Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ: Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)

13 июля 2021 г.

По мнению святых отцов, сила гнева Богом была дана людям как сила напряжения – конструктивное чувство, способствующее достижению цели. Но вследствие грехопадения, из-за заражения страстями, человек использует эту силу не во благо, а против ближних, гневаясь на них или на обстоятельства.

В качестве примера можно привести образ ковша с расплавленным металлом. Расплавленный металл можно использовать для создания определенных конструкций, что будут служить на пользу человека. Но если металл вследствие аварии (несоблюдении техники безопасности) выливается из ковша, то он металл может обжечь, покалечить людей, разрушить все вокруг.

Преодоление гнева происходит через развитие в любви. Сила напряжения остается и может направляться на достижение целей, но эта сила перестает быть разрушительной как для самого человека, так и для окружающих его людей.

В святоотеческой антропологии решается вопрос, ответ на который затруднителен для светской психологии. Светская психология видит в проявлении силы гнева нечто отрицательное и нечто положительное, но дать развернутого определения причины такого сочетания не может. А потому – затрудняется и с ответом на вопрос: бороться ли с гневом или нет? С точки зрения, светской психологии, если гнев «задавить» в одной ситуации — он прорвется в ситуации иной.

Святоотеческая антропология предлагает не «задавить» гнев, а исцелить силу гнева. Расплавленный металл помещается в ковш, из которого выливается в формы, из которых слагаются конструкции, служащие на благо человека.

Ниже приводятся: материалы о. Прокопия, молитва от неприязни и молитва о единстве и материалы иных авторов.

***

НЕКОТОРЫЕ МАТЕРИАЛЫ О. ПРОКОПИЯ О ГНЕВЕ И О ПРЕОДОЛЕНИИ ОБИДЫ

– О механике гнева в письменном варианте – см. третью часть статьи «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения».

– Покороче – про молитву от неприязни и преодолении гнева:

Цикл лекций «Обращение к полноте», пункт 1.4 Гнев. Осуждение. Обида.

– Более подробно о гневе – беседа – «Гнев: причины возникновения, последствия развития, пути преодоления»

Вкладка «Отдельные темы»

– Также аудио-ответ: «Мучительные воспоминания о прошлом (обиды на родителей и на Бога, сожаление об упущенных возможностях и проч.)»

Страничка, ссылка на запись.

– О силе напряжения, гнева (по греч. – «тимос» – горю, пламеню) – в статье «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».

– В общих чертах – в прямом эфире проекта «Православная семья».

Часть 2. «Прощая, ты излечиваешь себя».

В эфире упоминалась работа иеромонаха Прокопия «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». К теме прощения, преодолении зацикленности на негативном опыте имеют отношения часть 2.1, часть 4.1.

***

МОЛИТВА ОТ НЕПРИЯЗНИ, МОЛИТВА О ЕДИНСТВЕ

Как только в уме появляются неприязненные мысли, нужно изо всех сил не давать им развиваться. Своим человеческим усилием так сделать не получиться, а вот с помощью молитвы - дело с помощью Божией возможное. Если включать свое внимание в поток этих мыслей, то они будут усиливаться, множиться, становиться все более и более агрессивными. Они начнут “пожирать” сознание, лишать мира. Молитву схиигумена Саввы можно читать за делом, во время пути.

Если нет возможности целовать крестик (люди рядом), то можно представлять будто находишься перед Крестом. Но не рисовать в воображении, а настроиться так, будто стоишь перед Крестом.

Если сильно смущены, то можете в месте, где Вас никто не видит, сделать 3 земных поклона со словами “Господи, Иисусе Христие, Сыне Божий, помилуй нас”. Под словом “нас” подразумевая себя и того, против кого испытывает не добрые чувства. Если Ваше сердце смягчится, то ближний это почувствует, и его сердце может смягчиться. Если человек, за которого – молитва, некрещен, то последние слова («спаси меня его святыми милитвами») можно не опустить.

