-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 12.09.2023. |
Сложная ситуация, в которой оказывается человек в какой-то момент жизни, – это всегда следствие его многочисленных выборов в прошлом. Поэтому, когда на тебя обрушивается лавина проблем, важно найти тот «первый камень», который привёл ее в движение, и понять, как в будущем не допускать падения этого камня, а может быть, со временем и вовсе устранить его из своей души. Такие «камни» стираются в пыль покаянием и изменением свой жизни: нужно начать выстраивать смысловую вертикаль, вторую доминанту, искоренять в себе неприязнь и становиться на путь стремления к Высшей Красоте – Богу. Молитва, покаяние, устремление к Богу постепенно изгоняют страх, учат видеть в жизни Промысел Божий, открывают те двери, которые раньше невозможно было даже увидеть. Приходя таким образом в равновесие – мирное, но творчески активное состояние души, – человек способен не только справиться с аномальными отношениями, но и, возможно, преобразить жизни близких людей, общение с которыми раньше доставляло ему боль.
См. также:
– «Отношения, общение с зависимым родственником. О чувстве вины, о концепции т.н. созависимости».
– Подборку «Родственникам зависимых (справедлива ли концепция “созависимости”?). Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)»
Опасность бинарного восприятия мира. Нужно искать причину, которая привела к критической ситуации
Когда человек оказывается в состоянии равновесия, у него получается выйти из мира бинарных оппозиций, из той ошибочной вилки, в которую иногда попадают люди. Такие люди считают, что есть только два противоположных варианта: например, либо молчать – либо говорить. Но молчать – как? С глазами революционера, которого вот-вот расстреляют, и он взглядом проклинает режим? Или говорить, но под словом «говорить» чаще всего подразумевается навязчивое морализаторство. Не только в отношении мужа, но и в отношении детей – для родителей крайне важно находиться в состоянии равновесия. Потому что в состоянии равновесия можно просто сказать ребенку: «Сережа, ну ты что?». И если это сказано добродушно, с легкой улыбкой, то ребенок уже может все понять.
Также важно дополнить такую мысль. Когда люди оказываются в критических обстоятельствах, они не всегда ставят вопрос, как они в них попали. Один светский психолог считает, что не нужно смотреть, как ты попал в какие-то обстоятельства: дескать, если пошла лавина с горы, – какая разница, с какого камня все началось. На самом же деле, когда мы понимаем, что есть Творец, оказывается, что есть разница, потому что, если мы просим у Бога прощения за этот «первый камень», то Господь может Своим Промыслом убрать из нашей жизни лавину. Например, человек не разобрался в жизни, совершил предательство, вошел в какие-то обстоятельства, которые его сейчас душат. Он говорит: «Господи! Прости меня за то, что я предал!» – и Господь может изменить обстоятельства.
Действительно, важно смотреть, с чего все началось. Прп. Варсонофий Оптинский приводил такой пример. Накануне большого церковного праздника одному человеку товарищи предложили пойти в цирк, он согласился. Там он увидел одну наездницу, почувствовал к ней влечение. Он стал к ее ногам складывать подарки, но она сказала, что цирк не бросит. И когда у него закончилось все имущество, она его отвергла. Сейчас мы не разбираем вопрос, можно ли ходить в такие заведения христианину, но речь идет о кануне большого церковного праздника. Если человек вместо храма пошел в цирк, можно было бы попросить у Господа прощения: «Господи, прости, что я не в храме».
Или другая ситуация. Молодой человек женился на девушке из-за денег. С течением времени он пришел к вере и понял, что поступил неправильно. Но есть покаяние. Он может молиться Богу, принести покаяние в том, что совершил неправильный шаг, и Господь может как-то исправить эту ситуацию. Может быть, что-то откроется в его супруге такое, чего он не замечал раньше, и благодаря этим открывшимся граням личности, он сможет почувствовать к ней настоящую любовь. Господь может и другими способами исправить ситуацию.
Сложная ситуация является результатом многочисленных выборов человека
Когда люди оказываются в тяжелой ситуации, они часто совершают эту ошибку бинарного восприятия мира. Они спрашивают, с помощью какого алгоритма они могут ситуацию изменить. Не хочется здесь говорить какие-то банальные слова о том, что нет волшебных рецептов и каждая ситуация уникальна. Скорее хочется повторить, что сложная ситуация является результатом многочисленных выборов человека. Может быть, он не делал сознательного выбора зла, но достаточно того, что он выбирал безразличие. То есть там, где нужно было выбирать, он предоставлял ситуации развиваться самой. Речь идет не о том, что человек положился на Промысел Божий, – когда человек полагается на Промысел, он не остается пассивным, он занимает активную позицию. Промысел Божий может вводить тебя в ситуацию, которая требует твоего мужества, терпения – то есть ты совершаешь усилия, чтобы остаться на какой-то высоте христианской жизни. Здесь же подразумевается другое. Например, родитель смотрит сериал, у детей в это время начинается какая-то история, связанная с учебой, они хотят что-то узнать, и родитель просто дает им планшет. Череда таких выборов: сегодня дали планшет, завтра дали планшет – приводит к определенным последствиям. Некоторые специалисты считают, что ребенок, который избыточно взаимодействует с экраном, вырастает склонным к схематизации, вырастает ригидным, то есть он не может адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. И так родители пожинают плоды своих выборов. Соответственно, выход из этой ситуации не совершается единократным усилием в ту или другую сторону. Выход совершается в результате череды шагов. При этом ты делаешь шаг, не зная, куда будешь делать следующий шаг. Как говорил один священник: следующая дверь откроется, когда ты войдешь в эту дверь.
