Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Внешняя жизни и мир мыслей. Ч. 4.2: Болезненная капсула и путь к внутреннему миру, стрессоустойчивость

2 марта 2022 г.

Текстовая часть 4.2 проекта «Внешняя жизнь и мир мыслей» является дополненной расшифровкой одноименной беседы. Основная идея проекта – достижение внутреннего мира, равновесия при развернутой, иногда очень интенсивной внешней деятельности.

Она может протекать в условиях заключения и в условиях концентрационных лагерей, в условиях крупных компаний и водоворота событий. А иногда – в условиях однообразной, монотонной работы. Лагеря – подавляют, водоворот – рассеивает, растаскивает по сторонам сознанием, монотонность программирует на определенный ритм. И этот ритм, если у человека нет ритма внутреннего, который бы противостоял ритму навязываемому, начинает управлять человеком. Человек с маниакальной настойчивостью начинает реализовывать навязанную ему программу. Необходимо каким-то образом всегда и при любых условиях хранить ритм внутренний, иначе человек будет «перепрошит».

К тексту добавлено приложение, в котором приводится история человека, с детства воспитанного в вере. Вера помогала ему и в зрелые годы, не давала окончательно упасть на «моральное дно», когда он работал в разных местах, в том числе, в компании, входящей в первую сотню компаний мира. Он рассказывает о непростых своих временах, о том, как падал, но вставал. Его история сопоставим с такими темами как: стремление не потерять себя в обезличивающей атмосфере, внутренняя борьба с неуправляемыми состояниями, стремление к внутреннему миру.

Мысли, изложенные в части 4.2, более структурно оформлены в тексте «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления».

Жизнь вечная как продолжение жизни настоящей

Наша жизнь и наши цели, как они связаны с вечной жизнью? Многие читали о беседе преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым «О цели христианской жизни» на тему стяжания Святого Духа. Но как можно конкретизировать?

Конкретизация дается:
В главе «Смысл и цель христианской жизни» из первой части текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
В главе «Целостное изменение жизни и приобщенность к благодати Святого Духа» из части 2/2 текста «Брешь в стене».

Один батюшка рассказывал, как сдавал в академии экзамен, где преподавателю бодро отвечал студент: «Христос пришёл взять наши грехи». А преподаватель спрашивал студента: Как Он пришел их взять? Их можно засыпать в мешок, положить на плечо?

И как вообще следует понимать «вечную жизнь»? Это центральный вопрос христианства, и, если его не понять, то всё, что мы с вами обсуждаем, не принесет пользы. Вечная жизнь – наша цель. Об этом писали многие авторы, например, преподобный Макарий Великий[1]. Очень обширное рассуждение на эту тему содержится у патриарха Сергия (Страгородского) в труде «Православное учение о спасении», где в главе «Возмездие» объясняется, как в христианстве понимается вечная жизнь.

См. подробнее:
– Главу «В чем суть такого явления как посмертное воздание» части 2 текста «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества».
– Главу «Православное учение о загробной жизни» из книги «“Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни».

Вечная жизнь понимается как развитие жизни земной. То состояние души, которое мы формируем во время земной жизни, переносим с собой в жизнь вечную. Там продолжаем развиваться в том направлении, которое избрали здесь. Если вследствие реализации зла человек наполнился мраком, то он сам себя обрекает на страдание. Этот мрак будет мучить его и разъедать. Если вследствие реализации блага человек изменился внутренне, стал способным воспринимать благодать Святого Духа, то его устроение становится основанием для вечного блаженства.

Злым или добрым человек становится, по большей мере, не вследствие одного поступка (иногда и один поступок может враз изменить всего человека[2]). Череда поступков формирует в человеке определенную склонность, устроение (если сказать по-современному, психофизический статус).

Как в здоровой кроне дерева, одна гнилая ветка не очень заметна, не формирует общее впечатление, так и у человека, если прошел по нервным путям один неверный сигнал, то он скоро пропадёт, и мы продолжает жить. А бывают люди, в кроне которых одно гнилье, и, если появилась одна здоровая ветка, то на общем на фоне она становится малозаметной. Человек, например, в какой-то ситуации совершил акт милосердия, но милосердие к нему не привилось. Вследствие только одного поступка он еще вряд ли может считаться милостивым, ведь милосердие не стало навыком его души, частью его внутреннего мира (а внутренний мир выражает себя в поступках).

Соответственно, мы должны выстраивать свою земную жизнь так, чтобы сформировалось то состояние, которое мы заберем в жизнь вечную. Способность быть приобщенным к Благодати тесно связана с внутренним миром. То есть, цель в том, чтобы научиться жить здесь так, чтобы более или менее пребывать в состоянии внутреннего мира. По благодати Божией это возможно. Благодать дает такую способность, когда ты осознаешь, что у тебя есть трудности, но они не довлеют над тобой, не вызывают каких-то острых переживаний.

Каким образом понимание «вечной жизни» может помочь человеку, живущему в мегаполисе?

Подчиненность внешнему воздействию. «Музыкальные черви» и маниакальное повторение действий

Изучал в течение нескольких лет мемуары людей, которые жили в концентрационных лагерях, в аномальных условиях. В каком-то смысле эту тему можно переложить и на современные условия. Допустим, человек долго жил в аномальной среде, где, например, в семье кто-то пил, брат бегал с топором, родители издевались, или человек работает в компании, где наличествует бесчеловечное отношение к персоналу. Естественно, через некоторое время, если нет внутренней жизни, он пропитывается теми ритмами, которые ему навязывает извне среда. Чем отличается человек, лежащий на берегу океана от трупа, лежащего на берегу океана? Температурой тела и ритмом.

Внешняя среда наделяет объект своими свойствами, деформирует его, и человек теряет себя. Мы можем сказать, что человек жив, пока температура его тела не сравнялась с температурой океана. Когда же температура тела и температура океана придут к общему знаменателю, для человека это означает смерть. Пока его сердце бьется, температура его тела будет отличаться от температуры среды. Отличает живого человека от трупа так же и собственный ритм. Труп двигается в ритме волн, а живой человек, даже если его колеблют волны, пытается внести в траекторию движения что-то свое. Есть такое правило: если у вас не будет своего ритма, вы поневоле начнете настраиваться на внешний. Если в человеке нет внутренней жизни, то он либо «пережевывает» свои внутренние страхи, либо погружается внешние проблемы.

О подобного рода открытости внешним импульсам рассказывает британский невролог и нейропсихолог Оливер Сакс в своей книге «Музыкофилия». В частности, он приводит данные насчет явления музыкальных червей – навязчивых мелодий. Он приводит разные взгляды, почему подобные мелодии нас штурмуют, есть люди, для которых это явление – настоящая катастрофа. От этого не спасает даже глухота. Мы по привычке считаем, что глухой человек ничего не слышит, но на самом деле это не так.

Комментируя истории, можно сказать, что если у человека нет внешней стимуляции, но при этом нет и внутренней жизни, то у него может начаться внутренний шум, причем от такого шум невозможно избавиться. Часто таким образом происходит инфернальное воздействие, когда демоны издеваются над людьми, что было описано в книге «На горах Кавказа».

Так один монах, когда уходил в горы молиться, вдруг начинал слышать оркестр – реальный, масштабный. Он даже различал, как звучат различные инструменты, начинал дирижировать, а правило при этом так и оставалось непрочитанным. И, когда он обратил внимание, что оркестр играет каждый раз, когда он выходит читать правило, то понял, что дело нечисто[3].

Вы, наверное, обращали внимание, что во время молитвы прекращается внутреннее бормотание, которое иногда связано с инфернальными моментами, но может присутствовать и гул «белого шума». Один человек рассказывал, как он полюбил Иисусову молитву: у него были навязчивые мысли, а во время молитвы наступала тишина. Как только молитва прекращалась – мысли снова возобновлялись. На Соловки приезжал один наркоман и поделился своим опытом. Он не мог молиться на службе – его неотступно преследовали мысли снять в храме икону и продать. Но при словах «Господи, помилуй» наступала тишина, и помыслы отступали.

Мысли имеют различный источник, они могут проистекать из прежде воспринятых впечатлений. Может быть и комбинированный вариант: мысли, проистекающие из прежних впечатлений при определенных условиях до уровня страшной навязчивсти могут быть усилены инфернальным воздействием.

См. подробнее «Паническая атака, в том числе, и – как воспроизводимая доминанта» из части 2.1 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».

Феномен инфернального воздействия раскрыт в аскетических трудах, но нас сейчас интересует неврологический аспект. Одна из предположительных версий на этот счет: если мы не даем стимуляцию мозгу, то он сам начинает производить обратную стимуляцию.

Как наша тема связана с вечной жизнью и музыкальными червями? Допустим, человек трудится на конвейерной линии, и у него унифицирована и стандартизирована рабочая схема. Сейчас век стандартизации, когда прописано все. Мы знаем, что при определенном числе повторении какого-либо действия, оно воспроизводится автоматически – так образуется навык. Тоже самое относится и к страстям. Например, знакомый из велоспорта рассказывал, что часто просыпается по ночам с намотанным на ноги одеялом. Привычка к «кручению педалей», заставляет повторять его определенные движения даже во сне.

Как-то проводился конкурс – необходимо было нарисовать идеальный круг, и победителем стал шарманщик. Он многократно крутил ручку шарманки, и его рука приобрела навык движения по кругу.

Конвейерная линия предполагает выработку алгоритма поведения, и человек, даже придя домой, где можно расслабиться, маниакально начинает это движение повторять.

