-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 23.11.2024. |
Не просто оторваться или быть assertive, а встать на ноги
Обобщая всё сказанное раннее по теме созависимости, – в ситуации, когда человек находится в условиях домашнего насилия, не всегда является правильным отсечение источника тревоги.
Верный ответ на ситуацию кроется в строении определенного образа жизни, образа мыслей, – всём том, что называется субъективностью, когда человек перестаёт воспринимать себя неким страдательным субъектом, «песчинкой в жерновах истории».
Идею сепарации границ также считаю ошибочной. Да, конечно, жене, которую затюкал муж-алкоголик, которым она была не раз избита, или матери, которой сын-наркоман угрожал расправой, если она не предоставит ему некоторую сумму денег, необходимо рекомендовать отстранение. Таким женщинам нужно как-то помочь попасть в безопасную среду. И, если у женщины вообще никогда не было навыка говорить «нет»: если она полностью слилась с волей другого человека, который манипулировал ею, – этому навыку ей нужно научиться. Но, в целом, если подвести итог, этот навык рождается сам собой, когда у человека появляются ценности, – у него формируется положительная доминанта, некий вектор, или направленность, на созидание. И, когда человек чувствует связь со своими высшими ценностями и понимает, что в данном случае кто-то его от этих ценностей пытается оторвать, то у него, естественным образом, получается сказать «нет», прости, сейчас ты мне предлагаешь совершенно невозможное для меня. Но это проблема разных подходов к реабилитации людей в условиях домашнего насилия или в условиях контакта с зависимыми родственниками. Речь идёт о натаскивании: человека натаскивают на то, чтобы отстраниться от зависимых родственников. Но более важный вопрос состоит в том, что такой «натасканный говорить «нет» человек будет делать дальше?
«Сепарироваться или возрасти во Христе: в чём разница?»
(проповедь, сказанная в День Жён-мироносиц)
Или, к примеру, женщина, которая вовлечена в аномальные отношения. Скажем, она увлечена мужчиной, который её унижает, а ей рекомендовали с ним расстаться. Вот она с ним рассталась, и что дальше? Её влечение базировалось на унынии. Уныние базировалось…
И здесь уместно вспомнить метафору из русской народной сказки об игле, в которой спрятана смерть Кощея: что игла была в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке и так далее. Да, уныние базировалось на чувстве одиночества, а одиночество базировалось на потере способности социального контакта, или эти способности даже не были сформированы. Далее идут последствия эгоистической позиции, когда «всё – мне, всё – для меня». В итоге, между человеком и другими людьми возникает стена. И далее развитие ситуации происходит по схеме, описанной в статье «Кто любит, тот любим». Напомню суть…
Вдруг в «мёртвой» обстановке одиночества рождается эмоция. Мужчина хулиганского типа унизил, оскорбил.
Если вспомнить Достоевского, его роман «Преступление и наказание», то в эпилоге прозвучала такая мысль: если бы судьба послала Раскольникову муки совести, от которых мерещилась бы петля, он обрадовался бы и этому, потому что муки – тоже жизнь. Напомню, что Раскольников так и не раскаялся в преступлении.
Как раз на фоне этой «мёртвости», состояние водоворота чувств, которое возникает в связи с погружением в аномальные отношения, воспринимается как жизнь, потому что ничего другого человек не знает. Ну, и если такого человека просто вырвать из сложившихся отношений, что он будет делать дальше?
Или что будет с мамой, сломленной, которая так и не стала «зрелой», если её просто отделить от сына? Здесь можно вспомнить фильм «Дневник баскетболиста», основанный на реальных событиях, в котором главную роль сыграл Леонардо ди Каприо. Одна девушка, в переписке со мной, как раз говорила, что в этом фильме показан пример конца созависимых действий.
Мама главного героя наконец-таки набралась решимости и, поняв, что ничем не может помочь сыну, буквально однажды оставшись перед закрытой дверью, вызвала полицию. Почему же всё так драматично закончилась? Просто когда сын пошёл вразнос, у мамы, по сюжету фильма, не было какой-то определённой позиции.
Я не говорю, что ей надо было, например, с утра до вечера говорит сыну, что он – плохой, он делает всё не так.
[Кстати, о том, как выстраивать отношения с молодыми людьми, которые находятся в подростковом протесте или которые, вообще, доходят до криминального образа жизни, рассказывается в беседах блока с названием «Родители и дети: воспитание». Вместе с беседами были подготовлены одноимённые тексты. Беседы и тексты не повторяют друг друга, скорее, дополняют. Они были собраны вместе и легли в основу книги, которая называется также «Родители и дети»].
