Созависимость. Созависимость. Дочь курит ПАВ, мама говорит только о дочери. Ч. 1
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  09.11.2024.



Этот ответ был дан женщине, дочь которой курила ПАВ. Дочь – взрослая, работает на престижной работе. Мама говорит только о ней, причем, несколько, циклично. Дашь два часа – будет говорить два часа, дашь – больше, возможно, будет говорить больше. Причем, на созидательные выводы выруливания с этой наезженной трассы не особо наблюдается.

Началом данного ответа можно считать размышления, содержащиеся в ответе «Созависимость. Проблема созависимости: Некоторые спорные положения концепции. Часть 3». Там же содержатся некоторые размышления на тему возможных причин зависимости дочери.

Если в таких случаях в плюс ко всем употребляющий человек говорит, что он таким образом разгружает психику, перегруженную работой, то выход, как видится, есть. О том, как разгрузить в хорошем смысле этого слова психику при вовлечении в рабочей процесс (скорее, даже о том, как реализовать свою деятельность так, чтобы не завалиться на полосу коллапса), рассказывается в двухтомнике автора «Работа и духовная жизнь».

Картина, в рамках которой можем описать лучшее

Когда вы общаетесь с дочерью, вы не можете весь набор тем для общения выводить только из ее личности. Если бы вы развивались как человек, интересовались чем-то, кроме дочери, что-то слушали, читали, у вас было бы гораздо больше тем для совместного общения.

Если бы вы хотели до неё что-то донести, вы могли бы сказать это не напрямую. Сказать ей, например, что недавно вышла новая книга, и там такие-то вещи интересные рассказывались. Или в таком-то фильме об этом рассказывалось. До некоторых вещей человек должен дорасти, чтобы их понять.

Однажды я видел, как подросток ел конфеты, и ему один взрослый дядя объяснял, что он так же ел конфеты, а потом у него случился диабет. Что он видел в больнице 19-летних девчонок и парней с отрезанными ногами. Мальчик, конечно, все слушал, но ему непонятно, что такое диабет, что такое ампутация, потому что он ощущает себя полностью физически здоровым.

Возможно, он так и будет есть конфеты, а может, и нужно было его предупредить? Этот взрослый приходит помогать в один такой центр, где офицеры, ветераны войны собирают ребят, с ними изучают металловедение, делают на станках разные вещи из металла, занимаются с ними боевой подготовкой, ребятам это нравится. Разговор происходил в этом центре. Возможно, в дальнейшем они ещё успеют обсудить вопрос конфет, поскольку регулярно общаются.

Объяснение вреда конфет было сделано мимоходом, но когда человек чувствует себя здоровым, эти разговоры взрослых про то, что у него что-то разрушится ему абсолютно непонятны, потому что он-то ощущает себя бессмертным. Надо понять, что человек будет до 20−25 лет все равно есть сладкое. Возможно, сейчас больше вреда будет, если он перестанет есть конфеты, но впадёт в уныние. Потому что парни, у которых в семье все неблагополучно, едят конфеты и этим утешаются (здесь отнюдь не пропагандирую употребление сладкого «в промышленных масштабах»).

У него душа болит сейчас, поэтому, может быть, лучше ему поесть конфет и успокоиться. Потом потихоньку, можно постараться подтянуть его к чему-то лучшему. Не просто бороться с конфетами, а подтягивать его к спорту. В какой-то момент можно рассказать и об инсулинорезистентности. Но это со временем.

А если говорить только, что конфеты — это плохо, то мы добъемся того, что человек начинает нас избегать, потому что он видит «дядю» и понимает, о чём дядя начнёт сейчас опять рассказывать. Это бич родителей, которые настолько сосредоточены на своём ребёнке, что они перестают читать книги, думать о чём-то ещё.

В итоге, они теряют возможность контакта со своим ребёнком, потому что у них теряется масштабная картина мира, в рамках которой они могли бы изложить ребенку какие-то понятия в доступной для него форме. Это универсальный принцип, который действует везде.

