-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 17.02.2023. |
Вы говорите, что ходите на группы для созависимых, чтобы «проработать» обиды на маму. С одной стороны, вы хотите «разграничить ответственность, то есть, не нести ответственность за грехи мамы». Но с другой стороны, вы отмечаете: «Подмена получается. На группе я весь свой негатив на маму выговариваю, а дома, улыбаюсь. Надоело проговаривать про маму плохое на группе, а потом ее хвалить дома».
См. также ответ «Травма. Девушке, оставшейся без отца – о выходе из колеи травмы»
На тему созавимости – могу сказать, что сама концепция спорна и затемняет суть вопроса. Есть православные, семейные клубы трезвости. Может, попробовать поискать, нет ли поблизости одного из них?
В этом ответе напишу немного, как как на данную тему уже приходилось отвечать, и уже накоплен материал. Поделюсь с вами ссылками, на тексты, которые удалость приготовить на тему т.н. созависимых отношений.
Если желаете, почитайте и историю одной женщины, которая оказалась в схожей с вам ситуации. Она оставила описания своих посещений группы для созависимых. После этой истории приведу названия бесед из цикла «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты», в которых с разных сторон разбиралась, в том числе, тема обиды на маму. В беседах разбираются статьи, истории людей. Знакомства с палитрой мнений помогает человеку выйти из мысленного коридора, если он в таковой попал.
«Разграничить ответственность» (используя ваше выражение) можно тогда, когда накапливаются знания по поводу разных жизненных сценариев. Человек начинает видеть разные грани явления, у него рождается понимание грани между допустимой уступкой другому и недопустимой (если, скажем, другой призывает к действию, реализация которого противоречит совести). Это понимание помогает разобраться в сложной ситуации, которая включает в себя множество сталкивающихся интересов различных участников. Достигается такое понимание, в том числе, через чтение мемуаров, воспоминаний, в который отражен реальный жизненный опыт. Также – через выстраивание своего мировоззрения на началах того, что открыто в Евангелии. Ведь, как говорил святитель Григорий Палама, Христос пришел, «главным образом для того, чтобы открыть душевные очи каждому слепому человеку, который, исцеляясь евангельской проповедью, начинает видеть единственную истину и спасение. Христос снизошел на землю по Своему человеколюбию для того, чтобы даровать нам духовное прозрение»[1].
Каким образом знакомство с палитрой реакций на разные ситуации (описание и реакций, и ситуации можно найти в мемуарах) помогут реализоваться вашему желанию «разграничить ответственность»? В качестве ответа на вопрос можно предложить некоторые мысли из книги Нормана Дойжда «Пластичность мозга» (в этой книге есть некоторые дискуссионные моменты, но, в целом, книга хорошо ложится на представления духовных авторов о борьбе со страстями и о формировании добродетелей).
В главе «Разделяй и влавствуй» описан случай одного мужчины, который в детстве видел не самые лучшие примеры. В результате различных условий у него сформировалась некая аномальная сексуальность: если он думал о интиме, он приходит в состояние агрессии, а если он приходил по какому-то поводу в состояние агрессии, то у него возникали мысли о интиме (его мама употребляла алкоголь и практиковала хаотизированный интим, что вызывало в нем чувства соблазна и ярости).
По версии автора такое положение дел было связано с тем, что карты мозга – отделы мозга, управляющие определенными процессами, – слились воедино. Произошло «практически полное слияние в его сознании секса и агрессии. У него было устойчивое ощущение, что любить женщину – это значит использовать ее и подвергать каким-либо нападкам и угрозам, а быть любимым самому – значит быть “съеденным заживо”. … Мысли о вступлении в половое сношение сразу же вызывали у него мысли о насилии и наоборот».
Подобное слияние карт мозга наблюдается иногда у музыкантов, которые часто одновременно используют два пальца в игре на струнных инструментах. Отделы мозга, управляющие работой пальцев, сливаются, и музыкант, желающий двинуть одним пальцем, невольно двигает и другим. «Чем настойчивее музыкант пытается добиться одиночного движения, тем больше двигаются оба пальца, стабилизируя объединенную карту». По мнению автора, нечто подобное происходило и с мужчиной. «Каждый раз, когда он думал о сексе, у него возникали мысли о жестокости. Каждый раз, задумываясь о насилии, он начинал думать о сексе, усиливая связи в объединенной карте».
Как лечат гитаристов, если карты мозга, заведующие деятельностью пальцев, объединились? «Хитрость заключается не в том, чтобы двигать каждым пальцем в отдельности». Их учат действовать руками так, как они действовали руками в детстве. Гитаристам, утратившим контроль над своими пальцами, предлагают на время перестать играть, чтобы объединенные карты мозга ослабились.
Затем они в течение нескольких дней просто держат в руках гитару. Потом на гитару одевают одну струну, которая при прикосновении к ней, вызывает иные ощущения, нежели обычная гитарная струна. Гитаристы аккуратно трогают ее одним пальцем. Потом они начинают использовать второй палец, прикасаясь к одной струне. «Со временем объединенные карты мозга для этих пальцев разделяются на две самостоятельные карты, и гитаристы снова приобретают способность играть».
