-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 13.12.2023. |
Взвешенное, обдуманное решение может быть принято лишь при наличии внутреннего ядра и здоровой духовной жизни. Иначе подмена «полюби себя» и «сепарируйся».
[После ответа женщина пересмотрела свое отношение к концепции т.н. созависимости. Вот что она пишет:
Когда я столкнулась с зависимостью любимого человека, начала изучать этот вопрос и, соответственно, смотрела лекции на YouTube о «12 шагах», о «созависимости», о том, как ставить границы. Читала книгу какого-то психиатра (сейчас автора не вспомню) о созависимости. Возникло ощущение, что пропагандируется следующая история – если ты попадаешь в подобные отношения, значит ты априори ненормальная – дисфункциональная семья, неправильное воспитание, потому что нормальные люди в такие отношения попасть не могут. А если вдруг эти самые нормальные люди каким-то образом по ошибке туда попадают, узнав об этом, они сразу же уходят из этих отношений, ведь нормальный человек не будет этого терпеть, нормальный человек от всего, что его не устраивает, отгораживается.
Я пыталась отчасти этому следовать, ставить границы, игнорировать, но по факту ломала себя. Я внутренне ощущала протест. Во мне появился внутренний конфликт – получается, что того, кого я люблю, принять нельзя. А если я приму, то это ненормально, а ненормальным быть не хочется никому. Путаница. Но на самом деле человека можно любить и любовью покрыть его немощь.
Когда я отвергла эту позицию и пошла из христианской любви, то у нас и отношения изменились. Мне стало легче. Внутреннее сопротивление исчезло. Я с облегчением принимаю – это мое. Я люблю этого человека. Я его выбрала. Да, у него есть свои недостатки, а у меня свои. Для меня это феноменальное облегчение и мое открытие. Мне позиция созависимости не очень-то подошла. Здесь и родители под раздачу попадают. Все, до пятого колена… Все плохие. Так себе история]
См. также 3 ответа «Жене деспотичного зависимого мужа»
Зависимость. Зависимость. Жене деспотичного зависимого мужа. Ч. 1
Зависимость. Зависимость. Жене деспотичного зависимого мужа. Ч. 2
Зависимость. Зависимость. Жене деспотичного зависимого мужа. Ч. 3
Человек, развиваясь духовно и культурно, получает возможность разобраться в той ситуации, в которую он погружен. Если же человек живет только на уровне бытования, как высокоорганизованное животное, тогда он не может выйти из некоего коридора. Как заяц, попадая в свет фар, словно не чувствует, что за этим лучом находится лес.
Погружаясь в поток злости, особенно если дома есть зависимый ближний, мы некий образом и его провоцируем. Он чувствует нашу позицию и ожесточается. Начинается взаимное подпитывание друг друга. Кто-то первым должен разорвать эту цепочку. Как аналогия игра тетрис. Если ты одну полоску заполняешь, она исчезает. Прочие фигуры падают, меняют свою конфигурацию и уже можно начать собирать следующую линейку. Так же и в жизни. Если даже все критически непонятно, то наверняка есть что-то, что точно ясно. Например, жена ненавидит выпивающего мужа. Сейчас это та проблема, с которой можно начать. Побеждая свою ненависть и меняясь изнутри, супруга становится способной увидеть мир иначе. Те ситуации, в которых муж раздражал, уже гнева не вызывают. Соответственно, муж становится спокойным. Постепенно все выравнивается.
Есть вечные принципы, описанные в Евангелие. Но человек почему-то считает, что автономен, и именно он хозяин собственной жизни. Он страдает, но уверен – все должно происходить так, как он это видит. Если что-то выходит за рамки его представлений, начинает досадовать, гневаться. И требуется определенная доля смирения, чтобы признать, что реальность не всегда выстраивается исходя из твоих убеждений.
А установи бывают разные. Кого-то приучают, что самое главное – хорошее образование и хорошая работа. Одна девушка училась на пятерки. Работает в банке. И вдруг она спрашивает – Почему я несчастна, ведь делаю все, чему меня учили? А потому, что жизнь не состоит из одной работы и одних установок. Ложные имиджи подменяют то глубинное нутро человека, его «Я», центр личности. Человек уже не сам ощущает ситуацию и старается реагировать на нее исходя из вечных принципов. Он упорно считает, что должно быть так и никак иначе. Может быть, семейные установки хороши сами по себе. Но когда человек постулирует нечто, как единственно возможный вариант, при этом обвиняя другого (например, мужа, что тот не обеспечивает семейную матрицу), возникает конфликт.
Сейчас все называют себя осознанными. А на самом деле в чем эта осознанность? В покупке телефона, следуя рекламным кампаниям или навязывании другим собственных представлений о жизни с требованием их соблюдений. Возникает напряжение. Как и куда из него выходить? Мужчина традиционно выходит в алкоголь. И жена не способна его остановить. Очень трудно любить женщину, которая на каком-то этапе перестала быть женщиной. Сщмч. Сергий (Сребрянский) говорил, что мужчины по натуре грубы и импульсивны, поэтому ищут в женщине противоположных качеств. Ничто так не отталкивает мужчину от женщины, как присутствие в ней тех качеств, которые свойственны мужчине. И Экзюпери говорил – «Случалось ли тебе снова влюбиться в женщину после того, как на суде она доказала, что была кругом права?» Когда женщина утрачивает женственность и перераспределяется в пользу умных дискуссий на тему кто и что должен делать, то она перестает отчасти восприниматься, как женщина.
Вопрос о жизни с человеком, страдающим от зависимости, часто сопровождается мнением о необходимости сепарации – тогда и ты спасаешься, а иначе оба погибнете. Возникает здесь некая манипуляция понятием «нести свой Крест». В аскетической литературе есть подобная идея. Она зачастую подвергается осмеянию. Современный тренд направлен на состояние комфорта. Любое усилие рассматривается, как помеха. Ведь идея пассивности к выражению «нести свой Крест» неприменима. Христос со Своим Отцом, который на Небе, бросил вызов всему «олигархату» (если можно так сказать). Кто из тех, кто называет себя крутым, осознанным и свободолюбивым, может это повторить? Что же тогда следует понимать под постулатом «Нести свой Крест»? Не занимаюсь толкованием Священного Писания. И все же. Свои ценности. Совершенный выбор и следованием ему. Цельность при преодолении встречных трудностей. Бывает, что фраза эта применяется к человеку сломленному, сдавшемуся и согласившемуся на навязанные ему условия.
