Отношения. Отношения. О необходимости развиваться, чтобы выйти из бинарных состояний
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  20.12.2024.



Крах смысла

Следующий ответ по теме:
«Созависимость. При общении с зависимым главное – попытаться сохранить мир».

Когда человек попадает в какую-то кризисную ситуацию, в которой мысль мечется между двумя бинарными двойственными позициями: «Говорить или молчать» / «Уехать или остаться» / «Бежать или сражаться», стоит учесть, что сама постановка вопроса – неверная и вопрос ставится в таком ключе, что ответа никогда не найти. Даже всякие эволюционисты любят говорить про т.н. рептильный мозг, который действует по принципу бежать или сражаться. Если человек решает вопрос на данном уровне, он не видит иных альтернатив.

Не являясь ученым, тем не менее, высказывал соображение по поводу тех интерпретаций, которые видятся неверными и могут возникнуть при обращении к концепции рептильного мозга. Соображения высказаны в ответе «Бизнес. Что можно почитать предпринимателям, которые хотят совместить этику и бизнес» в контексте разбора книги Рэя Далио «Принципы».

Мы склонны к заблуждению о пользе «жить здесь и сейчас», в беседах мы разбирали, почему это состояние опасно. Если человек привыкает жить «в моменте», он, попадая в уныние погружается в это состояние «здесь и сейчас».

Про спорные моменты в отношении «Здесь и сейчас»:
– Текст «Наркомания (часть 3). Реабилитация – риски состояния здесь и сейчас, деятельность, отношение к ИТ, построение картины мира».
– Текст «Внешняя жизнь и мир мыслей», часть 4.2, глава «”Здесь и сейчас” или точка опоры в будущем».
– Беседы цикла «Внешняя жизнь и мир мыслей».
5.3. «Призвание и работа. О «здесь и сейчас». Время. Только работа – катастрофа. Что-то помимо работы».
6.1. «Работа и вера. Полезно ли быть «здесь и сейчас». Навыки – сами собой. Хорошо внутри – хорошо снаружи».
– В стихотворной форме – см. эпилог поэмы «Антропологический манифест».

Даже светские специалисты в отношении травматического переживания говорят, что в условиях запредельного стресса теряется временная перспектива[1]. А сохранить ее – критического важно для того, чтобы выжить. В экстремальной ситуации ты забываешь, что лучшее что было в твоей жизни, что в твоей жизни были хорошие моменты, которые надо вообще вспоминать, искать в них подкрепление. И человек словно забывает о прошлых хороших моментах, либо обесценивает их. Он погружается в кошмарное настоящее, кажется, что так плохо, как сейчас, будет всегда.

Самоубийство

Кстати, этот момент очень хорошо показан в книге отца Арсения, в первой части книги, когда он описывал жизнь в концлагере (глава «Помню»). Идея состоит в том, что у человека в концлагере теряется перспектива будущего. Ему кажется, что если сейчас все так плохо, то так будет всегда. В рассказе речь идет об интеллигентном человеке, попавшем в концлагерь. (В устах Лихачева интеллигентный человек — это человек культурный, у которого есть багаж, нравственность и понимание своих корней и т.д.). Человек, о котором идет речь в книге, был культурным в том смысле, что он имел светское образование. Но его светское образование на проверке показалось абсолютно беспомощным в критических ситуациях. Вследствие бесконечных издевательств в лагере он впадает в уныние.

[Когда человек попадает в капсулу изменённого состояния сознания, он как будто плавает под водой и у него заканчивается кислород и легкие разрываются, он пытается вынырнуть, а там – лед. Теоретически этот лед прорублен, но ты не знаешь, в трех метрах от тебя или в 10 км, а лёгкие уже сейчас разрываются]. И вот герой рассказа думает: «Зачем жить, если дальше никакого просвета, одни издевательства?».

Действительно, у людей в экстремальных обстоятельствах перед лицом кризиса жизнь обесценивается, если их жизненный опыт только биологический и жизни присущи лишь «достигаторские» успехи. В воспоминаниях рассказчика речь шла о времени, когда шли масштабные репрессии. Но и условно мирное время, человек, потерявший смысл, может надломиться. Если ты стал директором института какой в этом смысл, если институт закрыли?

Рассказчик думает, что единственное, что у него осталось это свобода самоопределения. Он может умереть, когда он сам решит и он решает, что он умрет, не тогда, когда решит надзиратель, а когда он решит сам по своему выбору, потому что дальше ждать чего-либо ему казалось бессмысленным. Он достал веревку и идет к балке чтобы повеситься ночью. Как можно понять по рассказу самоубийства в бараке случались регулярно случалось и людей не останавливали.