Есть и другой феномен, связанный с деформацией, которая транслируется средой. Например, человек долго жил на войне или прошел множество ситуации, где было много крови и смертей, однако, приезжая домой, он испытывает непреодолимое желание вернуться обратно.

Это стремление некоторые авторы объясняют в русле идеи «выученной беспомощности». Отчасти, в данном ключе этот пример приводится и здесь. Но стоит отметить, что возможно, в некоторых случаях стремление вернуться на место трагедии связано не с деформацией психики, а, наоборот. Со стремлением вернуться на место трагедии, чтобы вызвать в памяти весь объем переживаний и путем внесения в него конструктивных смыслов перестроить его.

См. главы «ПРЕДИСЛОВИЕ к историям на тему прощения родителей; когда простить – трудно», «Скукоживание личности, травматический опыт и чувство вины (о книге Блейна Хардена “Побег из лагеря смерти”)» из части 4.3 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
А также из одноименного цикла бесед пункт 10b. «ПТСР-РОСТ (Мемуары – вернуться в прошлое, чтобы перестроить травматический опыт. О чем далее пойдет речь)».

Люди, подвергшиеся деформации, пытаются наладить социальные контакты, но за счет долгого пребывания в аномальной среде, у них преобладает только один тип реагирования. Человек продолжает, например, ругаться, а если наладить общение не получается, то единственным выходом для него становится «отвернуться». Или человек жил в семье, где были пьющие люди, и у него сформировался свой алгоритм – закрыться. И эту модель потом он оказывается в нормальной студенческой среде, где при каждом удобном случае начинает транслировать подобную модель, хотя жизнь предоставляет ему массу других возможностей реагирования.

Подробнее о формировании неконструктивных моделей поведений и их преодолении см. в части 4.2 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».

Возможно также, что у человека, длительно находившегося в деформирующей среде, формируется доминанта восприятия, которая начинает его манить. Этот очаг возбуждения в коре головного мозга обладает двумя свойствами: он притягивает к себе все импульсы (например, честолюбивый регент любой шепот воспринимает как комплимент его пению), но одновременно тормозятся прочие отделы коры головного мозга (например, в момент гнева мы забываем, что разгневавший нас человек сделал нам много хорошего).

Так человек выходит из рабочего процесса, в котором ему было плохо, но дома найти себя не может и снова возвращается туда, где было плохо (в свой выходной возвращается в офис). Но это единственное место, где он вообще может быть. В другом же месте он вынужден встретиться с собой, у него раскрывается внутренняя жизнь, и в состоянии тишины он находиться не может, потому что внутреннее его пространство не упорядочено. В нем преобладает «белый шум», который в момент остановки от «жизненного бега» уж очень сильно может давать о себе знать.

Это было хорошо показано в фильме Френсиса Коппола «Апокалипсис сегодня». Конечно, речь идет о фильме, и, как говорил Никодим Карульский во время наставлений: «Если я даю какие-то наставления, то вы лучше проверяйте, может я ошибаюсь…»[4]. В фильме главный герой, спецназовец, поехал в джунгли выполнять задание, а когда вернулся, не мог найти себя. Ему мерещились джунгли; психоз, боевая психическая травма. То есть человек вне войны уже себя не мыслил.

Эти же механизмы действуют и на нас. Например, человек проводит на работе в должности начальника по 8 часов в день, а за 40 минут, пока едет домой, не успевает перестроиться, и остается начальником и дома. Если он ошибочно полагает, что его жизнь – это пятнадцать минут, проведенные перед телевизором под речь диктора, то получается абсурдная ситуация.

Интересны идеи постмодернистского автора Ги Дебор – французского экспериментатора искусства, можно даже сказать, революционера, который, к сожалению, погиб. Если бы он стал христианином, то, наверное, смог бы выжить. Он протестовал против общества потребления, в котором, на самом деле, не мы радуемся, едим и гуляем. Мы лишь наблюдаем по телевизору, как другие радуются, едят и гуляют[5]. Мы ошибочно полагаем, что все это какое-то отношение имеет и к нам. Сам человек при этом практически не формируется.

Здесь можно провести аналогию с наркотиками. Условно можно сказать, что эмоциональный возраст тридцатилетнего наркомана соответствует тринадцатилетнему ребенку. Проведя большую часть жизни в состоянии анабиоза, он ничего не понимает, а в его голове только детские мысли. Так же и рабочий на конвейерной линии не развивается, если у него нет внутренней жизни, не развивается тот внутренний человек, о котором писал святой апостол Петр – «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (Пет.3, 3). И когда внутренний возраст отстает от биологического, такой человек может «расправить плечи» только перед телевизором. У него растет тотальная неудовлетворенность жизнью, и вопрос будет решен, только если человек будет собой во все моменты своей жизни.

«Здесь и сейчас» или точка опоры в будущем

Если человек живет во Христе, ему и в прошлом комфортно (он вспоминает прошлое, чтобы анализировать свои ошибки), ему комфортно и в будущем (он предполагает, что будет в результате выполненных действий). Почему я считаю, что состояние «здесь и сейчас» состояние ошибочное?

Если человек привыкает жить здесь и сейчас, то что с ним происходит, если в жизнь вторгается травматический опыт? Как писал один исследователь, применительно к теме экстремальных условий существований в концентрационных лагерях, свойство запредельного стресса таково, что сознание фиксируется на том, что происходит. «Прошлое и будущее исчезают. Есть только кошмарное настоящее, оно бесконечно, и это подрывает все силы. Крайне важно думать о том, что будет ПОСЛЕ». Чтобы выжить, необходимо иметь «перспективу будущего». Этот автор упоминал Виктора Франкла – психиатра, имевшего опыт выживания в концентрационном лагере. «Франкл думал о том, как написать книгу о страданиях заключенных, о том, какую пользу она может принести. Он был устремлен в будущее, за горизонт настоящего…»[6].

Тема состояния «здесь и сейчас» поднималась в стихотворении «Карниз и шоссе»[7], в котором моделировалось состояние девушки, желающей прыгнуть с карниза.

«Быть здесь и сейчас,
Это так круто,
Живи just in moment», – учили тети в темных очках.
Здесь – нет уже «нас»,
Сейчас в душе – полный ступор,
В моменте – длящийся сутками страх.
Выводит из состояния ступоры взгляд в прошлое и взгляд в будущее.
Через пару часов уже этой ночью
Ты можешь мчаться к цели на край земли.
К цели – какой, ответ найдешь в прошлом,
И твой светлячок вылетит из пасти волны.

Осознав, что поступок в прошлом, привел к определенным последствиям, она принимает решение эти последствия устранить. Появляется цель.

Примечательно, что израильские переговорщики во время переговоров с потенциальным самоубийцей, акцентируют внимание на будущем. Если человек покончит с собой, то он украдет у себя того будущего себя, которым мог бы стать. Эта мысль отражена в стихотворении.

Что если завтра жизнь новые связи
Проложит, а ты в себе слепишь иные черты?
Не узнаешь о том, если, растекшись по грязи,
В себе себя будущую вычеркнешь ты.

Подробнее про спорность состояния «здесь и сейчас» см. также в беседе 5.3 данного цикла «Внешняя жизнь и мир мыслей».

5.3. «О “здесь и сейчас”. Время. Только работа – катастрофа. Что-то помимо работы».
В первой части цикла бесед «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)», см. пункт 5а, 16а-16в.
В цикле бесед «Обращение к полноте», см. пункт 1.2.

Виктор Франкл описывал причины гибели людей в лагере, размышляя о точке опоры, которая давала возможность выжить. В условиях жесткой регламентированной среды человек зацикливался на ужасную внешнюю обстановку, терял надежду, впадал в апатию и постепенно погибал. Чтобы выжить, необходима была точка опоры – действие в будущем[8].

Человек должен был понимать, для чего живет. Кстати, исследования профессора Скулачева о вопросе долголетия показали, что оно мало связано с физическим здоровьем. Оказалось, что на него влияют только два фактора: тебя ждут, твой труд нужен[9]. Когда же человек не видит смысла жить, тогда все быстро начинает рассыпаться и человек умирает.

Виктор Франкл заметил: чтобы выжить, человеку нужна опора на точку в будущем. Но что такое точка опоры в будущем? В Священном Писании сказано: «Проклят человек, который надеется на человека» (Иер. 17, 5). Это вовсе не означает, что любовь – плохо, но если мы всю опору выстраиваем на каком-то человеке, то нужно помнить, что человек может уйти в жизни вечную. Тогда тот, кто из всех сил пытался жить для встречи с этим человеком в будущем, может отчаяться, сдаться. О том писал и Виктор Франкл: «Горе тому, кто не найдет в живых любимого человека, мысль о котором единственная поддерживала его в лагере»[10]. Тот, кто рассчитывал на освобождение к определенной дате, также мог погибнуть, если ожидания не реализовывались[11].

Для Христиан эта точка опоры есть: то состояние, которое формируется в нас сейчас, оно потом разрастется в вечности.

Иными словами, когда человек стоит на конвейерной линии, его мозгу нечего анализировать и к штампованной задаче добавить нечего. И если внутренней жизни не будет, человеку придется зафиксироваться на внешней. Этот алгоритм прорастает в человеке, превращая его в зомби. Почему я рассказывал про музыкальных червей?