В отношении этой женщины можно сказать, что у неё не было другого выхода. Если человек не будет расти, развиваться, то, что с ним будет дальше, – это приближающаяся старость. Возможно, деменция, потому что он не читает, у него нет никаких интересов, – я даже не говорю про какую-то духовность, когда человек молится, нет, хотя бы интереса на уровне светском: что-то читать, чем-то интересоваться. Если этого нет, то дальше – тупик, ну, или пожизненное хождение в группу психологической поддержки. И тогда, что с того, что человек научился выстраивать границы? Да, может, граница необходима, когда речь идёт о физической угрозе жизни человека. Но всё-таки, если человек живёт в социуме, ходит на работу, учится в школе или в институте, то, что будет, если он просто умеет выстраивать границы?
Ну, ладно, ты, например, отгородился закрытой дверью от членов своей семьи. А как быть с институтом, в котором нескольких тысяч студентов? Или человек работает в крупной компании, где к результату приходят сообща, и во время, скажем, рабочего совещания возникают разногласия, а он привык решать вопросы только отсечением и отстранением. Как быть тогда? И здесь снова мы приходим к очень спорной теории «самоценности». Человеку, который оказался объектом давления, причём иногда мнимого, к этой мысли мы ещё вернёмся, говорят, что ему надо развивать собственную «самоценность».
И здесь можно привести в пример слова одного американского журналиста, который бывал на Соловках и снимал сюжеты, – он брал интервью у представителей разных культурных и религиозных течений. Он поделился мыслью о том, какая, с его точки зрения, главная проблема в семейных отношениях. Понятно, что он берет свой срез, – социальный, есть, конечно, и другие.
Так вот, он сказал, что главной проблемой является то, что зачастую в семье ребенку с рождения говорят, что он – «супер».
[Американский журналист, правда, не использовал слово «самоценность», однако присутствие той смысловой структуры, которая скрыта за этим термином, подразумевается].
В ВУЗе ему говорят, что он – «супер», и вот он выходит в большую жизнь с представлением, что он – «супер», и, например, попадает в крупную компанию, в которой сотни человек, многие из которых с ним не согласны. А его никто не учил тому, что делать, когда кто-то с ним не согласен. И он считает, что жизнь устроена таким примитивным образом, что стоит тебе употребить усилия, проявить какие-то лидерские качества, и все тут же с тобой согласятся. Он пытается воздействовать на окружающих, как учат в группах ассертивного поведения, старается, видимо, как-то ассертивное поведение проявить, но получает отпор. И не только отпор, а, метафорически выражаясь, «получает по голове», и не знает, что с этим делать. В итоге, впадает в ступор.
Фиксированность на паттерне восприятия
Иногда то, что принято называть созависимостью, связано с чрезмерной фиксацией человека на каком-то определённом жизненном аспекте – будь то страдающий от зависимости близкий родственник, ребёнок с проблемами или иная сложная ситуация. Рассматривая происходящее через призму созависимости, можно заметить, что человек зачастую оказывается заперт в определенном паттерне восприятия, из которого трудно найти выход.
Эдвард де Боно предложил концепцию латерального мышления – особого способа мышления «в обход», который помогает взглянуть на проблему под новым углом и найти нестандартное решение (здесь не разбираем целиком взгляды данного автора, некоторые из которых являются дискуссионными). Часто человек не может найти решение ситуации, повторяя одни и те же действия, не замечая новых возможностей и не выходя за рамки устоявшихся шаблонов. Приёмы, описанные де Боно, дают возможность изменить этот порочный круг и открыть перед собой новые перспективы. Если бы люди внимательнее относились друг к другу и умели видеть мир глазами другого, латеральное мышление развивалось бы естественным образом. Тот, кто способен увидеть ситуацию с разных точек зрения, не застревает в одном, узком понимании мира.
Де Боно также описывает когнитивные ошибки, которые удерживают человека в фиксированном образе мышления, не позволяя взглянуть на проблему с конструктивной позиции – той, которая поможет найти решение. Он справедливо отмечает, что для удобства коммуникации и упрощения восприятия множество сложных явлений сводятся к одному термину. Однако жизнь куда сложнее любой модели, и попытки упростить её иногда приводят к искажениям и заблуждениям. Со временем люди забывают, какие именно явления объединялись под этим термином, и начинают ошибочно воспринимать их как единое целое, доступное для прямолинейного решения[1].
Вопрос о самооценке
Примером такой сложности может служить понятие самооценки. Вспомним произведение Евфросинии Керсновской, автора книги «Сколько стоит человек». Она была человеком, обладавшим большой любовью к людям, крепкой верой и глубиной мысли, честной в труде и верной заветам совести. Человеческое достоинство – главное, что её выделяло. Ее история подчёркивает мысль В.Н. Лосского насчет того, что человек не сводится к биологическим факторам или обстоятельствам исторической эпохи – будь то голод, холод или давление со стороны общества. Идея человеческого достоинства состоит в том, что человек способен подняться над внешними условиями, которые пытаются определить его поведение[2].
