Женщина. Женщина. Женщине, которой не найти путь. О семейном
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.05.2022.



Человек живет в окружении духовного мира. Оглушение ума, блок сознания, торможение коры головного мозга, то есть все то, что является следствием медитативных практик, делает человека открытым для влияния мира падших духов. Только постигая свои ошибки человек, может начать их справлять. Отречение от взглядов, не сопоставимых с Православием, полная Исповедь помогут освободиться от сформированных моделей поведения. Иначе между Вами и Православием так и останется преграда.

Вы столкнулись с труднопреодолимой ситуацией в жизни. Длительное время находитесь в связи с молодым человеком, но о браке речь не идет, не смотря на то, что у вас уже двое общих детей. Как изменить ситуацию не знаете. Нервничаете. Переживаете. Пробовали найти ответы на свои вопросы в буддизме, в семейной психологии (посещали психолога вместе с молодым человеком), но эти занятия не принесли ощутимого результата. В итоге на рубеже тридцати лет Вы не знаете, что делать.

При отсутствии понимания, что делать, стоит посмотреть, что вообще можно сделать в сложившейся ситуации. Поясню. Проблема человека далеко не всегда представляет собой монолит. В качестве аналогии (хоть аналогия несовершенна, половинчата) ковер, из которого торчат нити. Начав их высвобождать, можно распустить все изделие.

Скорее всего, Вы столкнулись с европейским вариантом буддизма. Религия, внедряясь на какую-либо территорию, с миссионерскими целями использует «местный» язык, мировоззренческую базу. Буддизм может использовать даже такой миссионерский ход – оставаясь христианином, будь буддистом, и ты станешь совершенным христианином.

Европейскому человеку трудно понять буддизм. Он мыслит другими категориями. Даже атеист, родившийся на европейской территории, в генах своих носит христианские тенденции (если можно так сказать). Для Христиан сотворение мира имеет причину. Мир творится по благости Божией. Отсутствует ужас перед жизнью, а сама жизнь воспринимается, как дар.

С точки зрения Индии (дан лишь срез в очень упрощенной форме) происхождение мира непонятно. Подробно этот аспект рассмотрен в книге Льва Александровича Тихомирова «Религиозно-философские основы истории». Ответа на вопрос о возникновении мира нет. То ли это сон Брахмана. То ли некая игра. Мир вызывается к бытию. Люди страдающие являются либо порождением чьих-то снов, либо результатом чьей-то игры. Само бытие воспринимается, как некое огрубление духовного начала, как некое зло (применительно к европейскому мышлению). Задача, таким образом, направлена в сторону освобождения от бытия.

Стоит сказать, что Будда формировал свое мышление уже на основе имеющихся традиций. Сохранился его разговор с тремя мудрецами, достигшими высоких ступеней. Будда искал состояния, которое возврата не предполагает. С точки зрения медитативных практик можно «отключиться» от бытия лишь на время. Традиция, в которой вырос Будда, предполагала учение о перевоплощении. Для европейских эзотериков перевоплощение – некая увлекательная игра (сегодня ты бабочка, а в следующей жизни – дельфин), некая «эволюция» пока не достигнешь высшей ступени. С точки зрения Индии речь идет о возвращающейся смерти. Человек не видит смысла в жизни. Мучается. Умирает. Но смерть не является избавлением от страдания. Даже совершая жертвоприношения по индуистскому обряду, даже достигая неких райских обителей, человек пребывание там не вечно. Проходит время. Человек снова забрасывается в мир и вновь страдает. Будда считал, что можно выпасть из этого коловращения, разрушив себя до такого состояния, чтобы нечему было перевоплощаться (условно говоря).

Изучая буддизм, Вы ставили целью достижение гармонии, счастья. Это европейские, популистские формулировки. Цель Будды – избавление от страданий, а страданием является самое бытие. Можно сослаться на один эпизод из книги «Буддизм в сравнении с Христианством» профессора Кожевникова. Описан разговор Будды с крестьянином. В ответ на его просьбу изложить суть учения, Будда ответил – ничто (выражаясь европейским языком). Человеку с европейским складом мышления (или близким к нему) в «ничто» всегда пытается увидеть «нечто». Подобная же ситуация в отношении нирваны. Процесс угасания европеец склонен понимать, как стремление к чему-то. В европейском мышлении не укладывается, что стремиться можно к «ничему». Половина индийских описаний нирваны относится к понятию блаженства, другая часть – к категории угасания. Сарипутта (один из ближайших учеником Будды) охарактеризовал нирвану, как блаженство, потому что это и есть угасание. Идею нирваны можно понять, посмотрев на человека, получившего ранение и погружающегося в состояние наркоза (само по себе беспамятство не является блаженством, но для человека, испытывающего муки ранения, наркоз – блаженство).

