АА/АН. АА. Стороннице программы 12 шагов, перешедшей в Семейные Клубы Трезвости. Ч. 1
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  29.12.2023.



Построение здоровой личности. Вот в чем цель! Тогда и выход из зависимости возможен.

Вы имели вход в 12-шаговую программу, хотя и явной сторонницей назвать Вас сложно. Возникли вопросы. Если зависимость не болезнь, то что? Если с православной точки зрения зависимость – это страсть и грех, то как понимать подобное состояние людям неправославным?

Сами Ваши вопросы говорят о многом. Скорее всего они являются следствием недопонимания православной позиции по данному вопросу. Работа «Программа АА/АН. Какие к ней возникают вопросы. Ч 1.1: Является ли зависимость болезнью? Достаточно ли для выздоровления одной борьбы с зависимостью?» содержит такой раздел «Зависимость – грех, болезнь или – как-то иначе?» с массой примеров.

С точки зрения 12-шаговой программы человек с нехваткой дофамина, не способен испытывать счастье и потому выпивает. Но можно привести примеры, доказывающие, что дело обстоит абсолютно не так. Одна знакомая, которая работает в отделении токсикологии и принимает «по скорой» людей в острых наркотических психозах, а также страдающих алкоголизмом, отмечает, что во многих случаях причиной употребления алкоголя послужило обрушение экономики в 90гг. Или, например, гибель работника на заводе и вот совершенно непьющий директор запил. Некоторые люди, возвращающиеся с фронта, пьют. Палачи в советские годы напивались. В статье «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Ч. 4: Обращение к полноте и целостный взгляд на человека» приведены некоторые данные о палачах. С точки зрения 12-шаговой программы это просто больные люди. Им не хватало дофамина. Вот если бы не было в них дефицита нейромедиатора, то можно сотню – другую расстрелять и сохранить трезвость.

Не все так просто. Это крайне упрощенная схема. Говорят, что во время игры работает быстрый дофамин. В этом лишь часть правды. Вот сидит человек и играет. Считается, что выделяющийся дофамин и не дает ему остановиться. Но чтобы было, если бы игрок знал, что за каждую минуту игры он будет лишаться 1 пальца. Будет выделяться дофамин? Вряд ли. В системе иерархии мотивации выше будет стоять желание избежать боли.

Дофамин – нейромедиатор, который участвует в процессе запоминания, в интересе, в чувстве изумления. Благодаря ему происходит закрепление навыка. Тогда закономерен вопрос – если у человека не вырабатывается дофамин (зайдем с этой стороны), как он живет? Если не брать глубокий взгляд на человека с точки зрения Православной антропологии, а оттолкнуться от биологических позиций. В каждой девушке развиваются процессы, которые готовят ее к материнству. А вот, допустим, одна из них курит. Выпивает. Это удар по будущему ребенку. У нее в 16 лет, например, было уже 8 мужчин. Роман Гетманов говорил, что обилие половых партнеров (более 6) в жизни женщины – это повышенный риск бесплодия. Еще один автор отмечал, что организм женщины «настраивается» на мужчину, как скотч, прикрепленный к поверхности. В первый раз он прочно приклеивается. Если оторвать и снова прикрепить – приклеится, но хуже. На 4–5 раз и вовсе не получится. Соответственно, если девушка пьет и курит, употребляет ПАВ, ведет хаотизированную интимную жизнь (возможно, даже лесбийской направленности), то с точки зрения биологической программы (как минимум) целесообразно ли организму подкреплять такое поведение выбросом дофамина? Тело будет сигнализировать всеми доступными средствами, что девушка идет не в том направлении. На радио «Град Петров» была отдельная беседа про депрессию, где несколько рассмотрена тема дофамина или в тексте «О депрессии и выходе из неё».

Система нейромедиаторов не работает столь прямолинейно. Когда на одном конце системы возбуждение, на другом должен возникнуть эффект торможения. Необходим баланс. Конечно, ведь чтобы человек смог изучать книгу, у него должен возникнуть интерес к написанному, а в отношении остальной обстановки комнаты при этом развивается эффект торможения. Иначе он неминуемо будет отвлекаться.

В книге «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества» включена глава о наследственности, как возможной причине зависимости. Гены кодируют некую предрасположенность. Например, китайцы выявили у курильщиков более 200 специфичных генов. Эта совокупность может обуславливать повышенную тревожность. Как человек реализует эту склонность? Кто-то начнет курить, а кто-то приучит себя к чтению. Если у человека было конструктивное окружение, если сам он двигался в положительном ключе, то повышенная тревожность может вылиться в углубленную молитву.