История летчика, который выжил в грозовом облаке
Мы иногда не видим, куда идти, потому что кругом – засветка, как у летчика, который летит в грозовом облаке. В беседах упоминалась история одного знакомого летчика, который на боевом истребителе попал в грозовое облако. В грозовое облако не рекомендуется влетать: плотность среды там такая же, как в море, а в море лететь невозможно. И он рассказывает: вот-вот произойдет катастрофа, а на радаре – засветка. То есть можно, конечно, лететь вперед, но у тебя есть всего несколько секунд до катастрофы, а ты не знаешь, есть ли впереди выход из грозового облака, может быть, там еще километры бушующей стихии. Летчик взмолился. И вдруг он увидел, что в облаке появился коридор. То есть стихия продолжала бушевать, но клубы вокруг него стали раздвигаться, и появился двухсотметровый коридор. И летчик вышел по этому коридору из грозового облака.
Эта история не была совпадением, потому что подобная ситуация повторилась через некоторое время. У этого летчика родился ребенок, у ребенка были проблемы с сердцем. В то время еще не умели делать операции через сосуды, когда, не вскрывая грудную клетку, врач вводит хирургические инструменты в сосуды и производит операцию. Поэтому малышу вскрыли грудную клетку, у сердца не было своего пульса, подключили кардиостимулятор, и стоял вопрос о том, чтобы, если пульс не появится, оставить ребенка с кардиостимулятором на всю жизнь. А это история неприятная: хоть у кардиостимулятора и есть защита, на деле он может выключиться от какого-нибудь непонятного сигнала – от пульта телевизора, на светофоре. Человек не знает, когда у него отключится стимулятор, дающий пульс сердцу. И тогда кто-то посоветовал летчику причастить ребенка. Хоть летчик и выжил в грозовом облаке, но не ходил в храм: видимо, по Божиему попущению, то ли забыл, то ли не придал большого значения спасению. И вот, они с супругой понесли ребенка в храм на Причастие. Было очень много людей, супруги с ребенком стояли у выхода и побоялись продвигаться в глубь храма, когда началось Причастие. Люди вокруг теснились, и был риск, что, если кто-то заденет ребенка и какие-то провода собьются, ребенок умрет прямо на руках (они под свою ответственность взяли его из больницы). И как только они решили не причащать ребенка и направились к выходу, произошло примерно то же, что случилось тогда в грозовом облаке. Вынесли Чашу для Причастия, народ двинулся к Чаше, и одновременно люди, которые стояли между Чашей и супругами, продолжая двигаться, как раньше, и не пытаясь как-то специально пропустить их, вдруг образовали свободный коридор – как тогда, в грозовом облаке – прямо до самой Чаши. А так как сзади народ подпирал, супругов вынесло к Чаше всего за несколько секунд. То есть они развернулись к двери, чтобы уходить, и вдруг за несколько секунд оказались у Чаши. Ребенка причастили. Продолжение чуда состояло в том, что, когда ребенка после Причастия принесли в больницу, лечащий врач почему-то стал вести себя, как дитя: начал чуть ли не подпрыгивать. Оказалось, что врач был настолько изумлен: у ребенка появился пульс. Кардиостимулятор вшивать не стали.
Если не знаешь, как поступить – поступи так, как угодно Богу
Выход из ситуации в этих историях – прямой. Иногда Господь действительно дает простое решение. Но иногда это прямое решение есть только на текущий день: кругом вообще ничего не понятно, все крутится, вертится, стихия бушует… Если человек пытается действовать человеческим способом: рассчитывать конъюнктуру событий – то он попадает в замес, и его просто «сносит с трассы». У прп. Марка Подвижника есть замечательные слова о том, что в затруднении и непонимании, как поступить, нужно поступить так, как угодно Богу, и тогда ты неожиданно для себя найдешь наилучшее решение вопроса.
Слова прп. Марка и прочими мыслями на подобную тему см. в ответе «Выбор жизненного пути. Жизненный путь. О выборе дальнейшего пути (молодому семинаристу)». В ответе рассматривались универсальные принципы, которые применимы не только к жизни семинариста.
Бывает, вообще не понятно, что делать в какой-то ситуации: так поступить – совесть обличает, так поступить – тоже совесть не дает. А допустим, есть третий вариант, который, может быть, не обещает особой перспективы, но совесть за него не обличает, – ты выбираешь его, и перед тобой открывается дверь. Ты входишь в эту дверь, и там – ответ на твою ситуацию. И когда человек начинает так жить, то есть каждый день учится ставить ногу таким образом, чтобы совесть не обличала, то происходит удивительное дело. Эти шаги, которые изначально не подразумевали какую-то цепочку, если оглянуться на них, вдруг видятся следами человека, который как будто знал, куда собирается идти. И когда мы так живем, ситуация постепенно начинает меняться.