Совокупность таких качеств, как любовь к ближнему, вера и внутренние ценности, формируют то, что мы называем человеческим достоинством. Даже находясь в экстремально тяжёлых обстоятельствах, Евфросиния Керсновская не теряла присутствия духа и умела радоваться жизни. Она неоднократно оказывалась на грани смерти, сталкиваясь с невозможными для выживания условиями, однако её опыт – отражённый в третьей части текста ««Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – служит вдохновением и примером стойкости. Её книга «Сколько стоит человек» – живое свидетельство силы и глубины человеческого духа (см. главу «Евфросиния Керсновская и ее книга “Сколько стоит человек”»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2044/).
О том, какие проблемные пласты скрываются за термином самооценка, а также о прочем, что соседствует в дискурсе с этим понятием:
– Эфиры:
«Как отличить истинное смирение от низкой самооценки?»;
«Самооценка. Картина мира»;
«Имея веру – не боишься. В чём причины неуверенности в себе?»;
– Ответы:
«Психология. Женщине о концепциях созависимости, самооценке и внутреннем ребенке (часть 1)»;
«Психология. Женщине о концепции созависимости. Ч. 2».
Таким образом, как можно предположить, совокупность многих черт личности со временем трансформировалась в понятие самооценки. Однако из этого понятия родилось ошибочное представление – что самооценку можно «вылечить» прямолинейным способом, например, просто хваля себя перед зеркалом.
На самом деле ощущение, что твоя жизнь не напрасна, возникает только тогда, когда она построена на основе ценностей, прочно обретенных опытным путем. Через преодоление трудностей и взаимодействие с окружающими мы меняемся, приобретаем жизненный опыт и убеждаемся в том, что существует Божий промысел и Его действие.
В своих воспоминаниях Евфросиния Керсновская описывает совокупность явлений, которые вместе создают ощущение, что жизнь не однообразна и не сводится к простой формуле. Когда мы объединяем сложные группы явлений одним термином, со временем мы можем забыть, что этот термин обозначает именно совокупность явлений и длительный процесс. Человек, воспринимающий концепцию самооценки в упрощённом виде, в отрыве от группы явлений, начинает понимать её буквально и стимулирует лишь собственные самоощущения. В итоге он получает обратный результат.
Как писал Бруно Беттельхейм в своей книге «Просвещённое сердце», в экстремальных условиях концентрационного лагеря человек погружался в состояние обезличенного существования. В обстановке, действующей на основе алгоритма, его способность принимать собственные решения со временем неизбежно атрофировалась. Чувствуя, что он тонет в океане обезличенности, человек пытался вырваться, делая ставку на индивидуальность. Но эта стратегия, как отмечал Беттельхейм, была ошибочной.
О стратегиях противостояния давлению внешнего алгоритма и процессу обезличивания
в тексте «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления».
Люди стремились подчёркнуть своё происхождение и уникальность – в современной жизни это может проявляться, например, в окрашивании волос или других внешних изменениях. На короткой дистанции такая стратегия кажется эффективной – человек ощущает себя отдельной личностью, но на длительной дистанции это ведёт к разрыву социальных связей. А именно социальные связи помогают нам обогащаться смыслами, с помощью которых мы строим свою личность.
Речь не о том, что личность целиком формируется извне, но о том, что мы осмысляем и принимаем уникальные решения, взаимодействуя с различными явлениями и смыслами. Процесс принятия уникальных решений основан на хранении совести, которая позволяет уловить нюансы ситуации. Здесь же понятие индивидуальности подменяется попытками создать уникальность собственного стиля.
В ряде публикаций отмечается, что подростки считают себя исключительными и уникальными, при этом во многом они похожи друг на друга[3]. По сути, ставка на индивидуализм лишает их возможности стать по-настоящему уникальными. Если обратиться к теории кича – понятия, введённого в массовой культуре, – то суть его в том, что в массовом обществе возникает потребность в раскрытии личности, но эта идея личности может быть усвоена, в основном, лишь на массовом уровне. Люди пытаются выразить себя массовыми методами, где реклама и массовое сознание ассоциируют личность с брендом. Ты покупаешь бренд и автоматически становишься «успешным» или «глубоким» человеком. Аналогично формируется и самооценка.
Вопрос о заботе
Один из сторонников концепции «взрослые дети алкоголиков» утверждает, что созависимый – это человек, который не знает себя и всё время заботится о других. Уже неоднократно отмечалось, как в ответах, так и в текстах, что сама по себе забота присуща человеку. Если бы у матери не было заботы о ребёнке, ребёнок просто не выжил бы. Но другой вопрос в том, что идея заботы должна быть встроена в целостное мировоззрение. Забота о ребёнке должна сочетаться с идеей справедливости: если твой ребёнок ударил другого – не нужно его покрывать, иначе ты рассматриваешь заботу отдельно от справедливости. Часто проблема заключается в том, что забота воспринимается неверно.