Иногда люди в подобной ситуации пытаются подогреть чувство собственной идентичности через музыку. Но если музыка не связана напрямую с тобой, то слишком перегружает нервные каналы. Оливер Сакс утверждает, что одна из причин возникновения музыкальных червей – это перегрузка музыкой. Наш мозг не был задуман для постоянного впитывания в себя белых шумов. Если человек пытается так создать чувство идентичности («если пою – значит живу»), то на следующем этапе мелодии начнут его терроризировать. Чтобы уйти от музыкального террора, многие пациенты Оливера Сакса уходят к другой музыке.

Известный психиатр Бруно Беттельгейм так же пытался анализировать выживание людей в экстремальной среде и писал не только о концлагере. Механизмы регрессии личности, действовавшие в концлагерях, действуют и в открытом гражданской обществе, где мы должны, по идее, прийти к пониманию самих себя.

Его книга «Просвещенное сердце» оптимистична, но и пессимистична одновременна. В конце книги автор признается, что не знает выхода. Он описал все возможные стратегии, которые наблюдал в лагере, но его финальный вывод – все человеческие стратегии приводят к регрессии в такой обстановке, как лагерная. Но ведь принципы подавления личности, обкатанные в лагерях, все более распространяются в жизни современной (см. лекции и тексты проекта «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря»).

Человека погружают в аномальную среду, противоречащую его внутренним ритмам, и он постепенно теряет себя и перестает существовать как личность. Попытка сохранить чувство идентичности через чувство собственной исключительности помогает на каком-то этапе, но глобально – только губит. То есть, чтобы «не раствориться», человек пытается зафиксироваться на мысли, что он – особенный. Но тогда он стает на тропу, идя по которой, рискует разорвать свои социальные связи.

Одно из главных условий гибели человека – разрыв социальных контактов. Пока у человека есть социальные контакты, он способен держаться на плаву. Человек, который пытается подогреть чувство собственной идентичности через чувство собственной исключительности, разрывает свои социальные контакты еще глубже, больше отдаляется от людей. Или, например, начинает концентрироваться на спорте, начинает принимать участие в мероприятиях типа Iron man. На каком-то этапе эта стратегия, вроде бы, и вырывает человека на время из офисной «мозгодерки», но на длинной дистанции возникает риск порабощения уже самому Iron man.

В аддиктологии, которую можно назвать наукой о страстях, есть термин «фиксация». Человек, занимаясь какой-то деятельностью, фиксируется на ней и по сути формирует доминанту восприятия, а прочие стороны жизни нивелируются. Например, человек переключается на спорт, чтобы уйти от переживаний, связанных с офисом, но настолько погружается в новую деятельность, что начинает страдать личная жизнь и все другие стороны, не связанные со спортом. Развивается перезависимость, и человек начинает хождение по кругу.

Что происходит, если у человек есть точка опоры в вечности? Человек на конвейерной линии понимает, что, если он сейчас раздражен, то это состояние он заберет в жизнь вечную, поэтому ему необходимо с этим состоянием что-то делать. Тогда он начинает молиться, сопротивляться. Происходит внутренняя работа положительной направленности, благодаря которой внешнее перестает доминировать.

Подробнее в тексте «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления».

Как сторонний наблюдатель, а не как православный священник, могу сказать, что вне православия я не знаю системы, которая бы дала человеку способность внутреннего движения. Да, человек может петь. Но сколько это может продлиться? Может сочинять стихи. Но если что-то болит, получится ли писать? Может думать о чем-то прекрасном, но сколько долго? Мы все пытались уйти от внутренних проблем, стимулируя себя какими-то представлениями, но несостоятельность этой техники, нехватка мотивации не позволяют продолжать дальше.

Если бы мы жили как христиане с пониманием вечности, то состояние, которое пытает достичь психология, мы приобретали бы уже естественным образом. Откуда появилось понятие «здесь и сейчас»? Видимо, психологи смотрели на людей гармоничных, пытаясь понять, как они могут быть радостными и принимающими жизнь в каждый момент времени, даже когда у них нет того, что они хотят. Психология попыталась смоделировать подобное состояния, и так появилась психопрактика. Раньше было больше людей искренне верующих, а истинная вера сопровождается положительными переживаниями. Но когда произошло крушение и люди утратили мировоззренческую основу в мировом масштабе, возник запрос на создание по аналогии положительных эмоции с помощью психотехник.

Если нет внутренней жизни, то – открытость для формирования условного рефлекса (зомби)

Когда все процессы прописаны и механически выполняется одна и та же задача, работа начинает отуплять, будет ли это конвейерная линия в супермаркете или составление типовых контрактов. Мануфактурный тип производства подразумевает разделение труда на этапы, когда человеку поручают все более узкие специализированные задачи. В такой работе вырабатывается условный рефлекс, но как его разорвать? Вспомним академика И. П. Павлова. Нейроны, которые активируются одновременно у собаки во время зажигания лампочки при подаче еды, – связываются. И в следующий раз слюна у нее начнет выделяться автоматически при загоревшейся лампочке даже в отсутствии еды.

Человеку, долго находившемуся в аномальной среде, иногда достаточно увидеть даже намек на его прошлый опыт по телевизору, чтобы всплыл весь спектр переживаний. Академика Павлова часто называли поборником тоталитарной системы за его учение о рефлексах. Но так утверждают только те, кто его не знает. В конце жизни он перестал называть вторую систему сигнальной. В какой-то степени, эту систему можно сопоставить с разумом. В течение жизни мы выстраиваем мировоззрение, исходя из которого оцениваем реальность.

Подробнее о условном рефлексе, второй сигнальной системе и о сопротивлении сползанию в состояние регрессии см. в тексте «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления».

Если человек пришел на конвейерную линию и у него нет своего взгляда на происходящее, то конвейерная линия будет его травмировать. Если есть – то даже эта травмирующая ситуация будет постоянно его обучать.

Если сегодня ты прогневался, то, значит, в следующий раз должен поступить по-другому. Если есть вторая сигнальная система, если наш разум живет, то какая бы не была абсурдная ситуация – она обучает. На этом построено обучение любому контактному виду спорта. При отсутствии второй сигнальной системы, ты бы расплакался при встрече с противником, который сбил тебя с ног. Но при наличии доминанты борца, как только ты видишь сложную задачу, возникает воодушевление. Задача всех тоталитарных сект состоит в том, чтобы подавить деятельность разума человека. В жестких сектах подобное подавление происходит посредством низкокалорийного питания, бессонницы, страха, избиения. В гражданских обществах – при помощи новостей (пугающего характера). Конечно, мы должны владеть информацией, но она не должна становиться центром сознания.

Подробнее о введение в состояние регрессии посредством агрессивных новостных сообщений см. в главе «Бомбардировки реальными бомбами и потоком сообщений» из части 2.3 текста «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты».

Существуете современный термин – диктатура без слез. Рабство нового типа предполагает, что раб не должен понимать, что он раб. В современных условиях вторая сигнальная система может подавляться музыкой, белым шумом, эйфорией. Человека нужно держать постоянно в измененном состоянии сознания, в состоянии белого шума. Так он становится неспособным додумать до конца ни одну свою мысль. «Создано, – пишет профессор С.Г. Кара-Мурза, – акое звуковое (и шумовое) оформление окружающего пространства, что средний человек практически не имеет достаточных промежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связную мысль. Это – важное условие его беззащитности против манипуляции сознанием»[12].

Человек только кажется, что он думает, но при этом разум не работает. Наш мозг так устроен: если он не работает, то регрессирует.

Эта мысль основана на учении Льва Выготского, Бруно Беттельхейма («подобно нервам или мышцам способность принятия решений без постоянного использования атрофируется»)[13]. А также на основе иных свидетельств. Вообще, на общем принципе работы мозга работе мозга «не использовать – значить потерять»[14].

Эта мысль применительно к разным областям жизни и применительно к разным ситуациям рассмотрена:
– В главе «О некоторых идеях Льва Выготского. Формирование мировоззрения человека. Абсолютная замкнутость на себе как начало шизофренистического процесса распада сознания» из части 2 текста «МОЗАИКА ИДЕЙ: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека».
– В главе «Преодоление травматического опыта и христианская парадигма» из части 3 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
– В частях 3 и 4.1, 5 текста «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы и лагеря».
– В главе «Эгоизм и порабощение инфернальным силам» из части 3 «Преодоление игрового механизма».
– В тексте «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления».

Есть отделы мозга, которые занимаются принятием социальных и личных решений. Если мы тренируем эту способность – думаем о своей жизни, испытываем свою совесть, то со временем учимся решать все более и более сложные задачи. Если человек этой работы не производит, то он начинает думать уже только в русле алгоритма и сложную задачу решить не способен. Это видно даже по уровню современной преступности: огромное число преступников даже неспособно продумать пошаговый план действий и попадается на какой-то мелочи.

Иными словами, если на своей конвейерной линии вы не молитесь, а в свободное время постоянно смотрите телевизор, то через некоторое время деятельность разума блокируется и открывается возможность для формирования условного рефлекса. Внешняя среда начинает создавать в нас свои паттерны. Если в компании принято подогревать коллектив «двухминутками ненависти» как, например, в романе «1984» Джорджа Оруэлла, то вы этим заражаетесь. Человек становится губкой, которая впитывает внешние веяния без возможности что-то изменить.

По роману «1984», во время «двухминуток ненависти» перед членами партии по ТВ показывали человека, который поносил партию. Ненависть к нему возникала рефлекторно, переходя очень быстро в исступление.
А в одной сети продуктовых супермаркетов (по слухам) практикуется нечто подобное. Только вместо того, чтобы ненавидеть поносящего партию человека, выкрикивают название компании-конкурента.