Отказ от жажды жизни (если жизнь – страдание) и есть выход, что предлагает Будда своим ученикам. Эту линию Будда довел до уровня прихопрактик и философии. Впоследствии учение было модернизировано в русле «позитивистского» мышления.

Применимы в данном аспекте слова одного психиатра. Он консультировал по своей специальности людей, в советские годы занимавшихся эзотерикой. Условия тоталитарного общества. Попытка противостоять обезличивающей доктрине. Ориентироваться в подобной обстановке на учение об иллюзорности собственной личности – задача нереальная. Этой идеологии требуется противопоставление учению о личности. Ты ответственен за свой выбор. Ты должен сохранить в себе искру. Будда считал, что личности нет. Личность – это некий обман восприятия, а наши тактильные, зрительные и прочие ощущения и переживания сливаются воедино. Так рождается иллюзорное ощущение собственного бытия. Тогда почему и откуда взяли первоначальные элементы, которые сливаются воедино? Почему этих элементов всегда пять? Это детали. О них не стоит разворачивать дискуссию в рамках данного ответа.

Расширить представления о буддизме помогут беседы, проведенные в рамках цикла «Восточный цикл» (22.1–22.4):

22.1 БУДДИЗМ. Рассматривать тему применительно к жизни. Вопрос о страдании. Выход наверх или уход вниз

22.2 БУДДИЗМ. Снижение порога сознания. Есть личность или ее нет. Стирание личности в техно-мифе 

22.3 БУДДИЗМ. Уловки сознания. Признаки манипуляции. Прорехи учения. Тибетская книга мертвых. Угасание 

22.4 БУДДИЗМ. Ответы на вопросы, резюме (1-3). Изменен. сост. сознания. Бытие как сон – чтобы не бояться 

При желании можно ознакомиться с ответами «Психология. Женщине о концепциях созависимости, самооценке и внутреннем ребенке. Ч. 1»  «Психология. Женщине о концепции созависимости. Ч. 2».

Клаус Киннет в книге «2 000 000 километров до любви» (в англоязычной версии эта книга имеет название «Рожденный ненавидеть и прирожденный любить») упоминает, что на пути его исканий был и буддизм. Когда он опустошился, в него зашли демоны и наполнили его. Человек живет в окружении духовного мира. Когда останавливается деятельность его сознания, когда оно блокируется, когда тормозится кора головного мозга вследствие медитативных практик (совокупный результат медитативных практик по мнению профессора Кожевникова выражается с оглушении ума), он становится открытым для влияния мира падших духов. Их существование признает даже буддизм. Первые из тех, кого Будда обратил в свое мировоззрение, Ракшасы – демоны. И почему демоны должны оставаться в бездействии, когда человек, оглушив свое сознание, входит в состояние транса?

Сама идея достичь гармонии с миром на основании буддистской философии требует пересмотра. Если изначально буквально все объявляется иллюзорностью (и Вы, и ближние, и принципы вашего взаимодействия), как можно достичь гармонии? Да, буддистская этика предполагает принципы невмешательства и не деяния зла (так называемое «метта»). Совершенно не обязательно, что «метта» означает тоже, что и христианская любовь. Подобная философия не способна дать человеку равновесие.

В частности, один православный монах, ранее занимавшийся буддистскими практиками, отмечал, что буддистские техники могут человеку помочь справиться с небольшими вспышками гнева, но в глобальном смысле не дают опоры. Знакомые (буддисты) казались ему подтянутыми, оптимистичными. Удивляла холодность их отказа, стоит обратиться к ним за помощью. Он увидел православных – удрученные, не такие оптимистичные, но с другой стороны всегда отзывчивы на просьбы о помощи. В мелочах буддисты проявляли спокойствие, но в серьезных моментах выходили из колеи, взрывались вспышками негативных эмоций. Православные же могут и прогневаться, но когда речь идет о «больших» переживаниях, то «киль» придает им устойчивости.

Люди должны оценивать свои поступки, задумываться над своей жизнью, анализировать ошибки и даже переживать из-за них, чтоб найти выход из сложившегося положения. Человек в состоянии эйфории может пропустить что-то важное мимо своего восприятия, не обратить внимания.