Болезнь открывает возможность для манипулирования крупными финансовыми потоками. Если зависимость объявляется болезнью, то «вписывается» в страховой случай. Человек болен. Ему назначается лечение. Открывается возможность оказания некачественной помощи. Вышел человек из клиники и запил. Что сказать может система здравоохранение? Болезнь смертельная и неизлечимая. Идея болезни оправдывает принудительную изоляцию. Есть так называемые мотиваторы. Они забирают зависимого человека в закрытый реабилитационный центр, где незаконно его удерживают.

По поводу страстей и греха. В сознании некоторых людей эти понятия воспринимаются, как некоторые абстрактные величины. Страсть с точки зрения нейрофизиологии можно сопоставить со словами одного современного автора – мотивационное ядро. Согласуется это понятие и с учением Ухтомского о доминанте. Формируется стойкий очаг в коре головного мозга, который при возбуждении оказывает тормозящее действие на прочие отделы коры. Мысли просто выдавливаются из сознания. Человек со сформированной страстью воспринимает ее (страсть), как свое естество, как природную склонность. Например, возникла некая ситуация. Унылый в ней будет плакать. Гневливый станет кричать. Любящий – воспринимать ситуацию с благодарностью и радостью. А пьющий напьется. И каждому будет казаться именно его реакция естественной. Жена занялась спортом – напился. Неудача постигла – напился. На возникающий сигнал человек реагирует исходя из сформированной склонности. Это и есть страсть. О страсти, как о мотивационном ядре в работе «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения» Ч. 3: Обращение к полноте и доминанта на лицо другого».

Лекции и сопровождающие тексты проекта «Обращение к полноте»

А вопрос о грехе применительно к зависимости раскрыт в одноименной беседам статье «Программа АА/АН. Какие к ней возникают вопросы». Ч. 1.1.2: Дополнительная – «О “медицинской модели” и о связи зависимости с поражениями в духовно-нравственной сфере человека». Рассмотрены взгляды сторонников программы АА. Приведены выдержки из книги проф. Марка Льюиса «Биология желания. Зависимость – не болезнь». Автор описывал формирование зависимости, как развитие нейронных сетей, как образование привычки, которая деформирует человека.

Например, человек употребил и переключился на этот способ действования. Постепенно этот ход событий закрепляется в нейронных сетях. Формируются функциональные системы, как сказали бы советские физиологи. Чтобы человеку выйти из зависимости нужно сформировать те функциональные системы, которых раньше и не было. Профессор Марк Льюис описывал, что исследование мозга людей, вышедших из зависимости, показало развитие тех структур, которых ранее не было заметно. Появляется самодисциплина. Отношение к людям становится конструктивным. Новые цели в жизни.

«Грех» в переводе с греческого – мимо цели. Активность человека направлена мимо конструктивной, здоровой цели. Например, объедение. Человек потратил 2 часа на обед. Израсходованы средства. Стало плохо. Еще несколько часов можно вычесть из жизни, когда объевшийся просто лежит. Что в этом хорошего? К чему привело? К унынию. Поэтому грех – ситуация, когда жизнь человека идет мимо здоровой цели. Уместно здесь вспомнить слова из книги Иеромонаха Тихона (Барсукова) «Архиерей». Слова эти кажутся необычными. «Грех – это лысая или плешивая голова, гнилые зубы, трясущиеся руки, потливые ноги, бледное, худое, осунувшееся лицо или, наоборот, ожиревшее, впалая грудь, синева под глазами, испорченное зрение, тупой слух, гнусавый, шепелявый или картавый язык, испорченное пищеварение, большой живот, расстроенная половая система, неправильное кровообращение и так далее. Грех – это слабая память, тупой ум, извращенный вкус, плохая трудоспособность, отсутствие инициативы, слабосилие и всякая фальшивость везде и во всем». Это всякая ненормальность. Речь, конечно, не идет впрямую о лысой голове. Грех – это уклонение от здорового хода вещей. Это разрушительные процессы. Это следствие грехопадения первых людей по Православному вероучению. Грех – фундаментальное качество, которое может быть побеждено только путем приобщения к благодатной жизни во Христе. Да, некоторые люди воспринимают жизнь во Христе, как некое абстрактное понятие. Святые отцы говорили, что поначалу мы усваиваем Евангельские принципы на уровне ума, но потом они должны прорасти в нашу биологию, стать конкретными навыками, образом жизни. Так происходит обучение, например, боксу. Недостаточно прочитать о приеме в книге. Необходимо повторять раз за разом. Тысячи раз. Один и тот же прием пока он не запишется на более глубокие структуры. И вот тогда он будет воспроизведен в боевой обстановке автоматически. Так и Евангельские принципы. На определенном этапе развития человека они должны стать его сутью, второй природой. В одной из молитв говорится – как раньше возлюбил грех, так сейчас возлюби добродетель. Когда человек устремляется на таком уровне к Евангельским добродетелям, то, конечно, преодолевает грех.

