-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
22 ноября 2023 г. Базовые принципы преодоления страстей. Ч. 3.
Текст является расшифровкой одноименной аудио-беседы, входящей в цикл «Акценты к беседам о преодолении зависимого поведения» (в порядке бесед – пункт 5.3). Данный текст высвечивает лишь некоторые сегменты опыта преодоления страстей и зависимого поведения. Более полно насчет того, что явление зависимости можно рассмотреть с позиции святоотеческого учения о страстях, а также более полно о преодолении зависимого поведения см. в материалах, которые приводятся в начале текста «Базовые принципы преодоления страстей. Часть 1».
Предпосылки зависимостей. Биполярное расстройство. ПТСР.
То, что было сказано в предыдущих беседах про базовые принципы, можно дополнить ещё несколькими темами, напрямую с зависимостями и не связанными, но которые играют немаловажную роль в формировании зависимостей и так или иначе к ним приводят.
Одно дело – когда человек напрямую хочет употреблять алкоголь, наркотики и его несет в этом направлении, а другое – когда человек сталкивается с какими-то тяжелыми состояниями, переживаниями и ему хочется с помощью алкоголя и наркотиков уйти от них. В этом случае алкоголь и наркотики выступают уже как нечто вторичное.
Речь сейчас пойдёт о биполярном расстройстве. Не столько будет сказано о болезни с таким названием, сколько о том, что в некоторой степени присуще всем людям. Психиатры часто считают, что психическое расстройство – это то, что есть только у конкретного пациента, но в микродозе в каждом почти человеке есть элементы, напоминающие объёмное психическое расстройство. Хотя, если человек живёт в каком-то конструктивном ключе – процесс этот может не раскачаться, может как бы сойти на нет, не выражаясь так явно.
– Тема биполярного расстройства разбиралась в пунктах 1-8 цикла «Преодолеть отчуждение. Часть 2».
– Некоторые основные идеи бесед см. в тексте «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)», части 2-ая, «Ангедония и две фазы – возбуждения и апатии».
Также надо иметь в виду и посттравматическое стрессовое расстройство. Оно относится не только к ветеранам войны, которые не могут забыть ужасов происшедшего.
Девушка была изнасилована. Она начинает употреблять алкоголь, наркотики чтобы забыть произошедшее. Потеря близкого человека – то же самое. Майк Тайсон говорил, что когда умерла его дочь – ему надо было «убиться» кокаином, чтобы просто пережить вот эти несколько дней. После смерти дочери он стал меняться к лучшему.
– О посттравматическом стрессовом расстройстве см. беседы и тексты, описанные в подборке «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко)».
– В рамках цикла бесед «Преодоление травматического опыта…» были проведены беседы на тему «Переживание опыта смерти». О них и прочих материалах см. в подборке «Переживание опыта смерти».
Также могут иметь место и другие некие расстройства психики. И когда мысли человека в разные стороны расползаются, у него возникает ошибочная идея что можно стабилизироваться через прием психоактивных веществ. Но в итоге ситуация ещё более усугубляется.
Можно употребить такую несовершенную аналогию. Некоторые авторы, занимающиеся масштабным освещением проблемы наркотизации стран, планеты, описывали ситуации, когда целые государства подавлялись квазигосударственными мафиозными структурами. Такие современные группировки – это уже не просто бандиты, а серьезные организации, имеющие транснациональный характер, имеющие среди своих челнов людей, работавших ранее в спецслужбах и пр. Подобные образования формируются там, где есть определенные предпосылки. Например, нищета. Нестабильность. Кастовое расслоение общества. Где есть глубокое социальное неблагополучие – там возникает наркомания. А где наркомания – на этой почве образуются наркокартели. Если не устраняют причину (а с наркокартелями пытаются бороться напрямую: например, разбомбить место их пребывания, уничтожить главарей), то вследствие таких масштабных военных действий ситуация в стране еще более дестабилизируется. Материальная база рушится ещё сильнее. Экономическая ситуация ещё ухудшается. Основная предпосылка остаётся и усугубляется. Будет еще больше наркокартелей, только они теперь будут изощренными, уйдут глубже в подполье…
Исцелять нужно первопричины – как в масштабе отдельного человека, так и в более глобальном.
Понятно, что в рамках одной беседы все эти вопросы рассмотрены не будут. Впрочем, будут сделаны отсылки, где в другом месте они будут разобраны подробнее.
В этой беседе 5.3. будет приведен пример, в котором показаны некоторые принципы из предыдущих бесед.
История молодого человека, который, по его словам, посетил все тренинги, которые мог найти
Не раз уже упоминал одного молодого человека, который жил в мегаполисе. Он прошел все тренинги, которые только мог найти в Интернет и в реальном пространстве. Он хотел много зарабатывать, быть звездой, иметь успех у женщин. Он обладал множеством комплексов, ему хотелось приобрести уверенность в себе, мужскую харизму.
К чему этот рассказ? Когда человек сталкивается с наркотиками, его недостаточно просто взять и избавить от них. Надо что-то делать с предпосылками, которые живы в человеке.
Однажды этот парень попал к человеку, именовавшему себя психотерапевтом, хотя с терапией не имеющего ничего общего. Он позиционировал себя как ученик Станислава Грофа, занимающийся трансперсональной психологией. И на этих курсах парня побудили снять крест, сказав, что Православие – религия для импотентов, а он должен быть мужчиной.
Параллельно этот молодой человек употреблял наркотики – экстази в клубах и т.п.
Сейчас все более и более набирает популярность так называемая «семейная терапия», когда супруги под воздействием экстази собираются с «психотерапевтом» и начинаются задушевные разговоры «о семейном счастье». Конечно, никакая это не терапия. Те, кто имел дело с наркотиками, знают, что если ты и принял экстази – ни при каких обстоятельствах не пытайся разобраться с какими-то своими проблемами, например, поговорить с начальником, хотя тебе и будет казаться что ты в измененном состоянии сознания (ИСС) нашёл какие-то ответы, и вот-вот всё «разрулишь». В ИСС ты просто не сможешь отследить уровень того бреда, что будешь нести.
Визуально это показано в фильме «На игле», где персонаж по кличке Кочерыжка, желал устроиться на работу, испытывал тревожность, а другой персонаж, Рэндон, дал ему какой-то высококачественный амфетамин «для уверенности». Кочерыжке казалось, что он, употребив наркотики, говорит вещи адекватные и всех очаровывает своими достоинствами, но приемная комиссия видела, что он совершенно в неадекватном состоянии.
Но, как ни странно, набирает обороты индустрия использования экстази в так называемой терапии. Хотя опытные специалисты понимают, что если мозг находится в состоянии перевозбуждения – то о какой терапии может идти речь? Никто не даст гарантий, к чему вообще это может привести и какие будут последствия.
Считается, что при этой «терапии» надо смотреть, чтобы у человека не было психических заболеваний, так как он может уйти в неконтролируемые состояния. Но сама мысль о том, что два человека могут найти общий язык в состоянии наркотического опьянения, кажется уже абсурдной. Потому что, когда мы действительно вступаем в конструктивное общение, то пытаемся свою жизнь соотнести с вечными принципами. Есть вечные духовные принципы, есть твоя жизнь, моя, – и мы встречаемся не на уровне «моё желание-твоё желание», а на уровне, который над нами обоими. Сегодня я могу тебе сказать, что ты не прав, потому что такие-то принципы нарушаются – и ты принимаешь это. Соотнесение с этими принципами даёт и тебе возможность завтра сказать «знаешь, а вот теперь ты неправ». И оба человека тогда находят общий язык.
