Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Процесс принятия решений

29 августа 2024 г.

Данный текст подготовлен на основе слова, произнесенного во время совершения молебна о всяком прошении. По сравнению с записью текст дополнен.

Нередко встает вопрос: начинать дело или не начинать? Или: один человек спрашивал, стоит ли ему на регулярной основе планировать поездки временной протяженностью в несколько месяцев заграницу. С точки зрения возможного взгляда с позиции христианской жизни вопросы подобного плана обсуждались в эфире, проведенном совместно с ТГ-каналом «Доброта на завтрак» – запись «Работа. Любовь к себе и другим. Принятие решений. Медитация или молитва?»

Идея ответа – собрать всю имеющуюся информацию по каждому их вариантов действования. А потом пропустить ее через фильтр молитвы. О том, каким образом, – рассказывалось в ответе «Выбор жизненного пути. Жизненный путь. О выборе дальнейшего пути (молодому семинаристу)». В ответе рассматривались универсальные принципы, которые применимы не только к жизни семинариста.

Должен настать момент истины, когда сомнения не колеблют ум.  Иногда нужно пройти определённый путь, чтобы стало понятно, как поступать в дальнейшем, не всегда решение можно принять «в моменте». Иногда стоит вопрос о выработке определенных жизненных навыков, на базе которых родится понимание, как поступить (см. главу «О значении деятельности в постижении духовных понятий» из части 1-ой текста «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)».

На тему выбора (работы и пр.) содержится масса ценнейших сведений в книгах христиан, прошедших через гонения и трудные обстоятельства. Например, – в книге монахини Елены (Казимирчак-Полонской) «О действии благодати Божией в современном мире». А также – в книге протоиерея Михаила Труханова «40 лет моей жизни». Данная тема ярко проявилась и в историях Бориса Солоневича («Молодежь и ОГПУ»), А. Арцыбушева («Милосердия двери»), И. Солоневича («Россия в концлагере»).

Один духовник говорил, что если человек прощает врагов, исполняет заповеди и оставляет свое дело ради дела ближнего, то в жизни появляется подсказка.

На пути могут попадаться непонятные ситуации. Ключ к ним – поступок, совершенный в русле евангельской заповеди.

Тема разбиралась в некоторых беседах цикла «Остаться человеком (выживание): Офисы, мегаполисы, концлагеря» (Ч. 3). В основу лекций положен опыт людей, прошедших через экстремальные обстоятельства: катастрофы, кораблекрушения, революции, войны, концентрационные лагеря, голод, гонения, нищету, тюремное заключение, психологическое давление, принудительное заключение в психиатрических клиниках, изоляцию.

7b. Идти ли вперед. Крушение в Андах. Искушение, превышающее силы. Критическая ситуация имеет свою предысторию.

7c. Не идти. Как быть, когда ситуация критическая, а опытных людей спросить нет возможности.

8a. Идти ли вперед – побег Юрия Бессонова. Промысл Божий – Господь наставит кротких. Подсказка по жизни.

8b. Куда идти, если не знаешь, куда. См. Остаться человеком, беседа 4h; Остаться человеком, ч. 2, беседа 69.

8c. Куда идти, если не знаешь, куда. Вразумление. Гонения. Об отношении к темам последних времен, об Антихристе.

8d. Куда идти, если не знаешь, куда. Свидетельства о помощи Божией в экстремальных обстоятельствах.

8e. Куда идти, если не знаешь, куда. Подведение итогов.

Неопределенность и контроль

При начинании или завершении какого-то дела, в раздумьях об этом, очень важно, чтобы центральное решение было принято не впопыхах, а в результате молитвы.

В нашей реальности главным качеством жизни является неопределённость, от которой люди сходят с ума и просто не знают, что делать. Сейчас активно развивается процесс всеобщей цифровизации, но не в смысле глобализации, а в смысле навязчивого стремления человека к контролю.

Профессор Матиас Десмет, который написал свою книгу «Психология тоталитаризма» после ковида, хотя и светский человек, но высказывает идею, что только вера помогает человеку существовать в условиях неопределённости[1].

Он описывает некое рефлекторное кольцо. Когда в нашей жизни возникает большая неопределённость, нам кажется, что мы можем избавиться от неё с помощью контроля. Начинаем контролировать наших близких, свою жизнь, количество калорий, которые мы съедаем. Но за счёт того, что мы переключаемся именно на этот тип принятия решений, забывая обо всём остальном, через какое-то время мы приходим к определенному пониманию. Мы начинаем считать, что раньше мы даже не догадывались, насколько много в жизни того, что мы не знаем, и что ещё надо контролировать помимо того, что уже контролируем. Бóльшая тревожность порождает бóльший контроль, а бóльший контроль порождает ещё бóльшую тревожность[2].

Нам недостаточно звонить ребёнку каждый час – нужно звонить каждые 15 минут, а потом недостаточно уже и каждые 15 минут, хорошо бы, чтобы смартфон выдавал нам информацию о снабжении кислородом клеток мозга ребенка, показывал ритм его сердцебиения…

Но смысл в том, что это обилие цифр ничего не прибавляет к нашему спокойствию. Получается лишь замкнутый цикл, в котором мечется как отдельный человек, так и всё человечество в целом.

Три типа ведения, согласно прп. Исааку Сирину

То, что профессор Десмет описал в своей книге, уже давным-давно описал преподобный Исаак Сирин в своём бессмертном произведении «Слова подвижнические», а именно в словах 25–28. Он писал о трёх типах восприятия действительности, или ведения – это некая масштабная панорама, куда вписаны мы, то, как мы себя воспринимаем, как мы воспринимаем мир. Если учитывать, что мы правильно воспринимаем мир только тогда, когда мы приобщены к Божественной благодати и находимся в состоянии равновесия, то введение, как панорама действительности, предполагает ещё и наличие определённых навыков, стратегий.

