравшись смелости, делаю этот вывод за тебя. Один из принципов духовнического подхода в душепопечении заключается в том, чтобы отвечать на тот вопрос, который должен был быть задан (конечно, необходима живая связь с человеком, чтобы не уклониться от темы).

Этот момент для многих не понятен. Часто люди (не только вышедшие из эзотерики, но и пребывающие в Православии) путают промысл Божий с неким фатализмом, не имеющим к промыслу Божию никакого отношения. Православная концепция промысла Божия говорит, что Господь предвидит поступки человека, но предвидя не предопределяет. Господь может знать, что человек поступит плохо, выберет зло, но, тем не менее, предвидение Божие не толкает человека на само зло. Пророки, через которых Господь призывал к покаянию, свидетельствовали, что могут наступить тяжелые времена, если люди не одумаются. Пророков не слушали, более того – убивали их. Злые дни наступали, но не потому, что Господь толкал людей к этому. Как пишут духовные авторы, Господь иногда попускает людям впасть в искушение, чтобы упав люди смирились. Если богословскую формулировку прояснить, то в практическом значении она будет выглядеть следующим образом. Человек, идущий путем гордости, становится не способным  усваивать Божественную благодать, вступает на путь погибели. Ум наполняется страстными образами, желаниями. Человек утрачивает способность сдерживать и контролировать свои эмоциональные реакции, совершает одну ошибку за другой. Накапливается отчуждение людей. На этом фоне в сознание беспрепятственно вбуравливаются помыслы, исходящие от инфернальных сил. Нарастание напряжения приводит к срыву, катастрофе, как гениально и описывал это в своих многочисленных романах Ф.М. Достоевский.

Здесь уместно вспомнить мысль митрополита Тихона (Шевкунова), приведенную в книге «Несвятые Святые». Если человек настойчиво следует своему разрушительному желанию, то Господь попускает свершиться тому, чего упорно жаждет падшая человеческая воля. Неизбежно человек столкнется с результатом своего выбора. Если он успевает опомниться, попросить у Господа прощения, выносит уроки из случившегося (у каждого шага есть свои последствия), тогда эта ситуация может быть на пользу. Ты был груб с людьми, они отвернулись – ты попал впросак. Впредь будь внимательнее и мягче. Другой пример. Ты забросил свое молитвенное правило. Ум стал наполняться различными разрушительными мыслями. Если человек опомнился, эта ситуация научает впредь относиться внимательнее к молитвенному правилу. Человек же изначально избравший деятельность, противоречащую совести,  сталкивается с разрушительными последствиями своего шага. Можно ли он сказать, что этого хочет Бог?

Приведу примеры. Один молодой юрист пришел работать в адвокатскую контору и сразу понял, что речь идет не о букве закона, а о защите страстных желаний клиентов. Например, человек должен крупную сумму денег, обращается за «помощью» с целью отказаться от уплаты долга. Юрист не оставил работу, понимая, что она противоречит его совести. Раньше он был улыбчивый, веселый. Все изменилось. Юрист обратился к психологу. Тратит немалые деньги. Психолог убеждает, что он крут и у него все получится. При этом при попытке диалога с ним, от разговора он ушел. Юрист утверждает, что ситуация известна, он все уже прочел и хочет лишь понять – что в данной ситуации хочет от него Господь? При этом очевидна нарастающая полномасштабная депрессия. Может быть, Господь хочет его выхода из сложившейся ситуации, но сам человек этого не желает. Возможно, здесь речь идет о формировании бредовой системы. В беседах не раз поднимался этот вопрос, в частности описан он в частях 4.2 и 5 статьи «Офисы. Мегаполисы. Концлагеря».

См. в части 4.2 главу «Расчеловечивание и попытка защититься от «Трех “Д” [депрессия, деперсонализация, дереализация]» с помощью метафор и психологических конструкций».
В части 5 см. раздел 3 «Параноидальное “Я”».