Молитвы, которые советовал читать своим духовным детям схиигумен Савва

Если мы имеем родственников или близких, которые страдают одержимостью, и если мы будем молиться за них, ежедневно будем целовать за них свой крестик, то облегчим их состояние. Бывает, например, муж неверующий, или сын, или дочь, - это тоже называется одержимостью, потому что они одержимы духом неверия. Если мы будем за них молиться, будем целовать за них крестик со словами: «Господи, и меня спаси, и спаси мою дочь, мужа, брата моего (имя рек.)!», то наше сердце, которое сделается светлым от лучей благодатного света, исходящих от Креста, подаст их сердцу весть.

За своего обидчика надо даже крестик целовать и надо молиться такими словами: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». А сердце сердцу весть подает, и он почувствует это. Цель - вытеснить из сердца злую силу (Старец схиигумен Савва (Остапенко) из Псково-Печерского монастыря.).

Комментарии к молитве от неприязни

Если чувствуете, что озлобляетесь, теряете любовь, то молитесь, чтобы Господь удалил от Вас страсть неприязни (вторая молитва), целуйте крестик. Можете, встретив страждущего, воздохнуть о нем словами первой молитвы. Если прогневались и не можете успокоиться, то можете сделать в месте, где Вас никто не видит 3 земных поклона со словами «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», под слово «нас», разумея себя и того, на кого прогневались. Если Ваше сердце умиротвориться, то, может, умиротворится сердце и другого человека.

Молитва от неприязни удобна тем, что не нужно держать в руках молитвослова, поэтому этой молитвой Вы можете молиться во время всех дел. Схиигумен Савва советовал «<…> припасть усердно к Богу с горячею молитвою об избавлении от мучительного недоброжелательного чувства и о насаждении, на место его, чувства любви и благожелательства. И сделать это не раз и не два, а продолжать так делать пока не умилосердится Господь, всегда готовый утишить всякую бурю, и пока чувство не изменится» / Савва (Остапеко), схиигум. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления. Молитвы на всякую потребу.  М.: Трифонов Печенгский монастырь, 2004. С. 466).

Если совсем тяжело, можно дополнительно читать молитву Кресту (см. далее), кропить себя св. водой. Бывает, когда человек входит в состояние аффекта, на голову словно облако какое-то опускается, из которого вывести ум очень тяжело. Нужна сугубая молитва.

Крестом рвутся все сети вражии, которые нас окружают. Нужно крестить крестом на восток, запад, юг и север утром и вечером и во всех трудных обстоятельствах жизни (когда разгневаешься, испугаешься, поспоришь с кем-нибудь, плохой сон приснится и т.д.), читая молитву сию: «КРЕСТ ХРИСТОВ НА ВЕСЬ МИР ОСВЯЩЕННЫЙ БЛАГОДАТИЮ И КРОВИЮ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ДАН НАМ ОРУЖИЕ НА ВСЕХ ВРАГОВ НАШИХ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА. АМИНЬ».

ТЕХ, К КОМУ ИСПЫТЫВАЕТСЯ НЕПРИЗНЬ ИЛИ КАКИЕ-ТО СМУЩЕНИЯ, МОЖНО ПОМИНАТЬ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ МОЛИТВЫ О ЕДИНСТВЕ.

Молитва о единстве

Господи Иисусе Христе, Агнче Божий, вземляй грех мира, восходом Твоим на Голгофскую гору искупил еси ны от клятвы законныя и восставил еси Твой падший образ, на Кресте пречистии руце Твои прострый, да чада Божия расточенныя собереши воедино и низпосланием Пресвятаго Духа в соединение вся призвавый.