Часто в материалах для родственников зависимых сам зависимый сравнивается с узником концлагеря. Поясню.
«Родственникам зависимых (справедлива ли концепция “созависимости”?).
Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)»
Тема концлагерей актуальна и сейчас. Описан синдром боязни колючей проволоки. Он выражается в распаде целостности (если так можно сказать). Человек полностью сосредотачивается вокруг идеи выживания. Кто-то замыкается на мысли приобретения материальных благ. А вот спроси человека, что он читал лично для себя (не по работе), и мало кто даст хоть какой-то ответ.
Тема концлагерей аккумулирует большое количество наблюдений поведения и выживания человека в экстремальных обстоятельствах. Определенную категорию заключенных называли «стариками». В них угасла всякая рефлексия. Их можно назвать «живыми трупами». Бруно Беттельгейм в книге «Просвещённое сердце» указывал, что результатом воздействия эсэс на заключенных было низведение до уровня инфантильного ребенка. Но ребенка не в Евангельском смысле «будете как дети» (Мф 18. 3), где подразумевается иное – не держите зла, не фиксируйтесь на материальных ценностях. Инфантильность в словах Бруно Беттельгейма подразумевает, что заключенные могли отобрать у своего товарища еду, кусаться и при этом не испытывать по данному поводу рефлексии. Система концлагерей способствовала низведению человека до этого примитивного уровня. Запрещалось смотреть по сторонам. Любое проявление инициативы наказывалось. Если человек какое-то время не пользуется своей способностью принимать самостоятельные решения, то она атрофируется. То, что не используется, умирает – таков принцип работы мозга (и не только). Человек терял высшую точку, исходя из которой, мог бы посмотреть на себя, на собственное пребывание в лагере.
Все, что помогало оставаться человеком, блокировалось. В некоторых советских лагерях был запрет на чтение и написание стихов. Ведь в этом личность себя проявляет, и человек может жить. В беседах «ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ»: офисы, мегаполисы, концлагеря» озвучена идея, что заключенные, лишенные интеллектуальной деятельности, быстро деградировали при отсутствии у них духовной жизни. Если человек умел молиться, то источник внутренний журчал, как Господь сказал «источник воды живой» (ср Ин 7. 37).
Некоторые идеи цикла бесед «Остаться человеком…»:
– В тексте «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления».
– В беседах 5.24–5.31 цикла бесед «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» на примере женщин, прошедших концентрационные лагеря и экстремальные обстоятельства, в том числе, обсуждается и вопрос о родственниках зависимого человека. Как им удалось не сломаться? Какие ошибочные стратегии использовали узники и как эти стратегии воспроизводятся в современной популярной психологии?
5.24. Ошибки выживания и психо-практик: любить себя, отрицание вины, отстранение. Родственникам зависимых;
5.25. Выжить: положительные воспоминания, дружба, этика, настрой, трезвение. Ошибки. Родственникам зависимых;
5.26. Ошибки выживания и психо-практик. Уход в грезы. Голод и деформация. Родственникам зависимых;
5.27. Выжить: Пожизненное заключение. Ольга Адамова-Слиозберг. Родственникам зависимых. Не переступать грань.
Как некий образ – ручеек, что течет и не замерзает даже зимой. Но стоит ему остановиться, как тут же покрывается коркой льда. В лагерях некоторые люди утрачивали это внутреннее движение и тогда очень быстро принимали на себя отпечатки внешней реальности. При потере высшего смысла, с помощью которого могло быть интерпретировано происходящее, понят внутренний смысл, человек получает лишь визуальную, то есть внешнюю картинку. Постепенно, когда человек утомлен, когда нет никакой духовной жизни (он живет, как высокоорганизованное животное – сон, еда, работа, только вот в условии города статус высокоорганизованного животного не позволяет вырыть себе норку, нужно купить квартиру в приличном районе и машину), если мысли не поднимаются выше, то в экстремальной ситуации он крайне быстро деградирует.
Высшая точка описана у Этти Хиллесум в автобиографических заметках «Я нигде и никогда не умру. Дневник 1941–1943 гг.». Узница концлагеря. Еврейка по происхождению. Ее няня была христианкой, и Этти усвоила христианские идеи. Даже будучи ограничена колючей проволокой, она могла быть свободна духовно. Никто не может воспрепятствовать связи с Богом. Лагерь не давил на нее. Безусловно, она испытывала трудности, но при этом оставалась человеком в полном смысле слова.
Как это связано с женами зависимых? На примере лагерей видны стратегии, которые сейчас используются в современной психологии. Бруно Беттельгейм описал нерабочие стратегии, то есть человека губящие. Система концлагеря работает столь тонко, что человек, пытаясь ей сопротивляться, на самом деле еще больше запутывается. Некоторые стратегии протестантского толка, использованные, в том числе, и в 12-шаговой программе и курсах созависимых, словно повторяют то, что показало себя неэффективным в концлагере. Один современный исследователь, описывая идею концлагерей, говорил, что разрушительным эффектом обладала даже архитектура. В городах с классической архитектурой в конце проспекта должен быть виден фонтан или Храм, что радует глаз. В лагерях же видны одни серые стены. Даже если узника переводили с места на место, то он всегда видел одну и туже планировку, одни и те же стены, охранников, одетых в одну и ту же форму, и один и тот же алгоритм. Когда мозгу не за что зацепиться, чтобы анализировать, во-первых, начинается регресс. Во-вторых, пережевывание внутренних страхов, либо обработка образов унижения, увиденных или тех, с которыми пришлось столкнуться самому. Вся обстановка не давала человеку никакой зацепки, чтобы он мог задуматься.
