-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 10.01.2025. |
Это ответ был подготовлен девушке, которая вышла замуж, но которая думала не иметь детей. Она – по натуре самостоятельная. И у нее возникло чувство протеста по поводу того, что другие говорили ей о том, что ей надо родить. А во-вторых, она помогала животным и потому стала считать, что если родится ребенок, то она меньше сможет помогать им. А то и совсем не это дело не останется времени.
«Конечно, Новый Год – не только C₂H₆O пролив,
Но для кого-то и благодатных сил прилив.
Зависит от выбора – Pro-choice[1] или Pro-life[2]
И дело не только в отношении аборта
А – в общем, в чем, в принципе, твой жизненный style?
От этого зависит в лодке ты или за бóртом,
Дух светел стал
Или от тьмы устал».
(«Антропологический манифест», текст, музыкальная версия).
Страсти и добродетели. Жизнь вечная
Да, есть не только путь брака и путь монашества, есть еще третий путь – путь любви к людям в миру. Мы же знаем, что основная проблема – это собственный эгоизм.
Мы, христиане, формируем в земную (временную) жизнь то состояние, которое берем в вечности и, как говорят духовные авторы православия, возмездие проявляется не только в вечности, а уже здесь на земле.
Подробнее о том, что духовные авторы понимали загробные муки как развитие того состояние, которое человек сформировал в себе при жизни, см.:
– В главе «Цель и смысл христианской жизни» из части первой текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
– В главе «В чем суть такого явления как посмертное воздание» части второй текста «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества».
– В главе «Православное учение о загробной жизни» из книги «“Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни».
Если ты здесь нашел любовь к Богу и к людям, в каком-то допустимом для себя ключе, в пределах своей страсти, то ты еще испытываешь блаженство в земной жизни.
Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что жизнь – это блаженство, если ты живешь по заповедям Евангелия, а эгоизм, как говорил еще один священник, это именно себялюбие, оно является стеной, которая отделяет нас от других людей.
Страсти с годами крепнут, делают человека несчастным. Речь тут идет об одиночестве не физическом, когда человек просто отделен от других людей, а об одиночестве метафизическом, когда человек в принципе отделен некой стеной, которая не имеет физического проявления.
Так, Достоевский в романе «Идиот» описал Ипполита, который был отделен стеной от всего живущего. Ипполит говорил, что любая мушка, которая жужжит в луче света, знает свое место в бытии, а он сам, как ломоть отрезанный, он бежит от помощи, когда люди хотят ему помочь.
Злоба, поглощает человека пока он здесь, и со временем становится как бы той самой патологической доминантой, о которой так много говорилось в беседах. Наличие патологических доминант тормозит все прочие отделы мозга, а остальные стороны личности человека начинают нивелироваться, а ведь человек со временем мог бы обращать внимание на окружающую его красоту, проявлять положительные чувства. Но страсть, злоба, гордость, похоть, приводят к тому, что человек теряет способность радоваться жизни, им овладевает глухая тоска.
С чем сравнить это состояние? Можно представить, как вся поверхность твоей кожи покрывается воздухонепроницаемой влагой, неким веществом, или твой мозг не получает кислорода и начинает биться в конвульсии, происходит асфиксия, все стороны твоей личности подавлены и таким человек входит в вечность. Чтобы не случилось такой катастрофы, Господь посылает нам скорби, чтобы острые углы нашего характера сгладились.
Преодоление эгоизма
В монашестве через добродетель и послушание человек стремится преодолеть гордыню. Казалось бы, монашество освобождает человека от борьбы за существование, он обеспечен всем необходимым: едой, кровом, какими-то необходимыми медикаментами, но в то же время монастырь может привести кого-то и к деградации. Есть монастыри, в которых все как бы на честном слове держится, никто ни за кем не следит и предполагается, что все члены братства имеют осмысленное понимание причин своего нахождения в обители.
Когда за человеком никто не смотрит и он избавлен от необходимости борьбы за существование, то он может уйти в себя, запереться в келье, смотреть пустые и глупые сериалы на планшете, то есть начинает деградировать, и именно в это время его гордость может достигнуть гипертрофированных масштабов. Поэтому в монастырях есть такая должность как благочинный – это тот, кто следит за благим чином, чтобы был благой порядок, он помогает таким людям выбраться из покойной ниши. Если человек сам уже не способен следить за своим духовным развитием, нужно, чтобы благочинный дал, как говорится, «счастливый пинок».
С другой стороны, в семье люди преодолевают свой эгоизм через то, что вместе друг друга и потерпят, и друг другу помогут. Бывает, жена дает «хороший пинок» мужу, бывает, что муж смиряет жену, но, конечно это все получается во благо тогда, когда люди стараются любить и терпеть друг друга. Стычки и разногласия между людьми порой могут привести к правильным выводам и еще большей любви. Если между супругами возникают конфликты, которые способны привести к разводу или полному охлаждению отношений, именно тогда нужно проявлять больше внимания друг другу, преодолевая конфликт и обновляясь.
Дети помогают родителям преодолеть их эгоизм. Можно выдвинуть следующее предположение. К примерно 20-ти годам у супругов вырабатывается своего рода алгоритм: получение образования, профессии, работа и т.д. С рождением детей приходится менять привычный распорядок дня, думать о том, о чем раньше не думал… Можно предположить, что следующий этап, это возраст примерно 40 лет. Так, Михаил Зощенко в своем произведении «Возвращенная молодость» пишет об известных ученых, которые в 37-40 лет сошли с дистанции, приводит слова одного ученого, который говорил, что если б не семья, он бы выпил порцию синильной кислоты; В 40 лет происходит начитается приостановка развития.
