Библиотека: Ф
  • 1 июня 1889 г.

    Федоров П.Ф. Соловки

    В книге подробно описывается внешняя и внутренняя сторона жизни Соловецкого монастыря: климат и природа Соловецкого острова, состав населения, монашествующие, рабочие богомольцы, о причинах паломничества, наемные рабочие Соловецкого монастыря (из жизни поморов южного берега Белого моря), ссыльные и арестанты, краткий очерк военной истории Соловецкого монастыря, жилище, баня, одежда и бельё, рабочая трапеза, администрация, экономическое состояние, ремесленное и образовательное значение. В приложении дается план Соловецкого монастыря со всеми постройками.

  • 23 сентября 2013 г.

    Федосов П. Преображение на Анзере: О незаметном человеке на краю земли и сияющем сквозь него свете

    Уже не помню точно, о чем именно была тогда проповедь. Кажется, о кресте, о выборе, о верности. Это был последний день нашей экспедиции в Свято-Троицкий скит на соловецком острове Анзер. Мы все устали. Я разболелся, валялся на нарах в келье, пил антибиотики и приходил только на службы. Священник тоже был несколько дней как сильно простужен, служил литургию и закашливался. Проповедь читал по бумажке, а может, это было что-то подобранное к празднику из святых отцов.

  • 2 августа 2012 г.

    Федосов П. Уроки монастыря

    Мне посчастливилось в течение нескольких лет быть организатором труднических экспедиций, которые Фонд Андрея Первозванного направляет в Свято-Троицкий скит на острове Анзер. 

  • 5 октября 2017 г.

    Федосов П. Читая жития новомучеников и исповедников российских

    Новомученики и исповедники российские – это святые, которые жили совсем недавно. О каждом из них нужно говорить отдельно. Нужно внимательно вглядываться в то, как судьба человека становится житием святого. Нужно смотреть на то, как они отвечают на зов Христа в конкретных, недавних и здешних исторических обстоятельствах. Почему это важно? Может быть потому, что они подают нам пример того, как быть христианином здесь и сейчас, будучи современным человеком?

  • 1 июня 1928 г.

    Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский

    Подходя так к образу и делу св. Филиппа, мы убеждены, что не совершаем над ними тенденциозного насилия. Уже древнее житие Филиппа построено на этом плане: обличитель Грозного затеняет в нем соловецкого инока. И для древнерусского церковного сознания св. Филипп жив как митрополит Московский, а не как подвижник с Белого моря. Черты его внутреннего духовного облика даны нам чрезвычайно скупо, и нельзя не пожалеть об этом. Они нам все же даны – настолько, что позволяют видеть тот личный, иноческий путь, на котором ярко вычерчивается общественное его служение.

  • 28 ноября 2013 г.

    Флиге И.А. Судьба меньшевика

    Как правило, годы выхолащивают память о человеческой судьбе, подменяя ее безличными дефинициями: «политический деятель Февральской революции», «политик, меньшевик, экономист». С Борисом Осиповичем Богдановым получилось иначе: людям, знавшим и любившим его – родным, соратникам по борьбе, односидельцам в лагерях и тюрьмах – в разных текстах (воспоминаниях, записках, кратких статьях) удалось сохранить и передать живой образ этого человека – его вкус к жизни и борьбе, любовь к правде, верность себе и своему времени.

  • 1 июня 2011 г.

    Флоренский П. В. …Пребывает вечно: Письма П.А. Флоренского, Р.Н. Литвинова, Н.Я. Брянцева и А.Ф. Вангенгейма из Соловецкого лагеря особого назначения. В 4 т. Т. 1

    Вослед за апостолом Павлом, в I веке писавшим свои послания в узилищах по дороге к Риму – месту усекновения его главы, в крестном пути к казни создан ряд произведений. В XX веке их продолжило собрание писем к родным четырех собеседников и сокамерников, заключенных Соловецкого лагеря особого назначения, расстрелянных в октябре-декабре 1937 года. Все четверо – люди незаурядные: священник, богослов и ученый Павел Флоренский, профессор, химик Роман Николаевич Литвинов, инженер, один из создателей Урало-Кузбасского комбината Николай Яковлевич Брянцев и также один из создателей Единой гидрометеослужбы СССР Алексей Феодосьевич Вангенгейм.

    Письма написаны в тяжелейших условиях лагеря, но исполнены удивительной силы духа, ощущения глубины и гармони бытия. Они публикуются с обширными комментариями, сопроводительными статьями и справочным аппаратом. Особое значение имеет видовой ряд издания: документы и фотографии о концлагере, природе Соловков, портреты близких и родственников узников, а также иллюстрации к их рассказам. В первый том включены письма с 13 октября 1934 г. по 16 мая 1935 г.

    Для П.А. Флоренского его письма стали четвертым философским трудом, генодицеей – оправданием семьи, рода. Ей предшествовала эгодицея – оправдание личности (неопубликованные письма юности), теодицея – оправдание Бога («Столп и утверждение Истины») и антроподицея – оправдание человечества («У водоразделов мысли», «Философия культа» и др. работы). Как и послания Апостола, эти письма не документы зла и беззакония, а свидетельство величия человека, ни при каких обстоятельствах не отрекающегося от Истины и добра.

    Издание адресовано всем интересующимся историей нашей родины.