Действительно, есть исследования светских ученых, показывающие, что алкоголизм может быть обусловлен биологией человека. Это крайне незначительная группа. Она легко узнается по следующему признаку – человек во время запоя погружается в зависимость до такой степени, что не нуждается в еде. Здесь речь о глубокой проблеме. Большинство людей себя так не ведут. Некоторые данные по этой немногочисленной группе пытаются распространить на всех. Идея болезни не столь проста, как кажется.

Вы спрашиваете – если АА зло, то, что можно предложить людям неверующим в качестве альтернативы? Во-первых, формулировка «АА – зло» принадлежит Вам. Во-вторых, по поводу «верующий – неверующий». В Штатах были суды, которые признали программу 12-шагов религиозной. Есть здесь некая размытость. Сами авторы заявляют Программу, как светскую. Но вот в их литературе речь сплошь о Высшей силе. Что это, как не религия? Да, Высшая сила здесь не выяснена. Может быть, это не Православие, но и не светская Программа. Скорее некая новая форма религиозности.

Возможно, Программа названа светской, чтобы иметь возможность внедрить ее в светские учреждения. Например, в Штатах по приговору суда людей принуждают к прохождению определенного количества часов в Программе. Примечательно, что в Штатах люди после Программы приходят к оккультизму, а не к Богу (Протоиерей Максим Плетнёв: 12-шаговая программа как религиозное явление).

Видимо, окружающая среда в Штатах ассоциирует Высшую силу с оккультными доктринами. В то же время 12-шаговая программа апеллирует к Высшим силам и это дает возможность проникнуть на приходы.

Понятие «Высшая сила» в Программе не определено. Один священник, длительное время находящийся в окружении нехристианского народа, отметил – если человек молится, но не конкретизирует кому именно, то совершенно не факт, что придет к общению с Богом. Все религии мира говорят о неоднородности духовного мира. Он включает в себя и существ «со знаком минус». Обращение к духовному миру (если это обращение не конкретизировано) не дает гарантий, то ответ будет получен именно от Бога. В частности, в книге Сергея Нилуса «Близ есть, при дверех» приводится вопрос масонов о плане борьбы с Христианством. И ответ был дан. Борьба не будет идти по линии насаждения атеизма. Наоборот! Идея Бога будет продвигаться, но как идея архитектора вселенной. Бог – высший абстрактный принцип. Сейчас книги Сергея Нилуса скорее примут за фейк. Примечательно, что после революции людей расстреливали только за знание об этой книге, тем более за ее наличие. Если это фейк, то почему расстрел?

Один миссионер говорил, что людям, усвоившим идею Бога в виде некоей абстракции, тяжело встретить исторического Христа. Того Христа, Кто вошел в человеческую историю. Христос будет казаться им мелким и несущественным.

Конечно, когда мы говорим об альтернативе, нужно понимать, что есть некая логическая ошибка в самом вопросе. Каждый вопрос должен быть рассмотрен по существу. Не стоит основывать свои суждения на устоявшейся и принятой кем-то концепции. Свщмч. Киприан Карфагенский давал понять в отношении Церкви, что длительное существование ложного обычая не делает его Истиной («Обычай, если на его стороне не стоит Истина, есть только старое заблуждение, которое должно уступить место Истине»).

Тем более спорной видится Программа, сели под Высшей силой подразумевается «группа». Когда группа приобретает для человека статус Высшей Силы, то, как можно охарактеризовать такую групп? Не хочется делать каких-то громких сопоставлений, но такаю группа напоминает нечто на букву «с». Для кого-то высшей силой становится Люцифер. Подобное двоемыслие показывает наличие проблемного аспекта в Программе.

Концепция, предложенная в книге «Преодоление зависимого поведения: зависимым и их близким (родственникам, педагогам)», основана на духовном опыте Православия и понимании зависимости с точки зрения нейрофизиологии. Это формирование определенных навыков (не компетенций в понимании soft skills), которые становятся качествами души, добродетелями. Это картина мира. Это отношение с близкими. В совокупности у человека появляется радость в жизни и новые цели. По учению прп. Нила Синайского радость приходит, когда побеждаются страсти (сколь это возможно). Человек формирует добродетели. Душу перестает разрывать зависть и гнев. Когда у человека появляется здоровая картина мира, он не колеблется тревожностью. Если он живет по совести, не возникает потребность постоянно глушить свое сознание. Формирование ядра личности, здоровой бодрой, конструктивной доминанты приводит к тому, что человек начинает иначе воспринимать мир.

