Тюрьма. Тюрьма. Заключенному, считающему, что он не виноват, о молитве Иисусовой и духовной жизни
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  09.11.2023.



Ты писал, что попал в заключение за преступление, которого не совершал. Была хула на Бога, который попустил такую несправедливость по отношению к тебе. Сидеть долго и можно предположить, какие чувства тебя обуревают. Понятно, человек, который не испытал того, что переживаешь ты, вряд ли способен понять всю глубину твоего состояния (особенно если находится в условиях более или менее благополучных).

Несколько мыслей для размышления. Конечно, в текущих моментах мы зачастую не видим причинно-следственных связей с прошлым. Эти взаимосвязи открываются со временем. Бывает, что человек при жизни нарабатывает определенный комплекс привычек, взглядов. Есть такой термин – направленный поиск – это фокус внимания (на каких женщин обращает внимание мужчина, с кем дружит). Если человек, например, не ругается матом, читает – один фокус внимания, один круг знакомых. Иное поведение подразумевает другой круг интересов. Соответственно, человек сам определяет ту ленту (как движущаяся дорожка в аэропорте), которая его ведет.

Конечно, человек, столкнувшийся с последствиями, зачастую обескуражен. Он не предполагал такого исхода. Многие из нас немного склонны мечтать. В наших фантазиях, конечно, все удается, и мы сухими выходим из воды. В реальной жизни бывает иначе – отошел в сторону, и возникают катастрофические последствия. То есть человек приходит к некоему тупику вследствие череды выборов. Например, человек старается более или менее по жизни смиряться. Он чем-то напоминает того, кто следит за здоровьем. Не засиживается. Не употребляет в больших количествах фастфуд. От одного гамбургера картина не изменится, но когда этих гамбургеров десятки-сотни-тысячи, то они неминуемо повредят здоровью. Череда выборов меняет человека изнутри. Он грубеет, ожесточается. Что-то перестает замечать в жизни. Пропускает советы хороших людей. Такая греховная устремленность, как говорил один духовный автор, приводит к тому, что в случае неудачи или испытания у самого человека и не возникает мысли, что это он Бога оставил. Нет. Он обвиняет Бога – Бог оставил его. Человеку с эгоистическим взглядом на существование кажется, что все вокруг ему должны, в том числе и Бог. Когда человек сталкивается с последствиями своего образа жизни, с одиночеством, которое отчасти сам себе подготовил эгоистической позицией, начинаются обиды. Почему люди отвернулись? Почему Бог не отвратил беду? Епископ Тихон (Шевкунов) говорил, что Бог, действительно, отводит нас от неблагоприятных последствий, но если мы упорно выбираем жизнь во своей воле, то Он попускает свершиться тому, что выбирает наша падшая воля.

Конечно, случаи бывают разные. Требуется вникать в каждую историю. Например, известна мысль, что если человек гневается и пребывает вне прощения, то увеличивается риск заболевания раком. Но это не значит, что все раковые больные не имеют прощения в сердце.

Даю обратную связь на твои слова, что возникла хула на Бога и мысли о том, что Бог попустил. Бывает нечто подобное с людьми. Человек обращается с вопросом. Готовишь ответ. Благодарности нет, а лишь обвинение, что долго ему отвечал. Человек как-то по-своему смотрит на происходящее – вся ситуация должна быть выстроена вокруг него. Данная ситуация сейчас разрастается. Даже не знаю, как это назвать. Не то чтобы неблагодарность или нехватка адеквата. Люди могут хамить, вести себя агрессивно, но при этом убеждены, что все вокруг должны это терпеть, холить их и лелеять. Наступает иногда и прозрение. Болезненное. Оказывается, все не так. Оказывается, человек жил в фантазиях, иллюзиях (слово банально и замылено) о мнимом своем могуществе, исключительности.

Вспоминается рассказ одного заключенного о себе самом. Он, попав в тюрьму, негодовал, что люди не помогали, отвернулись от него. Но когда прошел угар, то стало понятно – на самом деле отвернулся он, именно он переступил через некие грани в жизни.