Первый тип ведения – у людей, которые считают, что Бога нет, и они двигаются по жизни исключительно с помощью рационального мышления. Когда им надо принять решение, они взвешивают все «за» и «против». Я тоже когда-то был очарован этой моделью: надо просто взвесить все «за» и «против». Казалось, что это «так просто».

Но когда ты находишься в изменённом состоянии сознания, ты всех ненавидишь, тебя колотит, и все эти «за» и «против» только мешаются. Вроде объективно всё – «за», но ты этого человека ненавидишь, поэтому всё – «против». На данный момент решение кажется тебе справедливым. И только потом, когда ты выходишь из этого состояния, ты понимаешь глупость этого решения.

Чем больше мы привыкаем рационализировать мышление, тем больше мы узнаем о каких-то событиях, которые мы никак не можем контролировать. Может быть, человеку, который прочитал первую в своей жизни бизнес-книгу, всё кажется просто чудесным. «Ты просто обозначаешь буквой А всё, что ведёт тебя к успеху, буквой В – всё, что ведёт наполовину, а то что не ведёт к успеху – буквой С. Всем В и С скажи “прощай” и делай только А. Читай только правильные книги, встречайся только с нужными людьми…»

Но проблема в том, что ты не знаешь, кто есть «нужные» люди. Нужный человек, который подскажет тебе важную идею, может с твоей точки зрения казаться неудачником.

Те, кто считает, что ответ всегда находится на прямой линии, ничего в жизни не могут найти. Ты не можешь знать, где же то нужное время и нужное место, куда нужно прийти.

Человек привыкает к идее контроля, но со временем понимает, что есть глобальные рынки и масса других нюансов в любом деле, на которые ты никак не можешь повлиять.

Часто в августе на Соловки приезжают москвичи и думают на месте найти гостиницу, заказать, забронировать. Но оказывается, ничего не бронируется, ничего не заказывается, а надо было это всё делать заранее.

События последних лет явно показали, что многое не поддаётся контролю. Бывает, человек попадает в автокатастрофу… Многое может случиться.

Поначалу такие люди бодрятся. Они порицают верующих людей, смеются над ними. Говорят, что нужно читать финансовые газеты, а не молиться Богу. Но на каком-то этапе человек, развиваясь, узнаёт, что мир гораздо сложнее, чем ему казалось раньше, и теперь он испытывает чувство страха.

Этот первый тип ведения никак не может освободиться от страха. Ты взвешиваешь все «за» и «против», но понимаешь, что на самом деле препятствий всегда гораздо больше, чем «за».

Если рассмотреть современных родителей и детей, против них настроена вся индустрия: наркобизнес, индустрия игрушек, одежды и т.д. Если попытаться оценить свои силы и эти силы, направленные против тебя, то останется только сойти с ума.

Человек, который в первые годы своей взрослой жизни находится в очень бодром состоянии духа, потом приходит к полному параличу – ему трудно принять масштабное решение. Святой Исаак Сирин в терминах своей эпохи говорит, что эти люди, как правило, оказываются сидящими у своих домов и не могут отправиться в пусть. Ведь, взвесив все «за» и «против», они поняли, что делать что-то серьёзное – это не вариант.

Второй тип ведения – у людей, которые всё-таки признают, что в мире есть что-то, что ты не контролируешь. Второй тип ведения – вера.

Маттиас Десмет, хоть он и светский автор, пишет, что избавиться от тревоги человек может только тогда, когда начнёт вообще иначе воспринимать жизнь.

Мы знакомимся с кем-то, пытаемся что-то делать вместе, но человек нас предаёт. Но это не значит, что теперь нужно разочароваться во всех людях, или что нужно жёстко контролировать всех. Чем больше ты будешь контролировать людей, тем меньше они будут тебе доверять, тем реже кто-то будет желать иметь с тобой дело.

Способность нас, как людей, вступать друг с другом в контакт, понимая все риски и неопределённости, требует особого состояния, особого подхода к жизни. И на каком-то этапе человек привыкает так жить.

Не скажу, что верующему человеку комфортно так жить, но верующий готов так жить. Мы молимся: «Господи, да будет на всё воля Твоя».

Со временем формируется навык, когда к нам приходит ситуация, в которой мы очень чего-то хотим, но не получаем, мы остаёмся спокойны. И спокойно смотрим в завтрашний день, даже понимая всю неопределённость будущего.

У человека, который понимает, что есть Промысел Божий, есть шансы не сойти с ума от неопределённости нашего времени в то время, как люди, не имеющие веры в Промысел Божий, сходят с ума.

Как говорил прп. Исаак, эти люди, относящиеся ко второму типу ведения могут пуститься в плавание, даже если у них недостаточно аргументов. У тебя есть понимание, что сейчас надо пуститься в плавание, но ты не можешь гарантировать себе, что вернёшься обратно. Но всё равно делаешь, что должен, и при этом не теряешь спокойствия.

Третий тип ведения имеют люди, у которых вера перешла в знание. Такие люди могут спокойно идти в огонь и в воду, могут спокойно смотреть на то, что у других вызывает просто состояние панического ужаса и паралича.

К таким относятся некоторые из тех, кто приходит к вере на войне. Каждой клеточкой тела они уже удостоверились, что духовный мир существует.

Люди, находящиеся на первой ступени понимания мира, непривыкшие к другому взаимодействию с миром, испытывают трудности, когда нужно принять здоровое, взвешенное решения. Им свойственно колебание.

Имея веру, даже при сложности поиска аргументов «за» и «против», если цепочка обстоятельств, совесть и Евангельские Заповеди призывают идти в том направлении, человек может решиться с Божьей помощью двинуться. Даже, – не имея гарантий.

Внутренний мир как следствие аскезы – и счастье

Второй, не менее важный момент: решение надо принимать только в состоянии внутреннего мира. Это состояние очень трудно описать, это не то же состояние, как в эзотерике, где человек пытается отсечь себя от всего, как нынче модно говорить, – «токсичного».