В «Памятке воину-христианину» приводились слова одного инструктора по рукопашному бою. Он говорил, что если воин имеет веру, то, когда он оказывается в критической ситуации, он не впадает в отчаяние. Он понимает, что, если Господь дал ему эту ситуацию, Он дал ее для чего-то. И тогда появляется какой-то смысл, и появляется цель. Если применить эти слова к теме тяжелых отношений между супругами или отношений с родственником, который употребляет психоактивные вещества или страдает иной формой зависимости, то окажется, что в ситуации, которая казалась тебе невыносимой, на самом деле есть смысл. Она, например, выбивает тебя из прежнего образа жизни, когда ты находился в своей капсуле и ничего не хотел знать. А теперь, вдруг, у тебя появляется интерес к вере, происходит первая исповедь.
Как держать свою душу в чистоте
Один из духовных авторов говорил: не хочешь страдать – не греши, либо, согрешив, кайся, либо – всегда смиряйся. В течение жизни мы формируем тот багаж, с которым мы войдем в вечность. Если у нас есть какая-то духовная ржавчина, страсть, то с этой страстью мы войдем в вечность. По Своей любви Господь посылает нам ситуацию, которая, как шкуркой, стачивает с нас эту ржавчину. А бывает, что ржавчина настолько глубоко въелась, что нужно уже брать зубило, как краны где-нибудь в подвале: ржавчина такая, что их уже не провернуть. Если человек каждый вечер вспоминает прошедший день, испытывает свою совесть, приносит покаяние за свои проступки, то он напоминает человека, который тряпочкой протирает стол, не давая ему запачкаться. А бывает – жаришь что-то на сковородке, летят брызги горячего масла, они прилипают к столу, и со временем образуются такие маслянистые сгустки, которые уже и не оттереть тряпкой. И тогда нужно брать лезвие, нож, соскабливать эту запекшуюся массу.
Есть люди, которые стараются не грешить, держать свою душу в чистоте. Есть люди, которые, если не получается не грешить, – приносят покаяние. А есть люди, которые спохватываются тогда, когда на душе уже появились комки этой запекшейся массы. И тогда Господь ставит человека в такое положение, когда ситуация кажется, на первый взгляд, болезненной, но с ее помощью Он соскабливает с души эту грязь. Если ты не теряешь веру, то в таких ситуациях ты придешь не к отчаянию, а к равновесию, к спокойствию. И когда человек приходит к этому равновесию, начинает анализировать свою совесть, понимает, как в нем действуют страсти, учится не гневаться, старается какие-то шаги совершать по совести – тогда у него получается в сложную ситуацию входить, вбуравливаться, и у него получается как-то начать эту ситуацию менять. Любая ситуация немонолитна: она состоит из десятков обстоятельств, перемен настроения, конфликтов, интересов. Когда человек начинает понимать внутреннюю структуру всех составляющих, когда начинает стремиться к любви, ко вниманию к собеседнику, он начинает влиять и на десятки обстоятельств, и ситуация в целом, бывает, начинает меняться.
О том, как важно победить ненависть и неприязнь
Еще очень важно победить ненависть, неприязнь к пьющему супругу или супруге, к детям, которые ведут себя не пойми как. Когда мы находимся в состоянии неприязни, мы кипятимся, говорим какие-то грубые слова, получаем грубости в ответ. А когда мы находимся в состоянии равновесия, спокойствия, все происходит по-другому. Но спокойствие не пассивное, когда мы пытаемся отстранить себя от тех сигналов, которые вызывают в нас беспокойство, – нет, мы все видим, все понимаем, но мы пришли к этому миру, равновесию.
В подборке «Обида, гнев, злость… прощение» приводилась молитва от неприязни, которую советовал читать старец схиигумен Савва (Остапенко) своим духовным чадам: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». Эту молитву можно читать за мужа, за детей. И получается, что если в данный момент мы не кипим злобой, то другой человек чувствует, что мы к нему не имеем агрессии, и он не агрессирует в ответ. Как животные: они чувствуют, если мы дергаемся, и могут кинуться на нас, считая, что им угрожает опасность. Когда мы побеждаем ту злость, которую испытывали к человеку, наш взгляд на человека очищается, и мы можем реагировать как-то по-другому на его грубые заявления, мы можем предложить ему иную реакцию на его поведение.
Жизнеописание блаженной Моники
Можно вспомнить жизнеописание блаж. Моники, матери блаж. Августина. Ее сын был одарен интеллектуально, но часть своей жизни он прожил в разврате. Но она не теряла надежды, все равно пыталась сохранить связь с сыном. Конечно, в жизни блаж. Августина активно действовал Промысел Божий, но в том числе и благодаря матери, со временем он стал христианином.