Подобным образом (по типу использования в игре одного только одного пальца) автор просил мужчину привести хотя бы один пример, в котором агрессивность не смешивалась бы с сексуальностью. Например, речь может идти в данном случае о самозащите.
В результате такой примерно работы он смог «сформировать две разные карты мозга: одну для физической чувственности, не имеющей ничего общего с тем чувством соблазна, которое он испытывал к своей матери, а другая – для агрессивности». И эта агрессивность полностью отличалась от «немотивированной ярости, испытываемой им в тех случаях, когда мать напивалась». Со временем он пришел к здоровому и счастливому браку, «его наклонности, а также сексуальный тип полностью изменились».
Комментирую слова Нормана Дойджа, можно сказать, что в светской психологии очень трудно провести грань между здоровой и нездоровой агрессивностью. Эту грань можно нащупать, если обратиться к святоотеческой антропологии. С точки зрения духовных авторов сила гнева дана была человеку как сила преодоления препятствий, как сила, помогающая достичь цели. Но после заражения человека страстями, его представления о благе исказись. За благо он стал почитать нечто страстное, и сила гнева начала обслуживать эти страстные стремления.
По идее, человек силой ярости должен был испепелять свою, скажем, леность, когда хочется еще понежится в кровати, вместо того, чтобы заняться неотложными делами. Но в результате зараженностью ума страстными образами и ложными установками человек стал, например, почитать благом само бесцельное лежание в кровати. И вот он с яростью обрушивается на тех, кто отвлекает его от этого занятия.
Аскетический идеал состоит не в инертности, не в пассивности. Сила напряжения должна остаться, но она должны быть исцелена любовью через устремленность к добродетели. Человек в каком-то смысле перевоспитывает силу гнева. У духовных авторов есть образ собаки, которая в идеале лает только на воров, когда же сходит с ума, лает на всех подряд, в то числе – на хозяина.
Для того, чтобы перевоспитать силу гнева, оздоровить ее, одной работы по разъединению карт мозга недостаточно (акцент на работе с образами и представлениями отличает западную школу). Необходимо выработать определенные навыки. Нужда именно деятельность по реализации евангельских заповедей, вследствие чего человек приходит к добродетели (навыки)
См. главу «О значении деятельности в постижении духовных понятий» из 1-ой части текста «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)».
Тогда, будучи исцеленной, сила гнева помогает человека охранять себя от всего, что может деформировать его личность. Человек сохраняет бодрость, активность, но при этом не кидается на людей. Если этот человек – начальник, он может «взбодрить» подчиненных, когда требуется. Но при этом он не будет трястись от ярости, он останется спокойным (чтобы остаться полностью спокойным нужен определенный навык в добродетели). Он сделает работникам необходимые внушения, но сохранит с ними хорошие отношения, не разрушит отношений.
О том, как понимается сила гнева духовными авторами см. в заметке «Гнев». В этой заметке указаны и иные материалы по данной теме.
Как было отмечено, одной работы ума недостаточно, нужда деятельность по выработки конструктивных навыков. Но если все же остановиться на мысли о разделении «карт мозга» через работу ума, то здесь можно указать на некоторые источники, в который описаны здоровые образы женщины, вообще, и – матери, дочери, в частности.
Норман Дойждж отмечал, что, чем настойчивее гитаристы пытаются играть пальцами раздельно, тем сильнее стабилизируются слившиеся карты мозга. На группах для созависимых вы будете напряженно пытаться разъединить себя с чем-то, но, возможно, еще больше будет увязать в том же.
Дело в том, что оторваться от нежелательного можно только в движении к конструктиву. В западной психологии нередко можно встретить иное – попытку оторваться от нежелательной связи путем концентрации на себе и путем движения к другому объекту того же уровня. О чем речь?
Например, девушка испытывает зависимость от мнения другого человека. На группах ей прививают так называемое ассертивное поведение. Но почему она испытывает зависимость от чужого мнения? В некоторых случаях потому, что не сформировано ядро личности, не сформированы картина мира, система взглядов и пр.. То есть у нее нет осмысленного отношения к разным объектам этого мира и обстоятельствам своей жизни. Нет жизненной позиции.
Что даст ей развитие ассертивного поведения? Если личность так и не будет обогащена духовно и культурно, то развитие ассертивного поведения может проявиться в, по выражению одного миссионера, «агрессивной тупости». Ее научат продавливать свою линию, не смотря ни на какие мнения.
Но ведь есть ситуации, когда к мнению других надо прислушиваться. Может, такая девушка и оторвется от зависимости, по поводу которой стала ходить на группы. Но она станет зависимой от чего-то другого.
Ведь в сознании поселяется страстное желание, то человек с неразвитым мировоззрением, но очень развитой ассертивной позицией, будет стремится это желание реализовать во что бы то ни стало. В итоге, – истерики, наркомания, вспышки ярости и пр.