В Православии любовь предполагает активное внимание, направленное к ближнему. Но можно ли такую позицию найти в буддизме? Те, кто имеет опыт восточных практик, говорят, что ближний воспринимается, как инструмент для обтачивания собственных немощей. Но ценен ли при этом ближний сам по себе?

Подытожить отдел про буддизм можно размышлением о трагедии современных эзотериков. Испытывая проблемы, не понимая кто они и куда идут, люди пытаются каким-то образом «найти себя». В итоге приходят к методикам, основанным на буддистской философии, не предполагающей существование личности. Более того, буддизм ориентирует человека на то, что личности как таковой и вовсе нет. Трагедия состоит в том, что человек пытается найти себя, понять себя, использует технологии, которые отрицают само существование личности. Находясь в кризисных ситуациях, человек начинает воспринимать трудности, как иллюзорные и самого себя, как иллюзорность, тогда уровень напряжения может и упасть (в некотором смысле). Вы вдруг приходите к пониманию, что молодого человека нет, и детей нет, и нет тридцатилетнего возраста, да и Вас, в принципе, нет тоже. Соответственно, беспокоиться и страдать не о чем. На втором этапе порождается тревога совершенного другого плана. В целом жизнь не меняется. Ситуация усугубляется. Сигналов негативных, нацеленных в сознание, становится больше.

Вы и сами поняли отсутствие перспективы в данном направлении и переключились на психологию. Вам объясняли, что личность уникальна. Необходимо познать себя. Понять себя. Полюбить себя. Принять себя. Происходит нечто схожее с буддизмом, только с иной стороны. Внешняя реальность остается сама по себе, а Вы сами по себе. Только теперь напряжение, рождающееся от контакта с внешней реальностью, пытаетесь преодолеть не мыслью об иллюзорности бытия или Вас, а идеей некой собственной исключительности. Иными словами Ваше сознание создает некий «домик», от которого отскакивают все неприятные мысли.

Здесь применимы мысли из книги светского автора Рэй Далио «Принципы: работа и жизнь». Стоит отметить, что автор является эзотериком. Первая половина книги посвящена философским взглядам и в них много спорного. Во второй части книги Рэй Далио пишет о принципах, лежащих в основании работы его компании (одна из самых успешных в мире). Они родились путем тестирования, проб и ошибок. Все заносится в банк данных, изучается и аккумулируется. Эти принципы, найденные самой жизнью, по сути христианские. Надо сказать, что иногда Рэй до хрипоты отстаивал свою правоту, но если компетентные специалисты имели иную точку зрения, не смотря на то, что компания принадлежит ему, он не шел против коллегиального мнения. Самое лучшее, что начальник может дать своим подчиненным – знание об их ошибках, то есть что они сделали не так (речь не об «убийственной» критике). Обсуждение промахов в компании ведется в доброжелательной атмосфере. Коллеги – сообщество единомышленников, нацеленных на общий результат. Продвигается сама мысль о работе над ошибками. Только постигая свои ошибки человек, может начать их справлять. Человек, которого учат принять и полюбить себя, консервируется со всеми своими ошибками, неверными точками зрения, заблуждениями.

И Вы исправление своей жизни начните с анализа того, что произошло. Иначе глубоко воспринятые точки зрения продолжат и дальше жить в Вашем сознании, являясь своего рода коллаборационистами. Это выражение использует отец Иоанн (Адливанкин) ведущий специалист центра свт. Иоанна Кронштадтского. Он считает крайне важным полное отречение от несовместимых с Православием точек зрения.

Начать изменение собственной жизни советую Вам с глубокой исповеди. Если есть желание, почитайте книгу «”Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни» https://solovki-monastyr.ru/abba-page/confession/. Во время подготовки к полной исповеди, может быть, заметите те шаги, что привели к возникновению беспокоящих Вас процессов. В конце книги приведены вопросы к Чину отречения от сект восточной ориентации. Пересмотрите их. Если в мировоззрении останутся идеи, несовместимые с Православием, Вы и Православие понять не сможете. Иначе между Вами и Православием так и останется преграда.

Принципы изменения описаны в части 4.3 статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты: Посттравматический рост и истории на тему преодоления сформированных моделей поведения, прощения родителей», а так же в части 4.2 той же статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты: Посттравматический рост и преодоление сформированных моделей поведения». В части 4.3 приведены истории жизни девушек, переживших серьезные проблемы в детстве и юности. Кто-то из них совершал шаги, напоминающие Ваши. Так одна из девушек стала практиковать психологические подходы – полюби себя, прими себя. Но она остановилась на этом пути вследствие того, что стали разрушаться отношения с ребенком, ведь она начала отдаляться. Вы увидите, что изменение жизни совершалось последовательно – изменение поведения, как следствие перемена взглядов. В жизни человек начинал видеть то, что раньше ему было совершенно непонятно.