Мужем Моники был свирепый язычник. некоторые домочадцы ходили побитые им, но ее он не трогал: ей как-то удавалось усмирить его крутой нрав. В таких случаях женщинам как-то удавалось, пока человек находится на волне агрессии, не пытаться идущий на них поезд остановить плечом. Как-то они давали этому приступу ярости пронестись мимо, не споря в этот момент, и, когда человек успокаивался, обращались к нему с мудростью, с лаской.
Здесь же можно вспомнить книгу Алексея Арцыбушева «Милосердия двери». Он был христианином; у него была большая пробивная сила, которая потом помогла ему выжить в годы репрессий, когда его без вины отправили в концентрационные лагеря. Надо сказать, что этот стержень веры ему привила мама, и Арцыбушев писал, что этот стержень веры позволил ему не сломаться. Но в данном случае речь идет о его пробивной силе, о несгибаемом характере. Но его мама говорила, что, если к Алеше подходить с лаской, то из него веревки вить можно, а если на него давить, оказывать воздействие силой, то у него включается эта несгибаемость. И маме как-то удавалось действовать лаской.
Можно почитать полное житие св. Моники, и, может быть, какие-то мысли лягут на сердце и станут основой для небольших шагов, которые в совокупности дадут большой результат.
О книге «Преодоление зависимого поведения: зависимым и их близким»
Внутренний мир – это скала, о которую разбиваются какие-то невзгоды. Когда собеседник находится в агрессии, пытается нажать какие-то кнопки, спровоцировать нас на какие-то реакции, но мы более укоренены в состоянии внутреннего мира, чем он – в состоянии агрессии, то бывает так, что и он переключается на волну внутреннего мира. После второй-третьей попытки поругаться, поссориться, он успокаивается и переключается на иной регистр разговора, становится более спокойным.
Сейчас готовится к печати книга «Преодоление зависимого поведения: зависимым и их близким». В нее включены разные тексты, адресованные как зависимым, так и их близким. В частности, там есть текст «Преодоление зависимого поведения. Ч. 1», адресованный зависимым (а Часть 2 – их родственникам).
В этом тексте рассказывается о беседах, в которых разбирались некоторые аспекты жизни вместе с зависимым родственником. Эти беседы проходили в рамках цикла «Проблема отклоняющегося поведения: родителям, родственникам, педагогам», где, начиная с 3-го пункта, разбирался вопрос: как быть, когда ты живешь рядом с зависимым человеком?
Ссылки на беседы см. в ответе «Жене зависимого мужа. Ч. 2»
Стремление к Высшей Красоте как цель выхода из зависимости
Некоторые люди воспринимают веру как систему запретов и ограничений, хотя вера – это на самом деле про красоту и про равновесие. Иеромонах Рафаил (Нойка), ученик архим. Софрония (Сахарова), говорил, что некоторые уставы поста писали люди, которые стремились к Богу, и мы ошибочно принимаем их творения как систему ограничений. А когда человек устремлен к какой-то цели – например, если уместна аналогия про спорт – человек хочет пробежать стометровку за столько-то секунд, – то, конечно, он приходит к идее, что нужен режим, нужна какая-то диета. Когда люди ощущали любовь Божию, они стремились удержаться на этой высоте, но, чтобы на ней удержаться, чтобы сохранить равновесие, нужно пользоваться какими-то инструментами. Но когда человек этой цели перед собой не видит, а ему предлагают пользоваться этими инструментами, конечно, он воспринимает это как ограничение. То же самое и в борьбе с зависимостью. Трудно, если вообще возможно, бороться с зависимостью, когда перед тобой нет понимания альтернативной жизни, когда тебя не зовет красота. Примечательно, кстати, что название самой аскетической книги «Добротолюбие» переводится как «Любовь к красоте». Когда ты понимаешь, что между этой высшей Красотой и тобой стоит твоя зависимость, твои страсти – ты понимаешь, что должен оставить их, чтобы устремиться к этой Божественной Красоте. А когда этого пути человек не видит и просто борется с зависимостью и страстями, он воспринимает эту борьбу как тяжелую работу, а в уме у него всегда маячит мысль о том, что можно же взять употребить алкоголь, кокаин или что-то другое, что он употреблял раньше, включить сериал и просто избавиться от всех этих «мучений», которые возникают при отказе от зависимостей. Если этот путь к Красоте перед человеком не открылся, он, конечно, страдает от каких-то социальных последствий своей зависимости, от тоски, депрессии, но все-таки для него эта зависимость – это практически единственное, что у него есть. А когда перед человеком открывается этот путь к Красоте, он понимает, что зависимость лишает его этого пути, и тогда осознает, ради чего борется. Когда человек встает на этот путь, у него исчезает страх.