Жан-Клод Ларше в своем труде «Исцеление духовных болезней» пишет, что, когда человеку дается то или иное качество. Если удаётся совершить некое движение души ко Христу, к добродетели, оно ведёт к благу. Но если человек отрывается от добродетели, то это движение становится болезнью. Задача не в том, чтобы обрубить само движение души, а духовно и культурно обогатить человека, чтобы он смог направить его к конструктивному развитию.
См. главу «Иная ментальность» из текста «КОНЦЕПЦИЯ материалов о преодолении ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ, подготовленных иеромонахом Прокопием (Пащенко)», часть 3.2. «О близких и родственниках зависимого человека, о созависимости».
Первое явление, которое входит в термин «созависимость», – это неправильное понимание заботы. Второе – гордость, когда человек, под видом заботы, изобрёл собственные правила и не прислушивается к другим. В таких случаях важным навыком становится умение слушать и принимать мнение окружающих. Третье – восприятие ребёнка вне концепции промысла Божьего. Родитель, смотрящий на ситуацию через призму тревоги, начинает контролировать каждый шаг ребёнка, боясь за него. Но если понимать, что всё подчинено Божьему промыслу, страх уменьшается.
Четвёртый пункт – угасание способности принимать самостоятельные решения. Это напоминает процесс, происходивший с заключёнными в концентрационных лагерях: попадая в алгоритмизированные ситуации, они постепенно перенастраивались на внешний алгоритм и начинали автоматом выполнять приказы. Аналогично живут некоторые родители, полностью подчиняясь внешним «правилам» воспитания, теряя самостоятельность.
Гиперфиксация на проблеме (например, уход отца)
Пятый пункт – гиперфиксация на ребёнке, ситуации или явлении. Приведу пример. Одна женщина пережила развод, и дети остались без отца. Они встречались с ним, но не так часто, как хотелось женщине. Её позиция сводилась к тому, что с уходом отца дети были травмированы. Они хотели получить определенное образование, и отец должен был им в этом помочь, но ушёл – и дети пошли в другой ВУЗ и теперь страдают, не воспринимая полученную профессию как свою. Такая позиция, к сожалению, тупиковая. Папа ушёл и не вернётся – и все страдают. Это блокирует развитие ситуации.
Подробнее – разбор данной ситуации в цикле «Акценты к беседам о преодолении зависимого поведения», беседа 12.2 «Аддикции. Помощь зависимым, получившим сильный травмирующий опыт. Ушёл папа. Трудные подростки»: Youtube, Rutube, Vkontakte.
Кроме того, такая фиксация мамы на травмированности разводом закрывает настоящие проблемы ребёнка. Девочка может быть действительно расстроена из-за ухода отца, но её печали могут иметь и другие причины: внешний вид, переживания по поводу своего веса или внимания мальчиков. Мама же, зацикленная на уходе мужа, всё списывает на эту единственную проблему и не видит настоящих сложностей ребёнка. Важный момент – помочь ребёнку увидеть и принять реальность: да, папа ушёл, и это тяжело, но есть и другие причины грусти, над которыми нужно работать. Когда человек перестаёт фиксироваться на том, что его бросили, и перестаёт списывать свои эмоциональные срывы на эту единственную ситуацию, у него появляется шанс увидеть реальные проблемы: конфликты с людьми, социальную отчуждённость, нежелание прислушиваться к другим.
По этому поводу я написал статью, в которой приводил ссылку на фильм «Развод, семеро детей…», где говорится, что дети разведённых родителей имеют более высокую вероятность развестись в будущем. Однако один из героев фильма почувствовал, что что-то здесь не так, и обратился за советом к учителю. Тот объяснил, что статистика лишь отражает прошлое, а то, что будет – зависит от самого человека. То есть травма из-за ухода отца не должна становиться приговором.
«Играет ли свита короля? О “вине” родителей и свободе выбора»
Мне довелось готовить материалы на тему убеждённости детей в том, что они травмированы родителями. В контексте этих материалов я часто обращаюсь к книге «Просвещённое сердце», где автор говорит о последствиях отказа от рефлексии.
Если заключённый в концентрационном лагере совершал поступок, противоречащий его внутренним убеждениям, но списывал это на обстоятельства («это не я такой – это жизнь такая»), то у него возникали серьёзные внутренние трудности. Например, если он, будучи голодным, избивал другого заключённого, отнимая у него хлеб, то мог оправдывать свои действия так: «Я отнял хлеб, потому что он еврей». Таким образом он незаметно для себя начинал копировать модель поведения эсэсовцев. Либо же говорил себе: «Если бы можно было жить по-человечески, я бы жил по-человечески, а так – ситуация нечеловеческая, и у меня нет выбора». В итоге он принимал свою беспомощность и лишался инициативы что-либо изменить в жизни. Риторика эсэсовцев строилась на положении, что никакие мысли и идеи не повлияют на судьбу заключённых – они обречены. Заключенные теряли желание жить и в конечном счёте погибали. Люди с потухшим взором имели гораздо больше шансов умереть.