О причинах приостановки развития – в цикле бесед «ИСКРА ЖИЗНИ: Свет, сумерки, тьма».
А также – в тексте, который является дополнением к беседам, – «ИСКРА ЖИЗНИ: Свет, сумерки, тьма» – комментарии к циклу лекций (беседы о развитии творческих сил (в широком смысле этого слова) и об их угасании.
Их детям около 20 лет, они уже закончили школу, возможно, у них есть серьезные проблемы (первые приводы в полицию, у дочки незапланированная беременность, неожиданный уход из дома). Конечно, может быть и по-другому: насыщенная жизнь ребенка (вуз, новые интересы, новые грани бытия).
Однажды одна пара хотела избавиться от нежеланного ребенка, вступать в брак они не собирались, но потом все-таки и ребенка родили, и семью создали. Теперь они не понимают тех, кто собирается делает аборт, потому что перед ними настолько раздвинулись грани мира, что уже привыкли идти и ни на что не обращая внимания, а малыш идет и обращает внимание то на елочку, то на котиков, и ты вместе с ним начинаешь понимать, что много чего вообще в мире не видел, не замечал. А когда человек живет как эгоист, то мир для него закрыт, ведь для него важен только он сам, а не мир, его окружающий.
Конечно, бывает, когда по разным причинам, пара не может родить ребенка. Бог не дает… Опять-таки по разным причинам, которые, может быть, связанны с человеком, с его поступками, происшедшими много лет назад. Но стоит все-таки помнить, что мало родить, надо еще воспитать!
Бывает, что супруги сознательно не желают пресечения беременности, хотят, чтобы появился ребенок. И, если не получается, то Господь, как в это верю, даст им возможность преодолеть эгоизм другими путями. Господь даёт ситуацию и возможность какого-то преображения в рамках прохождения этой ситуации.
Если женщина не может родить и при этом, если считается, что она не может реализовать жизненные смыслы, то получается какая-то бессмысленность, не понятно вообще, для чего мы живем. Но мы понимаем, что, если Господь поставил нам в какую-то трудную ситуацию, то это имеет какой-то смысл. Как говорил Феофан Зворник, что по Промыслу Божию создаются такие ситуации, когда мы максимально способны преодолеть свои страсти. А если, соответственно, родители (или только супруга, или супруг) сознательно не желают иметь детей, childfree, то формируется метафизическое одиночество.
Одиночество
Часто женщины говорят, что, когда жили одни, то было совсем даже неплохо, а после замужества стало некомфортно, а потом еще и дети… Задаются вопросом, может, лучше было бы остаться одной? В данном случае речь идет об одиночестве фактическом.
Одиночество метафизическое предполагает отстранение от мира непроницаемой стеной. Действительно, бывают такие люди, которые не стараются развиваться в любви, они все более и более замыкаются в себе. Дело не в том, что брак нужен хотя бы по тому, чтобы в старости было кому подать стакан воды. Вспоминается анекдот о мужчине, который всю жизнь прожил с женой, а перед смертью говорит: «Пить-то совсем и не хочется…» Пока люди еще молоды, ради любви, ради дружбы, ради новых интересов, они способны и готовы к развитию своей личности, а с годами мы становимся более эгоистичными, отгораживаемся от других людей, и у нас вообще сама жизнь уже стала очень метафизически одинокой.
Все-таки раньше школы, вузы и предприятия каким-то образом создавали условия для совместного общения людей. Когда был студентом, в институте уже закончилась традиция выездов на картошку, хотя там было много алкоголя и много хаотизированного интима. При всех недостатках, может быть, всех спорных и негативные моментах были и положительные стороны – межличностное общение. Сейчас люди все более и более замыкаются, изолируются. Конечно, вступать в брак лишь для того, чтобы не остаться в полном одиночестве в старости, это – недостаточная причина. Это одиночество может начаться гораздо раньше.
Такая приобретенная «колючесть», холостяцкость, когда человек привык не делить ни с кем пространство жизненное, со временем это начнет душить. То есть пока еще 30 лет, «туда-сюда», а после 40 вроде все будет идти как ты хочешь, но не будет ни радости бытия, ни удовлетворения от жизни, только пустота. В этом и заключается проблема Child Free[3].
Заповедь – описание объективных законов
На заповедь Божию «плодитесь и размножайтесь», если у тебя возникает чувство протеста, ты можешь посмотреть не как на повеление, а как на описание объективных законов, существующих в мироздании. Если ты следуешь заповедям Божиим, то так складывается по жизни, что человек сам собой обходит острые углы, выруливает из каких-то очень тяжелых ситуаций. Заповеди – это ориентиры. А когда человек игнорирует эти ориентиры, тогда он попадает в очень серьезные такие ловушки.
Знаешь, с виду у одинаковых действий могут быть разные причины и поэтому одно действие может вести человека к развитию, а другое - к регрессии.
