-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 02.06.2022. |
Вы писали, что в городе тяжело жить и, что информация и темп жизни давят на психику, перемалывают её, заставляют двигаться в навязанном ритме.
Почему внешнее давление не продавливает человека? Потому что внешнее давление компенсируется давлением внутренним? Если внутри у человека нет биения пульса духовной жизни, то «тьма» и «горячий пепел» засыпают человека, сжигают.
Перед женщиной в данных условиях стоит не только задача сохранить в себе человеческое (вообще), но и – остаться женщиной (в частности). Понятно, что тема эта бездонная, а ответ ограничен пространством и временем. За рамками данного ответа простираются темы, которые, словно неизведанные страны, ждут своего открытия. От того, что они в ответе не упоминаются, не значит того, что их нет.
В этом ответе будет коротко упомянуто о книгах, которые были написаны женщинами-христианками, прошедшими серьезные испытания. Некоторые из них стали монахинями. И в начале ответе и далее еще и еще раз подчеркну: речь идет не о том, что вас призывают к монашеству. Эти женщины писали не только о монашестве, но и многом другом. При желании из их заметок можно выбрать то, что соотносимо с вашими условиями и с вашим семейным положением.
Нужно обязательно начитываться, обогащаться в духовно-культурном отношении. Иначе мысль будет вращаться вокруг услышанного или увиденного факта с негативным окрасом. А остановить это вращение, подняться над бесконечным «пережевыванием» негатива может так и не получиться, если ум не будет укреплен чем-то конструктивным.
Обогащать себя внутренне нужно и для того, чтобы появилась «зацепка» при рассмотрении сложных вопросов, провоцирующих «переживания» в отношении них. Какая-нибудь сложная ситуация порождает ощущение тупика и следом – чувство паники. Как выйти из такого рода ситуации, как реагировать на нее – мы, бывает, что и не знаем; слишком мало опыта. Если же наш опыт обогащен воспоминаниями тех, кто этот опыт накапливал, паника, бывает, что и гаснет.
В книге «Добротолюбие» встречалась та мысль, что страсти побеждаются, в том числе, и через ведение (есть и другие принципы, помогающие победить страсти; страсть – сформированный тип реакции на происходящее). Ведение – знание, но не просто знание, а объемное восприятие мира. Для формирования такого рода восприятия недостаточно бывает одних умозаключений, нужен труд по формированию определенных навыков (навыка, например, спокойно воспринимать критику). От того, какого рода душевные навыки в нас преобладают, зависит и то, как мы воспринимаем мир, ведь через призму состояния нервной системы мы смотрим на мир.
Понятно, что любящие и гневливые будут видеть мир по-разному. Если мир воспринимается как уродливый, но человек работает над собой, борется с гневом и стремится прийти к любви, то со временем любовь может усвоиться душе, стать навыком, типом реакции на происходящее. В этом случае окружающий мир начинает восприниматься иначе.
Или вот кто-то человеку угрожает. Но он имеет надежду на Бога и вооружен знанием истории, он помнит, что многие люди, почитавшие себя великими и славными, исчезали. Один духовный автор отмечал, что не стоит боятся угроз угрожающего, так как он ничего не сможет сделать, если Господь не попустит ему реализовать свои угрозы. То есть понимание того, как в жизни протекают те или иные процессы, помогает удержать свою мысль и душу в спокойствии, в состоянии мира. Понимание такое рождается, в том числе, и через чтение заметок, творений и мемуаров, в которых люди, опытно познавшие действие Промысла Божия, рассказывают о своих постижениях. А также – приводят подтверждения тому, что эти постижения основаны на реальном опыте, а не являются выдумкой людей или самих авторов.
В этом ответе будут упомянуты иные материалы, где так или иначе рассматривались «женские вопросы».
– Глава «Некоторые особенности состояния отчуждения у медицинских работников» из первой части текста «Преодолеть отчуждение».
В этой главе рассказывалось о женщине, которая возглавляла крупный благотворительный проект. На каком-то этапе она вдруг стала замечать, что у нее пропали эмоции, что она стала напоминать себе робота-машину, отрабатывающую определенную программу. Также рассказывается о медсестре на определенном этапе в своей профессиональной деятельности столкнувшейся с депрессией.
– Две беседы из первой части одноименного цикла лекций (лекции и тексты дополняют друг друга).
Беседа 52. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ВЫХОД ИЗ ДЕПРЕССИИ. (00:00) Вводная часть лекции. Правило цитадели. Творчество. Реальность. (41:24) История про девушку, которая смотрела аниме. Тема аниме. Развитие человека как личности. Форма захвата личности.