Возвращаясь к молодому человеку. Были в его жизни клубы и разного рода «веселье». Многочисленные «философские» разговоры и параллельные внушения вроде «ты классный, ты мужик, ты можешь» – то есть, прокачивание гордыни. Все это закреплялось наркотиками, мыслями что у него «кастрирующая» мать и т.п. Плюс ко всему этого человека втянули в извращенную сексуальность, мотивируя на это тем, что якобы после того как он это прошел он станет «настоящим» мужчиной. По сути, это было что-то вроде инициации. В масонских обществах, например, есть нечто такое. Окунуть человека в какую-то грязь сексуальную и назвать это моментом просветления.
Через какое-то время он вошёл в состояние, где казался себе всесильным, в состояние какого-то перевозбуждения. В течение двух месяцев он ощущал, будто летал на крыльях. Все дерзкие мечты его были, казалось, на расстоянии вытянутой руки… Но однажды, придя на работу, он понял, что его тело ему неподвластно (хотя об этой неподвластности тела и не прямо из его слов говорится).
Что значит неподвластно? Ты приходишь на работу, тебе кто-то говорит: ты поставил кружку с кофе на документы и у тебя кофе с кружки стекает на них. Адекватная реакция – убрать кружку и перепечатать эти документы. Вместо этого вы берёте эту кружку и кидаете её в зеркало, начинаете орать на коллегу, переворачиваете стол, угрожаете… Когда так человека начинает нести, он не может это остановить и как бы наблюдает за происходящим со стороны. Происходит некое расслоение, деперсонализация. Ты поражаешься тому, что вытворяешь, но никак уже на этот процесс повлиять не можешь. Такова плата за чувство всесильности.
Потом была госпитализация. Стоя в очереди за таблетками, он думал: «Как это могло произойти?! Я, такой красивый, талантливый, перспективный, теперь стою здесь…» Был у него период жёстких суицидальных мыслей.
Исповедь
Потом он приехал на Соловки и жил там какое-то время. Он прочитал мою статью «Преодолеть отчуждение» [есть несколько частей]/ Ему было предложено внимательно поисповедаться, пройдя полную Исповедь. В то же время ему хотелось просто кричать в храме «ВЫ ВСЕ ИДИОТЫ!». Он не понимал, что такое Исповедь. Тот священник, который его исповедь принимал, сам не знал, что с этим парнем делать. Он посоветовал ему это Таинство, веря, что Сам Господь будет действовать.
Когда он всё-таки поисповедовался, в душу его, которая была объята не просто депрессией, а была неким перегорающим огненным котлом, – в эту душу была брошена как бы некая таблетка. И этот вулкан враз замерз.
После Исповеди и этой «таблетки» у него было около двух дней, чтобы ходить, думать, спать, читать, – потому что до того, в его состоянии он спокойно не мог ничего из этого делать. А через 2 дня снова этот вулкан приходил в движение. Слава Богу, он не пытался это состояние глушить наркотиками или ещё чем-то.
Вследствие той самой инициации какое-то оккультное представление, восприятие реальности закрепляется в человеке. Впоследствии нужны бывают годы, чтобы это состояние изжить. Речь идёт о том, что он по своей воли снял крестик и что вверг себя в извращённую сексуальность. Хотя все то, что через него провели, не было прямо оформлено в некие оккультные обряды, но это было тем, что направлено было против всего святого в человеке. Когда человек по своей воле согласился на такие действия, к которым его склоняли, которые унижали его человеческое достоинств, то происходит что-то сродни инициации. Что-то очень важное в человеке ломается (смысл инициации – подвести человека к отречению от того, что определяет его как человека, когда человека отрекается от человеческого в себе, от образа Божия, то он становится открытым для воздействия мира падших духов). И в результате этого слома потом человеку бывает сложно что-то на логическом уровне объяснить, он на все начинает смотреть с позиции своей деформации.
Православие было для него единственной отдушиной, но его не оставляли эти навязчивые мысли мысли, что это «религия для импотентов», что здесь никто ничего не может и т.п. Хотя мы знаем воинов-христиан: Суворова, не знавшего поражений, Фёдора Ушакова, не проигравшего ни одной битвы… Сколько было христиан харизматичных, мужественных, которые проходили и концлагеря: Алексей Арцыбушев, Иван Солоневич, Борис Солоневич… Есть замечательные книги военного священника Димитрия Василенкова, не просто так дважды награжденного орденом Мужества. Это книги «На войне», «Записки военного священника», в которых говорится, что если воин старается жить по заповедям, с молитвой – он становится устойчивым к стрессу, появляется равновесие.
Подробнее о взглядах священника Дмитрия Василенкова и иных подобных взглядах см. в беседах и текстах, объединенных в подборке «Боевые действия. Осмысление. Преодоление тревоги, ПТСР. Чувство вины».
У человека вследствие определенных обстоятельств сформировалась «мозоль», внутренняя болячка, от которой просто так не избавиться. Каким же образом этот вопрос может быть решён?
Виноваты ли родители?
В беседах уже упоминался цикл «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», где разбирался вопрос обвинения мамы. Сейчас модно говорить, что во всём виновата кастрирующая мать, это же внушили и парню. Он долгое время «сидел» на этой мысли и первые проблески конструктива стали у него замечаться, когда с этой мысли он сошёл и перестал обвинять мать во всех своих бедах.
См. по теме:
– Ответ «Человеку, считающему (допускающему), что его травмировали родители».
– Текст «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
Часть 4.3. «Посттравматический рост. Примеры преодоления моделей поведения, сформированных под воздействием травматического опыта. Трудное детство и прощение родителей».
Часть 4.2. «Посттравматический рост и преодоление моделей поведения, сформированных под воздействием травматического опыта».
– Цикл бесед «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
См. пункты 20–25.
В беседах разворачивается мысль: неверна концепция, что во всем виноваты родители. Конечно, и у них могли быть ошибки, но неверно настраиваться только на тему этих ошибок.
Когда человек перестает обвинять кого-то другого, перед ним открываются реальные проблемы, которые надо решать. Например, что ты конфликтуешь с людьми, гневаешься по любому поводу… Нужно над собой работать, чтобы как-то выбираться из этого болота, а не оправдывать себя, что, якобы, «меня так воспитали». Почитать, может, какие-то из этих книг, например, Б.Солоневича «Молодёжь и ОГПУ», в которой показано как Христианство, Православие, делает мужчину только сильнее. В этой книге автором ставится вопрос – что является пружиной, которая даёт человеку возможность не сломаться?
Нормативная личность и аддиктивная личность
О аддиктивной и нормативности личности см. подробнее в тексте «АКЦЕНТЫ К БЕСЕДАМ О ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ (алкоголь, иные ПАВ, игра и пр.)».
Во всей полноте история молодого человека разобрана здесь не будет, но вот как она согласуется с предыдущими двумя беседами. Одна женщина, психиатр, верующая, очень хорошо прокомментировала эту историю, объяснив, как и этому молодому человеку выздоравливать, и всем нам. Её слова хорошо сочетаются как с тем, что говорилось раньше, так и со словами академика Ухтомского, с его учением о доминанте.
Она говорила, что у нас есть нормативная личность и аддиктивная личность[1].