История человека, который женился из-за денег
Один человек рассказывал, что у него был вариант брака, но что-то говорило ему, что это не тот брак. Однако благодаря этому браку возникала вероятность решения денежного вопроса, возможно, даже до конца жизни. С одной стороны, есть перспектива, что у тебя решатся все материальные вопросы, а с другой стороны, ты понимаешь, что речь идет о женщине, с которой ты, возможно, не сможешь жить душа в душу. Возможно, если этот брак будет заключен, то, как он это понял через некоторое время, начнется алкоголь, возможно – измены. Хотя могло сложиться все и хорошо. Но и он, и эта женщина тогда были еще далеки от веры, далеки от единства, совершали много ошибок. Как писал Экзюпери в «Маленьком принце»: «…они были слишком молоды. Они еще не умели любить». Может быть, их брак и сложился бы, но на тот момент он понимал, что сам погибает: в зависимостях, в каком-то своем бреду. Логически ты особо выхода в таких ситуациях не видишь: какое бы решение ты ни принял – везде страхи. И только когда он пришел ко Христу, почувствовал эту связь со Христом, у него отпал страх. Он понял, что если ты поступаешь по заповедям именно сегодня, то, может быть, ты и не видишь окончательно, куда идешь, потому что все вокруг меняется – эти клубы обстоятельств, как в грозовом облаке, – но именно на сегодня ты сделал так, чтобы твоя совесть была чиста. И ты знаешь, что в нужный момент тебя Господь поддержит. В фильме Люка Бессона «Такси» был момент, когда главному герою нужно было ехать по мосту, где отсутствовал пролет. Он разогнался и перелетел через этот пролет. То есть ты прыгаешь и знаешь, что в нужный момент под твоей ногой окажется опора. Но человек, который мыслит только рационально, который отвергает веру, – он не может знать об этом. Он не сможет прыгнуть там, где не видит перед собой цельного моста.
Абьюз развивается на фоне страха
Хотя люди над верой смеются, внутри них живет страх. Об этом писал прп. Исаак Сирин: люди, которые считают, что нет Промысла Божия, которые думают, что все можно просчитать рационально, – не могут освободиться от страха и тревоги. А когда у человека в хорошем смысле пропадает это чувство страха, то и абьюзу в его сторону развиваться тяжелее. Имеется в виду не патологическое исчезновение страха, когда человек заглушает его психоактивными веществами. Все-таки инстинкт самосохранения нам нужен, чтобы не совершать ошибок. Но абьюз развивается там, где человек боится в плохом смысле слова: его подлавливают на страхе и говорят, что если он не хочет получить каких-то последствий, то он должен делать то-то и то-то. А делая то-то и то-то, он проходит через ряд трансформаций сознания и приходит в состояние слома. Есть парадоксальный момент: чтобы отношения выровнялись, ты должен быть готов потерять эти отношения. Бывает, взрослые дети манипулируют родителями тем, что, если родители не дадут денег, дети уйдут или покончат с собой. И пока родители идут на эту манипуляцию, боясь потерять отношения с ребенком, дети продолжают ими манипулировать, а через время рождается презрение и мнение, что родители – это какие-то ничтожные люди. Но когда в душу родителям приходит мир, и этот мир – как скала, о которую разбиваются тревоги, родители могут дать понять ребенку, что они ценят отношения с ним и дорожат ими, но сейчас они выполнить такие-то его требования по такой-то причине не могут. Когда перед тобой открылся путь к Красоте, тогда ты готов к тому, что ты что-то важное в жизни, может быть, и потеряешь, но у тебя нет страха, потому что главное – оно с тобой.
Даже неверующий психиатр Бруно Беттельхейм, говорил, что в годы прихода нацистов к власти те, кто не утратил в душе самое главное, – готовы были бросить вызов страху. Бывало, что люди не были согласны с тем, что делали нацисты, но все равно пытались припасть к этому отравленному источнику, слиться с идеологией нацизма, чтобы таким образом унять тревогу. Потому что если ты имеешь другую точку зрения, если ты лишен статуса, имущества, то тебе не на что опереться. А что значит припасть к отравленному источнику? Люди понимали, что речь идет о какой-то агрессивной идеологии, но, сливаясь с ней, они обретали какую-то иллюзию защищенности. Но она действовала до поры до времени, потому что, когда человек пытался слиться с этой идеологией, он терял себя, становился роботом, деперсонализировался. Когда у человека было ощущение главного, он мог пройти и сквозь концентрационный лагерь и при этом остаться собой.
Поэтому, когда ребенок говорит родителям, что перестанет звонить и т.д. – ну что поделать, это выбор ребенка, но против совести ради сохранения отношений идти, может быть, и не нужно. И когда ребенок понимает, что эта стратегия больше не работает, он начинает искать другую стратегию.
Не раз уже в беседах упоминался случай, когда в Центре святителя Василия Великого, где проходят реабилитацию подростки, которые находятся в конфликте с законом, один мальчик сказал, что если его не отпустят домой на выходные, то он выбросится из окошка. В этом центре есть такой принцип: чтобы воспитанник мог начать конструктивную жизнь, он должен понять, что у каждого шага есть последствия. Ему сказали, что если он псих, то сейчас будут вызывать бригаду. Бригада приехала, мальчик подумал, что его просто выведут из Центра и он сможет пойти домой. Но когда он понял, что его хотят увезти в клинику, он оказал сопротивление, что только усугубило его положение. И поэтому выходные он провел в клинике, в отделении для острых больных. Мама была недовольна тем, что произошло, она приехала в Центр и рассказала, что сын часто грозится выпрыгнуть из окна, но не прыгает – мол, это пустые угрозы. То есть оказалось, что сын многие годы манипулировал матерью, а тут впервые столкнулся с тем, что его стратегия дала осечку. Он стал искать новые пути. Начал учиться. У него появилась невеста. Он двинулся в лучшую сторону, как-то пошли дела.