Сейчас популярны фразы вроде «отсеки себя от токсичных людей». Но если следовать этому совету, то у человека очень быстро появляется привычка рассматривать всех людей сквозь призму этой идеи. Токсичны все, кто говорит тебе что-то более-менее дельное относительно жизни. Кто-то предупреждает об опасности, о твоей некомпетентности, – они «тебя не поддерживают», «не повышают твою самооценку». Значит, с ними, как может подумать сторонник такого подхода, надо распрощаться. Человек рискует в какой-то момент остаться один, без всякой поддержки, без здоровой критики.

Рэй Далио, основатель одной из крупнейшей компании мира, говорил, что самый большой подарок, который может сделать вам ваш коллега, это указать на вашу ошибку. Ведь ваша ошибка однажды может подвести вас к катастрофе.

В Православии внутренний мир воспринимается как результат аскетической жизни. И для мирян эта аскеза разумна, возможна и обязательна. Разумная духовная жизнь помогает нам преодолевать собственный гнев.

О том, что аскетика, понимаемая разумно, может существовать и в жизни мирян, принося им неоценимую пользу:
Православная аскетика и творчество: друзья, оппоненты или враги? Часть 1| Беседа в проекте ПроСмыслы;
Православная аскетика и творчество: друзья, оппоненты или враги? Часть 2. Ответы на вопросы.

Недавно на Соловки приезжали подростки из Центра свт. Василия Великого, где проходят реабилитацию подростки, находящиеся в конфликт с законом. В течение нескольких дней с ребятами проходили беседы. На прощальной встрече директор центра задала им вопрос: чего они хотят вообще по жизни? Отвечали: «хочу быть счастливым», «хочу беззаботной жизни», кто-то сказал: «хочу быть нужным человеком», – в основном ответы были связанны со счастьем. Тогда директор спросила: «А что такое счастье?» – и на этот вопрос никто ответить не мог.

Тогда мы решили позвонить одному нашему благотворителю, который крестился, уже будучи взрослым человеком, и спросить его, что для него счастье.

Он ответил, что к 35 годам у него было всё, и он мог позволить себе любые квартиры, любые машины. Самолёта, правда, не было, но если бы он напрягся, то был бы и самолёт. Но это не привело его к счастью.

И только когда он крестился, то понял, что счастье состоит в том, когда ты освобождаешься от ограничений, которые присутствуют в человеке в виде злости, гнева, раздражения, подозрительности.

О преодолении гнев, злости – «ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ. Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)».

Православие не только даёт понимание этих внутренних врагов, но и дает реальные инструменты для борьбы с ними. Когда ты освобождаешься от них, ты становишься счастливым человеком.

Внутренний мир воспринимается как в доступной нам мере свобода от страстей (в рамках земной реальности полностью избавиться от страстей мы не сможем).

Считается, что в будущей жизни не будем в статичном анабиозе – мы будем продолжать развиваться. И двигаться далее в реализации духовных задач – задача будущего века.

По учению святых, в состоянии внутреннего мира мы способны воспринимать логосы, духовные смыслы, на основании которых развивается мироздание. Грубо говоря, если вы победили в себе раздражительность, зависть (а иногда нужны длительные усилия, чтобы простить своего врага), то в этом состоянии ваше сознание способно воспринимать глубинные причинно-следственные связи, лежащие в основе всего.

Подробнее о связи познания с состоянием ума, а также о способности ума созерцать логосы в случае свободы от страстей (в достижимой в рамках земной реальности мере):

– «О вере», часть 4.1 «Познание Истины и состояние ума»;
– «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)», часть 3 «Прорыв скорлупы»;
– О открывшемся понимании, о преодолении тяги к самоубийству и унынию, – в части 2-ой текста «Доминанта жизни и самоубийство».

В тот миг, когда вы кого-то простили, вам раскрывается внутренняя суть вашей жизни и той реальности, в которой вы живете. Поэтому, если есть такая возможность, если ум колеблется, и вы не знаете, какое решение принять, – лучше это отложить. Но отложить не просто в никуда, а, избегая греха, продолжать двигаться, развиваться, читать, спрашивать, советоваться. И не только с духовными людьми, но и со светскими, даже и неверующими, если речь идет о рабочих делах и здоровье – собирать всю возможную информации, которая только имеется в наличии.

Потом – пропускать это через фильтр молитвы и, дождавшись, когда вы войдёте в состояние внутреннего мира, принимать решение. Если принимать решение, исходя из внутреннего мира, есть шанс, что оно прорастёт в реальность и не закончится катастрофой. Если решение принято под воздействием эмоций, особенно злости, то у этого решения, конечно, могут быть серьёзные последствия, которые могут годами отзываться в вашей жизни. Как правило, это очень болезненные последствия.

Как же прийти к этому состоянию мира? В начале духовной жизни такое состояние приходит очень редко и очень-очень ненадолго, буквально на какие-то мгновения. Но потом, если мы вникаем в свою духовную жизнь, начинаем понимать, что это состояние зависит от каких-то причин. От того, как мы относимся к миру, к людям, к предметам, и от того, какие у нас мысли.

О построении целостного образа жизни, на базе которого возможно обретение равновесия:

– «Внешняя жизнь и мир мыслей», часть 4.1 «Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира»;
– «С чего начать христианскую жизнь».

Чтобы быть способным принимать верные решения ежедневно, мы должны каким-то образом ограничивать тот контент, который мы потребляем. Если мы живём в хаосе собственных мыслей, каких-то бессмысленных роликов, то наш ум настолько загрязнён, что мы просто не видим этой реальности и чувствуем, что не понимаем её.

Высший орган восприятия

Часто обращаюсь к примеру христиан, переживших гонения. Им приходилось принимать решения в ситуациях, в которых было невозможно принять вообще какое-либо решение. Не было никаких данных ни для анализа, ни для синтеза – ничего подобного. У них вырабатывался некий новый орган восприятия. Что-то подобное вырабатывается у людей, которые достигают высших ступеней развития в спецназе – когда человек принимает в расчёт совершенно неочевидные вещи.