Восприятие человека, поступающего вопреки совести, раскалывается надвое. И так как в состоянии раздвоенности жить мучительно, то человек пытается эти расходящиеся ветки своего восприятия связать бредовой системой. Проще говоря, человек пытается придумать некое обоснование, с точки зрения  которого он в этой ситуации не виноват, скорее является жертвой.

Еще один пример – произведение Ивана Шмелева «Пути Господни», разобранное в цикле бесед «Любовная зависимость» (беседа 3.2 «И.С. Шмелев и его книга “Пути небесные”. Любовь, смешанная со страхом и мучением». Речь идет о взрослом человеке, влюбившемся в послушницу монастыря. Он проникает в монастырь под благовидным предлогом совершить  пожертвование. Вытягивает ее из монастыря, вступает в связь. Оба страдают. В произведении присутствует мотив, что цепочка из нескольких событий – некое высшее провидение. Сам факт мучения обоих героев показывает, что дело было не Божие. В беседе этот момент рассмотрен подробнее, здесь же вкратце. В одном из разборов озвучена мысль, что идея фатализма не совместима с идеей Промыла Божия.   Православие предполагает совместность действий Божественной воли и воли человеческой. Мотив обреченности присутствует в романе Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников объят болезненной идеей доказать, что он право имеет, задумал убить старуху. Сформировалась сверхсильная доминанта. В состоянии охваченности доминантой он видит топор и думает, что само Провидение указывает ему на то, что убийство должно свершиться. Согласно идее Ухтомского (оформил теорию доминанты), ситуацию можно понять следующим образом – в момент возбуждения сверхсильной доминанты, импульсы, поступающие в сознание, притягиваются к текущему очагу. Раскольников видит связь между топором и своим намерением, хотя этой связи в природе может и не быть.

В Православии предполагается соединение воли Божественной и человеческой. В эзотерике же человек ведом. Суть любых практик – угасание разумной деятельности, в результате чего человеком начинает управлять некая сила. В эзотерических практиках  эта сила не конкретизируется, это и понятно. Одни гуру называют эту силу Богом, другие  – Вселенной и так далее. Но впоследствии становится понятно, что человек подпадает под власть инфернальных сил. Есть такое эзотерической упражнение – вешалка – человек пытается ассоциировать себя с одеждой, которая болтается на вешалке. Речь идет о формировании некой медиумичности. В человеке возникает сигнал, и он начинает в русле этого сигнала действовать. Православный подход предполагает идею трезвения. Святые отцы учат нас ставить вопрос – что сейчас во мне действует?

Состояние ведомости ярко прослеживается в психологии человека, вставшего на путь эзотерики. При переходе такого человека в Православие возникает большой риск подмены. То свое ощущение ведомости, сформированное в эзотерике, он начинает соотносить с православным учением о Промысле Божием.  Эту мысль высказывал отец Иоанн (Адливанкин) в одной из своих лекций. Он разбирает последствия погружения в оккультизм и пути выхода, пути преодоления последствий, сформировавшихся в результате занятий оккультизмом. Эти лекции выложены на сайте душепопечительского центра имени святого праведного Иоанна Кронштадтского в разделе «Беседы в Оптиной».

Вследствие этой подмены человек начинает считать свое ощущение ведомости (доминировавшее во время занятий эзотерикой) действием Промысла Божия. Всю свою предыдущую жизнь в  блужданиях, тоже от части начинает считать действием Промысла Божия, который вел его к Истине через различные заблуждения и эзотерические доктрины. Сам о. Иоанн рассказывал, что однажды у него на приеме была женщина, которая прошла многие эзотерические практики. Она считала, что Бог вел ее через практики, а теперь привел в Православие. Тогда отец Иоанн предложил посмотреть на ситуацию с другой стороны  – Ты всю жизнь жила по своей воле. Ты шла, как танк. Ни на что кроме своих желаний не обращала внимания. Когда ты подошла к краю погибели, Господь вырвал из этого пути и привел в Православие.