В один монастырь приехал человек потрудиться. Однажды, во время разговора он схватился за нож. Настоятель сказал – пройдет время, и ты сядешь. Так и случилось. В этот раз трагедии не произошло. Человек привык хвататься за нож. Он решил для себя, что это удобный формат решения споров. Но однажды он не удержал себя в руках. Можно сказать, он готовил себя к тому, что произошло.

Страшно даже подумать. Жалко студентов. Они ищут, где найти денежек на жизнь. Начинают участвовать в схемах распространения психоактивных веществ (ПАВ). И потом – срок 7 лет. А человек учился в институте, имел планы на жизнь. У тебя срок больше, но и жизненного опыта больше (с другой стороны). Это не такая цветущая пора юности, когда на каждый день жизни планов громадье.

Не знаю, какие мысли у людей. Могу только предположить. О тех, кто сидит в тюрьме, наверное, думают, что это далеко, это нереально. Говорю я банальные и всем известные вещи. Пожалуй, не стоит их и повторять. Каждый думает – это не про меня, а у меня все будет хорошо. Плюс фильмы, где доллары уже и не пересчитывают, а взвешивают на весах и коробки с деньгами в комнату не помещаются.

Ко всему сказанному можно вспомнить происшедшее с прп. Ефремом Сириным. Однажды он был взят под стражу и сидел в тюрьме. Ожидали суда он и еще два человека. Все трое были взяты без вины. Разговорились. Выяснилось, что один из них в свое время был лжесвидетелем. Братья не хотели, чтобы сестра их входила в наследство. Его подговорили. Он выступил с ложными показаниями по этому делу и таким образом способствовал тому, чтобы девушка осталась без наследства. У другого заключенного была своя история. А Ефрема Сирина обвинили в краже овцы. История была такая. У одного бедняка была единственная корова, которую молодой Ефрем в шутку выпустили из загона. Животное долгое время скиталось по городским окрестностям, а затем обессилило и стало добычей хищника. Виновник не признался. Через некоторое время родители отправили Ефрема с поручением за город. В пути он встретил пастуха, с которым выпил вина и уснул глубоким сном. Утром из отары пропала овца. В этом происшествии и обвинили юношу. Однажды молодому человеку (будучи в заточении) во сне явился мужчина, который сказал, что причина его испытаний кроется в прошлом, и посоветовал вспомнить все проступки. Невинный узник вспомнил случай с коровой бедняка и понял, что несёт справедливую кару за прошлый грех. Сразу же после осознания содеянного Ефрема оправдали и отпустили, а наказание понёс пастух, укравший овцу в пьяном угаре.

Необходимо приблизиться к тому, что говорил прп. Ефрем Сирин. Он, когда осознал связь между прошлым и будущим, пришел в себя. Начался душевный процесс. Он вразумился. Ситуация стала развиваться в конструктивном ключе.

Конечно, есть очень непростые случаи. Люди некоторые сидят вследствие заказных (если так можно сказать) экономических преступлений. Раньше убивали, то теперь под человека «копают», находят статью и сажают в тюрьму, разрушая при этом бизнес. Не утверждаю, что все эти люди виновны, но, наверное, каждый из них, внимательно всмотревшись в свою жизнь, должен ответить для себя на вопросы – К чему шел в этой жизни? Как его жизнь развивалась? Все ли было правильно?

В одной русской сказке сказано – я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… Что вложили создатели сказки в это сказать трудно. Но! Колобок не смог уйти от лисы! Можно убежать ото всех, но от дьявола не уйти. Он всегда рядом. И от Божиего суда тоже не уйти. Страшно, если Господь уходит из жизни человека, упорно выбирающего свою падшую волю. На эту тему есть такие слова в книге свт. Николая Сербского «Земля Недостижимая»: «Из-за их надменности и злобы Ты устранился с их пути, так что нигде во вселенной они не могут Тебя встретить. Но если они не встречают Тебя, они сталкиваются с архиврагом Твоим, ловко занявшим место, которое Ты оставил».