Или девушка, например, не может оторваться от молодого человека, который унижает ее и причиняет боль. Робин Норвуд в своей книге «Женщины, которые любят слишком сильно» в таких случаях советует, помимо прочего, посещать группы для созависимых. Ее метод строится на том, чтобы научить такую девушку отрываться от аномального влечения. Но куда такая девушка приходит в итоге?
От такого рода влечений становятся зависимыми по разным причинам. В данном ответе мы не можем подробно остановиться на их перечислении. Например, у девушки могло быть уныние (депрессия), и на фоне уныния ее отношения с молодым человеком воспринимались как нечто возбуждающее.
О связи уныния с увлечением сильной эмоцией, в частности, – см. в статье «Кто любит, тот любим»
Вследствие отсутствия какого-то внутреннего ядра, основы она и кинулась с таким «остервенением» в эту связь. Если ее от этой связи оторвать, то что произойдет?
Подробнее см. беседы цикла «Любовная зависимость».
Кратко – о пациентках Робин Норвуд см. ответ «О любовной зависимости – девушке, пытающейся “подстегнуть” себя “драйвом”, считающей, что у ее желаний – генетическая природа».
Пациентки Робин Норвуд демонстрируют ориентацию на определенные модели поведения. Жить согласно определенному алгоритму – так кажется – проще. Но при таком подходе к жизни человек не учится принимать осмысленные решения, особо по каждой ситуации. В итоге, его механизмы адаптации не развиваются. А раз так, то, когда происходит вспышка эмоции, такой человек оказывается не способным отклонить от себя зов этой эмоции; не «прокачаны», если так можно сказать, – «духовные мышцы».
Но ведь программа, построенная на концепции т.н. называемой созависимости, тоже втискивает человека в рамки определенного алгоритма. Плюс, – не всегда понятные выпады в сторону тех же родители. У одной пациентки Робин Норвуд – несколько десяткой сексуальных контактов (хаотизированный интим), а причины ищутся в маме.
Конечно, что-то исходит от родителей, как в примере, приводимом Норманом Дойджем. Но зрелая личность тем и отличается, что она способна подняться над теми условиями, которые влекут к патологии. Задача – вывести человека из состояния объекта (жертва обстоятельств) в состояние субъекта – то есть человека, который принимает осмысленные решения. Задача – помочь человеку сформировать высший этаж личности, духовно-культурный уровень.
Если духовные уровень так и не появится, то девушка, кидавшаяся в аномальную связь, с таким же «остервенением» ударится во что-то иное. Да, человеку предлагают занять чем-то иным, но занятия, которыми человек пытается себя отвлечь от разрушающей его связи в западной психологии носят утилитарный характер. Эти занятия не воспитывают в человеке человека, не выводят его на новый уровень духовно-культурного развития. Эта тема подробнее развивается в материалах, подготовленных по поводу концепции т.н. созависимости, ссылки на которые приводятся ниже.
О необходимости воспитания зрелой личности, в частности, рассказывается в ответе «Спрашивающей насчет сепарации от матери для ускорения замужества». В этом ответе девушке объяснялось, что если она сформируется как личность, то и вопрос слияния не будет так стоять остро. Если же она на позициях «загнанного животного» (да простят женщины такое сравнение) подчинить алгоритму, который транслирует ей малознакомый психолог, то найдет ли она себя в жизни при таком подходе?
Личность в православной парадигме воспринимается как несводимость человека к своему биологическому состоянию. Если про человека говорят, что он стал личностью, то значит, такой человек способен подняться над импульсами внешней среды, призывающим к определенному поведению. А также – над своими внутренними побуждениями (например, страх и пр.). Слова богослова Владимира Лосского, описывающего личность через такие понятия, а также мысли прочих авторов по данной теме см. в разделе «Приложение. Духовные и светские авторы о преодолении биологического состояния», из текста «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».
Если девушка пытается оторваться от матери, но как личность не растет, то, парадоксально, но – может прийти к тому же, что не любила в своей матери. Так профессор Марк Льюис в своей книге «Биология желания. Зависимость не болезнь» в главе «Ничего для Элис» рассказывает о девушке по имени Элис. Она «была преисполнена решимости никогда не превратиться в мать, не стать домохозяйкой с тревожными расстройствами и депрессией, навязчиво озабоченной своей прической и размером груди».
Кстати, Марк Льюис в своей книге полемизирует с учением, которое транслируется 12-шаговой программой «Анонимных Алкоголиков» [наркоманов и прочих]. Некоторые его мысли приводятся в цикле бесед «Программа АА / АН: Какие к ней возникают вопросы».
4b. Программа АА-АН и вопросы к ней (Секты. Марк Льюис, книга Биология желания. Зависимость – не болезнь)
Аудио, Видео
Мать Элис, судя по описаниям Элис, была тревожным человеком, была зациклена «на своих волосах, которые никогда не лежали как надо. И еще на животе. И на груди, которая была слишком маленькой, по мнению мамы. Когда такая маленькая грудь, сразу видно выпирающий живот. Этим ужасным фактом она часто делилась с Элис». И Элис стала бороться за то, чтобы ее живот стал плоским. Она долгое время следовала предписаниям диетических самоограничений, а потом сорвалась в булимию – неконтролируемое обжорство.