Внутренняя жизнь, «опора» на Вечность, непрестанное развитие

Внутренняя жизнь, Иисусова молитва и, самое главное, попытка сопоставить свой шаг в этой реальности с вечностью – позволит вам непрестанно развиваться.

Насколько христианская жизнь предполагает социальную активность? Наверное, все же предполагает. Греческий термин «апатᴎ́я» означает не нашу апáтию, когда человек с бутылкой водки лежит на диване и смотрит сериалы. Греческое понятие отличается от психологического, предполагающего чувство безразличия, и подразумевает бесстрастие. Страсти, может, и действуют, но внутренние шестерёнки в человеке не запускают. Да, ты прошел мимо шавермы, тебе ее захотелось, но ты не бросился ее кушать. Или человек, на которого ты раньше гневался, теперь гнев в тебе не вызывает.

На беседах я часто упоминаю святоотеческое учение о трех силах. Отчасти, отблески процессов, описанных в этом учении, заметили и современные психиатры и используют замеченное в сегментированном виде. Но святоотеческое учение гораздо глубже отдельных сегментов.

Древние говорили, что эрос и тимос – это два жеребца, которые управляют жизнью человека. Но древние греки не знали «седока», который управляет конями, а это ваша личность – сила разума. У святых отцов было понятие о божественном эросе, как силе вожделения и силе любви, которая была дана человеку, чтобы находить благо.

Что для меня сейчас благо? Первая сила – сила вожделения. Ее задача из всех активностей и целей определить, какая для меня является наиболее полезной. Вторая сила тимос – сила напряжения, гнева, ярости, которая позволяет нам преодолевать препятствия, встречающиеся на пути. Например, мы понуждаем себя встать с кровати, чтобы прийти на раннюю литургию. Без напряжения невозможна активность. Сила, которая этим управляет, – сила разумная.

Например, Виктор Франкл более всего отметил силу разума в своих творениях, Адлер заметил силу ярости, воли к власти, а Фрейд описал силу вожделения, но, в основном, в аспекте грехопадения. Если человек гармонично развивается, все в его жизни идет в едином ключе. Если же он регрессирует, заражается грехом, то искажается само понятие «блага». Например, для школьника благо, чтобы его хвалили, но вот появился новенький ученик, которого хвалят больше, и этот ученик становится препятствием к достижению поставленной цели. Сила гнева, тимос, тогда обрушивается на этого человека и начинает его уничтожать с помощью доступных орудий: насмешек, а иногда и кулаков.

В итоге, святоотеческое учение предполагает не столько изломать в человеке все эти бушующие движения, сколько их преобразить. Очистить силу вожделения и силу раздражения, и они в преображенном человеке становятся более активными, потому что не расходуются на пустые задачи. Святого князя Александра Невского можно назвать идеалом, он достиг равновесия между своими силами, между внутренней жизнью и жизнью социальной. Когда нужно было воевать – не было воина равного ему, когда в мирное время необходимо было решать вопросы управления – не было правителя мудрее его.

И силе «тимос» и о других двух силах, о рефлексе цели, о святом князе Александре Невском и о многом другом см. в тексте «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)»

Среди представителей некоторых национальностей практически нет офицеров, потому что они мало понимают стратегию, но в личном поединке они хороши. В мирное время воинствующий человек может достичь немногого. Если у человека будет очищен ум, то активности может стать даже больше, и она будет конструктивной и целеустремленной, и даже в конфликтной ситуации человек будет искать конструктивное решение.

Во время такой активности мы всегда должны помнить о внутреннем ядре и постоянно задаваться вопросом: не разрушает ли меня деятельность, которую я сейчас веду? Дело не в том, чтобы вообще ничего не делать. При абсолютном бездействии совесть тоже может обличать, и мира такой человек потеряет больше, если останется в бездействии. Например, меня пригласили на беседу, от которой проще было бы отказаться, чтобы сохранить ритм жизни, но я знаю, что если могу поучаствовать, но при этом откажусь, то меня ждет внутренний раскол и я останусь в состоянии метафизической тошноты. Оно закрепится, с ним я перейду в жизнь вечную и так далее. Поэтому я принимаю решение – ехать. Возможно, я в чем-то и потеряю, но, в целом, это будет шаг вперед.

Мне понравилась мысль Пирогова, которую можно выразить применительно к нашей теме своими словами: мы должны научиться сопоставлять свое призвание в вечности с призванием земным. Например, даже работая в полиции, где много насилия, необходимо выстраивать свою жизнь так, чтобы хранить внутренний мир. Человек, который об этом помнит, всегда выбирает оптимальные социальные маршруты – не избегает задач, но умеет найти конструктивный подход.

О Пирогове и данном подходе см. подробнее в части 3.2 данного текста «Внешняя жизнь и мир мыслей».

Современная концепция менеджмента предполагает, что менеджеры среднего звена не только должны мотивировать людей на работу, но и объединить коллектив, создать рабочую среду, воодушевить сотрудников. То есть лидеру нужно самому обладать миром, чтобы люди вокруг без стресса начинали работать.

Не сломать, а обогатить

Если бушуют внутренние страсти, не всегда речь идет о необходимости слома этой системы, не всегда нужно идти путем исключения, вырезая что-то из своего сознания, – здесь необходим путь обогащения. Не надо делать из гневливого человека безвольную тряпку, нужно каким-то образом обогатить его: молитвой, культурой, мировоззрением, внутренним миром, и тогда его сила раздражения станет другой, преобразится, и человек сможет обратить ее на другие задачи.

О данном принцип см. подробнее беседы 17-21 из цикла «Преодоление игрового механизма».

В беседах я часто упоминал о «человеке из ванной», как я называл одного хулигана. Когда он развлекался на разных мероприятиях, то обычно засыпал в гостинице в ванной, чтобы не пачкать белье. И когда его выташнивало на себя, он считал, что день удался. Человек был харизматичный, но большая часть его активности была направленна в сторону хулиганства. И вот пять лет назад он стал воцерковляться, и начал меняться его образ мышления. Сейчас его активность, которая тогда ушла в патологию, стала помогать ему решать множество вопросов: ему нравится его работа, ему доверяют серьезные задачи, и он чувствует удовлетворенность. Его способности преобразовались в творческий подход к делу.

Если в нас или в наших детях бушуют страсти, вопрос не в том, чтобы их затормозить, хотя притормозить, конечно, нужно. Но главное – обогатить свой внутренний мир и мир другого человека, чтобы появилась возможность направить бушующие силы в конструктивную плоскость. Силу вожделения и силу раздражения мы не сможем вырезать из своей личности. Они существуют в нас изначально, но мы можем их очистить, чтобы они вышли на иной уровень, тогда и наша жизнь станет совсем другой.

Подробнее см. главы «Конструктивный исход для авантюрной жилки», «Об игровом механизме, Ф.М. Достоевском и о преображении неистового ума» из части 4 текста «Преодоление игрового механизма».

Важно, чтобы человек выходил из своей капсулы. Все, о чем мы говорим, связано со способностью человека воспринимать. К сожалению, многие христиане закапываются в готовом алгоритме, который в какой-то мере, конечно, нам нужен, но для пользы дела нужно уметь жить с открытым вопросом, не имея готового ответа.

Бывает, промысел Божий через людей нам что-то подсказывает, но, когда у нас уже есть готовые ответы, мы не всегда такие подсказки слышим, так как нацеливаемся на уже имеющиеся данные. Феофан Затворник считал, что духовник не всегда должен давать готовый ответ, потому что жизнь многогранна и готовый ответ может человека закрепостить. В какой-то момент человек должен будет прислушаться к совести, но не сможет этого сделать.

Способность слушать, воспринимать.

До конца жизнь нужно постараться сохранить юность ума, способность слушать, воспринимать, в том числе и ближних. Мы ошибочно считаем, что в ответ на наши молитвы, Господь должен положить ответ нам на дорогу, указать конкретный пошаговый рецепт. Опыт жизни часто подсказывает, что ответ находится за углом, но ты еще не знаешь, будет что-то за углом или нет. Жизнь христианина в каком-то смысле всегда риск. Ты рискуешь, ставишь на эту активность, но не знаешь – получишь желаемое или нет. Тебе нужно доверять Богу, а это злит, ты хочешь гарантий.

В книге священника Сергея Овсянникова есть интересная мысль: жизнь верующего – это шаг над пропастью. Ты делаешь шаг и под ногой появляется опора, но только на этот шаг, а не вся целиком. Следующий шаг – снова риск, опора появится, только когда шаг будет сделан. «Это похоже на то, как канатоходец в цирке ходит по проволоке: осторожно ступая, он нащупывает каждый шаг, вытягивая ногу вперед. Только в нашей ситуации проволока появляется в тот самый момент, когда делаешь шаг вперед. А если ты этого шага не сделал, то и проволоки тоже нет. Есть только страх, что провалишься, что упадешь. Но если ты идешь – появляется чувство преодоленного страха, чувство, что проволока непременно есть, поскольку есть путь»[15].

Другую аналогию приводит иеромонах Симеон (Мазаев): человек сорвался со скалы, держится за кустик над пропастью и думает: «Господи, спаси меня! Я буду верить, делать то, что ты скажешь!» И слышит ответ: «Отпусти кустик».