О браке
У святого апостола Павла есть такие слова по поводу девицы, которую, если отец выдает замуж, то делает хорошо, а если не выдает, то поступает лучше, а с другой стороны, сказано, что тот, кто женился, печется о том, чтобы угодить жене, а тот, кто не женился, печется о том, чтобы угодить Господу. Также в отношении женщины можно сказать, что, вышедшая замуж, пытается угодить мужу, а другая угождает Господу (1 Кор 7. 32-40).
Хотя встречал браки, в которых глубоко верующие люди, у них не то чтобы как душный такой брак, где с утра до вечера только все с постными лицами сидят, просто образ и стереотип есть у общества на счет верующих людей. Нет, а как-то они и праздники устраивают и игры с детьми, и еще что-то, но при всех недостатках, которые есть у обоих, им духовник сказал, что, если вы друг друга потерпите, то вам будет хорошо. Поэтому они вместе стараются двигаться и у них действительно такая, в хорошем смысле слова, общая воля, да у них есть какие-то разногласия, но они решаются.
Мне кажется в этом случае такой дилеммы нету, как в некоторых семьях, когда мужчина живет своей жизнью атеистической, а жена должна приспосабливаться под его, так сказать, неадекватные поступки. Ну, или бывает наоборот, мужчина должен приспосабливаться под неадекватные поступки жены, чтобы брак не распался. Хотя, это где-то и против совести иногда ситуации бывают или даже нисколько против совести, просто жена ставит ультиматум, не сделаешь так, будет развод. Но не всегда бывают такие варианты тяжелые, бывает люди сознательно, например, ради того, чтобы было им удобнее служить Господу, не вступают в брак и за счет того, что человек все-таки преодолевает свой эгоизм и развивается в духовном направлении у него не наступает регрессия.
Скорее, в ответе имею в виду не ту ситуацию, когда люди не вступают в брак, чтобы служить Господу. А – ту ситуацию, когда они имеют в виду какой-то человеческий расчет (комфорт и т.д.)
Федор Бородин в статье «Как вырастить счастливого ребенка» рассказал о паре, которая сознательно отказалась от детей, потому что супруги хотели посвятить себя науке. Это было в советские годы, тогда наука была в почете, но потом Советский Союз развалился и многие НИИ стали закрываться, профессора торговали на рынках на рынках кто чем. О. Федор вспоминает, что дома настолько была тяжелая атмосфера, что долго там невозможно было находиться.
То есть ситуации похожи, но по-внутреннему наполнение разная; один человек действует и ситуация наполнится смыслом, ведь там есть какая-то идея, которой он следует, и он принимает сознательное решение такого служения. А кто-то отказывается от детей, а кто-то не вступает в брак и, соответственно, не принимает участия в рождения детей. Понятно, что в рождении детей принимают участие две стороны (хотя бывает, что прибегают к искусственному оплодотворению). Но по замыслу Божию, муж и жена становятся одной плотью. На эту тему есть замечательная статья протоиерея Владимира Воробьева «Православное учение о браке».
Человек, например, не имеющий духовной жизни, считает, что жизнь начинается только после окончания рабочего времени (не понимает, что твои душа и дух могут быть активны везде, при любых условиях ты можешь жить, то есть вкладываться душой и духом в действия, быть цельным). Или он двигается в русле эгоистической тенденции и нет сил и желания вступать в общение с противоположным полом. Хотя, конечно, бывают ситуации, когда женщины или мужчины очень бы хотели создать семью, но что-то не складывается, бывает, что человекне хочет создавать семью, потому что придется себя чем-то ограничивать, он выбирает комфорт, хотя потом от этого комфорта его начнет тошнить.
Кто-то тогда пытается заняться экстремальным спортом, как-то себя взбадривает искусственно созданными эмоциональными вспышками. Из этого замкнутого круга невозможно вырваться, если ты не приходишь к евангельской любви. Если любви в евангельском понимании этого слова нет, то активности, предпринятые в попытке преодолеть ощущение себя неживым, напоминают следующее. Когда камень бросают в болото, тина на какое-то время расступается, а потом опять стягивается и следа от камня уже не видать.
Риск одностороннего развития
Бывает, что девушка боится стать мамой, потому что у нее есть какие-то планы: не только карьерные, или какие-то связанные с удовольствием, как показано в фильме «Мамино письмо». Перед абортом положена консультация и девушку, которая хочет прервать беременность, просят написать письмо своему нерожденному ребенку, в котором бы она объяснила, почему не хочет рожать. Среди причин указывались такие: хочу заработать много денег, сделать карьеру, не на что растить ребенка и проч. Могут быть и другие причины: забота о животных, старых и больных родителях… Но следует помнить, что даже благие намерения, которые мешаю рождению ребенка. любая хорошая и нужная деятельность, если принимает односторонний характер, может человека деформировать.
Так, например, в спорте, в принципе, нет ничего плохого. Но, когда человек хочет на спорте основать философию своей жизни, спорт становится аддикцией. Если человек работает, то прекрасно, что он занят чем-то нужным. Но, если его ничего не интересует, кроме работы, то у него формируется работоголизм.