Опасность односторонней деятельности

Точно так же бывает, если человек знает только свою работу и сосредоточен только на ней. Со временем, он может возненавидеть эту работу. Если бы он общался с людьми, что-то читал, у него была какая-то отдушина, он бы с новыми силами возвращался к работе, мог бы на свою работу с какого-то нового угла посмотреть. Тогда то, что академик Павлов назвал второй сигнальной системой, семантические сети, область смысла, была бы у него активной, он мог бы осмыслять работу, смотреть на работу с разных углов, мог бы молиться, например, во время работы, и механическая работа его бы не разрушала.

Когда человек фиксируется только на своей профессиональной деятельности, он даже ее перестает понимать, потому что любая деятельность включает в себя необходимость социального контакта, вчувствование в ситуацию. А человек эти качества утрачивает. Если мама не учится чувствовать жизнь, общаться с людьми, то она перестает чувствовать даже своего ребенка. Она видит, что ребенок ест конфеты или что-то делает неправильно, и у неё включается программа: уберечь ребенка.

При этом выбор стратегии мама отфиксировать не может. Она выбирает стратегию, исходя из своего, сейчас пониженного, интеллекта, и начинает прямолинейно излагать какие-то вещи. В итоге получается, что ребенок оказывается со всех сторон охваченным системой предписаний, возможно даже правильных.

А вам не хотелось когда-нибудь съесть что-то просто «вредное»? Когда, например, на диете сидишь, все такое пареное, все такое мягкое, хочется взять и съесть жареной рыбы или съесть пирожное! Мы не говорим здесь о чревоугодии, но о том, что однообразная еда убивает аппетит.

В свое время изучались движения рабочих у станка на предмет оптимизации алгоритма вытачивания деталей, чтобы создать алгоритм движения. Идея была в том, чтобы убрать все лишние движения.

Возможно, у китайцев это и пойдет, потому что их культура столетиями, если не тысячелетиями, подводила их к подобным алгоритмам, что сейчас реализуется в концепции социального рейтинга. Однако, в других цивилизациях это не пошло, потому что стало понятно, что человеку физически необходимо иногда сделать шаг назад, почесать голову, прищурить глаз, посмотреть с разных сторон на эту деталь. Может быть, эти действия не несут функциональной нагрузки, но человеку, чтобы сосредоточиться на рабочем процессе, нужно взять такую паузу, перевести дух. Хотя кто-то может посчитать это не функциональным.

Увлеченность оккультной тематикой

Дети также растут в опыте, они смотрят неправильные фильмы, потому что эти фильмы чем-то их привлекают. Например, был такой сериал про юных ведьм «Зачарованные», и одна девочка смотрела его, а старший брат пытался ей объяснить, что фильм плохой, потому что про колдовство.

Сестра говорила ему, что он ничего не понимает! Девочка смотрела этот сериал не ради колдовства, а ради того, что там были молодые девушки, которые были объединены общей задачей. В силу своего возраста она еще не понимала, что это может привести к каким-то последствиям. Такие фильмы, как говорил отец Иоанн (Адливанкин), формируют определенный угол зрения и уже в реальной жизни втягивают человека в оккультизм.

В таких случаях, может, и не получится говорить человеку прямолинейно, что оккультизм – это плохо. Но, если к такой девочке придут, например, подружки, то стоит накормить подружек. То есть создать какую-то социальную базу любви, доверия и наличие такой социальной базы поможет этому ребёнку не уйти в оккультизм.

У нее это увлечение со временем прошло. Брат за нее молился. У святого Паисия Святогорца был духовник, который распределил псалмы по темам и написал, в каких случаях какой псалом можно читать. Брат читал определенный псалом, чтобы ушла магия от человека. Со временем его сестра переросла сериал «Зачарованные», в ее жизни появились другие интересы.