Иногда наши ближние и обстоятельства подсказывают нам решение, которое мы не всегда готовы слушать. Мы заранее, отказались от перспективы, отчаялись и поняли, что все плохо, и оказываемся в капсуле, в которой продолжаем жить без какой-либо перспективы. И только когда человек начинает рисковать в хорошем смысле этого слова (чтобы доверится другому, надо, в каком-то смысле этого слова, рискнуть), искать и открывается на встречу Богу и ближним – появляется просвет.

О риске см. в беседах цикла «Преодоление игрового механизма».
8b. Риск паталогический и риск творческий
8c.
Божественный риск
9a.
Напряжение. Божественный риск. Азарт и его различные аспекты
9b. Непатологические аспекты азарта и риска. Препятствие как задача. Третий уровень аффективного развития

Мир в себе и мир со всеми

Чтобы мир был в тебе, нужно стремится к миру со всеми людьми. Мы понимаем, как достигать мира для себя, о том рассказывалось в части 4.1 данного проекта. Но при этом спокойно ли реагируем на окружающих? В монастырях «проверяют», какая у тебя молитва. Например, кто-то поставил чайник во время твоей молитвы, и ты начинаешь кипятится: «выключите свет, выключите чайник и не мешайте мне молиться!». Один человек приехал в монастырь, стал как-то молиться, включил свет, начал читать акафист вслух в келье, где был не один. Ему сделали замечание, а он назвал других бесами, так как, с его точки зрения, только бесы боятся молитвы. Он был вытолкан из кельи.

Один священник рассказывал, что однажды я освящал квартиру в одной очень веселой семье, и ему нужно было возвращаться домой, куда добираться довольно долго. С ним из дома вышли три человека – родственники друг другу, которые жили рядом. Они хотели дойти пешком, но потом сели в машину.

Водитель подумал, что все едут со священником, но оказалось, что людей нужно довести до дома. Одна говорит провезти ее немножко через дворы, вторая тоже немножко просит через дворы провести. Водитель стал закипать: почему, мол, свои просьбы они изначально не оформили в виде заказа?!

А священник хотел почитать, помолиться в дороге, но как молиться, если рядом человек просто кипит? Пришлось ему объяснять, что все будет хорошо и вопрос решится, что в обиде он не останется, лишь бы он успокоился. То есть если ты хочешь иметь мир в себе, его нужно выстраивать и вокруг себя. Если нет второго компонента, то мир в себе не построить.

Если будет хоть один человек, который находится в состоянии тревоги по твоей вине, то по духовному закону, как писал Марк Подвижник в своем труде «Духовные законы», эта тревога будет передаваться тебе[16]. Если у вас благочестивое христианское семейство, то будьте добры обеспечить мир своим близким. Когда жена просит мужа помочь, а он отвечает: «Я молюсь», – это не принесет ему мир. Но если он поможет супруге, то жена увидит его старания, возьмет атаку детей на себя и даст мужу прочитать молитвенное правило. Если мы поможем устроить мир для других людей, то Господь поможет нам устроить мир для себя. Духовных людей можно отличить по атмосфере мирного духа вокруг.

Вопросы и ответы

Несколько вопросов от девушки, которая уже определенное время страдает зависимостью.

Подробнее на тему зависимого поведения в материалах в статье «Преодоление зависимого поведения (часть 1)».

О слушании молитв по аудио в дороге

Можно ли слушать молитвы в дороге, если нет возможности помолиться?

О. Прокопий: Вопрос дискуссионный. Как факультативное занятие – да, но элемент сосредоточения должен быть. Мы по-разному воспринимаем информацию на слух, и если у человека все будет в аудио, это неправильно. Слушать можно, но должен быть период, когда человек должен войти в себя.

Если вы в дороге, то почему не открыть молитвослов или Псалтирь? Можно открыть в приложении на телефоне, можно взять с собой эл. книжку и читать в том положении, в каком вы обычно читаете книги. Снаружи и не очень понятно будет, что вы молитесь.

О медитации, концентрации внимания

Просьба прокомментировать вопрос о медитации, может ли он помочь настроиться на молитву?

О. Прокопий: Вопрос многогранный. Многие не понимают, что такое медитация. Люди используют в жизни определенные приемы, называя их медитацией, и когда слышат, что церковь осуждает медитацию, думают, что церковь осуждает то, что им помогает. На самом же деле речь идет о простом переключении внимания, что по сути медитацией не является. Например, вы чем-то встревожены или кто-то агрессивно к вам обратился, и вы пытаетесь сосредоточиться на шагах, чтобы успокоиться. На каком-то этапе это помогает снизить уровень стресса, но в нужным момент, возможно, не позволит уловить что-то важное в разговоре, что поможет выйти в конструктивное русло. Например, техники сосредоточения, описанные в книге «Десять минут, которые изменят вашу жизнь», помогают при низком уровне стресса, но они не помогут при тяжелых переживаниях (концентрироваться на пузырьках закипающей воды и пр.).

Важно помнить, мы так устроены, что наше внимание не может долго находиться вовне. Даже академик Ухтомский, когда описывал процесс восприятия мира, говорил, что в основном наша психическая активность направлен вовнутрь, а внешнюю реальность мы анализируем постольку-поскольку. Если человек усилием воли переключает акцент внимания вовне, он перестает замечать что-то внутри себя.

Иван Ильин, например, называл медитацией процесс любования закатом. Это не та медитация, которую практикуют в Индии, где речь идет уже о каком-то включении в поток и о торможении коры головного мозга. Научное исследование в Бернштейн по заказу правительства, выполненное по поводу трансцендентальной медитации, показало, что подобные медитативные погружения стали причиной повреждения многих молодых людей. Состояние эйфории, созданное с помощью психопрактик, держится какое-то время, но как только человек выходит в реальную жизнь, то механизмы адаптации перестают действовать даже в отношении тех ситуаций, которые он ранее воспринимал нормально, и даже мелочь способна выбить из колеи.

См. главу «Тренинги, психопрактики, динамические медитации по Ошо, секты» из части второй текста «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)».
В этой главе, помимо прочего, рассказывается о офисных работниках, которые с помощью некоторых психопрактик пытаются разгрузить уставшые от цифр головы, и что из этого получается.

Еще раз про «здесь и сейчас»

Я беседовал с одним монахом, который прошел девяностые, погружался в медитации, и он рассказывал, что для фиксации на состоянии «здесь и сейчас», люди, например, специально трут коленку, чтобы сосредоточиться. Сам запрос на подобную технику возникает, если в человеке есть аномальное напряжение. Если налажена внутренняя жизнь и присутствует мир, человеку не нужно смотреть на стену, чтобы зафиксироваться в «здесь и сейчас», ему просто хорошо «на ровном месте».

Этот монах делится своим опытом сравнения православного духовного делания и буддийских методик в беседе 21 из цикла «Восточный цикл».

«Православные монахи об эзотерическом опыте с точки зрения православного опыта».

Но это, конечно, результат труда. Когда же человек входит в состояние напряжения, неестественное для него, и потом пытается выйти из него, опять же через напряжение, то этим только усиливает внутренние процессы, ведущие к напряжению. Такие попытки сосредоточения на чем-либо приводят только к нарастанию напряжения. Поэтому, с моей точки зрения, подобные техники не помогают, хотя кто-то, конечно, может это и оспорить – у каждого свой жизненный опыт. Коротко этот вопрос не решить, в вопрос нужно погрузится.

См. эфир на тему «Концентрация и внимание».

О иных религиях

На вопрос в отношении других религий можно ответить следующим образом. Через молитву, Таинства, веру во Христа и постижение путей Промысла мы приходим к состоянию внутреннего мира еще в этой жизни, готовясь к жизни вечной… Если же человек предлагает другой путь – давайте проверим. Попробуй со своими страстями справиться без помощи Христа. Да, ты победишь лень, но загордишься, будешь бороться с гордостью – уйдешь в алкоголизм. В итоге на высших ступенях медитативной практики в человеке все равно остается то, что его тревожит, что он не может до конца изжить. Только во Христе человеку дается такое состояние, когда понимаешь наличие проблем, но при этом присутствует мир в душе и спокойная мысль (в приведенной беседе объясняет монах про спокойную мысль). Внутренний мир – это один из главных пунктов, к которому человек должен прийти.

На тему иных религий в цикле бесед «Восточный цикл» была беседа.
14в. «Спасутся ли иноверные».

Коуч на работе нацеливает на общение

Возможно, некоторые рекомендации пишутся следующим образом. Часто наблюдают за успешным менеджером, пытаясь разработать некую систему. Но выделяя некий алгоритм, люди начинают им пользоваться, не совсем понимая состояние этого человека. Не факт, что общение во всех случаях интегрирует людей друг с другом. Оно может утомить, если не исходит из глубины и предписано директивно. Во всем нужна мера и рассуждение.

В некоторых идеях книги Роберта Кигана и Лайзы Лейхи «Неприятие перемен», хотя она и светская, нашло отражение христианское понимание жизни. Роберт Киган – гарвардский профессор, которого вместе с его командой приглашали не только в крупные компании, но и в общественные организации, где происходил системный сбой и люди прекращали понимать друг друга. Опыт показывал, что тренинги не работают, и тогда пришли к системной трансформации, которая по сути отражает христианские мысли. Работа в течение нескольких месяцев позволяла подготовить изменения внутри команды и целой компании, необходимые для устранения разрыва между ожидаемыми преобразованиями и совершаемыми действиями. Почему книга называется «Неприятие перемен»? Когда людям открывают глаза на то, что они часто делают противоположные желаемому вещи, они не хотят это принимать.