Бруно Беттельгейм описывал, как некоторые заключенные, попадая в подобную обезличенную обстановку, пытались сохранить себя через чувство собственной исключительности (в современной интерпретации – «полюби себя»). Локально это давало человеку некое преимущество, но на длинной дистанции он проигрывал, ведь происходил разрыв связи с окружающими. А основная идея выживания как раз в сохранении связи с товарищами (и женского, и мужского пола). Священное Писание не запрещает общение. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс 1. 1). Как понять? Вы бухгалтер, например. Послали резюме на рассмотрение. Вас приглашают в компанию, которая занимается черной трансплантологией. Вы бы не пошли. Деньги, заработанные там, не принесут счастья. Противоречие принципам. Приняв предложение, Вы впадете в состояние регрессии, которую Бруно Беттельгейм и описывал. Один из принципов уничтожения человека – заставить его перешагнуть через последнюю черту. Переступив ее, жизнь человека утрачивает смысл, даже если он физически остался жив. Такой человек, кстати, может покончить с собой или умереть от уныния.
Общая идея обогащения личности строится на взаимодействии с окружающими. По мысли Льва Выготского мы развиваемся через конструктивное взаимодействие с ближними. Когда это взаимодействие прекращается, происходит регрессия. По сути, он описывал тоже, что происходило в лагерях.
Например, детский страх. Возрастая, человек получает конструктивные представления. Узнает о промысле Божием, который не дает развиваться злу. Осознает внутреннюю свободу. И вот этот страх со всех сторон обживается здоровыми знаниями. Инстинкт самосохранения работает, но без избыточного страха. Фиксация на себе, прекращение конструктивного общения с ближними, приводит к распаду сдерживающих механизмов и страх разрастается, приобретает гротескные формы. Социальные связи дают нам поддержку, информацию, тепло. В беседах рассматривался роман Ремарка «Искра жизни». Узник под именем 209, получив хлеб от товарища, ощутил, что этот хлеб был для него сродни Причастию. Это был не просто кусочек хлеба. Он был насыщен межличностными связями. Это символ – ты не один.
Вторая идея, озвученная в концлагерях и в современной психологии – отказ от чувства вины. Оказавшись в экстремальных обстоятельствах, естественно, люди срывались. Как это интерпретировать? Как понять свой срыв? Вообще чувство вины – чувство конструктивное. Оно свидетельствует о нарушении некоей грани. Соответственно, чувство вины может быть исцелено. Каким образом? Через покаяние – Господи, эту грань я переступил. Я осознаю, что был неправ. Прости меня. Я постараюсь исправиться.
Мы говорили, что идея «нести свой Крест» сейчас подвергается манипуляции (пришпиливается к иному контексту). Так же и чувство вины. Это чувство конструктивно. Оно помогает нам оценить ошибку и исправиться. Мать, например, ударила ребенка, и у нее появляется чувство вины. Если она не изживет его конструктивно, то есть не осознает свою ошибку и не помирится с ребенком, то просто потеряет связь с чадом. Чувство вины подсказывает – ты совершил ошибку. Но! Есть люди гордые. Описано даже такое явление, как отчаяние гордых. Вот человек построил себе образ собственного «Я». Зачастую образ возвышенный. Некоторые современные авторы отмечают, что современная женщина – суперженщина. Она успешно решает вопросы на нескольких работах. С легкостью справляется со всеми домашними проблемами. Красивая. Подтянутая. Когда реальная женщина решает этому образу соответствовать, то какое-то время еще тянет эту повозку, а потом ломается. Лоуренс Гонсалес в книге «Остаться в живых. Психология поведения в экстремальных ситуациях» отмечает, что люди не готовы признать – реальность более упругая. Все торопятся. Например, спускаясь с горы, они отказываются от страховки, желая спуститься побыстрее, но в итоге кто-то срывается. Гордый же человек, столкнувшись с собственной немощью, не может этого пережить. Страдает. Это хорошо показано в фильме «Игры разума», где математик Джон Нэш, впоследствии сошедший с ума, проигрывает партию в го. Он не может принять поражение. Он потрясен. Этот образ и комментирует то, о чем мы говорили – через общение с ближними мы развиваемся. Он «инкапсулировался», ушел в собственные грезы. По фильму видно, что выход из кризиса произошел только через социальные связи.
Возвращаясь к теме лагеря. Например, один заключенный избил другого, отобрал еду. Он оказывается перед фактом собственной немощи. Одно дело, конструктивное его изживание – покаяние, осознание срыва, анализ, поддержка того человека, кого избил (как некая форма искупления). Вчерашний враг становится союзником. Развиваются отношения. Так везде. И в бизнесе, и в науке. Общий принцип – развитие через обратные связи. Лев Выготский говорил, что общение с ближними позволяет нам на следующем витке стать более совершенными, чем ранее. Отказ от чувства вины, как психотехника, спускает человека на виток ниже. Узник говорит, что избил, потому что тот на него косо посмотрел (нужна ведь интерпретация поступка) или потому что тот еврей. Вставая на точку зрения мучителя, человек незаметно для себя становился таким же. Интересный эффект. Избив другого и оправдав себя, некоторые узники начинали походить на эсэсовцев (значит ты просто машина, которая автоматически, слепо реагирует на косые взгляды).
Кстати, момент чувства вины виден и в современных психотехниках. Человеку, у которого что-то не складывается по жизни, говорят, что его травмировали родители и только они во всем виноваты. Соглашаясь с данной точкой зрения, человек получает оправдание бездействия или приема алкоголя, наркотиков. Но! Так приходится согласиться одновременно и с потерей собственной инициативности. Ты безвольный объект, который принимает на себя отпечатки окружающего мира. Человек признает, что не может реагировать иначе. А вот ответь он по-другому (не ударь в ответ на косой взгляд) и человек останется на позиции здоровой инициативности. Виктор Франкл в речи перед заключенными тюрьмы «Сан-Квентин» говорил, что не хочет для них дешевого освобождения от чувства вины. Страдание – прерогатива человека. Человек что-то совершил, страдает, но может это изменить.