Беседа 53. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ВЫХОД ИЗ ДЕПРЕССИИ. (00:00) Дополнительные выводы по истории о девочке, которая смотрела аниме.
– Глава «Опыт женщины, страдавшей от «тысячи мыслей в голове» из части второй текста «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)».
– Ответ «Женщина. Женщине, которой не найти путь. О семейном».
В этом ответе приводятся ссылки на другие ответы, адресованные женщинам. Вместе с ответами, перечисленным там, можно упомянуть и следующие, тоже адресованные женщинам:
– «Пост. Женщине о протесте по поводу поста, христианских книг, разных “правил” и прочего».
– «Заключенной женщине. С чего начать?».
– «Женщина. Женщине о затруднении на работе, внешнем виде и о согласовании желаний с верой».
– На тему сохранения в человеке человека (вам важно сохранить в себе не только человека вообще, но и сохранить в себе женщину, в частности) могу сослаться еще и на одну беседу, которую с паломниками проводили в рамках цикла «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря». В этом цикле бесед с разных сторон разбирается вопрос, с которого и начинается данный ответ. Упоминаемая беседа входит в состав пятой части цикла.
5.9.2 Выжить – опора, духовная жизнь. Эмиграция – русские женщины в Париже, святой Алексий Южинский
***
Проблема, которую вы озвучили появилась не сегодня, а была всегда. Христиане старались каким-то образом существовать и в подобных условиях. Были периоды явных гонений, были периоды, когда вроде бы гонений на христиан не было, но, как говорил Святитель Димитрий Ростовский, христиане претерпевали гонения от собственных страстей. Здесь, конечно, нам не обойтись одним своим опытом, и очень укрепляет душу, когда мы изучаем опыт людей, прошедших тяжёлые обстоятельства. В частности, когда тоталитарная моноидея пыталась подчинить себе сознание людей. И в этом смысле можно читать автобиографические произведения христиан, прошедших трудные годы. В них мы обретаем помощь и опыт, который можем использовать и в нашей жизни.
Конечно, у нас нет такой глубинны молитвы, такого самоотвержения, но отчасти мы можем увидеть, что Промысел Божий существует и действует в жизни людей, которые призывают Бога. Если есть желание, можете почитать книги, написанные женщинами-христианками, жившими в трудные годы. В частности, есть две книги о схиигумении Марии Дохтуровой: «Годы странничества» и воспоминания ее ученика. Обе книги есть в интернете, одна книга «Годы странничества» даже в формате аудиокниги. Понятно, что вы не монахиня, а семейный человек, но что-то всё равно можно взять из опыта матушки Марии. Также можно полистать брошюрки о матушки Руфине. После революции она эмигрировал в Китай, всю жизнь она помогала людям, в частности, устраивала приюты. Некоторые брошюрки были найдены одной моей знакомой во Франции, в женском монастыре в Бюсси. Когда читаешь о матушке Руфине, чувствуешь, что на тебя дышит чем-то настоящим, подлинным. https://disk.yandex.ru/d/466GzEIelobLxw
Есть также книга Ефросиньи Керсновской «Сколько стоит человек». Она была репрессирована, прошла лагеря, но не изменила своим ценностям. Мы можем с восхищением наблюдать и поражаться запредельной мужественности и стойкости, отсутствием в ней страха и наличием беспредельный веры. Действительно, как говорят некоторые из духовных авторов (хотя Ефросинья Керсновская и не прославлена в лике святых, а высказывание относится к святым, но отчасти его можно применить и здесь), читая жития святых, мы смиряемся, видя высоту их подвига и сравнивая с тем положением, в котором находимся (имеется в виду нравственное состояние нашей души).
Также можно указать на книгу монахини Елены Казимирчак-Полонской «О действии благодати Божией в современном мире». Она приняла монашество в зрелые годы, можно сказать, уже на закате своей жизни. Прошла невероятный путь, из Польши после войны приехал в СССР, ее поступок для многих непонятен, но, возможно, она имела какое-то откровение на этот счёт. Да и в ее жизни тоже со всей очевидностью явилось действие Промысла Божия. Она довольно часто оказывалось в неразрешимых по человеческим суждениям ситуациях, но с помощью веры эти трудности преодолевала. Читая эту книгу, следует учесть, что она жила в те годы, когда за отказ о выполнении поручения, данного начальником, могли посадить в тюрьму. Сейчас нет уголовной ответственности за отказ выполнить какое-то задание, за опоздание на работу, а было время, когда люди, опаздывая на работу, получали реальные сроки заключения.