Когда у человека появляется внутренняя опора, то ситуации рядом с абьюзом начинают прекращаться. Потому что одно дело, когда абьюз развивается рядом с человеком, гонимым ветром, а другое дело – когда человек не просто кричит, сопротивляется, проклинает мучителя, а просто что-то такое в нем появляется, что другой понимает, что не надо сейчас кричать. Причем это «что-то» – оно не агрессивное. То есть человек, который обрел мир, не кричит, не ругается, не ведет себя агрессивно, он готов к диалогу. Он одновременно и сопротивляется абьюзу, но сопротивляется в любви.
Почему не работает отстранение от абьюзера. Учение о доминанте
Светские технологии борьбы с так называемой созависимостью часто построены на принципе отстранения. Мол, женщина, которая находится в аномальных отношениях, должна отстраниться. Но если она не выстроена изнутри, то, отстранившись от этих аномальных отношений, со временем она вступит в другие аномальные отношения. Либо – с таким же фанатизмом начнет ходить на шоппинг или на какие-нибудь тренинги. У Экзюпери в книге «Цитадель» есть много размышлений на тему внутренней невыстроенности: «На что мне медузы без костяка и формы? Я изрыгаю их, возвращая хаосу».
В цикле «Остаться человеком: офисы, мегаполисы, концлагеря» есть несколько бесед, где приводятся истории о женщинах, которые прошли концлагеря. Там развивается мысль о том, что когда у человека появляется новый центр, вторая доминанта, – то первая, патологическая доминанта, тормозится сама собой.
Ссылки на беседы см. в ответе «Жене зависимого мужа. Ч. 1»
В работе «Преодоление зависимого поведения: зависимым и их близким» часто упоминается учение академика А.А. Ухтомского о доминанте. Доминанта – это стойкий очаг в коре головного мозга. В моменты возбуждения все импульсы, поступающие в сознание, притягиваются к текущему очагу. То есть забитый человек при каждом взмахе руки сжимается в комок, а если слышит какой-то шорох, то вздрагивает от испуга, потому что каждый шорох он интерпретирует сквозь призму своего страха. Одновременно все прочие отделы коры головного мозга подавляются. Доминанта является маховым колесом, которое из массива сигналов, поступающих из окружающей среды, выбирает те, которые наиболее биологически связаны с текущей доминантой. То есть человек уже не видит в мире ни красоты, ни надежды – он видит только негатив. У того образа мира, который возникает у человека, есть определенный колорит, и этот колорит тоже связан с текущей доминантой. То есть мир для человека мрачный. И если человек сформировал уже эту доминанту, эту систему рефлексов забитого человека, то мало оторвать его от замахивающейся руки – нужно дать ему новую доминанту.
Применительно к теме рукопашного боя, эти мысли развивались в статье «Победа – не только на войне, но и – над войной внутри себя». Если мы даем человеку идею тренировки, то с каждым новым замахом у человека не усиливается страх, а усиливается желание наконец отразить этот удар. И для этого он начинает тренироваться. Каждое новое поражение становится для него тем, что его обучает и развивает. И одно дело, когда человек уходит от абьюза, от человека, который много лет им манипулировал, – просто путем отстранения, а другое дело – когда человек основывает новый центр жизни, встает на путь к Красоте. Тогда те реакции, которые раньше были для него доминирующими, перестают быть актуальными. Он перестает вздрагивать, перестает бояться, потому что сейчас у него новая система восприятий, новая система предпочтений – все новое.
Бывает, что новая доминанта даже помогает сохранить отношения, просто они становятся другими. Не всегда после изменения одного человека следует распад отношений, не все происходит так, как пишут психологи. Некоторые психологи склонны видеть жесткие роли в отношениях людей: мол, люди вступили в отношения, потому что один – жертва, другой – мучитель и т.д. Но все-таки люди способны к изменениям: когда один человек начинает меняться, второй тоже может увидеть, что есть и другая жизнь, что можно жить по-другому, не в это постоянной ругани.