Ты убо Сый Отчее сияние, пред исходом Своим на сие великое мироискупительное священнодействие молился еси Отцу Твоему, да будем вси едино, якоже Ты един еси со Отцем и Духом Святым; даждь убо нам благодать и мудрость исполнить сию заповедь на всяк день и укрепи нас на подвиг тоя любве, юже заповедал еси нам рекий: “Да любите друг друга, якоже возлюбих вы”.

Духом Твоим Святым даждь нам силу смирятися друг пред другом, поминая, яко аще кто больше любит, той больше и смиряется; научи нас молитися друг за друга, нести тяготы друг друга в терпении и объедини нас союзом любве неразрушимыя о имени Твоем святем, даруя нам и зрети в коемжде брате и сестре нашей образ Твоея неизреченныя славы и не забыти страха Твоего.

Осени нашу обитель и покрый ее покровом Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, благословляя и заступая коегождо зде живущих: (имена), сохраняя же нас от тлетворных помыслов, от неподобающих слов или движений сердечных, могущих разрушити мир и единомыслие, яко да созиждется обитель сия на камени евангельских Твоих заповедей местом молитвы, освящения и спасения ради нас самих и ради всех посещающих нас труждающихся и обремененных братьев и сестер наших, да обрящем вси покой и мир в Тебе, кротком и смиренном Царе нашем. Аминь.

Молитву о единстве можно читать в 22 часа. Если нет возможности читать в это время, то можно читать в другое. Во время чтения молитвы можно поминать тех, кто нуждается в единстве.

***

НЕКОТОРЫЕ ГЛУБОКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОЩЕНИИ

– Святитель Николай Сербский, книга бесед на воскресные Евангелия, неделя одиннадцатая, «Евангелие о прощении».

– Преподобный авва Дорофей, книга «Душеполезные поучения», поучение седьмое, «О том, чтобы укорять себя, а не ближнего».

– Рассказ митрополита Вениамина (Федченокова) о том, как он успокоился только после того, как примирился. Книга «Божии люди», главы «Зосимова пустынь», «Грибное послушание».

***

КНИГИ, НАПИСАННЫЕ ХРИСТИАНАМИ, ПРОШЕДШИМИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ГОНЕНИЙ И СОХРАНИВШИМИ СПОСОБНОСТЬ К РАДОСТИ***

– Протоиерей Михаил Труханов, «Первые 40 лет моей жизни».

– Евфросиния Керсновская, «Сколько стоит человек».

– Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская), «О действии благодати Божией в современном мире».

***

ЕЩЕ – МАТЕРИАЛЫ ИЕРОМОНАХА ПРОКОПИЯ О ГНЕВЕ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ, ОБИДЕ, ОСУЖДЕНИИ, ЗЛОСТИ

– Цикл лекций «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма».

5b. Осуждение и последствия осуждения (распад картины мира, нарушения сознания). См. также цикл Обращение к полноте, беседу 1.4.

– Также тема обиды (в том числе на родителей), гнева - поднимается в цикле лекций Разноголосица мыслей.

11. Добро и зло – есть ли они. Неспособность понять. Травма. Виновата ли мама: Аудио, видео.

– «Разноголосица мыслей», пункт 12. «Травма. Виновата ли мама? Чувство вины и бред. Загоны мысли насчет веры»: Аудио, видео.

– «Разноголосица мыслей», пункт 13. Ложные модели. Злость, мешающая работать в коллективе (дополнение к пп. 11–12): Аудио, видео.

– Очень понравилась заметка одного человека, который был эзотериком и стал православным (был гневливым, выпил, был зависим от игровых автоматов). В нескольких пунктах описал свою программу действий (страдал от гнева, тяге к игре и пр.). Заметка приводится в середине статьи

Заметка приводится в первой части статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».

В заметке он упоминает некоторые мысли из лекции о преодолении зацикленности на себе, в частности, упоминает верующего нейрофизиолога академика А.А. Ухтомского.