Нечто подобное – правда, на грани мистики – было перед Куликовской битвой. Один опытный воин вслушивался в землю, оценивая одному ему понятные признаки, и потом сказал: Ты победишь, князь. О чём он думал, как он оценивал эти признаки, – нам не понятно.

Сердце, если воспринимать его не как физический насос, а как мистический духовный орган, является средоточением. В Священном Писании есть множество представлений о том, что мы принимаем решение сердцем.

О сердце и об его хранении как стратегии выживания в условиях давления – лекции цикла «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря», часть 2-ая.

Пункт 24. Жизнь сердца как стратегия выживания. Вопрос о том, есть ли у человека подсознание;
Пункт 25. Поток проходит через сердце – меняется человек. Жизнь сердца (хранение сердца, духовная жизнь) как стратегия выживания;
– Пункт 26. Жизнь сердца. Двойственность. О корпоративной этике. Любовь или слова о любви, которыми прикрывается стремление к выгоде.

Сердце перерабатывает огромное количество информации, и, если наши чувства, как говорил апостол Павел, натренированы распознавать добро и зло[3], тогда человек может принять решение не на уровне интеллекта, который требует долгой обработки различных данных.

Здесь современный человек может подумать, что речь идет о так называемом эмоциональном интеллекте. Складывается впечатление, что под концепция эмоционального интеллекта представляет собой некую химеру. В данном случае речь идет не о данной концепции.

Некоторые идеи насчет темы эмоционального интеллекта представлены в беседах:

Конструктивная коммуникация. Понимание эмоций (Эфир 21);
Эмоции и интеллект. Эмоциональный интеллект? (Эфир 22);
Эмоции и интеллект. Эмоциональный интеллект? (Эфир 23);
Эмоции и интеллект. Эмоциональный интеллект? Часть 4 (24 эфир);
Эмоции и интеллект. Эмоциональный интеллект? Страхи. Часть 5 (25 эфир).

Мы тренируем сердце, когда стараемся поступать по совести. Если человек старается по жизни думать, правильно или неправильно он поступил, – с годами у него вырабатывается фантастическая способность оценивать ситуацию и принимать решение любой сложности. Эта мысль сформирована на словах архимандрита Софрония (Сахарова), который говорил, что если человек учится жить без греха, то со временем он научается чувствовать примесь греха в сложном деле.

Но если человек с детства привык лгать себе самому, другим, то этим же органом, которым он принимал нравственные решения, он отчасти принимает решения вообще «по жизни». В его голове – хаос, множество злых мыслей, и в этом мраке он не может ни принять, ни разглядеть какое-то здоровое решение.

Пример монахини Елены (Казимирчак-Полонской)

Елене Казимирчак-Полонской, которая после Второй мировой войны эмигрировала из Польши в СССР, сказали, что в СССР никаких гонений нет. Она приехала, попала в школу, столкнулась с давлением, в том числе, по поводу своей веры. Времена были суровые, за невыполнение рабочей задачи человек мог быть отправлен в заключение. В то время, когда с фронта вернулись ветераны, педагогам была поставлена задача в кратчайшие сроки подготовить к поступлению в ВУЗ людей, которые на пять лет выпали из образования.

Кстати, в этом даже эпизоде видно, что все-таки была совершенно другая мотивация у людей, чем в наше время. Всё-таки убеждён, что не заслуга была Советского Союза в воспитании людей, хотя безусловно, какие-то успехи были. Секрет достижения пика социалистического государства состоял в том, что идейные социалисты видели ещё своих верующих и трудолюбивых бабушек и дедушек. Может, веру в Бога они потеряли, но перед их глазами был опыт честных тружеников-христиан. О том, что социализм явился попыткой воплощения христианского идеала в рамках материального быта при утрате веры писал Лев Тихомиров в своей книге «Религиозно-философские основы истории» в главах «Атеистическое воплощение религиозного идеала», «Социалистический строй и сверхчувственное бытие». И то, что в достижение высокой планки была видна не совсем заслуга коммунизма, видно было потом из того, что созидательный импульс исчерпался. Когда уже то поколение, которое было ещё в царской России, ушло, и не на кого было смотреть, не на кого было равняться.

Соответственно, даже в этом примере возращения ветеранов к учебе видно, что, когда люди уходили на фронт, у них была какая-то мотивация. Потому что пять лет пробыть на войне и после этого вернуться к учебе, за полгода или около того пройти школьный курс, по окончании поступив в институт, – это даже трудно представить. То есть, люди были к этому готовы, и они почти сходу стали студентами.

Конечно, где-то их тянули, где-то им ставили оценки, может быть, завышенные, но, тем не менее, это не похоже на современные случаи. Понятно, что нельзя нижеследующие слова применить ко всем, но бывает и так, что человек возвращается после нескольких месяцев пребывания на фронте, и начинает принимать наркотики и так далее, потому что психически надломлен и не может переварить то, что с ним произошло[4]. Конечно, такое происходит не со всеми ветеранами (материалы, подготовленные для помощи воинам и гражданскому населению в связи с прикосновением к опыту боевых действий, приводятся в сноске[5]). Могут сохраниться от деформации те, у кого все-таки есть определенные взгляды на то, что такое жизнь, на то, что такое смерть…

Времена были суровые, потому что, если ты не выполняешь план, – тебя обвинят в саботаже, а это – статья. И каким-то образом Елена даже не сказать, что выкручивалась, но она принимала верные решение и находила путь. Её книга «О действии благодати в современном мире» начинается с момента, когда она находится в условиях Второй Мировой Войны, её муж попал в концентрационный лагерь и ей постоянно нужно принимать неочевидные решения.