Если когда-нибудь доведется, то при желании можно прочесть или прослушать аудиоверсию этой книги, посвященной узникам концентрационных лагерей. Святитель Николай Сербский сам был в концентрационном лагере во времена Второй мировой войны. Примечательны его слова – всю жизнь, какая ему осталась он бы отдал за час в Дахау. На грани жизни и смерти человек молится так, что чувствует Бога внутри.

Здесь же можно вспомнить отца Иоанна (Крестьянкина), который в годы гонений был репрессирован. Он говорил (своими словами выражена его мысль), что, находясь на грани жизни и смерти, он действительно имел молитву. Он чувствовал Бога близко. В дни благоденствия такой молитвы повторить невозможно.

В книге «Земля недостижимая» повествуется о сербском капитане Спасе Спасовиче, которого в течение нескольких дней допрашивают, мучают. В этом образе Спаса Спасовича святитель Николай Сербский показал образ преображенного человека, который несмотря на то, что находится в экстремальных обстоятельствах, не теряется. Именно об этом, о сохранении человеческого облика два приведенных ниже ответа:

Человечность. Заключенному о сохранении человеческого облика
Убийство. Находящемуся под следствием о покаянии и сохранении человеческого облика.

Уместно здесь вспомнить и письма игумена Никона (Воробьева), опубликованные в сборнике «Нам оставлено покаяние». В них проводится мысль, что избавиться от страстей можно только по милости Божией. Бывает, человек по своей воле хочет уйти от алкоголя. Пить он перестает, но становится гордым (мысль передана своими). Только двигаясь к Богу человек способен избавиться от страстей подчистую. Да, мы говорим о покаянии, но иногда не совсем понимаем эти слова. Иногда это словами только и остается.

Отец Никон говорил, что очень важно не допускать в себе ропота и осуждения. Казалось бы – это очень просто. Но возникает конфликтная ситуация и если мысли направятся по ложной ветке, то приходит гнев, ярость, раздражение. Все кажутся злыми и плохими. Но если ты сдерживал себя, если не позволил себе уйти в ропот и осуждение, то мысль может пойти по конструктивному пути. Если ты не прогневался, то сможешь посмотреть на обидчика человеческими глазами, можешь вступить с ним во взаимодействие, начинаешь видеть перспективу.

В двух приведенных выше ответах озвучена идея – сохранить связь со Христом. В одном из них упомянута статья «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления». Человек, находясь в жестких условиях, где каждый шаг прописан, неизбежно начинает «тупеть». Мозгу буквально не за что зацепиться, чтобы начать обдумывать окружающую действительность. Поэтому человек осмысляет то, что есть – убогий быт и из раза в раз повторяющиеся действия. Постепенно человек приходит к стагнации.

Подобное происходит с детьми в детских домах. Падает интеллектуальная активность. В работе «Остаться человеком: офисы, мегаполисы, концлагеря», часть «Офисный работник и житель мегаполиса в сравнении с узником концлагеря» приведены мысли некоторых исследователей по данному поводу. Семья (если это не крайняя нищета) все же предоставляет ребенку возможность вариативности. Например, надеть варежки или перчатки, собираясь на улицу. В детском доме все решено за ребенка. У него нет контакта со значимым взрослым, с кем он мог бы тепло обменяться впечатлениями. Обстановка не предполагает творческой реакции на ситуацию. Один ученый, который был в немецком концлагере, говорил, что если человек не пользуется способностью формировать самостоятельное решение, то она угасает. В немецких лагерях об этом знали и специально блокировали ее развитие. Да, кто-то вспоминал формулы, будучи в концлагере. Кто-то в уме считал расход кирпичей на многоэтажный дом. Но вот проблема в том, что эта деятельность не была связана впрямую с личностью человека. Вспоминание формулы – внешняя жизнь. Человек пытался сохранить свою личность, но сама его деятельность была настроена на стратегию администрации лагеря, которая старалась личность человека подавить. То есть человек включался во внешние по отношению к его личности алгоритмы. Были, конечно, люди, которые осмысляли не механически, не как робот, а проживали сердцем. Очень важно реагировать, как человек.