Может быть, Вы что-то найдёте для себя в книгах «Золотой святыни свет» и «Под кровом Всевышнего». Книгу «Золотой святыни свет» написала матушка Наталья, монахиня Марфо-Мариинской обители милосердия. Понятно, что там тоже идёт речь о женском монашестве, но всё-таки нужно учесть, что милосердие – отличительная черта женского характера, и в этой книге очень много рассказывается о милосердии. И, может быть, эта книга всколыхнет какие-то струны, поможет не ожесточиться, не даст этой искре духа засыпаться пеплом пустой информации, который из различных ресурсов.
Книга «Под кровом Всевышнего» написана Натальей Соколовой, которая жила в те годы, когда религия была под спудом в нашей стране. Конечно, характеры у людей, живших в определенную эпоху, немножко отличаются от характера современных читателей, особенно если человек не только жил в другую эпоху, но и родился, например, в деревне. Но, если не акцентироваться на отличиях, а обратить внимание на то полезное, что можно заимствовать, то книга даст частичку тепла Вашей душе.
Может, вас утешат какие-то строки, которые встретите во время чтения о жизни схииугмении Марии (Дохторовой). Понятно, что вы – не монахиня, но, можно читать, выбирая «как пчелка» полезное и применимое к вашему положению. Может быть, вы встретите какое-то описание ситуации, какую-то мысль, которые поднимут вас над вашей обстановкой, помогут взглянуть на вашу ситуацию с другого уровня и с другого угла. Книги о ней – «Годы странничества. Воспоминания», «Воспоминания ученика».
Здесь же можно вспомнить и про маму А. Арцыбушева. Арцыбушев прошел в годы массовых репрессий через концентрационные лагеря и всевозможные трудности. Он описал свой путь в книге «Милосердия двери», а историю своей мамы – в книге «Сокровенная жизнь души». Он считал, что не сломался благодаря милосердию Божию и благодарю тому костяку, который дала ему мама через воспитание. Его мама со временем приняла монашества, ее отличало высокое самоотвержение. Как уже было отмечено, в подобных историях есть моменты, которые не совсем соотносятся с жизнью замужней женщины. Но какие-то идеи все равно можно заимствовать, так как они напитывают дух.
Свойством напитывать душу обладает и автобиографическая книга Таисии Леушинской «Келейные записки». Она жила еще до революции, дворянка, очень образованная. Ее духовным руководителем со временем стал сам святой праведный Иоанн Кронштадтский. Она прошла через многочисленные трудности, из которых искала конструктивных выход.
Авторы этих книг искали Божественный свет, идя по пути своей земной истории, не были исключены из социума, жили среди людей, вынуждены были вступать в общение, выдерживать испытания, и в том числе, согревать других людей. Конечно, разница характеров, взглядов на жизнь, возможно, будет давать о себе знать, но всё-таки, когда мы читаем жизнеописание людей, которые боролись за свет Христов в своей душе, мысли этих людей приближают нас к чему-то подлинному. И когда Вы будете как-то напитывать свою душу подобными смыслами, то, может быть, мрак и уныние начнет потихоньку отступать.
К этому ответу приложу ответ, который написал одной женщине. Он опубликован на сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка» в подразделе «Ответы пастыря», под датой – 10 февраля 2022 г.: «Призвание. На вопрос, как спасаться мирянам, женщине, интересующейся, какой у нее талант».
***
Если хотите, можете попробовать читать чин пения 12-ти избранных псалмов. Один человек рассказывал, что когда находился в круговерти мегаполиса и читал этот чин, у него возникало сравнение с бронежилетом. Да, по нему может попасть пуля, ты чувствуешь удар, тебя может даже отбросить, может остаться след, может даже быть сломать ребро, но пуля не прошивает навылет, а когда душа не напитана молитвой, то любая встречающаяся ситуации бьют по оголенным нервам. Одна девушка с лабильной психикой, когда начала читать чин пения 12-ти избранных псалмов, удивлялась, что если раньше она начинала переживать, даже когда остановка не была еще на взводе, то теперь воспринимала события спокойно. Другая паломница посещала Соловки на Светлой седмице и причащалась почти всю Светлую седмицу. (Это возможно в виде исключения, когда человек посещать святые места несколько дней во время отпуска, а, вернувшись домой, входит в обычный режим. А пока человек прибывает в монастыре, он может, как говорил старец Паисий, глотнуть духовного кислорода) И вот она вернулась в мегаполис, на работу к горящим проектам. Задачи в срок не были выполнены, нужно было думать, как нагнать время, но, что интересно, работа стала проходить без нервозности. Она также обратила внимание, что, когда душа напитана благодатью, она не раздражается в электричке, несмотря на чужие разговоры по телефону, музыку без наушников, громкие беседы попутчиков. Раньше она включала аудиозаписи молитв и аудиокниги, а тут с удивлением обнаружила, что сосредоточенно читает книгу, не отвлекаясь на внешний шум.