История Элис вместе с комментариями к ней приводится в беседе 1.2 из цикла «Влечение к еде и к голоду».
Беседы поддерживаются текстом «Объедение: Что делать, когда ничего не могу с собой. поделать?»
1.1 Насыщение ума и сопротивление объедению, гордость и неспособность сопротивляться.
1.2 От анорексии к булимии, выход – не столько самоконтроль, сколько переинтерпретация
1.3 Анорексия, фильм «Реквием по мечте», одиночество и выход через милосердие
2.1 АНОРЕКСИЯ. Схемы мышления. У всех своя история. Картина мира. Что есть грех? Аддикция, принципы
2.2 АНОРЕКСИЯ, БУЛИМИЯ. 5 навыков в помощь при разных аддикциях. Модели поведения. Ложные восприятия
2.3 АНОРЕКСИЯ, ОБЪЕДЕНИЕ. Заорганизованность. Прочие стороны не развиваются. Голод в местах заключения.
Как говорил один автор, дети, которые осуждают родителей, парадоксально, но совершают те же ошибки. Эта мысль рассматривается в ответе «Травма. Девушке, оставшейся без отца – о выходе из колеи травмы».
Эта тема, в числе прочих рассматривалась в статье «Детям – жизнь от родителей или родителям – жизнь от детей?»
Может, вам интересно будет посмотреть, как по-разному сложилась жизнь двух девушек, у которых не все идеально сложилось в плане отношений с матерями. Их истории приводятся в главе «Девушка одна и девушка другая».
Если у мамы и есть что-то в поведении, чему не стоит подражать, то не факт, что осуждение является конструктивным ответом на такую ситуацию. Есть и другие, конструктивные пути помимо осуждения. Но чтобы их нащупать, чтобы не делать того же, что и мама, и при том не скатываться в осуждение, нужно прийти к развитой картине мира. Тот, кто скатывается в осуждение, рискует прийти к эмоциональной черствости, у такого человека могут начаться проблемы во взаимоотношениях с другими людьми. Ведь сердце у человека – одно и мозг – один. Заразившись неприязнью хотя бы к одному из людей, такой человек этим же сердцем и этим же мозгом будет взаимодействовать с людьми прочими.
Вопрос о конструктивном отношении к недостаткам поднимается в приводимой ниже части 4.3 из текста «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты».
А также – в главе «Вопрос о недостатках» из части 2-ой текста «Подводная часть айсберга (часть 2): о соблазне церковного РАСКОЛА».
Смысл данного ответа, ответа «Травма. Девушке, оставшейся без отца – о выходе из колеи травмы», а также смысл бесед про влечение к еде и к голоду, бесед про любовную зависимость, смыл приводимых ниже материалов, в принципе, – один. Необходимо строить личность, тогда отрыв от всего нежелательного происходит сам собой и относительно безболезненно для человека. Если развития (понимаемого в плане личностном, а в не в плане реализации увлечений, хобби и пр.) не будет, то, «прорабатывая свою т.н. созависимость», человек может увязнуть в чем-то ином.
О том, как меняется отношение к родителям, если человек начинает развиваться как личность визуально можно увидеть в некоторых эпизодах фильма «Прекрасный день по соседству (2019)». Папа пил, дебоширил, а сын осуждал отца и был несчастен, но однажды все изменилось. Этот фильм упоминается в части 4.3 текста «Преодоление травматического опыта…».
В беседе 21.3 цикла «Преодоление игрового механизма» рассказывается о фильме «Небраска (2006)». Сын считал отца заурядным человеком, жил жизнью, как складывалось ощущение, далекой от глубоких переживаний. Однажды он узнает о новых гранях жизни отца, в нем рождает уважение к отцу, и жизнь самого его, то есть сына, становится иной. Там, где рождается любовь, жизнь становится красивой.
Должен быть сформирован высший этаж человеческой личности, тогда многие вопросы начнут решаться. Некоторые мысли на эту тему содержатся в статье «Играет ли свита короля? О “вине” родителей и свободе выбора».
Эта статья была написана, в том числе, и как ответ на заявления людей, стоящих на позициях концепции т.н. созависимости. В частности, в статье приводится отзыв на фильм «Кэнди (2006)» – фильм о девушке и ее молодом человеке, начавшим принимать наркотики. В отзыве говорилось: «Для Кэнди, травмированной в детстве, невозможным делом представлялся удачный брак. Родить здоровое потомство она тоже будто не могла. Относительно нее положение Дэна считалось лучшим. Он был просто “сиротой” при живых родителях. Дисфункциональная семья, патологически нездоровая любовь матери – за этих двух влюбленных все было решено, и винить их не в чем». Такое положении дел возможно лишь при духовной пассивности людей. Но выход есть (см. также упоминающуюся ниже часть 4.3 из текста «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты»).