Если к данному описанию подключить сведения, добытые из других подобных воспоминаний, то можно предположить, по какой причине одни люди не помогали другим. Не помогали потому, что одни, видимо, настолько были ожесточены и измождены, что останавливать других не было ни сил, ни желания. Люди сосредотачивались сами на себе, на проблеме собственного выживания, как в песне группы «Машина времени» «Костер»: «Он обогреть других уже не мог. Но без потерь дожил до теплых дней».

Однако, как некоторые считают, секрет любви заключается в том, что, чем больше ты даешь, тем больше ты получаешь». Трактовать это следует с учетом принципов духовной жизни.

Если человек просто отдает без учета возрастания в духовной жизни, то он истощается. Люди из вышеозначенной повести боялись, что потратят нужные им силы на спасение другого от самоубийства. Или: человек начнет рассказывать им про свои проблемы, а они сами еле держатся, чтобы не разрыдаться, а сейчас еще выяснится, что у него семья погибла. Выдержит ли психика это общение? Поэтому люди выбирали стратегию замыкания в капсулу.

Рассказчик замечает отца Арсения еще до желания покончить с собой. Отца Арсения он принимает за изможденного старика. И лишь потом понимает, что речь идет не о старике, просто отец Арсений изможден. Выглядит старше из-за ужасных условий концлагеря, где молодые люди могли выглядеть как старики, еще будучи молодыми. Отец Арсений молится, главный герой относится скептически к молитве, думая:

О чем и зачем можно молиться в месте, где все так безысходно?

Когда рассказчик идет к балке, отец Арсений берет его руку и просит не делать этот шаг. Главный герой выхватывает руку и говорит, что отец Арсений не имеет права останавливать его, что у него есть выбор. Вопрошает зачем отец Арсений лезет в его жизнь? Но тем не менее отец Арсений продолжает говорить с рассказчиком, и на каком-то этапе тот понимает, что старик уже подал ему руку помощи, что он будет нести вместе с ним тяжесть его пребывания в лагере особого назначения. В тот момент он не понял, как ему быть, ответа не появилось, но он понял, что нужно идти дальше, нужно жить. Потом главный герой уже начал обогащаться духовно и жизнь его изменилась.

Суицидальные мысли – это момент исчезновения перспективы. Есть специальные переговорщики, которые, когда кто-то хочет кинуться с крыши, вступают в диалог с ним, чтобы помочь. Для преодоления суицидальных мыслей могут помочь мысли о том, что жизнь может измениться, что появится перспектива, ты чего-то достигнешь, что-то сделаешь. Но если сейчас кинуться из окна, то тогда ничего не произойдет из того, что может произойти.

Эта идея перспективы была включена в стихотворение «Карниз и шоссе», в котором были показаны причины, толкавшие девушку на самоубийство. Кстати, эти причины сопоставимы с тем, с чем сталкивается человек, начавший двигаться в русле индивидуалистических концептов созависимости и сепарации. Показан строй идей, выводящий из коллапса.

Прочие материалы:
«ДОМИНАНТА ЖИЗНИ И САМОУБИЙТВО – Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

Жизнь меняется и к лучшему

Опыт тех, кто прошел концлагеря, показывает, что жизнь меняется.
Есть книга с названием «Непокоренный», в ней повествуется о молодом человеке, который был отправлен в Освенцим. Несмотря на то, что он был евреем, его позиция была близка к христианству. Иудаизм – это скорее более философское, нежели религиозное течение, суть которого: доминация еврейского этноса, который, с точки зрения представителей этого этноса, находится в центре всего[2].

У главного героя была этика и, когда ему предлагали бежать, он остался, чтобы помогать товарищу, который помог ему (товарищ научил его профессии, которая помогала выживать в лагере). Он тащил на себе товарища, не мог его бросить. Конечно, он лишился возможности получить выгоду в виде свободны, но для него этика была важнее. И он не прогадал.

 Он писал, что в лагере не было никакой возможности сделать осознанный выбор, не было зацепок чтобы принять решение. Единственное правило, которое работало – это то, что если ты живешь согласно принципам Всевышнего, тогда Всевышний помогает совершить выбор. Этот выбор происходит иногда по непонятным критериям. Например, ему надо выезжать из точки, где было два грузовика. Один – с трупами, другой – с живыми людьми. Он выбирает грузовик с мертвыми, а в последствие оказалось, что живых людей повезли в газовую камеру, а его перевезли в другой лагерь.

Когда автор приехал в США, у него было очень немного денег. И примечательно было то, что, начав встречаться с девушкой из богатой семьи, родители которой были против встреч, он попросил, чтобы девушка не пользовалась деньгами родителей пока она с ним. Хотя от человека в его положении можно было бы ожидать, что он попытается воспользоваться капиталом родителей. Потом со временем, он становится владельцем компании с миллиардными оборотами. Это произошло не за раз. Конечно, у него была деловая хватка, и она ему помогала. Но речь шла не только о ней.