Когда же брат пытался прямолинейно ей внушить, что не надо смотреть этот сериал, потому что оккультизм – это плохо, она его не слушала, потому что она смотрела не ради оккультизма. Ей нравилось обсуждать этот сериал с другими девчонками, она говорила, что у этих молодых ведьм есть какая-то книга, что они решают важные задачи. Понятно, что в реальной жизни такие вещи заканчиваются плохо. Есть фильм документальный отца Иоанна (Адливанкина), «Отмычка от врат ада: о сатанизме. Четыре разговора с людьми выходящими из сатанизма». Там есть интервью с девушками, которые, занимаясь подобными вещами, пришли к тому, что в них стало раскрываться что-то звериное.

Когда брат пытался втянуть девочку «во всё полезное», она ему сказала, «Слушай, я тебя очень люблю, но ты ходишь за мной по пятам, так невозможно жить!»

Брат пытался контролировать каждый ее шаг, чтобы сделать всё «как нужно», на его взгляд. Мы получаем маленького ребёнка, которому хочется взять паузу, как этому рабочему у станка, просто пообщаться с братом, как с братом, поиграть, позаниматься чем-то, что взрослые считают «глупостью». А она получает брата, который во всем суперправильный, суперфункциональный, как робот Вертер (из фильма «Гостья из будущего», хотя в этом фильме робот Вертер показан очень человечным). В ответ у нее возник протест, она заявила, что не хочет так жить. Тогда брат пересмотрел свое отношение к сестре, и у них получились очень хорошие отношения.

По истории отношении брата с сестрой еще дополнительные примеры в главе «Правильный подход: вникнуть, заинтересовать, вложить» из текста «Родители и дети», часть 2 «Бесполезно ли воспитание? Беседа с сотрудниками центра свт. Василия Великого о принципах общения с трудными подростками».

Обсуждать ли одни недостатки?

Самое главное в общении, чтобы у вас была возможность развития. Если вы ничего не читаете, ничего не изучаете, то единственная тема, которую вы можете обсуждать со своим ребенком, даже если ему 30 лет, это тема его недостатков. Бесконечно говорить ему о том, что что-то он делает неправильно.

Принцип центра Василия Великого: «не говори как неправильно, говори как правильно». Чтобы вы могли обсудить действие своего ребенка с позиции перспективы, вам необходим свой личный опыт. Когда родители перестают двигаться к каким-то правильным целям, а сосредоточиваются только на своем ребенке, они теряют возможность развития личного опыта и, как следствие, теряют возможность контакта со своим ребенком. В том числе и потому, что ребенку нравится, когда родители на шаг впереди в каких-то делах.

Однажды я видел, как нравилось парню играть с папой, потому что парень играет в футбол, а папа в футбол играет «круто», парень в бильярд начал играть, а папа и в бильярд играет «круто». Еще папа занимался очень серьезно рукопашным боем, спортом.

Папа не говорит ему, ты делаешь неправильно то и то, но дает возможность развития. Был один момент, когда папа даже позвонил своему духовнику. Дело было так: они были в Дубае, там был парк аттракционов, где была какая-то очень страшная горка, с которой все боялись скатиться, а у него сын любит спорт, и такой вообще «отчаянный». Сын захотел с этой горки скатиться. Там какой-то люк открывается, ты падаешь куда-то.

Отец не сказал сыну, что он разобьётся. Сказал, сынок, горка реально страшная, дело важное, давай позвоним духовнику, это будет твой будущий духовник. Отец сказал, что понимает всю степень риска, но так как его сын сейчас хочет на это пойти, берёт ответственность на себя.

Взяли благословение, духовник сказал: перед тем, как прыгать, прочитать Иисусову молитву, мальчик спросил, сколько раз? В итоге его не пустили туда, потому что он весил меньше пятидесяти килограммов. Но папа прыгнул!

То есть папа показал сыну «класс». Когда родители всегда сзади, это становится проблемой. Ребенок хочет развиваться, преодолевать препятствия, пусть он даже неправильно понимает идею развития. Но со временем, способствуя духовному и культурному обогащению ребенка, родители могут помочь ему ввести свои порывы в конструктивное русло.