Еще о одной черте стоит упомянуть. Не будет добра там, где ребенок осуждает родителей, в частности, мать. Какая бы она ни была. В пятой заповеди за почтение к родителям Господь обещает «благо». То есть, по объяснению одного автора, будет удача в жизни.
В качестве примера, комментирующего эту мысль, можно привести историю одной девушки. Она имела пьющую мать, но не презирала ее. Даже искала по притонам. Она выросла, не зная, что такое любовь, и замуж вышла за состоятельного человека по каким-то иным соображениям. Любовь она познала, когда впервые взяла на руки своего родившего ребенка, что-то в ней «включилось». Когда она призналась мужу, что вышла замуж не по любви, он прогнал ее. Она стала строить свой бизнес. Однажды она увидела у своего знакомого на фото одного молодого человека и спросила, кто это такой. Знакомый ответил, что у этого молодого человека есть девушка, и героиня истории перестала думать о нем. Через некоторое время знакомый вдруг сказал, что этот молодой человек расстался с девушкой. Тогда она сказала ему, что она едет к этому молодому человеку (он жил в мегаполисе, а она – в небольшом провинциальном городе). Сказала, пусть знакомый передаст ему, чтобы он готовил для нее экскурсию. И действительно, молодой человек водил ее по городу, показывал достопримечательности. Через некоторое время они поженились. Он был из богатой семьи, у которой был свой бизнес. Когда пришло время выбирать приемника, то глава семьи сказал, что у него нет других кандидатов, крове как супруги своего сына (героини истории). Она пробивалась в бизнесе сама, не боялась принимать решения. Ее история показывает, что значит «благо ти будет» за почтение к родителям.
Эта история приводится в ответе «Девушке, считавшей себя травмированной. О неустройстве и его преодолении, выборе пути». Ответ был дан девушке по поводу неприязни к своей матери. Также эта история приводится в одной из бесед цикла «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты» (раздел про маму, о этих беседах – ниже).
Стоит привести и слова Татьяны Новоселовой на тему отношения к маме. Татьяна родилась в бедной уральской деревне, пережила голод. Очень тяжело было в годы Второй Мировой Войны. Она, если смотреть на ее историю сквозь призму современных психологические концепций, могла найти, в чем обвинить свою мать. Мать, мол, «не создала условий», «не развивала таланы дочери», мать – «то, мать – «сё». Мать постоянно работала и «не занималась дочерью» и т.д..
Но в условиях страшной нищеты Татьяна не потеряла человеческий облик. Со временем она выучилась, вышла замуж, родила детей. «Со временем, – пишет она в своей книге «Живы будем – не умрем», – я убедилась, что нормальная, здоровая, живая душа не может жить без любви к матери». Татьяна стала Человеком, личностью в прямом смысле этого слова, хотя стартовые условия ее жизни были таковы, что запросто можно было скатиться в «дичь».
О том, что поддерживало Татьяну Новоселову – в беседе «Путь жизни и путь смерти: два подхода к преодолению трудностей / ПТСР / к воинскому служению» (см. таймкоды в описании).
Если есть желание, можете полистать ее книгу, чтобы понять, как вообще в разных условиях могут выглядеть отношения матери и дочери. Чтобы найти свой путь попробуйте посмотреть, как вообще выглядят здоровые отношения (подержите в руках гитару, как советовал Норман Дойждж).
Если желаете, почитайте дневники св. царицы Александры Феодоровны. Как она относилась к дочерям, а те – к ней.
Очень много чего можно взять на заметку в книге Наталии Соколовой «Под кровом Всевышнего». Наталья застала Вторую Мировую Войны, в непростых условиях воспитала своих детей верующими людьми.
Можно также полистать книгу Неволиной Е.В. «Золотой святыни свет». В книге рассказывается о Марфо-Мариинской обители и ее основательнице – св. княгине Елисавете. Обитель вела обширную благотворительную деятельность, а ведь милосердие – это отличительная женская черта. Если женщина активирует эту черту, она может найти свой путь. Эту мысль иллюстрирует история той же женщины, рассказ которой о посещении группы для созависимых приводится ниже. После ее рассказа о посещении группы будет приведен ее рассказ о обретении себя через милосердие.
Милосердие как о любовь, понимаемая как деятельное внимание к жизни другого, помогают преодолеть одиночестве, помогают по-иному начать жить, о чем см. в тексте «ОДИНОЧЕСТВО, ИЗОЛЯЦИЯ – беседы и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».
Можете почитать главу из книги «Отец Арсений» под названием «Доброе слово». Доброму слову научила мачеха Любочку, о их непростных поначалу отношениях Любочка и рассказывает.
Есть очень интересные воспоминаниях женщин-христианок, прошедших гонения. Евфросиния Керсновская и ее книга «Сколько стоит человек». Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская) и ее книга «О действии благодати Божией в современном мире» (монахиней она стала уже в очень зрелом возрасте, работала в сфере образования в условиях тоталитарного государства, в какие ситуации попадала, и как выходила – очень интересно).