В этой книге приводится мысль, что проблемы бывают фактические, например, у стола отвалилась ножка, и ножку нужно прикрутить, и бывают проблемы адаптационные, когда, например, у людей нарушена коммуникация и они не понимают друг друга. И чтобы выйти из этого состояния, необходимо изменить отношение людей к жизни. По сути вопрос решается только если ты начинаешь понимать, что ты не единственная «звезда» на этой планете. Если каждый считает себя правым, то интеграция на общем уровне становится невозможной. Только умение слушать другого, сопоставлять свои мысли с интересами других людей приводит к оздоровлению климата в коллективе.

В книге была глава про Кэти, талантливого маркетолога, которая не умела себя сдерживать при критике в свой адрес и сразу начинала рвать и метать. При этом она считала, что ее будут любить только в том случае, если она будет работать более чем на 100%. Таким решением она сама загнала себя в тупик и в какой-то момент, когда компании необходимо было выехать на важные переговоры, попала в больницу от переутомления. Другой жизни кроме работы у нее не было. Но в какой-то момент приходит понимание, что эффективная работа возможна, только если будет и отдых. Когда каждый начинает понимать важные вещи про свою жизнь, то общий климат оздоравливается.

– См. подробнее про Кэти в главе «История Кэти, которая не могла себя сдерживать» из части 4 текста «Преодоление игрового механизма».
О общении, о книге «Неприятие перемен» - в главе «О доминанте любви. Закон «заслуженного собеседника». О сохранении единства с Богом» из части второй текста «Остаться человеком (жизнь сердца): Офисы, мегаполисы, концлагеря».
– О книге, понимании ближних – в главе «От страдания к развитию и выходу из скорлупы (подробнее – о понимании “на кончиках пальцев”)» из текста «Преодоление зависимого поведения (часть 2). Родственникам, близким».

Коучи часто предлагают прямолинейные решения: давайте больше общаться. А о чем общаться?

Одна знакомая девушка работала в крупной фармкомпании, где коучи их просто дрессировали, проверяя таким образом на стрессоустойчивость. После Соловков она ощутила благодатное переживание, и ее словно накрыло колпаком. Их уловки перестали на нее не действовать. Кстати, в этот период в отчете после одного из тренингов, когда пытались вывести ее на эмоции, а она оставалась в спокойном состоянии духа, о ней написали: «весь тренинг издевалась над персоналом». А когда она эту благодать потеряла – ее стало разрывать на части.

Если вы начнете свой внутренний путь, то научитесь и правильно общаться с коучем, умея выносить и конструктивные вещи. Но сам коучинг – это суженное представление о жизни.

В этих беседах «Внешняя жизнь и мир мыслей» упоминались мысли Виктора Франкла об основании и причине. Основание для эффективной работы – осведомленность, движение, изучение нового, основание для счастья – стремление к значимому смыслу. Однако человек иногда пытается создать причину, например, если у него нет знаний, создать видимость осведомленности. Так вместо изучения предмета получается – пиар. На первом этапе ему, возможно, и удастся создать видимость центральной фигуры, но впоследствии его ожидает крах.

Часто коучи пытаются создать именно причину. Например, интеграция как причина успеха в сообществе, однако истинные отношения возможны, только если люди слушают друг друга, а не просто руководствуются формальными призывами к взаимоуважению. Не всегда уместны масштабные переключения на дела коллег. Так, например, в монастыре следят, чтобы человек не занимался не своим послушанием. И это правильно, так как в монастыре важно всем быть в мирном духе, а если человек постоянно отвлекается на чужие задачи, он будет занят мысленно.

Но в целом, когда же люди начинают прислушиваться друг к другу, то ритм жизни обеспечивает им приток здоровых сил и идей, которые они привнесут и в работу. Часто люди ошибочно предполагают, что в замкнутой, изолированной среде необходимо создать все условия, а жизнь человека за пределами игнорируется. Например, компания декламирует жизненный баланс, говорит о социальной деятельности и выкладывает в социальных сетях новости о выездах в хоспис, но если у реального сотрудника заболеет мама – его не отпустят с работы. Талант руководителя – в этой среде создать условия.

Можно вспомнить фильм «Застава» про таджикско-афганскую границу, основанный на реальных событиях. Командир там мусульманин. Не знаю, вкладывал ли режиссер подобную мысль, или это только моя трактовка. В конце фильма на границу нападает большая банда моджахедов, превосходящая в три раза число пограничников, и командир с полным составом своей команды отражает атаку. Однако на протяжении нескольких серий показано, что он мог не раз потерять кого-то из офицеров. Например, одного арестовали из-за наркотиков, но капитан договаривается с местной полицией, чтобы его отпустили. То есть он постоянно рискует, чтобы выручить своих сержантов, и на момент атаки находится в полной боевой готовности, чтобы ее отразить. А если бы он в одной ситуации человека отбросил, в другой поступил бы нехорошо, то остался бы один с солдатами и у него не было бы основания для успеха в боевой операции.

Иногда коуч стремится выжать из людей то, чего в них нет. Одна девушка, работавшая в крупной консалтинговой компании, рассказывала, что однажды к ним на проект пришел молодой человек, который вел себя так, словно был знаком со всеми 20 лет. Все приняли эту игру. Команда занималась проектом, но по итогу работы именно его часть оказалась почти не выполненной. То есть его внешнее поведение не сопровождалось погружением в дело.

Главное – сохранить свой мир, тогда вы найдете возможность общаться с коучами и сможете не застревать на этом. Частные приемы никогда не станут основой жизни. Катастрофа начинается, когда человек эти менеджмент-технологии и рекомендации по частным вопросам пытается сделать своей жизненной философией. Выбор узкой модели деформирует жизнь. Человек пытается просунуть всю жизнь через замочную скважину. Это можно сделать только в одном случае: если превратить жизнь в фарш.

Приложение. История человека, который работал к компании Top-100.

В заключении – история человека, который с детства был воспитан в Православии. Он работал в разных местах, в том числе, в компании, входящей в первую сотню компаний мира. Он рассказывает о непростых своих временах, он падал, но вставал. В его истории присутствуют некоторые темы, рассмотренные в проекте «Внешняя жизнь и мир мыслей». Стремление не потерять себя в обезличивающей атмосфере, внутренняя борьба с неуправляемыми состояниями, стремление к внутреннему миру.

«С детства я полюбил Господа Бога и Святую Церковь его, в нее привела меня моя бабушка. Истинная и живая христианка, она была 1911 года рождения и прошла все трагические события нашей истории, а во второй половине своей жизни, после 50 лет, стала сильно религиозной, собиралась даже пойти в монастырь, но ее духовник, отец Максим, не благословил, сказал: “Окормляй свою семью, ты нужна в миру”.

Знаю, что с тех пор она всю пенсию всегда отдавала в храм, а в её огромном доме всегда проживали странники, убогие, калеки и так далее. Помню, как в детстве мы часто вдвоём разговаривали с ней о Евангелии, она рассказывала мне интересные истории, где явно проявлялся Промысел Божий. Первый раз она же привезла нас в Троице-Сергиеву Лавру с братом. Она научила меня искренне каяться в плохих поступках, молиться, поступать по-совести. Говорила: “Делай так, как Господь после молитвы на сердце положит”.

Потом шли годы, я взрослел, но храм не оставлял и даже начал прислуживать в алтаре, было мне около 14–15 лет тогда. А параллельно в мое сердце вошла рок-музыка, меня очень привлекло это движение, и я стал ярым фанатом металла, оправдывая их сатанизм несерьёзностью их намерение и просто стилистической игрой. Но сейчас я понимаю, что когда я слушал такие группы как Slipknot, Metallica, Death, Obituary, Slayr, то демоническое оживало внутри, гордое, хладнокровное, безжалостное, мстительное и коварное. В эти же годы пошли и другие пристрастия, просмотр порно и мастурбации, желание секса и постоянное мысленные пленение похотью, алкоголь, травка, первый секс. Естественно, после таких дел стыд не давал мне вернуться в храм. Бабушка умерла, и мне уже не с кем было общаться о Боге, и никто обличить меня не мог в том, что я отошёл от христианства. Внешне же было всё в порядке, для невоцерковных родителей всё было приемлемо.

В институтские годы я пристрастился клубной жизни, подсел на стимуляторы (экстази и амфетамин). Рок меня уже не интересовал, из группы я ушёл, гитару продал. Со своей подругой Кирой от выходных до выходных, уделываясь наркотиками, мы познавали жизнь. Отец вовремя смекнул, что учёба не даёт плодов и я занимаюсь не тем чем нужно, быстренько скрутив меня, отправил в армию на флот, чему я был очень рад.

Попал я на корабль с жёсткими неуставными отношениями, в волчьей стае нужно было жить по-волчьи, а иначе из тебя сделают мальчика для битья. А где брать силы? Ведь приехал я туда после годового употребления экстази весь такой позитивный и добрый, да ещё и избалованный. И вот, пытаясь выжить и пережить духанку (первый самый жёсткий период службы), я нахожу валяющуюся где-то и никому ненужную маленькую синенькую книжку. Это была Библия, такая которую раздают протестанты или католики. Для меня это было великое сокровище, я начал снова молиться и читать её. Я почувствовал сильное облегчение и стал более уверенным, как будто до этого я болтался в воздухе, а теперь твердо стоял на прочном основании, многие страхи ушли. Но прошло некоторое время, жизнь увлекала, трудности оставались позади, и молился я всё меньше и меньше, сводя всё общение с Богом к “Отче наш” утром и вечером.