Ответ «Воспитание. Папе, грустившему, что плохо получается с воспитанием – дети очень активные и шебутные».

Если у родителей был негативный опыт, они могут сказать ребенку: у меня был такой опыт, и этот опыт привел к таким-то последствиям. Но важно здесь, предоставив данные, дать возможность ребенку самому задуматься. Иначе, если ему здоровый образ жизни представить как безальтернативный, то он в силу протеста может отвергнуть такую модель (здесь нет призыва потакать ребенку в его желании, скажем «пить водку»).

Когда родители всегда сзади, они выполняют только отдергивающую функцию: туда не ходи, этого не делай. Здесь ты «посадишь» почки, здесь ты «посадишь» желудок! В ответ на это, у ребенка возникает протест, желание смести все эти установки.

О курении, рукопашном боем, совместном интересе, еде

Очень хорошо неперспективность такого подхода была показана в фильме «Один плюс один». Там шла речь об инвалиде, у которого все, что ниже шеи, отключено. В качестве сиделки у него появился Дрисс – молодой человек из Сенегала, который Филиппа вернул в жизнь. В этом фильме есть спорные моменты (курили вместе марихуану, обращались к женщинам легкого поведения), но сам подход показан верный. Когда этот парень из Сенегала ушел с этой работы, Филиппу нанимают другого человека в качестве сиделки. В фильме хорошо показаны неудачные варианты, как ему не дают, например, закурить. Курение – это, безусловно, вред, но для человека, у которого парализовано всё тело, иногда это бывает единственной отдушиной.

Приведу историю человека, которого я знаю. Ему ампутировали ногу, он пришел в больницу на «своих двоих», там ему ампутировали ногу, рана не заживала, не включался процесс регенерации. Чтобы включить процесс регенерации, раз в неделю его увозили в перевязочную, срезали ему кусок мяса и отпиливали кусок кости. Это делали под местным наркозом, потому что, если делать каждый раз общий наркоз, то сердце не выдержит. Когда его привозили в невменяемом состоянии после такой микрооперации, он не понимал, где он? Он был полностью шокирован. Потом ему давали наркотический препарат «Промедол», но не сразу. Поскольку сразу после того обезболивающего, которого он получил перед процедурой, нельзя колоть «Промедол», иначе человек может забыть, как дышать.

То есть какое-то время он должен был потерпеть и ему разрешали курить в палате. Понятно, что в медицинском учреждении никому курить нельзя, но все понимали, что ему сейчас очень больно. Этот человек не был духовным человеком, который достиг высоты Иисусовой молитвы, чтобы с ее помощью переключиться от боли, у него был такой механизм.

Вернемся к фильму про инвалида. Когда парень из Сенегала ушел, появился другой взрослый «нянь», который говорит, что курение сажает дыхалку, не советовал курить. Начался бесконечный процесс нотаций. Филипп не выдержал и прогнал этого человека, потому что ему и так плохо, он потерял жену, он инвалид, и тут кто-то постоянно читает ему лекции.

Можно помочь бросить курить, помогая перевести ему свою деятельность на уровень выше. Но если только прямолинейно говорить о вреде для здоровья, что и так человек знает, то такой подход может вызвать отторжения.

Ответ «Курение. Девушке, желающей бросить курить о том, как ей молиться».

Видео «Много раз бросал курить, но не получается – как быть?»