Есть воспоминания игумении Таисии Леушинской, изложены в книге «Келейные записки». Она была дворянкой, прежде чем принять монашество, ездила по обителям, оставила интересные наблюдения. Описывает разные грани человеческих взаимоотношений.
Если желаете, можете ознакомиться с другими ответами на «женскую тему».
«“Женщине” – подборка ответов пастыря, объединённых общей темой».
«Женская тема» – дополнение.
Итак, в этом ответе:
1 – о чувстве вины, как разграничить.
2 – о преодолении обид.
3 – некоторые материалы о т.н. созависимых отношений.
4 – история женщины, которая ходила на группы для созависимых.
5 – перечень бесед на тему психологических концепций о вине родителей, в частности, мамы)
*** 1 ***
Отчасти, вопрос про разграничение чувства вины поднимался в беседе «Борьба с привычками, с которыми мы не в силах справиться».
Здесь прилагаю фрагмент:
1:02:19 Вопрос: Как помочь зависимому, если он не хочет или не может отказаться от пагубной страсти? Как помочь себе не быть одержимым идеей помощи, осуждением и чувством вины? Ответ: Отделить конструктивное чувство вины от патологического. О концепции созависимости. Плохой пример психологической помощи. Необходимость высшего этажа личности. Отсылка к материалам о.Прокопия на тему созависимости: https://vk.com/@o_prokopy-sozavisimos… 1:07:13
1:15:42 В: Один из супругов пьет более 10 лет, что делать второму: терпеть или уйти? Как самому не начать пить или не сойти с ума? Как не погибнуть в таких отношениях и где грань? О: Чтобы оставаться в таких отношениях – нужна великая вера и это не всем может подойти. Формирование ядра личности. Обогащение новыми смыслами. Евфросиния Керсновская, книга «Сколько стоит человек». Чин 12 псалмов
См. также некоторые беседы цикла «Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, родителям, педагогам». В частности:
4g. О чувстве вины и о преодолении его. Кризис – призыв к развитию и выходу из спячки. Еще раз о т.н. созависимости
7a. Созависимость или «заточенность» на свои модели. Ассертивность – выход ли из т.н. созависимости
*** 2 ***
(о преодолении обид)
– Подборка материалов «О ОБИДЕ, ГНЕВЕ, ПРОЩЕНИИ – ЛЕКЦИИ, ТЕКСТЫ ИЕРОМОНАХА ПРОКОПИЯ (также – иных авторов)».
– «Обида. Гнев. По поводу вопроса о прощении обидчиков».
– ЕСЛИ ГНЕВ НА РОДИТЕЛЕЙ (ПРОБЛЕМЫ В ДЕТСТВЕ И Т.Д.)
Текст «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
Часть 4.3. «Посттравматический рост. Примеры преодоления моделей поведения, сформированных под воздействием травматического опыта. Трудное детство и прощение родителей».
Часть 4.2. «Посттравматический рост и преодоление моделей поведения, сформированных под воздействием травматического опыта».
– Ответ «Человеку, считающему (допускающему), что его травмировали родители».
– Суть того, о чем рассказывается в материалах, – в заметке «Гнев».
*** 3 ***
(некоторые материалы о т.н. созависимых отношений)
– Статья «Отношения, общение с зависимым родственником. О чувстве вины, о концепции т.н. созависимости».
– Ответ «Зависимость. Отец пьет до невменяемого состояния, дети имеют неприязненные мысли, которые разрушают».
– Ответ «Зависимость. Маме, сын которой употребляет ПАВ, о программе “12 шагов”, о группах для созависимых, о женах зависимых».
– Ответ «Женщине о концепциях созависимости, самооценке и внутреннем ребенке (часть 1)».
– Ответ «Женщине о концепции созависимости. Ч. 2».
– ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ «Родственникам зависимых (справедлива ли концепция «созависимости»?) Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)»
*** 4 ***
(история женщины, которая ходила на группы для созависимых)
После истории приводятся названия текстов, в которые включена эта история. История встроена в определенных контекст, в котором ситуация этой женщины рассматривает с иных сторон, а не только с ракурса, предлагаемого группой.
«Несколько лет назад я вышла замуж за человека, страдающего недугом пьянства.
Чтобы помочь ему и себе, я пошла на занятия в группу Ал-анон для созависимых по 12-ти шаговой программе.
Там я узнала, что 12-шаговая программа кроме анонимных алкоголиков используется также и в группах анонимных обжориков, шопоголиков, сексоголиков. Меня крайне заинтересовала эта универсальная система.
Кроме того, для лучшего освоения этой программы мне посоветовали дополнительно пройти психологические курсы по методу Мюррей.
Ключевым моментом курсов было составление яйца травмы. Необходимо было вспомнить все обиды, пережитые за жизнь, написать их на рулоне обоев и обрисовать все это овалом.