И девушка, которая помогает животным, поступает замечательно, но есть и оборотная сторона медали. Когда все сконцентрировано на заботе о животных, то как бы ни случилось, как было показано в экранизации сказки «Маленький мук», где бабушка–колдунья кормила кошек. А во-вторых в этом есть какой-то элемент не то, чтобы даже неверия, а гордости. Здесь кто-то может и не понять, как связана идея помощи животному с гордостью. Цель гордости – это не только мания величия; как писал Александр Ельчанинова в своей статье «Демонская твердыня (о гордости)», отмечал, что гордость – это концентрация на собственных идеях, при игнорировании всего остального, то есть человек отрицает в принципе, что в бытии возможны какие-то другие более гармоничные варианты, которые бы не отрицали других аспектов развития и не исключали при этом развитие человека в других направлениях. Человек, который все подчинил своему интеллекту, ограничивает свою жизнь чем-то одним, не давая проявиться промыслу Божию. Действительность и есть промысел Божий.
Один человек, который вроде бы в храм ходит мало, но все равно старается не отрываться от Православия; у него богатый жизненный опыт и он как бы говорит, что много раз сталкивался с тем, когда все в жизни выравнивается. То есть, когда происходит кризис, можно понять, что это тебя Господь проверяет как бы на вшивость. И если ты выдерживаешь испытание, поступаешь по-человечески, по совести, то все как-то выравнивается, даже там, где казалось бы ситуация вообще патовая. И действительно, когда у человека начинается односторонняя активность, то он гневается, когда кто-то говорит ему что-то против. Так же бывает и в монастырях, когда человек, например, начинает прилепляться к какому-то своему делу, и когда ему говорит духовник, что ты все-таки монах и то, что ты делаешь, это хорошо, но как только начинает взывать об остальном–больном, то человек гневается. Об этом писал применительно к монахам святитель Игнатий Брянчанинов в своей книге «Приношение современному монашеству», в главе 23 «О падших ангелах». Некоторые мысли, изложенные в этой главе применимы и к мирянам. Одна из них: человек замыкается на каком-то рабочем процессе, забывая о своем развитии в христианском ключе в целом.
То есть человек уходя целиком и полностью в какую-то деятельность становятся глух для жизни духовной и для Бога. Вот это-то страшно.
И на самом деле, когда человек уходит в одностороннюю активность, его жизненный опыт перестает развиваться, он теряет чувствительность к контексту и возможно, даже становится более жестоким; парадоксально, но дело в том, что, если целиком и полностью сосредоточиться только на помощи животным, то на каком-то этапе не останется силы для того, чтобы помогать им.
Всегда ли речь идет о сублимации?
Мы черпаем силы и приобретаем жизненный опыт, когда стараемся жить по заповедям, вступаем в какие-то взаимодействия с ближними, а если человек все это вычеркнет из своей жизни, как ему развиваться? Кто-то может сказать, что он не собирается это вычеркивать, но дело в том, что, если Господь не дает детей, значит, человек не совершает того выбор, который бы пресекал его созидательное отношение с миром, а когда человек принимает решение добровольно, значит, он уже реализует определенную позицию.
Таким образом, с одной стороны, люди впадают в одностороннюю активность, но, с другой стороны те, кто пытается их из этой односторонней активности вывести, вразумляют, что надо рожать детей, а все остальное – ерунда, обесценивают их желание помогать животным (по сути то, что человека поддерживает); или когда девушка или молодой человек хотят кому-то помогать.
Кто-то со стороны говорит, что это просто сублимация. Действительно, иногда в некоторых случаях можно говорить о какой-то сублимации, как было показано в фильме «Укрощение строптивой» где Адриано Челентано звонил в колокола, потому что у него не было жены и он испытывал физическое желание. Но теория сублимации обесценивает какие-то созидательные мотивы. То есть, если человек хочет кому-то помогать, в том числе и животным, это не значит, что просто он пытается растратить энергию, которую, по идее должен был потратить на детей или на супружескую жизнь. Получается, что теория сублимации смущает людей, потому что делает мотивы людей мелкими.
И вот мне одна профессор, которую я спрашивал на тему сублимации, отвечала так и даже с юмором, что прошло много лет и она до сих пор помогает людям. Но было время, когда над ней смеялись и говорили, что это сублимация, но в итоге она до сих пор активна, пишет научные работы, ведет преподавательскую деятельность, помогает людям. А те над ней смеялись, уже на пенсии.
Не протест, а – разобраться в ситуации
Порой родственники утомляют своими советами обязательно, во что бы то ни стало родить ребенка! Если такая безапелляционная позиция родственников раздражает, если возникает протест против вмешательства в личную жизнь, поможет только смирение. Именно смирение помогает разобраться в сути вопроса, выбрать то, что соответствует духовным законам.
Идея конструктивного, понятого смирения, то есть то, каким образом смирение помогает принять правильное решение, рассказывается в книге монахини Елены Казимичак-Полонской «О действии благодати Божией в современном мире». Она приняла монашество уже в зрелом возрасте, а книга начинается с описания событий Второй Мировой войны. Немцы забрали ее мужа в концлагерь, она со своим маленьким сыном пыталась хоть как-то выжить, Варшава была оккупирована и закрыта для въезда из-за восстания. Въехать в Варшаву можно было только по пропуску, если пропуска не было, патруль мог расстрелять.