Третий момент, который можно сопоставить в системе «лагерь – психологический тренинг» — разрыв эмоциональных связей. Некоторые заключенные выбирали эту ошибочную стратегию. Например, Бруно Беттельгейм описывал такую сцену. Эсэсовец зачитывал перед строем заключенных имена тех, кто получил письмо, но не отдал, а сжег на их глазах. Кто-то приходил к выводу, что данной ситуации выгоднее очерстветь. С одной стороны, такой выбор приносит меньше страданий, но очерствев, ты теряешь связь с другими людьми.
В беседах разбирал аниме «Унесенные призраками». Аниме смотреть с детьми, да еще в больших количествах опасно. В японской культуре размыта грань между добром и злом. Постоянное обращение к демоническому миру. Кровь. Сексуальные перверсии. Это для их культуры принято. А для неокрепшей детской психики просмотр аниме может закончиться плохо. Тихиро попадает в мир духов, призраков и прочих магических существ. Девочка не может выйти из зазеркалья и чтобы не погибнуть заключает с колдуньей контракт. Ее имя похищено. Но его необходимо вспомнить, ведь иначе не выбраться. Ее спасло общение. Когда девочка переводилась из школы в школу, то одноклассники подарили ей открытку, где и было написано ее имя. То есть Тихиро выживает благодаря социальным связям. Разрыв эмоциональных связей неперспективен. Локальный успех похож на выигрыш, но глобально ситуация проиграна. Этот же принцип использован в идеях созависимости.
В чем проблема? Осуществляя выбор в сторону отстранения, необходимо помнить о формировании привычки. Если ты хотя бы на одного человека приучаешься реагировать с черствостью, этот же механизм автоматически реализуешь и в общении с другими людьми. Начальница, накричав на подчиненного, рискует агрессивно ответить и своему ребенку. Проблема в том, что выбранная стратегия начинает реализовываться, как единственно верная. Может быть, в Штатах другого варианта и нет. В Штатах, как можно судить, утрачена духовно-смысловая и культурная вертикаль, на основании которой человек мог хоть как-то осмыслить свою проблему. Ампутация, то есть разрыв связей, единственно доступное для них средство. Если у врача нет ни лекарств, ни оборудования, то он может лишь отсечь конечность пациента. Иначе ему не исцелить рану.
В Штатах была зафиксирована эпидемия наркомании, основанная на потреблении рецептурных препаратов, содержащих синтетический опий. Если у врача есть возможность прописать обезболивание, то зачем вникать в причину боли. Бесконтрольное назначение данных препаратов привело к прогрессивному падению уровня диагностики. Специалисты утратили интерес к диагностическому поиску. Ведь задача может быть решена через назначение рецептурного препарата для обезболивания. Так и здесь. Зачем пытаться выровнять сложные отношения, если человека можно просто отсечь? Тебя научили на курсах убирать токсичных людей из своего окружения. Потом институтский приятель указал на твое агрессивное поведение, и ты перестаешь его приглашать на праздники и дни рождения. Затем токсичными оказываются родственники. Вот и ты уже один. Если центральной линией решения проблемы избрано отсечение – это конец.
Что делать? Опыт христиан, прошедших гонения, и дает нам основание для выхода их тупика. Выход – возрастание в человеке человеческого. Формируется некое ядро личности. Если человек раньше ничем не интересовался кроме сна и работы, то теперь пробуждаются некие высшие интересы. Развивается то, что академик Павлов назвал второй сигнальной системой, то есть представления, с помощью которых мы может интерпретировать происходящее и использовать даже скорбные обстоятельства в свою пользу. Кстати, в творениях духовных авторов много таких примеров. Скорби нас делают чище, то есть способными к вхождению в Царство Небесное. Когда появляется некое ядро личности, человек, конечно, чувствует окружающую обстановку, понимает ее, видит ее минусы, но не захватывается ею окончательно. Наоборот. Тот, кто не сломается, станет сильнее. Духовники, прошедшие лагеря, возвращались из заточения светочами, то есть пастырями, которые могли окормлять людей, находящихся в скорбных обстоятельствах, в условиях давления тоталитарного строя.
В беседах разбирали женские истории. Ефросиния Керсновская и ее книга «Сколько стоит человек». Ольга Адомова–Слиозберг и ее воспоминания «Путь». Она, возможно, и не была верующей, но в ней видны принципы, которые и позволили выжить. Ольга не поддалась унынию. Банально делала зарядку. Сохранила этические грани. Она описывала, что уход в проституцию гибелен. В лагерях нередко вставал перед женщиной вопрос – работать или пойти в проституцию? Та, кто выберет работу, имеет больше шансов выжить. Решившаяся на проституцию, оставляет себя на волю пьяных охранников. Поначалу над оптимизмом Ольги смеялись другие девочки, попавшие в заключение по весьма и весьма абсурдным обвинениям. Но потом те же самые девочки забирались к ней в кровать и требовали, чтобы она пообещала – ее рассказы не выдумка и можно пройти через страшные обстоятельства, оставшись при этом человеком, не потеряв человеческий облик. И вот однажды она узнала, что под ее подушку что-то положили и решила, что это хлеб. Как Ольга была разочарована, когда обнаружила там три письма. Она ужаснулась тому насколько деградировала, ведь пайка хлеба стала дороже писем из дома. Это осознание было крайне важно. Ольга встретилась мужественно с данным фактом, ведь он послужил предупреждением – соберись, ты уже на пути деградации.
Построение личности приводит человека к тому, что даже при необходимости противостоять агрессии другого человека или строя, он это делает, но не как испуганное животное. Проблема некоторых матерей и жен зависимых в том, что они сами напоминают узников. Мышление узника сосредотачивалось на охраннике. Кто он? В каком состоянии? В беседах разбирали книгу Олега Волкова «Погружение во тьму». Заключенный, деградируя, целиком концентрировался на идее еды. Жена пьющего человека вечно вздрагивает. Каким он придет? И вся ее жизнь, как жизнь узника, отсчитывается от некоего внешнего события. Крайне важно, чтобы появилась собственная точка опоры на внутреннюю жизнь. Когда ты возрастаешь, то понимаешь – даже если другой человек придет нетрезвым, это внесет коррективы в день текущий, но не это определяет тебя, как человека. Главная проблема узников – центр личности вынесен во вне. Программа созависимости предлагает себя от внешнего отсечь, но если внутренняя точка опоры так и не появилась, если ты уже привык во вне проецировать центр своей личности, то отсечение не исцелит.