О ее опыте рассказывается в части 3-ей цикла бесед «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря»
4h. 
Характеры. Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская). Куда идти, если не знаешь, куда. О интуитивном познании

Ей нужно найти мужа, и единственное место, где она может найти хоть какую-то зацепку, –  это дом. В нем осталось необследованным одно место – подвал, лестница ведущая туда, разрушена. Она босиком. Чтобы найти зацепку – нужно прыгнуть в подвал. Если ты прыгаешь в подвал, глубина которого неизвестна, у тебя нет никакой гарантии, что ты выберешься оттуда. Плюс, если есть какая-то вероятность, что там битое стекло, ты порежешь ноги, ты истечёшь кровью прямо там в подвале. «Не рас-
суждая, а повинуясь только голосу своего сердца, она
мысленно перекрестилась и соскочила вниз».

Она молится, и каким-то уже наработанным чутьем она принимает решение прыгнуть в этот подвал, там находит нужные вещи и выбирает из него, поранив ноги, но не получив критичных ранений[6].

Если человек учится хранить свою совесть – он этот глас Божий начинает чувствовать. Когда люди говорят: «Как узнать волю Божию?» –  ответ в том, что в различных жизненных ситуациях, если твоя совесть протестует, ты прислушайся. Ты постепенно начинаешь следить за этим, исправлять своё поведение, хотя тебе этого и не хочется. Вследствие этого ты начинаешь чувствовать, как Господь присутствует и помогает тебе. И ты учишься чувствовать волю Божию. Но это происходит со временем, бывает, что с годами.

Интересный был также эпизод, когда ей нужно было посмотреть, нет ли мужа в одном концентрационном лагере, и она использовала свой диплом доктора астрономии. Там было написано крупными буквами «доктор» – доктор наук, но она немцу это представила, как будто она медик. Он сказал, что он её в лагерь пустит, но мандат ей выписывать не будет, то есть её запускают, но не выпускают. И тут она также молится, принимает решение, что надо зайти, хотя никакой гарантии нет, что она выйдет. «Елена не ожидала такого оборота дела, но поняла, что на войне надо принимать решения мгновенно. По своему выработанному за последнее время обычаю в такие минуты она успевала устремить без слов только огненный зов из сердца к Небу и открыть душу для по­лучения благодатного ответа. Через миг она молча, без колебаний, вошла в ла­герь, а немецкий офицер захлопнул за ней дверь на замок». И там она разузнаёт что-то про своего мужа и знакомится с одним русским военнопленным, он объясняет ей, как она может бежать.

И вот так годами: буквально постоянно она сталкивается с некими ситуациями, которые непонятно вообще, как решать, с какой стороны осмыслять, но каким-то чутьём находит решения. Конечно, решения часто приходили только с помощью Божией. Человек может так действовать, только когда его совесть чиста и он старается любить людей.

Один из способов очищения себя

И поэтому, чтобы не запутаться в жизни, крайне важно, каждый вечер, не только на исповеди, а вообще очищать свою совесть, когда просто мы разбираем свои поступки.

Не больше 15 минут, чтобы не уйти в мнительность и слишком не погрузиться.

Мы пытаемся понять, правильно поступили или неправильно, но именно в свете Закона Божия. За хорошее благодарим, в плохом каемся… Тогда, со временем, человек вырабатывает это чутье, когда он как-то принимает решения не только на уровне интеллекта.

Интуитивная форма познания

Святитель Игнатий (Брянчанинов) эту способность приписывал только некоторым людям, но, возможно, её можно и воспитать. Он об этом не указывал. Он говорит, что есть люди с интуитивной формой познания.

Конечно, кто-то считает, что при таких условиях выпадают частные элементы. Например, об этом сказал один психиатр, с которым мы данную тему обсуждали. Но академик Ухтомский писал, что интуитивный тип познания не сопровождается тем, что человек теряет частные детали, он говорил, что наоборот – в какой-то внутренней вспышке человек вдруг видит масштабное явления во всех его взаимосвязях, и потом уже годы уходят на то, чтобы то, что ему открылось, описать другому человеку.

Если у человека есть вот эта форма познания (может быть, она и развивается), он способен в какой-то мгновенной вспышке понять суть явления.  Но это ни в коем случае не какой-то эзотерический инсайт. Речь идет о православном понимании – когда у человека чистое сердце. В чистом сердце отражается суть явления.

Об отличии православного подход от эзотерического:

– Цикл бесед «Мозаика идей…»;
11c. Расстановки по Хеллингеру (1. Отличие эзотерических подходов от христианских взглядов. 2. Вопрос о достоверности внутреннего опыта;
– В виде текста – «МОЗАИКА ИДЕЙ: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека», часть 3 «О Расстановках по Хеллингеру и о прочих аспектах работы т.н. “поля” – с точки зрения Православия».

Чтение

И, конечно, нужно читать. К сожалению, мы все отвыкаем читать. И времени читать нет ни у вас, ни у меня. Но, тем не менее, это нужно, особенно когда-то вообще не знаешь, что делать.

Проблема в том, что мы погружаемся в информацию, которая завинчивает нас вокруг определённой тематики. И очень трудно разорвать это кольцо. Это кольцо могут разрывать те, кто хоть кому-то доверяют. Потому что, поговорив с человеком, который не находится в том, что обуревает тебя, – вот этим комплексом сомнений, – ты сможешь вырваться из этого кольца.

А так бывает, что начинаешь просто читать. И примечательно, что вроде бы святоотеческие творения совершенно не про нашу эпоху или вообще к нам не относятся. Или читаешь, а там всё так просто, что ты думаешь: «Это просто какая-то глупость – прости этого, прости того… Что, всех прощать, что ли?!»