Один человек предложил Елене вывезти золото из дома, который находился в Варшаве, он обещал ей сделать мандат, но надо сказать, что Елена снимала жилье, а жилье в годы войны можно было получить только за твердую валюту, наличные или золото. То есть, так как все нестабильно, никакие завтра не рассматривались, если сегодня тебе есть чем платить, то тебе предоставляли жилье. И когда мужчина делал предложение, Елене не понравился тон его голоса, но она начала молиться и поняла, что есть воля Божья взяться за это дело. Но на чердаке в указанном месте она не нашла золото, испугалась, что ее могут обвинить в краже… после сердечной молитвы золото нашлось – оно упало с балки, когда чердак сотрясся от взрывов. Немцы подавляли восстание и один за другим стали взрывать дома. Когда Елена вышла из дома, случилось непредвиденное, ее арестовал патруль, хотя у нее и был мандат. Она опять стала молиться, и опять произошло чудо: немец просто прекратил ее обыскивать, потому что она была спокойна и невозмутима, хотя золото было на ней во время обыска.
История человека, который в молодости был хулиганом
Один человек[4], у которого была очень непростая жизнь (были в ней и аферы, и психоактивные вещества), кардинально изменился после Соловков, изменилась вся его жизнь благодаря Господу. Он сам говорил, что пролез туда, куда пролезть было нереально. Достаточно крупные люди пригласили его работать вместе с ними, сам же он, даже будучи и он даже говорил, что сам будучи человеком верующим, заявлял, что никогда не возьмет жену из храма, так как в церкви барышни, как он говорил, «жесткие».
Однако так сложилось, что за несколько лет у него случился первый отпуск, его пригласили на отдых в Таиланд, но он выбрал поездку в Иерусалим. Стоит отметить, что в поездке он ограничил себя в гаджетах и обнаружил, насколько ему захотелось жить, и он потом опытно понял, что, когда мы постоянно смотрим какие-то короткие ролики, то тратится огромное количество внутренних сил на их обработку.
Можно дополнить размышления молодого человека словами одного духовника по поводу субъективного ощущения того, что время мчится, потому что мы действительно тратим на эту моментную информацию слишком много психических сил и у нас просто не остается сил на обработку тех сигналов, которые нам предоставляет жизнь и плюс мозг еще пытается составить преподносимую, разрозненную информацию в единое целое, а создать полную картинку не получается, потому что изначально информация разрознена.
Таким знанием пользуются разработчики компьютерных игр, речь может идти о неких не фиксируемых нами цветовых пятнах, которые всё пытаются сложиться в какую-то конструкцию, но сложиться не могут, и у человека возникает некое ощущение, желание, подталкивающее к тому, чтобы вернуться в игру, чтобы завершить незавершенное.
Эти видеоролики также можно сложить в одну картину, даже если они изначально сделаны разными авторами и могут вообще противоречить друг другу, но если мы смотрим их в каком-то уравновешенном состоянии и их анализируем, то начинаем понимать, что тот путь, показанный в ролике, не верен, хотя что-то можно оставить для рассмотрения. И тогда мы как-то можем включить эту разрозненную информацию в свою картину мира. Если же изначально у человека своей картины мира нет и он без конца смотрит ролики, то это может привести к апатии.
После поездки в Иерусалим этот молодой человек именно в храме встретил свою невесту. И вот она родила. Рожала 15 часов. И когда он увидел младенца, то час прорыдал, хотя он человек, которому вообще не свойственны какие-то сильные эмоции. И он сам считает себя человеком несколько психопатичным, не склонным к «сантиментам». Но стоит отметить, что он склонен к дружбе, к сопереживанию.
Почему он плакал? Потому что ничего подобного в своей жизни не испытывал. Он говорит, что сейчас может позволить себе, ну не все что угодно, но многое, может быть, даже больше, чем другие. Он хорошо зарабатывает, выше среднего. Ну, бывает недовольство жизнью, нежелание ехать на работу и т.п. Но когда ты впервые увидел новорожденного младенца, все стало другим. И когда я спросил его об отношении к людям, которые не хотят рожать детей, потому что не хотят менять привычный образ жизни, он ответил, что тогда непонятно, для чего они вообще живут?!.
[В контексте такого рода переживаний можно упомянуть о композиции группы «Каста» «Сегодня я стал папой». Группа «Каста» уехала из России после определенных событий, в свое время у этих исполнителей были адекватные треки. Их заявления по поводу своей страны – это уже на их совести, но песня хорошая (лидер коллектива Владимир Лешкевич, «Влади», признан инагентом)].
Академик А.А. Ухтомский говорил, хоть и не на тему рождения детей, о том, что есть то, что является средствами жизни, например, еда. То есть мы не можем жить ради того, чтобы есть, потому что еда – это средство поддержания жизни, а средство поддержания жизни не может быть целью жизни. Соответственно, какой-то устойчивый ритм может быть тем средством или инструментом, с помощью которого мы реализуем какие-то цели, но этот ритм не может быть целью, ну и плюс сама по себе фиксация на ритме она же со временем может просто свести с ума.
Академик И.П. Павлов описывал, как он со своими коллегами однажды пытались решить очень трудный вопрос в области физиологии мозга и те сигналы, которые действуют на мозг собаки возбуждающие. В основном Павлов изучал физиологию мозга в составе эксперимента над собаками. Человек, конечно, не собака, но с определенной долей осторожности некоторые выводы можно спроецировать на человека.