Другой вариант – появляется внутренняя жизнь, формируется вторая доминанта (в беседах рассмотрено учение академика Ухтомского). Доминанта – устойчивый очаг в коре головного мозга. Все поступающие импульсы притягиваются к текущему очагу. Так человек в состоянии страха вздрагивает от любого шороха, что лишь усугубляет страх. Одновременно прочие отделы коры головного мозга тормозятся. Доминанта является маховым колесом и организует тысячи фактов в единую картину. Общий колорит, то есть то, каким тебе видится жизнь, определяется текущей доминантой. Если человек подавлен, находится в неприятных обстоятельствах и фиксирован на них, то его картина мира очень мрачная – все плохо и будет еще хуже. Этот принцип положен в основу материалов о преодолении зависимого поведения. Ухтомский считал, что бороться «в лоб» с патологической доминантой неперспективно. Тот, кто, пытаясь бороться с наркотиками, размышляет о том, что психоактивные вещества (ПАВ) – это плохо, скорее всего, употребит. Несчастны люди, кто пытается словесно победить свое одиночество через пение «Какая я счастливая» (условное название). Эти самые песнопения лишь подкрепляют, подчеркивают чувство одиночества. Счастливому человеку не нужно доказывать своего счастья. К чему это? Появившаяся новая бодрая доминанта, естественным образом тормозит патологическую. То есть те, у кого в экстремальных условиях появляется любовь к людям, свой взгляд, основанный на высших ценностях, имеют шанс выжить. Например, Ефросиния Керсновская могла видеть что-то хорошее даже в лагерной обстановке. Она привыкла трудиться. Было ниже ее человеческого достоинства работать «спустя рукава». За собственные средства Ефросиния выправила плуг. Зато, когда она шла за этим плугом и наблюдала, как он переворачивает ровные пласты земли, могла себя уважать, как человека.
Кстати, нужно понять, что такое человеческое достоинство с точки зрения православного мировоззрения. Когда человек теряет свое достоинство и пытается выправить ситуацию искусственно (подними самооценку и так далее), то жизнь его остается прежней. Если бы человек научился не врать, а уважать свое слово. Сказал – сделал (не в рамках пацанской идеологии). Но если сказал, что придешь – приди. И тогда даже при отсутствии супердуховности ты будешь считать, что не зря топчешь землю.
Лосский (богослов) говорил, что на человека действую внутренние импульсы – гнев, раздражительность, голод, историческая среда, условия жизни так далее. Но как раз достоинство и заключается в том, что сам человек внешними импульсами не определяется. Они действуют, но у человека есть способность над ними подняться. Голод, например, не делает тебя зверем. С этого начинается подлинный выход.
Недавно одной знакомой составил письмо. Ее муж не пьет. Скорее он идет в русле политической повестки, которая ей не нравится. Она забрала детей и уехала.
«Семья. Конфликты в семье, разногласия. Жена хочет забрать детей, уйти».
В момент конфликта оба супруга находились на уровне бытности, когда все мышление (как мышление узников) определяется понятиями еды, денег, работы. Это та ступень, на которой решить сложные вопросы невозможно. Необходимо подняться. Начать нужно с этого.
Ожесточившаяся женщина разрушает атмосферу дома. Не обвиняю женщин. Виноваты всегда оба. Чтобы раздались аплодисменты нужны обе ладошки. Одна ладошка хлопать не умеет.
Одна женщина была психически нестабильна. Появились сигналы, что необходимо вмешательство, лечение. Она пыталась убить родившегося ребенка. Близкие люди говорили мужу, чтобы тот помог жене осознать необходимость лечения, но он отмахивался. Когда ситуация усугубилась, он стал курить и задерживаться на работе. Его психика не справилась. Одна мудрая женщина отмечала, что семья, где есть постоянное напряжение, долго не продержится. Кстати, и узники могли выжить, если после рабочего дня собирались и делились друг с другом хорошими историями, поддерживали друг друга. У Апостола Павла есть слова «научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол 3. 16). А что рассказывали люди, угасшие как личности? Как было плохо. Как над ними издевались. Люди заражали друг друга своей депрессией. Сами шли в негатив и тащили других. Семья – место, где люди должны друг друга поддерживать.
Запомнились слова одного автора: если женщина захочет, чтобы дома был мир – он будет. Женщине дано от природы гораздо больше в плане межличностных коммуникаций. Даже мудрый мужчина у женщины, как на ладони. Его попытки обмануть, уловки видны. А мужчине кажется, что он разумен. У мужчины есть другие преимущества. Эта разница не делит на плохих и хороших. Мужчины должны учиться у женщин, а женщины у мужчин, чтобы создать гармонию. Но женщина межличностные отношения видит на шаг или несколько шагов вперед. Женщина больше мужчины может способствовать миру, но бывает и обратное. В чем трагедия некоторых женщин? Женщины (пусть представительницы прекрасного пола меня простят) иногда считают себя центром вселенной. Гнобление себя, кстати, начинается с неосознаваемой немощи. Если женщина приготовила пироги, к примеру, и кто-то их не ест, то она может подумать, что приготовила плохо. Но ведь люди могли иметь свои причины. Кто-то сыт. Кто-то по болезни отказался от угощения.
Но! Даже если женщина пытается идеально себя вести и делает все, что нужно, у мужчины могут быть свои мотивы для ухода в алкоголь. Для нас правильная позиция (с духовной точки зрения) – это я виноват. Она дает нам хоть малейшую зацепку, чтобы найти выход из ситуации. Но и необходимо держать в уме, что у человека могут быть свои мотивы. Мы понимаем, что Христос, обладая полнотой мудрости, видя все несовершенства, сделал все от Него зависящее, чтобы Иуда не пошел на предательство. Во время Тайной Вечери Христос обмакнул хлеб в солило и дал именно ему. Что этот жест означает? Старший во время пира показывает – Он тебя ценит. Это был знак уважения. Даже в Гефсиманской саду Христос призывает Иуду к покаянию. «Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?» (Мф 26. 50). Но Иуда свой выбор уже сделал. Если бы он открылся Христу. Если бы он признался, что собирается предать, что не может справиться со злобой, то Христос бы исцелил.