Большое значение имеет то, что называется покаянием, изменением ума. Именно так переводится с греческого языка термин «Метанойя». Приведу пример. Молодой человек изнасиловал девушку в школьные годы. Даже если он избежал судебного преследования, этот грех будет его разрушать. В каком-то смысле деформировалось его око, его ум. Какими глазами будет смотреть на свою невесту или дочку человек, имевший в своем опыте подобное деяние? Ему будет трудно научиться любить людей. Соответственно, окружающие, не видя в нем тепла и участия, возможно, не смогут расположиться к нему и не ответят взаимностью. Не станем разбирать, каким образом молодой человек, имевший в своем опыте такую страницу, сможет исправить совершенное им (чтобы не уйти в сторону). Речь в данном случае о Вас.

Постепенно преодолевая свою раздражительность, меняясь, Вы измените и ту линзу, сквозь призму которой смотрите на мир. Окружающие приобретут для Вас иное значение. Изменится общение. Соответственно, и у ближних начнет формироваться другое к Вам отношение.

В заключении приведу мысль, высказанную отцом Митрофаном, духовником сестер Марфо-Мариинской обители. В женских характерах он разбирался. Мужчина по своей натуре груб и импульсивен. Соответственно, в женщинах он ищет противоположных качеств. Ничто так не отталкивает его, как присутствие в женщине мужских качеств. Женщины сейчас много работают, но, тем не менее, должны все же осмыслить и свою духовную жизнь. Я знаю одну очень активную, сильную во всех смыслах девушку. Когда она вышла замуж, то выбрала быть счастливой, а не быть правой. Она старается мудро поступать в отношениях с мужем. Действительно, есть женщины-начальницы. Проблема начинается, когда запал, возникший на работе, она переносит домой и начинает относиться к мужу и детям с позиции руководителя. Разрушаются отношения с мужем. Дети отстраняются. Пройдя тяжелые скорби, такие мамы понимают, что есть вещи в жизни, на которые директивно воздействовать не имеет смысла. Испытав разрыв с детьми, эти женщины начинают смиряться. Приходит понимание, что есть и другие люди со своими взглядами и их необходимо учитывать. Постепенно отношения выравниваются. Фразу этой девушки (выбрала быть счастливой, а не быть правой) стоит воспринимать именно в этом ключе. Можно продавить любую свою точку зрения. Но вопрос в другом – сможет ли тебя любить человек, как женщину, если видит в тебе лишь агрессивного мужчину? Не перестанет ли видеть в тебе женщину?

В части 4.2 описаны принципы изменения ранее сформированных моделей. В те годы, когда человек был охвачен ложными точками зрения, он формировал на их основании модели поведения. Даже осознав ложность ведущих убеждений, эти модели продолжают существовать. Человек начинает воспринимать их, как самого себя.

Дополнение. Женщина, входя в Православие, может испытать некое смущение в связи с темой взаимодействия мужчины и женщины. Часто можно услышать, что мужчина является главой, а жена должна бояться мужа. Такие утверждения могут вызвать чувство протеста. Стоит рассмотреть их в контексте. Послания апостола Павла (откуда взяты эти слова) написаны общинам Христиан, готовых за Христа пойти на смерть. Недавно распят Господь и Бог наш Иисус Христос. Апостолы Христовы погибают от рук язычников. И те, кто принимал христианство в эти годы, принимал его сознательно, понимая все возможные последствия. Ведь речь идет не о подчинении жены мужу, а взаимном соподчинении друг другу, причем о подчинении в любви (мысль передана своими словами). Апостол Павел обращается не только к женщине. Он призывает мужчин любить своих жен. В образец любви дается личность Христа, который по любви к Церкви пожертвовал Собой, ради того, чтобы община верующих могла существовать и приобщаться к благодати Святого Духа. Мужчина является главой жены, пока для него главой является Христос. Человек, который старается привести свою жизнь в соответствие с евангельскими заповедями, при обсуждении семейных вопросов не будет выступать с позиции деспота. Разве женщина будет против, чтобы муж стал главой, если она уверена, что супруг готов пойти на смерть ради нее, что при рассмотрении вопросов семьи он будет стараться найти лучшее из всех возможных решений?