Вернувшись на землю в родные пенаты, немного поработав на стройке у отца и возобновив обучение в институте, я подался работать в продажи – товары повседневного спроса. Устроился я торговым представителем, моей задачей было продать в торговую точку дешёвый ценовой сегмент сока, который в принципе никому в этой точке не нужен. Я налаживал связи и доверительные отношения с заведующими, что позволяло выполнять цели и задачи компании.

Добившись высоких результатов, меня повысили на должность старшего представителя, где я помогал слабым работникам или, лучше сказать, тем, у кого было больше всего возможностей на территории. Нужно упомянуть, что в работе я всегда ощущал какую-то неестественность, что нужно лицемерно улыбаться, интересоваться делами лица, принимающего решение в магазине, всячески лебезить и подлизываться, и всё для того, чтобы, в конечном счете, продать ему продукт.

Компания обучает этому и называет это техникой продаж. Ты информируешь клиента, работаем с вдохновением, при этом ты обязан стоять в открытой позе, улыбаться, повышать значимость его слов, давать ему ощущение его важности (лелеять его борзость и тщеславие). И всё это ради продажи, ради того, чтобы продать ему то, что нужно компании.

Впоследствии я поднялся еще выше, стал менеджером по развитию территории и через год был принят в штат компании одной из крупнейших мировых корпораций, входящей в топ 100, на должность руководителя за вверенную территорию. Это несколько областных городов, то есть районных центров. В подчинении у меня было от 10 до 15 сотрудников. Также заменял своего руководителя во время отпусков и познакомился с кухней вышестоящего руководства. Моей задачей было обучать и мотивировать команду, вести её к результату, проводить собрания, встречи один на один, спускать цели и задачи компании, доносить Миссию компании.

Я застал время, когда в нас сильное вкладывались, нанимали тренеров, проводили регулярное обучение. Нас учили, как правильно и эффективно обучать сотрудника, как быть наставником, как давать эффективную обратную связь, в общем тренинги, семинары, достаточно интересные и сильные знания компания дала и научила пользоваться.

Для чего? Для того, чтобы я смог уже у подчинённых развивать выгодные для компании компетенции, такие как амбициозность, нацеленность на результат, стрессоустойчивость, упорство, гибкость и лояльность к компании.

И уже обладая нужными ресурсами, что они могли делать ? Продать то, что скажет компания, и получить своё вознаграждение. В итоге, я подвешиваю “морковку” и помогаю представителю бежать за ней, постоянно мотивируя его денежным вознаграждением и развитием лучших компетенций. В итоге, нужны лишь цифры, выполнение месячного плана и задач. Как только закончился месяц и наступил новый, прошлые герои забыты, выставлены новые цели. Я подвесил новый “морковки”, и они побежали снова.

Так месяц за месяцем очень быстро бежит время. Представители бегут в азарте за выполнением задач и получением бонусов. Я обучаю слабых продавцов, хотя так говорить было нельзя, – “представителей с наибольшими возможностями”.

Я бегу за выполнением командной цели, мой руководитель за целями региона, а его – за целями дивизиона, а за ним уже шел директор страны. Весь этот забег ежедневно управляется цифрами: сколько продал каждый торговый представитель, сколько торговых точек он посетил, сколько сработало, какая эффективность, во сколько начал, во сколько закончил и так далее.

Человека-то иной раз уже и не видим, а видим лишь его цифровую характеристику. Человек стал просто фамилией или номером с историей своей цифровой эффективности. Так и управляют компанией, управляют цифрами, спускаясь по необходимости к людям и уже разбирая, почему именно у Иванова такая плохая эффективность. Смотрим по дням, как он передвигается, сколько времени проводит в торговой точке, сейчас даже уже записывают разговоры, заставляют фотографировать полки и так далее. В общем, Большой брат Джорджа Оруэлла во всей красе.

Интересная заметка: один из руководителей за высокие достижения перед компанией выиграл программу Лига Чемпионов (региональный забег, конечно, же по цифрам за лучшие годовые показатели),он был вызван в Нью-Йорк для вручения кольца чести руководителем компании. Потом я как-то сидел с ним за одним столом и был шокирован, когда посмотрел на это кольцо. Это была печатка, в центре которой красовалась пятиконечная перевернутая звезда.

Мои ощущения при работе в компании были такие, что это не просто работа, а полусекта, со своими евангелием, апостолами, целая микро жизнь. Компания всегда транслирует свою миссию, якобы позитивную, но если разобраться, то она лишь травит население, паразитируют на нём, развивая желания. Тенденция в развитии людей, лучше сказать, деструкция и разрушение, чтобы инвесторы, которые владеют и этой компанией, и другими компаниями, могли ещё заработать и на лекарствах.

Эти миссии прописана на сайте, читая их можно сразу понять их двуличность. “Дарим больше счастья” (девиз изменен). Но еще с этим счастьем они подарят сахарную зависимость, болезни сердца, печени и почек.

Компания уже скупила соковый бизнес, большую часть молочного, также и детское питание. Корпорация делает планомерно захват рынка и поглощают мелкие компании, отвоевывая всё больше и больше представленность на полках магазинов, тем самым всё чаще и чаще попадая в продовольственную корзину.

Возвращаясь к мне, то при устройстве в штат компании я получил новенький корпоративный автомобиль, бесплатную медицинскую страховку в лучших клиниках и высокую достойную официальную зарплату. Свою “морковку” в виде горизонта шикарных карьерных перспектив, много знаний и практик. А ещё непонятный внутренний конфликт. С одной стороны, компания транслирует высокие идеалы добра, заботы о планете, клиентах, потребителях, а с другой, мы распространяем по безумным ценам для прибыли западных кошельков.

Единственная честная мотивация для тебя – это деньги, но постепенно ты понимаешь, что отдаёшь, меняешь свои годы жизни на бумажки, который ещё и тратишь не пойми куда.

Работая в корпорации, я часто ощущал пропаганду благоприятного внутреннего климата: подчёркнутая важность мнение каждого сотрудника, его уникальность, способность дать работе в компании максимум своих компетенций. Тебя всячески лелеяли, мотивировали на результат, поощряли. Я ощущал себя частью чего-то большого и великого, серьёзного и величественного. Открыто, конечно, не гордился, что являюсь руководителем подразделения, но душу это грело на подсознательном уровне, и некая гордость присутствовала. Я ощущал это по страху от мысли, что всё может закончиться: уволюсь или уволят, и просто работать в компании “ноу-нэйм” совсем не хотелось. Это было бы, как мне представлялось тогда, потерей статуса и сход в толпу. Хотя и стоял я лишь на ступень выше своих сотрудников.

В общем, как я вижу сейчас, под всеми благами, которая даёт компании, а это и развитие личности, образование, опыт развития компетенции, в тебя незаметно входит вредоносная программа гордости и высокомерия, хладнокровность и безжалостность. Хотя, может, это только и лично со мной? Это вопрос.

Также я замечал стирание личных границ: с одной стороны, бубнеж о личном развитии, важности каждой личности, с другой, есть только “мы” – мы должны, мы достигли, нам необходимо и так далее. Отсюда и это чувство, что мы на огромном авианосце, который идёт завоёвывать и подчинять своей воле новые горизонты и страны.

За разговорами о развитии личности со временем стала вырисовываться суровая правда. Работники были типовыми батарейками, они изнашивались, их выкидывали, вставляли новые и забег продолжался.

Всё время моей работы в компании я периодически употреблял наркотики. Это, по большей части, были марихуана или гашиш, очень редко амфетамины и экстази. Я не могу провести явную параллель взаимосвязи работы и наркотиков, но довольно часто я накуривался, чтобы не относиться слишком серьёзно к работе в компании. Я настолько обнаглел, что порой делал это и перед собранием с вышестоящим руководством. Что-то внутри меня всегда не принимало эту работу, хотя я и приводил, как мне казалось, достойные аргументы для продолжения. Я всегда хотел уволиться и боялся потерять работу – парадокс.

Видел безжизненность HR-машины компании. С людьми в компании прощались за один день. Вот ты был нужен, ты участвовал в собраниях, твоё мнение было важно для ключевых решений, и в один день пришли HR – и в этот же день ты сдал ноутбук, машину, тебе пришло SMS с поступлением на карту зарплаты за 3–6 месяцев (это уже как договоришься), и в следующий день во всех отчётах твоя фамилия заменена на “вакансию”. Авианосец продолжает свои завоевания, но уже без тебя. Так случилось и со мной: ко мне пришли договариваться о моём уходе из компании. Я очень сильно внутренне обрадовался: “Свобода!” – закричал я. Вот и всё.

Случилось это, кстати, после первой поездки на Соловки в 2019 году. На тот момент я уже год не пил вино, редко употреблял наркотики, в общем, занимался собой и очищался от всякой заразы. Я тогда посетил, пожил и потрудился на Соловках несколько дней. Потом поехал на Валаам и в Санкт-Петербург и жил там в Александро-Невской лавре. Всё это было в августе, а в октябре я уже покинул компанию. Мне очень сильно помогли эти поездки, я стал более твердо ощущать себя на земле. Молился утром и вечером полным правилом, положил 40 поклонов, читал покаянный канон (это моя епитимья, которую я выполнял уже не первый год, но после греховных падений я оставляла её), Евангелие и Апостолов. И всё это я делал с любовью и желанием.