Что такое нормативная личность? Хотя до сих пор идут споры в психиатрии: есть норма или нет нормы, но всё-таки норму можно «нащупать». Мы понимаем, что отказ от нормы приводит человека к психопатологии. Даже психиатр Антон Кемпински (хотя он и человек не верующий) писал, что отказ от совести приводит человека к психопатологии, хотя и неизвестно – что же такое совесть?
Нормативная личность описана в Евангелии. Там показано каким может и должен быть новый человек.
Женщина-психиатр говорила, что в нас есть, например, временны́е нарушения, называемые транзиторными. Их не надо бояться. Например, ты хотел положить в карман ключи, а положил зубную щетку. Подходя к двери и обнаруживая щетку, ты думаешь – а не сошёл ли я с ума? Нет, просто что-то нашло такое и ты сделал неадекватный шаг, бывает. Но если при наличии таких транзиторных переживаний человек стимулирует нормативную личность: старается жить по совести, в любви к ближнему, если перевести на христианский – по заповедям, то эти переживания все более истончаются. Не в том смысле что уходят на более тонкий уровень, а скорее сходят на нет, исчерпываются, растворяются и человек выздоравливает, накапливая положительный опыт, конструктивные навыки.
Мы ведь не просто общаемся с людьми, но если стараемся в отношениях со всеми поступать по любви, по совести, то получаем от других опыт, обретаем какие-то смыслы…
Когда же человек пытается выйти из своих нарушений психического плана путем стимуляции аддиктивной личности (как этот молодой человек, у которого были определённые комплексы, страхи, неуверенность и он попытался из всего этого выйти через наркотики, сексуальные перекосы и т.п.), – нарушения закрепляются в нервных центрах, утяжеляются и становятся процессами. Если раньше это носило эпизодический, временный характер, потом это приобретает характер постоянный и глубокий.
Когда всё это переходит на уровень психоза или невроза – нужно уже очень большое усилие, чтобы вывести человека на какой-то уровень.
Я не фанат психологии, но есть в психологии такая градация, которая напоминает учение древних святых отцов о помысле. Когда в человека входит греховный помысел и человек его не отбрасывает – этот помысел срастается с человеком, подтягивает к себе мысли, желания и становится пружиной, толкающей человека на какие-то действия. И когда этот помысел уже длительное время живет в человеке, характер действий, к которым он призывает, становится как бы второй природой человека. Человек становится гневливым, пьяницей…
Для аналогии можно, опять же, употребить понятие субъектности. На высших ступенях развития человек понимает, что он делает и, если он на кого-то обижен, какие-то мысли приходят в голову нелепые – он достаточно легко от них избавляется. Потом происходит градация, шкала всё ниже-ниже-ниже: приходит какая-то тревожность, затем уже уровень невроза, когда человек длительное время сидит в каких-то своих переживаниях, а потом наступает уровень психоза, когда человек вообще уже не может выйти из этого потока, несущего его во что-то страшное.
Повышая, по силе возможности, духовный и культурный уровень человека, мы из этих нижних уровней возводим его всё выше-выше-выше. С Божьей помощью всё это возможно – перестроить свою личность – если только мы способны к этому смирению и любви. Смирение и любовь побуждают нас, когда мы охвачены какой-то своей патологической точкой зрения, прислушаться к точке зрения другого человека. И одно это уже, со временем, если навык закрепится, помогает выйти из той глубокой ямы, в которой оказался человек.
Биполярное расстройство
Теперь по поводу биполярного расстройства. Что это? Уже говорилось, что оно у многих есть.
Писал работу в нескольких частях «Преодолеть отчуждение, в том числе – и о депрессии», где есть 4 части этого текста и 2 части аудио-бесед. Беседы с текстами носят взаимодополняющий характер.
Аннотация:
Часть 1. «Депрессия и отчуждение от глубинных основ личности»
Часть 2. «Ангедония и две фазы – возбуждения и апатии»
Часть 3. «Прорыв скорлупы»
Часть 4. «Депрессия как состояние сознания»
Лекции, часть 1, лекции, часть 2.
Во 2-ой части лекции мы разбирали как раз это биполярное расстройство, но не столько его, сколько то, что ассоциируется с этими скачками.
Когда у человека начинают раскачиваться эмоции (речь идет о неком маниакальном скачке) – им овладевает какая-то лихорадочная активность, часто носящая бестолковый характер. Человек ни на чем не может сосредоточиться, ему нужно всё и сразу, он мечется. Потом, естественно, наступает откат. Перевозбуждение нервного волокна ведет к торможению коры мозга, деятельности в целом. Если человек трое суток на пике активности работал – потом начинается откат, он долго время лежит. А когда он лежит – в него заползают самые тяжелые мысли.
Во 2-ой части текста разбирался этот момент, также мы разбирали и навыки, которые помогают человеку из этого состояния выйти.
Если человек идёт на поводу у этих пожеланий – что происходит? Когда у него пиковое маниакальное состояние, ему хочется быть в движении: работать, тусить, танцевать, быть на волне, быть в моменте… Потом он стухает. Но за счёт того, что он привык быть в моменте, он не может выйти из второй фазы – фазы депрессии, потому что живет тем, что сейчас находится на поверхности сознания. А во второй фазе на поверхности как раз депрессивные переживания. Со временем маниакальное состояние становится все тише и тише, то есть оно перестает таким душещипательным и его периоды сокращаются. Состояние минусовое – депрессия – становится более глубоким и продолжительным. А со временем то, что человеку нравилось – фаза маниакального возбуждения – она вообще уходит. Человеку остаётся только бесконечная депрессия.
Тут несколько моментов, связанных с предыдущей историей и с темой наркотиков.
Когда переход из одного состояния в другое становится столь мучительным, что человек чувствует будто его сознание распадается на части, он пытается себя как-то стабилизировать, успокоить, отвлечь алкоголем и наркотиками, что только усугубляет положение. Психика все более перевозбуждаетсся, дестабилизируется, все более и более раскачивается.
Как сохранить себя от этого раскачивания?
Во-первых, иметь в виду то что мы разбирали о аддиктивной личности. Когда человек попадает в депрессию, ему хочется выйти из этого через аддиктивное переживание. Он выбирает какую-то активную аддикцию, девиацию, грех… Хаотичный интим, или смех, издевательства над кем-либо, или ещё что-то – чтобы выйти в пиковое состояние.
За счёт того, что действия такого человека вступают в противоречие с тем, что Творец заложил в человеческую природу, с законом совести, через некоторое время откат становится очень мучительным.
Добрые навыки, полезные привычки
Мы записываем эти беседы в связи с книгой, которая в настоящее время издаётся «Преодоление зависимого поведения: родственникам зависимых и их близким».
Девушка, о которой упоминается в этой книге рассказывает, что, употребляя наркотики или алкоголь, тебе с каждым разом надо глушить не только свои внутренние проблемы, но и память о том, что ты натворил во время прошлого загула в ИСС. То есть, с каждым разом приходится эту интенсивность загулов увеличивать. В книге о Дориане Грее лорд Генри советовал ему память о безумии прошлых поступков топить в безумии новых.
Соответственно, чтобы не раскачивать этот маятник – надо стараться жить по совести.
Во-вторых, в состоянии, пока этот маятник не сильно раскачался, в состоянии фазы гипер-возбуждения, надо стараться не идти на поводу у этого состояния. Иметь режим.