В работах часто привожу мысли современных авторов, что внешняя реальность действует на человека не сама по себе, а проходя сквозь систему внутренних условий – совесть, мировоззрение и так далее. При сформированной картине мира даже неблагоприятные условия приводят человека к выводам здоровым. Это разобрано в книге «Депрессия и травма: Как преодолеть?». Все опубликованные книги объединены одной идеей – построение здоровой личности. Это цель! Тогда зависимость отпадает сама собой. В книге «Депрессия и травма: Как преодолеть?» больше уклон на депрессию и травматический опыт, ПТСР. В книге «Преодоление зависимого поведения: зависимым и их близким (родственникам, педагогам)» эти же принципы работают на преодоление зависимого поведения. Если получится, будет издана книга «Родители – Дети – Воспитание», где те же самые принципы закладываются во взаимоотношения между родителями и детьми, в основу воспитания. По мысли патриарха Сергия (Страгородского) каждое учение должно быть подтверждено реальными примерами. Если таковых не имеется, возможно, мы имеем дело с проблемным учением. Если же мы можем привести в подтверждение массу примеров, то есть шанс, что мысль здрава.

Кстати, описанная концепция применима и к людям неверующим. Понятно, Вера дает высшие смыслы человеку. Безусловно, доводилось и мне общаться с людьми неверующими или далекими от Веры. Объяснял им идею учения Ухтомского о доминанте и его связь с учением Святых отцов о страстях. Они почти идентичны. Академик Ухтомский был верующим человеком и, по сути, описал физиологическую основу, а Святые отцы показали «работу» данных принципов применительно к духовной жизни. Прп. авва Дорофей в книге «Душеполезные поучения» описал процесс формирование страсти, как качества души. Положительные, то есть добродетели, ведут к обогащению личности, к связи с Богом и людьми. Навыки деструктивные замыкают человека на негативном явлении и ведут к регрессу, к разрыву отношений людей с Богом и ближними.

Профессор Марк Льюис в упомянутой выше книге «Биология желания. Зависимость – не болезнь» не сказал ничего, что не описал бы прп. авва Дорофей, живший еще в первом тысячелетии. Авва описал просто и емко, без современных терминов. Если эти процессы понимать, если понимать, как преодолевать страсти и формировать добродетели, то постепенно можно выйти из зависимого поведения.

Возможно, кому-то из Священников удается адаптировать Программу к православному мировоззрению. Главное – понятие высшей силы, как Христаю Уместно здесь указать на послание Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где поданы критерии, как испытывать духов. «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; А  всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин 4. 1-3).

Так светская программа или нет? Кто-то скажет даже, что духовная, но не религиозная. И снова логическая ошибка. Опять подмена тезиса. В данном случае, видимо, имеется в виду кондовая религия, включающая лишь ритуалы. Но подлинно религиозные люди живут не только ритуалами. Тогда что такое духовность? Если духовные принципы не отражены в деятельности, это фикция и иллюзия. Кстати, св. апостол Иаков говорил, что Вера, которая не сопровождается делами, ассоциируется с человеком, кто посмотрел на себя в зеркало и тут же забыл, каков он есть («Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале» (Иак 1. 23). Человека без здоровой деятельности и соответствующего мировоззрения сложно назвать верующим. Его вера находится на уровне абстрактных идей. В тяжелых жизненных обстоятельствах такая Вера не поддержит. Можно вспомнить здесь притчу Христа о сеятеле, в которой не выдерживающая давление обстоятельств вера ассоциируется с ростком, не имеющим корня. «Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат. А другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» «…посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (Мф 13 1–9, 20–21).

Сейчас общий тренд открывать на приходах Общества трезвости. Согласно регламенту, священник не может регулировать данную деятельность. В группе принимают участие только зависимые. Спикеры профессиональные и могут приглашаться со стороны. Если взять вчерашних алкоголиков и поставить перед ним специально обученного спикера, то шанс их переформатирования увеличивается. Сообщество развивается под крышей Храма. Священник не регламентирует его деятельность. Христиане, твердо стоящие на ногах, способны осмыслить Программу с позиции своего опыта. Но! Если Программа несет в себе активную психологизацию, то не столкнемся ли мы с формированием некоей категорией прихожан, глубоко оторванных от Святоотеческого учения?

Зачастую Программа рассматривается, как критерий для «испытания» человека, который потенциально может стать прихожанином. Сколько зависимых таким образом стали прихожанами? И какими прихожанами? Один духовник провел эксперимент в Храме. Он спросил верит ли кто из присутствующих в реинкарнацию. Оказалось, что такие были. Были и те, кто поддерживает и другие эзотерические моменты. Потенциально они прихожане. Но по внутреннему содержанию души являются ли они чадами Православной Церкви?

Вопросов много и в одном ответе всего не озвучить. Множество бесед проведено, где этот вопрос развивается.