Почему его позиция была близка к христианской? Несмотря на то, что он пережил нечеловеческие условия, ему была присуща большая забота о других людях. Из адского состояния сложно выйти. Сохранить в себе человека, сохранить свою психику становится возможным только благодаря вниманию к ближнему. (Заключенный, который шел к балке, мог не обратить внимание на отца Арсения и покончить с собой. Но даже минимальная способность обратить внимание на ближнего тебя вытаскивает).

Со временем он стал владельцем банка, у него было то, что сейчас называли бы эмоциональным интеллектом. В современном дискурсе эмоциональный интеллект – средство, которое служит для получения какого-то профита. (Имеется в виду, если человек станет более эмпатичным, у него будет больше клиентов. Но сами клиенты при этом могут не восприниматься как люди. У меня сложилось впечатление, что для героя сами люди воспринимались как члены семьи).

Этот человек прошел голод, риски ежедневной смерти, и несмотря на это, остался человеком. Был такой случай, что, когда он (владелец банка) зашел в банк, одна женщина возбужденно разговаривала, он подошел к этому окошку и банковский служащий объяснял, что женщина ошиблась. Она прочитала в газете какое-то объявление о том, что была акция: если раз в месяц делать небольшие отчисления, то к новому году банк выдает сумму с процентами или может дать подарок. Она не разобралась в условиях и стала выплачивать эти деньги позже, и потому не выполнила всех условий для получения льготы. А она пыталась доказать, что ей полагается льготный бонус от банка, о котором шла речь в акции. В свою очередь банковский рабочий пытается доказать, что она ошиблась.

Зигберт, так звали человека, о котором повествуется в книге «Непокоренный», подходит и говорит: так-так, посмотрим. Он делает вид, что считает, хотя на самом деле ничего не считал, затем он просто выдает этой женщине льготный бонус. Этим примером он хотел показать, что не надо из-за 5 долларов устраивать историю.

Он мог поступить таким образом и для привлечения новых клиентов. Но он поступил так не из-за меркантильности, хотя деловая хватка у него была. Его поступок был обусловлен его особенным отношением к людям. И то, что он не бросил тогда своего товарища сыграло роль. Хотя если исходить из животной логики (не в оскорбление животных сказано, имеется в виду ситуация, когда человек падает до уровня примитивного мышления), кажется приемлемой мысль: ну ладно он помог тебе в прошлом, сейчас у тебя есть возможность бежать и надо ей воспользоваться.

Пользоваться условиями – на духовную пользу

Для того чтобы человеку развиваться, нужно работать над собой в тех условиях, которые есть. Например, главный герой не могу участвовать в тяжелых работах и стал учиться делу у каменщика. Он учился, находясь в лагере, где можно запросто погибнуть. Каждый день несет возможность выбора, правильный выбор может спасти, ложный – погубить. Шаг за шагом он стал учиться и накапливать опыт, развиваться.

У Апостола Павла есть слова: «искупующе время, яко дние лукави суть» (Еф 5. 16), (по объяснению преподобного Серафима Саровского, – «то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары – это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа»).

Есть разные объяснения этих слов Апостола Павла, в одном письме Серафим Роуз

говорит слова, которые могли бы стать комментарием к приведенной цитате. «И все же заставьте себя закончить учебу — сами удивитесь: то, что ранее казалось ненужным (даже Кант со Скиннером), вдруг принесет пользу. <…> Разумеется, студенческая жизнь таит немало соблазнов. Но помните: учение само по себе полезно и может пригодиться в христианской жизни. Избегайте пустой суеты и соблазнов, что явно не на пользу. Даже в безбожной обстановке можно «искупать время», говорил святой апостол Павел, и воспользоваться возможностью чему-либо научиться. <…> Мы не можем прозревать в будущее, но знайте: если любите Бога, Его Православную Церковь и ближнего своего, Он найдет вам применение. Не теряйте связи с другими православными ревнителями (а они есть, не сомневайтесь)»[3].

Эти слова можно было бы пересказать следующим образом. Даже, если ты учишься в светском вузе, не бросай это может потом пригодиться. Пока ты можешь не знать, как именно тебе это знание пригодиться. И не факт, что это знание что-то откроет, но потом вдруг ты станешь миссионером и будешь в курсе заблуждений, тогда ты их сможешь опровергнуть.

Попав в отчаянные обстоятельства, ты в них можешь учиться терпению и молитве. Попав в хорошие обстоятельства, ты можешь учиться быть благодарным. Самое главное: чтобы душа трудилась.