Затем каждый публично рассказывал обо всех обидах всем присутствующим, стоя возле своего яйца травмы. Комментарии окружающих были запрещены.
Конечно, все плакали. И кто рассказывал, и кто слушал. И, правда, некоторые вещи были запредельными, и страдания тоже. Но были и надуманные.
Дальнейшее, честно говоря, сейчас вспоминается уже с трудом. Надо было представить себя своей мамой и вступить с ней в переписку. Помню, что я обливалась слезами от обид и жалости к себе, вообще за свою испорченную жизнь по вине моей мамы, конечно.
Все это проистекало из яйца травмы, которое, оказывается, всегда было у меня за пазухой, или я в нем – точно уже не помню.
Далее надо было представить себя в виде здоровой личности, но из трех человек. Пережить растроения я уже не смогла, с заданием не справилась и не получила диплома об успешном прохождении курсов. Слава Богу!
Вернулась я тогда в группу в более тяжелом психо-эмоциональном состоянии, чем до посещения курсов. Даже начались панические атаки.
Занятия в Ал-анон долго посещать не смогла, атмосфера на занятиях была не моя. Что-то меня выталкивало оттуда, как воды Мертвого моря. А вот девчонок из созиков очень полюбила – искренние, отзывчивые, натерпевшиеся, трудолюбивые.
Однако обиды на маму, моя неудачная жизнь – в карьере, семье, беспробудное пьянство мужа – требовали решения.
Походы к психологам еще более убеждали, что во всем виноваты родители, прежде всего, мама, которая тиранила и подавляла, оказывается, меня все детство.
Мои возражения, что детство у меня было счастливым, что меня и брата любили, что родители никогда не били нас, не кричали на нас, не ругали даже нас, при нас не ссорились, встречали железобетонный ответ: «Тирания была такой сильной, что Вы даже не замечали ее. Вам надо научиться работать с чувствами и простить свою мать. Она не виновата».
Беспорядок в голове от посещения психологов, усиление панических атак привело меня на Соловки.
Я побывала на лекциях, которые проводились для паломников, побеседовала с одним священником. И бесконечно благодарна одному священнику за то, что он все расставил по местам. В беседе с ним о моих злоключениях поразила фраза: «Вы же понимаете, что не можете стать себе мамой. Вы же понимаете, что это ложь». Думаю, с этого момента мое сознание стало проясняться.
Но самой большой ценностью для меня стала генеральная исповедь. Именно во время нее пришло осознание, что обида на маму – это мой грех, а не ее.
Я вдруг почувствовала, что обида исчезла, растаяла, растворилась. Конечно, по великой Божией милости ко мне, грешной.
Действие благодати Божией после Соловков длилось, наверное, около месяца. Мне казалось, что я не хожу, а парю над землей. Все было легко делать. В голове звучали постоянно слова песнопения “Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей..”.
Потом я приземлилась опять на землю. Понимаю, что сейчас наступил период времени, когда надо доказать Господу свою верность.
Недавно мы организовали при храме свою группу трезвения под названием «Воскресение». Решили с батюшкой, что не будем идти по 12 шагам. Хотя вокруг только и разговоров, что 12-шаговая программа – это украденный протестантами святоотеческий опыт.
Но я точно знаю, благодаря курсам Мюррей, что правда, смешанная с ложью – это очень опасно.
Мы решили, что будем идти своим путем и непосредственно опираться на святоотеческий опыт борьбы со страстями».
О АА см. цикл лекций «Программа АА/АН. Вопросы к ней».
О преодолении обиды см. цикл «Преодоления травматического опыта: Христианские и психологические аспекты» (пункты 20-25).
А также – ответ «Мучительные воспоминания о прошлом (обиды на родителей и на Бога, сожаление о упущенных возможностях и пр.)».
Эта история приводится в:
– В 1-ой части текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», в главе «О лекциях с 20 по 25».
– Во 2-ой части текста «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)», в главе «Опыт женщины, страдавшей от “тысячи мыслей в голове”».
Пишет эта женщина: «Долгое время я страдала душевным расстройством, приобретённым мной в результате блудных фантазий. Ощущение пустоты, холода на фоне физического удовлетворения были страшными. Закончилось это полным опустошением.
Я перестала чувствовать себя женщиной. Чтобы каким-то образом реанимировать себя, я стала смотреть на женщин с вожделением. Все женщины стали для меня только сексуальными объектами для моих фантазий. Я не могла справиться с этими наваждениями.
Я перестала быть вообще. Перестала вообще ощущать себя человеком.
Мой путь к выздоровлению лежал через исповедь, причастие, посты, молитву. Но самой большой Божией милостью ко мне была встреча с сестрами милосердия в хосписе. Они приняли меня как сестру. Всё вернулось как бы в детство, в чистоту.
Я избегаю эротических зрелищ, книг, рассказов, зная, что всё-таки имею след этого греха, и не хочу его возвращения. Это очень страшно – холод вместо любви, удовлетворение вместо радости».