Постскриптум

На тему анонимного сообщества было написано несколько ответов и текстов. Проведены беседы, где разобрана 12-шаговая программа. Справедливости ради приведу цитату из интервью одного известного исполнителя и общественного деятеля (далее Исполнитель) о его опыте прохождения Программы.

Вот цитата из данного интервью[1]:

«Мне настолько понравились те знания, что дает 12-шаговая система. Я не нахожусь в системе АА. Я не хожу на собрания. Я ничего не пишу. Я толком ни с кем из АА не общаюсь. Там другой мир, который мне не особенно и подходит. Из АА у меня только три друга и то люди, у одного из которых стаж трезвости 25 лет. Но те знания, которые дает 12-щаговая система – уникальная психология. Глубочайшая психология. Кстати, серьезные психологи, которые именно психологи, а не те, кто получили сертификат и знают, что такое абьюз, сублимация и треугольник Карпмана [но именно о треугольнике Карпмана нередко говорят на группах, работающих по 12 шагам], именно, специалисты – говорят, что 12-шаговая программа, если к ней правильно подойти, если ее действительно применять к себе, дает уникальные знания. В психологии я с 15 лет увлекаюсь. Многое перелопатил. Занимался практической психологией. Она меня очень интересовала. Особенно психология, связанная с преступным поведением. Раньше были книги, которые сейчас не найдешь. Например, о построении допросов в системе силовых структурах РСФСР. И вот я наткнулся на 12-шаговую программу. На реабилитации все – когда домой? Кто-то саботажи устраивает. А я вообще «не моросил». Спать есть где. Жрать есть где. Уже норм. Мама в курсе. Все нормально. Здесь интересные знания. И начинаю их всасывать. Я постоянно спрашивал. Этим моментом воспользовался по полной. И стал именно применять.

В чем сложность зависимых людей? В том, что многие не выздоравливают, а “здравятся”. Выздоравливать – не просто перестать употреблять, а изменить себя полностью, убрать наркоманское поведение, перестать быть тем, кем был и сталь другим, стать лучше. Вот тебе все рычаги – применяй. А есть люди, кто 10 лет уже не употребляют, а он как был по поведению нарком, так и остался. Он рассказывает людям про принципы, но у самого их нет. Он рассказывает людям про знания, но к себе применить их не может. Он постоянно жалуется на жизнь. Таких много. Поэтому я постоянно в системе АА/АН не могу находиться. Это я сейчас не обесценивают ребят, просто рассказываю свое субъективное отношение. Но знания, которые там – уникальны. Даже кто не зависим – просто интересно, просто поинтересуйтесь».

Исполнитель говорит об уникальности психологии сообщества. Отмечу так же, что он не приемлет идеи пожизненного членства в данном сообществе.

Комментарий. Но тогда получается – некая нестыковка, ведь с точки зрения программы – ты болен, пожизненно, пожизненно нужно ходить на группы. Если не принимается это центральное учение «12 шагов» о болезни, то значит, учение не вошло «плоть и кровь». Учение о болезни требует отдельного ответа, отчасти оно разбиралось в беседах цикла «Программа АА / АН: Какие к ней возникают вопросы». Также в тексте «Программа АА/АН. Какие к ней возникают вопросы», часть 1.1.2 «О “медицинской модели” и о связи зависимости с поражениями в духовно-нравственной сфере человека».

Следует отметить, что у данного Исполнителя была определенная база до вхождения в Программу. Он твердо стоял на ногах по жизни. Да, были ошибки. В частности, ввязался в историю с препаратами. Причина зависимости – стремление отсепарироваться.

Его история приведена в беседе 8.3. цикла бесед «Проблема отклоняющегося поведения: Родственникам, родителям, педагогам». 8.3. «Созависимость: трудные подростки. Выйти от секты. Дичь маскир. под любовь. Алк., семья, выход».

Один из его друзей связался с большими деньгами (криминальными, как можно понять). Герой нашего повествования устал и на каком-то этапе разорвал общение. Был риск, что друга убьют. Так и случилось. Он погиб. Боль об утраченном друге и боль от совершенной ошибки – не единственная причина вхождения в зависимость.

С другой стороны, Программа пропагандирует определенный подход к жизни – дать пасть человеку на дно, отсепарироваться. Вот он отделился. Человек умер. Возникло чувство вины. Следом пришли препараты. Был другой момент – гордость. Началось некое ослепление. Катастрофа приближалась.

Надо понимать, что активный взгляд на психологию позволил сформировать собственное понимание происходящего. Взяв что-то из Программы, он не очаровался ею и пошел дальше. Программа рассчитана на несколько иной подход. Она должна стать для человека всем! Она заменяет Библию и Бога. Если человек в качестве Высшей силы не может указать на Бога, то избирает сообщество.