Следует понять, что не совсем правдивы те точки зрения, которые целиком во всем обвиняют женщину или родителей, если дети начинают употреблять. Опубликована статья «Детям – жизнь от родителей или родителям – жизнь от детей?», где приведены слова Робера Хаера из книги «Лишенные совести. Страшный мир психопатов». С точки зрения автора, родители ребенка, уже обладающего определенным психическим складом (тяга к разрушению и прочее), начинают ходить по кабинетам, но утешения не получают. Все им говорят, что они не так воспитывали. А ведь они старались.
См. также «Родители–Дети–Воспитание. Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».
Возникает большой спектр вопросов. Как быть? Сохранять ли брак? Видится проблема в тех точках зрения, которые женщину целиком и полностью без рефлексии нацеливают на сепарацию. Почему тема сепарации не является выходом? Человек, даже находясь в скорбных обстоятельствах, даже если нет возможности эти обстоятельства изменить, может выбрать способ отношения к ним. Избирая христианскую позицию, ты оказываешься победителем, даже когда зажат со всех сторон. Отец Димитрий Василенко (военный священник) советовал воинам – если оказался в плену и противник старается морально сломить, то хотя бы молись. Дух такого человека окажется несломленным.
Один духовник сказал, что если у женщины есть великая Вера (та самая вторая доминанта), что она спасет своего мужа собственным терпением, то, действительно, может так и произойти. При ее жизни или даже после смерти. Великая вера поможет преодолеть все трудности. В Священном Писании есть слова «боязливый да не выходит на брань». То есть если у воина есть великое бесстрашие и великая Вера в Божественную помощь, он может идти в самый жестокий бой и не сломаться при этом психологически. Но если у человека второй доминаты нет, которая затормозит страх, и он пойдет туда, где взрывы, будет сломлен и раздавлен. Так же если у женщины великой Веры нет, а окружающие настаивают на сохранении семьи, то при условии постоянного унижения со стороны мужа, к тому же требующего сексуального контакта в состоянии алкогольного опьянения, ситуация может дойти до трагедии. Многие женщины находятся в тюрьме, потому что убили мужа в подобной ситуации. Был и такой случай. Один священник писал архиерею, что находится на грани. Масса церковных послушаний – приход, преподавательская деятельность и так далее. Ему был ответ – с Креста не сходят, с креста снимают. Произошло страшное. Он сорвался и зарубил матушку. Если у человека есть несгибаемый стержень, он это правильно поймет.
Готовил ответ родителям, чей приемный сын стал вести себя агрессивно. Он узнал, что усыновлен. Поклялся отомстить всем, кто причинил ему зло. Что делать? Если ситуация выходит из-под контроля, если при всем желании родители не могут помочь ему, то можно написать отказ – снять с себя ответственность за жизнь этого юноши.
«Приемные дети. Приёмный сын угрожает. Агрессия, криминальное поведение».
Важно начать именно с молитвы. Через цепочку обстоятельств Господь все же укажет путь. Проходит время, и ситуация выкристаллизовывается. Я знаю женщину, муж которой имеет психопатизированные черты. Она решила разводиться, но ситуация стала несколько лучше. Ребенок родился. Но ведь бывает и наоборот, когда каждый шаг приносит лишь новые сложности. Самое главное, чтобы женщина не просто вслепую слушала (слушалась) какого-то психолога, а принимала решение осмысленно, в результате формирования ядра личности. Это здоровый вариант.
Важно, чтобы в человеке проснулось то, что называется ядром личности. Личность в точки зрения Православия неопределима. Личность – это «кто?», а не «что?». Это тот, кто не определяется природой. Когда в человеке появляется эта способность – не определяться внешними импульсами, голодом, страстями или материальными объектами (надо купить машину – убил), тогда мы и говорим о личности. Тогда ежедневные стычки решаются по-другому. Внутренний мир – это скала, о которую разбивается весь негатив. Другой человек пытается тебя цеплять, но, когда в тебе есть внутренний мир, ты словно владеешь инструментом для решения конфликта. Как буксующее колесо. Надо подложить дощечку, чтобы началось движение. Человек хочет начать конфликт, но ты не даешь ему дощечки под его колесо, и конфликт затухает.
Знаю один случай. Женщина по-настоящему пыталась сохранить брак. Она стала начальницей, и дома воцарилась напряженная атмосфера. Много работала. Дети стали маленькими подчинёнными и побаивались мать. Начальственная должность несколько ожесточила ее. Конечно, с обеих сторон были проблемы. Муж работал в силовых ведомствах. Люди, кто контактирует с насилием, при отсутствии смысловой вертикали, с помощью которой могли бы эти образы переработать в конструктивном ключе, при отсутствии добродетелей, зачастую уходят в алкоголизм. Начинается деформация насилием. Ситуация усугублялась. Сначала эпизодические употребления. К вопросу о чувстве вины – 12 шаговая программа пропагандирует отказ от этого. Отказ от чувства вины действует разрушительно. Это добровольная слепота. Начал супруг. Он отказывался признавать употребление и изо всех сил пытался представить ситуацию нормальной. А любую попытку обличить его называл клеветой. Ему перестали верить домочадцы. На каком-то этапе он решил все оставить, как есть. Хотя изначально даже думал уйти из семьи, чтобы никого не травмировать. Женщина эта посоветовалась со священником и получила ответ – попытаться еще раз. Попробовала. Она, правда, не Причащалась. И молитва, к сожалению, в ее жизни не очень присутствовала. А мы знаем из истории узников, оказавшихся в экстремальных условиях, что только Вера помогала подняться над обстоятельствами. Она ушла. Муж негодовал. Считал, что его обманули. Со временем он осознал, что вел себя, как эгоист. Это было первое прозрение. Самостоятельное. Он начал восстанавливать отношения с детьми. Попытался собрать то, что еще не было окончательно утрачено. Появились хорошие мысли. Стал реже пить. Видно, что он старается себя сдерживать. Ситуация его встряхнула.