Вы можете чин пения 12-ти избранных псалмов немножко сократить: в начале пения этого чина можно прочитать «Трисвятое по Отче наш», а потом уже не читать повторяющийся блок молитв и 30 раз «Господи помилуй». Эти два блока встречаются несколько раз. Можно растянуть чтение, если совсем не получается прочитать за день, на два-три дня. Но Вы, возможно, сами почувствуете, как что-то начинает сдвигаться.
Один паломник даже обиделся, когда духовник посоветовал ему читать этот чин, потому что не понимал, как чтение может помочь ситуации. А его ситуация состояла в том, его унижал другой человек, убежденный в том, что, если на улице с ним кто-то не поздоровается, то именно рассказчик подговорил этого прохожего. И от него шел поток унижений и оскорблений. А когда паломник начал читать этот чин, то тот человек перестал его беспокоить. И какие-то внутренние вопросы, казавшиеся неразрешимыми, стали сдвигаться и во внешней реальности, и во внутренней. Он читал этот чин около 2 лет и считает, что читал не зря, хотя первоначально даже обиделся на духовника, что тот ответил таким советом на вопросы по поводу унижений и оскорблений.
Если человек находится в монастыре или в каком-то тихом городке, то можно читать и поменьше. В монастыре просто сама обстановка помогает, а всё-таки в мегаполисе, где среда агрессивная, и в информационном плане, и в плане социальных взаимодействий, у человека должен быть какой-то внутренний ритм, а если внутреннего ритма не будет, внешняя среда задавит. Тема сохранения личности в условиях внешнего воздействия разбиралась в цикле бесед «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря». На YouTube выложена запись «Офисы, мегаполисы, концлагеря» 4.16, которая называется «Офисы в сравнении с концлагерями и выживание личности».
Можно зайти на YouTube канала иеромонаха Прокопия (Пащенко) и прокрутить вниз, чтобы найти эту беседу. В ней приводятся рассказы паломников, которые начали читать Псалтирь.
***
В этом цикле бесед приводятся примеры людей, которые жили в разных условиях, но старались оставаться людьми, пытались не утратить этот свет веры. Уже много лет мы собираемся с паломниками и обсуждаем эти вопросы, разбираем, что люди предпринимали, чтобы себя не потерять. В этом цикле бесед мы разбирали истории людей, попавших в экстремальные обстоятельства. А в цикле «Внешняя жизнь и мир мыслей» мы ставили вопросы для людей, которые живут в мегаполисе, ходят на работу и вынуждены вращаться в достаточно агрессивной среде, где и новости, и внешняя информация, нацелены на подавление, а не на облагораживание и одушевление человека. Мы разбирали, как человеку, вынужденному вращаться в определенных условиях и имеющему определённые задачи в рамках земной реальности, реализовать и свое внутреннее призвание.
И в качестве основной идеи выступает идея сохранения связи со Христом. Если у человека нет какого-то внутреннего ритма, то внешняя среда начинает его деформировать. Если сравнить духовную жизнь с нейрофизиологией, то можно сопоставить деятельность разума со второй сигнальной системой (понятие, выдвинутое И. П. Павловым), которая препятствует выработке условного рефлекса. Что такое условный рефлекс? Если мы смотрим какие-то чёрные новости, начинаем гневаться, негодовать или унывать по поводу этих новостей, то со временем, при повторяющемся отклике, вырабатывается определенная реакция, и стоит услышать голос диктора, как мы уже входим в типичное состояние восприятия. Здесь можно вспомнить двухминутки ненависти из романа Джорджа Оруэлла «1984» – ежедневные занятия, в течение которых члены внешней партии Океании должны были смотреть фильм, изображающий врагов партии и выражать свою ненависть к нему и к принципам демократии. Зрители, охваченные ненавистью, входили в состояние ярости, и таким образом вырабатывался условный рефлекс.