Центр Василия Великого занимается реабилитацией подростков, находящихся в конфликте с законом. Большинство из них попали в него по суду по наркотической истории. В данной организации так же есть некий принцип «входа». Подросток пришел в Центр, чтобы когда-то уйти. Здесь его поставят на ноги, дадут понимание жизни, инструменты. Помогут, но дальше его ждет самостоятельная жизнь. Конечно, он может приходить, советоваться в горе и делиться радостью успехов. Но как таковой задачи привязать подростка к Центру – нет!

Как отнестись к словам об уникальных методах психологии в Программе? Не хотелось бы вступать в дискуссию. Укажу только, что довелось писать три письма к данной персоне[2], в которых разбирал некоторые из его заявлений. Со временем он начал пересматривать свою позицию в отношении Веры. Стало понятно, что те недостатки, которые он видел в Храме, не должны стать общим взглядом на всех священнослужителей. В любом сообществе есть люди, которые ведут себя не в соответствии с принципами, которые в данном обществе приветствуются. Безусловно, у него есть яркие, ценные, правильные и полезные мысли.

Для Программы его случай нетипичен. Он зашел в Программу, имея собственное мировоззрение, от которого не отказался и вышел, вобрав в себя нужное.

На счет признания психологами уникальности метода Программы. Фраза эта не очень конкретна. Психологи сейчас являются экспертами. Возможно, социальные рейтинги будут регулироваться ими. Есть масса ситуаций, когда данные специалисты берут на себя функцию арбитров, разграничивающих «добро и зло» и не всегда из этого получаются хорошие истории. Не утверждаю, что прием «все настоящие ученые считают, что…» или «все здравомыслящие люди убеждены в том, что…» был использован Исполнителем намеренно. Думаю, он был искренен. Но вот как определить термин «настоящий психолог»? Вот, например, девочка приходит к специалисту и утверждает, что она мальчик. Кто-то подведет ее к гормональной терапии, и в некотором сообществе этот психолог будет считаться «настоящим» (сами препараты назначают не психологи). Другой специалист попытается объяснить, что существуют некие временные измененные состояния сознания, определенное воздействие информационного контента и попытается помочь девочке остаться девочкой (о том, что история с «переходом в другой пол» продвигается в качестве СМИ-повестки, хорошо показано в фильме «Кто такая женщина?». Кто-то сочтет «настоящим психологом» именно его. Вопрос тонкий.

Нассим Талеб, размышляя о подменах именем науки, говорит, что подмены эти продвигаются с подачи некоего сообщества, куда входят люди, имеющие дипломы и статусы. Они ссылаются друг на друга в своих работах, создавая иллюзию, имитируя общность взгляда. Словно все здравомыслящие люди науки имеют именно эту точку зрения. При этом специалистов с другой научной позицией просто не допускаю к СМИ. Их не публикуют. Получается односторонний взгляд на реальность.

Не обесцениваю мнения Исполнителя. Но в его утверждении, что «настоящие психологи» сходятся на мнении об уникальности методов АА нужно учесть и нижеследующее. Он сам характеризует себя, как «парень из района». Уличные баталии. Спорт. При всей многосторонности его характера он увлекся психологией. Но сколько глубоко и адекватно было это погружение, учитывая его музыкальную карьеру, опыт зависимости и так далее? В беседах мы не раз рассматривали учение академика Ухтомского о доминанте. Сквозь призму доминант формируется определённое представление о жизни. Чтобы эта мысль была понятна, приведу один пример.

Директор Центра имени Василия Великого для трудных подростков рассказала о поездке Мезень. Мезень живет вне времени. Это Архангельская область. Тяжело добраться. Цивилизация еще не вполне пришла. Один местный житель рассказывал про служившего там священника. Батюшка был «нехорош». Как это местный житель определил? Однажды к священнослужителю подошел жеребенок и стал жевать рукав его рясы. И вместо того, чтобы по голове «треснуть», батюшка стал гладить его и ласково разговаривать. Тогда каков хороший священник? Приехал новый батюшка и служил молебен. Надо сказать, что местные жители очень ценят титановые конструкции, что падают с неба. Над данным регионом пролетают спутники и, набирая высоту, отбрасывают некие свои составные части. Видимо, радиоактивность их не смущает. Но не в этом сейчас суть. Вдруг во время молебна со священника посыпались эти металлические конструкции. И вот местные жители пришли к выводу – священник понимающий и, следовательно, хороший. У людей бывают разные критерии «хорошести». Мы сами и не раз удивлялись, как человек некоему явлению дает положительную оценку при том, что минусы бесспорны. Случается и наоборот.