Но когда ты обуреваешься какими-то сомнениями, если это визуализировать – это как иногда в художественных фильмах описывают нейросеть, что это тысячи точек, соединённых общими линями. Так символический мир внутри сознания представлен: у нас работа, дети, дела и как-то это всё надо сопоставить, совместить…

Примечательно, что, когда человек начинает читать святых отцов, которые вроде вообще не про это пишут, – бывает, что какая-то мысль, которую ты сто раз отмечал уже, ты её сам знаешь, но как-то она так щёлкает в сознании, что вся эта нейросеть, она как-то враз по-другому поворачивается, и становится кристально понятно, что тебе делать.

Этими инструментами надо пользоваться.

«КНИГИ: Как, что, по какой теме почитать с целью формирования христианской картины мира».

Не что-то внезапное, а образ жизни

Главное понять, что это – не игра ума, это принятие решения. Это – образ жизни.

Если человек двигается в правильном направлении – он в нужный момент найдёт решение.

Конечно, когда человек оказывается в полном тупике, – надо понять, что это тоже результат длительный, только не работы, а анти-работы над собой: когда человек заблуждался, отходил от какого-то правильного понимания жизни.

Когда заходишь в лес – пока заходишь в него, ты ещё как-то город свой видишь, так, – издалека, слышишь звуки автострады, у тебя ощущение есть, куда сейчас идти. Как грибники находят полянку: вот этот гриб, второй гриб… И незаметно ты оказываешься не-пойми-где, и не знаешь – как оттуда выбраться? Так же и в жизни формируется масштабный тупик, результат нашей неправильной череды поступков.

Но всегда есть возможность воззвать искренне к Богу, прямо, как есть, сказать: «Господи, прости, я виноват, я не знаю, что мне делать. Помоги мне, пожалуйста!» И действительно происходит так, что Господь привлекается и помогает принять какое-то верное решение.

Сорокоуст

Тем, кто вообще хоть раз задумывался о принятии решений, можно просто почитать рассказ митрополита Вениамина (Федченкова) «Два сорокоуста». В советские годы ему нужно было принять решение, остаться ли с Московским патриархатом или нет, потому что многие в те годы соблазнились, когда Патриарх Сергий (Страгородский) написал декларацию, в которой он сказал, что радость социалистического государства – это и наша, христианская, радость. Ничего в ней еретического не было. Но почему-то в те годы эту декларацию восприняли очень обострённо. Некоторые люди увидели соглашательство с какими-то несправедливостями, которые были в то время у социалистического строя. Хотя в декларации речь шла совершенно не об этом.

Митрополит Вениамин не мог получить объективной информации из России.

Понятно, в те годы газеты были идеологизированы. Был даже снят фильм в советские годы «Верующие в СССР». Музыка красивая, диктор звучный, как в советских фильмах документальных. Говорилось в нём, что в СССР есть очень много народов, есть разные религии, в том числе, есть православные люди. Но не рассказывалось о том, что шло гонение. Людей увольняли за то, что, что они крестили ребенка, за иные шаги в сторону веры. В этом фильме показано было, что у нас вообще всё хорошо.

То есть, в те годы была информация только та, которую давали, Интернета не было. Хотя, кажется, людям сейчас невозможно поверить, что было время, когда его не было. Телефоны были. Я ещё застал те времена, когда если ты с кем-то связываешься, – ты связываешься через девушку-оператора. Естественно, мог ли человек из Америки позвонить в СССР и узнать, как на самом деле обстояли дела?

О том, какое давление оказывалось на патриарха Сергия (Страгородского) – в главе «Как шантажировали митрополита Сергия (в последствие Патриарха), угрожая ликвидировать оставшееся на свободе духовенство» из первой части текста» «Подводная часть айсберга: о соблазне церковного РАСКОЛА».

И вот он, митрополит Вениамин, решил на время отложить решение и молиться. И началась цепочка событий, которая, на первый взгляд, вообще никакого отношения к делу не имела. Он получал какие-то письма, куда-то он ехал, с кем-то он поговорил… И эти какие-то идеи, которые он в микродозе стал получать, через какое-то время сложились в осмысленную картину. В результате наступил момент истины, и он без всякого колебания принял решение.

Так же и мы этим моментом можем пользоваться.

Проверка дистанцией – молитвенного опыта

Однажды спрашивал одного своего знакомого, который достиг очень серьезных результатов в рукопашном бое: «В чём твой главный опыт жизни бойцовский?» Он говорит: «Мой опыт – это хранение дистанции». Хотя, говорит, своему сыну пытался объяснять (у него сын с 4-х лет занимается смешанными боями), но молодым это непонятно.

Пока ты на этой дистанции – ты неуязвим. Как правило, противник совершает атаку по определённому алгоритму – раз-два-три – а потом выходит обратно. Если ты знаешь этот алгоритм – ты на раз-два-три отступаешь. Ты знаешь, что будет секунда, когда он остановится – и в эту секунду ты его разишь. Мало есть бойцов, которые могут двигаться непрестанно, в которых трудно «пролезть», большинство двигается по описанному алгоритму.

Это к чему: если ты не знаешь, какое решение принять – не надо принимать решение наобум, пальцем в небо.

Конечно, молитва – это хорошо, но это не значит, что помолись – и бросайся в омут.

Даже святые так не говорили, они говорили, что при молитве какой-то помысел из двух может исчезнуть, какой-то может стать более явным (прп. Иоанн Лествичник). Если ты даже вообще много молился – и ничего, никаких вразумлений не было, но у тебя есть на сердце какое-то дело, – поступай как у тебя на сердце, потому что ты призвал Имя Божие, значит – действуй (среди ответов прп. Варсонофия Великого и прп. Иоанна Пророка).