– О хранении совести и следовании режиму как о составных элементах, формирующих способность сохранять равновесие, см. в тексте «Внешняя жизнь и мир мыслей», часть 1-ая, «Духовная жизнь в условиях большого потока дел и мыслей».
– Применительно конкретно к теме зависимости от ПАВ тема следования режиму поднимается в цикле бесед «Что делать и как жить?», в пункте 4. «Как начать. Непреодолимость желания. Навязчивые мысли. Режим. Общение. Найти себя».
Здесь опять подходим к 5-ти навыкам, которые разбирали ранее, в предыдущих беседах.
Пять навыков для преодоления страстей
Режим – это и вовремя ложиться спать. В этом нет ничего страшного. Первое время человек, может, будет ворочаться. Но потом мозг привыкнет, что ему в какое-то время всё равно не дают встать. Даже если не спится и хочется встать, что-то делать, но мы продолжаем лежать – мозг понимает, что ему не дадут смотреть в самртфон, не будет сериалов, игр, поэтому лучше уже успокаиваться и привыкать спать.
Также важно не идти на поводу и у фазы апатии. Бывает, на человека нападает тупость какая-то. Но те люди, которые привыкли интеллектуально трудиться среди таких условий (айтишники, писатели и т.п.) знают, что если ты что-то интеллектуально делать и не может – не стоит совсем опускать рук. Можно убрать вокруг себя, мусор вынести. Привычка что-то делать, а не лежать чуть что, помогает быстрее выйти из этой фазы апатии.
Со временем ты привыкаешь к рабочему состоянию, базовому для тебя. Ты и не работаешь сутками напролёт, и не ленишься.
Базовое рабочее состояние на дистанции куда продуктивнее, чем такое «пиковое». Если мысль, что посетила тебя вечером, когда уже пора спать – она действительно хорошая, стоящая – она наутро не исчезнет. Просто человек боится, что, не воплоти её вот прямо сейчас – она исчезнет. Но если мысль дельная – она останется, а если это что-то пустое, хоть и в яркой, кажется, обёртке – то пусть она уходит.
Не идти против своей природы, физиологии. Людям, которые уходят из таких ситуаций в алкоголь, наркотики, нужно понимать следующее. Во-первых, психоактивные вещества находятся в контрах с теми механизмами, что обеспечивают регуляцию нашего цельного состояния, воздействуя на нейромедиаторы и т.п.
У нас есть какие-то природные механизмы возбуждения – если мы, например, пришли на экзамен и испытываем страх. Природе есть как подстегнуть нас, чтобы этот экзамен сдать. Хочется такое состояние закрепить, вызвать уже искусственным способом, но когда это происходит – с помощью никотина, наркотиков и т.п. – природный механизм начинает ломаться. Это как руль велосипеда держит один болт, если он погнётся или даст сбой – то во время езды на велосипеде он дает произвольный поворот руля и ты падаешь. Или машина, если начать резко крутить руль вправо-влево – уходит в неконтролируемый занос.
Обязателен также, как в случае с этим молодым человеком, запрет на злость. Злость – это основа многих психических расстройств. Если послушать истории тех многих, у кого случились какие-то аномальные мысли – часто они начинались с мысли вроде «ты можешь изменить мир, написать книгу, внять фильм», то есть какие-то фантазии о собственном величии, всемогуществе.
Конечно, не значит, что все мысли о том, чтобы что-то сделать, – плохие. Речь идет о ситуации, когда человек избыточно заостряется на одной какой-то тематике, надолго упуская из виду остальные важные стороны своей жизни.
См. к примеру некоторые беседы из цикла «Преодолеть отчуждение. Часть 2».
7b. Биполярное расстройство и физиология. Гордость – некритичное отношение к собственным мыслям
7c. История девушки, желающей снять фильм. Нет берегов, решения на основе ощущений, мысль об особом деянии
7d. Мысли о собственной гениальности как возможная основа болезни. Внушенные идеи. Разум и чувства
Святые отцы писали, что гордость характеризуется конфликтными отношениями с окружающими. Тебя любят родители, но ты убежден, что тебя не ценят, так как ты весь такой из себя феерический, в блёстках. Другие люди для тебя начинают казаться мелкими людишками… Возможно то, что тебя захватывает, приходит как попущение Божие, которое останавливает тебя от еще большего безумия. Ты сейчас болен, страдаешь, но, может быть, для Вечности это полезно – ведь страдание благотворно воздействует на душу, если правильно отнестись к нему. Войти в вечную жизнь будет не так тяжело, как если бы ты в состоянии запредельной гордыни умер и навсегда остался бы таким и в Вечности мучился бы.
То, что ты ставил выше всего на свете, уничижается тем состоянием, что с тобой происходит, чтобы ты пересмотрел свое отношение к этому.
Отказ от злости, попытки смиряться, выводят человека из этого ненормального состояния.
И опять здесь о аддиктивной и нормативной личностях надо сказать. Когда человек входит в это расстройство – он понимает, что с ним происходит что-то не то, но он верит своим мыслям, продолжая ненавидеть людей, которые о нём беспокоятся и отказывается смиряться… Надо понять ему, что человеческое достоинство выражается не в том, что он считает всех за ничто. А как раз достоинство его в том и проявится, что он будет с любовью относиться к другим людям.
ПТСР
В отношении расстройства психики у людей армейских, а также в связи с изнасилованиями и прочим – просто еще раз дам ссылку на беседы, которые были:
«Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
Части 8 и 9 – про посттравматический рост, о том, как выйти из этого переживания, в т.ч. путём обогащения личности. Там же, в беседах о преодолении травматического опыта, были и беседы о изнасиловании. В этих же беседах был раздел и о переживании опыта смерти, где упоминался, например, и Майк Тайсон, глушащий боль кокаином в связи со смертью дочери.
Как уже упоминалось, были также отдельные эфиры «Боевые действия. Тревога. ПТСР», где мы разбирали как люди, пережившие кризисные ситуации, могут конструктивно выйти из них.
Есть ведь такой диагноз как комплексное ПТСР. Человек может и не участвовал в боевых действиях, но переживает длительное психологическое насилие, испытывает чувство напряжения, что также взывает желание оглушать себя алкоголем и наркотиками.
Только конструктивные взаимоотношения с ближними, появление новых целей, развитие в хорошем смыле (не на тренингах), формирование новой доминанты, смысловой вертикали человека уводит из этой капсулы, настолько его обогащают что прежняя проблема, казалось бы, захватывающая всё его существо, перестает быть актуальной.
Конструктивные и неконструктивные выходы. Примеры
В конце этой 3-ей беседы из подраздела «Базовые принципы преодоления зависимого поведения» (а эти 3 беседы входят в состав «Акценты о преодолении зависимого поведения») – несколько примеров на тему того, как человек пытается стабилизировать свое состояние с помощью алкоголя и наркотиков
Можно предположить, что биполярное расстройство может иметь рукотворённые корни. Я общался с Николаем Коклюгиным, психиатром-наркологом, кандидатом медицинских наук по поводу медитаций Ошо. Это один из самых опасных людей на планете – он писал книги об эзотерике, прикрываясь словами о любви, а по сути – просто калечил людей. В биографии он, кстати, описывал, что падал в бездну, а в бездне этой и стал тем, кем стал. Как это связано с биполярным расстройством? Люди, которые практиковали джиббериш в течение 5-7 лет и получали потом диагноз: биполярное расстройство личности. Человек, говоря все то, что придет на ум, выдает вслух не то, что можно было бы назвать речью. Считается, что это позволяет расслабиться. На самом деле человек привыкает к хаосу, пробивает путь в мозгах отдаваться хаотическому потоку. Например, может кататься по полу или что-то в этом роде. Поначалу это может казаться забавным, но проблема заключается в том, что потом это начинает включаться само собой.