Подобное происходит и с теми, кто оправдывает свои действия ссылкой на травмы из детства, вызванные уходом родителей. Они лишаются здравого взгляда на реальность, который мог бы помочь им что-то изменить.
Материалы на тему убежденности, что «родители виноваты в твоих бедах»
– Ответ «Человеку, считающему (допускающему), что его травмировали родители».
– Текст «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
Часть 4.3. «Посттравматический рост. Примеры преодоления моделей поведения, сформированных под воздействием травматического опыта. Трудное детство и прощение родителей»;
Часть 4.2. «Посттравматический рост и преодоление моделей поведения, сформированных под воздействием травматического опыта».
– Ответ «Женщина. Замужней мешает то, что в юности жила с пьющим папой, сформировалась определенная модель поведения».
– Статья «Детям – жизнь от родителей или родителям – жизнь от детей?»
ОТВЕТЫ:
«Травма. Убежденность, что травмирован родителями».
«Травма. Девушке, считавшей себя травмированной. О неустройстве и его преодолении, выборе пути».
«Обида. Обида на родителей, что не додали любви, на Бога – что допустил. Считает себя травмированной».
«Травма. Страх поездки за рулём (выходить из дома и пр.)».
«Травма. Девушке, оставшейся без отца – о выходе из колеи травмы». ()
– Аудио-ответ: «Мучительные воспоминания о прошлом (обиды на родителей и на Бога, сожаление об упущенных возможностях и проч.)»
– Текст «Родители и дети».
Часть 6.1. «Родительская депривация, травма. Любовь “искупит всё”».
Часть 6.2. «Родительская депривация. Травматический опыт».
– ЦИКЛ БЕСЕД «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
Конечно, и у родителей могли быть ошибки, но неверно настраиваться только на тему этих ошибок.
20a. Стремление преодолеть кризис через ОБВИНЕНИЕ МАМЫ, признание собственной САМОЦЕННОСТИ (ж), воспитание МАСКУЛИНОСТИ (м);
20b. Упоение обвинением мамы. Катастрофа вследствие приобщения к ложной модели и узко-физиологической концепции;
20c. Восстановил в кабинете психолога воспоминания о детской травме. Можно ли им доверять?;
20d. Восстановил в кабинете психолога воспоминания о детской травме. Можно ли им доверять?;
20e. Травма – и что все-таки делать? Все ли проблемы – от детских травм?;
20f. Не только влияние родителей. Перестроить опыт, выбирать отношение к происходящему;
20g. Если и было, что травма от родителей. Примеры деформации и примеры восстановления;
20h. Если и было, что травма от родителей. Перестроить систему реакций. Прощение, исцеление;
20i. Спекуляция на теме вины родителей, игнорирование иных причин. Институт детства;
20j. СУТЬ. Если и было от родителей, выйти из колеи обиды. Картина мира, построенная не на ненависти;
20k. СУТЬ. Если и было от родителей, преодолеть модели. История девушки, мама-психопатия;
20l. СУТЬ. Если было от родителей, простить, строить жизнь. Ненависть сжигает, примеры;
20m. Родители. Слом личности. Созависимость – ложность концепции. Иначе настроиться;
20n. Родители. Спорность концепции вытеснения в бессознательное. Мозг. Тренинги, риски;
20o. Родители. Спорность концепции т.н. внутреннего ребенка, техники стирания в бессознательном;
21a. Стремление преодолеть внутренние проблемы с помощью психологических моделей и новый виток проблемы. О преодолении фатализма;
21b. О преодолении травматического опыта (кратко);
21c. ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ. Горделивое самоуничижение и страх. Смиренное осознание ошибок и перспективы развития;
21d. Трагедия гордости (живой опыт заслоняется моделями; закоснение в ошибках). Смирение и развитие;
21e. Гордость и потеря адекватного взгляда на мир и себя;
21ee. О преодолении травм. См. цикл «Доминанта жизни и самоубийство», пункт 3.3;
21eee. О преодолении травм. См. ответ Мучительные воспоминания о прошлом (обиды на родителей и на Бога);
21f. История мужчины, считавшего, что ему нужно развивать маскулиность;
21g. История о человеке, который хочет внутренним проблемам найти объяснение в психологической литературе и запутывается;
22a. Через мечты о себе – к измененному состоянию сознания. Учение свт. Игнатия (Брячанинова) о состоянии самообольщения;