Человек может сопротивляться выработке условного рефлекса, когда у него активна сила разума, или вторая сигнальная система (если осторожно эти понятия сопоставить). Видя лицо на экране, человек уже начинает размышлять: «Почему я должен его ненавидеть? В нем тоже есть образ Божий». Происходит внутренняя работа, которая препятствует внедрению заданной системы реакции. Однообразие внешней обстановки, отсутствие внутренней жизни, пищи для развития и размышления ведет к переключению на анализирование внешних деталей или к концентрации на каких-то своих внутренних страхах. Но ситуация изменилась бы, если бы у человека было стремление сохранить связь со Христом.
Входя в поток дел, мы теряем внутренний мир, к которому прикасаемся во время участия в Евхаристии, тишину, которую ощущаем при связи с Богом, но, анализируя, начинаем понимать, что с кем-то поругались или, например, слишком долго говорили и внимание рассеялось. Здесь не нужно заниматься бесконечным самоанализом, в православном понимании рефлексы сопровождаются каким-то действием. Внутреннюю тишину мы можем потерять даже, делая что-то через чур эмоционально, когда все внимание переключено на что-то внешнее, или второпях, когда мы куда-то бежим, например, и всё внимание сосредоточено на конечной точке бегства, и возникающие в сознании страстные образы не получают какого-то опора. В обычном состоянии, есть вспомнил лицо обидчика, то как-то помолился за него, подумал бы, что он тоже образ Божий и не стоит на него гневаться. Но в момент, когда мы куда-то бежим, разум уже недостаточно активно вовлечен в понимание, что происходит, поэтому за образом обидчика возникает гнев, желание отомстить, ярость, которая взрывается вспышкой, порождая какие-то реакции. И пока человек добежит, куда хотел, у него уже разорвана душа, и важно уже вечером все исправить, потому что во время возбуждения сигнал может пойти по нетипичным для него нейронным сетям. Мы, в принципе людей любим, но время возбуждения сигнал пошёл уже по другой дорожке, и у нас закрепилась уже негативное мнение о человеке. Здесь нужно это исправить через покаяние, попросив у Боженьки прощения, что подумали плохо, и тогда потихоньку мы будем останавливать расползание нашей личности.
Об этом подробнее сказано в цикле бесед «Внешняя жизнь и мир мыслей», где части 1, 2, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 оформлены в виде текстов, а следующие части идут в виде бесед. С этим циклом сочетается статья «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давление».
ТЕКСТЫ «ВНЕШНЯЯ ЖИЗНЬ И МИР МЫСЛЕЙ»:
Часть 1. «Духовная жизнь в условиях большого потока дел и мыслей».
Часть 2. «Современный работник. Вера и путь посреди трудностей».
Часть 3.1. «Сохранение при рабочем процессе личного, возможности для развития».
Часть 3.2. «Не только профессиональный труд. Призвание, отношения, что делает человека человеком».
Часть 4.1. «Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира».
Часть 4.2. «Болезненная капсула и путь к внутреннему миру, стрессоустойчивость».
В упомянутых текстах рассматривалась, в том числе, следующая мысль. Когда человек старается сохранить связь со Христом, его душа и его сознание всегда работают, в хорошем смысле этого слова. Даже если заключенный сидит в темной комнате, где другие сходят с ума, потому что у них нет пищи для размышления, такой человек может молиться, вспоминать отрывки Евангелия. Но даже если он начинает раздражаться, то может спохватиться и подумать, что, раздражаясь, он формирует в себе то страстное состояние, которое заберет с собой в Вечность, тот внутренний багаж, который станет источником страдания по переходе в загробную жизнь. По мысли многих авторов, адские муки мы формируем в себе сами своими страстями. А тут человек спохватывается, начинает как-то всё-таки противодействовать ропоту и раздражению, и его душа работает, сопротивляясь формированию условного рефлекса. Человек находится в постоянном развитии, в постоянном интересе, в хорошем смысле слова.
Конечно, в кратком ответе всего не изложишь, но благодаря духовной жизни рождаются и интерес к самой жизни. Некоторые люди, уходя с работы, теряют интерес, потому что весь круг размышлений и деятельности был связан только работой. Но духовная жизнь рождает и интерес к жизни, и каждые аспекты нашего дня, с которыми мы сталкиваемся, могут быть восприняты сквозь русло заповедей. Чтобы сохранить внутренний мир, мы к каждому должны найти подход, так как все люди разные, и шаблонный подход не работает. И человек при таком настроении сохраняет бодрость и активность. При желании можно послушать ответ 205 «Грусть, несколько слов о внезапно находящей грусти».