– Цикл бесед «Акценты к беседам о преодолении зависимого поведения».
5.1 Базовые принципы преодоления зависимости (тревога, мир души, свойства личности, жить без греха);
5.2 Базовые принципы преодоления зависимости (борьба ради большего, равновесие, если не получается);
5.3 Базовые принципы преодоления зависимости (скачки эмоций, полярные состояния, психическое нездоровье);
6.1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГ. «Преодоление зависимого поведения», «Мировоззренческий сдвиг. Цельность, утрата и восстановление»;
6.2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГ. «Преодоление зависимого поведения», «Мировоззренческий сдвиг. Учение о доминанте, выход из эгоизма»;
7.1 В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ. Не доводить до бессилия. Смысл. Горячка аддикции. Биполярное. Гордость. Навыки;
7.2 В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ. Оставить след в истории. Рокенрольщик. Построение личности. Дно, тревожность;
8.1 Равновесие и срыв. Конфликт и методы решения. Постмодерн и преступность, ориентация на дичь;
8.2 Постмодернизм и аддикции – изоляция, компульсия, дичь. Ностальгия по наркотикам. И. Павлов о рефлексах;
9.1 И. Павлов о рефлексах – не-фрейдизм. Воронка в мозгу. Родители и нерешенная проблема. Курение;
9.2 Еще про 5 навыков – пост, послушание, режим, молитва, любовь. Цельность, постоянство, альтернатива;
10.1 Повтор 8–9. О науке. Учиться думать. Выстраивать образ жизни, равновесие, в нем – трезвым хорошо;
10.2 Высшее тормозит страстное. Опыт реабилитационного центра «Саперное». Духовная жизнь и трезвость, практика

Беседы дополняются текстом «Акценты к беседам о преодолении зависимого поведения (алкоголь, иные ПАВ, игра и пр.)».

Парень из Сенегала, наоборот, пытался показать природу, показал, что можно ехать не только с «инвалидной скоростью», сделал кресло управляемое, с хорошим движком, на котором можно было прокатиться «с ветерком». Он вернул Филиппу интерес к жизни. В конце фильма Филипп, благодаря ему, даже женился.

Был ещё другой фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Там было два мальчика, которые дружили с девочкой. Один мальчик говорил ей: помнишь, как мы в детстве делали то и это? А второй мальчик, занялся с этой девочкой пением. И эта девочка первому сказала, что она устала от этих воспоминаний детства. Она сказала ему так: «Ты подарил мне себя, а Лёва подарил мне меня»!

Есть некоторые родители, которые постоянно спрашивают ребенка, помнит ли он, как он был маленьким. Ребенок помнит, как он был маленький, но он не может бесконечно обсуждать, как он что-то ел или не ел. Ему неинтересно бесконечно обсуждать проблемы еды, проблемы здоровья. Он знает свои проблемы, от того, что мама их лишний раз подчеркнет, ему лучше не станет.

Ребенку хочется развиваться, ему интересно, когда родители его куда-то тянут, куда-то зовут, к каким-то свершениям. Даже, если увлечения у ребенка не совсем верные, не всегда нужно их блокировать. Надо дать им возможность войти в какое-то правильное русло. Если ребёнок хочет драться, то можно его отдать в нормальную секцию с хорошим тренером, чтобы ребёнок продолжил заниматься тем, что нравится. Хороший тренер его агрессивность мог бы структурировать. Он мог бы этот посыл направить в конструктивное русло, научить парня драться, но параллельно привить ему и идею, что, например, концепция русского рукопашного боя – это, в первую очередь, идея самообладания.

См. главу «Совместная деятельность» из текста «Родители и дети», часть 4.2 «Развитие личности подростка и опыт центра свт. Василия Великого».
См. раздел «Социализация» из 3-ей части ответа «Проблема созависимости: Некоторые спорные положения концепции».

Человек, который занимается русским рукопашным боем, меньше конфликтует, потому что он перестает бояться. Если на него в школе ребята «наезжают», он знает, что, если конфликт дойдет до применения силы, он сумеет постоять за себя, а пока что он пытается максимально мирно решить конфликтную ситуацию.

Эти качества в нем, то, что он не боится, что может дать отпор, каким-то образом воздействует на его оппонентов, они с ним начинают говорить как с равным. Они уважают его позицию, и конфликт исчерпывается. Вывод такой, что родители должны вести детей вперёд. Вместе куда-нибудь сходить, чем-то вместе интересоваться, и уже через интерес исправлять и его недостатки.