Так же крайне важно учитывать, во-первых, стартовые условия, исходя из которых человек оценивает ту или иную доктрину. Сколь глубоко это оценивание? Учтены ли долгосрочные последствия? Отмечу так же, что интерес к психологии не уберег Исполнителя от зависимости. В попытке избежать односторонней позиции и приводится мнение Исполнителя, но и невозможно не отметить дискуссионность его мнения.

Еще об уникальности подходов АА. Можно сказать, что цикл бесед «Программа АА/АН: и какие к ней возникают вопросы?» возник не на пустом месте. Отсутствие вопросов не породило бы потребность в рассмотрении данной темы.

Уместно здесь указать на феномен «жизнестойких детей». Один нарколог говорил, что 10% популяции состоят из людей с ярко выраженным личностным началом. Даже если поместить их в секту или среду зависимых, они все равно выйдут. Ими трудно манипулировать. Личностное ядро в них крепко. Поэтому любая программа, даже самая неблаговидная, самая ошибочная даст 10% реабилитации.

Приведу высказывание одной своей знакомой. Понятно, все это неконкретно и с научной точки зрения данные суждения могут показаться несерьезными. Позже объясню, почему данные мнения могут иметь значение. Ее история и история ее ребенка, кстати, приведены в части 3.1 текста «КОНЦЕПЦИЯ материалов о преодолении ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ, подготовленных иеромонахом Прокопием (Пащенко)» (см. раздел 6, истории 1 и 2). С ее точки зрения, люди, прошедшие 12-шаговую программу, выглядят как несчастные. Постулирование болезни, которая с тобой будет до конца, словно оставляет некую печать. С другой стороны, есть люди, кто вышли из зависимости без 12-шаговой программы. На них не осталось и следа. Да, был такой период жизни. Да, они были зависимы. Следует отметить, что наркотики влекут за собой определенный образ жизни. Обман. Лицемерие. Предательство. Разрушение отношений. Хаотический интим и так далее. Чтобы выйти из зависимости, необходимо решить вопрос и с данными аномалии. А сели человек просто переста употреблять наркотики, но оставил эти аномалии в своей арсенале, то перестал ли он быть зависимым спорный вопрос.

Для тех же, кто преодолел эти аномалии, зависимость была лишь страницей в жизни, и она теперь перевернута. Люди изменились. Выковали навыки, противоположные тем, на основании которых и вошли в зависимость.

Почему же эти свидетельства необходимы? Как решить – правильно ли то или иное учение?

Приведу аналогию. Не так давно было проведено 2 эфира на тему реинкарнации совместно с тг-каналом «Доброта на завтрак» (часть 1, часть 2). В первом из них помимо различных аргументов, выразил мысль, что не встречал ни одного доказательства, которое подтверждало бы существование реинкарнации. После эфира задан вопрос – отсутствие доказательств не является признанием того, что основание рассматривать феномен реинкарнации отсутствует. Возможно, для научных дисциплин, как геометрия, например, такой ход мышления не является рабочим, но в реальной жизни мы встречаем массу ситуаций, когда отсутствие доказательств является серьезным свидетельством. Например, на сайте некоего специалиста указано, что доктор гарантирует эффективность лечения. Но по факту нет ни свидетельств, ни статистики, подтверждающей данное заявление. Теоретически можно предположить, что он хорош, просто данные отсутствуют. Но в реальности есть риск попасть в руки мошенников. Так некоторые неоязыческие движения основаны на непроверяемых свидетельствах. Одно из них, к примеру, утверждает, что адепты ориентируются на смыслы, записанные волхвами на золотых таблицах. Предъявить их невозможно. Нет даже фотографий (иначе их месторасположение вычислят и украдут). Мы знаем, что бред неприступен для фактов. Допустим, человек убежден, что в нем живет гигантский червь. Рентгенологическое исследование никакой патологии не обнаружило. Пациент стоит на своем. Считает, что червь не диагностируется ни одним из современных методов. К чему это? Когда нам нужно (по аналогии с реинкарнацией) сделать какой-то выбор в пользу того или иного направления, мы не всегда можем ориентироваться на прямую систему доказательств.

Выбор сложен. В нас есть такой орган познания, как медиальная префронтальная кора. С его помощью мы принимаем социальные решения. Он развивается, если человеку присущи эмпатия и рефлексия. Рефлексия – способность человека оценить свой поступок с позиции добра и зла. Эмпатия – желание встать на точку зрения другого. Развиваясь в данном направлении, мы активируем и тот орган, с помощью которого сможем масштабно оценить ситуацию. Ведь на происходящее мы реагируем всей полнотой своей личности, всем объемом коры головного мозга. Познавая, читая, мы формируем новые связи в коре головного мозга, то есть развиваем нейронные сети. И вот этой полнотой нейронных сетей мы реагируем. Не стоит забывать про духовную составляющую, ведь человек не определяется мозгом. Современные ученые рассматривают мозг, как то, через что сознание себя проявляет, а что такое сознание не знает никто.