Новая жизнь формируется постепенно, по принципу муравейника
И еще можно сказать о том, что новая жизнь формируется по принципу муравейника. Новая доминанта, новый образ жизни, объемное видение мира, та панорама бытия, которая формируется у человека и которая сопровождается новой системой реакций, новыми взглядами – этот багаж формируется не сразу, на это нужно несколько лет. Об этом часто говорится в беседах, в частности в статье «Внешняя жизнь и мир мыслей. Часть 4.1» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2196/ ставится вопрос, как человеку преодолеть склонность к аномальным состояниям. Человеку полезно советоваться с духовником, а если нет духовника – пользоваться, может быть, теми советами, которые даются в статье. Если понимать, что такое духовничество, понимать, в чем состоит та польза, к которой человек приходит, если у него есть духовник, то принципы, изложенные в статье, человек может реализовывать, даже если у него нет духовника. И в течение нескольких лет у человека формируется новое видение мира. Это не значит, что надо ждать несколько лет, – человек начинает чувствовать поддержку сразу, как только встает на новый путь. Если мы жили по совести в этот день, читали творения духовных авторов, получали какой-то опыт внутренний, – Господь уже Сам начинает вести человека, давать ему какие-то жизненные обстоятельства. Так человек постепенно находит какие-то ответы для себя, избавляется от страстей, знакомится с новыми людьми, от них узнает о каких-то, например, книгах. И когда человек понимает, что Христос – действительно Спаситель, тогда он начинает ощущать на себе действие Промысла Божия. И тогда, по аналогии с муравейником, бывает так, что в этот день ты нашел одну веточку, во второй день – другую, и у тебя появляется понимание, как эти веточки начать складывать друг с другом. Одна веточка, может, тебя не защитит от дождя, но ты понимаешь, что она имеет отношение к защите от дождя. Ты складываешь веточки друг с другом, и постепенно получается сооружение наподобие муравейника, который тебя защищает от дождя, от непогоды. Эта мысль есть и у Экзюпери: «Не ищи света как вещи среди вещей, ищи камни, строй храм, и он озарит тебя светом». Есть у него и такой красивый образ: в пустыне мы не можем найти прохладу, но если мы собираем камни и из них строим часовню, то, войдя в нее, мы можем ощутить прохладу.
Чин 12 псалмов. Молитва
Еще можно посоветовать читать «Чин двенадцати избранных псалмов». Я много рассказывал о нем в беседах, сам читал его два года, когда находился в тяжелых обстоятельствах: и снаружи было тяжело, и внутри – хоть криком кричи, ничего не получалось изменить. Когда по благословению духовника стал читать «Чин двенадцати псалмов», что-то стало сдвигаться. Как будто из души и из внешней жизни что-то стало убираться, что приносило боль и страдания. И внутри, и вовне стали появляться какие-то веточки, из которых старался строить муравейник, дом. Этот чин можно немного подсократить, об этом рассказывается в посте об этом чине, который выложен в сети Вконтакте. Что-то происходит, необъяснимое языком человеческим, когда читаешь этот чин.
Одна знакомая рассказывала, что муж ее, в прошлом зависимый, начал вести себя хуже и хуже, унижал, придирался к каждой мелочи, и тут сказал, что хочет развестись. И вдруг он находит время, приезжает домой (он работал в другом городе) и начинает вести себя совершенно по-другому, ласково, заботливо. Это необъяснимо по-человечески. Бывает, что жизнь шлифует человека. У человека есть деньги, власть, он думает, что в жизни все просто, что сейчас он надавит, подчинит всех себе, достигнет своих целей, купит, что ему нравится. И он так живет, но понимает, что мира-то в душе нет. Совесть стучится в сознание человека, говорит, что неправильно так жить. И бывает, что кто-то прислушивается. Идея в том, что, когда есть молитва, в самой безвыходной ситуации человек может обратиться к Богу, и в той ситуации, где нет вообще никакого выхода, вдруг появляется какая-то дверь.
В беседах и текстах проекта «Преодоление игрового механизма» рассказывал про знакомого человека, который вошел в какой-то водоворот, просто в бездну зла, и когда он вышел на улицу, чтобы уже покончить с собой, он обратился к Ангелу Хранителю, и внутри него родилась мысль позвонить брату. К тому моменту он уже влез в какие-то противоестественные связи сексуального характера, в долги, в полный мрак. А человеку, который долго находится в таком водовороте, уже никто не верит, никто ему не даст денег. Но что-то такое произошло, что брат вошел в его положение, отдал его долги, и самое главное – что у человека появилось желание менять свою жизнь, и он шаг за шагом стал это делать: потихоньку устроился на работу, стало получаться, он женился, родились дети. Поэтому, сколько бы люди ни смеялись над верой – там, где есть вера и молитва, где человек обращается к Богу, там открывается какая-то дверь.
Историю см. в главе «Обращение к Ангелу Хранителю и пример выхода из игрового суицидального тупика» из части 2.1 текста «Преодоление игрового механизма».
Когда человек теряет все. О смирении
Те, кто смеется над верой, не всегда думают, что рано или поздно то, к чему ты стремился, на что опирался, – все это может закончиться. Сколько было ситуаций, когда люди, имея власть, деньги и влияние, просто попадали под следствие и в одночасье теряли все. Один следователь рассказывал, что нужно просто увидеть, как происходит конфискация имущества. Когда люди, которые имели все, переезжают в коммунальную квартиру. Забирают все, даже шубы, не распечатывая их. А если человек был отмечен еще и какими-то злодеяниями, то ему подбирают комнату в коммунальной квартире с соседями поагрессивнее. Есть письмо бывшего губернатора одного российского города, где он писал, что на каком-то этапе он просто потерял ощущение берегов. Он уже несколько лет находился в разработке, под следствием, но он об этом не знал, и он просто потерял чувство меры. К сожалению, он покончил с собой. Понятно, что множество людей пострадало от его действий, и он понимал, что теперь ему придется ехать на зону, где его встретят все эти люди. К сожалению, за раскаянием не последовало покаяния. Как у Иуды, по словам духовных отцов, было раскаяние, но не было покаяния. Но если бы в критической ситуации человек обратился к Богу, тогда открылась бы дверь, появилась бы возможность выхода.