К тому же я общался с одним нейрохирургом, он объяснял, что в человеке есть некая система само-регуляции. Мы способны совершать резкие переходы от состояния минус к состоянию плюс. Например, вы едете в машине в аэропорт. Обнаруживаете, что забыли паспорт. Скачок адреналина. Вы выбиты из колеи. Лихорадочно начинаете щупать свою одежду. Находите паспорт. Отлегло. Сердечного приступа не случается, так как есть механизм стабилизации: от зашкаливающего минуса вы выходите в состояние плюса.
Теперь о состоянии возбуждения. Например, вы пришли на экзамен, у вас мандраж, но если вы будете молчать – экзамен не сдадите. Организм выделяет серотонин. Этот гормон выделяется для того, чтобы нейтрализовать провоцирующее вас ко впадению в состояние ступора. Это, кстати, не гормон радости. Как говорил один учёный, серотонин к радости отношения не имеет, а задача серотонина – тормозить центр негативных эмоций.
Человек, если пытается вызвать это состояние искусственно, с помощью симуляторов, приходит в итоге к тому, что начинается вот эта эмоциональная болтанка, о которой уже говорили: как будто руль велосипеда клинит, и он произвольно начинает поворачивать в случайные стороны или не даёт повернуть куда надо.
У человека возникает желание стабилизировать себя, остановить это расползание, и тогда очень важно, куда человек двинется. Начнет он себя собираться вокруг конструктива, добродетели. Или попытается напитаться соками аддикции.
У Ганнушкина, который считается классиком отечественной психиатрии, есть работа «Клиника психопатий: статика, динамика, систематика». В первой группе рассматриваются некие отклонения от нормы (сейчас мы не разбираем, есть норма или нет, для нас она описана в Евангелии), особенности, которые ассоциируются с психопатиями. Во второй группе рассматривается, как такие факторы как шок, наркомания и прочие, действуют на людей с теми или иными предрасположенностями. Ганнушкин считает, что запойное пьянство и наркомания характерны для эпилептоидов, неустойчивых и циклотимиков. Циклотимия – тоже некая фазовость состояний, переход от одного к другому, что иногда бывает очень мучительно.
В работе «Преодоление игрового механизма», ч. 3, «Игра и тень из разлома» есть описания эпилептоидов, которые напоминают то, о чём писал Ганнушкин. Хотя какие-то особенности характера ещё не могут быть психопатиями (см. главу «Дух игры, горы и импульсивные влечения»).
Мы не психиатры и не вникаем в психиатрию, но сошлёмся на слова одного учёного: у кого-то скачок эмоций выражается в приступе – реальная эпилепсия, а у кого-то припадков нет, но скачки, очаги возбуждения есть.
О циклотимиках – в цикле бесед «Преодолеть отчуждение. Часть 2» и тексте «Преодолеть отчуждение»[2], который дополняет беседы. В части второй разбирается ангедония и возбуждение, как человеку выходить из этих двух фаз. В этой же беседе разбирался путь золотой середины. Если состояние человека стабилизируется, если появится нормально функционирующий «шуруп на руле», то есть шансы, что он не будет стремиться напиваться, принимать наркотики, чтобы оглушить себя. Это актуально для людей с лабильной психикой, постоянно находящихся между психическим возбуждением и отчаянием. Такой человек живёт только своими эмоциями, и ему приятно, когда на поверхности сознания появляется некая эйфория. Тогда он идёт вслед этой эйфории, надумывает себе. Например, женщине кажется, что она любима каким-то мужчиной, она живёт этой эйфорией, и в итоге либо разочаровывается, либо оказывается, что мужчина даже не знает о её существовании – и начинается отчаяние.
Очень важно, чтобы у человека появился высший этаж личности, появились предпосылки, чтобы человек мог воспринять духовные переживания. Если у человека есть покаяние, значит, он сможет пережить и умиление. А умиление затормозит и страстный импульс. Когда человек привыкает жить не эмоциями, когда развивает 5 навыков, когда у него есть пост, послушание, режим, молитва, любовь, то он привыкает не идти в русле своей доминирующей эмоцией. Привыкает не жить судорогой сердца. Тогда он выходит из этой фазовости.
Этим страдают творческие люди: они привыкают жить творческой идеей, которая находится на поверхности их сознания. Они ей горят, её проживают. Но если привыкают жить только тем, что сейчас находится в поле зрения – они будут беззащитны перед отчаянием. В следующий раз они узнают из новостей что-то, что их ужаснёт, и на поверхности сознания окажется отчаяние. А 5 навыков, о которых было сказано выше, не сформированы. И, так как был выработан канал вхождения человека в аномальную эмоцию, был выработан навык идти вслед неё – теперь человек, который жил положительными впечатлениями, будет жить отчаянием. Такие вот переходы будут совершаться.
О скачках эмоций (ассоциируется в некоторых случаях с эпилепсией) также см. в тексте «Преодоление игрового механизма», часть 4-ая, «Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность». Там приводился опыт Достоевского – считалось, что у него была эпилепсия (см. главу «Об игровом механизме, Ф.М. Достоевском и о преображении неистового ума»).
У него были две фазы: и маниакальное возбуждение, и самоуничижение. Но, как уже неоднократно говорилось, когда человек обогащается духовно и культурно, он может направить скачок возбуждения в другое русло. Когда Достоевский стал христианином, как можно предположить, он научился направлять эти скачки возбуждения в творчество. Творчество для него носило исцеляющий характер. Поэтому профессор Мелихов считает, что его произведения носят терапевтический характер, потому что он научился выходить в конструктив.
И для авантюрной жилки можно найти конструктивный исход. В романе «Братья Карамазовы» Достоевский устами госпожи Хохлоковой даёт Мите Карамазову совет поехать в Сибирь, где нужны люди с такой неуёмной энергией. Там нужно строить города, находить месторождения. Если бы Митя Карамазов поехал в Сибирь, занялся бы делом, то он нашёл бы правильное применение своей авантюрной жилке. Он бы вернулся другим, с конструктивным опытом саморегуляции. Может, он иначе посмотрел на свои отношения с Грушенькой.
Здесь же приводится пример Вадима Туманова, который по абсурдному обвинению попал на Колыму. У него были побеги, драки. Воры его уважали, но сам он не входил в тюремную иерархию. Он хотел остаться просто человеком. Его уважала и администрация, и криминалитет, хотя он не раз мог быть уничтожен и теми, и другими. На каком-то этапе он понял, что так дальше жить нельзя. Он сформировал бригаду ударников, они стали тоннами мыть золото. С него сняли судимости. Он стал крупнейшим в мире специалистом по добыче полезных ископаемых. Обычный рабочий за сезон у него мог заработать несколько тысяч рублей, в то время как зарплата была 120 рублей. При Горбачёве фирму, которую он организовал, стали разрушать, потому что она не вписывалась в представления о советской экономике. Он предлагал план, по которому за несколько лет Россию можно было снабдить жильём, план по разработке самых тяжёлых месторождений, до которых никто не мог добраться. Его авантюризм, который раньше находил выход в побегах, в чём-то ещё, нашёл себе верное применение в деле.