Трудилась не в том плане, как трудятся люди в банке, которые вынуждены перерабатывать тонну литературы и голова болит от отчетов. Имеется в виду труд души. Это хороший труд, например, когда ты болел или был взаперти и не мог долго выйти, а теперь ты можешь пройтись и мышцы ног приятно гудят, и сама усталость приятная, когда тело у тебя двигается и тебе очень хорошо от этого. Когда душа трудится человек начинает нарабатывать какой-то опыт. Не хочу приводить замыленный пример с лягушкой, которая взбивает лапками молоко и выскакивает из ведра. Этот образ может быть использован не в том ключе, как в фильме: «Поймай меня, если сможешь» (2002). В этом фильме мошенник-аферист использовал этот образ лягушки для того, чтобы устраивать аферы.

Душевный труд развивает душу, когда, например, человек постепенно начинает в обстоятельствах, раздражающих его, преодолевать раздражение. Когда человек учится выходить от бинарных позиций, от идей типа «говорить или молчать» и т.п.. Человек начинает понимать, когда его собеседник находится в состоянии досады и тогда ему лучше ничего не объяснять. Понимает, когда лучше сказать «то» и «то», и самое главное: он понимать, что есть «то» слово, которое стоит сказать в данной конкретной обстановке.

Как говорим с другими

В отношении того, что мы что-то говорим другим, работает тот же принцип: не надо нависать над людьми и пугать их. Люди же не роботы, которые обязаны выполнять твою программу по их воцерковлению, но при определенных условиях можно что-то донести. Идея состоит в том, что человек способен понимать, что и как сказать только тогда, когда он находится в живом (в хорошем смысле слова) состоянии.

«Говорить или молчать?»

Часть 1. «Также – о хранении внутреннего мира и соблюдении порядка в делах внешних»

Одна паломница рассказывала мне свою историю. Она работала в крупной компании спешила, бежала куда-то по коридору, начальник прижал ее и стал задавать вопросы, и она нехотя, но подставила свою коллегу. Он задавал ей вопросы, а за счет того, что она была в «загоне», мозг находился в, если позволено будет произнести эту метафору, в полуотключенном состоянии. При нахождении в этом состоянии человек выпаливает то, что первое приходит в голову и только потом, когда голова включается, человек осознает ситуацию и понимает, что вообще сказал тогда.

По этому принципу построены допросы. В цикле бесед «Остаться человеком» мы разбирали произведение «Записки вредителя» В.В. Чернавина. Главный герой был специалистом по рыбному промыслу и ему в послереволюционные годы правящей партией была поставлена задача: увеличить добычу рыбы. Задача не была выполнена им и тогда его арестовали как вредителя. Он пишет, что во время допросов приходилось быть бдительным и много думать, хотя на первый взгляд вопросы казались простыми. Например, следователь мог спросить что-то из серии: «Когда собирались, анекдоты рассказали?» Следовали ответы: «Конечно, рассказывали». А рассказывали анекдоты про товарища Сталина и, если ты случайно обозначил фамилию товарища, с кем вы рассказывали анекдоты, на этого человека составляли новую клевету.

Казалось бы, зачем думать если тебя все равно посадят? Однако тем, кто сдавался и принимал убыстренное решение доставалось по итогу хуже.

Генпрокурор того времени Вышинский говорил, что «Признание – царица доказательств». Если обвиняемый подписывал признание взамен на обещание облегченных условий в лагере, его обманывали и в итоге в отношении их выносился смертный приговор или приговор с особо тяжелым сроком.
Главный герой несмотря на то, что сопротивление казалось бессмысленным, не подписывал признание. Когда он отсиживал в лагере свой срок, он продолжал интересоваться жизнью, одним из его интересов была география.

Не терять интереса к жизни

Однажды к нему приехала жена и они решили бежать и смогли.
Так называемая способность ума к мыслям, которую он не потерял во время допросов и то, что он тогда не сдался, помогли ему осуществить побег. Примечательно, что в момент, когда его жена потеряла компас и карту, его реакция была спокойной. Это конечно, катастрофа, во время побега потерять компас и карту, и можно представить, как современные люди переругались бы. А главный герой спокойно отреагировал: Ну, потеряла и потеряла, что тут сделаешь. Он не упрекал ее. Может, он и не думал о перспективе, однако, когда ты делаешь правильные действия, то и в перспективе ты выигрываешь. Когда группа идет на реализацию сложной задачи, она должна быть сплоченной, а если все переругались из-за первого поражения, то мотивация, конечно, падает.

Развитие и разумная работа над собой

На каком-то этапе, когда человек работает над собой, то он, во-первых, не впадает в крайнюю степень отчаяния и уныния. Такая крайняя степень отчаяния и уныния накатывает при пассивности ума. Трудно стоять на ветру, когда ты никуда не двигаешься, а когда ты идешь тебе как-то легче. Когда два грузовика сталкиваются на дороге, какой из них остается на дороге? Тот, который груженный.