Но акцент все же на связи со Христом. Конечно, когда есть единомышленники, с которыми можно обсудить и музыку, и литературу – это прекрасно. Но их может и не быть. Одиночка, например. Или вокруг оказались люди, которые не готовы это обсуждать. Но! Если ты реагируешь, как человек, если стараешься понимать, сострадать, то твоя душа трудится (в хорошем смысле слова). В чем суть? Будь ты в темной камере один, если есть связь со Христом, начиная роптать, ты понимаешь, что сейчас формируешь тот облик, который заберешь в вечность.

Виктор Франкл (психиатр, который был в немецких концлагерях) считал, что главный фактор, помогающий выжить – точка опоры в будущем. В рамках земной жизни такую опору трудно найти. Что будет с человеком, который старается выжить в лагере, чтобы выйти на свободу и встретить супругу, если узнает, что жена умерла? Он лишается мотива выжить. Для христиан точка опоры – Вечность. Ты понимаешь, что тот багаж, который ты воспитаешь в себе при жизни, ты заберешь с собой в Вечность. Если ты начинаешь раздражаться и впадаешь во тьму, то тут же необходимо встряхнуться и бороться за Свет в себе. Такому человеку всегда есть чем заняться (в хорошем смысле слова). Всегда есть мотивация. Всегда есть возможность себя взбодрить.

Довелось как-то написать поэму «Антропологический манифест», где есть такие слова:

Когда реальной правде все ходы перекрыты,
Магистрали пересобраны, все знаки срыты.
Своё ли гнуть?
Ты качестве реакции
На ситуации
Оттачивай
Аттачмент –
И ты найдешь свой путь.
Удачи!

Если не разбирать подробно ни саму поэму, ни все смыслы, зашитые в этих словах, и сосредоточиться на главном, то сказать можно примерно следующее – люди, оказавшись в экстремальной ситуации, начинают продавливать свою линию, рвут связи с ближними, замыкаются в единственной модели, собственной точке зрения, ожесточаются. Кстати, аттачмент – способность вступить во взаимоотношение с ближними. То есть на ситуацию ты среагировал не просто, как зверь. И не обязательно хвататься за нож. Но если ты пытаешься понять, что произошло, то можешь найти союзника.

Расскажу тебе про одного монаха, который в свое время был в заключении. Еще до того, как пришел к Вере, он был вхож в криминальный мир. Во время ареста он мог уйти, но не видел смысла. Однажды, читая светскую газету, он увидел слова «Сын Человеческий будет предан в руки человеческие» (Лк 9. 44). И хоть он не знал, что это слова Евангелия и не понимал их смыла, но что-то в сердце ему подсказало – нужно двигаться в этом направлении. Потом на блок сигарет обменял Библию. Читал. Ему захотелось помолиться. Годы были еще советские. Икон не было. В газете он нашел то ли статью по поводу выставки в Третьяковской галерее, то ли нечто подобное. На одной из фотографии была икона. Вырезал. Нашел текст молитвы «Отче наш» (не совсем верный). В каптерке поставил иконочку, прочитал молитву и вдруг ему в макушку словно что-то дунуло. Он испытал радость необыкновенную. Радоваться было особенно нечему. Перестроечные годы. Людям и на свободе не всегда легко жилось. А на зоне в те годы было и вовсе сурово. Родилась мысль, что это все фантазии. Он подумал, что если это состояние было от Бога, то оно пропадет, если он совершит или даже подумает о чем-то греховном. И он, лежа на нарах, представил, как кого-то мучает, убивает. И это состояние радости от него ушло. Встрепенулся. Возопил. Попросил прощения у Бога, и радость вернулась. Еще несколько раз он поэкспериментировал и прекратил испытывать терпение Божие. Понял, что состояние это не надумано. Господь начал его обучать. Кстати, эта история приведена в работе «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч. 3. Вера (идеалы) и преодоление травматического опыта». Если он делал что-то неправильное, то радость отступала. Почему? Как вернуть? Не только думал, но и пытался делать что-то противоположное греху. Постепенно сформировался опыт. Он вышел на свободу и начал читать духовные книги. Оказалось, что многое из этого он уже познал опытно.