О «безудерже», импульсивных влечениях и о Мите Карамазове см. текст «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)», главу «Стремление к цели и учение святых отцов о трех силах».
Когда человек обогащается – исцеляется та основа, на которой развивается фазовость, циклотимия, скачки эмоций. Мы верим, что, если речь идёт не о совсем глубоких поражениях, то их можно стабилизировать. А с Божией можно попробовать потягаться и с глубокими, лишь бы человек сам того хотел.
Влияние эзотерики и медитации
Ещё несколько примеров.
Выше было сказано, что злость – это основа психических расстройств. В книге Бориса Ширяева «Неугасимая лампада» рассказывалось о Глубоковском, человеке, который был специфическим лектором. Он мог «разделать под орех» кого угодно и что угодно, но был бессилен в создании синтеза в хорошем смысле слова, не мог предложить, что же делать (синтетическая теория предполагает учитывать всё). О нём говорится, что он умер от передозировки морфия в психиатрической клинике. Не говорится, почему он туда попал, но его история накладывается на то, что один нарколог писал об эзотериках (не советую эту книгу, так как наряду с хорошими моментами, есть такие, в которых читатель может запутаться, они нуждаются в комментариях).
У него было много пациентов среди эзотериков, многие из них повредились, кто-то закончил самоубийством, кто-то в 90-е попытался найти себя в Церкви. И если они начинали прислушиваться к учению Церкви, если у них появлялись духовники – они выкарабкивались. А те, кто, войдя в Церковь, пытался жить по своей программе, пытался найти некое тайное Христианство, – заканчивали плохо. «Попытка найти тайное там, где этого нет, быстро приводит человека в психиатрическую клинику», – говорит психиатр.
Он рассказывал про одну эзотерическую группу под названием «Кунты». Там практиковали диссоциативную медитацию, которая буквально разлагала сознание. С точки зрения таких необуддистских идей, сознание – это то, что мешает человеку воспринимать реальность непосредственно. Поэтому, как только то, что эзотерики воспринимают как «оковы» будут уничтожены, будет уничтожена и обусловленность сознания, эта преграда рухнет и человек сразу обогатится чем-то. Произойдёт некая передача: мистическое знание трансформирует сознание человека – и он выйдет на какой-то новый уровень. Автор справедливо замечает, что на обломках личности новая личность сама собой не формируется[3].
Подробней это описано в цикле бесед «Зазеркалье» и в части 3 «Преодоление игрового механизма».
Происходит оккультная инициация, человек подключается к инфернальному миру со всеми вытекающими последствиями. И, кстати, после серьёзного увлечения эзотерикой нередко следует депрессия, перверсия – извращения, или даже инверсия – смена половой направленности, а также алкоголизм – потому что человек чувствует себя невыносимо.
Часто люди кончают собой. Один из членов подобной группы как-то просто остановился на пешеходном переходе. Неизвестно: было ли это самоубийство или человек просто не сориентировался. Но происходит нечто такое – и люди уходят из жизни. Этот нарколог беседовал с одним из тех, кто выжил из этой группы. Тот рассказывал про диссоциативную медитацию. По мнению нарколога, лидер этой группы не сумел разобраться в уличной стычке и был убит. Когда человек убеждён, что этот мир иллюзорен, то в реальных ситуациях ему трудно предложить адекватное решение. Возможно, к нему подошли люди с просьбой дать покурить, а он мог их оскорбить.
У этого же нарколога были слова: «Сохранить право на личность в тоталитарном обществе, где это право отрицалось, было тяжело. А сохранить человеческое достоинство в тоталитарном обществе, при этом ещё пытаясь убедить себя, что мир и твоя личность иллюзорны, нереально вдвойне».
Итак, человек из группы, что остался в живых рассказывал, что люди глушили себя водкой, а кто-то и героином. Психика расползается, её нужно остановить, в ход идут «подручные» средства, а не то, что могло бы действительно помочь…
Состояние Глубоковского из книги «Неугасимая лампада» понятно. Господь дал человеку способность познавать, возможность суждения, но человек должен использовать это во благо. Должна быть некая иерархия идей. Как говорил Лев Выготский, наша функция – как прядь, она должна быть вплетена в косичку. У нас есть функция суждения, но она дана не для того, чтобы мы разлагали весь мир в труху. Мы должны отделять себя от другого, должное от недолжного. А когда способность суждения используют только для того, чтобы разлагать всё вокруг, то человек становится неспособным на какую-то конструктивную идею. Чтобы родился какой-то смысл жизни, нужно сопоставить массу факторов, а у человека мозг направлен только на разложение. Такая человек в качестве возможности «заякориться» воспринимает алкоголь, наркотики.
Когда вследствие духовной жизни у человека появляется смысловая вертикаль, высший этаж личности, система конструктивных навыков, понимаемая не в русле американского подхода идеи компетентности, а в смысле развития добрых качеств души – то у него появляется возможность выйти из скачков эмоций, фазовых состояний от маниакального состояния к депрессии.
Как в случае с наркокартелями, где уничтожается база: нищее население, которое не знает, куда податься, и поэтому идёт торговать наркотиками, так и здесь – зависимостью уничтожается база.
Патология или преимущество? – выбор за нами. Конструктивное русло
Один профессор высказал замечательную мысль о психопатии: некоторые особенности могут быть конкурентным преимуществом, но могут и перейти в патологию. Есть неустойчивый тип, который, по мнению Ганнушкина, может привести человека к наркомании. Он может характеризоваться тем, что у человека нет собственной ярко выраженной доминанты поведения. Тогда он, как вода, принимает форму банки. В компании, где ругаются матом – он начнёт ругаться матом. Это качество может губить человека. Но если у него появится опора во Христе, свод принципов, ценности, то неустойчивый тип может научить его понимать других людей.
В цикле бесед «Познать своё призвание и следовать ему», которые проводились с ребятами из реабилитационного центра свт. Василия Великого, разбиралось богословское учение о природе человека.
Богослов Лосский говорил, что после грехопадения мы раскололи в себе эту изначально данную нам Творцом природу. Но мы собираем эту природу, когда учимся любить людей[4].
Когда святой Антоний Великий узнавал, что у какого-то аскета есть ярко выраженная добродетель – он шёл к этому аскету и учился этой добродетели. В итоге он совместил в себе добродетели всех. И его все любили, и он шёл к совершенству.
Когда у человека есть некая особенность, она может стать психопатией в полном смысле этого слова. Например, шизоиды могут сильно чем-то загружаться. Но если человек придёт к Истине, он может загружать себя по правильному поводу. Если у человека начнётся паранойя, он будет винить людей, видеть кругом подвохи. Но он также может загрузить себя познанием чего-то хорошего, направить себя в конструктивное русло.
Например, у человека развито стремление увидеть подоплёку происходящего. Говорят, что паранойя и интуиция – результат активации одной и той же области гипоталамуса. Способность видеть скрытый смысл может уйти в паранойю, но если он обогатится Истиной, будет читать святых отцов, у него появятся навыки, любовь к людям, то, возможно, у него появится способность понимать людей, ситуацию.
Нужно понимать, что интуиция – это только один из вариантов познания. Если опираться только на интуицию, человек запутается. Врач, который анализирует, собирает истории пациентов, делает тысячу операций, полностью анализируя их, обладает такой интуицией, что он знает, что будет, когда он вскроет человека в следующий раз.