То же правило работает и с человеком. Когда человек наполнен в хорошем смысле этого словам внутренним багажом, он не сходит с дистанции. И со временем у него помимо трезвости ума и воспитания полезных навыков появляется возможность потихоньку влиять на ситуацию, выравнивая ее.

Беседы «Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, родителям, педагогам» и иные – тоже построенные на этом принципе в целом. Когда много людей задает тяжелые вопросы, возникает некая дилемма. Предлагать упрощенные решения, либо закрыться от всех сказать «все, отстаньте от меня», либо молчать на исповеди.

Но кто-то выбирает путь мудрости и начинает развиваться, вникать в суть вопросов и тогда у него появляется способность даже в двух словах ответить на суть вопроса. Я бы не сказал про себя, что я мудр, но выбрал накапливать, накапливать и накапливать информацию, создавать тексты и беседы. Не в хаотичном порядке, а исходя из того, с чем приходится сталкиваться в реальной жизни.

Когда меня только рукоположили на Соловках и когда на исповедь шла целая масса людей с тяжелыми вопросами, казалось, что нет ни времени, ни сил на то, чтобы отвечать. А сейчас появилась возможность взять телефон и переслать на номер человека подборки с материалами. В эти материалы вложил свою душу, зная, что, если с этим человеком у меня было бы три часа разговора, я бы сказал то же самое, что и послал.

Развивать разные навыки

У творческих людей есть проблема: они загружаются идеей, у них есть склонность загружаться идеей. Это скорее хорошая склонность, чем плохая. Она позволяет прочувствовать суть музыкальных произведений и исполнить их красиво. Но, когда в сознании оказывается отчаяние, ты вкладываешься в него всей душой вплоть до как-то то нюансов смысловых, и ты также вибрируешь в этом же ключе. Поэтому здесь надо другое качество вырабатывать: в отношении других сторон жизни, отличных от творчества, вырабатывать другие, противоположные погружению, качества. Физиология человека показывает, что это возможно: параллельно с настроенной на творчество доминантой мы можем развивать и выражать и другой срез навыков.

У меня есть одна знакомая девушка. Раньше при виде крови ее тошнило, и, учась в университете, она приезжала сдавать кровь с мамой. Медсестра спрашивала у мамы: «Зачем вы зашли, она же взрослая? Мама отвечала: «Я знаю, зачем я зашла». Мама заходила для того, чтобы дать пакет.

Однажды ее папа поскользнулся в ванне и об острый край плитки разрезал кожу над глазом, в ванной все стало залито кровью. Дочь поняла, что если она впадет в шоковое состояние вместе с папой, тогда будет совсем плохо. Тогда у нее включился другой режим, она вызвала скорую, сама перебинтовала рану отца и стала ее зажимать, пока не приехала скорая.

Соответственно, в отношении социальной жизни должны вырабатываться другие реакции. Например, когда человек рассказывает нам о своей беде и это нас травмирует, вспоминается принцип двух грузовиков. Возникает риск бинарной позиции: говорить или молчать, слушать или уходить.

Однако если ты развиваешься и у тебя появляется христианская любовь к людям, то рождается новая доминанта (в беседах ранее мы разбирали что доминанта тормозит прочие отделы коры) и появляется выбор. Если ты слушаешь человека и находишься в состоянии пассивном, то эти ужасы нажимают в тебе какие-то кнопки и тебе становится страшно больно, а у тебя еще и свои проблемы и тебя вообще накрывает. А если у тебя есть какая-то сформированная любовь к людям, тогда, соответственно, сама эта доминанта начинает притормаживать страхи. Гиперреакции на слова другого человека не рождается и ты понимаешь, что можешь слушать и не сходить с ума от слов человека о своем горе.

Мой знакомый, который занимается рукопашным боем в ответ на вопрос какой у него самый главный опыт в жизни, ответил – дистанция. Как правило атака строится по алгоритму, при котором после двух-трех движений противник останавливается и выходит из атаки. Есть мало мастеров рукопашного боя, которые могут непрестанно двигаться, а когда противник двигается постоянно подойти к нему очень трудно. Когда тебя атакуют, а ты отступаешь, это не является бегством, потому что ты знаешь, что будет секунда, когда человек остановится и ты в эту секунду контратакуешь его и сразу «срубаешь».

Таким образом, в кризисные ситуации важно избегать лобового столкновения. Лобовое столкновение бесперспективно. Например, когда два человека столкнулись на кухне, даже, если сейчас они покричат, они, может, толком ничего и не решат. В такие моменты надо уйти от лобового столкновения. Но не просто уйти, а сделать ставку на реализацию положительного сценария в будущем, путем накопления положительных навыков и любви к людям, приобретая какую-то трезвость.