Он поведал историю одного своего знакомого, который примерно в то же время был в заключении. Время тяжелое. Дефицит медикаментов. Тогда в заключении много людей умирало. Не припомню название болезни, но перед смертью эти больные опухали. И это было явным признаком скорой гибели. Опух и он. И он взмолился. И его тело стало принимать нормальную форму через некоторое время. Рядом лежали заключенные, которым передавали посылки. У них были ресурсы, чтобы поправляться, но они не выздоравливали. Они даже злились, что у них выздороветь не получается, а человек без еды и лекарств выкарабкивается.

Рассказчик говорил, что Вера – поручень. Пока автобус на ухаб не наехал, все едут и уверенно стоят на ногах. Но при попадании автобуса на ухаб есть только один шанс устоять – держаться за поручень. Остальные же летят кубарем. Он все удивлялся, как людям эта простая мысль непонятна.

Кстати, этот же монах сформулировал интересную мысль: Тюрьма – идеальный монастырь. Он говорил о себе – если дадут пожизненное, он не опечалится. Сядет на койку. Возьмет четки и начнет творить Иисусову молитву. Он советует заключенным не тратить время, а двигаться к совершенству. Для многих пожизненное заключение – конец. Никаких надежд. Даже те, кто получил большой срок, надеются выйти. Заключенные готовы делать что угодно, лишь бы получить не пожизненное, но ограниченный срок.

Раз так сложилось, самое время заняться душой.

Ниже будут приведены слова известного священника отца Сергия Баранова, который в созданном монастыре продвигает делание Иисусовой молитвы. Отец Сергий опубликовал труды. Могу и я прислать материалы о Иисусовой молитве, мы с паломниками на беседах по мере сил этот вопрос разбирали.

– Среди источников для знакомства с темой молитвы можно выделить трактат священника Антония (Голынского) «О молитве Иисусовой и Божественной благодати». Трактат приводится в книжечке Николая Новикова «Путь умного делания».

Не имеется в виду того, чтобы читать все книги Новикова (они объемны). Имеется в виду только этот трактат. Он небольшой по объему, но ёмкий по смыслу. Писался в середине 20-го века, в годы гонений для людей, которые не могли пользоваться аскетическими книгами (в годы гонений такие книги были под запретом). Суть дела описана кратко и по-существу. Конечно, читать трактат нужно с рассуждением, особенно, советы о том, сколько молитв читать (количество измеряется тысячами), и советы о переустройстве внешней жизни (чтобы ничего не отвлекало от молитвы). Читая трактат, можно трезво оценить свои силы и возможности. Без совета с опытным священником идеи о тысячах молитв реализовывать лучше не спешить. Важны понимания иного рода. Важно понять суть: внимать молитве, а не состояниям и пр.. Важно понять дух наставлений. В виду емкости (глубины) изложения можно порекомендовать этот трактат прочитать три раза (с интервалом 1,5 – 2 года).

Остальные книги не могу сказать, что рекомендую читать по несколько раз. Дай Бог – хотя бы по разу прочитать.

Также стоит отметить очень короткую по объему, но также очень ёмкую по содержанию книжечку Сергея Большакова «На высотах духа».

Автор общался с делателями молитвы. Приводит некоторое количество историй о своих встречах, описывает советы, которые получил.

Интересующиеся темой могут открыть оглавления трех томов из творений святителя Игнатия (Брянчанинова): «Аскетические опыты. Том 1», «Аскетические опыты. Том 2», «Приношение современному монашеству». И, открыв, отметить все главы, в названии которых есть упоминание о молитве. И, отметив, прочитать. Внимательное чтение этих глав – основа на всю жизнь.

Очень толковые слова о молитве Иисусовой приводятся в предисловии к книге Игумена N. “В горах Кавказа” (выдержку см. по ссылке: “О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ – выдержка из предисл. к книге В горах Кавказа“).

В Соловецком монастыре проходили беседы с паломниками на тему молитвы, в том числе, Иисусовой в рамках цикла «С чего начать христианскую жизнь».