Еще один пример из книги «Тихие приюты» известного в свое время эзотерика Быкова. Он занимался спиритизмом, при этом относя себя к Православию. Православие и спиритизм (предполагает общение человека с падшими духами) – направления не совместимые. Однажды он попал на беседу к прп. Нектарию Оптинскому, который начал рассказывать Юрию Быкову о последствиях оккультного контакта применительно к некому постороннему лицу (описывая абстрактного человека). Быков понял, что речь идет о нем, о его разрушенной жизни. Примечательно следующее, он стал искать ответа не в Церкви, не у духовно умудренных людей, а у демонов. Падшие духи обманывали, говорили, что разрушение его жизни – следствие зависти неких высших духов, попытка затормозить его духовное возрастание. Благодаря прп. Нектарию Оптинскому Быков понял этот обман.

Многочисленные примеры на тему подобной подмены можно привести из фильма «Клятва». Это художественный фильм, но можно назвать его и документальным. Это история одной из сект современности «Нексиам», позиционировавшей себя в медийном пространстве, как сообщество успешных людей. Один из принципов проводимых ими многочисленных тренингов (хорошо показан в фильме) – слом личности. У человека есть некие барьеры, препятствующие вторжению в  него  извне. Естественный иммунитет, частью которого является природный стыд, этика. Попадая в аномальную ситуацию, люди могут испытывать чувство стыда из-за происходящего. Если люди улавливают этот сигнал, они не проваливаются в бездну, которая открывается на следующем шаге в отличие от людей, заглушающих эти чувства. Человеку говорят, что именно естественный страх мешает стать сильным и успешным, поэтому «попей из лужи». Сам же внутренний иммунитет называют слабостью. Происходит подмена. Те механизмы, которые обеспечивают психическое здоровье, в секте объявляются аномальными. Человеку ставят задачу своими руками эти механизмы сломать. В человеке действует здравый смысл, и он подсказывает, что надо срочно из этой ситуации выходить. Но гуру, лидер секты объявляет эти последствия несуществующими, ведь все хорошо. Многое зависит от того сколь в человеке сохранились здравый смысл и способность критически воспринимать информацию. Девушек из этой секты буквально клеймили  – выжигали клеймо с инициалами лидера. Он вступал с ними в интимное взаимодействие. Им казалось при этом, что они духовно возрастают. Все сигналы о «ненормальности» происходящего, люди, потерявшее критическое мышление, считали происками, клеветой.

Еще один пункт данного ответа – «здоровое» страдание, не являющееся свидетельством катастрофы. Вот человек вышел из эзотерики. Первое время бывает тяжеловато. Прошлый мир не сразу оставляет. Демон, однажды получив доступ к человеку, пытается пугать, не дать вступить на новый путь. Но депрессия, упадок, которые человек испытывает после выхода из секты, все же не являются теми состояниями подавленности, как в секте и эзотерике. Человек, пришедший к Богу, вынужден перестраивать, строить заново свою жизнь, но он ощущает надежду. Эта разница описана в произведении Е.Н.Невесского «Первый эшелон». Речь о преодолении человеком апатии. Войска после начала второй мировой войны выдвигались к границе тремя волнами. Первая волна попала в окружение. Невесский описывает апатию, отчаяние, которое овладело бойцами, отступающими под натиском немецких войск. Кругом полыхают деревни. Общее чувство безнадежности. Среди наших войск разрываются немецкие снаряды. Через некоторое время (к концу книги) он описывает контрнаступление наших войск. Ход войны переломлен. Среди наших войск все еще разрываются немецкие снаряды, но это уже иная ситуация – нет ужаса и отчаяния.

Не стоит забывать и о чисто человеческом аспекте. Да, демоны пытаются напугать душу человека, не дать ей встать на новый путь (кстати, этот момент очень хорошо описан в книге Никодима Святогорца «Невидимая брань»). Но этот момент не единственный. Человек жил в привычном ритме, ел привычную пищу, читал определённые книги, общался с конкретными людьми, и вот он понял, что надо жить по-другому. Нужно время, чтобы перестроиться на новый лад. Нужны и силы. Естественно человеку придется больше думать, сопоставлять прежде усвоенные знания с новыми. Но эти трудности хорошие. Они не несут ощущение отчаяния. Скорее напоминают ощущения, возникающие у человека, который долго болел, лежал на кровати, весь высох, атрофировались его мышцы, и вот он начинает двигаться, вставать с кровати. Ему трудно. Болят руки и ноги. Эта боль хорошая. В том смысле, что человек пробуждается. Еще раз повторю, что эта боль отличается присутствием надежды от боли, присущей эзотерике.