Тогда станет возможным выстраивание конструктивного диалога, когда человек будет способен воспринимать твою информацию.

Примечательно, что иногда конфликтная ситуация не вызывает в нас вспышки гнева, и тогда наш собеседник не форсирует события. В некоторых случаях мы не то, чтобы заживаем себе, не то, чтобы понуждаем не реагировать на конфликт. Вследствие развития положительного навыка как бы само собой так выходит, что у нас получается не реагировать в остром ключе на ситуацию. А, если мы не среагировали в болезненном ключе на нее, появляется возможность перестроить те предпосылки, на основании которых такие ситуации возникают. Конечно, бывают и обратные случаи, когда не реагировать на конфликт до слез тяжело.

Когда вырабатываются положительные навыки души, ее новые качества и способности, у нас вырабатываются новые реакции, а прочие негативные реакции такие как гнев, притормаживаются. Эти изменения связаны не с только с интеллектом. Новые реакции рождаются сами по себе в случае, если мы двигаемся в сторону конструктивного развития, формируя новые навыки и накапливая внутреннее богатство души.

Выйти из состояния закольцованности мыслей

Однажды пришлось пройти несколько лет с человеком, у которого была крайне агрессивная позиция, было тяжело. Сейчас я благодарен за то, что это было в моей жизни, потому что на каком-то этапе начали вырабатываться другие взгляды. Уместная аналогия: слушать глазами, смотреть ушами. Когда человек постоянно живет в ситуации, где ни одна его стратегия не работает, он может начать вырабатывать новое отношение к реальности (человека ситуация бросает в окошко, либо он начинает двигаться в конструктивном ключе).

Для примера можно привести неплохой фильм: «Человек, который изменил все». Сюжет фильма: есть бейсбольная команда, на развитие которой выделен не столь крупный бюджет. Команда, которая не может позволить себе нанять топовых игроков, проигрывает. И, чтобы изменить ситуацию, менеджер начал вводить в команду принципиально новый подход. Хотя можно было подчиниться бинарной позиции: упереться в желание купить новых игроков, понять, что денег нет и впасть в депрессию, думая, что все плохо и безвыходно, и на этих путях – отчаяться.

В тексте «Преодоление зависимого поведения», часть 2 «Родственникам, близким» упоминается следующий пример: водитель такси разбивает машину и нет денег на ремонт, а единственный источник дохода – это такси. И из-за этой ситуации человек попадает в безысходное положение, которое формируется не столько реальными трудностями, сколько закольцованностью мыслей.

В таких случаях важно выйти в какую-то трезвость, оглядеться, и выход, может быть, найдется. Например, вместо того чтобы отчаиваться, можно устроиться на пару месяцев на подработку, грузчиком, например, заработать денег и потом с этих же денег оплатить ремонт машины.

Также – и в том случае о внезапном разговоре с начальником, во время которого сотрудница нехотя подвела коллегу. Если бы девушка находилась в состоянии равновесия и ей поступил бы прямой вопрос про коллегу, пришло бы понимание ситуации и возможно у нее получилось бы просто отшутиться, не подставляя работника.

Когда читаешь мемуары людей, прошедших экстремальные гонения, о их жизни без каких-либо четких гарантий на будущее (если это война или эпоха репрессий), у которых был только сегодняшний день, видишь, что их решения принимались не ситуативно. Они не предавали других людей и соблюдали фундаментальные законы, понимаешь, что у таких людей выработался какой-то особый опыт, чутье, которые позволяли делать правильные шаги. Рождалось понимание, куда надо было ставить ногу, чтобы спастись.

Не пропитываться злом

Сложная ситуация начинает выравниваться через накопление опыта. Как выше было сказано, множество людей, приезжающих на Соловки, задают множество вопросов. И как будто бы – времени отвечать каждому не особо и имеется. Стало ясно, что нужно создать массив, в котором будут проработаны все возможные вопросы, и пользоваться им для ответов людям.

По аналогии с этим решением, у тебя может быт принято какое-то свое.

Смысл заключается в том, что, когда человек выходит из-под удара в самой ситуации. И потом у него появляется возможность эту ситуацию обдумать, не давая волю эмоциям при первой реакции. Если отдаться первой эмоциональной волне, начать выговаривать человеку недовольство, то может так сложиться, что человек начнет защищаться, так наступает наступает перепалка.

Не надо давать раскручиваться гневным мыслям в голове. Помогает молитва: «Господи, Крестом твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика, спаси меня его святыми молитвами».

«Обида, гнев, злость… Прощение – ЛЕКЦИИ, ТЕКСТЫ ИЕРОМОНАХА ПРОКОПИЯ (также – иных авторов)».