На что обратить внимание, приступая к молитве. Несколько слов о душевном мире и духовном руководстве:
6. «Хранение внутреннего мира. О молитве»;
7. «Что важно знать, приступая к молитве? Рекоменд. источники».
https://youtu.be/YxPy2fRhGGY;
8.1. Духовные советы. О молитве, духовном руководстве;

– Дополнение – в ответе: «Молитва. Что делать, если мысли рассеиваются». Ссылка на саму запись, на страничку. О молитве и о, вообще, христианской жизни, вопрос поднимался в 1-ой беседе «С чего начать христианскую жизнь». Ссылка на расширенную текстовую версию.

– О молитве были некоторые беседы в рамках цикла «Зазеркалье»:
56. Навязчивые мысли и гордость. Смирение. Духовные законы. В первый раз по своей воле – далее – уже против воли. Связь между страстями;
57. Если противоречить помыслам, то ничего не будет. О молитве Иисусовой;
58a. О молитве Иисусовой. Зло побеждается в самом начале и силой Божией. Не вникать в тревожные мысли;
58b. О молитве Иисусовой (окончание)

– Отдельная беседа «О молитве, про заповедь о любви и щеку, об исповеди».

Святые отцы в Иисусовой молитве видели некий метод, позволяющий человеку двигаться к совершенству, даже если у него ничего нет. Как говорил прп. Серафим Саровский – хочешь ты бедному подать, но то бедного нет, то подать нечего (своими словами передана мысль). Бывает, что у человека нет условий, чтобы делом следовать пути добродетелей, пути Евангельских заповедей. А молитва есть всегда. Внутренняя молитва.

Священником Антонием (Голынским) написан «Аскетический трактат. О молитве Иисусовой», который приведен в книжечке Новикова. Трактат этот можно прочесть (если доведется) трижды с интервалом в год. Обращать внимание стоит не на число молитв и не на количество часов, проведенных в молитве, а на главные принципы. На первых этапах человек в Иисусовой молитве ищет очищения ума от помрачения. Не стоит вникать ни в какие мысли, ни в какие состояния. Сосредотачиваться необходимо только на имени Иисусовом. Мыслей бывает масса. Могут даже возникнуть специфические телесные ощущения. Ни на что из этого не стоит обращать внимания.

Поделюсь с тобой еще одной историей. Написал это письмо один заключенный. Попал в тюрьму за кражу – у родителей технику вынес и заложил в ломбард. Мама и папа написали заявление, но не думали, что их чадо посадят. Родители пытались смягчить приговор, но как сложилось, так сложилось. Он писал людям с просьбой о материальной помощи, но ответа не получал. Гневался. Вырывал листы из записной книжки, то есть исключал из своей жизни тех, кто ему не помог. В этом состоянии гнева он увидел в почти уже пустом блокноте изображение Храма и удивился. Раньше не замечал изображения, хотя записная книжка была с ним не первый год. На этикетке бутылки, из которой поливал цветок, был тоже изображен Храм. Он о многом передумал и про себя решил, что больше никогда не станет на прежний путь. Вокруг него стали происходить чудеса.

А еще, когда выйдешь из тюрьмы, посмотри фильм «Русский крест». Фильм этот про человека, который пропивал свою жизнь. Однажды при беседе с тем, кто имел связь с Богом, он вдруг ужаснулся от состояния, до которого дошел. Вспомнил о Боге и начал строить путь к Нему. Если он раньше был Иван Росток, то теперь стал Иван Ростов. Вспомнил, что он не Иван, не помнящий родства. У него появилось человеческое лицо. Чего и тебе желаю.

Приведу слова отца Сергия Баранова. Когда он был в Соловецком монастыре и беседовал с братией, то я задал вопрос, имя в виду твое письмо.

Помимо прочих тюрем я окормлял «Черный дельфин». Это пожизненная тюрьма. Одна из самых страшных тюрем. В одной камере сидят отец с сыном. Срок 25 лет. Они не сошли с ума. Не деградировали. Сначала им в камеру попало Евангелие. Потом появились книги Святых отцов. Они стали заниматься Иисусовой молитвой. И сейчас отец мне говорит – Батюшка, я в камере смертников нахожусь в таком состоянии, что просыпаюсь с чувством радости и засыпаю с благодарностью Богу. Однажды я его Причащал, и он через клетку ко мне наклонился и на ухо говорит – отец Сергий, здесь так близок Бог. Мы иногда даже пугаемся. Кто из наших монахов может об этом сказать? Конечно, нужно употребить усилие. Все-таки большой срок – большой надрыв сердца. С этим жить каждый день с утра до вечера очень тяжело.