*** 5 ***
(перечень бесед на тему психологических концепций о вине родителей, в частности, мамы)
Цикл «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты»
Здесь приводятся названия не всех бесед данного цикла, в цикле есть и другие беседы на тему преодоления травматического опыта.
20a. Стремление преодолеть кризис через ОБВИНЕНИЕ МАМЫ, признание собственной САМОЦЕННОСТИ (ж), воспитание МАСКУЛИНОСТИ (м).
20b. Упоение обвинением мамы. Катастрофа вследствие приобщения к ложной модели и узко-физиологической концепции.
20c. Восстановил в кабинете психолога воспоминания о детской травме. Можно ли им доверять?
20d. Восстановил в кабинете психолога воспоминания о детской травме. Можно ли им доверять?
20e. Травма – и что все-таки делать? Все ли проблемы – от детских травм?
20f. Не только влияние родителей. Перестроить опыт, выбирать отношение к происходящему.
20g. Если и было, что травма от родителей. Примеры деформации и примеры восстановления.
20h. Если и было, что травма от родителей. Перестроить систему реакций. Прощение, исцеление.
20i. Спекуляция на теме вины родителей, игнорирование иных причин. Институт детства.
20j. СУТЬ. Если и было от родителей, выйти из колеи обиды. Картина мира, построенная не на ненависти.
20k. СУТЬ. Если и было от родителей, преодолеть модели. История девушки, мама-психопатия.
20l. СУТЬ. Если было от родителей, простить, строить жизнь. Ненависть сжигает, примеры.
20m. Родители. Слом личности. Созависимость – ложность концепции. Иначе настроиться.
20n. Родители. Спорность концепции вытеснения в бессознательное. Мозг. Тренинги, риски.
20o. Родители. Спорность концепции т.н. внутреннего ребенка, техники стирания в бессознательном.
21a. Стремление преодолеть внутренние проблемы с помощью психологических моделей и новый виток проблемы. О преодолении фатализма.
21b. О преодолении травматического опыта (кратко).
21c. ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ. Горделивое самоуничижение и страх. Смиренное осознание ошибок и перспективы развития.
21d. Трагедия гордости (живой опыт заслоняется моделями; закоснение в ошибках). Смирение и развитие.
21e. Гордость и потеря адекватного взгляда на мир и себя.
21ee. О преодолении травм. См. цикл «Доминанта жизни и самоубийство», пункт 3.3.
21eee. О преодолении травм. См. ответ Мучительные воспоминания о прошлом (обиды на родителей и на Бога).
21f. История мужчины, считавшего, что ему нужно развивать маскулиность.
21g. История о человеке, который хочет внутренним проблемам найти объяснение в психологической литературе и запутывается.
22a. Через мечты о себе – к измененному состоянию сознания. Учение свт. Игнатия (Брячанинова) о состоянии самообольщения.
22b. РАЗБОР ПИСЕМ О МАСКУЛИНОСТИ (заповедь о щеке, воины-христиане, вопрос о женщинах, вопрос о отношении к злу).
22c. РАЗБОР ПИСЕМ (о смирении, мешает ли смирение и христианство жить; о духовниках из монашествующих).
22d. РАЗБОР ПИСЕМ (о смирении, об отношении к женщинам).
22e. РАЗБОР ПИСЕМ (замкнутость на идее – начало расстройства, выход – услышать другого, выбрав любовь).
23a. Гордость как путь к регрессии и порабощению ложным образам. Смирение (самоукорение) как путь к развитию, перспективе.
23b. Проф. Иоанн Корнаракис и его мысли о фантастическом человеке (живущим с ложным образом самого себя).
23c. Проф. Иоанн Корнаракис о постпатристическом богословии (измена Святому Духу).
23d. ПОСТ-КНИГИ, которые никуда не ведут (ложная картина мира, вместо стремления к подлинному – движение к психологической фикции).
23e. ПОСТ-КНИГИ (стандартизация проблем, которые индивидуальны, ложные интерпретации, шизофренизация сознания, взращивание эго).
24a. ПОСТ-КНИГИ. Упоение собой (ощущения подтягиваются к ложным мыслям). Замкнутая конструкция, в которой ты – прав.
24b. Стремление освободиться от страха, вычитая из себя человеческое. Отчуждение. Не найти общий язык. Искаженное восприятие.
24c. Чувство вины и его преодоление.
24d. Правда ли, что осуждение других и их неприятие – от неприятия себя.
25a. Групповая психотерапия и фильм «Бойцовский клуб». Не видно выхода – термины объединяют явления, которые в природе разделены.
25b. Иеромонах Серафим (Роуз) о духовной жизни и ее подмене. Подмена – не к подлинным целям стремления, а к фикциям и сугубо земному.
[1] Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы. Отрывки из текстов святого Григория, рассмотренные на собраниях молодёжи Духовного Центра кафедрального собора. Под редакцией Архимандрита Мефодия (Алексиу), доктора богословия. Изд. третье. Салоники, 2018. С. 156.