У меня была помощница, которая делала задания иногда неправильно, результат получался не соответствующим описанию, которое приводилось ей. Поначалу хотелось делать ей замечания, но, понаблюдав за собой, заметил, что мне хочется делать замечания не только ей, но и всем. Тогда на ум пришла идея, что дело в том, как смотрю на мир. Если ты зол, то другие кажутся тебе «карлами», «угрозой».

О связи внутреннего состояния с тем, как воспринимаем мир, в тексе «Идеи академика А.А. Ухтомского в адаптированном для современного читателя виде в лекциях и текстах иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

Если ты успокоишься и первая эмоция пройдет, тогда ты можешь в двух словах пояснить, что именно нужно переделать, при этом оставшись в мире с собеседником и собой. В обратном случае начинается конфликт, во время которого собеседник обороняется, а ты наступаешь, тратится много времени на обсуждение каких-то деталей задания, и в итоге не факт, что задание будет переделано правильно.

Для того, чтобы хорошо общаться с людьми необходимо иметь в сердце доброту и сопереживание. В случае если нам не хватает какого-то качества души, нам необходимо потихоньку его достраивать, воспитывая в себе.

Важно помнить, что все в нашем мире течет, все меняется. Раньше приходилось переживать многие моменты, которые казались болезненными. Казалось, это незыблемо и так будет всегда. Сейчас это время прошло и трудно даже восстановить в памяти это уныние, когда только милость Божья удерживала тебя от того, чтобы уехать с Соловков.

Однажды получил такой вопрос: «Как перестать перманентно злиться, начиталась современных психологических установок, проблему это не решило».

В книге «Депрессия и травма: Как преодолеть?» рассматривается момент, как женщина стала читать книжки про любовь к себе. Спохватилась она лишь тогда, когда отношения с сыном стали разрушаться. Ведь, когда надеваешь на себя корону ты перестаешь замечать реальное положение дел, отношения с людьми начинают рушиться»[4].

Здесь может помочь только взаимная любовь, если обращать внимание на мелочи, можно утонуть. Все время кажется, что человек поступает не так, как должен.

Здесь помогает идея о фундаментальных законах мироздания, понимание, что главенствующий принцип в жизни – это любовь.

Иногда кричать на пономаря за то, что он вовремя не подал кадило, и этот крик не вяжется с главными принципами богослужения, во время которого мы вспоминаем о Христе, принесшим Себя в жертву за мир. Во время службы диакону кажется, что он имеет право повысить тон и сделать резкое замечание пономарю, но стоит помнить, что и вне храма сохраняется монашеская община. И потому остается вопрос, как потом смотреть в глаза человеку, ведь мы много раз пересекаемся по дню. А если в монашеской общине есть конфликтные отношения двух врагов, встает вопрос о смысле существования такой общине. Очень важно – соблюсти мир.

В моменте?

Один человек, когда был послушником, остро реагировал на том, что люди в алтаре разговаривали. Он обратился по данному поводу к духовнику, и он ответил: «Это же дети». То есть – смотреть на говорящих как на детей. Мол, – что с них взять?

Послушнику хорошо заполнился момент, когда шла ночная служба успения, народ бегал, суетился, в пономарку забежал дьякон, крича при этом что-то. Послушник же один, как ему казалось, стоял как незыблемый молитвенный столп посреди «безобразия», и это чувство собственной правильности его питало. Когда все причастились и радовались к нему пришла озлобленность, никакой радости после причастия он не ощутил. «Так Господь показал мне, – считал он, – что подобное состояние собственной исключительности и осуждения других неправильно, хотя в моменте оно таковым не кажется».

Сейчас стало очень модно жить «в моменте». На самом деле это состояние опасно, потому что, когда ты в моменте тебя «прет», ты не думаешь о последствиях. Ты можешь быть не прав, но тебя питает ложная эйфория, за которую придет расплата в виде уныния. Продолжая главную тему, важно – соблюдать законы мироздания, если они соблюдаются, вероятность возникновения катастрофы снижается.

Про спорные моменты в отношении «Здесь и сейчас»:
– Текст «Наркомания (часть 3). Реабилитация – риски состояния здесь и сейчас, деятельность, отношение к ИТ, построение картины мира».
– Текст «Внешняя жизнь и мир мыслей», часть 4.2, глава «”Здесь и сейчас” или точка опоры в будущем».
– Беседы цикла «Внешняя жизнь и мир мыслей».
5.3. Призвание и работа. О «здесь и сейчас». Время. Только работа – катастрофа. Что-то помимо работы.
6.1. Работа и вера. Полезно ли быть «здесь и сейчас». Навыки – сами собой. Хорошо внутри – хорошо снаружи.
– В стихотворной форме – см. эпилог поэмы «Антропологический манифест».