В Православной парадигме есть мысли, встроенные в целостный контекст, который предполагает градацию, историю. Мы, встречаясь с человеком, вначале пытаемся «так», а потом, если не получается – «эдак». И даже если мы прекращаем отношения, то не во имя бегства самого по себе, а, чтобы уберечься от греха. Если мы видим, что разрушаемся сами, теряем связь с Богом, то понимаем – мы делаем плохо, ведь «еже бо Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф 19. 6), но наш уход является вынужденной мерой.
Движение к Богу – не интеллектуальное действие (отмечал это в работах по зависимому поведению). Движение к Богу – приведение к Евангельским принципам своих душевных склонностей. Когда человек деятельно движется к Богу, становится терпимее к людям, в нем появляется любовь, ему нравится жить. Если такой человек оставит воспоминания, как ему живется, то люди, которым этот путь чужд, решив испытать то, что пережил он, могут прибегнуть к некоей психотехнике. Тогда и начинается это «полюби себя», «самоценность».
Например, старец Павел Груздев описывал ситуацию, произошедшую в лагере. У одной девушки украли хлеб. Он плакала. Голод. Он предложил ей свою пайку, но та отказалась, так как подумала, что в обмен на хлеб он потребует сексуальных услуг. То есть отказалась, ведь у нее было чувство человеческого достоинства. Павел Груздев был восхищен ее поступком. Даже в состоянии голода, она все же блюла честь девичью. Он хлеб передал, но через других людей. В этом человеческое достоинство! А когда у человека нет картины мира, на основании которой можно так жить, то создается некая интеллектуальная игра – я люблю себя, я хороший. Психотехника в определенном смысле уродует человека. Из всего многообразия жизни избираются некоторые сегменты и гипертрофируются. Чувство ценности собственной жизни, что было у описанной выше девушки, рождается, если есть ценности, и ты к ним идешь. Тогда в критической обстановке ты не падаешь. При отсутствии навыков и нечего удивляться падению. Очень важно выстроить основу. Подобное наблюдается и в рукопашном бое. Так во время экстремальных обстоятельств (в уличной драке, например), ты упадешь до уровня своей ежедневной тренированности. Если в зале не работал, то и не явишь чего-то феерического. Только в кино так бывает. Если человек ломается, значит надо задуматься о формировании базы, начать путь построения собственной личности.
Я как-то был в гостях у одного миссионера. Он принимал людей и помогал в разных тяжелых ситуациях. Пришла женщина. Муж ей предлагал родить еще одного ребенка. Она же утверждала, что это невозможно. Как тогда продолжать строить с мужчиной здоровые взаимоотношения, если супруга отказывает мужу в этом? Она заранее ставит его в униженное положение. Отношения – всегда риск. Мы всегда и во всем хотим гарантий. Но удивляемся тому, что несчастны. Мы окружили себя так называемыми границами, за которые другим нельзя переступать. И снова удивляемся – почему мы одиноки? Почему у нас ничего не получается? Нассим Талеб в книге «Антихрупкость» предупреждал – выехав на встречную полосу, ты разобьешься рано или поздно. Но ведь когда-то нужно рискнуть. И в отношениях тоже. Откроемся ближнему, а он может воспользоваться этим знанием против нас. Но ведь без этого невозможно настоящих отношений. Те, кто выбирает путь эмоционального очерствения, как в лагерях, возможно, пытаются избежать боли, но не смогут испытать и настоящей любви. В цикле бесед «Преодоление игрового механизма» несколько бесед на тему риска.
2b. Мощный мотор внутри человека - перенаправить в созидательное русло. Творческий риск (помогая другим);
8b. Риск паталогический и риск творческий (1);
9b. Непатологические аспекты азарта и риска. Препятствие как задача. Третий уровень аффективного развития;
10a. Примеры к теме 3-го аффект. уровня (препятствие как задача – азарт, риск как готовность преодолевать препятствия);
12.2. 4-ый уровень и здоровое напряжение в жизни. И о книге Нассима Талеба Рискуя собственной шкурой.
Духовными авторами раскрыта тема Божественного риска. Об этом в беседе 9a. Напряжение. Божественный риск. Азарт и его различные аспекты. Господь, когда творил человека, предвидел, что имея свободную волю, тот воспользуется ей во зло. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что риск есть и в нашей духовной жизни. Мы входим внутрь своей личности и надеемся найти там что-то хорошее, а в итоге не обретаем в себе ничего положительного, даже более того – видим ужас и разруху.
Что ждать от мужа, если ему отказано в праве быть отцом? Ему отказано в самом главном. Бывает, что родительство будит лучшие черты и в женщине, и в мужчине. Конечно, навязывать отцовство (когда мужчина не хочет ребенка), – утопия. Не факт, что он исправится. Но если он хотел…
Бывает, что теряется способность к терпению. Опошливается. Дискредитируется. В итоге что? Непреодолимые обстоятельства зачастую и даются нам, чтобы человек научился, выработал новые органы чувств (не об экстрасенсорике речь). Настоящая Евангельская любовь пробуждает и новый орган зрения. Начальник, к примеру, знает, что согласно алгоритму нужно с сотрудником прощаться, но вот появляется любовь и коллеге дается еще один шанс. Через большие скорби человек приходит к новому видению мира. Конечно, когда человек упирается в стену, то без вертикали смысла не обойтись. Воины, по крайней мере, начинают это понимать. На линии огня без высших смыслов человек черствеет, сходит с ума либо становится циничным киллером. Не только выжить на фронте, но и вернуться нормальным человеком может тот, у кого есть Вера, то есть способность смотреть на мир сквозь призму Божественных законов. Тогда становится понятной логика внутренних событий.
Если же человек не хочет избавиться от внутренней гордыни, ему попускается непреодолимое обстоятельство, где ломаются все его стратегии. Тогда он смиряется вынужденно.
Начать нужно с построения внутренней жизни. Не говорю про затвор. Не говорю про монашество. Хотя бы начать понемногу читать Евангелие и Псалтирь. Молитва с точки зрения Православного мышления – образ жизни, а не механическое шевеление губ. Чтобы не было мыслей на молитве, нужен навык сосредоточения. Человек должен с состоянием молитвы соотнести свою жизнь, стараться не ругаться, не участвовать в хаотических мероприятиях. Если ты день провел в более или менее равновесном состоянии, то и помолиться можно спокойно. Молитва учит равновесию.