Когда у человека появляются другие варианты познания, то, когда интуиция подсказывает ему некий путь, он проверяет его разумом, сверяет эту мысль с Евангелием, выжидает, молится, чтобы промысел Божий явил ответ, чтобы через цепочку обстоятельств стало понятно, стоит ли следовать интуиции или не стоит. Если интуитивная догадка подтверждается другими позициями, значит, она верна.
У академика Ухтомского есть статья «Сеченов в Ленинградском университете», где он говорит, что открытия совершаются не так, как об этом думают. Популярно мышление, что учёные сначала накапливают данные, а потом делают синтез. В реальности же есть некое предощущение того, на что надо обратить внимание, а потом уже ставятся эксперименты, и догадка подтверждается.
Способность видеть скрытое может уйти в паранойю, а может – во что-то хорошее. Профессор говорил, если человек обогащается, если учится у других, если у него есть любовь, то предрасположенности, которые могли уйти в психопатию, могут стать его конкурентным преимуществом.
Есть люди, к примеру, ананкасты, у которых всё должно быть вписано в определённую клеточку. Все мировые вопросы должны иметь короткое чёткое решение. Они бесподобны, когда нужно что-то планировать, но, когда случаются форс-мажорные обстоятельства – они очень тревожатся, испытывают страх. А там, где страх – хочется унять эту тревожность, иногда с помощью психоактивных веществ. Но если эти люди не замыкаются в своей гордыне, смотрят, как живут другие – то потихоньку они учатся и другим подходам. Там, где по твоей работе нужно сортировать что-то по клеточкам – ты идеально с этим справляешься. А в реальной жизни ты учишься другим подходам.
Если у человека есть определённые предрасположенности, которые теоретически могут перерасти в психопатию – то, обращая внимание на других, он выходит из коридора, идя по которому, он бы пришёл к психопатии.
Приложения
Эти беседы идут в качестве приложения к книге «Преодоление зависимого поведения. Зависимым, их родственникам и близким».
Там приводится человека из ванной, у которого была диагностирована психопатия, и который вышел из этого коридора. Его история будет приведена отдельно. Также будут приведены две истории – мужская и женская – преодоления зависимого поведения. Рассказывается, как он и другая девушка, у которой тоже была очень яркая история, вышли из водоворота страстей, где были алкоголь, наркотики, скачки эмоций, непереносимые обстоятельства.
Недавно была выложена статья «Игромания. Суммирование сказанного в лекциях и текстах. Часть 1».
В ней также говорится, что когда у человека появляется высший этаж личности, а также духовные переживания, человек выходит из коридора, в который его выталкивают страсти, уходит от алкоголя, наркотиков, любовной зависимости, игромании и прочего.
В отношении алкоголя и наркотиков (конечно, это бездонная тема) можно привести несколько образов, и на этом слово о базовых принципах преодоления зависимостей можно закончить. Хотя тема, конечно, не закончена.
Мы знаем, что приём алкоголя и наркотиков является одним из следствий вхождения человека в ПТСР. Иначе это расстройство может называться психической травмой, если речь идёт о людях, побывавших на войне.
Речь может идти также о врачах, которые работали с фронтовиками. Слушая рассказы о том, что было на фронте, взаимодействуя с людьми, у которых нет конечностей, можно также войти в жесткий психоэмоциональный стресс.
Если бы у них было сострадание, понимание того, что в плане вечности личность человека не разрушается – то, возможно, они бы преодолели этот стресс. Здесь под состраданием стоит понимать не качество врача, не обычное человеческое сострадание, а то сострадание, которое призывает нас к молитве. Одно дело – содрогаться от жалости, видя человека, понесшего тяжелые повреждения, другое – самому душой участвовать в молитве за этого солдата. А когда душа принимает участие – тогда и Господь, действуя через молитву, помогает обоим: и врачу, и солдату.
См. статью «Преодоление боевой травмы и выход из посттравматического стрессового расстройства: теория, практика, подходы».
Если перевести это на язык физиологии, то в сознании врача активируется вторая сигнальная система, о которой писал академик Павлов. Её активация препятствует формированию условного рефлекса. А ПТСР можно представить, как физиологически закреплённый рефлекс на ситуацию.
Подробнее о том, как с Божией помощью преодолевается ПТСР, рассказывается в подборке «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», лекции и тексты иеромонаха Прокопия. Также проводилось несколько десятков эфиров «Боевые действия, тревога», к которым прилагается два эфира «Ситуация на грани: не справляюсь».
Итоги
Ещё раз повторю, подведя итоги.
Есть аддиктивная и нормативная личности. Бывает, человек уходит в хаотизированный интим, алкоголь, наркотики, в ложь, гордость. Когда он стимулирует аддиктивную личность – те нарушения, которые были временными, эпизодическими, не сильно проявляющимися, становятся процессами, закрепляются в нервных центрах. Бывает, эти нарушения человек и пытается преодолеть аддиктивными методами: хочет простимулировать своё чувство «Я», увидеть себя королём.
Когда человек стимулирует нормативную личность, старается жить по Заповедям – то даже если он не является верующим, никогда не читал Евангелие, но душа подсказывает ему, что есть правильные вещи – когда он старается с любовью относиться к ближним, смиряется по жизни… Смирение не есть раболепство. Если смирение рассмотреть по-светски, человек старается хотя бы проверять, являются ли его мысли правильными: вдруг он ошибается? вдруг его мысли в момент, когда он находится в состоянии заблуждения, говорят ему ложные вещи?
Когда человек пытается идти путём добродетелей – душа его ощущает утешение, душа говорит, что он идёт правильным путём, он получает какие-то подтверждения из окружающего мира, от людей. Это не значит, что люди говорят ему, что он делает всё правильно. Но он чувствует исходящую от них любовь, чувствует благодарность, хотя не всегда люди бывают благодарны. Всё в совокупности будто исцеляет его – и тогда нарушения, которые в нём присутствовали, становятся всё менее и менее давящими. Человек может с ними совладать. Стремление пить, принимать наркотики уходит.
Надо понимать, что и в случае с военнослужащими, и в случае с людьми, психика которых трещит по швам, которые хотят заякориться за счёт алкоголя, наркотиков и не дать таким вот именно способом психике расползтись окончательно, – для них проблема лишь усугубляется. Основа проблемы – психический хаос, состояние аномального возбуждения.
Ещё один фактор – психическая нестабильность, которая, может не является столь масштабной, но является постоянной. Человек приходит после тяжёлого трудового дня, его голова разрывается от обилия информации. Он испытывает то, что условно можно назвать метафизической тошнотой. В таком состоянии человек не может лечь спать, не может читать, есть, с кем-то говорить. Ему плохо. Кто-то в этом состоянии оглушает себя алкоголем, видеороликами, серфингом в интернете. Но проблема в том, что попытка разбить сознание перегрузкой сознания приводит к тому, что, когда человек вновь окажется наедине с самим собой, разорванность сознания вновь начинает «болеть».
Попытка напиться и лечь спать тоже мало к чему приводит. Есть мнение, согласно которому состояние, в котором мы ложимся спать, становится нашей физиологией. Поэтому очень важно засыпать в мирном состоянии.
Проблемы, с которыми человек ложится спать, ощущаются и утром. Они никуда не уходят, а к душевной тягости прибавляется и то состояние душевной тягости, которое присоединилось к состоянию, вследствие которого человек решил оглушить себя алкоголем. Утром ему снова приходится себя оглушать.