Выйти из бинарной позиции

От бинарной позиции следуют уходить и в реакциях на ситуации, когда вас хотят задеть или обидеть. Лихачев сказал важную мысль: «Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться?»[5]

В идеале вообще не следует обижаться, здесь, как видится, сделан акцент на мысли, что в некоторых случаях нужна реакция на внешнюю ситуацию. Когда конкретно против тебя был сделан какой-то выпад, или клевета, реагировать нужно, например, – ответной статьей, заявлением. Некоторые же ситуации, например когда тебе наступили на ногу в метро, являются издержками жизни, которые неизбежны, и на которые реагировать наоборот, не стоит (материалы о преодолении обиды см. выше).

Иногда важно уметь просто отшутиться. Если ты воспринимаешь ситуацию слишком на серьезном уровне, ты попадаешь в тупик. Где-то помогает простой юмор.

Например, кто-то находится в состоянии «загона», его приглашают погулять, а ему кажется, что приглашают слишком настойчиво. И вот он кипятится по поводу того, что кто-то нарушает, как ему кажется, его личные «границы». Тогда как такой человек мог бы ласково сказать: «Прошу прощения, в эти дни хочу прийти в себя, дело не в вас, не в том, что не хочу с вами пойти, а дело в том, что испытываю нужду отдохнуть».

Есть талантливые люди, очень вдумчивые, им нередко мешает излишняя серьезность. Например, когда тебе кто-то говорит: «Чего ты с таким лицом молишься?», у тебя может быть бинарная позиция: либо обидеться, то есть, если смолчать – ты в обиде, либо начать агрессивно защищаться.

Один священник рассказывал: «Однажды шел из школы, парни подловили меня и в спину начали кричать: “А че, у вас там, крест из ненастоящего золота?» И слышен смех. Я понимаю, что применить физическую силу к ним не могу, если развернусь и скажу что-то вроде: “Хватит дерзить”, они опять же отреагируют смехом или агрессией. Если молча уйти, то просто в спину услышу издевки и смех. Я не знаю, как меня так Боженька вразумил, но я развернулся и ответил им, будто меня спрашивали на самом деле, будто никакой издевки не было и это был обычный вопрос. Я говорю: “Да, это просто напыление, напыляют один микрон буквально, он распыляется на металлический крест, крест не золотой”. У них была такая растерянность на лицах, они не знали, как отреагировать, конфликтная ситуация не сложилась и, вроде, им ответили на вопрос, еще и с уважением. Они с растерянным лицом сказали: “А, ну, понятно”. Теперь, когда мы встречаемся с самым “центровым” из них, здороваемся.

Развитие заложенного

Одна собеседница спросила как-то про состояние «ядовитого наслаждения», когда погружаешься в печаль.

Важно уметь распорядится внутренним богатством, которым наделил тебя Бог, и направлять таланты в нужное русло. Как как говорят в народе: «Страсть – это преувеличенная добродетель». Чем больше человеку дано внутреннего богатства, тем сложнее ему будет со всем этим управиться.

Творческие способности дают много человеку, но и одновременно, если человек не научится это в конструктив вводить, он будет с такой же остротой переживать проблемные ситуации внешнего мира, вплоть до очень тяжких последствий. Важно всегда помнить о Промысле Божьем, развивая в себе полезные навыки души. Если бриллиант не огранен, он будет царапать грудь, поэтому камень должен быть в оправе. Путем накопления знаний, опыта, внутренних полезных навыков души, будем двигаться к лучшему.

В книге Жана Клода Ларше «Исцеление духовных болезней» показано, что человеку даны различные качества для достижения блага. Если человек не стремится к добродетели, то эти качества становятся страстями, патологиями, человек начинает страдать. Но если он стремиться ко Христу, если развивает добродетели, то тогда имеющиеся у него качества начинают приближаться к тому первоначальному замыслу, какой был о них у Бога. Тогда то, что в душе человека находится, начинает служить ему на пользу. В противном случае, когда внутренние содержания начинают развиваться вопреки этому замыслу, они становятся бременем, наличие которого переживается как страдание.

[1] См. раздел «Правило 2. Имей перспективу будущего» из статьи Ильи Латыпова «Личность против системы: 2 стратегии».

[2] Глава «Сионизм» из работы В. Ю. Катасонова «Метаморфозы “еврейского народа” и проект третьего Храма».

[3] Год с иеромонахом Серафимом (Роузом). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014.

[4] Раздел «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты», часть 4.3, глава «История 3. “Сейчас я иду по новой, верной тропе решения своих бед”».

[5] См. письмо 9 «Когда следует обижаться» из книги Лихачева Д.С. «Письма о добром и прекрасном».