И, кстати, в указанном фильме, когда мальчик стал думать о суициде, родители отправились с ним в поход. И он ожил, переключился со своих отношений с Клавой, которые зашли в тупик.

Этот общий аскетический принцип описан в книге Жан-Клода Ларше «Исцеление психических болезней». Когда у человека есть какая-то страсть, она паразитирует на каком-то процессе, который нам дан для какой-то цели. У нас есть пищевой инстинкт, он помогает поддерживать жизнь. Вкусная еда нередко фиксирует человека на себе вследствие чего происходит уклонение от принципа «есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Но еда даже, если она вкусная, не является злом сама по себе. Если вкусная еда – это повод для того, чтобы собраться вместе, пообщаться, она человека не разрушает, так как становится ступенькой для чего-то большего (здесь нет призыва «налегать на сладкое»).

Ответ «Вера и социальная жизнь. Духовность, радость и предметный мир».

А если человек концентрируется только на еде самой по себе, хочет только насыщаться, то начинается обжорство, деформация. Идея состоит в том, что страсти нужно не столько подавлять волей, хотя где-то нужны и волевые решения, но вернуть человеку способность использовать какой-то процесс в соответствии с тем, как это было задумано Богом.

Духовное-культурное возрастание родителей

Но здесь нужно именно духовно-культурно обогащаться. Вам надо прекратить бесконечный рассказ о своей дочери, вам нужно начать самой читать. Вы не сможете с другими людьми общаться, потому что единственная тема для ваших разговоров с другими людьми, это тема вашей дочери. В какой-то момент вы станете им ненавистны. Вы станете ненавистны, в том числе, и для своей дочери. Дети хотят от родителей утешения, совета, наставления, не на уровне «не ешь этого», «не пей лимонад, потому что у тебя камни в почках будут». А на уровне того, какие есть еще альтернативные варианты, чтобы у человека в этой ситуации получилось поступить хорошо?

Если у родителей был какой-то опыт, они могут этим опытом поделиться. Вместе куда-то сходить, что-то отпраздновать. Вместо этого получается бесконечное обсуждение проблем ребенка. Их тоже нужно обсудить. Бывает, когда ребенок раскрылся и хочет обсудить свои проблемы, но это – не вместо всего остального. Поэтому вам нужно что-то понять и осознать в себе.

Есть семейные клубы трезвости. Это не двенадцатишаговая программа, где родителей, как складывается ощущение, в отношении некоторых случаев – зомбируют, предлагают «отстраниться» от ребенка и «заняться собой». Не хочу повторяться, я писал много материалов на эту тему. Если мама не пришла к пониманию для чего она живет, она заняться собой может только на каком-то примитивном, вульгарном уровне. На уровне спортивных мероприятий и покупок новых платьев.

Идея состоит в том, чтобы ваша картина мира постепенно расширялась. Когда она будет расширяться, тогда вы сумеете понять, как вам себя вести с дочерью. Вы сумеете понять жизнь дочери, потому что ситуацию трудно понять, исходя из нее самой. Ситуацию можно понять, только увидев, как она вписана, в целом, в общий мировой контекст. Тогда вы найдете путь и к сердцу дочери, и к сердцу других людей.

Как говорит Виктор Франкл, есть основание для какого-то действия, есть причина. Основание для счастья – стремление к значимой цели, сформулированной на основании значимого смысла. При отсутствии счастья кто-то хочет создать причину для счастья, употребив, скажем, LSD.

Когда ваша картина мира расширяется, вы приобретаете опыт общения с другими людьми. Как следствие, если у вас есть основания, вы находите подход и к дочери. А вы пытаетесь создать причину, вы пытаетесь напрямую как-то на нее воздействовать, подобрать какие-то слова, но основы нет.