Здесь представляется образ бульдозера, который без конца толкает перед собой кучу, пока она не увеличится настолько, что не перевернётся на бульдозер. Эта метафора условна, потому что трудно представить бульдозер настолько мощный, что может увеличивать перед собой кучу так, чтобы она могла засыпать его. Скорее, бульдозер просто встрянет.
Есть способ, о котором говорил св. прав. Иоанн Кронштадтский – это сугубая молитва. Этот способ нужно пройти опытом.
Более подробно об этом сказано в цикле бесед «С чего начать христианскую жизнь», в части 4 «Выгорание. Жизнь стала восприниматься неинтересной, перенасыщенной информацией и общением» и в части 8.1.
Когда человек заходит домой после дня, насыщенного общением, в котором он принимал где-то неправильные решения, от которого у него болит голова – он может встать на колени перед распятием и начать в покаянной молитве разбирать прошедший день.
В цикле бесед «С чего начать христианскую жизнь» рассказывается об испытании совести, когда в течение 5–10–15 минут разбирается прошедший день, как уже было сказано в беседах о базовых принципах преодоления зависимого поведения. Очень важно, с каких позиций мы разбираем день. Практика анализа дня есть во многих культурах и методиках. Но важно разбирать именно с позиций Евангельских.
Если хочется спать в это время – можно держать в руках Распятие, чтобы то усилие, которое мы употребляем для этого, не давало нам уснуть.
Мы начинаем разбирать день с того момента, в который себя потеряли, потеряли внутренний мир. Например, мы куда-то спешили, бежали – и наш ум начал разрываться. Когда сильно спешим – наш ум устремляется вперед, и мы недостаточно хорошо контролируем и осознаем, что у нас происходит в голове. Если приходит какая-то гневная мысль и мы находимся в обычном состоянии – мы можем понять, что нет нужды гневаться на кого-то, можем помолиться за обидчика: «Господи, крестом Твоим отдали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика, спаси меня его святыми молитвами».
Более подробно о том, как побеждать гнев, рассказывалось в материалах, собранных в подборке «Гнев, злость, обида, прощение», лекции и тексты иеромонаха Прокопия
Но когда мы куда-то бежим и наша мысль устремлена вперёд – мысль насчёт гнева не получает адекватного ответа со стороны нашего сознания. Поэтому мысль о гневе тут же взрывается эмоциями, жаждой мести, жаждой уничтожить человека. Через некоторое время приходит ещё какая-то мысль – и снова происходит взрыв эмоций. Пока мы добежим туда, куда стремились, наше сознание уже окажется разорванным переживаниями, гневом, жаждой мести и т.д.
Дело не в том, что нельзя бежать, а в том, чтобы, пока мы бежим, наше сознание принадлежало нам, а не сугубо приклеивалось к той точке, которую мы избрали впереди, оставляя прочие мысли свободно блуждать по периферии и проникать в нас.
Когда мы находимся в таком состоянии – если мы встречаем кого-то на пути, и он спрашивает о чём-то – мы не можем ответить адекватно. Мы можем даже впасть в ярость, просто потому, что человек остановил нас своим вопросом. Поговорили с ним грубо – тяжесть легла на душу. Одно за другое, цепь наматывается, нам всё хуже, мы всё менее адекватно себя ведём. На душе появляются шрамы, которые, по идее, говорят о том, что мы переступили через какую-то черту. Эти шрамы уходят, когда мы осознаём, что переступили черту, и исправляем своё поведение. Хотя бы на ментальном уровне.
Если мы прогневались на кого-то, воспылали яростью, то после – каемся, думаем, что зря подумали так о человеке, думаем, что он не заслуживает такого отношения с нашей стороны. Через покаяние, осознание мы возвращаемся к исходной точке. Господь исцеляет ту рану.
В состоянии метафизической тошноты невозможно анализировать прошедший день, потому что внутри всё кипит. В покаянии мы говорим: «Господи, прости, что я бежал, повесив язык на плечо, и в загнанном состоянии нагрубил тому-то».
Примечательно, что когда человек так говорит, его уста не могут солгать. Может, мы и хотели бы сказать как-то иначе, хотели бы описать ситуацию иначе, что мы не виноваты, нас вынудили. Но уста сами подсказывают нужные слова. Когда мы в покаянной молитве обращаемся к Богу – солгать не получается.
Мы вспоминаем, что когда вечером на такси/пешком/на транспорте добираемся до дома, входим в дом, в комнату, встаём на коленочки, берём Распятие. И тут происходит момент, когда наше восприятие и тот путь, о котором мы вспоминали, соединяются. Состояние метафизической тошноты сходит, как чулок. Мгновенно появляется бодрость, можно общаться, что-то поесть, отдыхать, спать, – делать что угодно. То состояние, которое минуту назад уничтожало нас, ушло.
Конечно, это происходит только по милости Божией. Этот процесс нельзя представить как аутотренинг, как психологический фокус. Если человек не воспринимает Христа как Сына Божьего – то он не испытает то, о чём говорится. Все Таинства Церкви совершаются по вере во Христа как Сына Божьего. Если человек тратит какое-то количество времени, чтобы перестраиваться таким образом, придя с тяжёлой работы, после дня, насыщенного агрессивной информацией и впечатлениями, – у него есть реальные шансы избавиться от желания пить и употреблять наркотики. Когда все мысли гудят, появляются эти насечки, раны, язвы на душе, на сознании – возникает желание просто убить свое сознание, подавить это все…
Здесь сказано только про один день, а когда таких дней в жизни было много и душа вся изранена, и человек не знает куда деваться от этих ран –
на этот счет была написана книга «Победить свое прошлое. Исповедь – начало новой жизни».
[1] Аддикция – это страсти, зависимости.
[2] Ссылки выше.
[3] «… считалось, что “передача” или “духовная инициация” после разрушения «оков личности» придет сама по себе, но большинство людей в итоге бесконечного «вычитания» ждало не духовное просветление, а безумие». «Главное обвинение, которое автор хотел бы предъявить большинству “мастеров”, заключается в том, что они сами прекрасно понимали, что вести дальше человека, который по их воле развоплотился (потерял остатки онтологической уверенности), им абсолютно некуда. Развоплощение приводит к попранию, извращению Божественной заданности – образа Божьего в человеке. Из развоплотившегося в метафизическом смысле человека нельзя будет создать новую личность» [из книги А.Г. Данилина «LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости». М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001].
[4] «Личное существо способно любить кого-то больше собственной своей природы, больше собственной своей жизни. Таким образом, личность, этот образ Божий в человеке, есть свобода человека по отношению к своей природе. Святой Григорий Нисский учит, что личность есть избавление от законов необходимости, неподвластность господству природы, возможность свободно себя определять. Человек в большинстве случаев действует по естественным импульсам; он обусловлен своим темпераментом, своим характером, своей наследственностью, космической или социально-психической средой, даже собственной своей “историчностью”. Но истинность человека пребывает вне всякой обусловленности, а его достоинство - в возможности освободиться от своей природы: не для того, чтобы ее уничтожить или предоставить самой себе подобно античному или восточному мудрецу, а для того, чтобы преобразить ее в Боге» [cм. главу 10 «Образ и подобие» из книги Лосского В.Н. «Догматическое богословие»].