См. подробнее в ТГ-посте
«О принятии решений»;
«Творчество»

Но, всё-таки, очень важно, когда мы не знаем, как с человеком поступить, не спешить. Если мы сейчас наобум поступим – возникает риск появления в нашей жизни греха. Грех с греческого языка переводится как «мимо цели». То есть речь идет о действии, которое неверно не потому, что так как-то решил, речь идет о действии, которое является неверным, исходя из самой логики вещей. Поэтому – храним дистанцию. Если есть возможность подождать до завтра – давайте подождем до завтра. Опять же, это не о том, чтобы без конца откладывать, а только то, что ты отступаешь, накапливая знания, опыт… Завтра ведь может ситуация измениться, ты можешь выйти из изменённого состояния сознания, могут появиться дополнительные сведения, может настать момент истины.

Этим приёмом пользовался старец Феодосий Карульский. В своих дневниках об Иисусовой молитве он говорит, что к нему должен был прийти на исповедь один брат, которого нужно было вразумить. И когда он занимался Иисусовой молитвой, этот помысл о брате его колебал, то есть была какая-то как бы тревожность. И он хочет об этом подумать, но чувствует, что нет, сейчас не буду в это погружаться – обдумаю потом. Но это не без конца он откладывал, а ждал, когда у него внутри водворится мир. Смысл в том, что он несколько раз откладывал принятие решения, и в результате его молитвенной практики пришло дело к тому, что когда этот брат пошёл на исповедь, о. Феодосий уже всё-таки добрался до этого состояния внутреннего мира. И он с этим братом всё как-то быстро решил, и вразумил его так, что брат не обиделся.

Желаю всем приобретать эту мудрость, находить какие-то решения… Но если мы решения не находим – это тоже нормально. Мы падаем, бьём себе коленки, это учит нас смирению, учит, что не всё так просто, как нам кажется. Если мы правильно своё падение примем – это даже нам больше опыта добавит.

Есть ли свобода выбора?

В настоящее время стал модным дискурс вокруг вопроса, есть ли у человека свобода выбора? Или он обусловлен в своем выборе нейрохимией и прочими факторами, по отношению к которым он выступает как механизм?

Не погружаясь подробно в данный вопрос, ибо он открывает собой новую тему, здесь для примера можно прокомментировать мысль одного известного автора. Он подталкивает читателя к мысли, что свободы выбора нет. В частности, он пишет: «… в мозг постоянно поступает информация от внутренних органов. И, что самое важное, эта информация главным образом воспринимается на бессознательном уровне. Основной вывод этой главы, если сформулировать его в одной фразе, будет следующим: в те минуты, когда мы принимаем решения, порой важнейшие в нашей жизни, мы не являемся теми рациональными, независимыми мыслителями, каковыми хотели бы себя мнить»[7].

Комментируя эту мысль, стоит сказать, что задача человека как раз и состоит в том, что уметь унять себя в своим негативных проявлениях и направить в высшему. Если не погружаться сейчас в дискурс о свободе выбор, можно показать, что эта свобода выбора существует хотя бы с помощью одного исследования.

В исследовании речь шла о музыкантах, которые во время выступления начинали нервничать, вследствие чего у них развивались процессы, приводившие к спазму. Пальцы рук спазмировались, что мешало играть на музыкальном инструменте. Музыкантам был описан процесс происходивших на физиологическом уровне изменений, чтобы они могли этот процесс отследить и противопоставить ему осмысленные действия. То есть музыкантам рекомендовалось научить отслеживать признаки паники и обучали их стратегии нейтрализации паники. То есть, опираясь на собственную сознательную деятельность они могли регулировать деятельность мозга.

Не вникая подробно в суть рекомендаций, которые были даны музыкантам (контроль дыхания, положительные эмоции, определенные движения), можно сказать следующее. Если бы человек вырабатывал в себе навык борьбы с раздражительность, он бы одновременно выработал бы в себе способность унимать бурление крови. Вырабатывая навык испытания совести по вечерам, он бы научился отслеживать триггеры, запускающие процесс паники. Он бы в готовом виде получил бы все то, о чем в усеченном виде сообщается в докладе об исследовании[8] (описанные в докладе методы при сильном волнении могут и не сработать, все решает заранее выработанный навык, а не ситуативная реакция).

В отношении гипотезы, гласящей, что у человека нет свободы выбора, контраргументы приводятся в тексте «Все ли в человеке определяется биологией?» (в нескольких частях). Публикация текста ожидается.

Еще материалы на тему выбора

Чтобы понять, какое действие из массива всех возможных является наиболее актуальным для всей жизни в целом, можно собрать информацию обо всех реальных и потенциальных проектах в одно смысловое пространство. Здесь в некоторых случаях может помочь система GTD, описанная Дэвидом Алленом в его книге «Как привести дела в порядок». Он не придумывает систему подходов, он отмечает, что люди уже давно пользуются приемами, описанными в его книги. Просто он собрал подходы к делу самоорганизации в одну книгу. Если у человека возникнет представление насчет того, какие задачи ему нужно вообще, в принципе реализовать, то он может совершить выбор действия наиболее актуального для всей жизни в целом.

Система Дэвида Аллена описывается в следующих текстах:

«Внешняя жизнь и мир мыслей»
Часть 9.1 Работа и навыки;
Часть 9.2 Работа и навыки

Также – см. короткую заметку «О принятии решений» (ч. 1, ч. 2).

[1] «В основе всего – мудрый разум, Бог. Для верующих это ясно сразу, а для физиков – в конце, результате их исследований. Лекарство от неуверенности и тревоги – вера и надежда на Бога.

Вся материя возникает и существует только благодаря силе, которая заставляет частицы атома вибрировать и удерживает эту мельчайшую солнечную систему атома вместе.… Мы должны предположить, что за этой силой стоит сознательный и разумный Разум. Этот Разум является матрицей всей материи.

И религия, и наука требуют веры в Бога. Для верующих Бог находится в начале, а для физиков Он – в конце всех рассуждений. Для первых Он является основой, для вторых - венцом здания любого обобщенного мировоззрения.