– В Соловецком монастыре проходили беседы с паломниками на тему молитвы, в том числе, Иисусовой;
– В рамках цикла «С чего начать христианскую жизнь».
6. Хранение внутреннего мира. О молитве;
7. Что важно знать, приступая к молитве? Рекоменд. Источники;
8.1. Духовные советы. О молитве, духовном руководстве;
– Дополнение – в ответе «Молитва. Что делать, если мысли рассеиваются».
Ссылка на страничку:
– О молитве и о, вообще, христианской жизни, вопрос поднимался в первой беседе «С чего начать христианскую жизнь»;
Ссылка на расширенную текстовую версию.
– О молитве были некоторые беседы в рамках цикла «Зазеркалье».
56. Навязчивые мысли и гордость. Смирение. Духовные законы. В первый раз по своей воле – далее – уже против воли. Связь между страстями;
57. Если противоречить помыслам, то ничего не будет. О молитве Иисусовой;
58a. О молитве Иисусовой. Зло побеждается в самом начале и силой Божией. Не вникать в тревожные мысли;
58b. О молитве Иисусовой (окончание).
– Отдельная беседа «О молитве, про заповедь о любви и щеку, об исповеди»
Монахиня Адриана (Матюшина) всю ВОВ провела на фронте в разведке. По ее мнению ничто не способно противостоять равновесию. Ты остаешься спокойным в критических обстоятельствах. Но равновесие – это навык. Не абстрагирование от внешнего. Не медитативный транс. Нет. Ты все видишь, все понимаешь, но есть опора, выработанные склонности души, и тогда жизнь воспринимается иначе. Молитва помогает, когда становится навыком. Но и в моменте помощь обретается. Оказавшись в ситуации, где раньше человек гневался, теперь он избирает конструктивное направление.
Слова монахини Адрианы приводятся в работе «ПОБЕДА – не только на войне, но и – над войной внутри себя. (Некоторые физиологические аспекты ПТСР и Боевой Психической Травмы в контексте смысловой вертикали, позволяющей преодолеть их)». В работе отражено, как люди в экстремальных обстоятельствах не становятся жертвами даже физиологических процессов. Стресс запускает цепочку разрушающих человека реакций. Но если есть духовная жизнь, если работает вторая сигнальная система, то есть сила разума, этот каскад не запускается.
Дилеммы «бороться за человека» или «рожать – не рожать» на уровне бытности не решаемы. Нет никаких данных, что можно было бы положить на ту или иную чашу весов. Моделируя ситуацию заранее, мы не сможем включить в нее ту помощь, что придет от Бога и других людей, то эмоциональное воодушевление, которое появится вследствие преодоления трудностей. Мы рассматриваем одну голую ситуацию и себя в текущем состоянии. Люди, кто считает себя зело умными, не на что не могут решиться. Они все ждут идеальных расчётов, но ведь в этом и есть основа тревоги.
В материалах приводил слова прп. Исаака Сирина (Слово 22) – есть люди, которые считают, что нет промысла Божия, и есть только собственный рассудок. Все измерить рассудком не получится. Все равно, что на аптекарских весах взвешивать большие камни. Есть вещи, которые мы не в состоянии контролировать. Уделом таких людей становится страх. Неизбывный страх. Страх всего. Вера способна отправить человека в плавание даже при отсутствии идеальных расчетов. См. о словах прп. Исаака в таймкодах к беседе «Печать войны. ПТСР. Влияние прошлого. Часть 2: Выход, исцеление» | Боевые действия | Эфир Tg 35.
В Слове 79 прп. Исаак Сирин писал, что по человеческой гордости Господь попускает оказаться в запредельных по трудностям обстоятельствах, а еще отнимается сила терпеть. Человек впадает в руки малодушия. Это, кстати, и учит его смиряться.
О страхах и тревоге:
– Эфир «Страх принимать самостоятельные решения. Я не верю в себя. Тревога»;
– Эфир «Имея веру, не боишься. В чем причины неуверенности в себе?»;
– Эфир «Эмоции и интеллект. Эмоциональный интеллект? Страхи». Часть 5 (25 эфир);
– Ответ «Страх. Страх потерять, что имеешь. Прочие страхи»;
– Ответ «Страх. Дополнение к ответу про страх. Отсутствие страха патологическое и нормальное»;
– Ответ «Страх. Тяжелые мысли – противопоставить пение»;
– Ответ «Страх (ч.5). На одной дороге было совершено нападение с целью насилия, теперь – страх ходить тем путём»;
– Ответ «Травма. Страх поездки за рулём (выходить из дома и пр.)»
Там, где есть гордость, не получается никаких человеческих отношений. Надо начинать формировать противоположные качества – любовь и смирение. Люди часто ошибочно воспринимают Смирение, как пассивность и поэтому отвращаются. А смирение – это способность отринуть свои субъективные переживания. Если Вы видите, что Истина зовет вперед, даже если идти страшно, то способны страх отодвинуть. Пора начинать жить по-взрослому. Страх перед новой жизнью – отдельная тема.
См., к примеру, текст «Боевые действия – осмысление. Ч. 7: Преодолеть тревогу, ПТСР. Выжить, когда нет сил».
***
Мы, уходя с Божиего пути, сталкиваемся с катастрофами.
Я – Свет, а вы не видите Меня;
Я – Истина, а вы не верите Мне;
Я – Учитель, а вы не слушаете Меня;
Я – Господь, а вы не повинуетесь Мне;
Я – Путь, а вы не следуете за Мной;
Я – Жизнь, а вы не ищете Меня;
Я – ваш Бог, а вы не молитесь Мне;
Я – ваш лучший Друг, а вы не любите Меня.
ЕСЛИ ВЫ НЕСЧАСТНЫ, НЕ ВИНИТЕ МЕНЯ.
Бывает, что по любви Господь ставит перед человеком, идущим по пути саморазрушения, знак «Стоп».