В кратком виде некоторые мысли Ухтомского, рассмотренные сквозь призму мыслей духовных авторов, приводятся в упомянутой третьей части статьи «Обращение к полноте», а также в статье «О развитии монашества, о теории «созависимости» и о прочих психологических подходах к решению личностных проблем», в главах «Нейрофизиология и любовь», «Услышать голос другого».

– БОЛЕЕ ПОДРОБНО О ЛЮБВИ, ПРЕОДОЛЕНИИ ЭГОИЗМА, УЧЕНИИ УХТОМСКОГО, ФОРМИРОВАНИЯ ЯДРА ЛИЧНОСТИ СМ. В ЦИКЛЕ БЕСЕД «ИСКРА ЖИЗНИ: СВЕТ, СУМЕРКИ, ТЬМА».

– Выдержка из статьи «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».

У поклонников казино жизнь стремительна – через несколько лет может наступить крах всего. Игрок весь сосредоточен на игре и ради неё он жертвует всем. Он напоминает дерево, быстро сгорающее вследствие удара в него молнии. В том же направлении (от древесины к пеплу), но медленнее и не с таким эпатажем, двигаются люди менее взбудораженные. Они, не причисляющие себя к аддиктам (то есть зависимым, приверженным страсти), не живут в состоянии пожара. Но внутри сознания многих из них присутствует страстность. Её искра раздувается и начинает свою разрушительную работу: сознание поражается подобно дереву, внутрь которого попал уголек. Оно стоит, кажется красивым и крепким, а потом вдруг падает и из-под лопнувшей коры вываливается изъеденная огнем труха.

Феномен увлечения сознания яркой эмоцией характерен как для игрока, так и для домохозяйки. Эмоция загорелась, засыпала своими искрами сознание, и человек не может противопоставить этому фейерверку никакого внутреннего ресурса.

Такое трагическое положение дел характерно не только для людей, пораженных тягой к казино. Игрок увлечен желанием отыграться, а домохозяйка, например, увлечена желанием поругаться. Страсть гнева владеет ею наподобие того, как игроком владеет тяга к зеленому сукну. Игрок знает, что если не остановится, то столкнется с крахом жизни, но, чтобы остановиться – сил в себе не находит. И домохозяйка, привыкшая ворчать и ругаться, знает, что такой образ поведения разрушительно влияет на её жизнь. Знает, но ничего не может с собой поделать. Оба они: и игрок, и домохозяйка, находятся в подчинении страсти.

И в случае игрока, и в случае домохозяйки речь идет о возбуждении силы, которая по-гречески называется «тимос» (горю, пламенею). Смысл этой силы – помогать человеку в преодолении препятствий, встающих на пути стремления к цели. Внимание игрока устремлено к брошенным кубикам, наблюдение за ними на время игры становится главным делом в жизни. Кто-то из игроков не столько хочется выиграть, сколько отыграться. Что за интерес выиграть еще один миллион, если у тебя их много? А вот отыграться у такого-то господина – эта цель захватывает внимание. Домохозяйка же полностью сосредоточена на непреодолимом желании высказаться, и чтобы реализовать это желание, она готова преодолеть любые препятствия (которые могут быть представлены, например, голосом совести, подсказывающей, что ругать из-за какой-то мелочи любящего тебя человека – это, по крайней, мере неразумно).

– Еще на тему прощения, насилия и преодоления зацикленности на факте пережитого насилия, – в беседах цикла «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты».

5a. Травматический опыт. Последствия насилия. Преодоление – включение в новый сценарий, формирование иной доминанты

5b. Травматический опыт. Последствия насилия. Травматический опыт как возобновляющее некогда испытанное переживание (доминанта)

– О том, что непрощение разрушает человека, о том, что ненависть - сжигает, в главе «Вопрос о недостатках» из второй части статьи «Подводная часть айсберга: о соблазне церковного РАСКОЛА».

– Проповедь «О прощении» в Неделю сыропустную, Воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье» 14.03.2021 г.

Тип: Соловецкий листок