Понятно, человек не животное, но у свт. Игнатия Брянчанинова есть сочинение о молитве умно-сердечной, умно-душевно-сердечной, в котором он приводит святоотеческое учение о сердце человека. Сердце воспринимается не как насос, качающий кровь, а как некое мистическое сосредоточение человека. И у сердца три уровня, выше из них словесное, а нижние два – общие животные; по мысли Игнатия Брянчанинова, или как говорил монах Иоанн (Адливанкин), в статье про игровые автоматы[5], что человек, находящийся в состоянии аффекта, напоминает высокоорганизованного животное. Если словесная сила подавляется и человек переключается на инстинкты, то его действия поддаются программированию, но когда действует сила словесная, духовные переживания, умиление, покаяние, тогда эти процессы, возникшие на нижних уровнях, тормозятся. То есть человек, испытавший чувство умиления, способен преодолеть свой гнев.
См. подробнее главу «Заключение к первой части. Стремление к цели, регулируемое силой словесной» из текста «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».
Главу «Эротомания, измененное состояния сознания и два героя романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”» из текста «Преодоление игрового механизма», часть 4. «Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность».
Академик Павлов писал, что те сигналы, которые провоцируют возбуждение слюноотделения, если однообразно повторяются, то на каком-то этапе провоцируют введение собаки даже не столько в сон, сколько в гипнотическое состояние. В этом состоянии у собаки начинают тормозить рефлексы. По мнению ученого, если долбить в одни и те же нейроны с помощью раздражителей, то вследствие перевозбуждения начинается процесс торможения и поэтому, чтобы поддерживать мозг в бодрствующем состоянии, нужны не столько усиленные раздражители, сколько разнообразная деятельность.
Эти мысли можно сопоставить с ситуацией, когда люди устают от жизни. Они начинают путешествовать, искать какие-то плотские утехи, а в итоге, всё равно у них возникает апатия, выйти из которой можно с помощью разнообразной деятельности, чередующей процесс возбуждения и торможения. Когда люди становятся родителями, они и переживают за младенца, где-то даже и боятся, но опять же, боязнь за его жизнь не должна приводить к панической атаке. Спасти от этого может лишь углубленная молитва, то есть эта разнообразная активность учит нас и помогает потом любить жизнь.
Женщина становится женщиной, когда рожает. То же можно сказать и о мужчине: настоящий переход к взрослой жизни – это стать отцом, по-настоящему, со всей ответственностью и пониманием, того, что к чему обязывает это этого положение. Как тот молодой человек, который был вместе супругой, которая рожала 15 часов. Тогда лишь он понял, что Господь дает ровно столько, сколько ты можешь понести, ни больше, ни меньше, понял, что надо принять всех детей, которые будут после, потому что их пошлет им Господь.
Иногда современных девушек пугают трудности родов, не понимая, что раз именно тогда они проходят этап взросления, становятся женщинами. Чтобы избежать боли и страдания, девушки хотят рожать не самостоятельно, а просят сделать им кесарево, хотя это создает риск для ребенка.
Когда мы вступаем в реальные взаимодействие с окружающими людьми, у нас вырабатываются какие-то внутренние механизмы и силы души, которые нам помогают принять значимые решения в нашей жизни, а если мы думаем только о том, как бы нам принять значимые решения, но при этом не обращая внимания на реальные взаимодействие с людьми и с миром, у нас эти силы души не вырабатываются. Рука, на которой атрофируются мышцы, не может держать винтовку. То есть нет субстрата, который мог бы помочь человеку обеспечить механику правильного наведения, позволил бы удержать руку для прицела. Понятно, это метафора. Однако может так сложиться, что тот порядок, который мы ищем, на каком-то этапе станет просто невыносимым.
Сколько приходится слышать от женщин о том, как много было в их жизни трудностей. У одной женщины сын был зависим, дочка на недели куда-то исчезала, мама на коленях умоляла ее не уходить, когда за девушкой приезжали ребята на машинах. Мать боялась, что ее дочь осквернят, где-то бросят, убьют. А дочка просто уходила и по неделям не брала трубку. Но в каком-то смысле вот это горе сделала несчастную мать живой. Она была очень целеустремленной начальницей, которая привыкла доминировать над людьми, но вот из этого шаблона поведения ей помогло выйти непростые взаимоотношение с дочерью. На таком-то этапе она поняла, что если хочет нормальных отношений с детьми, не стоит действовать с позиции доминации. И вот сейчас с каждым годом она становится все более и более радостной, любит сажать деревья с, детьми, когда деревья приживаются в земле и появляются у деревьев почки. Она говорит, что жизнь ее не напрасна, что бы ни случилось, главное у нее есть – это дети. И если бы пришлось выбирать между карьерой и детьми, она выбрала бы детей.