Что Бог существовал до того, как на Земле появились люди, что Он вечно держит весь мир, как верующих, так и неверующих, в Своей всемогущей руке, и что Он будет оставаться на престоле, недоступном человеческому пониманию, еще долго после того, как Земля и все, что на ней есть, превратится в руины. Только те, кто исповедует эту веру и, вдохновленные ею, с благоговением и полным доверием чувствуют себя защищенными от жизненных опасностей под защитой Всевышнего, могут причислять себя к истинно религиозным».

[2] «Рост страха и неуверенности в себе в обществе приводит к двум другим психологическим явлениям: нарциссизму и тому, что я называю манией регулирования». Регулиты или огромное число правил, как еще одна причина роста страха и неуверенности в обществе. Общество само рождает потребность в огромном количестве правил, чтобы хоть как-то совладать со страхом и неуверенностью. «Само население требует еще большего количества правил — сверхстрогой морали. Как и нарциссизм, это отчаянная попытка сдержать всплеск страха и неуверенности в человеческих отношениях». «Правила на правила» порождают еще больше тревоги». «Эти правила впоследствии приводят к еще большему дискомфорту и фрустрации. Мы отвечаем на это еще большим количеством правил. И с каждым разом, когда нормативная структура становится все более жесткой, человек получает все меньше кислорода. Если тенденция к созданию гиперрегулированного общества сохранится, увеличение числа попыток самоубийства станет логичным следствием». Нарциссизм и переизбыток правил не являются эффективным решением против тревоги и неуверенности в обществе, но наоборот, увеличивают их, повышая разобщенность и изолированность людей друг от друга.

[3] «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр 5. 14).

[4] Интересный комментарий, кстати, написала одна женщина на Youtube [конечно, этот комментарий не стоит относиться ко всем ветеранам]: «Это редко, когда бывшие ветераны действительно страдают из-за участия в боевых действий, в основном у них развивается бравада своим тщеславием, требования от окружающих выражения благодарности им, гордыня в них разрастается и становится их идолом, которому они подчиняются полностью и ждут и требуют поклонения от других, и когда встречают сопротивление, а порой – переходящее в презрение, это и является их озлоблением, негодованием, которые вытекает в беспробудное пьянство и агрессию, а участие в войне является оправдание всего этого скотства».

[5] Материалы, составленные иеромонахом Прокопием (Пащенко).

– Книга «Щит веры. Воину-защитнику в помощь (часть 1)»
В книге «Щит веры…» приводится глава «Несколько слов о военнослужащих и о их душевных травмах» заимствована из книги о исповеди, которая была задумана с целью помощи людям, столкнувшимися с масштабными внутренними (и во внешней жизни – тоже) трудностями.

– Книга «Щит веры. Воину-защитнику и гражданскому населению в помощь (часть 2)».

– Карманная книга «Памятка воину-христианину».
В этой брошюре для воинов собраны некоторые правила духовной безопасности, помогающие выжить. Описаны некоторые принципы преодоления ПТСР и восстановления после войны. Брошюра создана в дополнение к книге «Щит веры. Воину-защитнику в помощь».

– Материалы по теме – «Боевые действия. Осмысление. Преодоление тревоги, ПТСР. Чувство вины».

Материалы про выживание и преодоление ПТСР (пост-травматического стрессового расстройства).

[6] «Рисунки мужа и чертежные принадлежности были разбросаны так, что было очевидно — он работал дома и был застигнут восстанием врасплох. На кухне была та же картина: мать варила обед; все было брошено и покрыто плесенью. Ни записки, ни каких бы то ни было следов нигде не осталось. Куда же они могли скрыться от бомб и стрельбы? Убежищ в этом доме не было. Ве­роятнее всего, что они сбежали черным ходом в погреб и наладили жизнь там…

На этой квартире Елена с семьей поселилась недав­но, поэтому она даже не знала, где их погреб, помнила только вход в погреба всего дома со двора. Но как про­браться туда? Из окна было видно, как на разных этажах дома вокруг двора ходят фашисты и грабят вещи в квар­тирах. Чтобы попасть в погреб, надо было пробежать несколько десятков шагов с черной лестницы по двору. Вдруг заметят ее, придут, а у нее нет ни пропуска, ни проводника: убьют на месте, и бедный Сережа останет­ся один… Но выбора не было. Она с жаром устремила сердце к Богу, захватила взятые из дома свечу и спички и смело побежала по черной лестнице вниз, рискуя на каждом этаже столкнуться с фашистами. Но она верила непоколебимо, что благодать Божия хранит ее от врагов. Перед входом в погреба ее ожидала новая опасность: была уничтожена лестница, ведущая вниз, и зияла только черная яма неизвестной глубины. Не рассуждая, а повинуясь только голосу своего сердца, она мысленно перекрестилась и соскочила вниз. Налетела босыми ногами на какие-то разбитые стекла, железа и сразу почувствовала теплые струи крови, текущие по ногам. Она зажгла свечу и пошла в незнакомую темноту, оставляя кровавые следы. Было очень страшно в этом темном подземелье без выхода, где она была целиком освещена свечой, а сама за ее светом не видела никого, и ей казалось, что вот-вот из какой-нибудь двери погреба выскочат немцы. … Но как выйти наверх без ступенек? Она взмолилась еще раз всем напряжением своего существа, выбросила оба тюка из погреба во двор, вытянула руки, зацепилась и из последних сил на мускулах поднялась и, опираясь ногами о стены, с величайшим трудом выкарабкалась наверх. Никогда при других условиях она бы не вылезла из этой глубокой ямы. Но угроза гибели дает нечеловеческие силы».

[7] Сапольски Р. Биология добра и зла: Как наука объясняет наши поступки.

[8] Можно ли научиться входить в пик формы или состояние потока с помощью нейробиоуправления? Ольга Михайловна Базанова, профессор МФТИ, доцент ММФ НГУ, главный научный сотрудник лаборатории компьютерных систем биоуправления НИИ молекулярной биологии и биофизики ФИЦ ФТМ (Новосибирск), д. биол. н.

Тип: Соловецкий листок