22b. РАЗБОР ПИСЕМ О МАСКУЛИНОСТИ (заповедь о щеке, воины-христиане, вопрос о женщинах, вопрос о отношении к злу);
22c. РАЗБОР ПИСЕМ (о смирении, мешает ли смирение и христианство жить; о духовниках из монашествующих);
22d. РАЗБОР ПИСЕМ (о смирении, об отношении к женщинам);
22e. РАЗБОР ПИСЕМ (замкнутость на идее – начало расстройства, выход – услышать другого, выбрав любовь);
23a. Гордость как путь к регрессии и порабощению ложным образам. Смирение (самоукорение) как путь к развитию, перспективе;
23b. Проф. Иоанн Корнаракис и его мысли о фантастическом человеке (живущим с ложным образом самого себя);
23c. Проф. Иоанн Корнаракис о постпатристическом богословии (измена Святому Духу);
23d. ПОСТ-КНИГИ, которые никуда не ведут (ложная картина мира, вместо стремления к подлинному – движение к психологической фикции);
23e. ПОСТ-КНИГИ (стандартизация проблем, которые индивидуальны, ложные интерпретации, шизофренизация сознания, взращивание эго);
24a. ПОСТ-КНИГИ. Упоение собой (ощущения подтягиваются к ложным мыслям). Замкнутая конструкция, в которой ты – прав;
24b. Стремление освободиться от страха, вычитая из себя человеческое. Отчуждение. Не найти общий язык. Искаженное восприятие;
24c. Чувство вины и его преодоление;
24d. Правда ли, что осуждение других и их неприятие – от неприятия себя;
25a. Групповая психотерапия и фильм «Бойцовский клуб». Не видно выхода – термины объединяют явления, которые в природе разделены;
25b. Иеромонах Серафим (Роуз) о духовной жизни и ее подмене. Подмена – не к подлинным целям стремления, а к фикциям и сугубо земному
Продвижение идеи фатализма
Также стоит отметить, что у матерей, которые возлагают главную причину проблем детей на уход отца, часто бывают чрезмерно завышенные требования к детям. Дети получают образование, стараются, но мама считает, что они всё делают неправильно из-за отсутствия отца. За этими жалобами «травмированных» мам часто теряется простое человеческое сопереживание. Дети в таких семьях не дождутся поддержки от мамы, потому что мама не может просто обнять, посидеть рядом, посмотреть фильм или погулять. Вместо этого она постоянно «поёт свою грустную песню» (композиция Алены Апиной, «Видно мой это грех – папа есть не у всех»), создавая атмосферу, в которой не понимает настоящих проблем детей и не готова принять их выбор.
В итоге дети не делятся с мамой своими трудностями, не получают необходимой поддержки, а отношения между ними не развиваются. Общий фон такой жизни – унылый и безрадостный. Как однажды сказал один священник, при таком раскладе ситуация напоминает мифы древней Греции, где всё предопределено: «Сказано, что ты убьёшь – значит, ты убьёшь».
Лосский В.Н. отмечал, что христианство иногда критикуются за якобы меньший оптимизм по сравнению с язычеством. Говорят, что язычество якобы более жизнеутверждающее. Однако те, кто так думает, забывают о трагическом значении рока в древнегреческом театре[4].
Эта же идея фатума присутствует и в индийской культуре – в концепции кармы. В отличие от этого, мы знаем, что в православии Бог – Творец, и понятие Божьего промысла, как говорится в катехизисе Филарета Дроздова, гласит: промысел Божий либо пресекает зло, либо ведёт его к благим последствиям. То есть даже если в жизни происходит что-то плохое, для человека, не теряющего веры и сохраняющего любовь, эти испытания могут стать источником духовного роста.
Текст «Посттравматический рост и опыт христиан, переживших гонения. Между памятью и забвением».
Насилие / Изнасилование
Например, мне довелось познакомиться с девушкой, которая пережила изнасилование, но не решилась сделать аборт и приняла ситуацию такой, какая есть – «как будет, так будет». Также знаю случай, когда 15-летняя девушка забеременела от молодого человека с проблемным поведением. Семья с ним, скорее всего, не сложилась бы, но девушка и её мать решили сохранить ребёнка, и родился замечательный сын. Эти примеры не стоит воспринимать как оправдание греха или санкционирование злых поступков. Изнасилование или внебрачные отношения, вносящие хаос в жизнь, – это не норма. Но с точки зрения промысла Божия даже совершённое зло может быть направлено к добру, если человек ищет Бога.