Те ребята, кто приходили в Церковь, рано или поздно освобождались. Через 20 лет. Через 25 лет. Освободился год назад человек после срока в 25 лет. Но остался человеком. Он сейчас в Москве. Скажи, что он сидел – не поверят. Но он совершил выбор и прилепился к Церкви. Ходил и ходил. Бога молил. И заключенные его уважали. И сейчас на воле он уважаем. Он не играл в эту романтику уголовную. Сидел по чести, поэтому и уважали. И вышел человеком. Но он молился. Надо молился. Иначе очень тяжело.

Я вспоминаю, когда-то служили в армии 2 года. Казалось, что невыносимо. А здесь срок 25 лет. Господи, помилуй. Если не молиться, помысл тебя изъест, как червь изнутри. Помысл с утра до вечера – кто-то из друзей женился, у кого-то уже дети, а я, а мне еще… Этот помысл может надорвать психологически. Помысл нужно заменить молитвой.

Постскриптум.

Если на зоне можно слушать аудио (раньше по крайней мере допускалось использование телефонов, но потом ситуация ужесточилась), то могу прислать аудиозаписи. В Обители были проведены беседы «Остаться человеком: офисы, мегаполисы, концлагеря» (несколько частей), где рассматривался в том числе опыт узников и тех, кто прошел войну, экстремальные обстоятельства. Может быть, тебе было бы интересно почитать воспоминания новомучеников и исповедников Российский, репрессированных в годы гонений. Все они пережили заключение, но при этом остались людьми.

Воспоминания христиан, прошедших гонения, очень интересны. Часто советую людям посмотреть следующие книги. Михаил Труханов «Первые сорок лет моей жизни». Это священник, который 15 лет провел в заключении. Был репрессирован за Веру. Ефросиния Керсновская «Сколько стоит человек». Верующая женщина, любившая трудиться на земле. Репрессирована. Имущество конфисковано. В лагерях она осталась не только человеком вообще, но женщиной в частности. Она не потеряла себя. Алексей Арцебушев «Милосердия двери». По абсурдному обвинению был арестован. Православный христианин. Прошел лагеря. Иван Солоневич «Россия в концлагере». По этой книге трудно понять, что автор был верующим человеком. Книгу он издал в Германии после побега из СССР. Его брат Борис Солоневич написал труд «Молодежь и ОГПУ». Прошел репрессии. Был одним из руководителей скаутского движения. Он рассказывал о Христе то, что можно было рассказать детям. Во времена репрессий карательное ведомство предложило ему совместную «деятельность». Борис Солоневич знал всю технологию организации детских спортивных лагерей, тренировки спортсменов, только делал все это со знаком плюс. Ему предложили проявить подобные знания на почве подготовки кадров для карательных ведомств. За отказ он и был сослан на Соловки. В книге «Молодежь и ОГПУ» он ставит вопрос – Что помогает человеку не сломаться? И много других книг. Книга монахини Никоны «Союзом любви во Христе соединенные». Это воспоминания христиан, священников, иерархов, подвергшихся гонениям. Жития новомучеников и исповедников помогают раскрывающие тему – Что помогло человеку остаться человеком? Но ведь человеком может остаться только тот, кто связан с Богом. Разрывая эти отношения, трудно, а порой и не возможно удержаться на уровне человеческого статуса.

Прп. Иустин (Попович) в книге «Философские пропасти» говорил, что херувимская суть человеческого существа – Христос.

Интересны дневники прп. Никона Оптинского. После закрытия Оптиной Пустыни он был репрессирован. Прп. Никон рассказывает о духовной жизни, о том, что слышал от своего духовника прп. Варсонофия Оптинского.

Понятно, в одном письме всего не изложишь. Когда-то надо ставить точку.