Если человек способен к рефлексии и эмпатии, то учитывает и истории отдельных людей, изолированные сигналы. Бывает, что опыт говорит в человеке. Он подсказывает. Так, например, человека с боевым опытом что-то насторожило в обстановке. На рациональном уровне он порой и не может отфиксировать что именно его «напрягло». Достаточно того, что он повременит с движением и осмотрится. Поэтому так важны свидетельства. Кто-то скажет, что это отдельные свидетельства отдельных людей. Так уж сложилось, что мы люди и наш жизненный опыт ограничен. Мы вынуждены ориентироваться на отдельный опыт отдельных людей. Просто у кого-то этих свидетельств 10, а у иных 100.

Возникает ощущение, что 12-шаговая программа дает инструменты, предотвращающие от сползания вниз – от всего отсепарироваться, признать свое бессилие. Да, возможно, человек затормозился в этом движении. Но! Возникает ощущение, что идет навязчивая ориентация на саму Программу. Человек, которого зависимость превратила в желе, нуждается в неких осях. И вот в человека словно разместили арматуру, металлические распорки. Он встал, нашел некую опору и начал ходить. Но неминуемо наступает момент, когда необходимо интегрироваться в общество. А распорки остаются, и он обнять другого человека не может.

Дискуссия с людьми, прошедшими Программу, сложна. Им трудно удается спокойно среагировать на разность мнений. Подобный разговор приобретает большую или меньшую степень конфликтности.

Ниже приводятся ссылки на материалы, которые готовил в отношении программы АА / АН, а также – в отношении альтернативного взгляда на вопрос о преодоления зависимого поведения.

В ОТНОШЕНИИ ПРОГРАММЫ АА/АН:

– По теме АА/АН проходили беседы цикла «Программа АА / АН: Какие к ней возникают вопросы»; аудио, видео (начиная с 4.1), Плейлист АА/АН.

– Было подготовлено два текста:

«Программа АА/АН. Какие к ней возникают вопросы»
Часть 1.1. «Является ли зависимость болезнью? Достаточно ли для выздоровления одной борьбы с зависимостью?»;
Часть 1.1.2. Дополнительная – «О “медицинской модели” и о связи зависимости с поражениями в духовно-нравственной сфере человека».

– Также – были подготовлены ответы.

«Отношения. Женщине, прошедшей с мужем 12-шаговую программу. О семейных трудностях»;
«Психология. Женщине о концепциях созависимости, самооценке и внутреннем ребенке (Ч. 1)»;
«Психология. Женщине о концепции созависимости. Ч. 2»;
«Женщине, ходившей на группы ВДА (взрослые дети алкоголиков)»;
«Любовь. Стороннице программы 12 шагов о любви на её вопрос о том, чтобы заняться собой. Ч. 1»;
«Программа АА/АН. Правда ли, что зависимый болен прогрессирующей болезнью? Является ли зависимость болезнью? Ч. 1»;
АА. Программа АА/АН. Два примера. Люди проходили программу, но внутренние проблемы давали о себе знать (Ч. 2);
АА. В отношении дискуссии вокруг движения АА на вопрос, что значит в Православии – исцеление чувств;
АА/АН. В ответ на историю женщины, сказавшей, что программа работает, но ушедшей в срыв;
Семья. Молился о браке, если не складывается, собирается идти в хаотизированный интим. О программе 12 шагов (АА/АН).

МАТЕРИАЛЫ, В КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЕН АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗЛЯД НА ВОПРОС О ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ (только некоторые материалы):

– «Преодоление зависимого поведения. Ч. 1: Зависимым и их близким: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)»;
– «Преодоление зависимого поведения. Ч. 2: Родственникам, близким»;
– «АКЦЕНТЫ К БЕСЕДАМ О ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ (алкоголь, иные ПАВ, игра и пр.)»;
– «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния “тирании мысли” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю»;
– «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения. Ч. 3: Обращение к полноте и доминанта на лицо другого»;
– «Две доминанты».

[1] «МИША МАВАШИ: мигранты, скандал с мечетью, Шлеменко, Емельяненко, Баста, жизнь».

[2] «Церковь. Музыканту и общественному деятелю в ответ на его заявление о разрыве с Церковью (Ч. 1)».

«Церковь. Музыканту и общественному деятелю в ответ на его заявление о разрыве с Церковью (Ч. 2)».

«Церковь. Музыканту и общественному деятелю в ответ на его заявление о разрыве с Церковью (Ч. 3)».