Самое главное – чтобы человек смирился. Как сказано в Писании: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет 5. 5). Когда человек смиряется, ему и Господь помогает, и ему возвращается созерцательная способность. Об этом писал схиархимандрит Гавриил (Бунге) в книге «Тоска, печаль, депрессия». Ум человека способен созерцать логосы, то есть духовные смыслы, на основе которых развивается мироздание. Когда человек не движим страстями, ум его не находится в водовороте страстей, он начинает созерцать логосы, то есть в практическом измерении можно сказать, что такому человеку жизнь становится понятной. Ему понятно, что делать, понятно, куда идти хотя бы в рамках следующего шага. Поэтому, когда вообще ничего не понятно, надо предаться молитве. Через молитву ум успокоится, и враг рода человеческого уже не сможет скрыть ответ от человека. Этот ответ выкристаллизовывается в уме. Не нужно, конечно, путать этот опыт с эзотерическим инсайтом, который рождается вследствие соответствующих практик. Отличия эзотерических практик от молитвенного делания приводятся в уже упомянутой статье «Внешняя жизнь и мир мыслей. Часть 4.1» – в конце нее рассказывается история девушки, которая на Соловках проходила Чин присоединения к Церкви после эзотерических практик. Она описывала тупик, к которому пришла вследствие этих практик. Когда у человека появляется созерцательная способность, внутри него воцаряется мир, мыли перестают находиться в хаотическом столкновении друг с другом. У человека появляется тот покой, который – как скала, о которую разбиваются все негативные влияния. Человеку становится понятно, куда идти, и у него больше нет страха.
Приложение
Этот, и два предыдущих ответа вызвали дискуссию в комментариях: “надо ли женщине быть пассивной?”, «зачем всё это терпеть?!» и тому подобное.
Но в результате общения с женщиной-адресатом 3-х ответов, складывается ощущение, что в жизни её все же начались благие перемены, на которые откликнулся и муж. Он выразил желание начать как-то справляться со своей зависимостью, обратился к жене за помощью…
Некоторые люди категорически настаивают на разводе, но, опять же, готовы ли они вместе с этой женщиной пройти все трудности такого пути? Она останется без жилья, ей придется искать работу. Те люди, которые советуют развод, готовы ей помочь с жильем, деньгами и прочим?
Также надо учесть, что женщина ведь могла любить мужа. Когда она выходила замуж - её муж ведь, возможно, не был таким. Бывает так, что годы идут, у человека появляется работа, может быть, лишние деньги, которые не лучшим образом на него действуют. Бывает, какие-то события ожесточают человека. В принципе-то, этот человек бывает, что и неплохой. Но попадает в какую-то яму.
И вот сторонники развода почему-то отрицают, не дают самой женщине права выбирать.
Бывает ведь так, что люди меняются в лучшую сторону.
Одна исследовательница, которая специализировалась на помощи женщинам, которые претерпели насилие, – она отмечает, что в результате реабилитационного процесса женщине должна быть возвращена автономия какая-то разумная. Женщина находилась под властью, под давлением какого-то агрессора, человека, который причинял ей страдания. А во время реабилитационного процесса она, бывает, попадает под давление психотерапевта, например, своей подруги, своих родителей, которые ей дают, внушают решение “развестись!”. При этом, она что там была пассивной, что здесь пассивна.
Главное – это женщине вернуть субъектность, вернуть ей способность мыслить, принимать решения, а дальше уже она сама должна выбрать: оставаться ей или развестись.
Посоветовать развестись просто. Но что делать дальше?
Моя задача, чтобы женщина всесторонне увидела ситуацию, перестала быть пассивной. Если она хочет бороться за свою семью, почему должны препятствовать мы?
В связи с этой оживленной полемикой обратился к самой женщине-адресату текстов, с вопросом, помогли ли ей ответы. Вот её комментарий:
“Спасибо Вам, мне действительно помогла поездка на Соловки и встреча с вами! Удивительным образом Господь направил именно к вам, до поездки я ничего о вас не знала. Я была уже на грани отчаяния, но после бесед с вами и прочтения ваших текстов, у меня получилось абстрагироваться и посмотреть на свою жизнь со стороны, где-то взялись силы перетерпеть, я многое поняла зачем именно мне все эти испытания, начала видеть в муже человеческую душу, которая страдает. И начали происходить изменения с ним, все чаще у него были просветления, он сказал, что ради любви ко мне бросит. В итоге он бросил. Начал опять общаться с батюшкой. Был два раза на исповеди. Теперь готовится на Причастие.
Надеюсь ваши ответы мне помогут и другим людям.”