К Новому году я занялся бизнесом: открыл три магазина по продаже фейерверков. Всё прошло успешно. Пост подходил к концу, мы отпраздновали Рождество, и я начал сворачивать магазины. Тут меня и поймал лукавый. Ко мне в магазин зашёл старый знакомый, было это в последний рабочий день, и предложил покурить марихуану. Я отказался, но мысль в моей голове поселилась. Я стал периодически думать об этом и в течение этого дня додумался до того, что, как отвезу в гараж оборудование и остатки салюта, встречусь с ними и покурю.

И был мне знак. Потом, когда мы занесли последний шкаф в гараж, выходя из него, я наступил на доски, закрывавшие глубокий четырёхметровый подпол, и провалился, ударившись головой о железные ворота. Еле зацепился и повис. Я мог бы упасть и переломить все ноги. Было это очень образно падение в тьму кромешную, где была грязь, сырая земля, слизь и черви. Подпол давно уже не использовался, был заброшен, там была жижа из старой картошки и капусты. Я сразу подумал: “Вот этот безобидный косячок тебя и понесёт на самое дно пороков!”

Так и случилось. Через неделю я уже нюхал, блудил и балагурил. А через три – уже был в Индии, а там всё тоже самое, что и в 20 лет: дискотеки, девочки, наркотики. По приезду встретил подругу, которая тоже любила экстази и тусы, а сама она была очень вожделенной. В общем, весь локдаун мы занимались с ней всякой всячиной вместе. Конечно, совесть укоряла меня, и концу августа мы расстались, и я уехал на Соловки во второй раз, теперь уже почти на месяц.

Познакомился с девушкой, мы вместе решили, что если и поженимся, то все будет по-настоящему. Ходим за ручку, вместе проводим время, общаемся, но спим в разных комнатах. Как-то понял, что без хранения совести ничего не будет в жизни прочного.

Окончательно понял, когда устроился после увольнения из корпорации на одну работу с неплохим заработком. Коллега предложил что-то списать, списали. Потом списали что-то на более крупную сумму. Потом – вошло в систему. Потом – решили обмыть, потом – покурить анаши. Потом пошло-поехало. Опять как Митя Карамазов вошел в многомесячную полосу безумия, вынырнул на Соловках. Молился, чтобы Боженька дал мне супругу, чтобы с моей неумной натурой не погибнуть на “днище” каком-нибудь. Такая-вот непростая жизнь у меня. Но заметил, что за моим желанием что-то изменить, Боженька откликается, помогает вынырнуть.

[1] См. книгу преподобного Макария Великого «Духовные беседы», беседы 15, 17, 22, 30, 32, 34, 36, 37.

[2] «Один неосторожный, по-видимому, невинный взгляд, одно необдуманное слово, одно легкомысленное прикосновение могут заразить неисцельно» / Игнатий (Брянчанинов), свт. «Слово о смерти».

[3] «Но вот в одну из ночей на полунощнице снова повторилось подобное явление. В глубине сознания, как бы внутренним слухом он услышал музыку, но теперь играл целый симфонический оркестр. Ясно слышались звуки скрипок, виолончелей и контрабаса, только невозможно было понять, что именно они играли. Исполнялось какое-то большое музыкальное произведение в продолжение двух с половиной часов, не давая возможности сосредоточиться на молитве. Отшельник был вынужден сидеть и слушать этот концерт, не имея возможности продолжать свое молитвенное правило. Не дождавшись, однако, конца симфонии, он улегся спать, и музыка тотчас прекратилась.
В следующую полночь, стоило ему приступить к совершению своего келейного правила, как он услышал другой, на этот раз уже духовой оркестр. Под ликующие звуки военного марша неподалеку от его кельи послышалось, словно на параде, прохождение марширующих войск. Увлеченный бравурной музыкой, он незаметно для себя стал даже слегка помахивать в такт правой рукой. Так бесцельно проведенной оказалась и эта ночь. Дьявол не дал пчеловоду произнести ни единого слова молитвы. Эти концерты, то в вокальном, то в инструментальном исполнении, стали повторяться чуть ли не каждую ночь. Однажды он слышал даже среди дня, как где-то недалеко, за кельей, пел хор городского кафедрального собора, причем хорошо слышалось знакомое сопрано одной из певчих.
Поразительным и непостижимым был один из концертов, который демон в очередной раз устроил в полночь. Это, по-видимому, была его собственная композиция, исполнявшаяся на каких-то металлических предметах, которые издавали своеобразный, изумительно нежный звук. Он был несколько похож на приятный, вибрирующий бой стенных часов. Исполнялось музыкальное произведение, мелодия которого напоминала старинный итальянский вальс “Неаполитанские ночи”, брат даже запомнил этот несложный мотив, однако к утру все выветрилось из памяти» / по книге игумена N. схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая) «ОТ ЧЕГО НАС ХОТЯТ “СПАСТИ” НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?». М.: Даниловский благовестник, 2001.

[4] Беседа со схимонахом Никодимом об Иисусовой молитве.

[5] «Свободное время, которое современный человек урывает из трудовой деятельности, он в огромной степени отдает пассивному созерцанию телевидения. Он не живет и не отдыхает, но смотрит, как живут и отдыхают другие в телевизоре, но и те на самом деле, не живут и не отдыхают, они симулируют и трудятся в осуществлении Великого Зрелища, тотальной Иллюзии, в которой воплощается суверенный Капитал в момент своего высшего расцвета» / Дугин А. передача о Ги Деборе – «Кошмар “Общества Зрелища”» из цикла «Finish Mundi», передача 13.

[6] Латыпов И. Личность против системы: 2 стратегии. Часть 2.

[7] «Карниз и шоссе»

[8] «Латинское слово “finis” имеет, как известно, два значения: конец и цель. Человек, который не в состоянии предвидеть конец этого его временного существования, тем самым не может и направить жизнь к какой-то цели. Он уже не может, как это вообще свойственно человеку в нормальных условиях, ориентироваться на будущее, что нарушает общую структуру его внутренней жизни в целом, лишает опоры. Сходные состояния описаны в других областях, например, у безработных. Они тоже в известном смысле не могут твердо рассчитывать на будущее, ставить себе в этом будущем определенную цель» / см. «Анализ временного существования» из книги Виктора Франкла «Сказать жизни “ДА!” Психолог в концлагере».

[9] Документальный фильм «Владимир Скулачев. Повелитель старости» (2016).

[10] «Мы уже говорили о том, что человек должен быть направлен на какую-то цель в будущем, что он должен помнить о том, что его ждет жизнь, ждет человек. А теперь? А теперь многим из них приходится убедиться, что их никто уже не ждет.
Горе тому, кто не найдет в живых любимого человека, мысль о котором единственная поддерживала его в лагере. Горе тому, кто тысячи раз мечтал о моменте возвращения, если этот момент окажется совсем не таким. Да, он садится в трамвай, да, он подъезжает к дому, да, он нажимает кнопку звонка – точно так, как он себе это тысячи раз представлял. Но открывает ему не тот, кто должен был открыть – тот больше уже никогда не откроет…» / Франкл В. Указ. соч.

[11] Одному заключенному показалось, что ему пророческий голос сообщил, что к 30 марту станет возможно освобождение. «29 марта у этого человека резко поднялась температура. 30 марта, в тот самый день, когда по предсказанию “голоса” для него должна была кончиться война, он начал тяжело бредить и потерял сознание. 31 марта он умер – от сыпного тифа. … Мой товарищ умер в конечном счете от того, что жестокое разочарование ослабило его защитные силы, и он не смог больше противостоять инфекции, которая и до того была очень распространена. Иссякла его вера в будущее и устремленность к нему – и организм сдался болезни. … Это единичное наблюдение и сделанные из него выводы совпадают с более общими данными, на которые обратил внимание наш главный врач. В неделю между Рождеством и Новым 1945 Годом смертность в лагере была особенно высокой, причем, по его мнению, для этого не было таких причин, как особое ухудшение питания, ухудшение погоды или вспышка какой-то новой эпидемии. Причину, по его мнению, надо искать в том, что огромное большинство заключенных почему-то питали наивную надежду на то, что к Рождеству они будут дома. Но поскольку надежда эта рухнула, людьми овладели разочарование и апатия, снизившие общую устойчивость организма, что и привело к скачку смертности» / Франкл В. Указ. соч.

[12] См. главу 5 из книги Кара-Мурза С.Г. «Манипуляция сознанием».

[13] Из книги Бруно Беттельхeйма «Просвещенное сердце. Исследование психологических последствий существования в экстремальных условиях страха и террора».

[14] Дойдж Н. «Пластичность мозга» М.: Эксмо, 2011.

[15] Из книги протоиерея Сергия Овсянникова «Книга про свободу. Уйти от законничества, дойти до любви». М.: Никея, 2018.

[16] «Принятие на себя ближняго, происходящее от злобы, бывает невольное. И случается так: лишающий чего-либо (ближняго своего), хотя и не желает, принимает на себя искушения лишаемаго; также клевещущий – искушения оклеветаннаго им; лихоимствующий – лихоимствуемаго, утомляющий – утомляемаго им, оговаривающий – оговариваемаго, презирающий – презираемаго, лгущий принимает на себя искушения того, кого он оболгал, и чтобы не перечислять всего порознь, скажу кратко: всякий обижающий ближняго соразмерно (с обидою) принимает на себя искушение обижаемаго им» / см. «Наставления святаго Марка, извлеченныя из других его слов», параграф 60 из наставлений Марка подвижника о духовной жизни представленных в первом томе книги «Добротолюбие».

Тип: Соловецкий листок