Конечно, не нужно сотрясать кулаками и кричать: «Где же был Бог, когда происходило изнасилование?» Это отдельная тема, на которую будет подготовлен отдельный ответ. Стоит учитывать, что только после долгого разговора с человеком начинает становиться понятно, что именно произошло в его жизни. Люди, мыслящие слишком прямо и гуманистически, которые торопятся обвинить Бога или мироздание во всех бедах, часто не пытаются понять глубину и сложность человеческих историй – что именно случилось, как развивались события, почему девушка оказалась в такой ситуации. Я ни в коем случае не говорю, что жертва во всём виновата. Однако те, кто обвиняют во всём Бога, совершают когнитивную ошибку, схожую с ошибкой мамы, которая во всём винит уход отца. То есть люди перестают замечать реальные человеческие ситуации, которые можно изменить, перестают искать ошибки и проблемы, которые можно исправить, а также упускают задачи, которые можно реализовать.
– См. главу «Последствия насилия сексуального» из части 2.1 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
– См. лекции одноименного цикла «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
11o. ПТСР-РОСТ. Травматический опыт как доминанта. Изнасилование. Помогает ли стимуляция памяти?;
11p. ПТСР-РОСТ. Спорные концепции работы с ПТСР, игра с воображением. Эйфория не есть исцеление;
11q. ПТСР-РОСТ. Изнасилование. Самоконтроль еще не исцеление. Перестройка опыта через обогащение;
11r. ПТСР-РОСТ. Горе, травма, боевая травма. Когнитивная переработка. Выход в конструктив. Покаяние;
11s. ПТСР-РОСТ. Доминанта и перестраивание угрожающего образа. Помогает ли проговаривание, стимуляция памяти;
11t. ПТСР-РОСТ. Помогает ли вообразить месть, прожить. Изнасилование. Ненависть поглощает. Гипноз;
11u. ПТСР-РОСТ. Изнасилование. Месть родителям. Грани этики. Вслушивание в себя. Критерии исцеления.
– Ответ «Страх (ч.7). На одной дороге было совершено нападение с целью насилия, теперь – страх ходить тем путём».
– Ответ «Девушке-медику о работе в военном госпитале (на вопрос о возможности изнасилования)».
– Ответ «Изнасилование. Ч. 1: Девушка подверглась изнасилованию, тяжесть на душе, женское умерло».
– Ответ «Изнасилование. Ч. 2. Девушка подверглась изнасилованию, тяжесть на душе, женское умерло».
– Ответ «Изнасилование. Ч. 2. Девушка подверглась изнасилованию, тяжесть на душе, женское умерло».
Отсутствие уважения
Как говорил директор центра социальной адаптации для подростков, находящихся в конфликте с законом (центр во имя святителя Василия Великого; исполнительный директор – И. В. Никитина), иногда в проблемах семьи речь идёт об отсутствии уважения и обесценивании. Мать, конечно, любит детей и заботится о них, но, чтобы действительно услышать ребёнка, нужно проявить уважение к его словам и чувствам. Например, у мамы может быть своя точка зрения – проблема в том, что ушёл отец. Но если ребёнок пытается рассказать о своих чувствах, это требует уважения.
Одна девочка, например, призналась матери, что хочет покончить с собой, а мать сразу же пресекла разговор и сказала: «Ты просто всё придумываешь». Или, когда ребёнок говорит, что у него депрессия, мать отвечает: «Какая у тебя депрессия? Ты просто бездельничаешь! Мы в твоём возрасте уже работали и детей рожали». В таких случаях диалог не складывается. На курсе детям, чьи родители считаются созависимыми, часто говорят о необходимости сепарации – отделения и построения собственного пространства. Но если уважение и любовь не заложены в начале, они не появятся и потом.
Изменение мышления, здоровая деятельность
Хочу также упомянуть пример одной женщины, чья дочь злоупотребляла наркотиками. Девушка курила марихуану в таком количестве, что, как говорят, «ты уже не можешь курить, но и не курить тоже не можешь». Переход на более тяжёлые вещества стал вопросом времени. Во время командировок и ночных рейсов девушка употребляла вещества и продолжала движение по маршруту. Она говорила, что один психиатр посоветовал ей: «Лучше кури марихуану, чем пей антидепрессанты». Мама долго соглашалась с этим мнением дочери.
В начале нашей работы с этой женщиной была поставлена задача – перестать смотреть на мир глазами дочери. Ранее в наших материалах говорилось, что посмотреть на мир глазами другого – полезно, но не всегда и не во всех случаях. Здесь стоит вернуться к теме зависимости и понять, что мы можем оценивать явления как положительные или отрицательные только тогда, когда у нас есть хотя бы какое-то мировоззрение. Как говорил один миссионер, понять сектантское мировоззрение и идею сектантства возможно лишь на базе целостного мировоззрения. Иногда полезно смотреть на мир глазами другого человека – проявлять уважение, сострадание и пытаться понять его внутренний опыт. Это, безусловно, важное и нужное качество.