Слова женщины о своем материнстве
Одна моя знакомая 15 лет не могла родить и все-таки родила, я попросил её написать, что она думает о материнстве[6]. Вот что она написала: «Есть категории женщин, которые осознанно отказываются от замужества и дают обет Богу (монахини), либо занимающиеся работой с детьми (иногда не имея собственной семьи в силу определённых обстоятельств) и при этом являются добрыми воспитателям, учителями, отдавая свою любовь и силы воспитанникам, племянникам, крестникам (в большой семье), а также женщины замужние, которые очень хотят стать мамами, подарить свою любовь ребёночку, но есть вопросы здоровья, которые препятствует наступлению беременности, либо со здоровьем все хорошо, но по промыслу Божьему беременность не наступает… Мои слова ни в коем случае к этим женщинам не относятся. Я пишу ответ только тем, кто осознанно-намеренно, не имея физических и духовных препятствий, отказываются от материнства. Наверное, убеждать и писать о том, что материнство прекрасно, так задумано Богом, все живые существа имеют Маму – мне не видится нужным, думаю, что эти женщины наверняка все знают и миллион раз об этом слышали…
На мой взгляд, причина отказа от материнства и, не дай Господь, прерывание беременности имеют место у женщин часто с травмирующим детским опытом, либо кого-то из окружения, когда мама вертится как белка в колесе, чтобы прокормить семью, или вырастают неблагополучными дети из многодетных семей или миллионы других негативных примеров. Нужно сказать и отдельное “спасибо” всей пропаганде на государственном уровне, СМИ, соцсетям, какие примеры женщин они показывают/прививают нам – “Ты уникальна, твоя жизнь уникальна! Ты должна жить, как королева, ты все сама можешь, живи в изобилии, обязательно реализовавшись в профессии, мужчины приходят-уходят, а дети остаются, ты - хозяйка своей судьбы, живи в кайф, жизнь такая короткая, моё тело - моё дело, после родов не такое привлекательное, как раньше, ребёнок забирает красоту, чтобы прокормить нужно много денег … и т.д. и т.п.” А о материнстве, счастье расти в многодетной семье, счастье иметь семью начали говорить массово только в последние годы, а сколько умов до этого уже искалечено идеей самолюбования и самомнения.
Знаю абсолютно точно, что к каждой женщине, которая отказалась от своего ребёнка, приходит со временем горькое сожаление об этом, уныние, боль, женское естество, нерастраченная по предназначению любовь берут свое… Ведь все мы знаем примеры, когда у приёмной мамы вдруг появляется молоко. Как так, что за сила и мощь в нас – женщинах – скрыта, что даже наше естество может так меняться в присутствии ребёнка?!
Я могу делиться только собственным опытом, мыслями, ощущениями… Когда я пришла на встречу с врачом (молодым, успешным, профессионалом своего дела, лет 35), чтобы обсудить возможные варианты родов, меня искренне удивил его вопрос (который прозвучал в самом начале беседы, позже я уже рассказала ему свою историю): “А почему Вы так поздно пришли рожать, где Вы были раньше, Вы же за это время могли родить столько детей?!. Вы, наверное, много работали, и вот, только сейчас решили уделить время самому главному предназначению в вашей жизни». Он сетовал, что сейчас сильно увеличился возраст женщины, приходящей рожать впервые, что все нужно делать вовремя, когда есть и здоровье, и силы…
Это мнение врача, мужчины, отца нескольких детей…. Мне стало как-то неловко и стыдно за нас женщин, ведь, он абсолютно прав… Все нужно делать вовремя! И тогда не будет страхов, что может измениться ритм жизни с появлением ребёнка… Он, конечно же, изменится, и ритм, и времени на себя останется очень мало, будет и недосып, и усталость, и все время “некогда” на друзей, прогулки, общение, как раньше, и будет остывший кофе и холодный завтрак, и ужин бегом и много всего будет, но… Это все просто меркнет по сравнению с маленьким родным Счастьем, которое сопит у тебя на груди, и зависит от тебя полностью, и любит тебя бесконечно. И жизнь твоя женская наполняется совсем другими смыслами, ты становишься мамой, сердце распускается как цветок, ты начинаешь чувствовать своего ребёнка, а также других детей, матерей, в тебе рождается понимание глубокое, сильное, тёплое, женское, ты уже никогда не будешь прежней, жизнь полностью преображается, меняется на все 180 градусов.
Когда жила в первом браке, желание родить было достаточно сильным, мы обошли всех врачей, сдали все возможные анализы, старались жить и развиваться духовно, просили у Бога прощения за свои ошибки, молились, верили, искали пути, … Мне казалось, что я настолько уже “своя” в теме материнства, я столько изучила, я все знаю, вот только дай “Господи”… А когда произошёл развод, боль, не понимание, что будет дальше. Слава Богу! Второй брак. Беременность и роды… Я поняла, что ничего не знала, ничего подобного, похожего НИКОГДА в жизни не испытывала!
Беременность, полное доверие, лёгкость, счастье, в тебе появляется источник Света – новая жизнь!!! Сердце ликует, а мозг не успевает перестроиться после 15 лет бесплодия на осознание того, что в тебе Жизнь и она прекрасна!
Наблюдения беременности, первое УЗИ, первый раз слышу звук бьющегося сердечка, первый раз вижу черты лица своего ребёнка. Боже, это самые прекрасные минуты моей жизни!!! И если у кого-то из женщин имеются сложности в отношениях с мужем или ещё не мужем во время беременности или, когда она наступила, все, абсолютно все отходит на второй план, все перестаёт быть важным, кроме самого главного.
Но здесь очень многое зависит от мамы, от её настроя! Роды. В моем случае было экстренное кесарево сечение, мне сделали наркоз, при котором я находилась во время операции в сознании. Моя память запомнила все посекундно. Это настолько эмоционально сильно… Я слышала первый крик своей Доченьки, я видела мою Крошечку, я поцеловала её, мне приложили её к груди. После пребывание в реанимационной палате… одно из самых ярких моих воспоминаний. За окном ливень и меня всю ночь без остановки накрывает волнами Благодати (причём это состояние описывали все мои знакомые рожавшие женщины и мне казалось, что понимаю, о чем идёт речь, но в реальности, я и на секунду не могла представить эти ощущения), это самое сильное ощущение присутствия Божьего и Абсолютного Счастья в моей жизни!! Я проплакала от счастья всю ночь, просто не могла уснуть от переполняющей сердце Пасхальной радости и благодарности!!!