Если мы детям нашим не интересны, то и контакта не будет. Часто привожу мысль Макаренко, о том, что, привожу своими словами, вы можете быть требовательны до жестокости, но если вы к чему-то стремитесь, чем-то горите, то можете даже не оборачиваться, то есть не сомневаться и не проверять, дети идут за вами. То есть дети все вам простят за ваше горение в отношении к чему-то (понятно, что здесь нет призыва забыть детей «загоревшись» чем-то, нет призыва быть жестоким). Они оценят опыт жизни, которым вы можете с горящими глазами поделиться. Даже если вы, например, двигатели вытачиваете, или работаете сестрой милосердия и перевязываете гнойные раны, у вас будет о чем с горящими глазами рассказать, что сегодня вы этим занимались, завтра –тем будете заниматься.

Ребенок видит, что вы горите, а всегда приятен человек, который чем-то горит. Многие дети сейчас сталкиваются с состоянием апатии, они хотят из этого состояния апатии выйти. Помогает выйти их апатии деятельность, имеющая начало в живом сердце. При ином подходе общественная деятельность, рассматриваемая в рамках бессердечного алгоритма, со временем начинает утомлять.

Предлагаю вам начать ходить, хотя бы раз в неделю, на семейные клубы трезвости. Там имеется очень правильный взгляд на, что у родственников зависимых должны какие-то новые сферы жизни, новые сферы интересов проявиться.

Выгорание происходит по той же схеме, когда человек перестает знать что-либо, кроме своей работы, так и у вас. Конечно, надо с чего-то начать. Под лежачий камень вода не течёт. В идеале надо и работать где-то. Если человек не работает в обычном понимании этого слова, то он может заниматься, например, благотворительностью.

В том числе, о выгорании «Врачи, медицинские работники, люди социальных профессий – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

Какие планы на будущее? Давайте начинать ходить на семейный клуб трезвости. Там дальше видно будет.

Когда работающий человек циклится только на работе и военнослужащий циклится только на войне, это – неправильная позиция. Опыт показывает, что даже дети в православных семьях, если у них ничего нет, кроме храма, то они потом отпадают. Приводя эту мысль, один многодетный священник, говорил, что у детей должно быть какое-то занятие.

Должна быть какая-то своя жизнь у всех. Сын священномученика Георгия Ансимова рассказывал, что его отец был святой человек, но сам занимался радиоэлектроникой, и это им помогло выстоять, когда его гнали в школе по поводу его веры.

Иисусова молитва

Прекрасно, если вы будете читать Иисусову молитву. Данное делание поможет вам преодолевать тревожные мысли и навязчивые состояния. В русской традиции мы читаем: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Но можно «грешного» не говорить, потому что не всегда хватает дыхания на полную молитву, мне так духовник говорил (кто-то половину молитвы произносит на вдохе и половину – на выдохе). Греки из пяти слов ее составляют: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».

В Соловецком монастыре проходили беседы с паломниками на тему молитвы, в том числе, Иисусовой.

– В рамках цикла бесед «С чего начать христианскую жизнь»:
6-ая беседа «Хранение внутреннего мира. О молитве»;
7-ая беседа «Что важно знать, приступая к молитве? Рекоменд. источники»;
Беседа 8.1. «Духовные советы. О молитве, духовном руководстве»;
– Дополнение – в ответе «Молитва. Что делать, если мысли рассеиваются».
– О молитве и о, вообще, христианской жизни, вопрос поднимался в первой беседе «С чего начать христианскую жизнь».
1. «С чего начать христианскую жизнь».
Ссылка на расширенную текстовую версию:
– О молитве о помощи молитвы в деле преодоления навязчивых состояний рассказывалось беседы в рамках цикла «Зазеркалье».
Пункт 56. «Навязчивые мысли и гордость. Смирение. Духовные законы. В первый раз по своей воле – далее – уже против воли. Связь между страстями».
Пункт 57. «Если противоречить помыслам, то ничего не будет. О молитве Иисусовой».
Пункт 58a. «О молитве Иисусовой. Зло побеждается в самом начале и силой Божией. Не вникать в тревожные мысли».
Пункт 58b. «О молитве Иисусовой (окончание)».
– Отдельная беседа «О молитве, про заповедь о любви и щеку, об исповеди».