Но бывает и так, что мы оказываемся в состоянии фиксации на другом человеке, и тогда начинаем видеть все лишь через призму его искаженного восприятия, забывая о собственной позиции. Так мы рискуем ошибиться. Нельзя «обрубать» этот паттерн восприятия – способность сопереживать и понимать другого – это ценное качество. Однако в условиях культурного и духовного обеднения у человека может сложиться искажённое восприятие, которое ведёт к ошибкам. Вот почему важно иметь контакт не только с конкретным человеком, но и с Богом – с Другим с большой буквы. Если мы воспринимаем святых отцов как живых учителей, обращаемся к их опыту, опираемся на предание Церкви, – это помогает нам пройти свой путь в рамках земных реальностей и встретиться со Христом. Кроме того, если у нас есть отношения, основанные на любви и доверии с разными людьми, то даже если мы допускаем ошибки, они компенсируются богатством других созидательных связей.
Долгое время женщина оправдывала свою дочь, употреблявшую наркотики, ссылаясь на мнение психиатра и фиксируясь только на её проблеме. Аналогично другая женщина, чья дочь курила марихуану, воспринимала проблему дочери как свою единственную. Однако в процессе общения выяснилось, что на нее раздражалась не только дочь, но и муж. Обнаружилась одна характерная черта, которая могла провоцировать конфликты – например, вместо общения женщина постоянно порывалась накрыть стол, отвлекалась на добавление новых компонентов к обеду, пытая «улучшить» обстановку, не обращая внимание на собеседника.
В этом контексте можно вспомнить рассказ о доме Марфы и Марии, куда пришёл Христос. Несмотря на важность приема гостя, Марфа отвлекалась на домашние дела, в то время как Мария сосредоточилась на беседе с Учителем. Если бы мы перенесли эту ситуацию в наши дни, то можно сказать, что если к тебе пришёл человек, который хочет поговорить, то необходимо уважать время и внимание, не отвлекая его постоянными «улучшениями» стола. Даже если хочется угостить гостя, важно не перебарщивать и чувствовать ситуацию. Женщине, с которой мы общались, несколько раз приходилось мягко, а иногда и твёрдо напоминать о необходимости сосредоточиться на диалоге со священником, а не на внешних деталях. Это, вероятно, говорит о том, что она не всегда чувствует социальный контекст, и именно эта невнимательность к текущей ситуации, возможно, порождает семейные конфликты. Таким образом, даже при искреннем желании помочь, важно не потерять связь с реальностью и чувствовать момент, чтобы поддержка была эффективной, а не обременяющей.
Один современный православный философ в своих лекциях нередко высказывает замечательную мысль о том, что для того, чтобы лучше понимать мир и окружающих, необходимо знакомиться с трудами авторов, которые пытались осмыслить жизнь и её сложности. Перенимая их опыт и знания, мы учимся лучше понимать других и тем самым встречаем взаимное понимание – вступаем в настоящий диалог и попадаем в «тренд» общения. Если мы попали, то нас слышат, понимают, воспринимают.
Когда же человек фиксируется только на самом себе и своих переживаниях, начинается разрушение системы понятий, о чём писал Лев Выготский, показывая расстройство мышления при шизофрении. Без постоянного обновления и выработки новых понятий личность рискует «распасться» – прежние нейронные сети начинают «рассыпаться», если человек перестаёт развиваться.
См. главу «О некоторых идеях Льва Выготского…» из части 2-ой текста
«МОЗАИКА ИДЕЙ: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека».
[1] Книга «Гениально!»
[2] «Личное существо способно любить кого-то больше собственной своей природы, больше собственной своей жизни. Таким образом, личность, этот образ Божий в человеке, есть свобода человека по отношению к своей природе. Святой Григорий Нисский учит, что личность есть избавление от законов необходимости, неподвластность господству природы, возможность свободно себя определять. Человек в большинстве случаев действует по естественным импульсам; он обусловлен своим темпераментом, своим характером, своей наследственностью, космической или социально-психической средой, даже собственной своей “историчностью”. Но истинность человека пребывает вне всякой обусловленности, а его достоинство – в возможности освободиться от своей природы: не для того, чтобы ее уничтожить или предоставить самой себе подобно античному или восточному мудрецу, а для того, чтобы преобразить ее в Боге» (См. главу 10 «Образ и подобие» из книги Лосского В.Н. «Догматическое богословие»).
[3] Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи.
[4] «Многие противопоставляли мрачному христианскому учению “радость жизни” античного мира. Но делать подобное противопоставление значит забыть трагический смысл рока в греческом театре, забыть обостренный аскетизм Платона, ставившего знак равенства между телом и гробом, и тот дуализм, который он устанавливает между чувственным и умопостигаемым с тем, чтобы обесценить чувственное как только отражение и побудить бежать от него. В каком-то смысле античная мысль подготовила не только христианское учение, в котором она сама себя превзошла, но более или менее грубый дуализм гностических систем и манихейства, где она судорожно восстает против Христа» (См. «Путь отрицаний и путь утверждений» из книги Лосского В.Н. «Догматическое богословие»).