У меня спрашивают было ли больно? А мне и ответить нечего, я и не помню, я была абсолютно счастлива от радости встречи!!! Всю ночь мысли только о моей Девочке!
Простите за многословие, но могу сказать, что до появления Дочери моя интересная, удивительная, “наполненная” жизнь (как будто сжалась во времени (она не утратила своей ценности, просто её стало меньше), а 9 месяцев беременности и 2 месяца после родов так растянулись, так распахнулись, что появилось ощущение, что Доченька была со мной всегда!
Милые женщины, пожалуйста, не отказывайтесь от своего счастья, просто доверьтесь Богу, своей женской природе, не предавайте себя и своих детей, сколько потом льётся слез разочарования, нереализованности как женщины, не упускайте эту возможность. Нас Господь наделил уникальным Даром, быть Мамами, именно через нас в мир приходит Душа, это сакрально, это очень сильно, помоги, Господи, каждой женщине почувствовать это…[7]
И ещё забыла упомянуть о медсестре, которая брала у меня кровь перед родами, и говорит ласково так: “Девочка моя, сегодня у тебя самый счастливый день в твоей жизни, ты будешь помнить его всегда, сегодня ты станешь Мамой”. После родов, в реанимационной палате, помню, как разговариваю с мужем: “Я хочу ещё детей, ещё и ещё»”
Слава тебе, Боже наш, Слава Тебе за все!!!
Да, действительно, ритм, уклад жизни, привычки – с появлением малыша все очень круто изменится. Опять же, я могу говорить только о своём опыте. Я всегда хотела много детей, и каждый месяц за все эти годы ждала, что вот прямо сейчас все получится, представляла себе своих детей, умилялась от одной только мысли. И сейчас с появлением Вари у меня появилась возможность ломать свои старые привычки, медлительность, попросту и по-честному – свою бабью лень! И честно признаюсь, это не всегда просто, даже при наличии такой сильнейшей мотивации, как долгожданный ребёнок! Поэтому я с Вами полностью согласна, что откладывание рождения ребёнка “на потом” рано или поздно приводит в деградации… Ломка – это одна сторона медали, другая – это счастье, свет, радость, наполненное любовью материнское сердце!
И по поводу рождения особенных деток. У моей средней родной сестры третья девочка К. родилась с ДЦП, а следующий – абсолютно здоровый ребёнок, утешение родителям, первая помощница, светлая, радостная, любвеобильная девочка Катя! И как вся семья сплотилась вокруг К., как старшие и младшая стараются всегда помочь, искренне любят свою сестрёнку… Это очень трогательно, и в таких ситуациях понимаешь, как Милостив Господь, как Он утешает, сплачивает, приносит в жизнь Настоящую радость!
Батюшка, от всего сердца от всей нашей семьи поздравляем Вас с Рождеством Христовым, Храни Вас Господь, будьте здоровы, счастливы, желаю всегда находиться под Покровом Божьим, пусть Ваши труды все больше и больше зажигают в людских сердцах искреннюю Веру, Покаяние и Благодарностью Богу!»
P.S.Ты говоришь, что если появится ребенок, то у тебя меньше будет возможностей помогать животным. А откуда ты знаешь: вдруг твой ребенок построит приют для животных, станет помогать тебе в твоем деле?
[1] Общественное движение, отстаивающее право женщин совершать аборты. Дескать, как женщина имеет право стричь ногти, так имеет право совершить аборт. В подобных структурах эмбрион может рассматриваться не как маленький человечек, а как скопление клеток. Сторонником Pro-choice был Курт Кобейн – солист группы «Нирвана». Считается, что перед смертью он написал, что ненавидит себя и хочет умереть. Конечно, на внутреннее состояние певца влияли и другие фактора помимо его участия в Pro-choice. Но все некая информация в его истории, как в истории представителя этого движения, имеется.
О Курте Кобейне и о возможных причинах его кризиса рассказывалось в цикле бесед «Горение сердца». На основании беседы был составлен текст (по сравнению с беседами текст представляет собой дополненную версию материала).
[2] Общественное движение, нацеленное на ограничение абортов и их запрет. В более широком смысле движение постулирует неприкосновенность жизни с момента зачатия.
[3] По этой теме также можно посмотреть наставлениями старца Паисия, серия книг «Слова» и том 5 «семейная жизнь». Из моих материалов: «Идеи академика А.А. Ухтомского в адаптированном для современного читателя виде в лекциях и текстах иеромонаха Прокопия (Пащенко)».
[4] В беседах я нередко о нем рассказывал «человек из ванной» о котором рассказывал в книге «Зависимость» с красной обложкой.
[5] См. статью монаха Иоанна (Адливанкина) «Игровые автоматы: развлечение или стратегическое оружие?».
[6] Есть фильм про аборт Андрея Феофанова называется «Мамино Письмо», там есть интересные интервью с матерями.
[7] На эту тему есть просто потрясающий фильм 1980 года «Однажды 20 лет спустя», так люблю его!!!