Пример реального существования подобной семьи описала в книге «Под кровом Всевышнего» Наталья Соколова. Ее отцом Николай Евграфович Пестов, автор интересной работы «Современная практика православного благочестия». В эту книгу включены мысли преимущественно современных автору духовников, некоторые из которых прошли гонения за Христа. Он писал для людей, живших в Советском Союзе. В те годы Церковь была гонима (не смотря на то, что официально притеснения были прекращены). Автор старался доступным языком изложить взгляд христианства на разные стороны жизни. Наталья вышла замуж за молодого человека, впоследствии ставшего священником. Она воспитала пятерых детей. Не смотря на трудности жизни, Наталья была счастлива. В доме царило единодушие. Слово отца было законом. Он мог и приструнить детей, но этот не являлось давлением или насилием. Детьми руководил не страх перед папой, а любовь к отцу. Главный мотив – не расстраивать папу. Прочтите книгу, чтобы понять какая любовь царила в этом доме. Речь не о доминации одного над другим. Люди столь любят друг друга, что взаимно друг друга соподчиняют (если из слова «подчинение» удалить оттенок принижения). Люди начинают слышать друг друга и делать друг для друга все, что в их силах. Люди на столько любят, что боятся опечалить, боятся разорвать эту связь. Речь о взаимном возрастании людей во Христе. Тогда многие вопросы начинают сами собой решаться.

Как пример слова одной Соловецкой паломницы. Бизнесвумен. Тоже пыталась «найти себя» через восточные практики и развивалась в русле буддизма. Ездила в Индию. Медитировала. Отчасти ей удавалось на время войти в состоянии более или менее спокойное. Потом началась тревога. Тревога постоянная, перерастающая в панику. Чудесным образом в ее руках оказалась книга «Отец Арсений». Во время чтения паника унималась. Книга закрыта – возобновление паники. Решила пойти в Храм возле дома. Храм современный. Построен недавно, из современных материалов и не ассоциировался с тем место, где можно встретить Бога. Ей казалось, что Храм должен быть обязательно древним, пропахшим ладаном. Женщина ощутила покой. Прошла Чин отречения. Стала православной христианкой. Вышла замуж за человека, с которым у нее когда-то были отношения. Они венчались. Каждый привык жить по-своему. Привычки, характерные для бизнесвумен. Прочие моменты, выработанные во время занятий эзотерикой. Создать семью, не значит просто пожениться. Строить отношения и притираться друг к другу. Иногда в ней рождались варианты разрыва, ухода и прочее, но когда понимала, что они с супругом повенчаны, что надо по-христиански, на основании Евангелия решать вопросы, то происходила смена вектора в сознании. Ум начинал работать в сторону конструктива, в сторону поиска решения как сохранить единство в любви. Это решение находилось достаточно быстро и конфликтные ситуации разрешались.

Тема женских вопросов так же раскрыта в опубликованных ответах на сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка» (подраздел «Ответы пастыря»): «Зависимость. Женщине – музыканту о зависимых отношениях, ценности человека, обогащении», «Зависимость. Женщине-музыканту о внутренней пустоте и преодоления зависимости (от определенных людей)», «Смысл жизни. Смысл. Женщине – музыканту об утрате смысла деятельности и жизни вообще», «Семья. Плохо ли, если муж смотрит фильмы?», «Семья. Стоит ли продолжать образование (реализацию в профессии), если муж против?», «Духовная жизнь. Не ладится. Не получается соблюдать правила, шаг вперед и два назад», «Духовная жизнь. Непостоянство в шагах духовного делания».

В заключении, в качестве комментария к некоторым пунктам ответа, можно привести некоторые мысли священника Александра Ельчанинова («Из дневника»):

«О женщине сказано – “немощный сосуд” – “Infirmior vasa”. Эта «немощь» состоит главным образом в подвластности женщины природным стихиям в ней самой и вне ее. В силу этого – слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина от этого не свободна, она всегда раба своих страстей, своих антипатий, своего «хочется». Только в христианстве женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость. Только тогда возможна ее дружба с мужем.

…Ни мужчина, ни тем более женщина, не имеют в браке друг перед другом абсолютной власти. Насилие над волей другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь; а тогда вопрос: надо ли подчиняться такому насилию, раз в нем опасность для самого дорогого? Бесконечное количество несчастных браков именно от того, что каждая сторона считает себя собственником того, кто любит. Почти все трудности брака – отсюда. Величайшая мудрость брака – дать полную свободу тому, кого любишь: брак наш земной – подобие брака небесного (Христос и Церковь), а там полная свобода».