Человек, пришедший к Богу, понимает, что все это верно. Здесь можно привести слова одного священника, бывшего протестанта. Он утверждал, что Господь сказал ему перейти в Православие (одна из передач «Мой путь к Богу»). Священник, кажется фамилия батюшки Распутин, ответил в следующем ключе – то, кто не имеет данного опыта, не сможет понять. Все в тебе говорит. Каждая клеточка твоего тела. Все вокруг тебя. Внутри себя ты понимаешь, что это Правда.

Приведу слова еще одного человека. Он рассказывал, что пока не имел жены и детей, жил сам по себе. У него были лишние деньги, мог позволить себе путешествовать. Все было хорошо. Жизнь в свое удовольствие. Но внутри жило ощущение, что что-то в жизни не так. Потом он женился. Родились четверо детей. Нет ни одной копейки лишних денег. О путешествиях можно просто забыть. Нет ни одной свободной минуты. Но при всем этом внутри живет глубокое убеждение, что все хорошо, что на правильном пути. Этот человек глубокий, твердый христианин.

Я здесь привел три направления. Впрямую на твой вопрос и не ответил. Когда речь идет о таких сложных вопросах, трудно что-то прописать. Важно научить человека думать, ставить вопросы и искать на них ответы.  И даже если кто-то предлагает готовые ответы, то соотносить их с картиной мира, смотреть на их адекватность. Когда у человека появляется способность мыслить, появляется и выход из эзотерического пространства. Отец Иоанн (Адливанкин) назвал этот подход парадигмальным – появляется парадигма мышления. Человек становится способным увидеть на фоне новой картины мира свои заблуждения, верные и неверные поступки и их последствия.

Бывает, человек в течение своей жизни перетекает из одного направления в другое. Человек, живший в эзотерике, мог совершать поступки по-совести. Может быть, на 50 аномальных ситуаций была 1 ситуация по промыслу Божию. Важно разобрать - что есть что? В жизни часто все переплетено. Эти нити полезно разобрать. Таким образом начинается путь к исцелению. Конечно, важно не запутаться при этом разборе. Хорошо, когда есть ориентиры, критерии выбора или есть с кем посоветоваться. В помощь – лекции отца Иоанна (Адливанкина).

Многие моменты этой темы разбирались в цикле бесед «Зазеркалье» и «Восточный цикл» и в беседах про трезвение (целостная система навыков и взглядов, наличие которой помогает понимать происходящее во внутреннем мире и отсеивать недолжное).

К примеру:

– Цикл бесед «Зазеркалье».
48. ИТОГ БЕСЕД 41–47 о преодолении паталогических состояний. Пересмотр круга жизни. Навык хранения благодати и внутреннего равновесия. Увидеть замах
49. ИТОГ БЕСЕД 41–47. Изменение мировоззрения как условие для выхода из болезненных состояний сознания

– Цикл бесед «Мозаика идей»
14a. Кратко об идеях, изложенных в 13a–13f. Отличие православной идеи трезвения от эзотерической идеи осознанности
ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)
17c. Сила мыслительная и идея трезвения. Увидеть замах. Гордость, отсутствие навыков соц. общения и неумение сдерживать себя

– Цикл бесед «Разноголосица мыслей»
1.3 Целостное выстраивание жизни, культура мысли – идеи св. отцов о трезвении. Бег, информация и трансформация сознания
2.3 Трезвение. Духовные авторы о внутренней тишине и целостном выстраивании жизни. Вера – активна

– Цикл бесед «Сектантское не только в сектах»
11.1 В группе – в измененное состояние сознания. Сопротивление – трезвение, любовь